Витамины для умственного развития. Действенные препараты для улучшения ума и памяти


Детский организм ежедневно подвергается множеству нагрузок. Многие врачи и педагоги уверены, что всего за один день ребенку приходится перерабатывать сколько новой информации, что взрослому и не снилось. Но обучаемость крохи зависит от ряда факторов, в том числе и от способности запоминать новую информацию. К сожалению, далеко не у всех это получается настолько хорошо, как хотелось бы. И сегодня мы обговорим, какие полезны витамины и таблетки для улучшения памяти у детей.

Витамины для улучшения памяти ребенку

В подавляющем большинстве случаев дети получают все витамины, необходимые для полноценной деятельности организма, вместе с продуктами питания. Но иногда их поступление в организм оказывается недостаточным, или такие вещества не слишком хорошо усваиваются. В результате ребенка может беспокоить повышенная утомляемость, недостаточно хорошее восприятие и усвоение новой информации (и образовательного материала в частности), снижение концентрации внимания и выраженная неусидчивость. Подобрать подходящие витамины для коррекции такой проблемы поможет специалист.

Хорошая память детей во многом зависит от достаточного поступления:

Витаминов группы В (особенно В1, В6 и В12; в меньшей мере – В2, В3, В5, В9);
- витамина D;
- аскорбиновой кислоты;
- витамина Е;
- ряда минеральных веществ, представленных селеном, цинком, йодом, железом и пр.

Так недостаток витамина В1 приводит к развитию повышенной утомляемости и раздражительности, становится причиной проблем с памятью. Восполнить его необходимое количество помогут злаковые, орехи, мясо, бобовые.

Дефицит витамина В6 приводит к бессоннице, заторможенности, снижению памяти и интеллекта (в том числе и к необратимому). Для насыщения организма таким веществом стоит включить в рацион ребенка разнообразные орехи, рыбу, злаковые культуры, капусту и куриное мясо.

Недостаточное поступление витамина В12 чревато возникновением спутанности мышления, сонливостью и головокружениями. Насытить им организм можно при потреблении мяса, рыбы и молокопродуктов.

Дефицит витамина D приводит к унынию, вялости, проблемам в восприятии новой информации, вызывает эмоциональную нестабильность и проблемы со сном, а также становится причиной снижения работоспособности. Скорректировать такую проблему поможет потребление печени, желтков яиц, сливочного масла, жирной рыбы и молока.

Нехватка аскорбиновой кислоты у малышей вызывает усталость и снижение работоспособности, а также затрудняет усвоение прочих питательных веществ (в том числе и витаминов группы В). Масса аскорбиновой кислоты присутствует в составе сладкого перца, смородины, цитрусовых, цветной и брюссельской капусты.

В некоторых случаях даже полноценное и сбалансированное питание не помогает справиться с возникшим дефицитом витаминов и минералов. В таком случае для улучшения памяти детей врачи могут выписывать специальные поливитаминные препараты, к примеру:

Витрум;
- Пиковит;
- Мульти-табс;
- Вита-Мишки и пр.

Еще чтобы улучшить память у детей стоит обратить внимание на препараты-источники полиненасыщенных жирных кислот Омега-3.

Какие таблетки могут использоваться для улучшения у детей памяти ?

Лекарственные средства для коррекции нарушений памяти у детей может выписывать лишь врач. Самолечение может нанести серьезный вред здоровью малыша.

Препаратом выбора при коррекции нарушений памяти у детей становится Глицин. Это средство имеет в своем составе аминокислоту с одноименным названием, которая при потреблении способна нормализовать работу сосудов головного мозга. Препарат помогает скорректировать последствия гипоксии и предупредить ее возникновение, позволяет повысить умственную работоспособность и снять беспокойство. Дозировка подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом. Препарат используют в виде таблеток для рассасывания. Стоит отметить, что лекарство дает ожидаемый эффект только при курсовом применении.

Довольно часто, при наличии соответствующих показаний, для лечения нарушений памяти у детей врачи назначают Пирацетам. Это лекарство относится к ноотропам, его использование позволяет улучшить течение познавательных процессов, положительно сказывается на памяти, способности к обучению, внимании и умственной работоспособности. Схема применения медикамента подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом.

