Впр скачать русский язык вариант 5.


ВПР-2016 РУ-5

Проверочная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

Вариант 6

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Девоч..ка пришла (из)школы поз..но. (На)лес..нице под..езда (не) было лампоч..ки. Девоч..ка быстро проб..жала все этаж.. и стала зв..нить. Ключ.. опять пот..рялся.

Пальто валя..тся (в)коридор.. , а шапоч..ка – (у)зерк..ла. Вместо обеда она с..ела шокола(д/т)ку вместо уроков п..читала ска(з/с)ку. И грус..но взд..хнула. Разд..лось эхо затем – хрустальн..й звон. По гла(д/т)к..му ст..клу зерк..ла пошли голубые волны. Ст..кла (не) стало.

Девоч..ка закрыва..т глаза и реша..т переступить через раму. Она сталкива..тся с другой девоч..кой. Как странно Её точ..ная копия с рус..ми к..сич..ками тоже держ..тся (за)ло(б/п).

2. Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

3. Разберите данное ниже слово по составу.

лесной

4. Над каждым словом из данного предложения напишите, какой частью речи оно является.

Девочки пели весёлые песенки на лесной поляне.

5. Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

Девочки пели весёлые песенки на лесной поляне.

Система оценивания проверочной работы по русскому языку

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются .

Задание 1

Баллы

Девочка пришла из школы поздно. На лестнице подъезда не было лампочки. Девочка быстро пробежала все этажи и стала звонить. Ключ опять потерялся.

Пальто валяется в коридоре, а шапочка – у зеркала. Вместо обеда она съела шоколадку, вместо уроков почитала сказку. И грустно вздохнула. Раздалось эхо, затем – хрустальный звон. По гладкому стеклу зеркала пошли голубые волны. Стекла не стало.

Девочка закрывает глаза и решает переступить через раму. Она сталкивается с другой девочкой. Как странно! Её точная копия с русыми косичками тоже держится за лоб.

(По мотивам сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал»)

* В предпоследнем предложении вместо восклицательного знака допустима постановка точки

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка).

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок,

восстановлении слитного и раздельного написания слов

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлений).

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

Допущено не менее четырёх описок и ошибок, но не более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено одно-два исправления

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено три и более исправлений

Максимальный балл

Задание 2

Баллы

В правильном ответе должно быть выписано слово пели

Выписано правильное слово

Выписано несколько слов, в числе которых правильное.

ИЛИ Выписано неправильное слово.

ИЛИ Слово не выписано

Максимальный балл

Задание 3

Баллы

Правильный разбор слова по составу: лес − н − ой

Разбор выполнен верно

Разбор выполнен неверно.

ИЛИ Разбор не выполнен

Максимальный балл

Задание 4

Баллы

Верное обозначение частей речи в предложении:

сущ. глаг. прил. сущ. предл. прил. сущ.

Девочки пели весёлые песни на лесной поляне.

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Задание 5

Баллы

Правильный ответ:

Девочки пели весёлые песенки на лесной поляне.

Грамматическая основа подчёркнута верно

Грамматическая основа подчёркнута неверно.

ИЛИ Грамматическая основа подчёркнута неполно.

ИЛИ Грамматическая основа не подчёркнута

Максимальный балл

диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

Общий балл

ВПР по русскому языку для 5 класса включает в себя 12 заданий. 5 из них составлены по приведенному в работе тексту для чтения. На выполнение работы дается 60 минут. В первых 9 заданиях нужно записать развернутый ответ, а в следующих 3 – краткий (слово или словосочетание).

Система оценок

Максимально возможный балл за ВПР по русскому языку – 45. Баллы переводятся в отметки согласно таблице:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

В первом задании ВПР по русскому языку записан текст, в котором во многих словах пропущены буквы, а также не проставлены запятые. Нужно переписать этот текст, вставляя буквы там, где это нужно, и расставляя знаки препинания.

За это задание можно получить максимум 9 баллов. Оно проверяется по критериям.

К1 – Соблюдение орфографических норм.

При проверке работы по этому критерию учитываются только те ошибки, которые были совершены во время вставки пропущенных букв, восстановления слитного, дефисного и раздельного написания слов, раскрытия скобок.

Если ученик допустил только одну негрубую ошибку, он получает 4 балла. Если совершено не более 2 ошибок – 3 балла, 3-4 ошибки – 2 балла, 5 ошибок – 1 балл, и более 5 ошибок – 0.

К2 – Соблюдение пунктуационных норм.

При отсутствии ошибок в пунктуации ставят 3 балла, за одну ошибку – 2 балла, за две – 1 балл, за три и более – 0.

К3 – Правильность списывания текста.

2 балла по этому критерию можно получить, если текст переписан абсолютно верно, то есть в нем отсутствуют пропущенные и лишние слова, или же если допущено максимум 3 ошибки такого характера:

  • пропущено одно слово либо добавлено одно лишнее слово;
  • графический облик слова изменен, то есть какая-либо буква заменена или пропущена, но это не приводит к ошибкам в орфографии/грамматике

Задание 2

Это задание связано с текстом, приведенным в первом задании. Три слова и одно предложение из него помечены сверху цифрами от 1 до 4 соответственно. Эти цифры обозначают определенные виды разборов: фонетический, морфологический, морфемный и синтаксический.

