"развитие творческих способностей детей в условиях реализации фгос". Развитие творческих способностей в условиях фгос


Республика Татарстан

Тукаевский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему :

«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС»

Подготовила учитель

начальных классов

Гайнатуллина Талия Гаязовна

1.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В.А. Сухомлинский писал:

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

“Быть всегда творческим – значит быть всесильным.” - говорил

Марк Фише.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

2. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности.
Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

3. В своей работе большое внимание я уделяю развитию творческих способностей в трудовой деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

Любая учебная работа ребенка должна быть доведена до результата. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

Наиболее эффективно развиваются творческие способности, в художественном труде посредством аппликации.

В своей работе большое внимание я уделяю аппликации.

На занятиях мы с детьми работаем не только бумагой и картоном, но и используем другие материалы. С удовольствием дети выполняют аппликации из ткани, опилок, песка, соломки, яичной скорлупы, пластилина.

Во время работы я даю детям свободный выбор объектов для аппликации.
В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. В большинстве случаев им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания. С помощью аппликации у малышей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное мышление.

Дети с удовольствием составляют аппликации из засушенных листьев и цветов. При использовании природного материала очень хорошо заметно развитие творчество учащихся. Каждый ребенок по своему подбирает засушенные листья разных цветов для своей композиции и видно как с удовольствием работают дети и блестят их глаза от удовлетворенности своей работы.

Кроме аппликации на уроках труда я работаю с пластическими материалами: соленым тестом и пластилином, ведется работа с папье – маше. У детей развиваются не только творческие способности, но и абстрактное мышление, воображение. (выставка)

4. Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

А. А. Салин, учитель ОБЖ МБОУ СОШ №1 г. Пушкино

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности: искусстве, политике, технике, науке и т. д. Причём основным критерием творчества стала новизна. В настоящее время понятие творчества включает процесс творчества в сознании творца и действительности и результат этого процесса.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.

В основе творчества - открытость личности миру, в том числе иным возможным мирам. Такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной. Природные и культурные процессы ведут творческую личность своими путями, заставляя её переживать и решать все возникающие напряжения как свои проблемы.

В настоящее время, принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Однако традиционное образование, основной целью которого является формирование "систематизированных знаний, умений и навыков" не способно создать условий для гармоничного развития личности, и в основном направлено на подготовку обезличенных молодых квалифицированных кадров.

Преобладание урочной формы занятий и репродуктивных методов обучения, трансляция чисто объективных знаний и способов деятельности приводит к тому, что учащиеся не могут проявить себя в соответствующих областях культуры и не развиваются как творческие личности. В такой ситуации основным способом взаимодействия ребенка с внешним миром становится поглощение информации о нем, что при стремительном возрастании ее объема приводит к физической и психической перегрузке учащихся и, как следствие, возникновения у них различных психосоматических расстройств. Молодым людям, воспитанным в таких условиях, свойственна низкая культура, ригидность поведения и мышления, социальная пассивность и безответственность, повышенная тревожность и неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим возникает необходимость развития базовой культуры личности, которая предполагает поиск таких методов и средств, которые бы позволили преодолеть отчужденность и потребительское отношение ребенка, развить его лучшие личностные качества и востребовать его творческий потенциал.

Таким образом, основной целью работы школы в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Творчество детей - естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, возникновение вариативного мышления, ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим. Все они для него равноценны. Но малыш ещё не может отделить удачный вариант от неудачного, т. е. не способен к критической, культурной оценке плодов своей деятельности. Настоящее творчество ему недоступно, так как предполагает отбор и отсев вариантов с позиции вкуса, диалог с культурой. Сочинительство ребёнка, ещё не столкнувшегося со школьной реальностью, «беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает слух другого». Важная особенность детского творчества - его всеобщий характер. Все дети творят - в этом возрасте удивляет не творчество, а его отсутствие.