Достаточно эффективным препаратом для улучшения памяти у детей считается Пикамилон. Он также является ноотропным средством и способен стимулировать высшие функции головного мозга. Лекарство улучшает способность к умственной деятельности, повышает выносливость мозга к интеллектуальным нагрузкам, а также увеличивает устойчивость к воздействию агрессивных факторов. Клинически было доказано, что лекарство помогает улучшить когнитивные способности детей, поддержать умственную работоспособность на этапе сильных нагрузок. Схема терапии, дозировка и продолжительность приема Пикамилона подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом.

Для улучшения памяти в педиатрической практике могут применяться и другие медикаменты. Стоит учитывать, что все таблетки для детей и витамины имеют определенные противопоказания к использованию и могут вызвать разнообразные побочные эффекты. Применять их без рекомендации лечащего врача опасно, они могут непредсказуемо повлиять на организм.

С самого рождения человек наделен способностью запоминать различные даты и события, и с каждым днем эта способность усовершенствуется. Но, в некоторых случаях по каким-то обстоятельствам многие люди начинают жаловаться на сильное ухудшение памяти и внимания. Данная проблема обычно наблюдается у людей в возрасте 40-45 лет, в некоторых случаях гораздо позже.

Стоит обратить внимание, что данная проблема не является наследственным фактором и возрастной особенностью – это как не прискорбно говорить настоящая болезнь, которая может застать врасплох любого человека. В первую очередь, причиной потери памяти могут быть хронические заболевания, а во-вторых – нехватка витаминов и микроэлементов в организме, в результате чего происходит снижение активности клеток мозга.

Какие витамины нужны для хорошей памяти

Самыми главными витаминами для головного мозга являются витамины группы В. Они в первую очередь положительно влияют на память и мышление, а во-вторых усиливают защитную функцию мозга, что помогает избежать раннего его старения и сильных перегрузок. Самые важные витамины для ума и памяти:

Витамин В1 – оказывает сильное воздействие на способность мозга запоминать информацию. Его отсутствие способствует накапливанию мочевой кислоты, в результате чего работа головного мозга ухудшается. Помимо этого его нехватка в организме вызывает появления психической и физической слабости, депрессивного состояния, быстрой утомляемости.

Важно! Тиамины не переносят термической обработки, поэтому лучше употреблять сырые продукты, содержащие витамин В1.

В2, его еще называют рыбофлавином. Данный витамин отвечает за снабжение организма энергией, поэтому его необходимо обязательно употреблять людям, работа которых требует сильных физических и умственных затрат.

В3 . Данный витамин вырабатывает энергию в нервных клетках, в результате чего улучшается работа головного мозга и сама память. При недостаточном его содержании замечается ухудшение памяти и концентрации внимания, появляется ощущения усталости.

В5 – активирует долговременную память с помощью передачи энергии от одного нейрона к другому. Помимо этого это он способствует выработке определенного вещества, которое помогает головному мозгу не поддаваться негативному воздействию никотина и алкоголя.

В9 , иными словами всем нам известная фолиевая кислота. Она незаменима для развития памяти, а именно она способствует улучшению скорости мышления и качеству запоминания.

Дефицит фолиевой кислоты приводит к значительному ухудшению памяти, бессоннице, быстрой утомляемости и анемии.

В12 . Данный витамин отвечает за состояние нашего организма во время его пробуждения и наоборот. Это очень важно, так как витамин В12 способствует полученной задень информации в процессе сна попадать в долгосрочную памятью. Он также необходим при смене часовых поясов, чтобы приспособится к новому режиму.

Витамин С , иными словами аскорбиновая кислота. Он защищает организм от физического и психического перенапряжения, а также воздействия негативных внешних факторов. Укрепляет память и внимание.

К незаменимым витаминам для лучшей работы головного мозга и способностям запоминать относятся: витамин D, Е и Р.

