Виды здоровья: физическое, психическое, психологическое, нравственное, социальное. Основы здоровья


admin

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности. Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью. Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

адекватность понимания общества;
осознание поступков;
работоспособность и активность;
стремление к новым целям;
умение находить контакты;
нормальная семейная жизнь;
чувство привязанности к родным;
ответственность;
умение составлять план жизни и следовать ему;
ориентированность на развитие личности;
целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий , враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

3 марта 2014, 10:48

Человек, который являются эмоционально здоровым и контролирует свои эмоции и свое поведение, способен справляться с жизненными трудностями, строить крепкие отношения, и такой человек легче справиться с неудачами на своем жизненном пути. Но просто так ничего не дается, также требуются усилий для создания или поддержания физического здоровья, так и эмоционального и психического здоровья. Улучшение вашего эмоционального здоровья может быть полезным опытом, так как сказывается почти на всех аспектах вашей жизни, включая улучшение вашего настроения, повышению психологической сопротивляемости, и общего удовольствия от жизни.

Что такое психическое здоровье?

Психическое или душевное здоровье относится к вашему психологическому благополучию. Эмоциональное здоровье - это как вы чувствуете себя, качество ваших отношений и ваша способность управлять своими чувствами и справляться с трудностями.

Хорошее психическое здоровье - это не только отсутствие психических проблем со здоровьем. Умственное и эмоциональное здоровье - это гораздо больше, чем просто отсутствие депрессии, хандры, тревожности или других психологических проблем. Аналогично, не плохое самочувствие - это не то же самое, что быть здоровым. В пол не возможно вы не испытываете никаких негативных эмоций, но для выработки позитивного мышления вам потребуется приложить усилия.

Психически и эмоционально здоровый человек имеет:

    Чувство удовольствия от жизни.

    Интерес к жизни и способность веселиться и смеяться.

    Способность справляться со стрессом и невзгодами.

    Чувство смысла и цели.

    Гибкость, возможность узнавать новые вещи и приспосабливаться к происходящим изменениям в жизни.

    Баланс между работой и отдыхом.

    Умение строить и поддерживать полноценные взаимоотношения.

    Уверенность в себе и высокая самооценка.

Эти положительные характеристики психического и эмоционального здоровья позволят вам участвовать в жизни в полной мере и благодаря этому быть более продуктивным и иметь прочные отношения с семьей и ближайшим окружением. Эти позитивные характеристики также помогут вам справиться с жизненными трудностями и стрессами на работе и в семье.

Устойчивость эмоционального и психического здоровья

Быть эмоционально и психически здоровым, это еще не значит, что вы не будете переживать плохие времена или не испытывать эмоциональные проблемы. Все мы проходим через разочарования, потери и изменения в своей жизни. Печаль, тревога и стресс, к сожалению все это обязательная часть жизни человека.

Разница в том, что люди с хорошим эмоциональным здоровьем имеют возможность оправиться от несчастья, травм и стресса. Эта способность называется устойчивость . Люди, эмоционально и психически здоровые имеют больше инструментов для совладения с трудными ситуациями. Они остаются целенаправленными, гибкими, творческими и в плохие времена, и хорошие.

Одним из ключевых факторов устойчивости является способность балансировать между стрессом и своими эмоциями. Способность распознавать свои эмоции и выражать их соответствующим образом поможет вам не застрять в депрессии, тревожности или других негативных состояниях. Другим ключевым фактором является наличие сильной сети поддержки. Имея доверенных людей вы можете обратиться за ободрением и поддержкой к ним, что повысит вашу устойчивость в трудные времена.

Физическое здоровье связано с эмоциональным и психическим здоровьем

Нужно заботиться о своем теле - это мощный первый шаг к психическому и эмоциональному здоровью. Ум и тело связаны. Когда вы начнете работать над своим физическим состоянием, вы будете автоматически испытывать более позитивные эмоции. Например, физическая активность не только укрепляет наше сердце и легкие, а также выпускает эндорфины, мощные химические вещества, которые помогают нам получить заряд бодрости и поднять себе настроение.

    Достаточно отдыхайте. Чтобы иметь хорошее эмоциональное и психическое здоровье, важно заботиться о своем теле. Что включает в себя и хороший продолжительный сон. Большинству людей необходимо семь-восемь часов сна каждую ночь, чтобы хорошо себя чувствовать.

