Коклюш - организация стационара и лечение детей на дому при инфекционных заболеваниях. Меры профилактики коклюша


Помещение, где находится больной, тщательно проветривают.

Дети, соприкасавшиеся с больным и не болевшие коклюшем, подлежат медицинскому наблюдению в течение 14 дней с момента разобщения с больным. Появление катаральных явлений и кашля вызывает подозрение на коклюш и требует изоляции ребенка от здоровых детей до уточнения диагноза.

На детей до 10-летнего возраста, бывших в контакте с больным и не болевших коклюшем, накладывается карантин сроком на 14 дней с момента изоляции больного, а при отсутствии разобщения - в течение 40 дней с момента заболевания или 30 дней с момента появления у больного судорожного кашля.

Дети старше 10 лет и взрослые, работающие в детских учреждениях, допускаются в детские учреждения, но в течение 14 дней с момента разобщения с больным находятся под медицинским наблюдением. При продолжающемся на дому контакте с больным они находятся под медицинским наблюдением в течение 40 дней от начала заболевания.

Все не болевшие коклюшем дети, контактные с больным, подлежат обследованию на бактерионосительство. При выявлении бактерионосительства у некашляющих детей их допускают в детские учреждения после троекратных отрицательных бактериологических исследовании, проводимых с интервалом в 3 дня и с предъявлением справки из поликлиники о том, что ребенок здоров.

Контактным детям в возрасте до одного года, не привитым против коклюша и не болевшим коклюшем, внутримышечно вводят гамма-глобулин по 6 мл (по 3 мл через день).

Контактным детям в возрасте от 1 года до 6 лет, не болевшим коклюшем и не привитым против коклюша, проводят ускоренную иммунизацию коклюшной моновакциной троекратно по 1 мл через 10 дней.

Б очагах коклюша по эпидемиологическим показаниям детям, соприкасавшимся с больным, ранее вакцинированным против коклюша, у которых после последней прививки прошло более 2 лет проводят ревакцинацию однократно в дозе 1 мл. помещение, где находится больной, тщательно проветривают.

Заключение

Коклюш широко распространен в мире. Ежегодно заболевает около 60 млн. человек, из которых около 600 000 умирает. Коклюш встречается и в странах, где в течение многих лет широко проводятся противококлюшные прививки. Вероятно, среди взрослых коклюш встречается чаще, но не выявляется, так как протекает без характерных судорожных приступов. При обследовании лиц с упорным продолжительным кашлем у 20-26% серологически выявляется коклюшная инфекция. Смертность от коклюша и его осложнений достигает 0,04%.

Наиболее частым осложнением коклюша, особенно у детей до 1 года, является пневмония. Часто развиваются ателектазы, острый отёк лёгких. Чаще всего больные лечатся в домашних условиях. Госпитализируются больные с тяжёлой формой коклюша и детей до 2-х лет.

При применении современных методов лечения летальность при коклюше снизилась и встречается преимущественно среди детей 1 года. Смерть может наступить от асфиксии при полном закрытии голосовой щели вследствии спазма мускулатуры гортани во время приступа кашля, а также от остановки дыхания и судорог.

Профилактика заключается в проведении вакцинации детей коклюшно - дифтерийно-столбнячной вакциной. Эффективность противовококлюшной вакцины составляет 70-90%.

Прививка особенно хорошо защищает от тяжелых форм коклюша. Исследования показали, что вакцина эффективна в 64% против легкой формы коклюша, на 81% против пароксизмальной и в 95% - против тяжелой.

Остро заразная болезнь с индексом контагиозности приближающимся к 0,7. Сохраняется заболеваемость среди детей первых месяцев жизни. Коклюш возможен даже у новорожденных. Относится к капельной группе инфекций, вызывается бактерией Bordetella pertussis.

