Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку Егэ русский задание 23 практика


Средства связи предложений в тексте

(Среди предложений … найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи… Напишите номер этого предложения).

Алгоритм действий.

Обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск - выявление формальных показателей связи предложений - определение наличия связи между двумя предложениями -запись ответа цифрами только одного предложения (в клеточке должен находиться один символ).

Аналитический отчёт ФИПИ:…Низкие результаты выполнения задания фиксируются в случаях, когда средство связи – местоимение – «спрятано» внутри следующего предложения либо средством связи являются контекстные синонимы или антонимы…

Средства связи. Лексические:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себецену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.Уважение к более способному иопытному - первый признак талантливости.(В.Белов)

2) Синонимы .В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Контекстные синонимы.

) Антонимы.

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические:

1) личные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так,тогда идр.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4)союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем жеговором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

6) вводныеслова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён

Людовика XVбыло в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили наднашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

24 задание ЕГЭ также связано с приведенным текстом – нужно выписать из определенных предложений, указанных в условии, либо синонимы, либо антонимы, либо фразеологизм, либо просторечное/устаревшее слово или слово в переносном значении. За это задание можно получить один первичный балл.

Теория к заданию №24 ЕГЭ по русскому языку

Повторим теоретический материал.

Средство выразительности Определение Пример
Синонимы Близкие по смыслу слова Красивый, прекрасный
Контекстные синонимы Слова, близкие по смыслу только в данном тексте Петя вышел из дома и пошел к своему другу. После этого юноша отправился на набережную. (синонимы – Петя, юноша)
Антонимы Противоположные по смыслу слова Белый, черный
Контекстные синонимы Слова, противоположные по смыслу только в данном тексте У нее были не глаза, а очи (в данном случае глаза и очи – антонимы)
Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов, имеющие переносный смысл Зарубить на носу (=запомнить), когда рак на горе свистнет (=никогда)
Устойчивые словосочетания Сочетания слов, употребляющиеся в данной форме и имеющие определенное значение; ими часто бывают фразеологизмы Пропал без вести (=местонахождение не известно), бить баклуши (=ничего не делать)
Устаревшие слова Слова, вышедшие из употребления Око, перст
Просторечные слова Слова, характерные для разговорной речи или построенные не совсем правильно с точки зрения норм литературного языка Дрыхнуть, теперича
Слова в переносном значении - При входе в комнату мне сразу бросилась в глаза эта картина (переносное).
Завидев маму, малыш бросился к ней (прямое).

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №24 ЕГЭ по русскому языку

Двадцать третье задание демонстрационного варианта 2019

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

- Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

- (8)А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

- И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы - и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

- Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

- Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

- Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

- Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

- Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

- Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? - спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

- Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

- Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

- Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист.

Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно-насмешливо, язвительно».

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок из текста.
  2. Перечитываем предложенный отрывок:

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

- Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

- А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль. Единственное книжное слово, которое обращает на себя внимание – сардонически . Вспоминаем его значение: злобно-насмешливо, язвительно. Сардонически усмехнулся. Сардонически взглянул.

Ответ: сардонически

Первый вариант задания

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Если устойчивое сочетание сразу не бросилось нам в глаза, можно перечитать указанные в тексте предложения. В первом абзаце (предложениях 1-4) ничего такого нет. В одиннадцатом предложении тоже. А вот в тринадцатом мы видим сочетание «пропадает без вести». Мы привыкли слышать эту фразу именно в таком виде и понимаем, что это означает, что местонахождение пропавших без вести неизвестно.

Записываем правильный ответ: пропадает без вести

Не забудьте, что в бланке ЕГЭ это нужно делать без пробелов – пропадаетбезвести.

Второй вариант задания

(1)Уходил Оська на войну в конце октября из опустевшей Москвы.

