Войти забыли пароль? Роль специалиста социальной работы в деятельности медико-социальной экспертизы. Роль социального работника при составлении индивидуальных программ реабилитации


инвалид интернат реабилитация

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

Находящихся в домах - интернатах;

Проживающих в семьях.

Указанный критерий - место проживания - не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально-психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами этого дома-интерната являются:

Создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;

Организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;

Организация трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными задачами дом-интернат осуществляет:

Активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;

Бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

Организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;

Диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;

Обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и кресло-колясками;

В домах-интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).

Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.

Следствием различной степени нарушений функции опорно-двигательного аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло-колясок и только 41,5% - самостоятельно.

Характер патологи сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью.

Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.

В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

В условиях дома-интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно-массовой работы (у 418% молодых инвалидов).

Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом-интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально-психологической адаптации молодых инвалидов в домах-интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально-психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

Находящихся в домах- интернатах;

Проживающих в семьях.

Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно- характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

Применения к должностным обязанностям специалиста по социальной работе в структуре деятельности по МСЭ относят следующие:

Участие в оценке тяжести заболевания;

Оценка реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

Оценка социально-бытового статуса;

Определение мер социальной защиты, включая реабилитацию, при необходимости – коррекция мер;

Выявления лиц, нуждающихся в социально-медицинской помощи;

Выявления причин возникших медико-социальных проблем у инвалидов, проходящих экспертизу;

Содействие в решении этих проблем;

Содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи инвалидам;

Содействие в устройстве инвалидов в лечебно-профилактические и учебно-воспитательные учреждения;

Содействие более широкому использованию каждым инвалидом собственных возможностей для социальной самозащиты нуждающихся в этом людей;

Специалист по социальной работе в структуре общей технологии экспертно-реабилитационной работе занимает как бы промежуточное место между экспертом-клиницистом и специалистом по реабилитации. Не имея медицинского образования, он пользуется клинической информацией для организации своей деятельности. Со специалистом по реабилитации специалист по социальной работе взаимодействует на этапе разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Одной из задач специалиста по социальной работе в составе бюро МСЭ является определение социального статуса инвалида, что должно быть осуществлено при социально-бытовой и социально-средовой диагностике. Принимаются во внимание образовательный уровень, профессия, состояние трудовой занятости, семейное положение. Последнее обстоятельство особенно важно для суждения о возможностях социальной реабилитации, которая является прерогативой специалиста по социальной работе. Инвалид в семье – это человек, вызывающий сочувствие близких родственников и, вместе с тем, обременяющий членов семьи в связи с необходимостью осуществлять физическую и социально бытовую помощь инвалиду. Семья как один из инструментов социальной реабилитации, в зависимости от ее структуры и психологической направленности членов, может выполнять либо активизирующую, реабилитационную роль, либо тормозящую спонтанную деятельность, проявляя «гиперопеку» и «сверхзащиту» инвалида, прикрывая его от каких-либо попыток выполнения общественно полезной деятельности.

Задача специалиста по социальной работе заключается в том, чтобы не только выявить состав семьи, определить ее установку по отношению к инвалиду. Но и сформировать установку этой семьи на реабилитацию инвалида с учетом социально-экономических возможностей и социальной культуры ее членов.

Анализ семейной ситуации инвалида важен еще и потому, что не редко она имеет экономический аспект, поскольку инвалид может оказаться основным источником финансового обеспечения семьи. В этом случае выявляется необходимость помощи инвалиду в трудоустройстве в соответствии с показаниями на основе оценке клинического и социального статусов.

В рамках анализа микросоциальной среды специалист по социальной работе выявляет ближайшее окружения инвалида (друзья, сверстники, бывшие или настоящие сослуживцы), характер контактов (эмоциональный, формальный) и их изменения в связи с его инвалидизацией.

В ходе обследования инвалида выявляется состояние жилищных условий: отдельная квартира, собственный дом, комната в коммунальной квартире, комната в общежитии, снимаемая площадь, состояние санитарной жилищной норме.

Далее необходимо выявление таких вопросов, как наличие коммунальных удобств, телефона. Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и слуха важно выяснение вопроса о состоянии оборудование квартиры в соответствии с типом дефекта, о приспособлении кухни, о наличие вспомогательных устройств, сигнализаторов, облегчающие приготовления пищи, об оборудовании прихожей, ванной, туалета, о наличие специальных приспособлений, обеспечивающих бытовую независимость инвалида (надевание обуви, дистанционное управление отк5рывание форточек, дверей и т.д.).

