Основные психические состояния. Психологические состояния человека



Человек способен осуществлять любую деятельность в различных режимах. И одним из них, как известно, являются психические состояния.

Какие бывают виды психических состояний?

Всевозможные психические состояния тесно взаимосвязаны между собой. И эта взаимосвязь является такой сильной, что разделить и вычленить отдельные психические состояния очень и очень сложно. Например, состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Однако имеются определённые системы категоризации психических состояний. Чаще всего выделяются состояния интеллекта, состояния сознания и состояния личности. Конечно же, есть и другие классификации – они рассматривают гипнотические, кризисные и другие виды состояний. Одновременно с этим, используется и масса критериев для категоризации состояний.

Критерии категоризации психических состояний

В большинстве случаев, выделяют следующую группу критериев категоризации психических состояний:

  1. Источник формирования:
  • Состояния, которые обусловлены ситуацией (реакция на наказание и т.п.)
  • Лично-обусловленные состояния (резкая эмоция и т.п.)
  1. Степень внешней выраженности:
  • Слабо выраженные, поверхностные состояния (лёгкая грусть и т.п.)
  • Сильные, глубокие состояния (страстная любовь и т.п.)
  1. Эмоциональная окраска:
  • Отрицательные состояния (уныние и т.п.)
  • Положительные состояния (вдохновение и т.п.)
  • Нейтральные состояния (равнодушие и т.п.)
  1. Длительность:
  • Продолжительные состояния, которые могут длиться годами (депрессия и т.п.)
  • Кратковременные состояния, которые длятся несколько секунд (гнев и т.п.)
  • Состояния средней продолжительности (страх и т.п.)
  1. Степень осознанности:
  • Сознательные состояния (мобилизация сил и т.п.)
  • Неосознанные состояния (сон и т.п.)
  1. Уровень проявления:

Руководствуясь указанными критериями, можно представить всестороннюю характеристику практически любого психического состояния.

Также важно упомянуть о том, что одновременно с психическими состояниями бывают и, так называемые, «массовидные» состояния – психические состояния, характерные для конкретных общностей: обществ, народов, групп людей. В основном, такими состояниями являются общественные настроения и общественные мнения.

Теперь же стоит поговорить об основных психических состояниях человека и их свойствах.

Основные психические состояния. Свойства психических состояний

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается , обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как , или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

На человеческое поведение влияют факторы, которые проявлялись в определенный период времени. Они связываются с особенностями психических процессов и таких же свойств личности, которые имели место в конкретный час. Несомненно, что человек, пребывающий в бодрствующем состоянии, существенно отличается от находящегося во сне. Аналогично следует отделять трезвых людей от пьяных, а счастливых от несчастных. Поэтому психологическое состояние человека носит весьма подвижный и динамичный характер.

Оно полностью зависит от психических процессов и психических свойств, так как такие параметры психики наделены тесной взаимосвязью. Психические состояния оказывают сильное влияние на выполнение психических процессов. Если им свойственна частая повторяемость, то они приобретают более устойчивые качества, становясь свойством личности.

Определение психического состояния

В современной психологии психическое состояние выступает относительно самостоятельным аспектом, характеризующим психологию личности. Под психическим состоянием следует понимать определение, которое используется психологией для определения психического состояния индивидуума как относительно устойчивого компонента. Понятие «психический процесс» создает своеобразную грань между динамическим моментом психики и «психическим свойством». Оно характеризуется устойчивым проявлением психики индивида и ее утверждением в структуре личности.

В связи с этим психологическое состояние человека выступает устойчивой на определенном этапе времени характеристикой его психической деятельности. Обычно под этим понятием подразумевается своеобразная энергетическая характеристика, показатели которой зависят от активности человека, которую он проявляет в процессе своей деятельности. К ним можно отнести бодрость, эйфорию, усталость, апатию и депрессию.

«Не будет лишним выделить состояние сознания, которым в основном определяется уровень бодрствования. Это может быть сон, гипноз, дремота и бодрствование».

