Тексты для диктантов и списывания на сложные буквы й, э, я. Звук буквы Е, е


Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с буквой “Е” и звуком [э, йэ] её обозначающим, установить случаи, когда буква “Е” имеет два звука.

образовательная: формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова;

развивающая: развить фонематический слух, речь, мышление, память. Обогащать словарный запас;

воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Урок начнем с чистоговорки
Цы-цы-цы мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!

II. Динамическая разминка

  1. Упражнение “Зубная щетка”
  2. “Разбудим язычок”
  3. Ароматный цветок
  4. Свеча
  5. Воздушный шарик

III. Повторение

На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)

Как распознать гласные и согласные звуки? (Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки “петь”; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (Гласные – красным)

Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? (Синим или зеленым)

От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (От того, какая гласная стоит после согласного)

Значит какие бывают согласные? (Твердые или мягкие, звонкие или глухие)

В каком ряду на ленте букв стоят звонкие согласные?

Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?

Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной очень особой, хитрой буквой.

IV. Постановка темы и цели урока

Послушайте песню, какой герой мультфильма ее исполняет? (Крошка енот) (Cлайд 2, 3). Приложение

О еноте еще говорят так
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт. -
И ты будь таким,
Как чистюля... (Енот)

Как называют вечнозеленое дерево? (Ель)

В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая… (Ель) (Слайд 4)

А когда она не одна, а много, как будем говорить? (Ели) (Слайд 5)

Ребята, сколько слогов в слове ели?

Какой первый? Второй?

Произнесите еще раз первый слог. Что слышим? (Йэ) (Слайд 6)

На доске схема слова. (Правило сколько в слове гласных столько и слогов)

Посмотрите внимательно на первый слог в схеме обозначается двумя звукам, а вот на письме принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Е. (Слайд 7)

Если рядом слышим звуки йэ, значит пишем букву Е. Это и есть тема нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой.

V. Работа над новым материалом

1. Беседа о звуке

Произнесем этот звук. Как мы его произносим?

Какой он? (Гласный)

Слого-звуковой анализ слов:

Еда, енот, моет, воет, роет. (Слайд 8)

Понаблюдайте и скажите, в каких случаях мы слышим два звука йэ рядом? (В начале слова и после гласного звука)

Посмотрим, что обозначает буква е после согласного. (Слайд 9)

(Мягкость предыдущего согласного)

Какой вывод мы можем сделать об этом звуке? (Гласный, в начале слова и перед гласной обозначает два звука, обозначает мягкость предыдущего согласного и звук э) (Слайд 10)

2. Знакомство с новой буквой

А) На что похожа буква (Слайд 11)

На дворе - такая жалость! -
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)

Ева гребнем причесалась -
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)

Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)

Б) Сравнение печатной буквы с прописной. (Слайд 12)

Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква. (У печатной углы острые, а прописной закругленные)

3. Физминутка

Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Дружно глазки закрываем
До пяти все мы считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

4. Работа по учебнику, с.76-77

1. Отгадайте загадку:

Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)

Что изображено на картинке? (Эпизод из сказки “По щучьему веленью”)

Какое время года изображено?

Чему удивились и люди, и птицы, и звери?

Почему мы можем сказать, что они удивились? (По мимике)

Какие еще чудеса происходили с Емелей?

В какое время года произошло это событие?

Какие еще времена года вы еще знаете? (Часы о времени года)

Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?

Се, ре, ле, ве, не, ке, те.

Доведение слога до слова. (Слайд 13)

3. Чтение столбиков слов

Каких зверей мы видим на картинке?

На какие две группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие)

Еще что видим? (Птицы)

Скажите на какой вопрос отвечают слова – белка, лиса, снегирь, сорока? (кто?) Почему? (Одушевленные)

Что еще можно о них сказать. (Нарицательные)

Когда будут собственными. (Если дать им кличку)

Какие еще слова отвечают на этот вопрос? (Емеля, бабушка, дедушка)?

Что можем сказать об имени Емеля? (Собственное)

4. Чтение текста с.77

Каким еще порядок слов может быть в предложении? (Лиса около ели)

Отгадайте ребусы. (Слайд 14-17)

Работа с пословицами.

5. Беседа по иллюстрации с.78

Что изображено на рисунке?

Можно ли сказать о реке, что она полноводна?