Обзор витаминных комплексов, улучшающих память для взрослых

Для улучшения памяти можно не только обогатить свой рацион питания продуктами, которые содержать полезные витамины для работы нашего мозга, но и приемом специальных аптечных . На сегодняшний день существует огромный выбор препаратов для улучшения памяти, но мы сейчас рассмотрим несколько особо популярных и эффективных средств:

Память Форте способствует улучшению памяти концентрации внимания, также предотвращает возрастное снижение памяти и сохранять ясность мышления. Его рекомендуют принимать людям при высоких физических и умственных затратах. Также его стоит употреблять в период усвоения новой информации.

Данный препарат рекомендуют принимать при снижении умственной работоспособности и во время психоэмоциональных напряжений, полученных в результате стрессовых событий (к ним относятся экзамены и другие конфликтные ситуации). Глицин способствует нормализации сна, снимает эмоциональное напряжение и улучшает настроение.

Способ применения: препарат выпускается в виде таблеток. Применять стоит по одной таблетки два-три раза в сутки. Таблетку кладут под язык и рассасывают либо же измельчают и принимают в виде порошка.

Фезам назначают при нарушении памяти, способности запоминать и потери концентрации. Также его рекомендуют употреблять в период обучения для улучшения интеллектуальных способностей. Часто назначают при таких заболеваниях, как атеросклероз и энцефалопатии различного генеза.

Способ применения: Для взрослых суточная норма этого витаминного комплекса составляет одна-две капсулы трижды в день. Для детей – одна-две капсулы дважды в день. Курс лечения составляет один-три месяца.

Этот комплекс витаминов способствует улучшению периферического и мозгового кровообращения, в результате чего улучшаются функции мозга. Его рекомендуют принимать для улучшения умственной активности, долговременной памяти и повышения интеллектуальных способностей. Он незаменим в период сильного переутомления и в стрессовых ситуациях. В состав данного препарата входят такие витамины: В1, В2, В6 и витамин С.

Способ применения: данный препарат рекомендуют применять детям от 12 лет, взрослым и подросткам по одной таблетке один раз в день во время трапезы. Курс лечение этими комплексными витаминами составляет шесть-восемь недель.

Интеллан – это сбалансированный препарат на основе растительных экстрактов. Рекомендуют принимать для улучшения функций памяти, при сильных умственных затратах. Он также оказывает успокаивающее действие на нервную систему, в результате чего помогает быстро справиться с депрессий и беспокойством.

Способ применения: препарат рекомендуют принимать по 1 капсуле дважды в сутки после приема пищи. Курс лечения составляет месяц. По необходимости курс лечения можно повторить, только между первым и вторым курсом лечения должен быть перерыв в неделю.

Отзывы:

Катя: Я принимала около месяца таблетки Глицин, так как мне их выписан невропатолог. К врачу сходила по собственному желанию, так как в последнее время сильно работала, не высыпалась, в результате чего хроническая усталость и . В общем, занялась своим лечением) После двух недель их приема результатов никаких не было, препарат оказывал лишь слегка успокаивающее действие. Наверное, они не настолько сильны. Кроме того, лучше уж принимать обычную валериану, она куда более эффективная.

Соня Носова: Во время сессии я всегда пропиваю Глицин, так как сильно нервничаю, в результате чего ухудшается сон и я стаю сильно раздражительной. Результатом очень довольна!!

Наталья Соснова: Моя свекровь сейчас принимает Фезам, так как у нее в последнее время сильно ухудшилась память и внимание. Его посоветовал наш врач, утверждая, что он хорошо подходит пожилым людям.. Она его принимает дважды в год, результат в принципе удовлетворительный. Не могу сказать, что результаты сногсшибательные, но все же состояние не ухудшается, что не может не радовать)

Санька: Принимала Фезам перед сессией около недели, после чего сразу же прервала курс приема. Дело в том, что через несколько дней после приема таблеток у меня появилась сильная усталость и я хотела постоянно спать, в результате чего я сильно похудела и была разбитой((

Обзоры детских витаминных комплексов — какие лучше пить?

