Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению – проблемы и перспективы. "организация медицинской помощи населению"


Номенклатура учреждений здравоохранения (ЛПУ).

1. Больничные учреждения:

Больницы районные, городские, областные, республикаские.

Госпитали для инвалидов ВОВ.

Специализированные больницы (инфекционные, офтальмологические).

2. Учреждения особого типа – лепрозории.

3. Диспансеры: врачебно-физкультурные (для здоровых людей), противотуберкулезные, онкологические, психоневрологические, наркологические, кардиоревматологические, противозобные, кожно-неврологические, травматологические.

4. Амбулаторно-поликлинические учреждения.

5. Учреждения скорой неотложной медицинской помощи, станции переливания крови.

6. Учреждение по охране материнства и детства (РОДДОМ, дом ребенка, ДДУ, детская молочная кухня).

7. Санаторно-курортное учреждение (санаторий, санаторий-профилакторий, бальнео и грязелечебница).

8. Учреждения профилактической медицины (центры Здоровья).

9. Аптечные учреждения.

10. Диагностические центры, дневные стационары, стационары на дому.

ЛПУ подчиняются минздраву; санитарно-профилактические учреждения подчиняются ГосКомСэс.

Амбулаторно-поликлинические учреждения в городе:

1. Поликлиника.

2. Амбулатория.

3. Поликлиники диспансеров.

4. Поликлиника МСЧ.

5. Женские консультации.

6. Стом. поликлиники, физиотерапевтические поликлиники.

7. Здравпункты врачебные или фельдшерские.

Это самый массовый вид мед. помощи населению. Он дает возможность осуществить раннюю диагностику заболеваний. Обеспечивает более благоприятные условия для профилактических мероприятий.

Поликлиника.

Это многопрофильное ЛПУ, призванное оказывать мед. помощь населению на догоспитальном этапе.

По организационному принципу поликлиники делятся на:

1. Объединенные со стационаром;

2. Не объединенные со стационаром.

По мощности делятся на 5 категорий (по числу посещений в смену):

Структура городской поликлиники.

· Регистратура.

· Отделение профилактики (в крупных поликлиниках).

· Отделение восстановительного лечения (в крупных поликлиниках).

· Лечебно-профилактическое отделение: кабинеты участковых терапевтов; подростковый кабинет; специальные кабинеты – неврологический, лор и др.Количество специальностей определяется категорией.

· Вспомогательно-диагностическое отделение: рентген-кабинет, лаборатория, кабинет функциональной диагностики, эндоскопический кабинет.

· Управление поликлиникой: кабинет главного врача, заместителей главного врача, кабинет мед. статистики, АХЧ.

Руководит поликлиникой – главный врач поликлиники. Если поликлиника объединена со стационаром, то руководит зам. главного врача по поликлинике.

Задачи поликлиники :

1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.

2. Проведение комплексных профилактических мероприятий на территории обслуживания.

3. Организация диспансерного наблюдения населения – подростки, рабочие, онкобольные, СС-больные.

4. Организация сан - гиг. воспитания и обучения населения, пропаганда здорового образа жизни.

5. Изучение причин заболеваемости населения, причин инвалидности, смертности.

Работа в поликлинике организуется по участковому принципу. На одного участкового терапевта – 1700 человек взрослого населения. Преимущества участкового принципа: наблюдение в динамике, своевременная диагностика, адекватное лечение, знание социальных условий проживания населения.

Задачи участкового терапевта:

· Оказание помощи в поликлинике и на дому (20-30%)

· Оказание экстренной помощи всем нуждающимся

· Своевременная госпитализация больных

· Использование консультаций с врачами др. специальностей, зав. отделений, др. мед. учреждений

· Проведение экспертизы временной нетрудоспособности

· Комплекс мероприятий по диспансеризации населения своего участка

· Проведение противоэпидемических мероприятий на участке – раннее выявление инфекционных заболеваний, экстренное извещение об остро заразных заболеваниях СЭС

· Сан – просвет. работа.

На каждые 8 терапевтических участков выделяется должность зав. отделением. Сейчас по участковому принципу начинают работать и врачи др. специальностей. Это метод бригадной участковости. При этом врач узкой специальности может быть вызван на дом к больному, можно получить талон на прием к узкому специалисту минуя терапевта. Увеличивается объем помощи на дому, врач узкой специальности наблюдает больных в динамике. Руководит бригадой участковый терапевт. Важно составить график работы. Терапевт 4 ч. в поликлинике, 2 ч. на дому. Хирург, невропатолог – так же. Лор, окулист 5ч. в поликлинике, 1,5 ч. на дому.

Отделение профилактики для диспансеризации населения:

1. Кабинет доврачебного приема.

2. Анамнестический кабинет.

3. Женский смотровой кабинет и кабинет проф. осмотров.

4. Кабинет централизованного учета лиц на диспонсеризацию.

5. Лаборатория.

6. Кабинет пропаганды здорового образа жизни.

Отделение планирует работу по диспансеризации, организует проф. осмотры, сан.-просвет. работу, анализирует эффективность диспансерного наблюдения.

Отделение восстановительного лечения:

1. Физиотерапевтический кабинет.

2. Кабинет лечебно физкультуры.

3. Кабинет рефлексотерапии и т.д.

Структура отделения зависит от мощности поликлиники. Организация работы поликлиники должна быть такой, чтобы: было минимальным время ожидания больным приема, равномерна нагрузка на врачей, ликвидированы отказы от приема больного, ликвидирована обезличенность наблюдения за больным, обеспечена своевременность попадания больного к узкому специалисту.

Всех больных, посещающих поликлинику делят на:

1. 20-30% - острые заболевания или обострения хронических (немедленная помощь).

2. 28-33% - люди, страдающие хроническими заболеваниями (обозначается день).

3. 15-10% - лица, обращающиеся по собственной инициативе (не срочно).

4. Больные, обращающиеся за документами (справки, выписки).

5. 3-5% - нуждаются в приеме нескольких врачей.

Регистратура . Распределяет больных и равномерно нагружает врача по талонной системе или журналу самозаписи. Выдает талон на первичное посещение врача, на повторное посещение выдает талон врач. Терапевт – 5 больных в час. Регистратура хранит и выдает мед. документы, а также регистрирует вызовы на дом. Есть окно по оформлению больничных листков. Выполняет справочную функцию.

Кабинет доврачебного приема . Его задачи:

1. Первичный прием больных.

3. Обращающимся может быть проведена антропометрия, термометрия, измерение АД и ВГД.

4. Выдача справок и оформление выписок из амбулаторной карты.

Помимо территориальных поликлиник организуются КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОЛИКЛИНИКИ. Такие поликлиники есть в составе многопрофильных больниц, мед. вузов, НИИ. В них ведется узкоспециализированный прием. Они выполняют функции:

1. Консультативная помощь врачами-специалистами.

2. Проведение исследований, которые невозможно провести в территориальной поликлинике (серологические, иммунологические).

3. Диспансерное наблюдение больных, которые нуждаются в специализированной помощи.

5. Повышение квалификации врачей обще лечебной сети.

Диагностические центры

Диагностические центры организованны в 76 городах России. Они созданы для полного обследования больных на основе исследования новейшими методами диагностики: компьютерная томография, УЗИ, эндоскопия. В ДЦ концентрируется дорогостоящая техника. ДЦ работает в непрерывном режиме и обслуживает максимальное количество пациентов (в 2 смены). В ДЦ обследуют по направлению территориальных поликлиник или на платной основе по желанию пациентов.

Стационарная помощь

Нужна при наиболее тяжелых заболеваниях, которые требуют комплексного подхода в диагностике и лечении, если больной нуждается в оперативном вмешательстве, в постоянном лечении или интенсивном уходе. Обеспеченность койками должна быть 134 на 10000 населения, к 2000 году планировалось до 148 коек, в мире – 45 коек, развитые страны – 130-140 коек на 10000 населения.

Все больничные учреждения делятся на несколько типов:

1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.

· Для кратковременного пребывания больного; обеспеченность ими 90 на 10000 населения.

· Для долговременного пребывания больного (39 на 10000 населения).

2. Больницы для оказания медико-социальной помощи хроническим больным и престарелым 8% коечного фонда. Предназначены для длительного ухода и облегчения состояния больных.

Больничные учреждения классифицируются по нескольким признакам:

1. В зависимости от административного подчинения: районные, городские, областные.

2. По профилю: многопрофильные, специализированные.