Не секрет, что многие родители без понимания, а иногда с выраженным неприятием и агрессией относятся к детским фантазиям - первым проявлениям творчества. Следствие слишком жёсткой внешней «дрессуры» ребёнка (раньше, чем сформировались структуры его собственного «Я», способные противостоять давлению извне, что происходит примерно в трёхлетнем возрасте) - отсутствие творчества. Это сигнал серьёзного отклонения от нормального развития. Нельзя, конечно, однозначно предрекать судьбу таких детей, но в жизни им придётся трудно. Насколько в дальнейшем судьба человека окажется связана с творчеством, зависит от взаимодействия личности с культурой. Постепенно «наивное» творчество ребёнка сменяется (или становится) взрослым творчеством, т. е. выходит за рамки индивидуальности и вступает в диалог с внешним миром.

Результаты диалога с культурой бывают разными. В отличие от детей далеко не у каждого взрослого обнаруживаются проявления творчества. Напротив, уже к моменту вступления во взрослую жизнь чаще всего оказывается, что индивидуальность, творчество, самобытность блокированы, подавлены. Так происходит, если семья, школа, окружающая среда в целом воспринимают их с неодобрением и непониманием.

Утверждение творчества во взрослой жизни - путь борьбы с трудностями. И взрослому человеку, выбирающему творческий образ жизни, и одарённому ребёнку приходится справляться со страхами, тревогами, другими эмоционально-личностными проблемами.

Психология творчества - молодая отрасль знания, в которой мифов и предрассудков не меньше, чем достоверных сведений. Даже самое определение того, что такое творчество, вызывает трудности. Усваивая любое новое знание, мы не просто механически добавляем его к предшествующему. Новая информация, вступая в контакт с прежним опытом человека, полностью перестраивает уже имеющиеся знания и представления. Таким образом, любое познание - творческий процесс, и творческое начало совершенно необходимо каждому человеку для успешного функционирования его интеллекта и мышления.

В той или иной мере все мы творцы, но жизнь складывается так, что по настоящему развить эту способность удаётся немногим. В школе от ученика ждут не творческого, оригинального, а лишь «правильного» ответа. На производстве работник, как правило, должен выполнять определённые, заранее предписанные обязанности. Да и сам человек часто боится собственных неожиданных, нестандартных решений, ведь они всегда связаны с риском ошибиться и оказаться предметом насмешек окружающих. Решить эту проблему можно путем оказания педагогической поддержки. Причем, не только одаренным ученикам, но и многочисленным «рядовым» - как показывает практика, они охотно включаются в исследовательскую игру, стремясь занять свое место рядом с более интеллектуально одаренными одноклассниками.

Суть педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права. Сущность педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, развивающей среды. Очень часто учитель должен защитить такого ребенка от него самого, от его неуверенности, от его комплексов, от внутренних противоречий, и конфликтов, возникающих в процессе обучения и терзающих его

Многие психологи убеждены, что стоит избавить человека от внешних и внутренних барьеров, от страхов и стереотипов, как заключённый в нём творец освободится. Эти идеи легли в основу метода мозгового штурма, суть которого - раскрепощённое фонтанирование идей. Исследования показали, что развитию творческих способностей детей и взрослых помогают любые задачи на дивергентное мышление - такие, в которых нужно найти не один, а как можно больше разнообразных и оригинальных ответов. Полезно составлять фразы и тексты из заданного набора слов, строить изображение из геометрических фигур, играть в «закорючки», дорисовывая картину по одному росчерку.

В качестве психоэмоциональной разгрузки во время урока, можно дать ученику задание: например, найти, среди окружающих его вещей, максимальное количество предметов с одной (двумя, множеством) осью симметрии, или название которых начинается на определённую букву (с названием, состоящим из стольких-то букв), или созданных в течение последнего века, или пригодных для того, чтобы колоть орехи (быть подарком, служить мерой длины, веса)...

Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач . Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции, озарения.

Дивергентное мышление , это метод творческого мышления , который заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. Способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Если задуматься, именно таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: Какую избрать профессию? Где жить? Как общаться с окружающими? С кем создавать семью? Как отдыхать?

При традиционном, в особенности для отечественного образования, подходе, задачи дивергентного типа - большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен путем строгих, логических рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.).