Максимально за это задание можно получить 12 баллов. Каждый из разборов может быть оценен в 3 балла, при этом их оценивание производится по одному алгоритму:

  • при отсутствии ошибок – 3 балла;
  • при одной ошибке – 2 балла;
  • при двух ошибках – 1 балл;
  • при трех и более ошибках – 0 баллов.

Задание 3

В данном задании требуется проставить ударение в четырех словах – например:

Столяр, начала, повторишь, алфавит.

Банты, квартал, позвонит, красивее.

Если во всех словах ударение поставлено правильно, пятиклассник получает 2 балла. Если верное ударение стоит только в 3 словах – 1 балл. В остальных случаях задание оценивается в 0 баллов.

Задание 4

В четвертом номере ВПР по русскому языку приводится предложение – например:

Под корнями берёзы скрываются жучки и ящерицы.

Зима заковывает широкие берега Байкала в крепкие ледяные доспехи.

Необходимо надписать над каждым словом ту часть речи, к которой оно относится, а после этого в специально отведенном месте указать, какие из известных ученику частей речи в предложении отсутствуют.

Это задание проверяется по двум критериям:

К1 – Обозначение частей речи в предложении.

В случае, если все части речи определены правильно, ученику ставят 3 балла. При наличии одной ошибки – 2 балла, двух – 1 балл, более двух – 0 баллов.

К2 – Указание отсутствующих частей речи.

Если все отсутствующие в предложении части речи указаны верно, пятиклассник получает 2 балла. Если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более – 0 баллов.

Таким образом, всего за это задание можно получить 5 баллов.

Задание 5

В условии пятого задания ВПР по русскому языку приводится 4 предложения, в которых полностью отсутствуют знаки препинания. Задача ученика – найти среди них предложение с прямой речью, расставить там знаки препинания и составить схему этого предложения.

Всего в этом задании можно набрать 3 балла. 2 балла ставится, если предложение определено правильно, и в расставленных знаках препинания ошибки отсутствуют. Если же в расстановке знаков препинания допущена одна ошибка, ставят 1 балл, а если более одной или же предложение определено неверно – 0. Еще 2 балла можно получить за безошибочно составленную схему предложения; при наличии одной ошибки в схеме ставят 1 балл, более одной – 0 баллов.

Задание 6

В данном задании также приводится четыре предложения без внутренних знаков препинания. В одном из них необходимо поставить запятые (одну или несколько). Ученику нужно выписать это предложение (уже с запятой), а также – обосновать свой выбор (например: в этом предложении ставится запятая после вводного слова, после обращения, при перечислении).

Если предложение выбрано правильно и запятые стоят там, где нужно – пятиклассник получает 2 балла. При допущении одной ошибки в расстановке запятых ему ставят 1 балл, при наличии двух и более ошибок или же неправильном выборе предложения – 0 баллов. Если выбор предложения объяснен верно, ставят 1 балл, если нет – 0.

Задание 7

Седьмое задание почти аналогично шестому, но в нем в предложении может быть пропущена только одна запятая. Сделать нужно то же самое, что и в предыдущем номере – выписать предложение, поставить знак препинания и объяснить свой выбор.

За это задание также можно получить 3 балла. Первые 2 балла ученик получает за верный выбор предложения и правильную постановку запятой. Если же запятая поставлена не там, ему ставят 1 балл, и если ответ неверный – 0. Еще 1 балл присуждают за корректное обоснование выбора предложения.

После седьмого задания в работе приводится текст, на который будут опираться все последующие задания. Он небольшой – 13-17 предложений. Текст может быть таким:

(1)Три дня пути вдоль берегов Африки на остров Сокотра всё шло отлично. (2)Попутный ветер надувал паруса, блестела рябь океана, да кое-где вздымались фонтаны китов. (3)Вдруг ветер резко повернул на юг, небо заволокло тучами, волны побелели, а через два часа началась настоящая буря. (4)Паруса давно убрали, и корабль с одними мачтами понесло на юг.

(5)Лишь на четвёртый день ветер стих. (6)Капитан вышел на палубу, поднял глаза и не узнал неба: только маленькая звёздочка в созвездии Большой Медведицы стояла совсем низко. (7)«Несло нас на юг, – стал рассуждать капитан, – та звёздочка спустилась к самому горизонту. Теперь на север идём. Интересно, поднимется ли она?» (8)Приказав разбудить себя перед рассветом, капитан погасил светильник и заснул. (9)Когда его разбудили, он первым делом глянул на север: та звезда, которую мы теперь называем Полярной, стояла всё ещё низко, но она заметно поднялась. (10)И капитан повёл корабль на север до тех пор, пока Полярная звезда не поднялась на привычную для глаз высоту. (11)И тогда он приказал поворачивать на запад и во все глаза смотреть вперёд…

(12)На четвёртый день раздался долгожданный возглас: «Земля!» (13)А ещё час спустя матросы стояли на берегу. (14)Полярная звезда помогла мореходам найти путь в океане!

(По А. Некрасову)

Задание 8

В восьмом задании необходимо определить и записать основную мысль, выраженную в тексте. Если это сделано правильно, и мысль отражена верно и полно, ученик набирает 2 балла. Если же мысль в целом определена правильно, но в предложении есть 1-2 речевых недочета, или же если мысль определена правильно, но не полно при 1 недочете или их полном отсутствии – 1 балл. В остальных случаях баллы за это задание не присуждаются.

