Как сдавать отчет по квоте для инвалидов.


Департамент труда и занятости населения Москвы изменил форму отчета работодателей по квотируемым местам для инвалидов и молодежи. Теперь данные для статистического наблюдения придется подавать в новой форме.

Департамент труда и занятости населения города Москвы опубликовал Приказ, меняющий форму отчета работодателей по квотируемым местам для инвалидов и молодежи. Теперь данные для статистического наблюдения придется подавать в новой форме. Причем это касается даже отчетов за первый квартал 2012 года. Возможно, некоторым московским компаниям придется переделывать отчет. Сделать это необходимо до 30 апреля. Согласно законодательству столицы, работодатели ежеквартально должны представлять сведения о квотах на рабочие места для инвалидов и молодежи. Такая обязанность возникает у компаний, которые соответствуют двум критериям:
  • фирма ведет деятельность на территории города Москвы,
  • среднесписочная численность работников хотя бы за один месяц отчетного периода составляла более 100 человек.
Форма по квотированию должна быть подана в московский "Центр квотирования рабочих мест" не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Условия квотирования перечисляются в соответствующем московском законе:
  1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
  2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

Организацию признают выполнившей требования, если принятые по квотам работники протрудились не менее 15 дней в месяц. Это необходимо подтвердить трудовым договором. Инвалидов и молодежи должно быть занято на предприятии по 2%, т.е. всего 4% от среднесписочной численности. Если молодежи в организации недостаточно, в бюджет города придётся перечислить компенсацию. Её размер равняется величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в Москве на день уплаты. Если число инвалидов, принятых по квоте на рабочие места, превышает 2%, количество квотируемых мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Непредставление, несвоевременное представление сведений по квотируемым рабочим местам, а также представление их в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность, предусмотренную законодательством столицы. Это же относится и к невыполнению работодателем обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест. В приказе предусмотрена экономическая поддержка работодателей, которые создают, сохраняют и модернизируют квотируемые рабочие места для инвалидов и молодежи. Из городской казны будут предоставляться денежные средства на эти мероприятия, работодателям дадут некоторые преимущества при распределении госзаказов и предоставят налоговые льготы. Порядок получения такой экономической поддержки установлен Правительством Москвы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Напомним, что квотирование рабочих мест является одной из основных форм социальной защиты инвалидов и молодежи в сфере труда и занятости. Квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, регламентируется отдельно в каждом субъекте страны. Положения о квотировании рабочих мест для инвалидов содержатся также в Федеральных законах "О занятости населения в Российской Федерации" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Как правильно сдать отчет в центр занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов форма № 1-КИ? Сдаем эти отчеты в центры занятости 2-х разных населенных пунктов, одни говорят по-одному сдавать, другие по-другому. Замучились уже одинаковый отчет по-разному заполнять.к примеру Первый вариант заполнения:1 Среднесписочная численность- 268-Вредные условия - 482 Для расчета квоты- 2203 количество подлежащее квотированию - 6- работодателю с численностью более 100 человек- 64 кол-во рабочих мест, фактически созданных (выделенных) и тд - 65 численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало - 66 на конец отчетного периода- 6И к этому заполняем информацию о наличии локальных актов.Т.е. не совсем понятен пункт 4 этого отчета. Одним мы его постоянно заполняем и создаем каждый месяц приказ (локальный акт) о создании мест для трудоустройства инвалидов. Хотя сотрудники как работали у нас так и работают- ничего мы не создаем, должности новые не вводим.Другим мы его не заполняем и не вносим информацию ни о каких актах локальных и акты не делаем. Они объясняют это тем, что если бы у нас не хватало бы инвалидов для выполнения квоты по предприятию, то нам нужно было бы вводить рабочие места, должности и создавать на это акты. А другие говорят- не важно хватает их или нет, если у вас работают инвалиды, значит вы автоматически создаете места им, значит нужны акты и по ним нужно заполнять 4 пункт.

Ответ

Ответ на вопрос:

Предполагаем, что вы используете форму отчетности № 1-КИ, утвержденную приказом Минтруда Республики Крым от 23.01.2015 № 17.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

В п.4 необходимо указывать «Кол-во рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты на конец отчетного периода (единиц),* в т.ч.:».

В данном разделе необходимо отразить информацию о вновь созданных квотируемых рабочих местах в отчетном периоде. Это те рабочие места, на которые Вы готовы принять на работу инвалидов.