В клинической стадии различают три периода: начальный, спазматического кашля и разрешения (реконвалесценции). Начало болезни либо острое (повышение температуры, катаральный синдром, насморк, покашливание), либо постепенное (без лихорадки) продолжительностью от нескольких дней до 2-х недель. Сохраняется кашель, выраженность которого постепенно увеличивается. Наконец он становится приступообразным. Приступ кашля при тяжелых формах болезни может продолжаться до 3-5 минут, он прерывается короткими репризами (паузами), во время которых слышен свистящий вдох с участием дыхательной мускулатуры. У детей первых месяцев жизни приступ кашля может заканчиваться апноэ, у старших детей - рвотой. Кашель усиливается ночью. При легких формах количество приступов кашля составляет в среднем 7-15 в сутки, при среднетяжелой достигает 25, при тяжелой превышает этот показатель. Часть приступов заканчивается рвотой при среднетяжелой форме, практически все - при тяжелой. Наличие апноэ свидетельствует о тяжелой форме болезни. У детей старше 7 лет болезнь обычно протекает в стертой форме в виде длительно сохраняющихся навязчивых приступов кашля без реприз.

Особенностью приступа кашля у больных коклюшем является то, что он происходит на фоне судороги дыхательной мускулатуры. Поэтому в отличие от кашля, наблюдаемого у больных ОРЗ, бронхитами и др., у больных коклюшем между кашлевыми толчками нет вдохов, кашлевые толчки, следующие один за другим, производятся в фазе выдоха. Только в момент репризы и удается сделать короткий вдох, который тут же сменяется новым кашле-вым приступом. Музыкальная картина приступа коклюшного кашля настолько характерна, что при типичном проявлении спутать его ни с чем нельзя. Обращать внимание нужно на внешний вид больного: во время приступа кашля у него далёко высовывается язык, лицо краснеет, потом синеет, из глаз текут слезы, большие дети вскакивают на ноги, наклоняются вперед. При легких формах болезни вне приступа кашля дети ведут себя без признаков интоксикации, нарушения деятельности ЦНС и сердечно-сосудистой системы. При тяжелых формах - они вялые, лицо отечно и цианотично, возможны кровооизлияния в склеры, язвочка на уздечке языка.

Вакцинированные дети болеют стертыми или легкими формами коклюша. Тяжелые формы наблюдаются всегда у невакцинированных детей, преимущественно в возрасте первых месяцев жизни.

В установлении диагноза помогает выявление в общем анализе крови значительного лейкоцитоза (иногда до 50-70 тыс. 109/л), лимфоцитоза до 70% при нормальной СОЭ. Выделение коклюшной палочки В. pertussis из мокроты, получение 4-кратного нарастания титра в РПГА, РСК с коклюшным антигеном помогают установить окончательный диагноз. Как следует из Сан.-эпид. правил 3.1.2.1320-03 «Профилактика коклюшной инфекции», в целях раннего выявления коклюша каждого ребенка, кашляющего в течение 7 дней и больше, направляют на бактериологическое обследование (два дня подряд или через день) и устанавливают за ним медицинское наблюдение.

Антибиотики применяются в начале болезни (макролиды, ампициллин), основное значение имеют седативная терапия (аминазин внутрь в дозе 1-2 мг/кг/сутки в 3-4 приема, седуксен по 0,2 мг/кг 3 раза в день, фенобарбитал по 1 мг/кг 3 раза в день), тихие игры, прогулки, докармливание детей после приступа кашля и рвоты, в период разрешения показаны микстура от кашля для облегчения отхождения мокроты, проведение ингаляций пара от сваренных овощей (кипяток слить во избежание ожога слизистой), минеральной водой из бытовых ингаляторов.

Наблюдение на участке

Кратность наблюдения больных, оставленных дома, зависит от клинических проявлений. Дети 1- го года жизни должны наблюдаться ежедневно или их нужно госпитализировать. Вакцинация возможна через месяц после выздоровления. Дети, переболевшие коклюшем, прививаются АДС. Дети в возрасте до 7 лет, оставленные дома, изолируются на 25 дней от начала болезни.