(2)Его уже дважды требовали с вещами на призывной пункт, но почему-то отпускали домой. (3)И вот стало точно известно: Оську и его товарищей по выпуску отправляют на восток в трёхмесячное пехотное училище. (4)Он пришёл проститься с моими домашними, потом мы поехали к нему на Мархлевского. (5)Я знал, что он ждёт девушку, пепельноволосую Аню, и хотел попрощаться у подъезда, но Оська настоял, чтобы я поднялся.

(6)Когда мы провожали Павлика на действительную, он разделил между нами свои скромные богатства. (7)Павлика не баловали дома и растили по-спартански. (8)Правда, в восьмом классе ему сшили бостоновый костюм «на выход», и Павлик проносил его до армии, время от времени выпуская рукава и брюки, благо запас был велик. (9)Но у него имелся дядя, выдающийся химик, и однажды этого дядю послали на международную научную конференцию за кордон, что в ту пору случалось нечасто. (10)В пожилом, нелюдимом, обсыпанном перхотью, запущенном холостяке, по уши закопавшемся в свою науку, таилась душа пижона. (11)По окончании конференции он потратил оставшиеся деньги на приобретение жемчужно-серых гетр - тогдашний крик моды, смуглой шёлковой рубашки, двух свитеров, роскошного галстука и тёмных очков, почти не встречавшихся в Москве. (12)Но, вернувшись домой, он понял, что наряжаться ему некуда, поскольку ни в театр, ни в гости, ни на балы он не ходил, а таскать на работу столь ослепительные вещи стыдно, да и непрактично: прожжешь химикатами, и тогда он вспомнил о юноше-племяннике, и на скромного Павлика пролился золотой дождь.

(13)Ко времени его ухода в армию вещи малость пообносились, утратили лоск, но все же мы с Оськой были потрясены до глубины души, когда Павлик царственным жестом передал нам свои сокровища. (14)От костюма пришлось отказаться - по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. (15)Оська взял галстук с искрой, я - рубашку, каждому досталось по свитеру.

(16)Теперь Оське ужасно хотелось повторить мужественный обряд прощания, когда без соплей и пустых слов товарищу отдается всё, чем владеешь на этом свете. (17)Но сделать это Оське оказалось куда сложнее, нежели Павлику: фотоаппарат он подарил герою фотосерии «Московский дождь», библиотеку вывезла мать, а картины - отец. (18)Оставались предметы домашнего обихода, и Оська совал мне рефлектор, электрический утюг, кофемолку, рожок для надевания туфель, пилу-ножовку и две банки горчицы; от испорченной швейной машинки я отказался - не донести было всю эту тяжесть; еще Оська навязал мне лыжные ботинки и траченную молью шапку-финку, суконную, с барашковым мехом.

(19)Может показаться странной и недостойной эта барахольная возня перед разлукой, скорее всего навечной, ничтожное копанье в шмотье посреди такой войны. (20)Неужели не было о чём поговорить, неужели не было друг для друга серьёзных и высоких слов? (21)Все было, да не выговаривалось вслух. (22)Нас растили на жестком ветру и приучили не размазывать по столу масляную кашу слов. (23)А говорить можно и простыми, грубыми предметами, которые «пригодятся». (24)«Держи!..» - а за этим: меня не будет, а ты носи мою шапку и ботинки и обогревайся рефлектором, когда холодно… (25)«Бери кофемолку, не ломайся!» - это значит: а хорошая у нас была дружба!.. (26)«Давай, чёрт с тобой!» - а внутри: друг мой милый, друг золотой, неужели это правда, и ничего больше не будет?.. (27)«На дуршлаг!» - но ведь было, было, и этого у нас не отнимешь. (28)Это навсегда с нами. (29)Значит, есть в мире и останется в нём…

(По Ю. Нагибину)

Из предложений 14-15 выпишите синонимы.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Перечитываем указанные предложения: (14)От костюма пришлось отказаться - по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. (15)Оська взял галстук с искрой, я - рубашку, каждому досталось по свитеру. Синонимы сразу бросаются в глаза: забрал – взял.