    Узнать о хорошем питании . Чем больше вы узнаете о том, что вы едите и как это влияет на вашу энергию и настроение, тем лучше вы себя будете чувствовать.

    Упражнение , чтобы снять стресс и поднять настроение. Упражнение является мощным противоядием от стресса, тревожности и депрессии. Изыскивайте малейшие возможности добавить физической активности в свой распорядок дня. Поднимайтесь по лестнице вместо лифта или идите пешком до работы, а потом до дома. Чтобы получить максимум психического преимущества для здоровья, ваша цель 30 минут физической активности или более в день.

    Получить дозу солнечного света каждый день. Солнечный свет поднимает настроение, поэтому постарайтесь получать по крайней мере 10 - 15 минут солнца в день.

    Ограничьте употребление алкоголя и избегайте сигарет. Это стимуляторы, которые могут неестественно заставить вас чувствовать себя хорошо в краткосрочной перспективе, но они имеют долгосрочные негативные последствия для вашего настроения и эмоционального здоровья.

Улучшение психического и эмоционального здоровья

В целях сохранения и укрепления психического и эмоционального здоровья, очень важно обращать внимание на собственные потребности и чувства. Не позволяйте стрессу и негативным эмоциям накапливаться. Старайтесь поддерживать баланс между ежедневными обязанностями и вещами, которые вы любите. Если вы заботитесь о себе, значит вы лучше подготовлены, для борьбы с вызовами которые иногда ставит наша жизнь.

Забота о себе включает проведение мероприятий, которые естественно приводят к выбросу эндорфинов и способствуют хорошему настроению. В дополнение к физическим упражнениям, эндорфины также естественным образом освобождаются, когда мы:

    Делаем вещи, которые положительно влияют на других. Быть полезным другим и ценится за то, что вы всегда можете помочь, это самоуважение к себе.

    Практика самодисциплины. Самоконтроль естественно вызывает чувство оптимизма и помогает вам преодолеть минуты отчаяния, беспомощности и другие негативные мысли.

    Узнать или открыть для себя новые вещи. Думайте об этом как “интеллектуальной игре.” Попробуйте вступите в Книжный клуб, посетить музей и выучить новый язык.

    Наслаждаться красотой природы или искусства. Исследования показывают, что просто прогулкой по саду можно понизить кровяное давление и уменьшить стресс.

    Управлять своим уровнем стресса. Стресс серьезно влияет на психическое и эмоциональное здоровье, поэтому очень важно держать его под контролем. Хотя не все стрессоры можно избежать, стресс-менеджмент стратегии могут помочь вам привести все в равновесие.

    Лимит нездоровые психические привычки, как тревожные. Постарайтесь не стать поглощенным повторяющихся умственных привычек, негативных мыслей о себе и мире, которые сосут до времени, истощают вашу энергию и вызывают чувство тревоги, страха, и депрессии.


Взаимовыгодные отношения - основа эмоционального здоровья

Независимо от того, сколько времени вы посвящаете улучшению вашего психического и эмоционального здоровья, вам все равно нужна компания других людей, чтобы чувствовать себя и выглядеть наилучшим образом. Люди являются социальными существами с эмоциональной потребностью в отношениях и позитивными связями с другими людьми. Нам не суждено выжить, а уж тем более процветать в изоляции. Наш социальный мозг жаждет общения, даже когда опыт заставляет нас стесняться.

Социальное взаимодействие - конкретно с кем-то проговорить о своих проблемах, может также помочь уменьшить стресс. Ключ в том, чтобы найти благоприятные отношения с кем-то, кто “хороший слушатель”, кто умеет разговаривать с людьми регулярно, желательно лицом к лицу, кто будет слушать вас без уже существующей повестки дня, как вы должны думать или чувствовать. Хороший слушатель будет прислушаться к ощущениям, а не перебивать, судить или критиковать тебя. Лучший способ найти хорошего слушателя? Быть хорошим слушателем самостоятельно. Развивать дружбу с кем-то с кем можно поговорить.

Факторы риска психических и эмоциональных проблем

Ваше психическое и эмоциональное здоровье было и будет по-прежнему определяться вашим опытом. Ранние детские переживания имеют особое значение. Генетические и биологические факторы могут также играть определенную роль, но они могут изменится под давлением опыта.

Факторы риска, которые могут ухудшить психическое и эмоциональное здоровье:

    Чувство одиночества. Чувствуя себя одиноким, изолированным и никому не нужным.