Дети в возрасте до 14 лет, не болевшие коклюшем, независимо от прививочного анамнеза, бывшие в контакте с больным коклюшем, отстраняются от посещения детского коллектива до получения 2-х отрицательных результатов бактериологического обследования. При лечении больных коклюшем на дому за контактными детьми устанавливается наблюдение в течение 7 дней и проводится двукратное обследование (два дня подряд или с интервалом в один день). За детьми, общавшимися с больным коклюшем, в ДОУ закрытого типа, устанавливается также медицинское наблюдение в течение 7 дней. Контактным непривитым детям в возрасте до 1 года рекомендуется вводить антитоксический противококлюшный иммуноглобулин (Сан.-эпид. правила СП 3.1.2.1320-03).

В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила

Изоляция пациента

Выявить всех контактных

Карантин на контактных на 14 дней (в ДОУ)

Осмотр ежедневный (выявить детей с кашлем)

Обследовать детей методом «кашлевых пластинок»

Просмотр формы № 63

Влажная уборка, кварцевание помещений

6. Техника постановки горчичников детям раннего возраста.

ЦЕЛЬ:

· провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.

ОСНАЩЕНИЕ:

· горчичники;

· лоток с водой 40 - 45°С;

· лоток со стерильным растительным маслом 37 - 38°С;

· пеленки (тонкая и теплая);

· одеяло;

· лоток для отработанного материала.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:

· горчичники ставить при температуре тела не выше 38°С и на неповрежденную кожу.

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
- Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие -Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
- Подготовить необходимое оснащение - Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах) -Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры
- Вымыть и осушить руки
- Раздеть ребенка по пояс - Осмотреть кожные покровы -Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле - Отжать и расстелить на ровной поверхности -Обеспечение более «мягкого» и длительного действия горчичников
- Смочить горчичники в воде 40 - 45° С в течение 5 - 10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх -При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой - разрушается
- Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2 - 4, на левой 1 - 2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки) , оставив свободное пространство между ними, для позвоночника -Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник
- Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками
- Перевернуть пеленку нижней стороной вверх -Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки
- Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве - Исключение избыточной тепловой нагрузки на позвоночник и сердце
- Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца
- Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом - Обеспечение сохранения тепла
- Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи - Создание условия для обеспечения рефлекторного воздействия горчичников
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала
- Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час - Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха
- Вымыть и осушить руки - Обеспечение инфекционной безопасности

Эталон ответа к задаче № 2.



Проблемы пациента:

Трещина слизистой оболочки нижней губы

Не знает, как правильно питаться при сахарном диабете

Беспокоится о своём состоянии

Приоритетная проблема:

Цель: ощущение жажды уменьшится к концу первых суток

План Мотивация
1. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу. Нормализация обменных процессов в организме, прежде всего углеводного и жирового
2. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Нормализация обменных процессов и повышения защитных сил
3. М/с осуществит уход за слизистыми ротовой полости Профилактика присоединения инфекции, появления новых трещин
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течении 30 минут Обогащение воздуха кислородом, улучшающие очистительные процессы в организме
5. М/с обеспечит психологическую поддержку пациенту и его досуг Использование приёмов отвлечения

Оценка: пациент отмечает улучшение самочувствия, уменьшение жажды.

Задача № 1.

В инфекционное отделение поступила Таня А. 8-ми лет с диагнозом: дифтерия зева. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка больна 2-й день. Заболевание началось с головной боли, болей в горле при глотании.



При осмотре: состояние средней тяжести, t тела 38,5ºС, кожные покровы чистые, бледные. Зев гиперемирован, миндалины отечны, покрыты грязно-серым налетом. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены да размера боба, болезненные при пальпации. Имеется незначительный отек шеи. Тоны сердца приглушены, пульс 110 в минуту. В легких везикулярное дыхание, живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. Медицинский диагноз: дифтерия зева, субтоксическая форма.