Интересный вид дивергентных задач - поиск причин событий. За основу берётся как реальная ситуация, так и любая случайная фраза. Фраза может быть построена с учетом исследуемой на уроке проблемы. Задаёмся вопросом: «Почему?» (…в сухой безводной пустыне идет дождь; …в этом году в лесах было много грибов; …лето зеленое, зима белая а небо - голубое...) - и пытаемся ответить. Можно найти для учащихся проблему, которая имеет множество правильных решений, поощрять их в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрактичными и сумасшедшими. Можно оценить не только качество ответов, но и их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Способность к ассоциированию развивают задания, предлагающие подобрать существительные к прилагательному. «Например, тёплый - лето, солнце, котёнок, цвет, взаимоотношения; холодный - айсберг, утро, расставание, север. Или придумать разноплановые сравнения: дождь похож на водопад, на душ, на слёзы, на музыку, на барабанную дробь, на время (потому что идёт), на колыбельную (убаюкивает), на приговор (отменяет прогулку), на муху (надоедает), на воспоминание (навевает грусть)».

Дивергентное мышление хорошо развивается при работе с конструктором - конечно, если собирать модели не по готовому образцу, а изобретать что-нибудь своё. Например, из деталей технического конструктора сделать фигурки животных или цветов, а грузовик или самолёт попытаться собрать из строительного набора. Вообще нестандартное использование материалов открывает большие перспективы для творчества. Можно рисовать крупой, создавать картины из цветных обрезков бумаги и ткани, мастерить игрушки или скульптуры из пластиковых бутылок, писать поздравление с днём рождения конфетами или монетками.

Любое сочинительство, серьёзное или нет, идёт на благо. Полезно писать стихи и сказки, шуточные поздравления и письма, играть в буриме, придумывать вместе с друзьями истории. Развивают и задания с трудными условиями (составить рассказ из одних только существительных, или из слов, начинающихся на одну букву, или включающий как можно больше фразеологизмов).

Сегодня есть компьютерные программы, позволяющие делать мультфильмы, создавать причудливые коллажи, писать музыку. Выходит много книг с творческими заданиями, развивающими играми, которые помогают весело и полезно провести время в компании. Все это можно использовать в проектной деятельности – выполнение задания принесет не только практическую пользу ученику, но доставит ему удовольствие от процесса работы, даст возможность почувствовать себя создателем.

Дети в традиционной школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому, если ввести проектирование или участвовать в конкурсах не получается, необходимо использовать каждую возможность во время урока, при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала учащихся. Это можно воплощать в жизнь, не отходя от традиционных учебных программ, используя на обычных уроках упражнения, направленные как на развитие конвергентного мышления, так и дивергентного.

В настоящее время, реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника, а также условия для творческой самореализации педагогов.

Практически каждый предмет школьной программы может быть использован, как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала. Кроме того, изменяя тактику преподавания учебных дисциплин можно существенно улучшить показатели общей успеваемости, не выходя при этом за рамки учебного плана.

Для изучения динамики развития творческой личности ученика лучше всего применять сопоставление креативного или дивергентного (творческого) мышления и традиционного конвергентного мышления. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям: степени точности ответа, степени подробности, скорости (кто раньше), аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).

Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности, без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечён, от творческих возможностей зависит его жизненный уровень.

Творческая деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся, она повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. А педагоги, участвуя в деятельности инновационных площадок, развивают свою профессиональную компетентность.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: «Просвещение», 1991. – 93 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология. - М: Издательство «ЭКСМО – Пресс», 2000. – 1008
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. http://sbiblio.com/biblio/archive/druginin_psih/04.aspx
  4. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.
  5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий // Способности и одаренность. - М.: Знание, 1961. - с. 9-20.
  6. Тралкова Н. Е. Решение дивергентных задач детьми с синдромом Аспергера и одаренными детьми // Молодые ученые - московскому образованию: материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М., 2007.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно выражаться. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому. Во-вторых, нужна определенная база — музыкальный опыт, умения и знания.
Задачей музыкального творчества является – развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Реализация данной задачи в полной мере соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, в частности к музыкальному развитию дошкольников .

Существуют три этапа формирования творческих способностей .
Задача педагога на первом этапе — научить детей активно подражать способам действий, примененным в музыкальном образце взрослого. Ребенок учится на Ваших образцах.Примерные задания данного этапа: сочинить конец мелодии, исполненной педагогом, инсценировать движениями какую-то песню, выбрать из заданных элементов танца те, которые подходят к характеру данной пьесы и т.д.
Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал. Примерные задания второго этапа: сочинить песню на заданный текст, придумать движения или пляску, передавая характерные движения персонажей.
На третьем этапе ставится задача — организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу, без применения образцов. П римерные задания — сочинить песню, выбрав текст по своему усмотрению из нескольких за-данных, сочинить мелодии по своему желанию без всяких образцов, выбрать тематику танцевально-игрового действия, распределить роли, составить композицию простейшей пляски. Как видите, творческие задания от этапа к этапу усложняются.