Задание 9

Это задание содержит в себе вопрос, проверяющий понимание текста. Обычно спрашивается, почему автор сделал определенный вывод – например, для приведенного выше текста девятое задание выглядит так:

Часто ответ содержится прямо в предложении текста – в таком случае его можно просто процитировать. Если дан верный ответ, но в нем присутствует ошибка или в речи, или в орфографии, или в грамматике, или в пунктуации (то есть всего 1 ошибка) – ставят 2 балла. Если же в ответе есть и речевой недочет, и одна из трех других ошибок (либо и недочет, и две ошибки одного типа, например, речевой недочет и две пунктуационные ошибки; то есть в сумме 3 ошибки, одна из которых – недочет) – 1 балл. 0 баллов присуждают при наличии более трех ошибок или при неверном ответе.

Задание 10

В десятом задании необходимо определить тип речи в указанных в условии предложениях – например, в предложениях 8-11. Если это сделано правильно, ученик получает 1 балл, если допущена ошибка – 0 баллов.

Задание 11

Одиннадцатое задание ВПР по русскому языку в 5 классе предполагает нахождении в указанном диапазоне предложений слова с определенным значением и его выписывание.

Для вышеуказанного текста это задание выглядит таким образом:

В предложениях 1–3 найдите слово со значением «сильный ветер большой разрушительной силы». Выпишите это слово.

За верный ответ пятикласснику ставят 1 балл, за ошибочный – 0.

Задание 12

Это задание предполагает нахождение антонима или синонима к данному в условии слову в указанном диапазоне предложений.

Двенадцатое задание для приведенного выше текста выглядит так:

В предложениях 5–7 найдите антоним к слову «высоко» и выпишите его.

Если противоположное по значению слово написано правильно, ученик получает 1 балл. Если нет – 0 баллов.

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

ВПР по русскому языку в 5 классе. Разбираем задания с учителем

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.

26 октября состоится Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку в пятых классах .

Цель работы - выявить, на каком уровне школьники овладели языковым материалом начальных классов и готовы ли к дальнейшему обучению по программе.

Подготовиться к ВПР помогут:

    Разбор решения проверочной работы вы можете увидеть ниже на странице, а также скачать в текстовом варианте.

Документы, относящиеся к проведению ВПР по русскому языку в 5 классе:


Задание №1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .

Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата. Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)

Ответ:

Шаг первый

Работаем над орфограммами, вставляем пропущенные буквы.

Алгоритм рассуждения:

Орфограмма №1

Проверяемая гласная в корне

написание

н..чной -ночь

д..леко - даль

нев..димки - невИдимый

невидимки

ост..рожная - стОрож

осторожная

л..сица -лИсонька

к..рмиться -корм

кормиться

на п..ля - пОле

в св..их - свой

р..дившиеся- род

родившиеся

з..мой -зИмушка

м..двежата- от МЁД и ВЕДАТЬ

Медвежата

в..сна - вЁсны

В с..р..дине –серЁдка (полногласие -ЕРЕ-)

В середине

На л..сных - лес

На лесных

тр..пинках - трОпка

тропинках

под н..гами - нОги

Под ногами

Орфограмма №2

Личные окончания глаголов

каж..тся –казаться (Iспряжение)

слыш..тся – слышать (искл.IIспр)

слышИТся

выход..т –выходить (IIспр)

просыпа..тся –просыпаться (Iспр)

просыпаЕТся

приход..т – приходить (IIспр)

приходИТ

провалива..тся – проваливаться (Iспр)

проваливаЕТся

выход..т – выходить (IIспр)

Просыпа…тся- просыпаться (I спр)

просыпаЕТся

Орфограмма №3

Окончания существительных

в сугроб.. .– 2 скл., П.п.

в сугробЕ

зайц.. .- после Ц

В середин.. – 1 скл., П.п

в серединЕ

орфограмма №4

Ь после шипящих


Мыш…- 3 скл.

Орфограмма №5

Чередующаяся гласная в корне


Подр..стают- перед СТ и Щ пишу А

(кроме росток, Ростов, ростовщик)

подрАстают

Орфограмма №6

ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах


Выходят (что делать?) кормит..ся

кормитТЬся

Медведь (что делает?) просыпает..ся

просыпаЕТся

Снег (что делает?) проваливает…ся

проваливаЕТся

орфограмма №7

Окончание прилагательных


В светл.. ночи (какОЙ?)

Орфограмма №8

Правописание согласной в корне слова


Радос..но - радосТь

радосТно

сне(г/к) - снеГа

Чудес..ны -чудеса

Орфограмма №9

Словарные слова


В б..рлогах

В бЕрлогаж

ч..рикают

чИрикают

Другие орфограммы

Ч…десны – ЧУ-ЩУ

от..звались - неизменяемая приставка

ОТОзвались

вороб..и – разделительный Ь

Шаг второй

Читаем текст еще раз. Работаем над пунктограммами. Там, где необходимо, ставим знаки препинания.

Алгоритм рассуждения:

Шаг третий

Переписываем текст.

Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажется ночной(1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.

Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.

Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по- весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)

При переписывании текста учитываются:

1. Соблюдение орфографических норм;

2. Соблюдение пунктуационных норм;

3. Правильность списывания текста (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения

Ответ:

Шаг первый

(1) – фонетический разбор;

При фонетическом разборе слова нужно определить количество букв и звуков, поставить ударение в слове, выделить гласные и согласные звуки, классифицировать их. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки и как составляется транскрипция. Модель разбора свободная.