Форма ИПР, выдаваемой ФГУ МСЭ содержит:

▪ паспортную часть с указанием группы и причины инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности;

▪ программу медицинской реабилитации;

▪ программу профессиональной реабилитации;

▪ программу социальной реабилитации;

▪ программу психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет);

▪ заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации.

Программа медицинской реабилитации разрабатывается специалистом по реабилитации совместно с врачами-специалистами учреждения МСЭ, проводившими экспертизу.

Программа профессиональной реабилитации заполняется специалистом по реабилитации совместно со специалистом по профориентации на основании заключения врачей-специалистов учреждения МСЭ о степени ограничения способности инвалида к трудовой деятельности. В необходимых случаях к разработке программы профессиональной реабилитации привлекаются врачи-специалисты учреждения МСЭ, а также психолог.

Программа социальной реабилитации разрабатывается специалистом по реабилитации совместно со специалистом по социальной работе и психологом.

Программа психолого-педагогической реабилитации разрабатывается детям, признанным инвалидами, в возрасте до 18 лет. В ее разработке кроме специалиста по реабилитации принимают участие психолог, специалист по социальной работе, педагог учреждения МСЭ. В необходимых случаях в качестве консультантов к разработке данной программы привлекаются специалисты учебных заведений, медико-психолого-педагогических комиссий и др. организаций.

145. Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями, формирование толерантности к лицам, страдающим психическими заболеваниями:

Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Социально-медицинская работа включает в себя уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Социально-медицинская работа осуществляется с лицами, обратившимися за психиатрической помощью.

Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или сего согласия. Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей Федеральный закон « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 № 3185.

Информация о факте обращения за помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составля-ют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена га-рантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачеб-ную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанно-стей, кроме случаев, установленных законодательно.

Государством гарантируются:

1. неотложная психиатрическая помощь;

2. консультативно-диагностическая» лечебная, психопрофи-лактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;

3. все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;

4. социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;

5. решение вопросов опеки.

Оказание социально-медицинской помощи лицу, страдающему психическим расстройством, проводится после получения его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных в законе. Специалисты, оказывающие помощь,обязаны пре-доставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию об услугах и видах помощи и ожидаемых результатах. О предостав ленной информации делается запись в медицинской документации. Социально-медицинская работа может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, а также при недобровольной госпитализации.

Лицо, страдающее психическим расстройством, или его законный представитель имеют право отказаться от предлагаемого медико-социального обслуживания или прекратить его.

Формирование толерантности зависит во многом от индивидуальных особенностей: имеющихся моральных устоев, этических установок, развитости интеллектуальных и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, личного опыта, взаимоотношении. Таким образом на формирование толерантности влияют: воспитание нравственного качества, уважительное отношение к личности, актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, воспитание принятия и понимания людей с псих отклон, умения позитивно с ними взаимодействовать, создание толерантной среды, владеть социально-психологическими знаниями о проблемах лиц с псих отклонениями, обучить индивидуализированным приемам взаимодействия, правильно оценивать себя и окружающих, снят барьеры которые мешают реальному общению с данными категориями лиц через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений. Комплексная и систематическая реализация всех мер направленная на формирование толерантного отношения общества.

146. Лица, имеющие право на трудовую пенсию. Право выбора пенсии и порядок обращения за ней. Условия назначения и размеры трудовых пенсий по старости:

Для того чтобы получить право на трудовую пенсию, лицо должно соответствовать трем необходимым условиям, перечисленным в ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Во-первых, лицо должно быть гражданином РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение трудовой пенсии только при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации. Во-вторых, для получения права на трудовую пенсию лицо должно быть застраховано в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В-третьих, лицо должно выполнить условия, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях», необходимые для получения трудовой пенсии.

Статья 4. Право на выбор пенсии : 1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

3. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Порядок обращения: 6. Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

7. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким- либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

9. В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подаётся по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подаётся по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок. В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно в соответствии с настоящими Правилами.

9.1. Граждане подают заявление об установлении доли страховой части трудовой пенсии по старости по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии

К заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии, в составе необходимых документов прилагаются документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства и принадлежность к гражданству.