Разделяют несколько видов детского творчества — , .
Специальные задания на развитие творческих способностей включайте на каждом занятии (можно какой-то один вид). Проводите доминантные занятия по творчеству. Они могут быть построены в форме игры, путешествия, конкурса.

В дошкольном образовании выделяют следующие условия, необходимые для развития творчества и музыкального развития детей.
Задача педагога – создать условия для активного экспериментирования с целью накопления первоначального музыкального опыта.
1. предметно-пространственная среда и оборудование (музыкальные уголки в группах, атрибуты костюмов, музыкальные инструменты, их муляжи, художественные игрушки, игрушки-забавы, грамзаписи для слушания, разные виды кукольного театра, музыкально-дидактические игры).
2. Очень важно для развития творчества создать игровые проблемные ситуации (игры для детей), побуждать детей к самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.
3. Необходимо активизировать слуховую восприимчивость дошкольников. А для этого следует включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности.
4. Дети должны понять, что окружающий мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен музыкальными звуками , движениями.
5. Главное — необходим запас музыкальных впечатлений, знаний, умений , которые дети получают в процессе обучения на занятиях. В творчестве ребенок применяет те навыки и умения, которые он усвоил в процессе обучения.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

В связи с этим повышается роль музыкального воспитания как условие для формирования творческой, гармонически развитой личности. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей, но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. Задачу по развитию творческой личности я пытаюсь реализовать на уроках музыки и внеурочной деятельности.

«Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития» (Б. В. Асафьев). Во все времена в теории и практике отечественной школы шел настойчивый поиск путей гармоничного развития личности, обладающей творческим потенциалом, возможностей наиболее полного раскрытия ее способностей. На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выгодского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.) Проблема развития творческой активности личности разрабатывали такие исследователи как: Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, О.Г.Сущенко, А.Энгельбрехт и др.; педагогическое творчество учителя и учащихся затрагивали: Д.Б.Кабалевский, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Дмитриева. Как же научить ребенка мыслить творчески? Давайте прислушаемся к советам В.А.Сухомлинского. "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". "...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка". Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.
Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми. На что же должен обратить внимание педагог в работе над творческой активностью учащихся?
Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) я предлагаю любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.
Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа. У творчески одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие творческой личности, стало в полной мере реализовываться в условиях ФГОС во внеурочной деятельности. Мои воспитанники принимают участие во всех конкурсах, внеклассных мероприятиях, создают мультимедийные презентаций и коллективные проекты. К примеру, проект создания собственного музыкального клипа захватил ребят, так как при его создании учитывались интересы и уровни дарования каждого ребёнка в команде. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем развивать свою одаренность.

В работе по развитию творческой личности целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения обучающегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

Основы деятельности педагога в развитии творческой личности ребёнка.

Развитие одаренности младших школьников проходит более успешно, если деятельность преподавателя базируется на основе создания благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса, внимания к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям каждого одаренного учащегося, подготовки учащихся к концертной деятельности; организации самостоятельной творческой работы учащихся, проведения разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.

В своей работе с каждым учеником приходится оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности, его отношения к музыке, его исполнительские качества. Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга «творческий ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный». В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка.

Большое значение при работе с детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей. Педагог не только учит петь, играть, но и помогает формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством сопровождают личность на протяжении всей его жизни. Чистая душа рождает чистый голос. Эту мысль следует внушать учащимся на протяжении всех лет обучения. Необходимо, чтобы дети проявляли самостоятельность, творческую активность, желание оценить творческие находки друг друга.

Преподавателю для работы по развитию творческой личности нужно обладать следующим комплексом качеств:

Личностные (позитивная «Я-концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность);

Профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого ученика с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных учебных программ, оценка результатов обучения, консультативное обучение детей и родителей);

Поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).