Очень тяжело постоянно включать в рацион питания ребенка те продукты, которые содержать необходимое количество витаминов. Кроме того ребенок не способен съесть нужное количество этих продуктов. Поэтому альтернативой продуктовым витаминам являются витаминно-минеральные комплексы.

На сегодняшний день они выпускаются, как и в таблетках, так и в сиропах и гелях. Выбор лежит за вами, каким отдать предпочтение. Но все же согласитесь, что ребенку куда приятнее принимать витаминный сироп, нежели таблетки.

– это комплекс витаминов, который не только способствует улучшению памяти, но и укрепляет иммунитет. Он выпускается в виде пастилок, которые изготовлены их натуральных соков, таких как клубничный, лимонный, вишневый, апельсиновый.

назначают школьникам во время переутомлений, также при сильной нехватке витаминов в организме в зимнее и весеннее время. Они также улучшают мозговую деятельность и повышают внимание.

Являются необходимыми для полноценной человека, для правильного функционирования всех его органов. Особенно важны они для который напрямую отвечает за жизнедеятельность всего организма в целом. Именно поэтому его постоянно нужно подпитывать нужными для мозговой активности и памяти.

Память, мозг, витамины

Его основные функции это:


  • улучшение активности памяти, легкости запоминания информации, быстроты реакции;
  • отражение состояний;
  • поддержание стабильного психического состояния;
  • замедление процессов, которые приводят к

Важно! В паре с остальными элементами группы В, тиамин принимает участие в создании эритроцитов, которые отвечают за перемещение крови и насыщение ее кислородом.

Кроме положительного влияния на мозговую активность, В1 также:

  • перерабатывает пищу в и сохраняет ее в организме;
  • улучшает работу
  • незаменим в процессе усвоения глюкозы;
  • имеет положительное воздействие на органы способствует его улучшению.
Дефицит В1 в организме человека может привести к расстройствам психики и синдрому Корсакова. В природных продуктах В1 находится в курином свинине, зерновых, некоторых видах .

В2 (рибофлавин)

Улучшить мозговую деятельность поможет . Спектр действия этого очень широкий:


  • защищает глаза от переутомления;
  • вырабатывает гормоны и компенсирует их недостаток в результате перенапряжения;
  • снабжает энергией
  • принимает участие в появлении эритроцитов;
  • контролирует обмен веществ;
  • снабжает клетки кислородом.

От недостатка этого компонента, в первую очередь, страдает мозг. Происходит деградация его тканей, в результате чего развиваются разные виды психических расстройств.

Кроме этого у человека пропадает аппетит, появляется слабость, дерматит и разного рода воспаления.

Знаете ли вы? Впервые понятие витаминов появилось в 1912 году. Ввел его Казимир Функ - польский биохимик.

ВЗ (ниацин)

Или - все это названия вещества ВЗ, очень важного компонента нашего организма. Основная его роль - обеспечение окислительного и восстановительного процессов жизнедеятельности, а также:


  • контроль правильной работы
  • повышение мозговой активности;
  • предотвращение мигреней;
  • защита сердечной системы, сосудов;
  • снижение риска развития , тромбозов;
  • здоровое влияние на желудочно-кишечный тракт.

Восполнить дефицит ниацина можно такими продуктами: куриное мясо, говяжья печень, разнообразные ( помидоры, ), бобовые, травы.

Витамин В6 (пиридоксин)

У этого элемента существует целый ряд полезных для человека функций, среди которых можно выделить такие:


  • способствует образованию в организме дофамина (гормона, отвечающего за удовольствия), адреналина (координирующего частоту сердечных сокращений), гамма-аминомасляной кислоты (уменьшающей уровень );
  • отвечает за выработку ацетилхолина, который консолидирует информацию и улучшает ее запоминание;
  • контролирует гомоцистеин, при повышении уровня которого могут возникать судороги;
  • усиливает впитывание
  • помогает избежать депрессивных состояний.

Дефицит этого элемента приводит к повышенной утомляемости, появлению . В некоторых случаях возможна потеря памяти.

Богаты молоко, яйца, картофель, мясо индейки, морепродукты, такие виды рыбы как форель и лосось.