Какие деревья растут на правом берегу реки? (Сосны, ивы) А на левом? (Березы, ели, ивы)

На какие виды можно разделить деревья? (Лиственные и хвойные)

(Рисунки деревьев)

6. Знакомство со словами – антонимами с.78

Что можно сказать об этих словах? (Противоположные по значению – антонимы)

Сколько звуков на конце слова обозначает буква “е” в этих словах? (Слайд 18 )

Чтение текста. Лес

Какие предложения встретились в тексте? (Повествовательные и восклицательные)

7. Чтение с.79

Какой берег крутой? А какой пологий?

Что делает мальчик у реки? Каким образом он попал из деревни на противоположный берег?

Чтение текста. Река (учителем)

Где росли ели?

Какая была река?

Какие ветви у ивы?

Куда они склонили свои ветви?

Что есть в реке?

Кто находится в иле и тине? Кто они такие? (Рыбы)

V. Подведение итога урока

Вы очень много сегодня отвечали на вопросы. Как одним словом можно назвать то, что мы произносим, говорим? (Речь)

Какие виды речи вы знаете?

Какую речь на уроке мы с вами использовали?

С какой новой буквой вы сегодня познакомились?

Сколько звуков она обозначает?

Когда она обозначает два звука?

Домашнее задание: с.77-79.

Подчеркнуть букву е .

Урок законен. (Слайд 19)

Гласные звуки [Й`Э], [Э]. Буквы Е, е.

1. Включение в уч. деятельность.

Посмотрите на ленту букв. Сколько согласных букв вы уже знаете? (7)

Согласных звуков вы знаете больше или меньше, чем гласных букв? (Больше)

- Почему? (Согласные буквы обозначают по 2 звука)

Сколько гласных букв вы уже знаете? (5)

Назовите буквы, обозначающие твёрдость впередистоящего согласного звука. (А,О,У,Ы)

Назовите буквы, обозначающие мягкость впередистоящего согласного звука. (И)

Какой гласный звук никогда не стоит вначале слова? (Ы)

Молодцы, ребята!

2. Постановка целей и определение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и узнаем, какой буквой они обозначаются.

3. Работа по теме урока.

Послушайте и отгадайте загадку.

Их всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоят колючки как ежи,

Зимою в платье летнем. (Ели)

Произнесите это слово по слогам. (Е – ли)

Произнесите первый слог. Сколько звуков слышите в первом слоге? (2,1)

ПРОБЛЕМА:

У кого-то 2 звука, у кого-то 1 звук. Почему задание одно, а ответы разные?

Давайте разберемся, сколько в этом слоге звуков и сколько букв.

Произнесем первый слог протяжно. (Й - Э)

Какие звуки слышим? ([Й`Э])

Произнесём их по отдельности, чтобы понять к какой группе звуков они относятся.

[Й`] – согласный, мягкий

[Э] - гласный

Итак, в первом слоге мы слышим 2 звука. Какую схему возьмём для их обозначения? (Слияние с зелёным цветом)

Составляем схему на доске.

Как вы думаете, какой буквой будут обозначаться новые звуки [Й`Э] ? (…)

Звуки [Й`Э] на письме обозначаются буквой Е е.

Физминутка.

4. Продолжение работы по теме урока.

Посмотрите внимательно на букву Е. Скажите, на что она похожа? (…)

Е на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась.

В. Степанов

Сломанная лесенка, расчёска, …

Давайте потренируемся печатать букву Е. Для этого, возьмите листочки и по клеточкам напечатайте заглавную букву Е.

Карандаш какого цвета вы возьмете? (Красного)

Почему? (Буква обозначает гласный звук)

Учащиеся оценивают выполнение задания.

Мы научились печатать букву, а теперь научимся её читать.

ЕЛ

ЕЛА

ЕЛИ

Где находится буква Е в словах? (В начале)

Сколько звуков она обозначает? (Два звука)

Буква Е очень хитрая. Давайте прочитаем следующий столбик слов и поймём почему.

ЕЛ СЕЛ

ЕЛА СЕЛА

ЕЛИ СЕЛИ

Проведём звуко-буквенный анализ слова СЕЛ.

Сколько слогов в слове СЕЛ? (1 слог)

Сколько букв? (3)

Сколько звуков мы слышим? Попробуем определить.

Назовите звуки в слиянии. Произносим, растягивая звуки. ([ C `Э])

- Какие звуки слышите? ([ C `][Э])

Где находится буква “Е” во втором столбике? После каких букв она написана? (После согласных)

Как звучат согласные звуки перед буквой Е? (Мягко)

Какой звук она дает? (Смягчает предшествующий согласный и дает звук [э]).

Итак, подведём небольшой итог:

Сколько звуков обозначает буква Е в начале слова? (2 звука [Й`Э] )

А после мягкого согласного? (1 звук [Э])

А теперь прочитайте буквосочетания в третьем столбике.