Реабилитация - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.

Виды Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания. Все другие формы реабилитации проводятся наряду с медицинской.

Психологическая форма реабилитации - воздействие на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая реабилитация - мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация - целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т.п.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Трудовая терапия играет большую роль при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов). Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.

Бытовая реабилитация - предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к более слабому слабому, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.



Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного и социального статуса инвалида - и учитывать метод взаимодействия с ребенком, предполагающий:* апелляцию к его личности;* разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;* единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия) факторов;* определенную последовательность - переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде.

Основные средства компенсации и замещения. Роль социального работника в ее проведении.

Социальный работник совместно с медицинскими работниками оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

  • Содержание
  • ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья1.1 Содержание понятий"инвалидность", "инвалиды", "реабилитация"

  • 1.2 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов
  • 1.3 Формы и методы решения социальных проблем инвалидов

2. Социальная реабилитация как направление социальной работы

2.1 Сущность, понятие, основные виды реабилитации

  • 2.2 Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • 2.3 Проблема социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность . Проблема реабилитации инвалидов остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Реабилитация является не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности. Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах.
  • Для государства решение вопросов социальной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка - получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве.
  • А в связи с тем, что с января 2005 года льготы инвалидам заменили денежной компенсацией, то вопрос о трудовой деятельности инвалидов еще более актуален, так как эти денежные средства не смогут в полной мере удовлетворить все потребности инвалида.
  • Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможности вести нормальный образ жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
  • Таким образом, восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
  • Степень научно-теоретической разработанности проблемы:
  • В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
  • Основные проблемы социальной реабилитации инвалидов, которые включают в себя понятие личности, отношения общества, выходящее за рамки легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее условие социализации, анализировались в работах А.И. Ковалевой, Т. Жулковска, В.А. Лукова, Т.В. Скляровой, Е.Р. Смирновой, В.Н. Ярской.
  • В исследованиях Н.К. Гусевой, В.И. Курбатова, Ю.А. Блинкова, В.С.Ткаченко, Н.П. Клушиной, Т. Жулковска рассматривалось понятие социальной реабилитации инвалидов, была предложена развернутая схема системы социальной реабилитации и определены функции социальных учреждений.

Широким спектром проблем инвалидности занималось и занимается большое количество отечественных и зарубежных ученых. Медицинские и медико-статистические аспекты инвалидности рассматриваются в трудах А. Авербаха, В. Бурейко, А. Борзунова, А. Третьякова, А. Овчарова, А. Ивановой, С. Леонова. Актуальные вопросы медицинской и социальной реабилитации инвалидов разрабатывались С.Н. Поповым, Н.М. Валеевым, Л.С. Захаровой, А.А. Бирюковым, В.П. Беловым, И.Н. Ефимовым.

Соотношению медицинского и социального в инвалидности, а так же организации и методам медико-социального обслуживания посвящены работы А.П. Гришиной, И.Н. Ефимова. А.И. Осадчих, Г.Г. Шахарова, Р.Б. Клебанова, Тенденции взаимодействия и социального партнерства в формировании единого реабилитационного пространства рассматривают И.Н. Бондаренко, Л.В. Топчий, А.В. Мартыненко, В.М. Черепов, А.В. Решетников, В.М. Фирсов, А.И. Осадчих.

Следует отметить, что в зарубежной научной литературе уделяется значительно больше внимания медико-социальным аспектам инвалидности, в особенности, следует отметить работы H.J. Chan, R. Antonak, B. Wrigt, M. Timms, R. Northway, R. Imrie, M. Law, M. Chamberlain и др., в которых проводятся исследования социальных действий и взаимодействий индивидов в отношении инвалидности.

Таким образом, в теории социальной работы наблюдаются противоречия интеграции и адаптации, связанные с социальной реабилитацией инвалидов.

В теории социальной работы слабо развиты эти противоречия. В практике социальной работы более эффективно раскрыты данные направления. В мире много инвалидов, которые готовы пройти социальную реабилитацию. В подходах интеграции не допускается отторжение инвалидов. А в процессе адаптации используются коррекционные и реабилитационные мероприятия. Эти направления способствуют самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, акцент смещается с адаптации инвалида к «нормальной» общественной жизни на изменение самого социума. Проблема социальной адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами.