Если в Вашей организации уже работают инвалиды на квотируемых рабочих местах, заполняется пункт 5 «Численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало отчетного периода (чел.), в т.ч.:».

Поэтому, если Вы в течение отчетного периода не создаете новые квотируемые рабочие места, пункт 4 отчетности по форме 1-КИ заполнять не надо.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( , ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам .

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области утверждены и , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по , утвержденной . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (). функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден Квест-игра для кадровиков: проверьте, знаете ли вы, как изменилась работа с начала года
В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

    В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2019 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

    Первоначальные данные

    Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

    Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

    Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

    При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

    Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

    Основные понятия

    Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан. По сути, это аренда в организациях рабочего места
    Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
    Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
    Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
    Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

    Перечень организаций

    Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

    К таким относятся следующие организации:

    1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
    2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
    3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

    Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

    Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

    В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

    Нормативная база (Положение)

    Изначально следует обратиться к Федеральному закону России №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Именно этот документ определяет, каким образом будет проходить распределение квот. Об этом говорится в статье 21.

    Согласно Федеральному закону №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, работодатель должен оповещать Центр занятости о том, насколько выполнена программа по квотированию на его предприятии. Положения по этому поводу находятся в статье 25 ФЗ.

    По городу Москва установлены правила по квотированию в дополнительном законодательном акте “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” №742-ПП.

    Это же постановление говорит о той отчетности, которую предоставляет работодатель о проведенном квотировании. Такой же закон есть и в Санкт-Петербурге — под номером 280-25 “О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге”.

    Чтобы узнать точное количество квот, стоит обрабатывать именно эти документы. Поскольку в Москве эти показатели будут более высокими, чем в других областях страны.

    Как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов по закону

    В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

    Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

    1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
    2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
    3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
    4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

    Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

    Кто обязан соблюдать нормы

    Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек .

    Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.

    Если же на предприятии работает от 35 до 100 человек, государство устанавливает норму по квоте, которая не должна превышать 3 процента от числа сотрудников.

    Для тех же, у кого количество рабочих менее 35 человек подобных норм не установлено. Не входит в систему та организация или предприятие, в котором уставный капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

    Как устроиться на работу (Центр занятости)

    Для того, чтобы получить рабочее место по квоте, следует обратиться в Центр занятости. Но таким вариантом может воспользоваться только тот гражданин, у которого установлен статус инвалида третьей группы.

    Иначе официально стать на учет не получится и искать работу придется используя другие методы. В данном же случае гражданин будет зарегистрирован и в случае наличия у него образования, ему будут подбирать вакансии.

    Здесь возможно и понадобится прохождение переквалификации в связи с заболеванием или же получение соответствующего образования.

    Посредством запроса работодателя в Центр занятости, гражданин и получает возможность попробовать свои силы на собеседовании. Если он подойдет в плане квалификации, то его будут трудоустраивать официально.

    Порядок трудоустройства

    В случае с инвалидом работодателя обязывают принимать гражданина на работу сразу. Испытательный срок к ним применяться не может.

    Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

    • прохождение собеседования;
    • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
    • снятие с учета в Центре занятости;
    • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

    Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

    Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.

    В каком размере устанавливается

    Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

    Но данные показатели должны быть в пределах диапазона от 2 до 4 процентов от среднего количества работников на предприятии:

    В некоторых областях устанавливают нормы не в процентах, а числах сотрудников. В Мурманске и области действуют такие показатели:

    Составление приказа (образец)

    Этот документ призван издать положение о создании рабочего места и условий для совершения трудовой деятельности гражданина. Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов можно .

    В тексте документа стоит указать такие моменты:

    1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
    2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
    3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
    4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

    Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов)

    Предоставление информации в службу занятости. Квотирование для инвалидов.

    Вопрос: кто обязан предоставлять "Информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах" в центр занятости? есть ли перечень отчетов, которые обязаны предоставлять все работодатели? нужно ли подавать пустые бланки, в случае отсутствия сведений?

    Ответ:
    1. Отчет по квотированию мест для инвалидов в службу занятости должны представлять организации, численность сотрудников в которых составляет более 35 человек. Отчет представляется ежемесячно. А конкретные сроки сдачи и форму Отчета утверждают территориальные органы власти.

    2. Все организации без исключения обязаны представлять в службу занятости ежемесячно такую форму отчетности, как «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

    Срок представления отчета для г. Севастополя (региональным законом) не установлен. Главное, чтобы данный отчет представлялся регулярно, каждый месяц.

    Подать отчет возможно на бумажном носителе (лично или по почте) или в электронном виде.