Нынешняя психология внимательно подходит к психологическому состоянию человека, который пребывает в стрессовых условиях при экстремальных ситуациях, которые требуют необходимость быстрого принятия решений, например, в военной обстановке, на экзаменах. Также она проявляет повышенный интерес к ответственным ситуациям, которыми можно считать предстартовые состояния спортсменов.

Многокомпонентность структуры психологических состояний

Каждое психологическое состояние наделено своими физиологическими, психологическими и поведенческими аспектами. Поэтому структура психологических состояний состоит из многих разнокачественных компонентов:

  • физиологический уровень определяется частотой пульсации и артериальным давлением;
  • моторная сфера выражается усиленным ритмом дыхания, изменением мимики, повышением тона и темпа голоса при ведении разговора;
  • эмоциональная область наделена положительными или отрицательными переживаниями;
  • когнитивная сфера устанавливает определенную степень логичности мышления, точный прогноз предстоящих событий и возможность контролирования состояния организма;
  • поведенческий уровень влияет на точность и правильность осуществляемых действий, а также их соответствие существующим потребностям;
  • коммуникативный уровень определенного состояния психики зависит от характера общения, в котором участвуют другие люди, способность прислушиваться к своему собеседнику и влиять на него путем установления и достижения адекватных целей.

На основании результатов проведенных исследований можно утверждать, что те или иные психологические состояния возникают на основании актуальных потребностей, которые выступают как системообразующийся фактор.

Из этого следует, что благодаря оптимальным условиям внешней среды можно достичь быстрого и легкого удовлетворения потребностей. Оно спровоцирует возникновение позитивного состояния, такого как радость, воодушевление, восторг и восхищение. В свою очередь психологические болезни могут возникнуть по причине низкого удовлетворения (либо его отсутствия), определенного желания, что приведет к пребыванию психики человека в негативном состоянии.

В зависимости от характеристики возникшего состояния кардинально изменяются и основные показатели психологического настроя человека, куда входит его установка, ожидание, чувства. Так, любящий человек обожествляет и идеализирует свой объект привязанности, хотя на самом деле он не отвечает таким показателям. В другом случае человек, находящийся в гневном состоянии, видит другого человека исключительно в черных тонах, и даже определенные логические доводы не способны повлияет на его состояние.

Психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы. К.К. Платонов определяет психические состояния как занимающие промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности.

К психическим состояниям относят радость, печаль, сосредоточенность, скуку, утомление, напряжение, апатию и др. Зачастую невозможно дать точное определение переживаемому состоянию, так как, во-первых, психические состояния многомерны и характеризуют действительность с различных сторон, а во-вторых, они непрерывны, то есть границы перехода одних состояний в другие четко не обозначены, плавны. "Чистых″ состояний практически не существует.

На то, какое именно психическое состояние возникнет у индивида в данный момент времени, влияют две группы факторов : факторы среды и индивидуальные особенности субъекта. К первым относят характеристики отражаемых предметов и явлений окружающего мира. Ко вторым – предшествующие состояния и свойства индивида (особенности познавательной деятельности, потребности, желания, стремления, возможности, установки, самооценка, ценности). Психические состояния определяются соотношением данных факторов.

Состояния возникают в процессе деятельности, зависят от нее и определяют специфику переживаний. Каждое психическое состояние переживается индивидом целостно, как единство духовных, психических и физических (телесных) структур. Изменение психического состояния затрагивает все эти уровни.