Записываем правильный ответ: забрал, взял (забралвзял).

Третий вариант задания

(1)Самый страшный и самый распространенный стереотип в нашей стра­не - это стереотип безответственности. (2)Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. (3)Они опускаются от пос­тоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. (4)Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем все «до лампочки». (5)Вот от чего опускаются руки! (6)Стереотип бесхозяйственности на то и стереотип, что за ним всегда - многолетний опыт, привычка. (7)Он, как глубокая колея, накатанная, удобная, проверенная.

(8)С годами он стал у нас чуть ли не составной частью любой профессии. (9)Здесь доходит до абсурда. (10)К примеру, каждый человек в отдельности твёрдо знает, что зима в этом году будет обязательно. (11)И соответственно к ней готовится: достает тёплое пальто, покупает тёплые ботинки, варежки, бельё… (12)Но как только отдельные, персонально готовые к зиме люди собираются под крышей какого-либо учреждения, которое ведает теплоснабжением в городе, так зима, самая обычная зима, приходит к нам неожиданно. (13)Каждый год они регулярно оправдываются в статьях, что «зима, к сожалению, застала нас врасплох». (14)Читать это, честное слово, смешно! (15)Но дальше смешное кончается. (16)Дальше начинаются аварии.

(17)Лопаются трубы в домах. (18)Мерзнут люди. (19)И новые газетные статьи рассказывают уже о тех «героических усилиях», которые пришлось предпринять, чтобы как-то выправить положение. (20)А ведь порой жёсткие, страшные репортажи о результатах безответственности рвут душу, оглушают, не дают уснуть… (21)И порой от боли заходится сердце…

(22)Но до каких пор будем мы окунаться в ситуации, когда из-за двух или трёх разгильдяев сотни, а то и тысячи людей вынуждены демонстрировать массовый героизм? (23)До каких пор?!

(24)Вопрос этот только кажется риторическим. (25)На него можно и нужно ответить.

(26)Убеждён, что в подобные ситуации мы будем окунаться до тех самых пор, пока не расстанемся с проклятым стереотипом безответственности и наплевательского отношения к труду! (27)Как к собственному, так и к чужому.

(28)И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сойдёт!…»), что-то слепляя на авось («перемелется!…»), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя («да ладно, обойдется…»), закрывая глаза на собственную небреж­ность («плевать»…»), мы же сами, своими руками, собственным так назы­ваемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы!

(29)Пишем в газетах: «такой-то освобожден от должности…» Хотя порою хочется прочитать: «должность освобождена от такого-то…»… Освобождена, как земля. (30)И теперь, может быть, вздохнет свободно… (31)Но ведь «освобождён» не всегда означает «наказан». (32)А следова­ло бы…

(33)Людей, конечно, надо жалеть. Но ведь и спрашивать с них надо! (34)И очень серьёзно, а не для вида. (35)Только тогда можно избавиться от стереотипа бесхозяйственности, который гирей висит на наших ногах.

(По Р. Рождественскому)

Из предложения 2 выпишите контекстные антонимы.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Смотрим на второе предложение: (2)Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Можно подумать, что антонимами здесь являются слова «одно» и «другое», однако это не так – да, они противоположны по смыслу, но не только в рамках этого текста. Давайте обратим внимание на слова «читает» и «видит», которые и являются контекстными антонимами — имеется в виду, что написанное противопоставлено действительности.

Записываем правильный ответ: читает, видит (читаетвидит).

Задание 23 посвящено средствам связи предложений в тексте. Чтобы выполнить это задание, нужно осознать, что текст — это не набор случайных предложений. Его целостность не только смысловая. Она выражена языковыми средствами разных уровней.

Для этой цели служат союзы, повторы синтаксических конструкций (синтаксическое средство), повторы , вводные слова (лексическое средство), местоимения, повторы морфологических форм (морфологическое средство) и др.