Витамин В12 (кобаламин)

В12 является одним из основных элементов которые так важны для питания мозга. Он отвечает за такие процессы:


  • выработка кровяных тел для переноса кислорода к тканям;
  • синтез белков;
  • производство жирных кислот;
  • улучшение краткосрочной памяти и скорости мышления.

Важно! Недостаток кобаламина повышает риск возникновения болезни Альцгеймера, невнимательности, резких перепадов настроения.

Особенно важен данный для ума и развития памяти для школьников, которым приходится осваивать очень много информации в период обучения. Для восполнения уровня В12 в организме, рекомендуется употреблять больше красой рыбы, различных морепродуктов, курятины, яиц и молочных продуктов.

Витамин С (аскорбиновая кислота)

Это важный для человека антиоксидант. Ее влияние на организм трудно переоценить, поскольку она:


  • защищает от и возрастных изменений;
  • не дает развиваться болезням и Альцгеймера;
  • и борется с болезнями характера;
  • снижает риск появления проблем с сердцем;
  • понижает возможность развития рака мозга.

Кроме всего этого способствует усвоению которое также улучшает внимание и память человека. Неофициальное название этого витамина - «природный антидепрессант» появилось в связи с тем, что аскорбиновая кислота отвечает за чувство счастья, повышая серотонин в крови. В результате мы чувствуем себя в приподнятом настроении.

Также в результате проведенных исследований доказали, что повышает уровень IQ, и таким образом является самым подходящим для школьников для улучшения их памяти и внимания в возрасте 7-12 лет (хотя, конечно же, пользу из него можно извлечь в любом возрасте).

Этот компонент можно получать из ананасов, шпината, помидоров, брокколи.

Витамин Е (токоферола ацетат)

Сильнейший антиоксидант ацетат отвечает за бесперебойную работу организма в целом, а также:


  • защиту клеток от повреждений;
  • укрепление иммунитета;
  • правильное свертывание крови;
  • выработку гормонов;
  • защиту сосудов и капилляров.

В больших дозах находится в растительных маслах.

Дефицит элемента приводит к таким нарушениям функционирования человеческого организма:

  • ухудшение памяти;
  • нарушение работы сердца и кровоснабжения мозга;
  • снижение уровня кровяных тел;
  • нарушение работы иммуноглобулинов.

Витамин D (кальциферол)

Для правильной мозговой активности просто незаменим. Этот компонент имеет целый ряд положительных моментов:


  • улучшает память;
  • повышает мотивацию;
  • активизирует умственные возможности;
  • помогает избавиться от депрессии;
  • улучшает состояние больных рассеянным склерозом.

Дефицит этого в человеческом организме может спровоцировать появление когнитивных нарушений.

Знаете ли вы? При длительном пребывании бананов под воздействием солнечных лучей, в них увеличивается содержание витамина D.

Улучшение памяти и работы мозга: аптечные решения

На сегодня существует широкий спектр всевозможных комплексов и добавок для улучшения работы мозга и памяти человека. Препараты можно подобрать индивидуально, к тому же в зависимости от возраста: маленькие дети до 5 лет, школьники, студенты, взрослые.

Для маленьких детей

Необходимость детского организма в питательных веществах появляется в первые дни жизни. Своевременное поступление всех необходимых элементов способствует формированию памяти ребенка, повышению общего уровня интеллекта, а также защите организма от всевозможных раздражителей и вирусов.


Отличительной чертой детских добавок является их форма выпуска. Преимущественно это жевательные пастилки или сладкие сиропы.


Школьники и студенты

Вовремя полученные питательные вещества положительно сказываются на развитии умственных способностей детей и подростков. Повышается активность мозга, которая явно выделяет таких детей среди сверстников. Школьники и студенты, принимающие витаминные добавки, отличаются от других детей:

  • развитым интеллектом;
  • легкостью решения любых задач;
  • быстрым освоением информации;
  • внимательностью.