3. По мощности (определяется количеством коек): первой категории (800-1000 коек). Каждая последующая категория на 100 коек меньше. Самая малая категория – 100 коек.

4. Объединение и не объединение с поликлиниками.

Управление стационаром осуществляет главный врач, у которого есть заместители по мед. части. Если больница объединена с поликлиникой, то есть зам. по поликлинике; имеются зам. по экспертизе трудоспособности (врачей более 25), зам. по АХЧ, кабинет мед. статистики, мед. архив и бухгалтерия.

Функциональные подразделения:

1. Приемное отделение – централизованное и децентрализованное.

2. Специализированные палатные отделения.

3. Опер. блок.

4. Вспомогательные лечебно-профилактические подразделения (лаборатория, рентген кабинет и т.д.)

5. Аптека.

6. Патологоанатомическое отделение.

7. Вспомогательные службы (пищеблок, прачечная).

Задачи приемного отделения :

1. Установление диагноза.

2. Решение вопроса о необходимости в госпитализации. В случае отказа – ведется журнал отказа от госпитализации.

3. Санитарная обработка больных при необходимости.

4. Регистрация и учет движения больных (выписка, перевод из одного в другое отделение).

5. Оказание неотложной помощи (по скорой или самотеком, т.е. больной приходит сам)

6. Изоляция некоторых больных, которые поступают с признаками инфекционных заболеваний. Могут быть палаты сортировочного отделения, где наблюдают за больными. Количество коек из расчета 2-3 койки на каждые 100 коек стационара.

7. Организация справочной службы.

Основное структурное подразделение стационара на 40 коек – отделение. Есть 3 отделения, в которых есть палаты по 3-4 койки. Выделяется должность зав. отделением на 40 коек стационара.

Между поликлиникой и стационаром есть преемственность:

2. Направление амбулаторной карты в стационар для записи эпикриза после лечения в стационаре.

3. Заполнение в поликлинике стационарной формы истории болезни.

Группы больных:

1. Больные с травмами, отравлениями, «острым животом» или массивным кровотечением (подлежат немедленной госпитализации).

2. Больные, которые безусловно нуждаются в больничном лечении, но госпитализация может быть отсрочена на 1-2 суток (пневмония, СС-заболевания).

3. Больные, которым желательна госпитализация когда будут места в стационаре.

Условием поступления больного в стационар является всесторонняя подготовка больного к стационару. В амбулаторных условиях должен быть проведен максимум обследований, в стационаре большее внимание уделяется лечению.

Существует 2 системы ухода в стационаре: двухстепенная и трехстепенная. Двухстепенная система подразумевает работу врача, мед. сестры (санитарка только для уборки помещений). Эта система используется чаще для больных детей. Трехстепенная подразумевает участие врача, мед.сестры, санитарки.

Существует бригадная форма обслуживания – выполняются смежные виды работ. Каждый получает согласно коэффициенту трудового участия.

Дневные стационары

Организуются на базе обычного стационара или поликлиники, где выделяются 2-3 комнаты. Больной в течение дня находится в стационаре и проходит лечение под наблюдением медработника. Преимущества: нет отрыва от семьи, за счет этого повышается эффект лечения. Наиболее часто такая форма используется для детей и женщин.

Стационары на дому

Больной лечится дома под наблюдением медработника. Врач осуществляет активные выходы. Мед.сестра выполняет лечение на дому. Такая форма используется для детей и престарелых.

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО - САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

НОМЕНКЛАТУРА (ТИПЫ И ВИДЫ) УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В соответствии с номенклатурой различают следующие типы и виды учреждений здравоохранения.

1. Лечебно-профилактические учреждения:

а) больничные: республиканская, городские, областные, районные, участковые, детские, специализированные и др.;

б) амбулаторно-поликлинические: поликлиники (для взрослых и детские), амбулатории, стоматологические поликлиники (для взрослых и детские), медико-санитарные части, здравпункты (врачебные, фельдшерские). Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается также поликлиническими отделениями объединенных больниц, диспансеров, а также женскими консультациями;

в) диспансеры: онкологические, наркологические, психоневрологические, кардиологические, кожно-венерологические, эндокринологические, противотуберкулезные, радиационной медицины;

г) охраны материнства и детства: родильные дома, женские консультации, медико-генетические консультации, детские ясли, дома ребенка, молочные кухни;

д) скорой медицинской помощи: больницы скорой медицинской помощи, станции (подстанции) скорой медицинской помощи, санитарная авиация;

е) станции переливания крови;

ж) санаторно-курортные: санатории, дома отдыха, пансионаты.

2. Санитарно-профилактические учреждения:

а) санитарно-эпидемиологические: центры гигиены и эпидемиологии, дезинфекционные станции, санитарно-контрольные пункты;

б) санитарного просвещения: центры здоровья (республиканский, областные, городские).

3. Учреждения судебно-медицинской экспертизы.

4.Аптечные учреждения.

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Лечебно-профилактическая помощь городскому населению оказывается в поликлиниках, больницах, родильных домах, консультациях, диспансерах, медико-санитарных частях, здравпунктах, санаториях.

Основными принципами организации лечебно-профилактической помощи являются:

Единство профилактики и лечения;

Общедоступность, высокий уровень квалификации медицинских работников;

Максимальное приближение медицинской помощи к населению - развитие всех звеньев первичной медико-санитарной помощи;

Преемственность в работе, единство стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи;

Лечебно-профилактическое обслуживание рабочих предприятий по преимущественному принципу;

Диспансерный метод работы.

Профилактическая деятельность является важнейшей для работников лечебно-профилактических учреждений. Она позволяет выявлять взаимосвязь" патологических отклонений в состоянии здоровья человека с факторами внешней среды, социально-бытовыми, социально-трудовыми. В системе медицинского обслуживания населения профилактическое направление выражается прежде всего в диспансеризации больных и здоровых.

Диспансерный метод является ведущим в организации лечебно-профилактической помощи населению. Он широко используется в деятельности медицинских учреждений и в работе врачей всех специальностей.

Лечебно-профилактическая помощь городскому населению организована по участковому принципу. Суть его состоит в том, что обслуживаемая поликлиникой территория делится на участки с определенным количеством человек. К каждому из этих участков прикрепляются участковые врачи и медицинские сестры, которые, постоянно общаясь с жителями участка, знают условия их жизни, что значительно облегчает лечебную и профилактическую деятельность.

Наиболее распространенными участками в городах являются территориальные: терапевтические - по обслуживанию взрослого населения; педиатрические - по обслуживанию детей. Кроме того, по участково-территориальному принципу строятся акушерско-гинекологическая и стоматологическая помощь. По этому же принципу работают все диспансерные учреждения.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Это система медико-санитарных и медико-социальных мероприятий, осуществляемых на уровне первичного контакта отдельных лиц, семьи, групп населения со службами здравоохранения. Непосредственное отношение к ней имеют следующие медицинские учреждения:

v поликлиники (взрослые, детские, специализированные);

v медико-санитарные части и здравпункты на предприятиях;

v станции (подстанции) скорой медицинской помощи;

v женские, медико-генетические консультации, консультации «Брак и семья»;

v центры гигиены и эпидемиологии, центры здоровья, дезинфекционные станции, санитарно-контрольные пункты;

v аптечные учреждения;

ПМСП организована по территориально-участковому принципу. Основная нагрузка при оказании ПМСП лежит на участковом враче. В городских амбулаторно-поликлинических учреждениях республики работают более 5,5 тыс. участковых терапевтов и педиатров. В их работе основное место занимают лечебные мероприятия. Почти 100% всех врачебных посещений на дому и около 80% обращений больных к врачу в поликлинике связаны с оказанием лечебной помощи при острых или обострениях хронических заболеваний. Проведению профилактических мероприятий участковый врач уделяет не более 5% своего рабочего времени. Между тем еще великий русский терапевт М.Я. Мудров (1776-1831) подчеркивал первостепенную значимость профилактической деятельности врача: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранять их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни, есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезни, нежели лечить ее. И в сем состоит первая его обязанность». Именно на средний медицинский персонал приходится основная нагрузка в выполнении профилактической работы.