Задания:

3. Определите цели, и составить план сестринского вмешательства с мотивацией

4. Объясните матери необходимость изоляции больного

5. Обучите ребенка полоскать полость рта

Задача № 2.

В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент 40 лет с жалобами на боли в области обеих костей, онемение конечностей. Из анамнеза медицинская сестра выяснила, что пациент находился на морозе без перчаток в течение 2х часов. При осмотре выявлено: кожные покровы кистей рук цианотичны, определяется мраморность кожи, чувствительность нарушена, имеются пузыри, наполненные светлым содержимым. Пульс - 80 в мин., АД - 130/80 мм.рт.ст., ЧДД - 18 в мин., температура - 36,9.

Задания:

1. Определите и обоснуйте вид повреждения на момент осмотра.

2. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента.

3. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

4. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

5. Продемонстрируйте наложение повязки на кисть «варежка».

Эталон ответа к задаче № 1.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, есть, быть здоровым, общаться, пить.

Проблемы пациента: (настоящие)

Лихорадка,

Боли в горле при глотании из-за воспалительного процесса,

Головная боль.

(потенциальные)

Нарушение глотания, нарушение речи и зрения.

Из данных проблем приоритетной является – боль в горле при глотании.

2. Краткосрочная цель: к концу недели у ребенка уменьшатся боли в горле при глотании, нормализуется температура тела.

Долгосрочная цель: к моменту выписки у ребенка наступит клиническое выздоровление.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Поместит ребенка в отдельный бокс. 1. С целью изоляции
2. Обеспечит ребенку строгий постельный режим. 2. Для предупреждения осложнений
3. Будет обслуживать ребенка в маске. В боксе будет переодеваться в другой халат 3. Для строгого соблюдения санэпидрежима
4. Проконтролирует, чтобы ребенок получал полужидкую легкоусваиваемую пищу, обильное питье. 4. Для уменьшения болей в горле при глотании. Для уменьшения симптомов интоксикации.
5. По назначению врача введет противодифтерийную сыворотку по методу Безредка 5. Для специфического лечения.
6. проведет по назначению врача инфузионную терапию: введет в/в 5% р-р глюкозы 6. Для уменьшения симптомов интоксикации.
7. По назначению врача введет преднизолон, ампициллин в/мышечно 7. Для лечения инфекции.
8. Обеспечит регулярное снятие ЭКГ ребенку. 8. С целью ранней диагностики возможных осложнений со стороны сердца.
9. Будет регулярно брать мочу на исследования. 9. Из-за возможного развития нефрита
10. Будет регулярно брать у ребенка мазок из зева и носа 10. Для контроля за бактериовыделением
11. Организует досуг ребенка. 11. Для смягчения отрицательного влияния режима изоляции.

Оценка: к концу недели состояние ребенка улучшится: температура тела нормализуется, уменьшатся симптомы интоксикации, боли в горле при глотании. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ей необходимость изоляции ребенка?

4. Студент продемонстрирует матери правила полоскания полости рта.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении

Техника проведения АКДС – вакцины.

ЦЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ:

· Профилактика коклюша, дифтерии, столбняка

ОСНАЩЕНИЕ:

· стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом

· перчатки

· вакцина АКДС

· мензурка, для помещения в неё ампулы с вакциной

· светозащитный конус из чёрной бумаги

· лоток с дезраствором для сбрасывания шприцев

· ёмкость с дезраствором для отработанного материала

· 70% этиловый спирт

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
-Организовать выполнение 1-4 принципов иммунопрофилактики (См. принципы иммунопрофилактики) -Профилактика поствакцинальных осложнений
-Подготовить необходимое оснащение -Обеспечение чёткости и быстроты выполнения процедуры
-Вымыть и осушить руки -Надеть перчатки -Обеспечение инфекционной безопасности
-Достать из упаковки ампулы с вакциной, протереть шейки ампулы ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском -Накрыть стерильной салфеткой и надломить -Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в ёмкость с дезраствором -Ампулы поставить в мензурку -Обеспечивается профилактика инфицирования во время инъекции. -Вскрытие ампул с использованием салфетки предупреждает попадание сухой вакцины в окружающую среду -Все, что касалось вакцины должно обеззараживаться во избежание загрязнения окружающей среды -Предотвращение падения ампул и, следовательно, предотвращение попадания живой вакцины в окружающую среду.
-Вскрыть упаковку шприца -Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле шприца -Снять с иглы колпачок -Предупреждение падения иглы во время работы
-Взять ампулу с АКДС – вакциной и набрать его в шприц 0,5 мл препарата (пустую ампулу сбросить в дезраствор) - Строгий учёт вакцины
-Взять пинцетом со стерильного столика салфетку и выпустить в неё воздух из шприца (сбросить салфетку в ёмкость с дезраствором) -Положить шприц внутрь стерильного столика -Предупреждение попадания живой вакцины в окружающую среду
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Обработать верхненаружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом, (ватный шарик оставить в руке) -Ввести вакцину внутримышечно -Обеззараживание инъекционного поля -Местом введения вакцины АКДS является верхненаружный квадрант ягодицы.
-Извлечь иглу -Место инъекции обработать ватным шариком, оставленным в руке после обработки инъекционного поля -Сбросить ватный шарик и шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв шприц) -Профилактика развития постинъекционного абсцесса.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Снять перчатки и сбросить их в дезраствор -Все, что касалось вакцины должно быть обезврежено
-Организовать выполнение 6-7 принципов иммунопрофилактики (см. принципы иммунопрофилактики) -Чёткая регистрация введённой вакцины -Учёт поствакцинальных осложнений

Эталон ответа к задаче № 2.

1.У пациента отморожение обеих кистей I-П степени. Информация, позволяющая м/с заподозрить данную патологию: пребывание на холоде около 2х часов; цианоз и мраморность кожи; наличие пузырей со светлым содержимым.

2.У.пациента нарушено удовлетворение потребностей, быть здоровым, поддерживать состояние. Одеваться, раздеваться, работать.

3. Проблемы пациента:

1.Нарушение целостности кожных покровов при отморожении, связанных с нарушением периферических кровообращений.

2. Дефицит самообслуживания. .

Приоритетная проблема - нарушение целостности кожных покровов.

4.Краткосрочная цель - уменьшить возможность инфицирования.

Долгосрочная цель - добиться восстановления целостности кожных покровов.

Повязка на кисть «варежка».

Показания: те же что и для повязки типа «перчатка».

Материальное обеспечение: бинт 7-10 см.

Этапы Обоснование
1. Пациенту придают удобное положение. В таком положении накладывают повязку.
2. Бинтующий встает лицом к больному. Бинтующий должен вести наблюдение за больным.
3.Бинтование производят открытым бинтом слева направо. Согласно правилам бинтования.
4.Закрепляющий тур производят круговым движением вокруг лучезапястного сустава. Закрепляющий тур проводят через узкую часть конечности.
5.Затем бинт перегибают на 90 о и ведут по тыльной поверхности к кончикам пальцев, перегибают на ладонную поверхность, доводя до лучезапястной области. Этапы бинтования.
6.Действия повторяют 3-4 раза, прикрывая 4 пальца одновременно.
7.Круговым ходом в лучезапястной области фиксируют предыдущие туры, предварительно перегнув бинт на 90 о.
8.Затем круговыми ходами по спирали спускаясь в низ до кончиков пальцев, и поднимаясь вверх фиксируют свободные туры повязки.
9.Фиксирующий тур закрепляется в месте лучезапястного сустава.

Задача № 1.

Пациентка 36 лет поступила в эндокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет 1 типа, средней тяжести. Предъявляет жалобы на повышенный аппетит, жажду, полиурию, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью. Знает принципы диетического питания при диабете, но часто нарушает диету, так как «не может удержаться».