ночной (1)

о – [а] – гласный, безударный

ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий

н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый

о – [о́] – гласный, ударный

й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий,

___________________________________

6 букв, 6 звуков, 2 слога

Шаг второй

(2) – морфемный разбор;

Что такое морфема? Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфемный разбор – это разбор слова на морфемы (по составу).

Порядок морфемного разбора:

    Определить, к какой части речи относится слово;

    Найти окончание и обвести его рамочкой (в слове может быть нулевое окончание, а в наречии окончания нет);

    Выделить часть слова без окончания. Это основа слова;

    Найти корень и выделить дугой

    Найти приставку и обозначить ее;

    Найти суффикс и отметить его значком;

Помните, что некоторых морфем в слове может и не быть.

Алгоритм рассуждения

подрастают (2)

Подрастают - это глагол. Выделяем окончание – ют, которое указывает на форму третьего лица множественного числа. Подрастают-вырастают –зарастают. Значит, под - это приставка. Выделяем приставку. Корень –раст- находим, сравнивая родственные слова: растет, вырос, растение (корень с чередующейся гласной) Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия, это суффикс неопределенной формы (зарастАть)

Итак, в слове четыре морфемы: под-раст-а-ют

под- – приставка

Раст- – корень

А- – суффикс

Ют – окончание

подраста - основа

Шаг третий

(3) – морфологический разбор;

Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо:

1. уметь определять начальную форму слов;

2. знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки;

3. понимать синтаксическую роль слов в предложении.

Порядок разбора имени прилагательного.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);

Краткая или полная форма; род (в единственном числе); падеж, число.

III. Синтаксическая роль

(в) тёплых(3) (норах)

1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах(каких?) тёплых;

2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже;

3) в предложении является определением.

Шаг четвертый

(4) – синтаксический разбор предложения.

При синтаксическом разборе надо:

    охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное;

    по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательное или невосклицательное;

    по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа) или сложное (две или более грамматических основ);

    охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное(есть подлежащее и сказуемое) или односоставное (есть только подлежащее или только сказуемое), указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

    охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое(есть второстепенные члены) или нераспространённое (нет второстепенных членов).

    указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением) или не осложнено.

    подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

    составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Предл. прил сущ Глаг Предл.. сущ. сущ

На лесных тропинках проваливается под ногами снег (4).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное).

Грамматическая основа: снег (подлежащее) что делает? проваливается (сказуемое).

Второстепенные члены предложения:

проваливается (где? под чем?) под ногами – обстоятельство, допустимо – дополнение;

проваливается (где?) на тропинках – обстоятельство;

тропинках (каких?) лесных – определение.


Русский язык. 5 класс. Учебник.
Учебник, входящий в систему «Алгоритм успеха», нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, синтаксису и лингвистике текста, полученных в начальной школе; начинается систематическое изложение морфологии. Учебник строится по модульному принципу: каждая из восьми глав включает шесть повторяющихся разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи» и «Повторение». К учебнику прилагается компакт-диск с аудиоприложением, которое содержит тексты для аудирования к заданиям, отмеченных специальным значком, а также вкладка «Приложение».

Задание №3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Партер, километр, современный, углубит .

Ответ:

Это задание проверяет владение орфоэпическими нормами.

Ответ: Парте́р, киломе́тр, совреме́нный, углуби́т

Задание №4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Чтобы выполнить это задание, надо вспомнить самостоятельные и служебные части речи.

Ответ:

Алгоритм рассуждения

Шаг первый

1. (в) саду (сад), ветви (ветвь), яблонь (яблоня), (под) тяжестью (тяжесть), плодов (плод)

Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? Следовательно, это имена существительные.

2. Гнулись – это глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делали?

3. Гнулись (где?) в саду, (под чем) под тяжестью, (как? до чего?) до земли

Предлоги В, ПОД, ДО выражают зависимость существительных от глагола, (связывают существительные с глаголом)

предл. сущ. сущ. сущ. глаг. предл. сущ. предл. сущ сущ.

Ответ: В саду ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов.

Шаг второй

Определяем, какие части речи отсутствуют в предложении.

В предложении нет имени прилагательного, местоимения, имени числительного, наречия, союза, частицы, междометия.

Задание №5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

    Стёпа как вы переправлялись на другой берег

    Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку

    Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка

    По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром

Алгоритм рассуждения.

Шаг первый

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.

Предложение №1 простое, вопросительное, осложнено обращением.

Ответ:

Стёпа, как вы переправлялись на другой берег?

Второе предложение сложное, повествовательное.

Расставляем знаки препинания:

Стёпа ответил, что они ловили рыбу на обычную удочку.

Четвертое предложение простое, повествовательное, осложнено вводным словом.

Расставляем знаки препинания:

По словам Стёпы, самый хороший клёв был ранним утром.

Предложение №3 с прямой речью.

Расставляем знаки препинания:

«Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку»,- тихо сказал дедушка.

Ответ:№3

Шаг второй

Составление схемы предложения: «П», – а.


Русский язык. Русская речь. 5 класс. Учебник
Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача - помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Задание №6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

    Вы тоже коллекционируете открытки с видами городов?

    Возьми-ка всю серию открыток с видами Суздаля!

    Оля покажи свою самую любимую открытку.