    Травмы или серьезные потери, особенно в начале жизни. Смерть одного из родителей или другие травматические события.

    Выученная беспомощность. Негативные переживания, которые приводят к убежденности в том, что вы беспомощны и что у вас мало контроля над ситуациями в вашей жизни.

    Болезни, особенно при хронических, инвалидизирующих, которые изолируют вас от общества.

    Побочные эффекты препаратов, особенно у пожилых людей, которые могут принимать разнообразные лекарства.

    Злоупотребления психоактивными веществами. Алкоголизм и наркомания могут вызывать проблемы с психическим здоровьем и сделать уже существующие психические или эмоциональные проблемы еще хуже.

Во внутренние и внешние факторы, которые сформировали ваше психическое и эмоциональное здоровье, никогда не поздно внести изменения, которые позволят вам улучшить свое психологическое самочувствие. Факторы риска могут компенсироваться другими защитными факторами, такими как сильные личностные отношения, здоровый образа жизни и стратегии управления стрессом и негативными эмоциями.

Обратите внимание

    Плохой сон

    Чувство безнадежности или беспомощности большую часть времени

    Концентрация проблем, которые мешают вашей работе или отдыху

    Вы употребляете алкоголь или никотин, чтобы справиться с трудными эмоциями

    Негативные или саморазрушительные мысли или страхи, которые Вы не можете контролировать

    Мысли о смерти или самоубийстве

Если у вас есть хотя бы один из выше описанных симптомов, то срочно обратитесь к специалисту.

Физическое и психическое здоровье человека, наверное, самый главный природный ресурс человечества в целом и каждого отдельного индивида в частности. Но, в силу опыта людских болезней, как физических, телесных или соматических, так и психических (психологических), душевных, духовных и социальных, возникает вопрос: «Как быть психологически и физически здоровым всю жизнь»?

Сегодня на сайте психологической онлайн помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете что такое физическое и психическое (психологическое) здоровье людей, и как быть психически и физиологически здоровым всю свою жизнь.

Поэтому , если вы действительно хотите узнать как быть здоровым, и физически и психически, то читайте статью внимательней…

Что такое физическое и психическое здоровье человека

Физика и психика человека взаимосвязаны, поэтому физическое и психическое здоровье мы будем рассматривать как одно целое, представляющее собой симбиоз физиологии и психологии.

Практически не для кого не тайна, что счастья и благ желает психически и физически здоровый человек, он же стремится и к успехам в жизни. Больному же, по сути ничего не хочется и ничего не надо, кроме выздоровления и избавления от душевных и телесных страданий.

Рассмотрим в отдельности критерии психического и физического здоровья человека

Психическое (психологическое и эмоциональное) здоровье (духовное и душевное):
1) Психическое равновесие;

2) Психологическая гармония и адаптивность;

4) Целеустремленность, активность и работоспособность;

5) Полноценная семейная и сексуальная жизнь;

6) Способность управлять своим поведением в социуме;

7) Ответственность за себя, своих несовершеннолетних детей и отношения с близкими;

8) Автономность личности, саморазвитие и самоактуализация, уверенность в себе;

9) Независимость и естественность поведения и выражения эмоций (отсутствие «социальной маски»);

10) Адекватная самооценка, положительная эмоциональность и открытость, доброжелательность и принятие других;

11) Познание себя, умение управлять собой и умение радоваться жизнью (быть счастливым)….

Физическое здоровье (телесное, соматическое, физиологическое):
1) Отсутствие заболеваний и симптомов болезней;

2) Телесная развитость и тренированность;

3) Отсутствие явных дефектов и увечий;

4) Репродуктивная и сексуальная способности;

5) Полноценное физиологическое и генетическое развитие;

6) Нормальное функционирование органов и систем организма;

7) Нормальное физическое самочувствие…

Как быть здоровым физически и психически всю жизнь

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических (психических) дефектов.

Чтобы быть физически и психически здоровым, изначально нужно полюбить себя (свое внутреннее «Я») и свое тело (т.е. не жалеть, а любить себя, исключая эгоизм или/и нарциссизм).

Далее, проявлять заботу о себе, своей психике и соматике, так, как влюбленный человек заботится о своем(ей) возлюбленном(ной) в конфетно-букетный период (довести это, с помощью тренингов и практики, до автоматизма и ежедневно выполнять, чтобы оставаться здоровым всю жизнь).