Поведение беспокойное, раздражительное из-за кожного зуда. Кожные покровы телесного цвета, сухие с многочисленными следами расчесов, ногти в неопрятном состоянии, отросшие. Пульс 78 ударов в 1 минуту, ритмичный, АД - 120\80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту, температура тела - 36,8° С. Рост 168 см, масса тела 60 кг.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните, как собрать мочу на общий анализ, оформите направление.

3. Обучите пациента принципам профилактики гипогликемических состояний.

Задача № 2.

Наташа Р., 6 лет, заболела остро, появился озноб, многократная рвота, t тела повысилась до 39ºС. Был вызван участковый врач, который, осмотрев девочку, дал направление в стационар. Жалобы при поступлении: боль в горле, головная боль, суставные и мышечные боли.

Объективно: общее состояние ближе к тяжелому. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов обильная, мелкоточечная сыпь. Пульс 130 ударов в 1 минуту, тоны сердца приглушены. Кончик языка сосочковый. Язык обожжен густым белым налетом. В зеве яркая ограниченная гиперемия, рыхлые миндалины, гнойные налеты на них. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации.

Диагноз: «Скарлатина», тяжелое течение.

Задание:

1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием

3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией

4. Объясните матери необходимость применения антибиотиков для лечения

5. Обучите мать сбору мочи у девочек на общий анализ

Эталон ответа к задаче № 1.

Проблемы пациента:

Не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда

Риск инфицирования расчёсов кожи из-за неопрятного состояния ногтей

Допускает погрешности в диете

Приоритетная проблема – не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда.

Цель: пациентка отметит улучшение сна к концу 1-ой недели

План Мотивация
1. М/с обеспечит физический и психический покой пациентке, постельный комфорт. Для улучшения общего состояния
2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу Для нормализации углеводного обмена
3. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
4. М/с обеспечит гигиену кожи пациентки (обтирание, душ, ванна). Пациентка с помощью сестры приведёт ногти в порядок. Профилактика присоединения инфекции
5. М/с осуществит уход за кожей, за промежностью, используя растворы антисептиков, по назначению врача Для уменьшения кожного зуда и профилактики инфицирования расчесов
6. М/с обеспечит смену хлопчатобумажного нательного и постельного белья по мере загрязнения Для улучшения комфортного состояния
6. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут перед сном Обогащение воздуха кислородом

Оценка: пациентка отмечает улучшение сна, уменьшение зуда. Цель достигнута.

Эталон ответа к задаче № 2.

1. У ребенка нарушены потребности: быть здоровым, поддерживать t тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.

Проблемы пациента: (настоящие)

Боль в горле,

Головная боль,

Суставные и мышечные боли,

Лихорадка,

Гнойный налет на миндалинах,

Изоляция ребенка.

(потенциальные)

Риск развития миокардита, нефрита

Из данных проблем приоритетной является – лихорадка, боли (в горле, суставные, мышечные, головная)

2. Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2-х дней, прекратится рвота.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Обеспечит изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10 дней + 12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в СЭС 1. Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям)
2. Обеспечит постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации. 2.
3. Обеспечит полноценное витаминизированное питание в теплом, жидком, полужидком виде. 3. Для уменьшения болей при приеме пищи.
4. Обеспечит обильное питье (морс, соки) при отсутствии рвоты. 4. Для дезинтоксикации.
5. обеспечит полоскание зева раствором антисептика, травами: фурациллин, ромашка, ромашка, календула и д. … 5. Для уменьшения болей в горле и снятия налетов.
6. Обеспечит смену нательного и постельного белья, обработку кожи. 6. Для удовлетворения потребности быть чистым.
7. Обеспечит влажную уборку в боксе с дез. средствами, проветривание, обработку посуды больного с использованием дез. средств, мытьё игрушек. 7. Для предотвращения распространения заболевания.
8. Обеспечит капельное введение реополиглюкина, глюкозо-совевых растворов – парентерально по назначению врача. 8. Для дезинтоксикации.
9. Обеспечит дачу симптоматических средств: жаропонижающих, сердечных, витаминов. 9. Для снижения температуры, улучшения сократительной способности миокарда.
10. Будет вести учет диуреза, подсчет пульса, ЧДД, сбор анализов мочи. 10. Для профилактики осложнений.
11. Выполнит назначения врача: введет антибиотики пенициллинового ряда, десенсибилизирующие. 11. Для действия на стрептококк, уничтожения возбудителя.