    3. Если в организации трудится более 35 человек, то организация обязана квотировать места для инвалидов в размере не менее 2 %. Следовательно, и Отчет по квотированию мест для инвалидов в таком случае представляется каждый месяц с целью соблюдения квоты.

    А вот Отчет о вакантных местах как правило подают только при их наличии. Хотя в некоторых регионах установлено требование о представлении данного Отчета и в случае отсутствия вакантных мест.

    Обоснование

    Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

    Квотирование рабочих мест

    Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

    Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

    1.не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

    2.не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

    При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

    На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

    Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

    Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

    В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 декабря 2016 г. № 1618 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .

    Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

    Как оформить прием сотрудника на работу

    Сведения для службы занятости

    Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

    1.об имеющихся вакансиях;

    2.о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;

    3.о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

    Ответственность

    Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

    А именно к штрафу:

    от 30 000 до 50 000 руб. - для организаций;

    от 3000 до 5000 руб. - для должностных лиц, например руководителя.

    Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

    Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

    Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

    Обязана ли организация сообщать о вакансиях в службу занятости? Как и в какие сроки?

    Да, обязана. Представлять сведения о свободных и вакантных рабочих местах, а в ряде случаев и об их отсутствии нужно ежемесячно. Конкретный порядок и сроки сдачи могут отличаться в зависимости от региона.

    В целях эффективной экономической деятельности работодатель самостоятельно и под свою ответственность принимает необходимые ему кадровые решения, в том числе по подбору персонала. При этом законодательство не требует заполнять все вакантные должности по мере их возникновения.

    Вместе с тем, если в штатном расписании есть свободные или вакантные места, независимо от того, требуются на них в текущий момент сотрудники или нет, сведения о них нужно ежемесячно сообщать в службу занятости населения (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Обязанность извещать о вакансиях не зависит от формы собственности организации-работодателя и его статуса. Отдельные исключения могут быть предусмотрены на региональном уровне. Как правило, это госучреждения, где замещение должностей происходит по конкурсу. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

    В отдельных регионах может быть установлена обязанность подавать сведения не только о вакансиях, но и об их отсутствии. В частности, такая обязанность установлена в Краснодарском крае (п. 2.2 Порядка, который утвержден ). В таком случае работодатели по сути обязаны предоставлять сведения ежемесячно даже при отсутствии вакансий. Если такой оговорки в региональных законах нет, то сообщать об отсутствии вакансий не нужно (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. № 4908/11). Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

    Единая дата подачи сведений не установлена. Ее можно уточнить в региональном отделении службы занятости. Например, в Ростовской области подать сведения можно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (Порядок , который утвержден ). В Краснодарском крае данные предоставляют по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца (п. 2.1 Порядка, который утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258). Во многих регионах точной даты сдачи сведений не предусмотрено, достаточно соблюдать ежемесячную сдачу отчетов. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

    По общему правилу подавать сведения о вакансиях нужно по форме , которая утверждена приказом Минтруда России от 26 февраля 2015 г. № 125н . Однако во многих регионах установлена своя собственная форма. Например, для Ростовской области форма утверждена постановлением правительства Ростовской области от 25 сентября 2014 г. № 646 . В Краснодарском крае тоже своя форма , которая утверждена постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 . Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

    За непредоставление информации о вакантных местах, а в отдельных регионах и об их отсутствии либо за представление сведений с нарушением срока работодатели несут административную ответственность. Штраф на должностных лиц составит от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. ().

    • Скачайте формы

    В организации работает 540 человек. Сотрудники трудятся в шести структурных подразделениях в разных регионах РФ.В Московском структурном подразделении (головной офис) работают 53 человека.Инвалиды в организации не работают.Вопрос – возникает ли необходимость в сдаче отчетности по квотированию рабочих мест (инвалиды и молодежь).Если да, то с какой периодичностью?Социальные отчисления мы перечисляем в отделения г. Москвы. Отчетность сдаем туда же.Вопрос – в случае, если мы должны сдавать отчет, куда мы должны его представлять? Единый отчет в центр занятости в г. Москве или по каждому структурному подразделению в местные органы занятости?

    На территории города Москвы сдавать отчетность по квотированию рабочих мест не нужно.

    Квоту обязаны соблюдать только те организации, численность персонала которых составляет более 100 человек.

    По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, квота должна рассчитываться пропорционально штатной численности работников организации на территории муниципального образования без учета филиалов и представительств, расположенных в других населенных пунктах.

    В Москве численность сотрудников 53, соответственно квоты устанавливать и сдавать отчетность не нужно.