ПМСП наиболее эффективно и в исчерпывающем объеме может быть реализована, если на ее поддержку будут ориентированы все другие службы здравоохранения и в деле охраны здоровья населения она будет находиться в центре государственной политики. Наличие соответствующих учреждений, их оснащение современной аппаратурой, укомплектование квалифицированным врачебным, средним и вспомогательным персоналом - это одно из непременных условий полноценного функционирования ПМСП. Вторым важнейшим условием является доступность ПМСП. Различают территориальную, финансовую, культурную, функциональную доступность. Третье важнейшее условие - осмысленное отношение населения к своему здоровью как ценности не только личной, но и общенациональному достоянию - «имуществу государственному».



В Республике Беларусь ПМСП предусматривается развивать с ориентацией на традиционную систему оказания медицинской помощи. Ее реорганизация позволит удовлетворять основные потребности населения в медицинской помощи. Причем темпы реорганизации должны иметь постепенный характер.

Дальнейшее развитие ПМСП связано с целесообразностью возрождения врача общей практики, который, кроме функций участкового врача, выполняет функции основных врачей-специалистов амбулаторно-поликлинического звена (хирурга, офтальмолога, отоларинголога, акушера-гинеколога, невропатолога, эндокринолога и др.). Применительно к деятельности врача общей практики будет сориентирована работа среднего медицинского персонала.

Врач общей практики - это государственный служащий. Он работает по трудовому договору с местными органами здравоохранения в территориальных поликлиниках или врачебных амбулаториях, которые находятся в собственности местных органов власти.

В переходный период, когда врачи общей практики приходят на смену участковым врачам, вся их деятельность осуществляется на базе имеющейся сети амбулаторно-поликлинических учреждений.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению РФ. Изучить структуру и функции лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь сельскому населению и знать основы организации медицинского обслуживания взрослых и детей в сельской местности. Изучить функциональные обязанности медицинского персонала учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь сельским жителям. Овладеть методикой анализа деятельности ЛПУ, обслуживающих сельское население.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно по годовому отчету производят вычисление показателей деятельности центральной районной больницы. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Каковы особенности организации медицинской помощи сельскому населению?

2. Какие существуют этапы в оказании медицинской помощи сельским жителям?

3. Назовите задачи, структуру и функции сельского врачебного участка.

4. Какое лечебно-профилактическое учреждение является ведущим на уровне сельского врачебного участка?

5. Каковы функциональные обязанности врача общей практики, работающего в сельской участковой больнице?

6. Какие функции выполняют фельдшерско-акушерские пункты в структуре сельского врачебного участка?

7. Каковы задачи учреждений сельского врачебного участка по охране здоровья матери и ребенка?

8. Назовите основные задачи, структуру и функции центральной районной больницы (ЦРБ).

9. Какие формы и методы работы используют врачи ЦРБ для приближения специализированной медицинской помощи сельским жителям?

10. Каковы задачи, структура и основные функции областной (краевой) больницы?

11. Каковы задачи и содержание работы отделения экстренной и планово-консультативной помощи и отдела клинико-экспертной и организационно-экономической работы областной больницы?

Медицинская помощь сельскому населению основана на тех же принципах, что и городскому населению, но особенности жизни сельского населения (характер расселения, низкая плотность населения, специфические условия трудового процесса, хозяйственно-бытовой деятельности и быта, плохое качество или отсутствие дорог) требуют создания особой системы организации лечебно-профилактической помощи. Организация медицинской помощи на селе, её объем и качество зависят от удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов, укомплектованности ЛПУ квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи. Особенностью медицинского обслуживания сельского населения является этапность оказания медицинской помощи. Существуют три этапа оказания медицинской помощи сельским жителям:

1. Сельский врачебный участок - объединяет сельскую участковую больницу, врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты, фельдшерские пункты, детские дошкольные учреждения, фельдшерские здравпункты на предприятиях, профилакторий. На этом этапе сельское население может получать квалифицированную медицинскую помощь. Квалифицированная медицинская помощь - врачебная медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, не требующих специализированных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

2. Районные медицинские учреждения - ЦРБ, районные больницы, районные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. На этом этапе сельские жители получают специализированную медицинскую помощь.

3. Республиканские (краевые, областные) медицинские учреждения: Республиканские (краевые, областные) - больницы, диспансеры, поликлиники, центры государственного санитарно–эпидемиологического надзора. На этом этапе оказывается высококвалифицированная и узкоспециализированная медицинская помощь.

Сельский врачебный участок (СВУ)

СВУ представляет собой комплекс медицинских учреждений, обеспечивающих население определенной территории квалифицированной медицинской помощью, оказываемой по единому плану под руководством главного врача участковой больницы. Количество СВУ в районе определяется численностью населения и расстоянием до районной больницы. Средняя численность населения на одном сельском врачебном участке колеблется от 7 до 9 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7- 10 км. Территория сельского врачебного участка включает, как правило, 3-4 населенных пунктов. Структура учреждений, входящих в состав сельского врачебного участка определяется в зависимости от расположения и величины населенных пунктов, радиуса обслуживания, экономического состояния района, состояния дорог.

Участковые больницы являются ведущим медицинским учреждением на сельском врачебном участке. Сельские участковые больницы (СУБ) - это объединенные учреждения, в структуре которых предусмотрен стационар и амбулатория. Мощность сельской участковой больницы определяется числом коек в стационаре. СУБ первой категории рассчитаны на 75 – 100 коек, второй – на 50 – 75 коек, третьей на 35 – 50 коек, четвертой на 25 – 35 коек. В настоящее время основу оказания медицинской помощи сельскому населению составляют сельские участковые больницы преимущественно 3 и 4 категории. В зависимости от мощности участковые больницы имеют определённое число отделений. В больнице 1 категории шесть отделений: терапевтическое, хирургическое, акушерско-гинекологическое, педиатрическое, инфекционное, противотуберкулёзное. В каждой последующей категории – на 1 отделение меньше. В больнице 2 категории нет противотуберкулёзного отделения, в 3 категории нет противотуберкулёзного и педиатрического, в 4 категории есть терапевтическое, хирургическое и акушерско-гинекологическое отделения. Врачебный штат в стационаре устанавливается исходя из норматива – одна врачебная должность на 20 - 25 коек, таким образом, в больнице четвертой категории на 3 отделения выделяется 1 врачебная должность. Врачебный штат для амбулаторно-поликлинической помощи определяют исходя из рекомендованного числа должностей на 1000 сельских жителей (взрослого и детского населения).

Штат участковой больницы

В настоящие время идёт процесс укрупнения сельских участковых больниц, строятся, главным образом, больницы 1 и 2 категории. Больницы 3 и 4 категории будут превращаться во врачебные амбулатории либо в отделения ЦРБ. Больницы 1 и 2 категории лучше оснащены аппаратурой и врачами. Отрицательной стороной укрупнения является отдаление медицинской помощи от сельского населения.

Основные задачи сельской участковой больницы:

1.Обеспечить население СВУ квалифицированной амбулаторной, стационарной и неотложной врачебной помощью.

2.Проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма среди различных групп сельского населения.

3.Проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка.

4.Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью ФАП и других учреждений, входящих в состав СВУ.

5.Внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения.

Оказание амбулаторной и стационарной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, неотложная хирургическая и травматологическая помощь входят в круг прямых обязанностей врачей участковой больницы, независимо от ее мощности. СУБ осуществляет амбулаторный врачебный прием по основным специальностям (терапия, хирургия, стоматология и др.). К амбулаторному приему в отдельных случаях (отсутствие врача, его болезнь, отпуск, большое количество обращений) привлекаются и фельдшеры. Часы амбулаторного приема должны быть наиболее удобными для работников сельского хозяйства и распорядок работы амбулатории определяется с учетом сезонности полевых работ и времени года. Помощь на дому должна быть безотказной и своевременной, все вызовы должны выполняться в тот же день. В дальнейшем врач обязан обеспечить систематическое (активное) посещение больного на дому. В соответствии с принятыми нормативами врач СУБ ежедневно выполняет 5-6 посещений на дому. На одно посещение в среднем отводится 40 минут рабочего времени. В последние годы увеличивается потребность в медицинской помощи на дому в связи с увеличением доли лиц пожилого и старческого возраста в структуре сельского населения, при этом особую роль играет организация ухода за больными.