Выбирая для школьников и студентов, и не зная, какие из них лучше, преимущество стоит отдать тем препаратам, которые сделаны на натуральных составляющих без добавления красителей и подсластителей. Также предпочтение следует оказать добавкам, в которых максимально содержатся для активной работы мозга и памяти.

Приведем наиболее популярные среди них:


Все эти комплексы хорошо переносятся детьми, не имеют ненатуральных добавок, не оказывают побочных эффектов. Отлично сказываются на работе мозга благодаря наличию основных компонентов группы В и витаминов С, Е, и других.

Важно! При приеме любых витаминов, обязательно следует следить за правильной дозировкой.

Для взрослых

Во взрослом и зрелом возрасте для улучшения мозговой деятельности и памяти следует обязательно принимать витаминные препараты. Они помогут восстановить нужный баланс элементов в организме, а также справиться с нагрузками. Витамины для улучшения памяти и работы мозга взрослым лучше принимать в составе комплексов.

Выделить можно такие:


Знаете ли вы? У мужчин витамин D напрямую связан с образованием тестостерона. Чем больше они получают солнечного света, тем выше уровень этого гормона.

В целом же, память можно улучшить, не только принимая витамины и соблюдая сбалансированную а также с помощью здорового и специальных тренировок и упражнений для развития умственных функций организма.

Мозг человека способен активно работать до самой старости. Однако в этом ему периодически необходима поддержка в виде приема комплексов витаминов и правильного питания. Главное, правильно подобрать нужный препарат и дозировку.

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Причины, влияющие на ухудшение памяти

Рассмотрим основные причины, которые негативно действуют на память:

  1. Приём медикаментов. Есть лекарственные средства, побочными эффектами которых является снижение памяти и .
  2. Употребление , наркотиков в больших количествах. Данные привычки отрицательно действуют на мозговые процессы, замедляя их скорость протекания.
  3. Неполноценный . В результате появляется , и не способен нормально обрабатывать информацию.
  4. Воздействие витамина В1:

  • расслабляет ЦНС;
  • ацетилхолин способствует замедлению процесса старения нервных клеток.


При дефиците тиамина можно заметить:

  • нервозность из-за того, что истощается защитный слой мозговых клеток;
  • вялость и ;
  • тревога, подавленность.

Снабжает мозг , поэтому он важен при интеллектуальных нагрузках. Если рибофлавина организму не хватает, то он берёт полезные элементы из . Вследствие этого ЦНС истощается.

При нехватке В2 отмечается:

  • вялость, сонливость;
  • ухудшение ;
  • может кружиться ;
  • заторможенная реакции на раздражители;
  • болевые ощущения в области глаз и висков.


продуцирует энергию в нервах - это улучшает память на 15-45%, независимо от того, сколько человеку лет. Ниацин не даёт развиваться болезням и Альцгеймера. Симптомы недостатка В3:

  • нарушается сосредоточенность;
  • утомление;
  • беспамятство и несобранность.

Нормализует работу ЦНС, активирует деятельность мозга, сосредоточенность, делает память лучше. Содействует организму в усваивании аминокислот, которые охраняют мозг от негативного действия алкоголя, и других опасных веществ.

Недостаток пиридоксина может вызвать:

  • , подавленность;
  • нервозность;
  • умопомешательство;

Знаете ли вы? Если сравнить человеческий мозг с компьютером, то можно сказать, что человек способен сохранять около 7000000 Мб информации.

приводит в действие энзимные процессы и защищает . Образует оболочку, оберегающую нервные клетки от ослабления, и увеличивает проводимость импульсов. Кобаламин помогает людям привыкать к новым часовым поясам и к переменам фаз работы мозга.


Признаки дефицита В12:

  • вялость;
  • ушной звон;
  • ухудшение зрения;
  • теряется ориентация;
  • кружится голова;
  • у стариков - маразм.
Витамин С (аскорбиновая кислота) с лёгкостью попадает в клетки головы, оберегая их от свободных радикалов.

Важно! Если вы заметили, что у вас проблемы с памятью, то следует посетить доктора для установления причины.