    Что касается других регионов, то в некоторых регионах квота может устанавливаться при численности сотрудников 35–100 человек.

    Нины Ковязиной

    Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

    Квотирование рабочих мест

    Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

    Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов.* От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:*

    • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
    • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

    При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

    На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

    Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

    Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

    В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 20 июля 2015 г. № 385 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного .

    Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

    Из ситуации

    Нины Ковязиной , заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

    Как происходит квотирование рабочих мест для несовершеннолетней молодежи

    Для работников моложе 18 лет законом предусмотрено квотирование рабочих мест с целью их трудоустройства (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ). Несоблюдение данных квот влечет административную ответственность. При этом вопросы квотирования рабочих мест для молодежи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов РФ (). Это значит, что порядок квотирования и меры ответственности каждый субъект определяет самостоятельно и в разных регионах этот порядок может отличаться: размером квот, мерами ответственности, порядком представления сведений о выполнении квоты.

    Например, в Москве квотирование рабочих мест для молодежи регулирует Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 . Московские работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны создавать квотируемые рабочие места для молодежи за счет собственных средств. Квоты создают для трудоустройства:*

    • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
    • детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
    • выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые.

    Квоту обязаны соблюдать только те организации, численность персонала которых составляет более 100 человек.*

    В целях квотирования работодатели г. Москвы в месячный срок после государственной регистрации предоставляют в ГКУ г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест» следующие сведения:

    • копии устава, Положения, учредительного договора или решения собственника о создании организации;
    • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Росстата;
    • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот. Эти сведения содержит форма № П-4 , утвержденная приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407 . Если работодатель не сдает форму в органы статистики, то достаточно предоставить письмо произвольной формы, заверенное печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.

    Размер квоты для трудоустройства молодежи (включая несовершеннолетних) по Москве составляет два процента от среднесписочной численности . При определении квоты для трудоустройства молодежи численность работников филиалов и представительств организации, которые расположены в другой местности, не учитывайте (определение ВАС РФ от 3 сентября 2012 г. № ВАС-11395/12).* Исходя из установленного размера квоты, работодатели самостоятельно определяют количество квотируемых рабочих мест для молодежи. Сам расчет квоты для молодежи по г. Москве аналогичен расчету квоты трудоустройства инвалидов в указанном регионе. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа проведите в сторону уменьшения до целого значения ().

    Считается, что работодатель выполнит квоту для несовершеннолетних в следующих случаях:

    • при заключении трудового договора с молодым сотрудником, действие которого в текущем месяце составит не менее 15 дней;
    • при ежемесячной уплате в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

    Сведения о соблюдении квотирования работодатели представляют по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137 . Причем данные в ней формируют по месяцам, а подают ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Такой порядок установлен пунктом 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .*

    Трудоустройство несовершеннолетних в счет квоты работодатель осуществляет самостоятельно или по направлению органов службы занятости ().

    Несоблюдение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для молодежи является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. Для работодателей, которые осуществляют деятельность на территории г. Москвы, административный штраф за нарушение установленного порядка квотирования рабочих мест составит:

    • от 3000 до 5000 руб. – для должностных лиц;
    • от 30 000 до 50 000 руб. – для юридических лиц.

    Квотирование рабочих мест для инвалидов: сложные вопросы

    Установление квоты для приема на работу инвалидов предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о защите инвалидов).

    Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, квота для приема инвалидов устанавливается в размере от 2 до 4% среднесписочной численности штата.

    В организациях, где работают 35–100 человек, квота для инвалидов не может превышать 3% среднесписочной численности сотрудников.

    При этом конкретный размер такой квоты по регионам определяется в соответствии с законодательством субъектов РФ в пределах, установленных федеральным законом.*

    СИТУАЦИЯ

    Наша компания имеет представительство в другом городе. Как определяется квота для приема на работу инвалидов? Учитывается общая численность сотрудников, включая работников представительства? Или квота устанавливается отдельно для головной организации и отдельно для представительства?

    Ответ на данный вопрос закон не содержит, но его можно найти в судебной практике. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, квота должна рассчитываться пропорционально штатной численности работников организации на территории муниципального образования без учета филиалов и представительств, расположенных в других населенных пунктах.

    Кроме того, нужно учитывать общегосударственный характер задачи по трудоустройству социально незащищенных граждан именно по месту их жительства, что может быть выполнено только за счет рабочих мест на соответствующих территориях (см. определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 № А32-13713/2011) .*