ЕЛ СЕЛ ИЕ

ЕЛА СЕЛА АЕ

ЕЛИ СЕЛИ ОЕ

ЫЕ

Где находится буква “Е” в третьем столбике? (После гласной)

Какие звуки она обозначает? (2 звука [Й`Э])

Сделаем вывод:

Какие звуки дает буква “Е” если она стоит вначале слова или после гласной -……

Какой звук дает буква “Е”, если она стоит после согласного – ……

Физминутка.

Откройте «Азбуку» на странице 72. К какой сказке нарисована иллюстрация? («По щучьему велению»)

Кто изображён в центре? Как зовут главного героя сказки? (Емеля)

- Чему удивляются люди? (…)

Какое время года изображено?

По каким признакам вы это определили?

Какая птица нарисована?

Какой зверь изображен?

Как вы думаете, о чём мечтали люди, когда придумывали сказку о Емеле, который ездил на санях без лошади? (О транспорте на колёсах, чтобы машины ездили сами и перевозили людей)

Люди свои мечты воплощали в сказках. О чём они ещё мечтали? (О телевизоре, когда придумали сказку, где встречается серебряное блюдечко и наливное яблочко. О самолётах, когда придумывали сказку о ковре-самолёте. И т.д.)

Вспомните сказку. Какие чудеса происходили с Емелей? (Поймал говорящую щуку; сани ехали без лошади; дрова топор сам рубил; дрова сами вязались, да в сани складывались; на печи к царю и царевне приехал; Царевна влюбилась в Емелю; построил замок…)

Подумайте, попросил ли Емеля сделать что-то великое, полезное людям? (Нет)

Можно ли его назвать трудолюбивым, ил он лентяй, которому хочется лежать на печи и жевать калачи? (…)

Правильно ли на Ваш взгляд поступает Емеля? (…)

А что на этот счёт говорит народная мудрость? Прочитаем пословицы под иллюстрацией.

Хорошо читающие дети.

Подчеркните все буквы Е в пословицах. Сколько букв Е вы нашли? (9)

Вывод: Человек должен трудиться. Народная мудрость восхваляет тех, кто трудится, порицает тех, кто бездельничает и получает блага не своим трудом.

Прочитайте слова и предложения на с. 73

Повторите, когда буква Е обозначает 2 звука, а когда один.

Читаем правило внизу страницы.

5. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Какую роль выполняет буква “Е” в слове после согласного?

Когда буква “Е” обозначает два звука?

Какие задания были самыми интересными на ваш взгляд?

Какие задания вызвали у вас затруднения?

Молодцы ребята. Спасибо за урок.

Урок окончен.

Задачи:
Конспект открытого урока по обучению грамоте (чтению).
Класс: 1 Б
Учитель: Бутрова М.В.
Цель:





Познакомить с новыми буквами и их особенностями.
Развивать фонематический слух.
Учить читать их в слогах и словах.
Формировать навык орфоэпического выразительного чтения предложений с изученными буквами.
Развивать устную речь, обогащать словарный запас.
Воспитывать толерантность по отношению друг к другу.
Прививать любовь к родному языку, его многообразию.

Ученик должен знать:
Печатное начертание букв
Ученик может знать:

Ученик должен уметь:






Корректировать свою работу
Ученик может уметь:


Оборудование и материалы:
Point.
Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран).

6. Карточки (10 штук).
и тот, кто сидит в пруду.
8. Детская энциклопедия.
9. Маршрутный лист.

Структура занятия

Этап урока
Слайд

1. Организационный момент
Слайд 1 (колокольчик)

4.

6. Итог урока

7.Рефлексия деятельности

Использованные интернет-источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ход урока
Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Всех прошу я не зевать,
Слушать, думать, отвечать! (слайд №1 колокольчик)
-Ребята, посмотрите за окно. Какой сегодня день прекрасный, предновогодний! Улыбнитесь друг другу. А сейчас подарите мне ваши очаровательные улыбки.
- Сейчас у нас урок чтения и у вас на партах: учебники, тетради, карандаши, карточки. Тихо сядут девочки, ещё тише мальчики.

Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Совершая новогоднее путешествие по маршрутному листу, мы откроем ещё одну тайну русского языка о двух буквах.
- Посмотрите на маршрутный лист и скажите, что нас ожидает в пути? На каких станциях мы будем останавливаться?