Психическим состояниям свойственны определенные характеристики . Состояния классифицируют в зависимости от того, какие именно из указанных характеристик выходят на передний план в данный момент времени. Эмоциональные характеристики отражают доминирование при данном состоянии той или иной эмоции, их интенсивности, полярности (преобладание позитивных или негативных эмоций: радость и печаль). Знак некоторых состояний не очевиден. Например, нельзя однозначно определить как позитивное или негативное удивление или сосредоточение. Эмоциональные состояние – это эйфория, радость, удовлетворение, печаль, тревога, страх, паника Активационные состояния показывают включенность индивида в ситуацию или отчужденность от нее. Повышенная активация проявляется в ясности сознания, энергичном поведении, желании решать поставленную задачу, преодолевать трудности. На другой стороне полюса – снижение интенсивности и темпа движений, спад активности. К активационным состояниям относят возбуждение, вдохновение, подъем, сосредоточенность, рассеянность, скуку, апатию. Тонические состояния отражают тонус, энергетические ресурсы организма. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, внутренняя собранность или несобранность, инертность, вялость. Тонические состояния ― бодрствование, монотония и психическое пресыщение, утомление и переутомление, сонливость и сон. Тензионные (от англ. tension Ї напряжение) состояния показывают, в какой степени человеку для выбора того или иного поведения требуется приложить волевые усилия. Чем более притягательны для индивида различные объекты, чем больше сил требуется ему для сдерживания неприоритетных побудителей, тем выше напряжение. При низком напряжении человек раскрепощен, раскован, чувствует внутренний комфорт, при высоком – зажат, ощущает внутреннюю несвободу, вынужденность своего поведения. К тензионным состояниям относят состояние напряжения, эмоционального разрешения, фрустрацию, сенсорный голод и стрессовые состояния.


Для каждого состояния могут быть зафиксированы эмоциональные, активационные, тонические и тензионные характеристики. Все характеристики взаимосвязаны и в большинстве случаев изменяются согласованно. Например, при психических состояниях, для которых типичны положительные эмоции (состояние радости), наблюдается возрастание активации и тонуса, снижение напряжения.

Также психические состояния можно делить на классы по тому, какую именно сферу психики они характеризуют наибольшим образом. В таком случае будут выделять познавательные, эмоциональные, мотивационные и волевые психические состояния. Иногда рассматривают только один вид психических состояний – эмоциональные состояния, причем последние считаются разновидностью эмоций. Это не совсем верно, так как эмоциональные состояния отличаются от эмоций и эмоциональных реакций тем, что первые более устойчивы и менее предметны (все радует, печалит). Эмоциональные состояния, как и психические состояния в целом, в большей степени характеризуют деятельность и влияют на нее.

В связи с тем, что психические состояния, как и другие психические явления, можно измерять по различным параметрам, многие из них нельзя однозначно отнести к тому или иному классу.

2.6.1 .ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

В зависимости от содержания и динамики переживаний эмоции подразделяют на настроения, чувства и аффекты.

Настроения. Основными особенностями настроений являются:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно неярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Настроения – всегда более или менее продолжительные состояния. Само их название указывает на то, что соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Кратковременные эмоциональные состояния никто не назовет настроениями.

3. Неясность, "безотчетность". Испытывая то или иное настроение, мы, как правило, слабо сознаем причины, его вызвавшие. Часто мы находимся в том или другом настроении, не отдавая себе отчета в источниках этого состояния, не связывая его с определенными объектами, явлениями или событиями. “Человек чувствует себя печальным, когда тело недомогает, хотя он еще совершенно не знает, отчего это происходит” (Р. Декарт). Наоборот, когда человеку разъясняют причину его настроения, это настроение нередко быстро у него проходит.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. При одном настроении выполняемая работа кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц; при другом настроении та же самая работа становится тяжелой, неприятной и те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

Чувства. Отличительными особенностями чувств являются:

1. Отчетливо выраженная интенсивность . Чувства – более сильные эмоциональные переживания, чем настроения. Когда мы говорим, что человек испытывает чувство, а не настроение, этим мы указываем прежде всего на интенсивное, ясно выраженное, вполне определенное эмоциональное переживание: человек не просто испытывает удовольствие, а переживает радость; у него не просто настроение, в котором выражается какая-то неопределенная тревога, – он испытывает страх.