    Подруги подарили Оле специальный альбом для коллекции.

Алгоритм рассуждения

Первый шаг

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.

Ответ:

Оля, покажи свою самую любимую открытку.

Внутри других предложений запятых нет.

Второй шаг

Объяснение основания выбора предложения

Это простое предложение с обращением, которое стоит в начале предложения.

Задание №7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

    С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.

    Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.

    Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.

    Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Алгоритм рассуждения

Первый шаг

Распознавание предложения и постановка знака препинания:

Ответ:

1.С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (упадет и рассыплется).

2. Была гроза с сильным ветром, и ночью старое дерево рухнуло.

Это сложное предложение. Первая основа - бала гроза, вторая основа-дерево рухнуло. Перед союзом И ставится запятая.

3.Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (кружились и падали).

4.Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные члены (сосен и елей).

Ответ: № 2

Второй шаг

Объяснение основания выбора предложения: Это сложное предложение. Перед союзом И ставится запятая. Можно начертить схему.


Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями
Рабочая тетрадь входит в состав УМК по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, соответствующего ФГОС ООО, но может быть использована с учебником, соответствующим ФК ГОС. Она предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по орфографии и совершенствованию их способностей понимать и осмыслять чужие высказывания, а также свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12

1)Этот мальчик и эта птица живут на острове Беринга. (2)Человек и птица не видели земли, кроме острова, окружённого водой Тихого океана. (3)Мальчика зовут Володя; он живёт в деревянном доме островного посёлка, ходит в школу. (4)Большая чайка живёт на берегу большой колонии таких же чаек, которые целый день кричат, дерутся, летают над самым прибоем, охотятся, а вечером вся колония собирается на ночлег

5)Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек, они загалдели и поднялись: сотни птиц с огромными, как у орлов, крыльями полетели вдоль берега. (6)Но одна чайка вдруг отделилась от стаи. (7)Летит к нам, опускается. (8)Я отпрянул – птица села на плечо моему спутнику. (9)Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления.

(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома. (11)Аккуратно кормил, ходил с приёмышем к берегу. (12)Чайка выросла и вернулась в свою колонию, но что-то осталось в памяти вольной птицы. (13)Иногда она прилетает и долго сидит на крыше бревенчатой избы, а когда Володя приходит на берег – чайка узнаёт его. (14)Если поблизости немного людей, птица опускается Володе на плечо. (15)У дружбы великое множество путей…

(По В. Пескову)

Задание №8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста.

Ответ. Основная мысль текста выражена в последнем (15) предложении:

«У дружбы великое множество путей…»

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Задание №9

Ответ:

Ответ на этот вопрос мы найдем в 9 предложении: «Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления…»

Ответ : Мальчик не удивился, когда чайка села ему на плечо.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

Задание №10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−9 текста. Запишите ответ.

Ответ:

Типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи:

    Повествование (сообщает о развивающемся действии, доносит определенную информацию во временной последовательности);

    Описание (целью является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке);

    Рассуждение (разъясняет, раскрывает определенные особенности, что-то доказывает или опровергает).

Ответ : повествование.

Задание №11

В предложениях 6−9 найдите слово со значением «изумление, сильное впечатление от чего-либо». Выпишите это слово.

Ответ:

Ответ : удивление

Задание 12

В предложениях 10−12 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.

Ответ:

Антонимы – это противопоставленные друг другу по смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание.

Антоним находим в предложении №10

(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома.

Ответ : мокрого

Желаем успеха!

Вариант 1

Текст 1

В (о/а)дном б..лоте на коч..ке (под)ивой выв..лись дики.. кряковые утята. (В/ф)скоре после этого мать п..вела их (к)озеру по к..ровьей троп.. . Я заметил их издали, спрятался за дер..во, и утята подошли к самым м..им н..гам. Трёх из них я взял с..бе на в..спитани.., (о/а)стальные шес..надцать п..шли себе дальше.

П..держал я у себя этих ч..рных утят, и стали они (в/ф)скоре серыми.

С наступлением новой в..сны устроили мы св..им д..карям из (в/ф)сякого хлама г..здо. Пр..шло время вывелись утята. Мы их некоторое время под..ржали на кухне в т..пле крош..ли им яйца ухаж..вали. Чере(з/с) несколько дней наступил.. очень хорошая п..года и мать пове..ла своих ч..рненьких к пруду.

(М. Пришвин)

  1. Выполните языковые разборы.

(1) – фонетический разбор: время

(2) – морфемный разбор: заметил

(на) коч..ке (1 предложение)

В (о/а)дном б..лоте на коч..ке (под)ивой выв..лись дики.. кряковые утята.

Текст 2

(По Т. Горовой )

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-6 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 1−6 найдите слово со значением « Холодно, уныло, тоскливо, одиноко, пусто ». Выпишите это слово.

12. В предложениях 1-6 найдите антоним к слову «полный» и выпишите его.

Вариант 1

Задание 1

Текст 1

(М. Пришвин)

Баллы

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше.

Подержал я у себя этих чёрных утят, и стали они вскоре серыми.

С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама гнездо. Пришло время, вывелись утята. Мы их некоторое время подержали на кухне в тепле, крошили им яйца, ухаживали. Через несколько дней наступила очень хорошая погода, и мать повела своих чёрненьких к пруду.