(На доске: П Н У Т Р на новогодней ёлочке) УУД1
Актуализация опорных знаний.
- Итак, в путь. Мы на первой станции.
- Давайте поиграем в игру «Дополни предложение» (фронтально)
1) Звуки бывают...
2) Звуки мы(слышим, произносим), а буквы мы... (пишем, видим)
3) После твердых согласных пишутся гласные...
5) После мягких согласных пишутся гласные...
6) Согласный звук всегда мягкий это
– Как отличить согласный звук от гласного? Кто помнит стихотворения?
Гласные тянутся в песенке звонкой,Могут заплакать и закричать,Могут в кроватке баюкать ребенка,Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.
-Какие прекрасные стихи!
-А вот и они, гласные и согласные буквы. Используя рассыпанные буквы, заполним пропуски в словах на ваших карточках, составим и прочитаем получившиеся чистоговорки. (слайд №2, дети вписывают буквы, читают чистоговорки) УУД8
- Работаем в парах, готовая пара сигнализирует. (слайд №3 чистоговорки)
- Молодцы! Двигаемся дальше.
(звучит музыка, слайд №4 ели, енот, Емеля, ежи)
- Ребята, что за чудо, мгновение и мы с вами в сказочном лесу. Что же мы видим? Что это за деревья? Кто спрятался за елями? Кто они?
- Верно, это герои детских сказокдетских книг. Эти книги сегодня у нас в гостях (выставка книг). Читайте, любите книгу, книга источник знаний.
Работа над новым материалом. Совместное «открытие» знаний.
-Смотрим на маршрутный лист. Мы на второй станции. И у меня в руках две веточки. От каких они деревьев? Что вы знаете о еле? Как отличить ель от сосны?

Выделение звуков и обозначение их буквами
(слайд №5, картинки ели, ёжик и схемы этих слов, выплывающие буквы)
выплывают картинки, схемы и буквы: сначала ели, потом схема, потом буква в схему
-Давайте вместе произнесём слово: ели, протяжно, по слогам: е - ли,
- Сколько слогов в слове(2) произнесём ещё раз первый слог, сколько звуков в первом слоге (2), какие это звуки? Звук [й’] какой он?(мягкий согласный), а звук [э] (гласный)

Верно, слово начинается с мягкого согласного звука [й’], а дальше мы слышим ещё один звук [э]. Два звука слившихся вместе [й’] [э] принято обозначать не двумя буквами, а одной Е, е.

выплывают картинки и буквы: сначала ели, потом схема, потом буква в схему
-Давайте вместе произнесём слово: ёжик, протяжно, по слогам: ё-жик,
- Сколько слогов в слове(2) произнесём ещё раз первый слог, сколько звуков в первом слоге (2), какие это звуки? Звук [й’] какой он?(мягкий согласный), а звук [о] (гласный)
-Верно, слово начинается с мягкого согласного звука [й’], а дальше мы слышим ещё один звук [о] .Два звука слившихся вместе [й’] [о] принято обозначать не двумя буквами, а одной Ё, ё.

Посмотрим на звуковую схему слова

Ребята, у нас в гостях мудрая сова(слайд №6 звуковой)

Хочу вам сказать, что буква ё самая молодая буква в русском языке и у неё есть день рождения. Писатель и историк Н.М. Карамзин впервые её использовал в своих трудах в 1797 году. (слайд №7 Карамзин) В городе Ульяновске есть памятник букве Ё (слайд №8 памятник букве Ё)
-А на что похожи буквы?

На дворе – такая жалость!-
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась!

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Ева гребнем причесалась – В нем три зубчика осталось.

(слайды №9 лесенка, грабли, гребень)
-Ребята, буквы е и ё очень похожи друг на друга и стоят в алфавите рядом, но обратите внимание на непохожесть написания большой и маленькой букв как е, так и ё.

Игровая физминутка
- А сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы е.
-Приготовились! Начали:
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, ёжился
- Дети, объясните, почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей? (Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)
-Ребята, объясните, когда так говорят, ёжился? Неужели это превращение в ежей? (Холодно, страшно, прячемся).
- А попробуйте изобразить съёжившегося человека. (Дети показывают).
- Никого такая фигура вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).
- Вот почему люди так говорят.

Ёжик ёлку наряжал«Как же так?» соображал, «На спине моей иголки Как у новогодней ёлки!
Мы, наверно с ней родня...Ёлка, узнаёшь меня?»
Вывод
- Буквы е и ё можно назвать хитрыми? Почему? (Слышатся два звука, а пишется не две буквы, а одна; или буквы е и ё могут обозначать сразу два звука)
- Но это не все хитрости этих букв. Об остальных мы узнаем на следующем уроке.

Закрепление и применение знаний
Смотрим на маршрутный лист. Мы на третьей станции.