Организация скорой и неотложной медицинской помощи на сельском врачебном участке осуществляется персоналом участковой больницы в порядке круглосуточного дежурства. График дежурств по оказанию медицинской помощи в ночное время устанавливается главным врачом СУБ. Ввиду ограниченных штатов дежурный персонал по оказанию скорой и неотложной помощи может находиться на дому с правом сна и не может отлучаться из дома без разрешения главного врача. В случае необходимости госпитализации больного по экстренным показаниям, пациента доставляют в стационар службой скорой медицинской помощи ЦРБ или санитарным автотранспортом участковой больницы в сопровождении медицинского работника. В случае нетранспортабельности больного, созывается консилиум с привлечением соответствующих специалистов районного, при необходимости областного (краевого, республиканского) уровней.

Большое место в деятельности медицинских работников сельского врачебного участка занимает диспансеризация. Этот вид работы имеет некоторые отличительные особенности в сельской местности. Основным лицом, осуществляющим диспансеризацию сельского населения, является участковый врач, но поскольку полноценное диспансерное наблюдение врач может осуществить лишь за небольшой группой больных лиц (60-70 человек), помогают ему в проведении диспансерного наблюдения фельдшеры ФАПов, а также выездные бригады врачей из центральных районных больниц.

В СУБ имеются клинико-диагностическая лаборатория, а в наиболее крупных - рентгенологический кабинет.

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) - лечебно-профилактическое учреждение, входящее в состав сельского врачебного участка и осуществляющее под руководством участковой больницы (амбулатории) комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на определенной территории. Является первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сельской местности. Как правило, ФАП располагается в наиболее удаленных от участковой больницы населенных пунктах, что приближает медпомощь к сельскому населению. Обслуживает часть территории сельского врачебного участка, подчиняясь по медицинским вопросам участковой больнице или амбулатории (когда в районе нет этих учреждений - центральной районной больнице). В штате ФАП: заведующий - фельдшер; акушерка (патронажная медсестра) и санитарка. Персонал ФАП оказывает больным доврачебную помощь (в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки) на амбулаторном приеме и на дому, консультирует их у врача, выполняет врачебные предписания. В период полевых работ персонал ФАП при необходимости оказывает помощь непосредственно на полевых станах.

Врач участковой больницы (амбулатории) в соответствии с заранее составленным графиком выездов на ФАП осуществляет систематический надзор за качеством и своевременностью медпомощи, оказываемой на ФАП, а также консультирует больных.

Важным разделом деятельности ФАП является оказание лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. В обязанности акушерки входит выявление беременных и постановка их на учет в ранние сроки беременности, систематическое наблюдение за беременными женщинами, подготовка их к рождению ребенка. Женщин с патологией беременности акушерка обязана своевременно передать под наблюдение участкового врача или акушера-гинеколога ЦРБ. Медперсонал ФАП систематически наблюдает за здоровыми детьми до 1 года жизни и осуществляет патронаж детей в возрасте от 1 года до 3 лет, оказывает медицинскую помощь заболевшим детям, а при необходимости направляет их к врачу или вызывает врача на дом, направляет больных на госпитализацию. В обязанности работников ФАП входит медицинское обслуживание дошкольных учреждений, не имеющих в штате медработников.

Персонал ФАП наблюдает за состоянием здоровья сельского населения, проводит по указанию врача осмотр больных для направления их на диспансеризацию, составляет картотеки диспансерного учета, вызывает больных на плановые обследования, обследует производственные условия и быт лиц, состоящих на диспансерном учете, контролирует выполнение рекомендаций по их трудоустройству. Работники ФАП проводят санитарно-противоэпидемическую работу, в частности, выявляют заразных больных, осуществляя подворные обходы. До госпитализации больного сотрудники ФАП обеспечивают проведение противоэпидемических мероприятий в очаге - текущую дезинфекцию, отстранение лиц, бывших в контакте с больным, от работы в пищевых, детских и лечебных учреждениях и т.д. Заключительную дезинфекцию проводят участковая больница или соответствующий центр санитарно-эпидемиологического надзора. Медперсонал ФАП проводит также профилактические прививки.

Работники ФАП осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за территорией населенных мест, водоснабжением, производственными помещениями, коммунальными объектами, предприятиями общественного питания, торговли, школами и другими детскими учреждениями, а также за хранением и использованием ядохимикатов и др.

Персонал ФАП под руководством врача принимает участие в анализе заболеваемости и травматизма и разработке плана мероприятий по их предупреждению.

Помещение ФАП должно состоять не менее чем из трех смотровых комнат. Необходима отдельная смотровая комната для приема беременных и родильниц. Оснащение фельдшерско-акушерского пункта предназначено для обеспечения мероприятий по оказанию неотложной доврачебной, в т.ч. экстренной акушерской помощи. Оно включает приборы, аппараты, наборы медикаментов, медицинские инструменты, медицинскую мебель и оборудование, дезинфекционную аппаратуру, санитарные носилки, предметы для санитарно-просветительской работы. На каждом ФАП имеются предметы ухода за больными: медицинские банки, глазные ванночки, грелки и др.

Необходимые лекарственные средства содержатся в фельдшерском наборе, а также в настенном шкафу для лекарств. Оснащение ФАП осуществляется в пределах ежегодно выделяемых на эти цели ассигнований. При этом привлекаются средства государственных, кооперативных и других организаций. Перечень лекарственных средств для оказания неотложной доврачебной помощи определяется с учетом местных условий и утверждается главным врачом центральной районной или участковой больницы.

На ФАП выдаются справки о рождении ребенка, о проведенных прививках, а также справки о смерти, если проводились наблюдение за больным и лечение.

Ведущим учреждением второго этапа является центральная районная больница, которая осуществляет специализированную медицинскую помощь по основным ее видам и организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. В каждом районном центре функционирует центр ГСЭН. Могут быть межрайонные специализированные центры, диспансеры, центры здоровья и др. Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу. Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом центра ГСЭН. На уровне района определяются районные специалисты, в обязанность которых входит лечебно-консультативная и организационная работа по специальности.

Основные задачи центральной районной больницы

1. Оказание высококвалифицированной и специализированной лечебно-профилактической помощи населению района и районного центра.

2. Оперативное и организационно-методическое руководство всеми учреждениями здравоохранения района, контроль за их деятельностью.

3. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения района, снижение заболеваемости, смертности, укрепление здоровья.

4. Оказание консультативной помощи специалистам СВУ, повышение их квалификации.

5. Оказание скорой и неотложной помощи жителям района.

Ведущим структурным подразделением ЦРБ является стационар с основными пятью отделениями: терапевтическое, хирургическое, педиатрическое, акушерско-гинекологическое, инфекционное. Профиль и количество отделений в составе ЦРБ зависит от мощности больницы. ЦРБ первой и второй категории, рассчитанные на 300-350 и большее количество коек, могут располагать и специализированными отделениями.

Поликлиника обеспечивает квалифицированную и специализированную помощь с консультативными приемами врачей-специалистов по 10–12 специальностям. В поликлинику ЦРБ обращаются сельские жители по направлению из медицинских учреждений сельских врачебных участков для функционального обследования, консультации и лечения у врачей-специалистов. Для приближения специализированной помощи сельским жителям в ЦРБ организуют бригады выездной врачебно-амбулаторной помощи. Выездная врачебная бригада работает по плану и графику, утверждаемому в установленном порядке главным врачом центральной районной больницы. В состав бригад входят терапевт, педиатр, стоматологи, акушер-гинеколог, детские медицинские сестры, лаборанты и аптекарские работники. При необходимости в состав выездных бригад могут быть включены и врачи-специалисты – невропатологи, офтальмологи, аллергологи и др. Выездные бригады обеспечиваются транспортными средствами, оснащаются необходимой портативной аппаратурой и оборудованием для обследования и лечения больных. Выездная бригада развернутая на базе ФАП и СУБ играет значительную роль в диспансеризации сельского населения.

Важное структурное подразделение ЦРБ - организационно-методический кабинет, основной задачей которого является разработка мероприятий по совершенствованию медпомощи населению района. Возглавляет оргметодкабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационной работе. Ежегодно анализируя деятельность медицинских учреждений, организационно-методический кабинет выявляет определенные закономерности и сдвиги в их работе. Деятельность лечебно-профилактических учреждений района анализируется по таким показателям, как объем и качество помощи, оказываемой в поликлинике и на дому, нагрузка врачей отдельных специальностей, использование коечного фонда, организация и качество диспансеризации и т.д. Велика роль организационно-методических кабинетов в планировании и организации специализации и повышения квалификации врачей и средних медработников. Осуществляя руководство и контроль за деятельностью лечебно-профилактических учреждений района, ЦРБ систематически направляет на места бригады врачей-специалистов, заслушивает отчеты о работе главных врачей участковых больниц, амбулаторий, заведующих ФАП, анализирует планы их работы, статистические отчеты, истории болезни умерших, акты патологоанатомических вскрытий и другую документацию. Большая роль в этой деятельности принадлежит главным специалистам района. В целях лучшего обеспечения населения сельских районов специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической помощью в крупных ЦРБ организуются межрайонные специализированные центры, которые оказывают также организационно-методическую и консультативную помощь медработникам лечебно-профилактических учреждений прикрепленных районов, занимаются повышением их квалификации, разработкой конкретных мероприятий по улучшению соответствующих видов специализированной медпомощи.