2. Ограниченная продолжительность . Чувства длятся не так долго, как настроения. Их длительность ограничена временем непосредственного действия причин, которые их вызывают, или воспоминания обстоятельств, которые вызывали данное чувство. Например, зрители на стадионе испытывают сильные чувства, наблюдая интересующее их футбольное состязание, но эти чувства проходят по окончании матча. Мы можем вновь испытать то или иное чувство, если в нашей памяти возникнет мысль об объекте, вызвавшем в "свое время это чувство.

3. Осознанный характер . Характерной особенностью чувств является то, что причины, их вызвавшие, всегда ясны для человека, который эти чувства переживает. Это может быть полученное нами письмо, достижение спортивного рекорда, успешное выполнение работы и т. д. В основе чувств лежат сложные нервные процессы в высших отделах коры головного мозга: по словам И.П. Павлова, чувства "связаны с самым верхним отделом и все они привязаны ко второй сигнальной системе". "Безотчетное чувство" – термин, не соответствующий психологическим особенностям чувств, которые всегда выступают как осознанные переживания. Этот термин с полным основанием может быть применен к настроениям, а не к чувствам.

4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами , его вызывающими. Чувства не имеют диффузного характера, свойственного настроениям. Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой; занимаясь любимым видом спорта, мы испытываем удовлетворение, которое не распространяется на его другие виды, и т. д. Чувства самым тесным образом связаны с деятельностью, например чувство страха вызывает желание бежать, а чувство гнева – желание бороться. Этот "предметный" характер чувств имеет большое значение при их воспитании: чувства развиваются, делаются более глубокими и совершенными в результате близкого ознакомления с предметами, их вызывающими, систематического упражнения в данном виде деятельности и т. д.

Чувства отличаются сложностью и многообразием эмоциональных переживаний. В зависимости от их содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие.

Низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей человека. Примером низших чувств могут быть удовольствие или страдание, испытываемые при жажде, голоде, сытости, пресыщенности, а также при различных видах мышечной деятельности, в зависимости от степени мышечного напряжения или мышечной усталости.

Высшие чувства подразделяются на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.

Интеллектуальными называются чувства, связанные с познавательной деятельностью человека, они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Аффекты. Отличительными особенностями аффектов являются:

1. Очень большая, иногда чрезмернаяинтенсивность и бурное внешнее выражение эмоционального переживания. Аффекты характеризуются чрезмерной силой возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и вместе с тем усиленной деятельностью подкорковых центров, проявлением глубинных, инстинктивных эмоциональных переживаний. Бурно развивающееся возбуждение в центрах коры, связанных с данными эмоциональными переживаниями, сопровождается сильным индуктивным торможением других участков коры, в результате чего во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках, и передается в подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

К примеру, что у человека тревожное настроение, если он охвачен какими-то, пока еще неясными и неопределенными опасениями. Мы можем говорить, что человек охвачен чувством страха, если его состояние отличается уже большей определенностью и причина которого ему хорошо известна. И, наконец, мы можем говорить, что человек испытывает аффект ужаса, если его эмоциональное состояние, которое по сравнению с двумя предыдущими отличается необыкновенной силой и бурно выражается во внешних движениях и внутренних физиологических процессах: от ужаса человек может бежать без оглядки или, наоборот, остаться на месте, не будучи в состоянии двинуться.

2. Кратковременность протекания эмоционального переживания. Будучи чрезмерно интенсивным процессом, аффект не может длиться долго и очень быстро прекращается. При этом в его течении можно отметить три стадии, характеризующиеся различными особенностями.

Начальная стадия аффекта . В одних случаях аффект наступает внезапно, в виде какой-то вспышки или взрыва, и быстро достигает предельной интенсивности (рис. 31 а ). В других случаях наблюдается постепенное нарастание интенсивности эмоционального переживания: внимание привлекается к вызвавшим эмоцию объектам или обстоятельствам и постепенно все более и более сосредоточивается на них, нарастает возбуждение в одних и соответственно торможение в других центрах коры, подкорковые центры все более и более активизируются и сами начинают оказывать сильное влияние на корковые процессы, в результате чего человек теряет самообладание и, наконец, полностью отдается охватившему его сильному переживанию (рис. 31 б).