Чтение слов УУД2
-А сейчас читаем слова с этими хитрыми буквами. Те у кого Спутники Букваря работают на стр.76, остальные работают со мной.
-С какого звука начинаются эти слова? А с каких букв?
(слайд№10 таблица для начинающих читать) и (Спутник Букваря для читающих детей, стр. 76).
- О чём прочитали в Спутнике Букваря?
Работа с текстом по учебнику. Развитие речи.
- Открываем букварь на странице 76. С текстом в учебнике нас познакомит Даша.
- Что интересного узнали из текста?
- Почему этих разных животных назвали одинаково? (очень похожи, есть иголки)
- Озаглавь текст. (Ежи)
- Вчера, я вас просила узнать всё о рыбе-ёж. Чем же опасна ёж-рыба? (слайд №11 ёж-рыба)
- Откуда ты это узнал?
-А я вам принесла вот такую энциклопедию. В ней написано много интересного о животных. УУД10

- Всегда интересно узнать что-то новое.
- Назовём предметы и поставим к ним вопросы «кто?» или «что?». Что такое Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? Почему предметы имеют одинаковые названия (По внешнему сходству) посмотрим на (слайд№12 ёрш, ёжики)
Музыкальная физминутка
Работа в тетради УУД3
-Смотрим на маршрутный лист. Наступило время самостоятельной работы в тетради выполнение творческого задания с. 36
-Выполняем задание 1, 2. Обменяемся тетрадями. Проверим. Дополнительное задание (по времени) 3: составим предложения со словами.

Итог урока.

Какую же тайну русского языка мы открыли, с какими буквами познакомились?
- Что нового вы узнали?

Рефлексия деятельности.
- Итак, мы на последней станции.
- Какое впечатление от сегодняшнего урока вы получили?
- Мне было крайне приятно путешествовать с вами. Я рада тому, что на уроке вам сегодня было не скучно, вы учились не только читать, но учились красиво говорить, отвечать на вопросы, пополнили свой словарный запас, а самое главное вы сами добывали свои знания. А значит, работали, значит трудились. Что бы посмотреть, что скажет нам Емеля на прощание, соберём рассыпавшуюся пословицу.
(слайд № 13 пословица «Без труда, не вынешь и рыбку из пруда»)
Сегодня 23 декабря. Скоро Новый год. Это время чудес. Сейчас я совершу небольшое чудо. Крибле, крабле, бумс Посмотрите-ка, что у вас под партой? Это вам за вашу хорошую работу.
- Всем спасибо. Урок окончен.

МОУ Красногуляевская СОШ МО «Сенгилеевский район»
Ульяновской области

Представление

Учитель Бутрова Марина Владимировна
Педагогический стаж 20 лет
Категория высшая
Класс 1 «Б»
Образовательная область филология
Предмет обучение грамоте
Тема урока «Звуки [й’], [э], [й’], [о]. Буквы Е, е, Ё, ё»
Цель:
Создать условия для положительной мотивации к учебной деятельности и формирования у первоклассников универсальных учебных действий:
умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; УУД1
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы; УУД2
умения использовать знаково-символические средства для создания схем; УУД3
умения работать в малой группе, оказывать необходимую взаимопомощь; УУД8
умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; УУД10.

Задачи:
1.Познакомить с новыми буквами и их особенностями.
2.Развивать фонематический слух.
3.Учить читать их в слогах и словах.
4.Формировать навык орфоэпического выразительного чтения предложений с изученными буквами.
5.Развивать устную речь, обогащать словарный запас.
6.Воспитывать толерантность по отношению друг к другу.
7.Прививать любовь к родному языку, его многообразию.
Требования к уровню подготовки учащихся на данном уроке
Ученик должен знать:
Гласные и согласные звуки русского языка; их отличительные признаки
Печатное начертание букв
Ученик может знать:
Способы обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных букв
Ученик должен уметь:
Анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность
Делить слова без стечения согласных на слоги
Определять место ударения в слове и ударный слог
Выявлять слова, значение которых требует уточнения
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Сознательно плавно, читать по слогам и целыми словами
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста
Корректировать свою работу
Ученик может уметь:
Самостоятельно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы
Пользоваться дополнительной литературой и Интернетом в поисках нужной информации
Основные результаты:
Предметные результаты
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами и по слогам;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять количество букв и звуков в слове.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме;
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные результаты
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– понимать эмоции других людей
– высказывать своё отношение к происходящему.
Тип урока: урок изучения нового материала.
(урок первичного предъявления новых знаний)
Формы обучения: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Методы обучения: проблемно-поисковый, метод стимулирования интереса к учению.
Методы контроля: устный ответ, практическая работа.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, учительский контроль.
Оборудование и материалы:
1. Презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power
Point.
2.Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран).
3. Учебник «Букварь» автор Т.М. Андрианова.
4. Спутник Букваря для читающих детей. Т.М. Андрианова.
5. Рабочая тетрадь к «Букварю». Т.М. Андрианова.
6. Карточки (10 штук).
7. Выставка книг: По щучьему веленью, Колючая семейка, Крошка Енот
и тот, кто сидит в пруду.
8. Детская энциклопедия.
9. Маршрутный лист.

