Анализ стихотворения тургенева "собака".


Главный герой рассказа И.С.Тургенева «Собака» — отставной гусар, а ныне чиновник, Порфирий Капитоныч. Случилась в его жизни невероятная история, о которой он поведал как-то в кругу знакомых. История эта была связана со сверхъестественными событиями.

Когда начались эти невероятные события, герой рассказа проживал в своем поместье. Ни семьи, ни детей у него не было. Однажды ночью, в темноте, он услышал, как под его кроватью возится собака. Дело было в сельской местности, и Порфирий Капитоныч решил, что собака забежала еще днем со двора, да под кроватью и притаилась. Он позвал слугу, но тот никакой собаки под кроватью не нашел.

Стоило слуге выйти, как собака вновь себя проявила шумом и возней. Но стоило зажечь свечу, как животное необъяснимым образом исчезало. И не только сам хозяин поместья слышал собаку в темноте, но и его слуга и даже приглашенный гость.

По совету знакомого Порфирий Капитоныч уехал на время в город, где остановился на постоялом дворе. Но и там, в первую же ночь, у него под кроватью начала возиться невидимая собака. По совету хозяина постоялого двора герой рассказа отправился в город Белёв, к одному старцу. Когда тот выслушал эту невероятную историю, то сказал, что это предостережение и посоветовал герою рассказа завести собаку.

Порфирий Капитоныч купил в Белёве щенка, назвал его Трезором и привез к себе в поместье. После этого таинственная собака перестала себя проявлять. Когда щенок вырос, он везде неразлучно следовал за своим хозяином. И вот однажды, придя в гости к знакомой, Порфирий Капитоныч неожиданно был атакован бешеным псом. Только вмешательство Трезора спасло его от гибели. Тут-то и вспомнил он о совете старца и обо всей этой сверхъестественной истории.

Но события рассказа еще не были закончены. На следующую ночь было очень душно, и Порфирий Капитоныч ночевал на открытом воздухе. И надо же было такому случиться, что та бешеная собака прибежала на его двор. И снова верный пес защитил хозяина, но при этом и сам погиб. А бешеную собаку на следующий день застрелил солдат.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Собака» состоит в том, что человек, столкнувшись с непонятным явлением, должен сохранять благоразумие и здравомыслие, а не в коем случае не паниковать. В необъяснимых ситуациях надо оставаться человеком разумным и предпринять все возможные действия для разрешения проблемы, что и сделал главный герой. Рассказ И.С.Тургенева «Собака» учит нас внимательно относиться к предостережениям, которые исходят как от людей, так и от самой Природы.

В рассказе мне понравился главный герой, Порфирий Капитоныч, который сумел найти того, кто объяснил ему причину сверхъестественного явления, и также сумел правильно воспользоваться предостережением, данным ему свыше.

Какие пословицы подходят к рассказу «Собака»?

Предчувствовать – больше, чем знать.
Добрый совет дороже денег.
Собака – первый друг человека.

/ / / Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Собака»

Литературный талант Ивана Сергеевича Тургенева очень разнообразен. За свою жизнь он испробовал себя в разных лирических, эпических и драматургических жанрах. Позднее творчество наполнено наибольшей назидательностью. Видно, что умудренный житейским опытом писатель стремился передать читателю частицу своей мудрости. Все, что созерцал Иван Тургенев, так или иначе отображено в его своеобразных лирических рассказах – стихотворениях в прозе. Каждое из них кроме интересного сюжета имеет глубокий философский подтекст. Важно также увидеть здесь те символы, которые так старательно вводит автор.

«Собака» - одно из ключевых стихотворений в прозе Ивана Тургенева. Здесь нет особого сюжета, это скорее просто размышления автора о смысле и скоротечности жизни.

Итак, какой образ видит читатель? В комнате находятся двое: человек и его собака. За окном разбушевалась сильная буря. Животное смотрит в глаза хозяина, будто пытается что-то сказать. Но собака не одарена способностью говорить или рационально осмысливать происходящее. А человек способен понять и себя, и собаку. Рассказчик уверен, что их переполняет сейчас одно и то же чувство – чувство страха и незащищенности перед стихией. Автор указывает, насколько похожи на самом деле такие разные существа, как люди и животные. И у хозяина и у собаки глаза грустные, ведь неизвестно, чем закончится эта буря для них. И сколько еще им радоваться жизни? В каждом живом существе горит невидимый огонек. И когда придет ему конец, какая разница, в ком именно он был? Жажда жизни и чувство страха отождествляет всех. И рассказчик считает в данный момент, что между ним и собакой стерты все различия. Они смотрят друг на друга одинаковыми глазами. Одна жизнь пугливо жмется к другой.

Немаловажным символом в произведении выступает «страшная», «неистовая» буря. Она сравнивается с бурной жизнью, «бурей» эмоций и надежд. Также под бурей может подразумеваться непредсказуемость жизни и незащищенность человека перед ней. Такая буря страшна, как для людей, так и для животных. Вот почему в глазах героев таится искренний испуг и надежда на защиту в другом существе.