Таким образом, на основании представленных противоречий вытекает проблема.

Проблема. Проблема данного исследования заключается в недостаточной изученности социальной реабилитации инвалидов.

Объект. Объектом изучения являются лица с ограниченными возможностями здоровья, как клиентская группа.

Предмет: социальная реабилитация инвалидов.

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

2.Изучить формы и методы решения социальных проблем инвалидов.

3.Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Выяснить проблему социальной реабилитации инвалидов.

1. Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья

1.1 Сущность понятий "инвалидность ", "инвалиды", "р еабилитация"

Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части или элементы в него ходят.

В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I такое название, получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны, нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, -- развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов.

В 1989г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.

Правило 1 -- углубление понимания проблем -- предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидам воспользоваться предоставленными им возможностями. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказывать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций.

Правило № 2 -- медицинское обслуживание -- предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы специалистов, что позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять ее последствия. Обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе системы общего образования. К процессу образования на всех уровнях должны привлекать родительские группы и организации инвалидов. Специальное правило посвящено занятости -- государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости.

Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.

Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь.

Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях.

В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов.

Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Рассматривать вопрос о создании банков данных об инвалидах, в которых содержались бы статистические данные об имеющихся службах и программах, а также о различных группах инвалидов. При этом необходимо учитывать необходимость защиты личной жизни и свободы личности. Разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, затрагивающих жизнь инвалидов и их семей.

Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований, принимая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно. Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности является подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных программ для персонала на местах.

Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям. Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содержание таких широких и сложных понятий, как "инвалидность", "инвалид". Кроме того, социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах или отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия "инвалидность":

¦ любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

¦ ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

¦ затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности) 1 ..

Анализ всех приведенных выше определений позволяет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложение всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато. Так, выделение медицинских аспектов инвалидности возможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной принадлежности не устраняет затруднений. Кроме того, сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между индивидом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объединений инвалидов предложил такое определение: "Инвалидность" -- это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных началах с другими гражданами из-за физических и социальных преград. " Инвалиды" -лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 2 .

Международное общественное мнение все более утверждается в мысли о том, что полноценное социальное функционирование является важнейшей социальной ценностью современного мира. Это находит свое выражение в появлении новых индикаторов социального развития, применяемых для анализа уровня социальной зрелости того или иного социума. Соответственно основной целью политики в отношении инвалидов признается не только наиболее полное восстановление здоровья и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное воссоздание их способностей к социальному функционированию на равных основаниях с остальными гражданами данного социума, не имеющими ограничений здоровья. В нашей стране идеология политики в отношении инвалидности развивалась аналогичным образом -- от медицинской к социальной модели.

В соответствии с Законом "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите" 3 . .Позднее было определено, что инвалид -- "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" 4 ..

Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995г. № 59 утверждена Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", состоящая из следующих федеральных целевых программ:

¦ медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

¦ научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов;

¦ разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов.

В настоящее время в мире инвалиды составляют приблизительно 10% населения, причем колебания по различным странам достаточно значительны. Так, в Российской Федерации, официально зарегистрированные и стоящие на учете инвалиды составляют менее 6% населения 5

в то время как в США -- почти пятую часть всех жителей.

Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определенные социальные льготы и привилегии. Лица с ограниченными возможностями стремятся получить официальный статус инвалидности с его льготами, существенными в условиях дефицита социальных ресурсов; государство же ограничивает число получателей таких льгот достаточно жесткими рамками.

В основе возникновения инвалидности лежит множество разнообразных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы 6 а) наследственно обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным поражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.

Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Появление новых лекарственных и технических средств сохраняет людям жизнь и во многих случаях позволяет компенсировать последствия дефекта. Менее последовательной и результативной становится охрана труда, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности -- это ведет к росту производственного травматизма и, соответственно, инвалидности.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции. Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии XXI в. они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах 7 причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития.

Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации 8 . С точки зрения Л. П. Храпылиной, данное определение неоправданно расширяет обязанности общества перед инвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов "выполнять свои гражданские функции с определенными затратами и усилиями" 9 ..К сожалению, этот односторонний акцент сохраняется во всех последующих документах. В 1982г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:

¦ раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

¦ консультирование и оказание помощи в социальной области;

¦ специальные услуги в области образования.

На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитированных выше Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым, предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.