Структура занятия

Этап урока
Слайд

1. Организационный момент
Слайд 1 (колокольчик)

2. Актуализация опорных знаний
Слайд 2 (буквы), (слайд №3 чистоговорки)

3. Введение в тему урока и постановка проблемы
Слайд 4 (ели, енот, Емеля, ежи)


Слайд 5-9 (картинки ели, ёжик и схемы этих слов, выплывающие буквы), (Карамзин), (памятник букве ё), (лесенка, грабли, гребень)

5. Закрепление и применение знаний.
Слайд 10-12 (таблица для начинающих читать), (ёж-рыба), (ёрш, ёжики)

6. Итог урока

7.Рефлексия деятельности
Слайд 13(пословица «Без труда, не вынешь и рыбку из пруда»), слайд 14

Проект урока
№ этапа урока
Этапы урока
Продолжительность этапа урока
Задачи этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Оценка результатов деятельности ученика
Примечания

Тема урока: «Звуки [й’], [э], [й’], [о]. Буквы Е, е, Ё, ё»

Задачи урока: 1. Познакомить с новыми буквами и их особенностями. 2. Развивать фонематический слух и устную речь. 3. Формировать навык орфоэпического выразительного чтения. 4. Воспитывать толерантность по отношению друг к другу.

Организационный момент
2 мин.
Настроить учащихся на урок, обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала.
Организация процесса обучения. Постановка задач урока.
Целенаправленное наблюдение, включение в процесс целеполагания.
М/П регулятивные: способность к самоорганизации.
Контроль настроения.
Положительный настрой на работу.
Слайд №1

Актуализация опорных знаний
3 мин.
Вспомнить изученные буквы.
Выявить пробелы в знаниях.
Подготовить учащихся к изучению нового материала.
Работает по слайду. Корректирует ответы детей.
Вспоминают ранее изученные буквы.
Выполняют задание в парах. Отвечают.
Предметные: использовать изученные буквы
М/П коммуникативные: организовывать и осуществлять сотрудничество
Знание изученных букв. Готовность к изучению новых букв и звуков.
Слайд №2-3

Введение в тему урока и постановка проблемы
2 мин.
Заинтересовать детей, поставить проблему, привлечь внимание к изучению нового материала
Задаёт вопросы. Работает по слайду.
Слушают. Смотрят. Отвечают на вопросы.
М/П регулятивные:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с слайдом.
Заинтересованность в познании нового.
Слайд №4

Работа над новым материалом. Совместное «открытие» знаний.
5 мин.
Познакомить с новыми буквами и звуками их обозначающими.
Обеспечить восприятие и осмысление изучаемого материала.

Работает по слайду.
Выделение звуков и обозначение их буквами.
Сравнивают слова с их звуковыми моделями. Выделяют звуки.
Формулируют вывод.
Предметные:
знать названия букв и звуков их обозначающих, демонстрировать понимание звуко-буквенных соотношений.
М/П познавательные: использование знаково-символических средств
Запоминание.
Воспроизведение.
Слайд №5-9

Физминутка
2 мин.
Снять напряжение
Показ упражнений
Смотрят.
Выполняют упражнения.

Повышение активности.

Закрепление и применение знаний.

Организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала и применению знаний

5.1
Чтение слогов, слов и текстов
2 мин.
Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Работает по слайду.
Контролирует процесс чтения.
Выполняют дифференцированное задание.
Читают по слайду и по Спутнику Букваря.
Предметные:
читать слоги, слова с изученными буквами.
М/П познавательные:
ориентироваться в дополнительной литературе
Понимание прочитанного текста. Продуктивная деятельность
Слайд №10

5.2
Работа с текстом по учебнику.