При ЦРБ, как и при других больницах, функционируют медицинский совет, больничный совет, совет медсестер, а также секции научных медицинских обществ. Основными критериями эффективности деятельности медицинских учреждений сельского района являются: показатели заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская), первичного выхода на инвалидность, смертности, детской смертности; число жалоб населения и др.

Областная (краевая, республиканская) больница оказывает узкоспециализированную стационарную и амбулаторно-консультативную помощь населению области (края, республики) и является научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения.

Задачи областной (краевой) больницы

Оказание высококвалифицированной и узкоспециализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению.

Оказание выездной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта.

Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях области (края).

Введение в практику ЛПУ административной территории современных медицинских технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования.

Основные структурные подразделения областной (краевой) больницы: консультативная поликлиника, крупный стационар с приемным отделением, диагностический отдел (организуется путем функционального объединения всех диагностических подразделений поликлиники и стационара), организационно-методический отдел, отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы, отделение выездной экстренной и плановой консультативной помощи, патологоанатомическое отделение, аптека. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи является, как правило, базовым медицинским подразделением регионального центра медицины катастроф. Имеет парк автомобилей для выезда в сельскую местность. Авиа задания выполняются на основании договоров с местными авиакомпаниями. Основные функции: оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты и места работы сельских жителей, обеспечивает транспортировку больных в медицинские учреждения, направляет специалистов по вызовам из районов, в неотложных случаях обеспечивает срочную доставку различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных.

Областные (краевые, республиканские) больницы создавались преимущественно для лечения больных, проживающих в сельской местности, где отсутствовала специализированная стационарная, а нередко и амбулаторная помощь. В настоящее время многие из этих больниц, сконцентрировав наиболее подготовленный медперсонал и современное техническое оснащение, превратились в ведущие медицинские центры на соответствующей административной территории. В связи с этим областные больницы оказывают медицинскую помощь и сельскому, и городскому населению, осуществляют организационно-методическое руководство другими лечебно-профилактическими учреждениями области (края), проводят анализ состояния здоровья, заболеваемости населения своего региона, а также уровня и качества медпомощи, оказываемой в нем.

Состояние здоровья жителей села и организационные аспекты оказания им медицинской помощи, во многом, обусловлены особенностями жизни в сельской местности. Уровень жизни сельских жителей низок. По сравнению с городским населением, у людей, проживающих на селе, меньше доходы, хуже условия работы и проживания, ниже общеобразовательный уровень. На селе отмечается высокая распространенность вредных привычек - злоупотребления алкоголем и табакокурения. С каждым годом число жителей сельских местностей сокращается. Наблюдается «старение» сельского населения сельских районов, доля граждан старше трудоспособного возраста среди сельских жителей достигает 30-33 %. Смертность населения в сельской местности выше, чем в городе. Максимальные различия показателей смертности горожан и сельских жителей относятся к молодым возрастам. В структуре смертности сельских жителей заметно выше доля неестественных и насильственных причин. На состояние здоровья населения оказывает влияние специфика сельскохозяйственного труда, воздействие различных вредных факторов: физических (пыль, шум, вибрация), химических (пестициды, удобрения), биологических (туберкулез, бруцеллез), резкие климатические колебания. Серьезной проблемой остается обеспечение качественной питьевой водой. Неблагоприятные условия труда и жизнедеятельности, высокая распространенность злоупотребления алкоголем способствуют росту травматизма. В 2005 году показатели травматизма в аграрном комплексе были в 1,7 раза выше, чем в среднем по народному хозяйству. По количеству травм со смертельным исходом аграрный сектор уступает только лесному хозяйству и строительству.

Состояние здоровья сельского населения значительно хуже, чем городского. Это касается и взрослых и детей. Среди сельских жителей отмечается высокий уровень заболеваемости туберкулезом, кишечными инфекциями, заболеваниями, передающимися половым путем, психическими и наркологическими расстройствами. Наиболее тяжелой проблемой сельского населения являются наркологические расстройства и, прежде всего, алкоголизм. Проблема алкоголизма на селе имеет глубокие социально-экономические корни. Реальная ситуация с распространенностью этого недуга среди сельских жителей столь неблагополучна, что необходимо принятие неотложных комплексных мер со стороны государства и общества.

При этом потребности сельского населения в доступной и качественной медицинской помощи удовлетворяются в наименьшей степени, а само сельское здравоохранение фактически находится в критическом положении. Учитывая то, что численность сельского населения составляет 38,3 млн. человек или 26,6% от общей численности населения Российской Федерации, проблема доступности и качества медицинской помощи жителям села является одной из важнейших для отечественного здравоохранения.

Здравоохранение на селе традиционно отстает по развитию от городского, что обусловлено социальными и экономическими различиями города и села. Диспропорции сельского здравоохранения существенно обострились в период социально-экономических преобразований. В условиях децентрализации системы здравоохранения оказание медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности, осуществляется муниципальным звеном здравоохранения, ресурсное обеспечение которого было и остается явно недостаточным. Негативно отразились на состоянии сельского здравоохранения кризисные явления в сельском хозяйстве и изменение форм собственности сельскохозяйственных предприятий, поскольку в советский период материально-техническое и финансовое обеспечение сельских учреждений здравоохранения во многом зависело и от поддержки со стороны сельскохозяйственных предприятий. Затратность деятельности медицинских учреждений на селе и сложности тарифообразования сдерживают полноценное включение сельских ЛПУ в систему ОМС.

Основными проблемами здравоохранения на селе является преобладание в его структуре маломощных ЛПУ, кадровый некомплект, что при недостаточном финансировании и крайне изношенной материально-технической базе сельского здравоохранения затрудняет обеспечение сельского населения медицинской помощью. Проводимая реструктуризация сельского здравоохранения осуществляется медленно и имеет не только свои преимущества, но и недостатки, в числе которых нарастающая отдаленность получения жителями села медицинской помощи, что снижает ее доступность. Критическое состояние материально-технической базы сельских ЛПУ наглядно подтверждают следующие данные: износ медико-технической аппаратуры сельских ЛПУ составляет 58 %, износ транспорта – 62 %, около 90% ФАПов и 70 % врачебных амбулаторий не имеют центрального отопления, водопровода и канализации, в 25 % ФАПов нет телефонной связи, лишь 0,1 % ФАПов обеспечены транспортом. Более половины сельских ЛПУ нуждаются в капитальном ремонте. Отсутствие современного медицинского оборудования в сельских учреждениях не позволяет внедрять новые эффективные методы диагностики и лечения пациентов, что влечет за собой негативные медико-социальные и экономические последствия. Работа скорой помощи на селе существенно осложняется острой нехваткой автотранспорта, горюче-смазочных материалов, средств связи, кадровыми проблемами.

Снижается доступность сельским жителям специализированной медицинской помощи. Малодоступны для сельских пациентов и высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи. Существенная проблема для жителей села – это лекарственное обеспечение. Дефекты оказания первичной медицинской помощи, практически прекращение работы по профилактике заболеваний, диспансеризации населения приводят к росту случаев диагностики тяжелых заболеваний на поздних, запущенных стадиях, что способствует высокой инвалидизации и смертности среди сельских жителей.

Обеспеченность сельского населения врачами и средними медицинскими работниками по сравнению с городским населением меньше в 3,4 и 1,6 раза соответственно. В сельской местности наиболее перспективным представляется развитие общеврачебной практики. Закрепление квалифицированных врачебных кадров, среднего медицинского персонала сдерживается низким качеством жизни на селе, малой заработной платой, недостаточной социальной поддержкой. С 1января 2005 года в соответствии с законодательством Российской Федерации приняты меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, к которым относятся и сельские ЛПУ, однако устанавливаются они органами местного самоуправления.