Оглавление темы "Эпидемиология коклюша. Эпидемиология стрептококка.":









При возникновении заболеваний коклюшем больные дети подлежат изоляции из детских учреждений. Допуск в коллектив осуществляется после проведения курса этиотропной терапии. Остальные группы населения из числа больных изолируются по клиническим показаниям.

В отношении общавшихся с больным коклюшем детей до 7 лет предусмотрен карантин сроком на 14 дней. Контактные с больным дети до 7 лет, а также работники родильных домов, детских больниц, санаториев и воспитатели детских учреждений подлежат наблюдению и бактериологическому обследованию на коклюш.

В современных условиях профилактика коклюша обеспечивается активной иммунизацией. В России специфическая профилактика осуществляется с помощью ассоциированного препарата - адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной (АКДС) вакцины. Прививки проводятся с трехмесячного возраста трехкратным введением препарата с интервалом 1,5 мес. В 18 мес проводится однократная ревакцинация.

Коклюшный компонент вакцины АКДС обладает достаточной реактогенностью; после прививок наблюдаются как местные, так и общие реакции. Зарегистрированы реакции неврологического характера, которые являются прямым следствием прививок. Данные обстоятельства привели к тому, что педиатры с большой осторожностью подходят к проведению прививок АКДС-вакциной, этим объясняется большое количество необоснованных медицинских отводов.

Реактогенность убитой вакцины коклюша привела к тому, что в некоторых странах (Япония, Швеция, Великобритания) вообще отказались от прививок, что сразу же привело к резкому подъему заболеваемости. В это же время в мире появилось много новых научных данных, значительно расширивших общее представление о коклюшной инфекции и ее возбудителе, в частности о роли и значении отдельных антигенов в формировании защиты против коклюша. Была предложена концепция о ведущей роли коклюшного токсина в патогенезе инфекции.

Не последняя роль в формировании защиты против коклюша принадлежит филаментозному гем-агглютинину, агглютиногенам 2, 3, белку 69КДе (пертактину). В конце XX в. в разных точках земного шара (Австралия, Северная Америка, Западная Европа) зафиксирован рост заболеваемости коклюшем на фоне массового применения АКДС-вакцины, при этом выявлен дрейф протек-тивных антигенов 5. pertussis (пертактина, S\ и субъединицы коклюшного токсина). По мнению специалистов, дрейф обусловлен влиянием поствакцинального иммунитета, а возникающие изменения протективных антигенов у новых штаммов столь существенны, что вакцины из «старых» штаммов оказываются не эффективными. В связи с этим необходимо постоянное слежение за циркулирующими штаммами.

Учитывая новую концепцию, сначала в Японии, а затем в США и Швеции была создана и введена бесклеточная коклюшная вакцина , на основе коклюшного токсина и новых факторов зашиты. В России также ведутся работы по созданию бесклеточной коклюшной вакцины.

В 1578 г. во Франции разразилась эпидемия неизвестной дотоле болезни, которая проявлялась жестокими приступами кашля. Вскоре болезнь перекинулась в другие страны и позднее стала известна как коклюш, называли эту болезнь и «причудливым кашлем». Еще несколько десятилетий назад коклюш можно было отнести к числу наиболее распространенных и тяжелых инфекций – он уносил больше жизней, чем дифтерия, корь и скарлатина вместе взятые. Сегодня распространенность коклюша среди детей всех возрастов резко уменьшилась, уменьшилась и тяжесть заболеваний, реже стали случаться осложнения. Все это благодаря массовым прививкам, и еще – изменились свойства самого возбудителя коклюша. Он обладает менее выраженными болезнетворными свойствами.