4 мин.
Формировать навык орфоэпического выразительного чтения.
Работает по учебнику.
Читают. Отвечают.
М/П познавательные:
делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в учебнике.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса.
Слайд №11

5.3
Работа с заданием повышенной трудности
3 мин.
Развивать интеллект, речь, мышление.
Работает по слайду. Задаёт вопросы.
Выявляют общий признак у изображённых предметов. Объясняют значения слов. Самостоятельно ставят вопросы к словам.
М/П познавательные:
широкий спектр логических действий и операций
Интеллектуальное развитие.
Слайд №12

Физминутка
2 мин.
Снять усталость и напряжение.
Показ упражнений.
Смотрят.
Выполняют упражнения.
Личностные; эмоциональная саморегуляция
Повышение активности.

5.4
Работа в тетради
3 мин.
Организовать деятельность учащихся по применению полученных знаний на практике.
Объясняет задание. Управляет деятельностью учащихся.
Выполняют задание. Дают ответы. Корректируют свою работу.
М/П познавательные:
действия моделирования
Правильные ответы.

Итог урока
2 мин.
Выделение главного из урока. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.
Спрашивает.
Вспоминают и обобщают изученное.
М/П познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения).
Осознание учащимися содержания урока, последовательности и оснований действий.

Рефлексия деятельности
2 мин.
Организовать оценку работы на уроке своему эмоциональному состоянию и оценку работы всего класса.
Спрашивает. Предлагает рассказать о впечатлениях.
Высказывают мнения о работе класса в целом и своей работе на уроке.
Личностные;
давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Умение оценивать свою работу на уроке, своё эмоциональное состояние.
Слайд №13,14

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ М.ВАХИТОВА

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ]

урок №45 по программе «Начальная школа XXI века», Грамота, 1 класс)

Мударисова Д.М.

МОУ «Гимназия имени

М.М.Вахитова города Буинска РТ»

Урок №45

Тема. Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ]).

Цели: познакомить учащихся с буквой е в начале слова (обозначение звуков [ й’] и [э ]; составление и решение задач по рисункам; ознакомление с понятием «дециметр»; разгадывание кроссворда; воспитание культуры умственного труда.
Оборудование: предметные картинки; кроссворд, передвижной абак, звуковые карточки- фишки (гласные, твердые и мягкие согласные); касса букв; линейка, длиной в 1 дм у каждого ученика; магнитофон, физкультминутка на слова песни “Маленький ёжик”, учебник Грамота”, автор проекта Н.Ф.Виноградова, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2002, Москва, с.71-73; рабочая тетрадь “Грамота” №2, с.27-29.

Ход урока:


  1. Повторение и придумывание слогов по слоговой таблице.
Учитель. Ребята, придумайте и назовите слоги по слоговой таблице, которая вывешена на доске.

а

я

о

ё

у

ю

э

Ученики (читают слоги по слоговой таблице): на, па, ла, ня, пя, ля, но, мо, и т.д.

Учитель. Молодцы. На прошлом уроке мы с вами познакомились с буквой е , которая стояла после согласной буквы. Назовите такие слова.

Ученики . Лев, пенал, тарелка, зебра, белка.

Учитель. Что делает буква е ?

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новыми словами.

а) звуковой анализ слов «ели»


Буква е- хитрая. Она обозначает два звука [й’] и [э], потому что стоит в начале слова.

Звук [э] – гласный, ударный.

Звук [л’] - согласный, звонкий, мягкий.

Звук [и] - гласный, безударный.

В слове ели 4 звука, 3 буквы.
(Выкладывание слов из фишек и букв учащимися на партах - ели .)

б ) Догадайтесь, какое это слово, если первая буква в нем не ё, а е.

Ученики. Ежата.

Учитель. Проведем звуковой и буквенный анализ слова ежата.


е

Буква е обозначает два звука [й’] и [э].

Звук [й’] - согласный, всегда звонкий и мягкий.

Звук [э] – гласный, ударный.

Буква ж, звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твердый.

Буква а, звук [а] – гласный, ударный.

Буква т, звук [т] – согласный, глухой, твердый.

Буква а, звук [а] – гласный, безударный.

В слове ежата 5 букв, 6 звуков. Печатаем слово ежета .

Вывод: буква е обозначает в начале слова 2 звука.

в) Сравнение:

Учитель. Чем похожи ели и ежата ?

Ученики. Оба слова начсинаются на букву е

Учитель. Сколько звуков обозначает буква е в начале слова?

Ученики. Буква е в начале слова обозначает два звука.

Учитель. Подберите слова, начинающиеся на букву е.

Ученики. Едем, ели, еловые ветки, Енисей- река, Елена, Еремей, Емеля и т.д.

3.Разгадывание кроссворда.

Учитель. Сейчас, ребята, мы с вами постараемся разгадать кроссворд. (Задание дано для сильных учеников, но привлекается к разгадыванию кроссворда весь класс).