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

ИЛИ

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

Максимальный балл

Задание 2

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

Фонетический разбор – время 1

в − [в] − согласный, звонкий, твёрдый

р − [р ,

е − [э] − гласный, ударный

м − [м , ] − согласный, звонкий, мягкий

я − [а] / [˄] / [ь] − гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор – заметил 2

за- – приставка

Мет- – корень

И- − суффикс

нулевое окончание

Морфологический разбор – (на) кочке 3

(На) кочке

1) (На) кочке - имя сущ., обозначает предмет: (на чём?) на кочке

2) Начальная форма – кочка; неодуш., нариц., жен. род, 1 скл., в ед. ч., в П.п;

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: утята (подлежащие), вывелись (сказуемое).

(в) болоте , (на) кочке, (под) ивой − обстоятельство; одном , дикие , кряковые – определение.

Указания по оцениванию

Баллы

Разбор выполнен верно

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Задание 3

3. Поставьте знак ударения в следующих словах

Монолог, баловать, километр, туфля

Баллы

Монол О г, балов А ть, килом Е тр, т У фля

Максимальный балл

Задание 4

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи.

Баллы

Нареч. глаг. сущ. с. пр. сущ. глаг. пр. сущ.

Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи.

прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.

Возможное, но необязательно указание: имя числительное, междометие

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Задание 5

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключ

2) Серая Шейка думала о том что река все-таки замёрзнет

3) Заяц сказал, что Серая Шейка его напугала

4) Вы ведь весной вернётесь спрашивала Серая Шейка

Баллы

«Вы ведь весной вернётесь?» - спрашивала Серая Шейка.

2) составление схемы предложения: «П?»-а.

Максимальный балл

Задание 6

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) А ты завтра приходи с нами колоски собирать.

2) Что ж ты сынок не представился?

3) Серёжа не видал приёмщика.

4) Она зарядила ружьё и выстрелила.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Что ж ты, сынок, не представился?

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

ИЛИ Ответ неправильный

Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 7

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Заяц перескочил через дорогу и подошёл к старой норе.

2) У крыльца отец поставил весла и вошёл в дом.

3) Подул утренний ветерок и тихо-тихо закачались деревья.

4) Над мокрым полем и над лесом торопливо тронулись бесформенные облака.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Подул утренний ветерок, и тихо-тихо закачались деревья.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

Ответ неправильный

Максимальный балл

Текст 2

(1)Вот и пришла осень. (2)Вечер наступает рано, а темные низкие тучи делают и день похожим на сумерки. (3)Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. (4)Лес пустой и неживой. (5)Даже белоствольные березы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень елок, а огромные дубы сделались похожими на огромные чудища, протянувшие во все стороны корявые лапки-суки. (6)Все спит и в то же время ждет чего-то.

(7)Все ждут не дождутся снега. (8)А белые хлопья частенько летят на подмороженную землю, стараются прикрыть ее полупрозрачной накидной, а то и толстым одеялом. (9)Но недолговечно это одеяние. (10)Пролежит день-другой, да и растает. (11)Но совсем недолго осталось природе ждать того дня, когда заискрится, засверкает все вокруг, выше станет небо, просторнее земля.

(12)Снег подарит полянам и опушкам свой белый свет, всем одинаковый, словно решит на время примирить их соперничество в красоте.

(По Т. Горовой )

8. Определите и запишите основную мысль текста.

Баллы

Основная мысль текста: Все ждут не дождутся снега.

Максимальный балл

Задание 9

Баллы

Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. Лес пустой и неживой.

ИЛИ

ИЛИ

ИЛИ

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Предварительный просмотр:

ВПР-2017. Русский язык. 5 класс. Зверева И.Г., г. Сосногорск, Республика Коми

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Вариант 2

  1. Перепиши текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Кто не слышал о зн..менитом л..с..ном пе(в/ф)це с..ловье-с..ловушке? Сколько кр..сивых стихов и пес..н сл..жили люди о нём!

Некоторые пре(д/т)ставля..т с..ловья вроде ч..дес..ной какой-то сказоч..ной жар-птиц... Но когда ч..ловек впервые увид..т эту «знаменит..сть» он сначала даже (не)поверит. Как? Вот эта (не)казистая птич..ка и есть зн..менитый с..ловей? Не может быть!

Ведь ви(д/т) у птич..ки очень скромный. Это (не)большая к..ричневато-буро-с..роватая птич..ка с рыж..нками тёмными б..льш..ми глазами и высокими тонкими но(ж/ш)ками.

Любимой птич..кой с..ловей стал не за внешность а за пр..крас..ный гол..с. И ни на какую жар-птицу мы (не)променяем ч..дес..ного пе(в/ф)ца наш..х ру(сс/с)ких л..сов!

(По Ю. Дмитриеву)

  1. Выполните языковые разборы.

(1) – фонетический разбор: голос

(2) – морфемный разбор: сложили

(3) – морфологический разбор: (о) певце (1 предложение)

(4) – синтаксический разбор предложения: Сколько кр..сивых стихов и пес..н сл..жили люди о нём!

3. Поставьте знак ударения в следующих словах

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(По Н.Сладкову)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 8-10 найдите слово со значением « Мягкий, лёгкий ». Выпишите это слово.

12. В предложениях 8-10 найдите антоним к слову «горячий» и выпишите его.

Система оценивания проверочной работы по русскому языку

Вариант 2

Задание 1

  1. Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

(По Ю. Дмитриеву)

Баллы

Кто не слышал о знаменитом лесном певце соловье-соловушке? Сколько красивых стихов и песен сложили люди о нём!