Симптомы недостатка :
  • нервозность;
  • сонливость;
  • болят суставы;
  • дёсны могут кровоточить;
  • подавленность.
ликвидирует свободные радикалы, тормозящие деятельность мозга, вследствие чего могут возникать серьёзные патологии, а также болезнь Альцгеймера.

Дефицит витамина Е проявляется так:

  • становится сухой;
  • появляется агрессия;
  • переменчивое настроение;
  • память становится хуже.


Витамины взрослым по улучшению памяти

Перечень витаминов для улучшения памяти и работы мозга, которые подходят взрослым и подросткам:

  1. «Витрум мемори» . Препарат делает кровообращение лучше, а сосуды в голове - крепче: мозг насыщается кислородом, и ум становится светлым.
  2. «Грифония» - усовершенствует деятельность ЦНС, налаживает сон и бережёт от депрессивных состояний.
  3. «Направит» - помогает быстро передавать импульсы по нервам.
  4. «Супрадин» . Данное мультивитаминное средство содержит все важные и полезные элементы для правильной деятельности и защиты мозга.
  5. «Геримакс Энерджи» . , содержащийся в препарате, активирует долгосрочную память. Даже при отсутствии полноценного сна данное средство помогает легко выдерживать тяжёлые нагрузки на ум.
  6. «Гуарана» - не даёт распространяться свободным радикалам, препятствующим деятельности мозга. Также помогает продуцировать эритроциты и обеспечивает их нормальное попадание в мозг. Устраняет признаки утомления.
  7. предотвращает закупорку артерий, активизирует развитие ума у подростков, уменьшает агрессию.
  8. «Энцефабол» возобновляет обменные процессы. Также препарат помогает захватывать больше глюкозы из еды, чтобы питать мозг. Хороший эффект даёт даже при склерозе и невнимательности.
  9. «Пирацетам» - делает ЦНС более стойкой к воздействию вредных веществ и кислородному голоданию. Положительно действует на мозг, делает лучше процесс запоминания.
  10. «Фенибут» . Благодаря данному препарату умственные расстройства, стресс, раздражительность проявляются меньше. Средство действует успокаивающе на нервы и способствует внимательности.

Витамины школьникам, детям

Меню школьников совершенно не идеально, поэтому с продуктами в организм попадают не все нужные витамины. Чтобы восполнить дефицит полезных веществ, рекомендуется принимать средства для усовершенствования работы мозга, внимания и стимуляции памяти:

  1. «Брейн бустер» . Составляющие препарата питают клетки и налаживают движение крови по сосудам. Средство помогает быстрее передавать сигналы по клеткам нервов - информация хорошо усваивается, и мозг легко привыкает к сильным нагрузкам в период учёбы.
  2. «Ортомол ментал» . Помогает школьникам, которые каждый день нагружают свой ум и не высыпаются. Препарат повышает трудоспособность и спасает от утомляемости. Ещё он благоприятствует улучшению зрения.
  3. «Глицин» . Средство безопасно и помогает бороться с переживаниями в период экзаменов и контрольных.
  4. «Фенотропил» . Средство можно приобрести только по рецепту. Вначале его разработали для лечения болезни Альцгеймера, но так как препарат активизирует сосредоточенность, то его стали широко использовать для школьников.
  5. , С и . Благодаря ему нехватка полезных элементов восполняется, а признаки утомления ума исчезают.
  6. «Витрум Юниор» . Предназначен для детей от 7 до 14 лет. В состав входят 10 микроэлементов и 13 витаминов. Благодаря данному комплексу дети легко преодолевают нервно-психическое напряжение. Также «Витрум» помогает правильно развиваться ребёнку.
  7. «Мультитабс» . Существует 7 комплексов, которые рассчитаны на разные возрасты (с рождения и до совершеннолетия). Состоит препарат из всех нужных витаминов и микроэлементов, способствующих правильной работе ЦНС.
  8. «Джунгли» . В состав входят 10 витаминов, способствующих развитию ума и активной деятельности головы. Благодаря фолиевой кислоте и нервные клетки развиваются правильно.
  9. «Компливит» - укрепляет память и нормализует психическое состояние ребёнка.