В течение последних лет реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», в которой предусмотрены средства и на развитие первичного звена здравоохранения на селе. Однако финансирование указанной ФЦП в прошлые годы было сконцентрировано на мероприятиях по другим разделам (газификация, транспортные коммуникации, культура и т.д.). Сельское здравоохранение на 80 процентов финансируется из местных бюджетов. В условиях законодательного проведения разграничения полномочий между уровнями власти к полномочиям органов местного самоуправления в настоящее время отнесена организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В целях реализации положений законодательства специализированные медицинские учреждения передаются с муниципального уровня на уровень субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, при разграничении полномочий в сфере здравоохранения обозначился ряд нерешенных проблем, в том числе непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи сельскому населению. Нечеткость формулировки в законодательстве понятия «специализированная медицинская помощь» вызывает неоднозначные толкования и, как следствие, на местах принимаются различные организационные решения. В неопределенном правовом положении в крупных муниципальных учреждениях оказались специализированные отделения и кабинеты, целесообразность сохранения которых доказана многолетним опытом. Проводимая реформа местного самоуправления, выделение новых муниципальных образований, в том числе сельских, в ряде случаев потребует реорганизации и перераспределения сил и средств муниципальной системы здравоохранения. Существуют опасения, что вновь образованные муниципальные образования будут стремиться построить свою собственную замкнутую систему здравоохранения, что приведет к нарушению принципа этапности оказания медицинской помощи, нерациональному расходованию и так ограниченных ресурсов здравоохранения на местном уровне. Опыт последних лет свидетельствует, что без активной поддержки со стороны федерального центра и субъектов Российской Федерации муниципальное звено здравоохранения не в состоянии обеспечить для граждан доступность и качество медицинской помощи. Кроме того, для достижения более высокой эффективности использования ресурсов в целях обеспечения первичного медицинского звена требуется более высокий уровень централизации управления и финансирования, чем муниципальное образование. В отношении специализированной медицинской помощи в рамках разграничения полномочий это уже сделано.

Основные положения приоритетных проектов в области здравоохранения направлены на улучшение качества жизни граждан, в том числе проживающих в сельской местности. В области здравоохранения (проект «Здоровье») планируется:

Развитие первичной медицинской помощи, в т.ч. профилактика заболеваний,

Диспансеризация населения,

Оснащение диагностическим оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения,

Повышение оплаты труда участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам,

Дополнительная подготовка врачей первичного звена,

Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок,

Выявление и лечение инфицированных вирусом иммунодефицита и гепатита,

Внедрение новых программ медицинского обследования новорожденных,

Обновление автомобильного парка службы скорой медицинской помощи,

Повышение доступности для населения высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Для решения указанных задач запланировано выделение с 2006 года значительных средств из федерального бюджета. Реализация намеченных задач напрямую должна затронуть и сельское здравоохранение. При реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" рекомендуется обеспечить в первоочередном порядке укрепление именно сельского здравоохранения, создать необходимые условия для повышения доступности и качества медицинской помощи сельскому населению. Разработать комплекс мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья сельского населения (диспансеризация, выездные формы оказания специализированной помощи и т.п.). Привлечь молодых специалистов, обладающих современным уровнем знаний к профессиональной деятельности в первичном звене здравоохранения в сельской местности. Обеспечить своевременное и полное финансирование мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, предусмотренных Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года».

Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань, 1999, с. 347 - 358.

Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. С-Петербург, 2002, с. 431 – 452.

Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова М. «МЕДпресс-информ»., 2002, с. 258 – 265.


В структуре кадрового состава врачей они составляют порядка 45%. Разделами их работы являются:

Лечебная работа: оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в поликлинике и на дому; оказание экстренной медицинской помощи больным независимо от их места жительства; своевременная госпитализация или организация стационара на дому; консультация больных в необходимых случаях у врачей других специальностей; использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики и лечения больных; экспертиза временной нетрудоспособности больных; совершенствование своих специальных знаний, умений и навыков; посещение больных своего участка в стационаре; ведение учетно-отчетной документации и др.

Профилактическая работа: изучение заболеваемости и смертности населения своего участка; проведение комплекса профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и инвалидности; проведение профилактических осмотров; диспансеризация отдельных групп населения; формирование отдельных групп населения (здоровых и больных) для диспансерного учета, оценка эффективности диспансеризации, критерием которой являются уровень заболеваемости и смертности лиц, состоящих на диспансерном учете; уровень и динамика заболеваемости с ВУТ; первичный выход на инвалидность; частота рецидивов; переход из одной группы здоровья в другую; удельный вес снятых с диспансерного наблюдения по выздоровлению и др.

Противоэпидемическая работа в поликлинике координируется кабинетом инфекционных заболеваний (КИЗ). Она включает: обеспечение своевременного выявления инфекционных заболеваний и организацию их лечения; оказание консультативной помощи больным с целью уточнения диагноза, решения вопроса о месте лечения, назначения лекарственных средств, определения комплекса профилактических мероприятий; оказание консультативной помощи врачам по диагностике и лечению инфекционных заболеваний; организацию профилактических прививок; повышение квалификации медицинского персонала по вопросам инфекционной патологии; анализ динамики инфекционной заболеваемости; разработку комплекса профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний; организацию и проведение медицинского наблюдения за реконвалесцентами; учет больных, бактерио - и поразитоносителей; организация и анализ эффективности профилактических прививок; проведение гигиенического обучения и воспитания населения, пропаганда здорового образа жизни и др.

Ведение медицинской документации: медицинская карта амбулаторного больного; талон амбулаторного пациента; статистический талон; экстренное извещение об инфекционном заболевании; контрольная карта диспансерного наблюдения; листок нетрудоспособности; извещение о неэпидемическом заболевании; справка о временной нетрудоспособности; дневник врача; врачебное свидетельство о смерти и др. См. приложения. 21. Семейный врач, задачи, место работы, штатные нормативы, принципы и модели работы.

Особенности работы врачей на принципах семейной медицины:

а)задачи семейного врача в принципе такие же, как и участкового терапевта, вместе с тем, имеются и определенные отличия, суть которых обусловлена тем, что семейный врач начинает и заканчивает лечение основной массы населения (пациентов) и только в исключительных случаях обращается к консультантам или направляет больного в стационар.

б)место работы – амбулатория семейной медицины, в структуре которой имеются: кабинет семейного врача, регистратура, кабинеты врачей, кабинет для осмотра больного, манипуляционный кабинет, кабинет физиотерапии, лаборатория, отделение дневного стационара (кабинет врача, палаты для больных, процедурный кабинет, комната для приема пищи, кабинет психологической разгрузки и отдыха больного).

в)штатные должности работников семейной медицины: средняя численность населения на одного врача 1500-1900 в городах и 1100-2100 в селах.

г)принцип работы – наблюдение за достаточно стабильным контингентом населения, обеспечение населения бесплатной, доступной, непрерывной, постоянной ПМСП.

д)модели работы семейного врача: индивидуальная практика в самостоятельном учреждении; групповая практика в семейных амбулаториях; объединение нескольких групповых практик в центрах здоровья; индивидуальная или групповая практика в действующих поликлиниках.

11. Заведующий отделением, критерии его назначения, содержание работы.

Должность заведующего отделением (терапевтическим, хирургическим и др.) вводится в штаты расписания при наличии 8-9 лечащих врачей. В поликлинике, как правило, всех врачей делят на два профиля – терапевтический и хирургический, с учетом этого вводятся заведующие терапевтическим и хирургическим отделениями. Заведующий отделением осуществляет руководство деятельностью отделения и несет ответственность за работу всего персонала, отвечает за объем и качество лечебно-диагностического процесса. Он обеспечивает:

Оказание квалифицированной лечебно-диагностической помощи больным в поликлинике и на дому;

Составление оптимальных графиков работы всего персонала отделения;

Участвует в экспертизе временной утраты трудоспособности и контролирует ее качество;

Внедряет в практику современные методы профилактики, диагностики, лечения больных и организации работы;

Следит за своевременным выявлением и лечением инфекционных больных;

Отвечает за своевременную госпитализацию плановых больных;

Контролирует полноту и качество ведения учетно-отчетной документации;

Составляет планы и отчеты;

Организует повышение квалификации медицинского персонала отделения и др.

12. Отделение восстановительного лечения (реабилитации), определение, задачи, структура, виды реабилитации, методы лечения, эффективность его работы.