Некоторые представляют соловья вроде чудесной, какой-то сказочной жар-птицы. Но когда человек впервые увидит эту «знаменитость», он сначала даже не поверит. Как? Вот эта неказистая птичка и есть знаменитый соловей? Не может быть!

Ведь вид у птички очень скромный. Это небольшая коричневато-буро-сероватая птичка с рыжинками, тёмными большими глазами и высокими тонкими ножками.

Любимой птичкой соловей стал не за внешность, а за прекрасный голос. И ни на какую жар-птицу мы не променяем чудесного певца наших русских лесов!

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка).

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок,

восстановлении слитного и раздельного написания слов

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлений).

ИЛИ

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено не менее четырёх описок и ошибок, но не более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

Допущено одно-два исправления

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

Допущено три и более исправлений

Максимальный балл

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы :

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.

г − [г] − согласный, звонкий, твёрдый

о − [о] − гласный, ударный

л − [л] − согласный, звонкий, твёрдый

о − [а] / [˄] / [ъ] − гласный, безударный

с − [с] − согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор – сложили 2

с- – приставка

Лож- – корень

И- − суффикс

Л- − суффикс глагола прошедшего времени

И − окончание

Морфологический разбор – (о) певце 3

(О) певце

1) (О) певце - имя сущ., обозначает предмет: (на ком?) о певце

2) Начальная форма – певец; одуш., нариц., муж. род, 2 скл., в ед. ч., в П.п;

3) В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения.

Сколько красивых стихов и песен сложили люди о нём!

Предложение повествовательное, восклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: люди (подлежащие), сложили (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: сколько − обстоятельство; красивых – определение; стихов , песен , о нём - дополнение.

Указания по оцениванию

Баллы

Выполнение фонетического разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение морфемного разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение морфологического разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Задание 3

3. Поставьте знак ударения в следующих словах

Документ, красивее, столяр, цифровой

Баллы

Докум Е нт, крас И вее, стол Я р, цифров О й

Верно поставлено ударение во всех словах

Верно поставлено ударение только в трёх словах

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

Максимальный балл

Задание 4

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

На буграх оголилась чёрными бороздами пашня.

Баллы

  1. Верное обозначение частей речи в предложении:

пр. сущ. глаг. прил. сущ. сущ.

На буграх оголилась чёрными бороздами пашня.

2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи:

местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Указание отсутствующих частей речи

Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи.

ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания

Одна из отсутствующих в предложении самостоятельных частей речи (из списка обязательных для указания) не указана.

ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания.

Две отсутствующие в предложении самостоятельные части речи (из списка обязательных для указания) не указаны.

Максимальный балл

Задание 5

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Девочка посмотрела на мать и безучастно ответила Валя

2) Мать подошла к девочке и спросила как её зовут

3) Таиска закричала и бросилась к дому

4) Таиска позвала Валю смотреть как гонят на пастбище скот

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Девочка посмотрела на мать и безучастно ответила: «Валя».

2) составление схемы предложения: А:«П».

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

Составление схемы предложения

Схема предложения составлена верно

Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка.

Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 6

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) А ты иди и помоги помыть посуду.

2) Мама в эту корзину много золота войдет?

3) Вылезают муравьи после зимней стужи.

4) Сад наполнился шумом и смехом.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Мама, в эту корзину много золота войдет?

2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.

ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Задание 7

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Над тростниками пролетают кулики и чибисы.

2) Дождь лил целый день и всю ночь.

3) Облака над морем потемнели и повеяло прохладой.

4) Вдруг с шумом и ветром начался ливень.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Облака над морем потемнели, и повеяло прохладой.

2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.

ИЛИ В предложении две грамматические основы.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 - 12.

Текст 2

(1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым.

(3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. (4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. (5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. (6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.

(7)На восходе ковыли, словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает.

(8)Но чудо-чудное − степь на закате! (9)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. (10)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки.

(11)Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем.

(12)Хороша степь и днём, и ночью!

(По Н.Сладкову)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Основная мысль текста: Хороша степь и днём, и ночью!

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

2

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

1

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

0

Максимальный балл

2

Задание 9

9. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что осень – унылая пора? Запишите ответ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Ответ может быть сформулирован так: Весною степь как зелёное море. Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

2

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)

1

Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.


Дидактический материал для подготовки к ВПР по русскому языку.

5 класс

Упражнение 1.

    Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(1)В…юга посер…брила пышную причёску стройных сосен. 4 (2) Ясн…я 1 берё…ка распустил… 2 светлые косы покрытых инеем в…твей, бл…стит (на)со…нце нежной тонк…й берестой.

(3)Глубок зимний сон пр…роды но идёт жизнь под сугробом.(4)Попробуй разгреби в лесу сне… до з…мли.(5)На том месте которое ты расчистил, увидиш… кустики брусники веточки черники.(6)Всё ещё зел…неют здесь круглые лист…я вереска.

(7)Пороша ра…сказывает о событиях в зимн…м лесу.(8)На лесной п…ляне вьёт(?)ся след лисиц… .(9)Пробороздил сугро… долговязый лось проскакал б…ляк.(10)Парочки сл…дов испятнали снег.(11)Как стрела, прол…тела куница, хищница искала белок.