Если бы задание требовало найти в тексте весь перечень разнообразных средств, оно могло бы считаться сложным. Но, к счастью, в задании 23 средства связи названы в формулировке задания, и задача сводится лишь к поиску предложения, в котором есть союзы, местоимения, лексические повторы, контекстные синонимы, вводные слова и т.п.

Для самопроверки советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения или стихотворение, классификацию местоимений по разрядам (с примерами). Дело в том, что есть КИМы, включающие различные местоимения с указанием на то, какие именно требуется найти. Примеры формулировок заданий:

  • Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
  • Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.
  • Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.
  • Среди предложений 5-10 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи определительного местоимнения.

Разряды местоимений по значению

  1. Личные: я , ты , он , она , оно , мы , вы , они .
  2. Возвратное: себя .
  3. Притяжательные: мой , твой , его , её , наш , ваш , их и свой .
  4. Указательные: этот , тот , такой , таков , столько , а также устар.:эдакий (этакий) , сей , оный .
  5. Определительные: весь , всякий , каждый , любой , другой , иной , самый , сам , а также устар.: всяческий , всяк .
  6. Вопросительные: .
  7. Относительные: кто , что , какой , каков , который , чей , сколько .
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не , кое- и суффиксов -то , -либо , -нибудь : некто , нечто , несколько , кое-кто , кое-что , кто-либо , что-нибудь , какой-то , сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто , некого , ничто , нечего , никакой , ничей .

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, то есть омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

Вопросительные
- относительные

Вконтакте

Одноклассники

Справочник для подготовки к ЕГЭ

  • Задание 22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению




Задание 23 ЕГЭ 2018 по русскому языку, теория и практика.

Для выполнения задания 23 нужно знать следующие определения:

Прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)

Синонимы (контекстный синоним)

Антонимы (контекстный антоним)

Омонимы

Фразеологизмы

Заимствованные слова

Лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)

Ограниченная в употреблении лексика(профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)

Стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика

Изменения в ЕГЭ 2017-2018

В этом году необходимо найти одно из слов (терминов) в определенном значении. Изменения, принятые в 2017 году, остаются и в 2018.

Вот так выглядит задание 23 в демонстрационном варианте на официальном сайте ФИПИ: Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «Проникнутый приподнятостью, страстным желанием придать значимость чему-либо, значимостью не обладающему».

Если, к примеру, в задании будет указано: "Из предложений 1-10 выпишите фразеологизм со значением: "...."- возможно, среди этих предложений будет несколько фразеологизмов, среди которых нужно выбрать именно тот, значение которого указано в задании.

Лексическое значение слова

Это исторически закрепленное "содержание" слова. Слова могут иметь:

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова.

Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении).

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку).

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха– перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

Синонимы

Это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать - размышлять)

Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить . Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали , что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы

Это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению.

(Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло)

Контекстные антонимы - слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой , а я остолбенелая (М. Цветаева))

Омонимы

Это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи.

Омонимы бывают полными и частичными .

Полные омонимы - это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды).

Частичные омонимы - это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.

Фразеологизмы

Это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм - это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.

Заимствованные слова

Это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Ни один язык, не считая языков изолированных народов, которые не контактируют с другими народами.

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).

Лексика пассивного запаса

(устаревшая или еще недостаточно известная)

Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т.д.)

Архаизмы - устаревшие слова, заменённые современными синонимами. (Ланиты - щёки, длань-ладонь)

Неологизмы - э то новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий. (В свое время это были такие слова, как комсомол, пионер.)

Ограниченная в употреблении лексика

Диалектизмы - это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: жОна вместо жена, векша - белка (северный диалект).

Профессионализмы - слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. Например: чайник - у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.

Жаргонная лексика - слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь)

Сленг - чаще понимается как "молодежный".

Арго - диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык)

Просторечная лексика - слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, "свистнуть" - в значении "украсть", "харя, морда" - в значении "лицо" и т.д.

Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

Нейтральная лексика - используется в любой ситуации (хороший, общество, рисовать).