Определение: реабилитация – предупреждение инвалидности при лечении заболеваний и помощь больному в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

Задачи: восстановление здоровья больного (пострадавшего) до возможного оптимума в физическом, духовном, профессиональном и социальном отношениях.

Структура: кабинет заведующего отделением, кабинеты физиотерапевтический, лечебно-физкультурный, кабинет массажа, иглотерапии, механотерапии, трудотерапии, бассейн.

Виды реабилитации: социальная реабилитация – адаптация к самообслуживанию и условиям жизни в обществе, помощь в выборе новой профессии; профессиональная реабилитация – лечебно-трудовая и психологическая экспертиза, профессиональное обучение, трудоустройство; медицинская реабилитация – восстановительное лечение.

Эффективность реабилитации зависит от: своевременного начала, комплексного подхода, преемственности и последовательности в лечении, индивидуального подхода и др.

Заключение.

Преподаватель подводит итоги семинарского занятия, объявляет оценки, отвечает на возникшие вопросы.

10. Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику принципов оказания лечебно-профилактической помощи.

2. Перечислите виды лечебно-профилактической помощи и учреждения по её оказанию.

3. Перечислите факторы, влияющие на уровень госпитализированной заболеваемости.

4. Назовите факторы, влияющие на уровень госпитализированной заболеваемости.

5. Дайте характеристику видов медицинской помощи по степени сложности её оказания.

6. Перечислите штатные должности, принимающие участие в управлении лечебно-профилактическими учреждениями.

7. Факторы, определяющие роль амбулаторно-поликлинической помощи в медицинском обеспечении населения.

8. Задачи городской поликлиники.

9. Характеристика основных разделов работы поликлиники.

10. Структура поликлиники.

11. Формирование штатов поликлиники.

12. Функции регистратуры.

13. Преимущества и недостатки участкового принципа обслуживания населения.

14. Обязанности участкового терапевта.

15. Определение диспансерного метода, его принципы, методы работы.

16. Принципы и методы отбора контингентов для диспансерного наблюдения.

17. Виды реабилитации, их суть и организация медицинской реабилитации.

18. Организация работы кабинета инфекционных заболеваний.

19. Назначение пункта неотложной помощи.

20. Значение стационар заменяющей медицинской помощи, ее организационные формы.

21. Функции и структура дневного стационара.

22. Причины усиления отдельных видов специализированной медицинской помощи в поликлиниках, их организационные формы.

23. Задачи вспомогательных диагностических и лечебных подразделений поликлиники.

24. Правовые основы оказания медицинской помощи целителями, организация контроля за их деятельностью.

25. Причины, влияющие на необходимость стационарной помощи.

26. Показания для стационарной помощи.

27. Задачи городской больницы.

28. Формирование штатов стационара.

29. Структурные подразделения стационара городской больницы.

30. Основные задачи приемного отделения.

31. Структурные подразделения службы анестезиологии и реанимации, их основные задачи.

32. Основы формирования отделений (палат) дневного стационара и сестринского наблюдения, их задачи.

33. Определение необходимости в организации специализированных центров, их роль в медицинском обеспечении населения.

34. Виды диспансеров, их основные задачи.

35. Задачи заведующего отделением стационара.

37. Задачи и содержание работы среднего медицинского персонала отделения стационара.

38. Мероприятия, способствующие улучшению качества стационарной помощи и эффективности использования коечного фонда.

11. Литература:

«Соціальна медицина та організація охорони здоров’я» під редакцією Вороненка В.В. та Москаленка В.Ф., стор. 236-258.

Приложение 1

Вариант 1.

Вариант 2.

1. Основные учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь.

1. Медицинские центры.

2. Лечебно-профилактические.

3. Санитарно-профилактические.

4. Скорая и неотложная помощь.

5. Центры здоровья.

6. Санитарно-курортные.

2. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывают:

1. Центры здоровья.

2. Станции скорой и неотложной помощи.

3. Амбулатории.

4. Поликлиники.

5. Санатории.

6. Родильные дома.

3. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает:

1. Лечение в специализированных центрах.

2. Гигиеническое воспитание населения.

3. Проведение оздоровительных мероприятий.

4. Лечение основных наиболее распространённых заболеваний.

5. Простую диагностику.

6. Лечение в специализированных отделениях.

Вариант 3.

Виды учебных участков.

1. Территориально-хирургические.

2. Территориально-терапевтические.

3. Территориально-неврологические.

4. Териториально-педиатрические.

5. Смешанные.

6. Территориально-специализированные.

2.Эффективность работы государственных ЛПУ зависит от:

1. Наличии соответствующей законодательной базы.

2. Централизованного управления экономической деятельности.

3. Достаточного бюджетного финансирования на ровно день.

4. Эффективного сокращения коечного фонда.

5. Интенсификация деятельности стационара.

6. Взаимосвязи учреждений здравоохранения с другими отраслями и структурами.

3. Эффективность работы поликлиники влияет на:

1. Уровень госпитализации.

2. Эффективность прививочного дела.

3. Рациональное использование коечного фонда.

4. Длительность лечения в стационаре.

5. Длительность переосвидетельствования больных.

6. Повышение прибыли фармацевтических учреждений.

Вариант 4.

1. Амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают:

1. Станции скорой и неотложной помощи.

2. Центры здоровья.

3. Консультативно-диагностические центры.

4. Диспансеры.

5. Санатории.

6. Фельдшерско-акушерские пункты.

Основные задачи стационара.

1. Анализ эффективности работы отделений стационара.

2. Разработка новых методов диагностики и лечения больных.

3. Ведение официальной учётно-отчётной документации.

4. Проведение комплекса мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.

5. Организация стационара на дому.

6. Оказание медицинской помощи на дому.

Вариант 5.

1. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает:

1. Лечение в специализированных отделениях.

2. Лечение в специализированных центрах.

3. Консультацию врача общей практики.

4. Лечение наиболее распространённых заболеваний.

5. Проведение оздоровительных мероприятий.

6. Гигиеническое обучение и воспитание.

Определение понятия лечебно-профилактическая помощь (ЛПП), ее виды.

ЛПП – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, раннее выявление (диагностику) заболеваний, медицинскую помощь лицам с острыми и хроническими заболеваниями, на реабилитацию больных и инвалидов с целью продления их активного долголетия.

Виды лечебно-профилактической помощи:

Амбулаторно-поликлиническая. Она оказывается в амбулаториях, поликлиниках, консультациях, медико-санитарных частях, диспансерах, фельдшерско-акушерских пунктах.

Скорая медицинская помощь.

Стационарная (общего профиля и специализированная). Она оказывается в больницах общего профиля и специализированных (многопрофильные, скорой и неотложной помощи, стационары диспансеров, медицинские центры).

Санаторно-курортная (бальнеологические, климатические, грязевые больницы, санатории-профилактории и др.). Схема №1.

2. Принципы организации лечебно-профилактической помощи, их характеристика:

Синтез лечения и профилактики;

Бесплатность первичной медико-санитарной помощи;

Последовательность амбулаторной и стационарной помощи;

Этапность специализированной помощи;

Участково-территориальный принцип, т.е. разделение населения на участки, размер которых может изменяться по мере перехода на страховую и семейную медицину;

Специализация и интеграция лечебно-профилактической помощи;

Преимущественное обеспечение отдельных социально значимых групп населения (рабочих промышленных предприятий, различных ведомств железнодорожного, водного транспорта и др.).

Схема 1

Учреждения здравоохранения по оказанию ЛПП.

Лечебно-профилактическая помощь населению оказывается в аккредитованных лечебно-профилактических учреждениях различных уровней:

Медицинские учреждения сельских административных районов: центральные районные и районные больницы, районные и межрайонные диспансеры, участковые больницы, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы);

Медицинские учреждения города: больницы, диспансеры, консультативно-диагностические и медицинские центры;

Медицинские учреждения области: областные больницы и диспансеры, консультативно-диагностические центры, межобластные и областные диагностические центры;

Государственный уровень: специализированные медицинские центры, больницы (стационары) высших медицинских учебных заведений.

Все медицинские учреждения в зависимости от их предназначения разделены на 5 групп:

I гр. Лечебно-профилактические:

Больничные – областная больница, ЦГБ, ЦРБ, ГБ, РБ, детская областная больница, ДГБ, ДРБ, ведомственные больницы (железнодорожная, водного транспорта, госпиталь инвалидов, военный госпиталь), специализированные больницы (дерматовенерологические, инфекционные, глазные, отоларингологические и др.).