(12)Сверка…т снег вспыхивают и гаснут сн…жные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе! (По Д.Зуеву)

2. Выполни указанные виды разбора

3. Озаглавь текст. Сформулируй и запиши основную мысль текста

4. Определи тип речи в предложениях 7 – 11.

5. В предложениях 5 – 8 найди слово со значением « слой только что выпавшего снега ».

6. В предложениях 11-13 найди синоним к слову «наряд»

Упражнение 2.

Подчеркните орфограммы .

За..ц зимой жил возле деревни. Пришла бе…покойная ночь. Затихли бе…брежные 2 поля. Зайчишка вслушивался (в)т..шину ш..велил усами нюхал глубокий снег 4 . Потом косой вдруг вскочил прыгнул и огляделся.

Снег выл..жился волнами и с..ял. (Над) г..ловой зайца в…сел и к..лебался морозный пар 4 . В н..бесах горели яркие звёздоч(?)ки. Зайчишка поиграл с товарищем , (по)копал с ним снег, поел р..стки озими и поскакал дальше.

Близился ра(с,сс)вет. Звёзды становились всё меньше а морозный пар ещё гуще. Заяц прол..жил доро..ку (по)снежку (обо)шёл свою старую нору. Он ра..копал снег сделал 1 новую норку удобно распол..жился в ней и (за)снул.

(По Л.Н. Толстому.)

    Определи тип и стиль текста.

    В предложениях 1 абзаца найди синонимы к слову «заяц»

    В предложениях 1 абзаца найди слово со значением «просторный, не имеющий границ»

    Подбери антонимы к выделенным словам

Упражнение 3.

1.Перепиши текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы . Озаглавьте текст. Выполни указанные виды разбора.

Новый лисий дом расп..л..жился (у) реки на расстоянии мили (от) прежнего. В этом месте речка пок..дает х..лмы и ра..текается 1 (по)лугам 4 . В широк..й лощине у самой скалы лисы (у)строили новое ж..лище. Вход в него охр..няли два больших гранитных камня. Прежняя нора находил..сь в сосновой рощ.. а эта ра..местил..сь рядом (с)осиной. Сосна вечно шумит и вздыха..т осина всё время дрожит и трепещ..т.

Вход 3 в нору (за)крывали густые зар..сли. Они спускались к заросшей осокой речной заводи. На зелёной полянк.. играли и кувыркались лисята 4 . (З, С) десь можно было наблюдать возвр..щение домой охотника-отца (с)добычей.

(По Э. Сетон-Томпсону.)

2. Найдите в тексте слово со значением «долина с пологими склонами» и слово со значением « небольшой залив в реке с замедленным течением»

3. Определите тип речи в данном тексте

4. Подберите синоним к выделенному прилагательному

5. В подчеркнутом предложении найдите определение, подберите к нему антоним.

Упражнение 4.

1. Перепиши текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы . Озаглавьте текст. Выполни указанные виды разбора.

Тёма с ужасом (в)думывался (в)безвыходность своего пол..жения. Всего минуту(на)зад он спустился через те(р,рр)асу (в)сад (в)беззаботн..м ра(з,с)положении духа.

Мальчик шёл (по) а(к,кк)уратн..м 3 дорожкам сада и с насл..ждением 2 осматривался 4 . Вдруг сердце его сильно (за)бил..сь 2 . Любимый папин цветок наконец ра..цвел! Какой это р..скошный цветок! Ещё вчера папа ра(с,сс)матривал бутон и не ждал что он ра…пустится.

Тёма (в)бежит в столовую и крикн..т во всё горло:

- Махровый ра..цвёл!

Папа бросит чай и сразу выскоч..т (в) сад 4 . Восторг переполня..т маленькое сердечко 3 Тёмы. Он тянет(?)ся к цветку губами и т..ряет равновесие... Всё погибло!..

2. В восклицательных предложениях 2 абзаца найдите прилагательные, подберите к ним синонимы и антонимы.

3. Найдите в выделенном отрывке текста синонимы.

4. Определите тип и стиль речи в указанном тексте

5. Найдите в тексте слово со значением «почка цветка».

Упражнение 5.


Муравьи уд…вительные насекомые. 4 Многое в их жизни устроено интересно. У них даже есть свой «молочный скот». Это тля. Она выд...ляет сладкий сок и муравьи подхватывают его прямо с ее брюшка. 4

Если тли слишком ра…плодились муравьи распол…гают их на другом р…стении. Позаботят(?)ся они и об охране тли от врагов клеща, божьей коровки.
2. Назовите группы звуков русского языка, приведите примеры разных звуков из текста.
3. Дайте краткий письменный ответ на вопрос: «Почему автор называет муравьев удивительными насекомыми?»

Упражнение 6.

1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

О хитрости

Хитрость – все равно что мелкая монета на которую (не)купишь многого. Как мелкой монетой можно прожить час два, так хитростью 2 можно прикрыть что-нибудь, обмануть а ее (не)хватит обозреть д...лекий г…ризонт. Хитрость близорука: вид…т только под носом а не вдаль, и часто 1 сама поп…дает(?)ся 2 в ту же л…вушку которую ра…ставила другим.
2. Найдите среди слов с пропущенными буквами слова с проверяемыми гласными в корне, объясните их правописание.
3. Дайте краткий письменный ответ на вопрос: «Почему хитрость попадает в ту же ловушку, которую готовила для других?»
4. Выполните указанные виды разбора.