Центральная стадия , когда аффект развивается до своего кульминационного пункта. Эта стадия характеризуется резкими изменениями и даже нарушениями нормальной деятельности всего организма. Процессы возбуждения, особенно в подкорковых центрах, достигают своей высшей силы, глубокое торможение охватывает важнейшие центры коры, функции которых угнетаются, в связи с чем распадаются высшие нервные процессы, связанные с приобретенными в течение жизненного опыта и воспитания социальными и моральными установками личности, нарушаются механизмы второй сигнальной системы и соответственно расстраивается деятельность мышления и речи. Снижается способность произвольного внимания, человек в значительной

Психическими состояниями (ПС) называют устойчивые в определенный промежуток времени характеристики психической (либо животного). ПС человека являются промежуточной позицией между личностными которые являются стабильными и устойчивыми, и протекающими в конкретный момент времени. ПС могут продолжаться месяцами, но при благоприятных условиях быстро изменяются. Обычно под психическим состоянием понимается какая-либо энергетическая характеристика, которая оказывает влияние на активность человека - усталость, бодрость, эйфория, депрессия, апатия.

Что такое психические состояния?

Состояние пониженной психической активности,

Состояние перехода от бордствования ко сну,

Состояние бодрого сна (со сновидениями),

Состояние глубокого сна (медленного),

Состояние утраты сознания.

Качественные классификации ПС основываются на перечисленных выше уровнях.

В заключение рассмотрим психические состояния в качестве они являются результатом целостной приспособительной личностной реакцией на изменения внутренних и внешних условий, направленным на достижение позитивного результата и проявляющимся в степени мобилизации функциональных возможностей и переживаниях человека.

Психические состояния - целостные характеристики психической деятельности за некоторый период времени. Они сопровождают жизнь человека - его взаимоотношения с другими людьми, обществом и т. д.

В любом из них можно выделить три измерения:

  • мотивационно-побудительное;
  • эмоционально-оценочное;
  • активационно-энергетическое.

Определяющим выступает первое.

Существуют психические состояния как отдельного человека, так и общности людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два их вида - общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, многообразием, полярностью.

Целостность проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность, выражают конкретное соотношение всех компонентов психики.

Подвижность заключается в изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны. Состояния влияют на процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве строительного материала для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, оно, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому из них соответствует противоположное (уверенность/неуверенность, активность/пассивность, фрустрация/толерантность и т. д.).

Психические состояния человека можно классифицировать.

В основу деления положен ряд оснований:

  1. В зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные .
  2. В зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые проявлены) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.
  3. В зависимости от степени глубины - (более или менее) глубокие либо поверхностные.
  4. В зависимости от времени протекания - кратковременные , затяжные , длительные и т. д.
  5. В зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные , стенические , повышающие жизнедеятельность, и астенические .
  6. В зависимости от степени осознанности - более или менее осознанные.
  7. В зависимости от причин, их вызывающих.
  8. В зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными условиями. Сюда следует отнести профессиональную пригодность, осознание значимости своей профессии, радость от успехов в работе, волевую активность и т. д.

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности, связанное с осознанием значимости такой деятельности, стремлением больше узнать о ней и активными действиями в соответствующей области, концентрацией внимания на объектах из данной профессиональной сферы, на которых сосредоточено сознание специалиста.

Разнообразие и творческий характер трудовой деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизвести ранее запечатленное, возрастании мощи воображения, возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т. д.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к ее составным частям.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные (астенические). Например, нерешительность появляется не только при отсутствии самостоятельности, уверенности в себе, но и из-за новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации. Экстремальные условия приводят к состояниям психической напряженности.

Психологи также говорят о состоянии сугубо операционной (операторной, деловой) напряженности, которая возникает в результате сложности выполняемой деятельности (это трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.), и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.).