4.Физкультминутка.

Физкультминутка проводится под музыку на слова песни «Маленький ёжик»

Он бежит, домой спешит, на спине грибок несет.

Он бежит, бежит, фу-фу!

Все равно я донесу!

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну лису!

Маленький ежик, четверо ножек.

Он бежит, домой спешит, на спине листок несет.

Он бежит, бежит, фу-фу!

Все равно я донесу!

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну лису!

Маленький ежик, четверо ножек.

Он бежит, домой спешит, на спине лису несет.

Он бежит, бежит, фу-фу!

Все равно я донесу!

Самый сильный я в лесу,

Победил саму лису!

5. Решение и составление задач.

Учитель. На спине у нашего ежика иголки. А для чего они ему нужны?

Ученики. Чтобы оберегать себя от злых зверей.

Учитель. А еще какие бывают иголки?

Ученики. Есть иголки медицинские, ими делают уколы. Есть иголки для шитья.

Учитель. Правильно, ребята. Портные с помощью иголок шьют для нас красивую одежду. А что еще нужно чтобы пришить детали одежды?

Ученики. Нитки.

Учитель. Да. Нитки тоже отличаются друг от друга по цвету.

Давайте рассмотрим, какие нитки изображены на рисунке. (Дети называют цвет, размеры катушек).

Сейчас мы составим задачу о катушках.

Ученики. Было 7 катушек с нитками. 2 катушки закончились. Сколько катушек с нитками осталось?

Учитель. Повторите условие задачи.

Ученики. Было 7 катушек. 2 катушки закончились.

Учитель. Повторите вопрос задачи.

Ученики. Сколько катушек с нитками осталось?

Учитель. Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

Ученики. Да, можем.

Учитель. Что означает: сколько катушек с нитками осталось?

Ученики. Это столько, сколько было - 7, но без двух.

Учитель. Правильно. Запишите решение задачи.

Ученики . Записывают решение (7-2==5 Ответ: 5 катушек.)

Учитель. А теперь ребята посмотрите на этих милых волчат и составьте задачи к этому рисунку.



?

Дети сами составляют задачи про волчат. Каждый записывает решение своей задачи.

Ученики. (-У одного волчонка было 5 ягод. Второй волчонок нашел еще 4 ягоды. Сколько ягод стало?

У первого волчонка было 5 ягод. Он отдал другу 4 ягоды. Сколько ягод останется у волчонка?

У одного волчонка было 5 ягод. У другого 4 ягоды. У кого ягод больше? Меньше? На Сколько?

6.Ознакомление с понятием «дециметр».

Учитель. Ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной мерой длины – это дециметр.

Посмотрите на линеечки, которые лежат у вас на партах. Сколько маленьких отрезков –сантиметров поместилось в этой линейке?

Ученики. (10 см).

Учитель. Значит, в 1дециметре 10 сантиметров. Коротко это записывается так: 10 см = 1 дм.

Сейчас измерим длину ложки и ручки, которые нарисованы на рисунке, с. 72 нашего учебника. Какое правило нам нужно вспомнить для измерения?

Ученики. Для правильного измерения отрезков, предметов начало отрезка, предмета должно совпасть с нулем на нашей линейке, тогда конец линейки покажет его длину.

(Дети измеряют и называют длины предметов.)

7. Физкультминутка. Дети открывают рабочие тетради “Грамота” №2, с.27-29 и готовятся к другому виду деятельности)

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

и за дело я возьмусь.

8. Работа в рабочих тетрадях «Грамота» №2, с.27-29, письмо элемента буквы Э и узора еее.

Учитель. Дети, сели правильно. Проверим, правильно ли лежат наши тетради (проверяем). Выполним упражнение «Покрасим заборы»- ручка в руке, рука на локоточке, движения кистью руки вверх-вниз, вправо-влево под счет 1-2, 3-4 и т.д.

Письмо узора еее в воздухе, а затем в рабочих тетрадях.

(Ученики под руководством учителя выполняют задания в рабочих тетрадях.)

Учитель. Сейчас мы с вами будем учиться писать элемент буквы Э. Упражнение в письме элемента буквы Э в воздухе и в тетрадях.
9. Повторение написания ранее изученных гласных букв – письмо в тетрадях по образцу.

10. Упражнение в письме цифр.

11. Итог урока.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

Ученики. Буква е в начале слова обозначает два звука [й’] и [э]. Познакомились с мерой длины – дециметром. Узнали об иголках. Они есть не только у ежика, но и у медсестры, у портного.)

Учитель. Молодцы ребята. Спасибо за урок.