Слова автора звучат в произведении очень лирично. Так может выглядеть классическое стихотворение – с его рифмой и мелодикой. Однако Ивану Тургеневу не нужна была рифма, чтобы затронуть самые важные струны души в человеке. Произведение выглядит пессимистичным, ведь оно напоминает нам о быстротечности жизни, но с другой стороны оно напоминает нам, что не нужно тратить бессмысленно драгоценные минуты. И тот, кто поймет смысл сказанного, тот обретет шанс еще многое успеть сделать.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Собака». Автор разработки: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60 Авиастроительного района г.Казани Садртдинова Айсылу Шаймардановна

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Стихотворение в прозе – это стихи без рифмы и размера. Особенности жанра “стихотворение в прозе”: миниатюрность формы, краткость текста; богатое использование изобразительно-выразительных средств; эмоциональность повествования; ритмизированность, музыкальность прозы; лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

5 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ.

6 слайд

Описание слайда:

Цель урока: 1) обучать основам художественного мышления: вдумчиво читать, находить в текстах скрытые художественные детали, авторскую позицию, определить эстетическую ценность произведения; 2) выработать умения и навыки филологического анализа текста; 3) воспитать любовь и бережное отношение к жизни - величайшей ценности человечества.

7 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ. Эпиграф: Жизнь – величайшая ценность.

8 слайд

Описание слайда:

И.С.Тургенев: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое–нибудь из них, может быть, заронит тебе что–нибудь в душу».

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Неистовый - необычайно сильный,буйный, безудержный. Буйный - непокорный, своенравный. Плеоназм - оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям.

12 слайд

Описание слайда:

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака.

13 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Какая основная тема стихотворения в прозе?

14 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Завязка? Тема жизни и смерти

15 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Кульминация? Завязка

16 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Эпитеты? Кульминация

17 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Метафоры? Эпитеты

18 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Анафора? Метафоры

19 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Эпифора? Анафора

20 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Плеоназм? Эпифора

21 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Плеоназм Восклицательные предложения?

22 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Восклицательные предложения Риторический вопрос?

23 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Риторический вопрос

24 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. многоточие

25 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. несколько раз повторяется «один и тот же»

26 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. тавтология

27 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. звукопись

28 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака.

Стихотворение написано в свободной форме, в 1878 году, в холодный месяц февраль. Автор ведет повествование от первого лица, представляет читателю на обозрение свои мысли, взгляды на жизнь и мировоззрение. Каждая строка заключает в себе отдельную, законченную мысль, связанную с другой смыслом, эмоцией, общим настроением стихотворения.

Автор и его собака сидят в комнате во время сильной, страшной для обоих, бури. Их взгляды направлены друг на друга, только собака не понимает своих эмоций, она в теле животного, она просто боится, но слишком обусловлена своим положением, чтобы понять и выразить их. Автор же мыслит, и понимает не только себя и свои чувства, но также эмоции своей собаки. Ему не нужна ее речь, проявленная в движениях тела или звуках. Хозяин видит в глазах собаки искру, и разумом своим понимает, что жизнь заключается именно в этой искре.

Эта, по словам автора, искра или огонек, делает тождественными животное и человека. И в этой тождественной реальности нет необходимости в объяснениях, разных языках, условностях, связанных с разными формами тел, строения мозга, общественных порядках и мировоззрениях. Они едины. У автора возникает сомнение, что если сейчас настанет смерть, и придет конец всему, кто сможет разобрать, - где была искра собаки, а где человека, - сможет ли кто-то различить их. Впоследствии автор сам отвечает на своей вопрос, - никто не отличит, какой именно горел огонек в собаке, и какой в нем.

Из подобного равенства, уже не между человеком и собакой, а из равенства двух живых существ, автор делает вывод, что между ним и его собакой нет разницы. Это две души, две искорки, две пары одинаковых глаз, испуганных и одиноких, жмутся друг к другу, чувствуя тепло и понимание, размывая границы реальности до такой степени, что она превращается в волшебство.

Это стихотворение учит читателя не ставить себя выше других живых существ, состраданию и сочувствию. Оно объясняет, что во всех есть нечто живое, - искорка, огонек, маленький кусочек света, - они делают всех равными в своих глубинных устремлениях, страхах и чаяниях. А все, что не связано с этой искоркой, - просто исчезнет, умрет, испарится со временем.

Анализ стихотворения Собака по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сумерки Брюсова
  • Анализ стихотворения Андрея Белого На горах

    Произведение одного из поэтов-символистов полно многозначных образов, с помощью которых Андрей Белый рисовал свою картину реальности.

  • Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

    Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра

  • Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

    Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях

  • Анализ стихотворения Первый ландыш Фета 8 класс

    Название стихотворения А. А. Фета «Первый ландыш» подготавливает читателя к тому, что скрывается в его содержании. О тонкой связи автора с природой говорит его трепетное отношение к отдельным явлениям природы родного края

Всвоем творчестве И. С. Тургенев обращался к са-мым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения в прозе» — одни из ярчайших творе-ний Тургенева. Великий писатель создал их в финале.своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.

Стихотворения в прозе — уникальный жанр, в ко-тором органично соединились эпос и лирика. В каж-дом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения жи-вых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит, махнет... своим холодным широким крылом... И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда со-вершенно бесследно. Мысль эта «жмется пугливо к другой». Страшно сознавать, что всем нашим искани-ям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек». В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых су-ществ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмо-ционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с пер-вых слов становится ясно, что перед ним самая на-стоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье «По-следняя поэма Тургенева», посвященной «Стихотво-рениям в прозе», писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание пред-ставляет в своем целом поэму о пройденном жизнен-ном пути...»