Книжная лексика - используется преимущественно в письменной форме (достохвальный, ассоциация, живописать).

Разговорная лексика - используется в непринужденной беседе (гробить, запаска, деляга).

Предложения

1. Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия. Напишите номер этого предложения.

(1)Лес поредел, отчего кругом посветлело. (2)Слева виднелся невысокий каменистый холм, поросший мелколесьем, справа - овраг, заваленный валунами. (3)Тропинка круто сворачивала туда и терялась среди кустов и камней. (Автократов Н.)


2. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Ярко освещённая пристань и пароход, стоящий около неё, были ясно видны. (2)Их огни отражались в воде. (3)А дальше в обе стороны реки в тумане мерцали зелёные и красные огни сигнальных фонарей, указывающих фарватер. (4)Но любоваться было некогда. (5)Цепляясь за кусты и помогая друг другу, мы стали спускаться прямо по крутизне. (Автократов Н.)


3. Среди предложений 1-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстного антонима. Напишите номер этого предложения.

(1)Я обожал смекалистых, озорных мальчишек. (2) Тихонь недолюбливал. (3)Но один такой тихоня заставил меня изменить своё мнение о них. (4)Был он родом из Ольховки. (5)Звали его Ленька. (6)А ещё дразнили по деревне Кнутом, потому что он был длинный и тонкий, как цыганский кнут. (7)Ольховку знали все заядлые грибники. (8)По осени тут грибок хоть косой коси. (9)Я приезжал в Ольховку каждое лето. (10)Останавливался в крайней избе у бабки Балабосихи. (11)По соседству с бабкой жил знакомый мне Ленька Кнут. (Шмань Г.)


4. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Запах моря смешался с запахом лесных трав. (2)Звёзды горят среди чёрных веток, будто далёкие фонарики. (3)И фонарики в руках у ребят мигают, как пойманные звезды. (4)И все молчат. (5)Лишь трава шелестит да широкие листья кустарника хлопают по ногам, как маленькие ладошки. (6)Да речка журчит. (Крапивин В.)


5. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

(1)В деревянном старом доме стояла тишина. (2)Но не сильная, не до звона в ушах. (3)За дощатой стенкой бубнила еле слышно Севкина соседка – четвероклассница Римка Романевская. (4)Она учила правила по русскому языку. (5)Эти правила она целыми днями долбила. (Крапивин В.)


6. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Почти двести километров от стойбища Бахари шёл старый охотник Родя со своим сыном Степаном к промысловой избушке. (2)Шёл и радовался. (3)Богатая должна быть нынче охота. (4)А как же. (5)На кедраче уродилось много орехов. (6)От рябиновых ягод красно в глазах. (7)Ого! (8)Все звери, все птицы пожалуют в промысловые угодья Роди. (Савин В.)


7. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Беляк увидел человека на скале, припал меж камней, а потом, сообразив, что это не спасение, огромными прыжками, с камня на камень, пошёл наутёк. (2)Собака, обнаружив зайца, с визгом, а затем с лаем кинулась за ним. (3)Под вечер на выходе из леса Торопыгин встретился с охотником Коростелевым. (4)Тот был кругом обвешан зайцами и походил издали на снежного деда-мороза. (5)Собака Пират, взятая на поводок, важно шагала рядом со своим хозяином. (Савин В.)


8. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Засветив карманные фонарики, мы стали шарить по кустам, стараясь отыскать тропинку. (2)Но прошло более получаса, прежде чем мы на неё набрели. (3)Тропинка тянулась вдоль дороги, шагах в ста от нее, постепенно отдаляясь вправо. (4) Она сильно заросла травой и покрылась слоем прошлогодней листвы. (5)Здесь, видимо, редко ступала нога человека. (6)Деревья обступали её со всех сторон. (7)Их кроны повисали, как кровля, защищая тропинку от дождя, и Рожков напрасно искал на ней следы. (Автократов Н.)