Для того чтобы педагог смог осуществить педагогическую поддержку, он должен иметь особую подготовку, включающую в себя:

Представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально одаренный ребенок;

В чем особенность развития одаренных детей;

Разработка и апробирование приемов педагогической поддержки - путь решения проблем музыкально одаренных детей разного характера (проблемы обучения, общения, развития, поведения, проблем мировосприятия и др.).

Особенности младшего школьника содержат огромный потенциал для развития музыкальной одаренности. Это эмоциональность и высокая восприимчивость; преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирования абстрактного; активность ребенка; становление его субъектом разнообразных видов человеческой деятельности; стремление к самореализации; выделение собственного «Я».

Каковы же педагогические условия развития творческой личности?

Процесс развития творческой личности будет эффективным, если:

1.приоритетными будут педагогические задачи личностного развития с высоко моральными ориентирами, воспитания характера, эмоционально-волевой сферы ребенка, позитивного отношения к жизни,;

2.будут созданы условия, обеспечивающие позицию ребенка как субъекта своего развития, самопознания, самоорганизации;

3.педагогический процесс будет адекватен специфике процесса обучения музыканта как художественно-творческой деятельности;

4.педагогическими факторами будут выступать художественная ориентационно - развивающая среда и педагогическая поддержка, направленная на развитие личностной, эмоциональной сфер.

Полученные образовательные результаты в целом совпадают с заранее спланированными показателями результативности. Использовав предложенные в ходе проекта методы и формы работы, касаемые увеличения креативного потенциала у детей, удалось добиться развития интереса к предмету «Музыка» и сформировать побудительные мотивы для творческой деятельности у младших школьников. У учащихся выработаны прочные вокально-хоровые навыки, слушательская культура, а также навыки интерпретации музыкальных произведений.

Использование различных традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыки, стимулирует развитие у школьников уверенности в своих творческих возможностях, даёт детям импульс для поиска, пробуждает их фантазию и позволяет испытать радость творчества. Предложенные формы и приёмы организации творческой деятельности универсальны, так как их можно использовать и на других учебных предметах. В процессе работы составлена серия оригинальных творческих заданий, целостно развивающих творческий потенциал личности школьника: дидактическая игра «Музыкальная шкатулка», «Дыхательно - игровая гимнастика», и т.д. Ребята участвуют в школьных и городских мероприятиях. Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества воспитанники учреждений дополнительного образования развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Художественный конкурс содержит в себе потенциальные возможности для саморазвития, качественного совершенствования личности.

Ежегодно мои ученики принимают участие в муниципальных конкурсах: «Рождественская звезда»; военно – патриотической песни «Виват, Россия!» и смотре художественной самодеятельности, что приносит не только положительные результаты в виде призовых мест, но и позволяет прививать учащимся основы художественного вкуса, учить их навыкам сценического мастерства, создавая атмосферу успешности. Так же во внеурочное время ребята дополнительно посещают кружки по основам вокального мастерства «Радуга», где имеют возможность развить и реализовать свой потенциал.Творческие конкурсы повсеместно играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь.

Роль родителей в развитии творческой личности детей.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований.

Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:

1.родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

2.Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображений престижа.

3.Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

4.И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки и потому для педагога взаимодействие с такими родителями - наилучший вариант. Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех - эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности наших общих детей. Их достижения разве не есть педагогическое счастье?

Организация конкурсного движения является одной из составляющих в системе развития творческих способностей у детей наряду с их привлечением к активной концертной деятельности.

Все достижения моих воспитанников я загружаю на сайт http://nsportal.ru/senatorova-natalya-alekseevna ; очень активно общаемся с ребятами в vk.com , вместе подбираем репертуар для работы. Готовим проекты, снимаем фото и видео на эту тему. И как результат - выступаем на школьных мероприятиях, муниципальных конкурсах, показывая свою работу. И я в этом вижу свою большую роль – роль педагога, несущего своё горящее сердце, показывая дорогу, освещая и зажигая новые звёзды.

Использованная литература

1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка. 1973

2. Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» Москва, «Просвещение», 1989г.

3.“Музыка в школе №1 1990”, Москва, “Просвещение”.
4. “Музыка в школе №2 1990”, Москва, “Просвещение” 5. Практические занятия по методике преподавания музыки. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html