Что нужно делать, чтобы сохранить свое физическое и психическое здоровье

Для этого вам предложены простые, но в то же время очень действенные психологические тренинги и физические упражнения, которые помогут вам быть до конца жизни здоровым, успешным и счастливым.

Тренинги и упражнения для сохранения психического и физического здоровья
Упражнения для сохранения физического здоровья: выполнять утром после пробуждения и вечером перед сном: Использовать утром в виде физической зарядки, вечером — физической разрядки.

Упражнение 1.
Ходьба на месте или с передвижением, при этом движения рук размашистые с сжиманием и разжиманием пальцев рук.

Упражнение 2.
Поставьте ноги на ширину плеч, левую руку в сторону и вверх, правую – за спину, прогнитесь и потянитесь, вдох. Вернитесь в исходное положение – выдох. Смените положение рук и повторите.

Упражнение 3.
В том же исходном положении поднимитесь на носки, руки в стороны и вверх, прогнитесь, вдох. Вернитесь в исходное положение – выдох.

Упражнение 4.
Встаньте в исходное положение, ноги врозь. Левая рука – вверх, правая – на пояс. Пружинящий наклон вправо. То же самое повторите в другую сторону.

Упражнение 5.
Исходное положение стоя. Мах левой ногой назад, руки махом вперед, кисти рук расслаблены, вдох. Вернуться в исходное положение – выдох. То же самое повторите с правой ногой.

Упражнение 6.
Примите то же исходное положение. Поднимитесь на носки, руки раскиньте в стороны, вдох. Выпад правой ногой, наклониться вперед, коснуться руками пола, выдох. Вернитесь в исходное положение, вдох. Такое же действие проведите с левой ногой.

Упражнение 7.
Сядьте на пол, руки к плечам, сделайте три пружинящих наклона вперед, взявшись руками за голени, выдох. Выпрямитесь, руки к плечам, вдох. Постепенно увеличивайте наклоны, при этом, не сгибая ног. Поднимите туловище и расправьте плечи.

Упражнение 8.
В положении сидя, упритесь сзади руками. Прогибаясь, перейдите в упор лежа сзади, согните правую ногу вперед, то же самое повторите, сгибая левую ногу. При выполнении упражнения оттягивайте носки.

Упражнение 9.
Примите исходное положение, стоя, ноги врозь. Вытяните вперед руки, пальцы переплетите. Поверните туловище влево, вдох, вернитесь в исходное положение, выдох. Наклонитесь назад, руки за головой, вдох, вернитесь в исходное положение, выдох. Повторите все в другую сторону.

Упражнение 10.
Исходное положение, стоя, руки на поясе. Поочередные прыжки на правой и левой ноге. Дыхание произвольное.

Когда появится навык выполнения физических упражнений для сохранения здоровья, рекомендуется заменить обычное дыхание, при выполнении зарядки-разрядки, на диафрагменное дыхание (это будет способствовать еще и тренировки внутренних органов, что улучшит обмен веществ и насыщение органов и тканей кислородом и питательными веществами).

Упражнения для сохранения психического и эмоционального здоровья (выполнять утром по пробуждению и вечером перед сном):


Для отработки психоэмоциональных негативов и стрессов, накопленных за день, и расслабления перед ночным отдыхом, рекомендуется использовать

Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.

Говоря о здоровье, нужно знать, что это психического и человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).

Критерии здоровья человека

Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:

  1. Наличие или отсутствие недугов, болезней.
  2. Нормальная работа в системе «окружающий мир - индивид».
  3. Благополучие в социальной жизни, духовной деятельности, физические способности человека.
  4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  5. Возможность качественно выполнять отведенные в социальной жизни.

Основные разновидности здоровья

Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.

На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.

Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие

Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.

По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.

Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.

Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.

Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.

Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.

Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.

Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.

Социальное здоровье

Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.

Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.

Показатели социального здоровья

При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них - адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.

Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью - эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.

Выделяют главные критерии степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.

Физическое здоровье

За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.

С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. - функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.

В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.

Духовно-нравственное здоровье

Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).

Главное условие достижения успехов на этом уровне - стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.

Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого - необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.

Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).

Нравственное здоровье - перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.

Главные критерии нравственного воспитания

  • Положительное моральное направление индивида.
  • Степень нравственного сознания.
  • Глубина мыслей и моральных суждений.
  • Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей

Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.

Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребенка и обучение сохранять свое физическое и психическое здоровье. Различные исследования показывают, что очень большой процент детей имеют плохое физическое здоровье. Уроки физкультуры, биологии, психологии, валеологии должны помочь ребенку быть здоровым как физически, так и психически. При этом возникает вопрос, а на каком уровне находится здоровье самих педагогов?

На протяжении нескольких лет в УПМ производилось изучение одного из показателей психического здоровья - уровня невротических реакций педагогов. Актуальность этой проблемы объясняется тем, что, по данным ВОЗ, психическое здоровье с каждым годом в мире ухудшается. С 1900 по 1983 год количество психических заболеваний увеличилось почти в семь раз. В городах заболевают в два-три раза чаще, чем в деревне. Такие же данные мы получили у учащихся города Санкт-Петербурга и пригорода. По данным ВОЗ, от 5 до 14 лет чаще заболевают мальчики, от 15 до 19 лет одинаково, после 25 лет резко возрастает количество заболеваний у женщин. Максимальное количество заболеваний приходится на возраст 40-49 лет.

Наши данные показали, что у педагогов уровень невротических реакций имеет такую же тенденцию. Данные были получены при помощи методики Айзенка. Исследование также показало, что уровень невротических реакций зависит от стажа и преподаваемого предмета. Наименьшие результаты по шкале невротизма были получены у учителей физкультуры и труда. На одном из первых мест преподаватели литературы и русского языка. Можно сделать вывод, что специфика предмета влияет на уровень невротических реакций у учителя. На уроках физкультуры учителя, выполняя физические упражнения, разряжаются от психических напряжений. Кроме того, поскольку у учеников обычно мотивация заниматься физкультурой достаточно выражена, то это меньше приводит к конфликтам. Исследования показали, что есть учителя по всем предметам, у которых уровень невротических реакций нормальный. Они смогли адаптироваться к условиям школы и, достаточно эффективно работая, сохраняют психическое здоровье в относительной норме.

Есть тесная связь уровня невротических реакций со стажем. До года уровень невротических реакций такой же, как у представителей обычных, нестрессовых профессий. После года уровень невротических реакций увеличивается.

Были выявлены факторы, провоцирующие невротические реакции педагогов: стиль общения педагога, технологии опросов, технологии изучения и закрепления, педагогическая нагрузка, особенности питания и т. д. При позитивном стиле общения педагог выслушивает учеников, меньше их перебивает, возражения принимает спокойно и приглашает других учеников к обсуждению этих вопросов, в его речи больше положительных прилагательных (хорошо, отлично, прекрасно и т. п.), лицо выражает радость, удовлетворение и т. п. У педагогов с этим стилем общения уровень невротических реакций ниже. У них преобладают позитивные реакции, меньше категорических оценок действий детей, наблюдаются разнообразные виды опросов. Педагоги с низким уровнем невротических реакций чаще используют разнообразные, интересные технологии изучения нового материала, дети у них более активны и свободны. При закреплении материала, при отработке умений также наблюдается большее разнообразие. Существует связь невротизма с педагогической нагрузкой. У педагогов с большей нагрузкой больше уровень невротизма. Однако есть педагоги с большой нагрузкой и с низким невротизмом. Эти педагоги используют технологии, где учащиеся больше участвуют в управлении учебной деятельностью на уроке, выполняя функции, например, консультанта, проверяющего при взаимоконтроле и т. п.

При анализе связи невротизма и питания выяснилось, что у тех, кто чаще употребляет кофе, уровень невротизма выше, особенно если кофе употребляется во второй половине дня.

Анализируя взаимосвязи, можно предположить, что педагоги с низким невротизмом выбирают технологии, снижающие конфликтность в классе, что, в свою очередь, не провоцирует невротизм учителя и даже его снижает.

Анализ психического здоровья педагогов показывает, что для формирования здоровья детей необходимо создать условия педагогам, чтобы они не только своими знаниями, но и собственным примером показывали ученикам путь к здоровью.

Анализируя психическое здоровье учеников можно отметить ряд интересных фактов. Обследования девочек-подростков показали, что у круглых отличниц чаще наблюдаются женские расстройства. Довольно часто также наблюдаются нарушения у девочек-подростков, которые чрезмерно активно посещают различные секции. Проведенные нами обследования детей Петербурга и пригородов показали, что у последних уровень невротизма значительно меньше, чем у городских ребят.