Болезнь поражает преимущественно детей, хотя от нее могут страдать и взрослые. Особенно тяжело она протекает у грудных детей, которые из-за непрерывного, тяжелого кашля теряют возможность нормально питаться, вследствие чего им грозит истощение. Раньше дети погибали от того, что присоединялась пневмония, от судорог, которые возникали во время кашлевого приступа. К счастью, в наше время подобные случаи уже не встречаются. Все это благодаря массовым прививкам, которые начинают делать с 3-месячного возраста, но до 2-3 лет, пока не закончен курс прививок, надежного иммунитета у ребенка еще нет и о его здоровье надо заботиться особо.

Возбудителем коклюша является коклюшная палочка. Возбудитель малоустойчив во внешней среде, особенно при высокой температуре и воздействии солнечного света быстро погибает. Поэтому доступ свежего воздуха и солнца в помещение – обязательное условие в борьбе с коклюшем. Возбудитель быстро погибает от действия дезинфицирующих растворов.

Источником инфекции является больной. Он заразен с самого начала заболевания, больные со стертыми формами и бактерионосители.

Передается инфекция воздушно-капельным путем. Заражение возможно при непосредственном общении с больным.

Входными воротами инфекции являются верхние дыхательные пути. Возбудитель заселяет слизистую оболочку гортани, бронхов, трахеи и вызывает её воспаление. Токсическое вещество, которое образуется коклюшной палочкой, вызывает раздражение нервных рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей и развивается кашель. Коклюшный токсин всасывается в кровь и действует главным образом на нервную систему. В результате развивается спазматический кашель.

Как протекает заболевание?

Заболевание характеризуется цикличностью. В период предвестников (катаральный) отмечается общее недомогание, небольшое повышение температуры, насморк, кашель вначале непродолжительный, сухой.

Затем кашель усиливается и через 10-14 дней наступает спазматический период. В этот период возникают сильные приступы кашля. Приступ судорожного кашля начинается внезапно и сопровождается следующими друг за другом кашлевыми, толчками без всякой передышки. Лицо ребенка краснеет, у него набухают шейные вены, рот широко открыт, язык высунут далеко вперед. Как бы накашлявшись, ребенок делает вдох, а потом из-за сужения голосовой щели, свистящий выдох. Чем тяжелее протекает коклюш, тем дольше длится приступ. Приступ заканчивается выделением густой слизи или рвотой. Приступы чаще возникают ночью, но не оставляют в покое больного ребенка и днем. Этот период длится от 2 до 8 недель. Спустя 40 дней от начала заболевания, ребенок не заразен. Заболевание может протекать в легкой, стертой, тяжелой форме. При тяжелой форме коклюш может осложняться воспалением легких, носовым кровотечением, выпадением прямой кишки. Инкубационный период болезни от 3 до 15 дней.

Профилактические и противоэпидемические мероприятия:

  1. раннее выявление и изоляция больного;
  2. строгий утренний прием детей;
  3. карантин на 14 дней, если в этот период выявляют новых больных, срок карантина удлиняется;
  4. помещение группы и изолятора хорошо проветривают, делают влажную уборку;
  5. вакцинация проводится анатоксином АКДС с 3-месячного возраста;
  6. детям, бывшим в контакте с больным, не болевшим коклюшем и не привитым, вводится г-глобулин;
  7. задача родителей правильно организовать режим и образ жизни ребенка. Он должен достаточно гулять, спать в комнате с открытым окном. Главное лекарство от коклюша – это свежий воздух и спокойная обстановка. Приступы, которые ребенок тяжело переносит, могут вызвать испуг, стресс, поэтому необходимо создать спокойную обстановку.