Лечебно-профилактические учреждения особого типа (лепрозорий, центр борьбы со СПИДом и др.).

Диспансеры (гастроэнтерологический, эндокринологический, кардиологический, наркологический, онкологический, противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический, и др.).

Амбулаторно-поликлинические учреждения (ЦРП, городская поликлиника, студенческая поликлиника, детская областная и городская поликлиника, амбулатория, ФАП, диагностические центры, женская консультация и др.).

Учреждения переливания крови (областная станция переливания крови, городская станция переливания крови и др.).

Учреждения скорой и неотложной помощи (станция скорой медицинской помощи, территориальные центры экстренной медицинской помощи и др.).

Санаторно-курортные учреждения (бальнеологические больницы, санатории-профилактории, специализированные санатории и др.).

II гр. Санитарно-профилактические учреждения:

Санитарно-эпидемиологические станции (ЦСЭС, районная сельская СЭС, областная СЭС, районная СЭС, противочумная станция, дезинфекционная станция, дезинфекционная станция с профилактической дезинфекцией, Городское объединение «Меддезинфекция», Областное объединение «Меддезинфекция», Областное объединение (предприятие) «Профдезинфекция», городское объединенное предприятие «Профдезинфекция», СЭС гражданской авиации, СЭС на водном транспорте (бассейная, портовая), ЦСЭС на железнодорожном транспорте Украины, СЭС железных дорог, линейные СЭС и др.).

Учреждения санитарного просвещения (Украинский центр здоровья, Республиканский центр здоровья, областной центр здоровья, городской центр здоровья, районный центр здоровья.).

III гр. Фармацевтические (аптечные учреждения) – Аптеки, Аптечная база (склад), контрольно-аналитическая лаборатория, База (склад) медицинской техники, магазин медицинской техники, магазин медицинской оптики.

IV гр. Другие учреждения – Патологоанатомический центр Украины, Республиканское патологоанатомическое бюро, Областное патологоанатомическое бюро, Городское патологоанатомическое бюро, Главное бюро судебно-медицинской экспертизы Украины, Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы, Областное бюро судебно-медицинской экспертизы, Центр медицинской статистики МОЗ Украины, Областной центр медицинской статистики, предприятия санитарного транспорта.

V гр. Учреждения медицинской защиты – Областное бюро (центр) медико-социальной защиты, Дом ребенка.

4. Сеть ЛПУ в Украине, обеспеченность кадрами и койками:

Сеть лечебно-профилактических учреждений. В Украине функционирует более 6350 амбулаторно-поликлинических и 3146 больничных учреждений. Среди амбулаторно-поликлинических учреждений 40% составляют амбулатории и поликлиники.

Обеспечить врачебными кадрами и средним медицинским персоналом. Наблюдается увеличение обеспеченности врачами: в 1990 году она составляла 39,3 0 / 000 , в 1999 году – 41,6 0 / 000 ; снижение обеспеченности средним медицинским персоналом соответственно 102,5 и 100,9 на 10000 населения. Соотношение между врачами и средним медицинским персоналом так же имеет тенденцию к снижению: 1:2,6 в 1990 году и 1:2,4 в 1999 году. Непосредственно лечебной работой занимается ¾ всех врачей (32,2 на 10000 населения).

Обеспеченность койками. В последнее время обеспеченность койками снижается. Если в 1990 году она была на уровне 130 0 / 000 , то в 1999 году уже составляла 89,9 0 / 000 . Планируемый норматив по Украине составляет 80 0 / 000 .

Снижается и показатель госпитализированной заболеваемости. Если в 1990 г. он составлял 24,4, то в 1988 г. - 19,1 ”случаев” на 100 взрослых и подростков. К факторам, влияющим на уровень госпитализированной заболеваемости следует отнести:

1. Приближение основных видов стационарной помощи к населению (формирование дневных стационаров в поликлиниках, дневных стационаров на дому.)

2. Централизация специализированных и узкоспециализированных видов Б) медицинской помощи на базах многопрофильных крупных больниц.

3. Формирование коечного фонда с учетом местных условий госпитализированной заболеваемости.

4. Формирование негосударственных лечебно-профилактических учреждений.

5. Децентрализация управления лечебно-профилактическими учреждениями, развитие самоуправления и самостоятельности сотрудников на правовой и договорной основе и др.

1

В современном мире состояние общественного здоровья определяет уровень экономического развития государства, устойчивость и стабильность его на геополитическом пространстве и является значительным фактором национальной безопасности. Традиционные компоненты стратегической мощи государства: количество населения, размеры территории и запасы природных ресурсов, в настоящее время дополнились новыми: качество здоровья населения, способность разрабатывать, производить и широко применять высокие технологии в экономических, оборонных и социально-ориентированных системах, включая медицину. Охрана здоровья становится приоритетным направлением национальной политики и подразумевает, помимо оказания медицинской помощи, осуществление надзора за здоровьем, оздоровление окружающей среды, условий труда и быта, улучшение питания, содействие развитию массовой физической культуры и спорта. Здравоохранение является частью системы охраны здоровья, одной из отраслей социальной сферы, обеспечивающей реализацию прав граждан на оказание им адекватной медицинской помощи (медицинской профилактики, лечения, медицинской реабилитации).

«Система здравоохранения - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах» (определение ВОЗ).

Под системой здравоохранения в России понимают совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний и повышению уровня здоровья населения. В нашей стране существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ (МЗ и социального развития республик в составе РФ, краев, областей), а также лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные и др. учреждения, находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения. К муниципальной системе относятся органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, фармацевтические и др. учреждения, находящиеся в муниципальной собственности. К частной системе здравоохранения относятся частные медицинские коммерческие и некоммерческие организации, имущество которых находится в частной собственности. Например: республиканские, областные, краевые больницы - это учреждения, относящиеся к государственной системе здравоохранения, городские поликлиники и больницы - к муниципальной системе, а к частной системе принадлежат - частные стоматологические кабинеты, фирмы. Государственную и муниципальную системы здравоохранения объединяют термином - общественное здравоохранение.

В «Основах законодательства об охране здоровья граждан», принятых 22 июля
1993 года, были закреплены основные принципы общественного здравоохранения:

  1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечении связанных с ними государственных гарантий.
  2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан
  3. Доступность медико-социальной помощи
  4. Социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья
  5. Ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2005 № 633 "Об организации медицинской помощи" медицинская помощь подразделяется на первичную медико-социальную помощь, медицинскую помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, скорую, специализированную, скорую специализированную (санитарно-авиационную), высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь.

Основным структурным элементом системы здравоохранения являются лечебно-профилактические учреждения, их дифференциация определяется процессом развития отдельных видов лечебно-профилактической помощи. В нашей стране действует единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. № 627

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) - является первым уровнем контакта населения с системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья. Территориальная доступность ПМСП обеспечивается рациональным размещением медицинских учреждений с учетом сложившихся и перспективных систем расселения населения, а также ряда других факторов.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя амбулаторно-поликлиническую, неотложную, общепрофильную медицинскую помощь и призвана удовлетворить потребности населения в: укреплении здоровья, лечении, реабилитации, санитарном просвещении. В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками, медико-санитарными частями, женскими консультациями, поликлиническими отделениями диспансеров, врачебными и фельдшерскими здравпунктами. Основным учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, является поликлиника. Принципами работы всех амбулаторно-поликлинических учреждений в нашей стране являются: обязательность медицинского страхования всех граждан, проживающих на территории России, общедоступность первичной медико-санитарной помощи, единство лечебных и профилактических мероприятий, диспансерный метод работы, принцип участковости. Участковость представляет собой обслуживание какой-то группы населения одним врачом - участковым. Участки бывают: территориальные, цеховые, участок врача общей практики, семейный, гинекологический, педиатрический, сельский.

В представленном учебном пособии представлены задачи, структура, особенности деятельности и преемственности в работе основных лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения. Учебное пособие позволяет студентам медицинских вузов познакомиться с организацией первичной медико-санитарной помощи городскому и сельскому населению и приобрести практические навыки анализа работы различных лечебно-профилактических учреждений. Материалы пособия могут быть использованы студентами при подготовке к практическим занятиям и экзаменам.

Библиографическая ссылка

Максименко Л.Л., Бобровский И.Н., Муравьева В.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (учебно-методическое пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 31-33;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8707 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»