Готовим руку к письму рабочая программа. Рабочая программа "мои первые прописи"


Пояснительная записка

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "стра­ница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Готовим руку к письму".

Целью программы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Развитие слухового внимания.

Развитие графического воспроизведения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

Тематический план занятий

Структурные элементы занятий

Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

Штриховка, графические упражнения.

Вырезание

Повторение изученного, учет результатов обучения.

Учебный план

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

1 часть - Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут

Предполагаемый результат освоения программы:

К концу года дети должны знать и уметь:

знать гигиенические правила письма

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

уметь правильно держать ручку, карандаш.

Знать правила штриховки.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

Знать правила работы с тетрадью.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Знать правила работы с ножницами.

Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие прост­ранственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

Все знания и умения полученные на занятиях кружка "Волшебные клеточки" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различ­ных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.

Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Диагностика

ФИО ребенка

Умение правильно держать в руке ручку

Умение ориенти-роваться в прост-ранстве

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);

1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию)

Практическая часть.

Констатирующий эксперимент:

В данном эксперименте участвуют дети старшей группы:

А. Саша, Б. Леня, Г. Алина, Ж. Гоша, М. Лера, Н. Ваня, М. Вика, М.Артем, Т. Алина, Ю. Андрей.

После проведенной входящей диагностики собранные мною данные можно привести в следующей таблице:

Таблица № 1

Начальные показатели

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение прави

льно держать в руке ручку

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Ю. Андрей

Выводы: Как показывает практика дети, пяти – шести лет, к сожалению имеют низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в умении держать в руке ручку, в умении правильно выполнять штриховку, и в других критерия приведенных в таблице 1. Развитию моторики детей следует уделять особое внимание, эту необходимость испытывают не только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов. Вот почему необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше – уже в дошкольном возрасте.

Диаграмма № 1

Формирующий эксперимент:

Для совершенствования тонкой моторики и подготовки руки детей: А. Саши, Б. Лёни, Г. Алины, Ж. Гоши, М. Леры, Н.Вани, М. Вики, М. Артема, Т.Алины, Ю. Андрея к письму, я разработала и предусмотрела следующие упражнения и комплексы:

  • Комплексы пальчиковой гимнастики (приложение № 1).
  • Комплекс графических диктантов, выполняемых на слух (приложение № 2).
  • Упражнения на развитие навыков штриховки.
  • Схемы для вырезания.

А так же в повседневно работе в группе детского сада для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:

  • Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  • Мозаика по возрастающей сложности.
  • Цветные клубочки для перематывания.
  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
  • Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
  • Лепка из глины, пластилина и соленого теста.
  • Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).
  • Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень.
  • Всевозможные шнуровки.
  • Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).

Контрольный эксперимент:

После работы с детьми по моей программе, была проведена исходящая диагностика по тем же критериям, что и входящая. При это использовались теже самые упражнения и методики. В результате контрольной диагностики полученные данные можно представить в следующей таблице.

Таблица № 2

Показатели после проведенных упражнений и методик.

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение прави

льно держать в руке ручку

Умение ориентироваться в пространстве

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Ю. Андрей

Диаграмма № 2

Выводы:

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у школьников показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие младшим школьникам нарушение мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей старшей группы страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На формирующем этапе были использованы специально подобранные упражнения для развития мелкой моторики у детей.

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Пальчиковые игры помогли подготовить руку к письму, развить координацию движений, дети свободно общаются. С помощью этих упражнений пальцы стали крепко сжиматься, легко расслабляться, растягиваться в разные стороны.

Все задания, которые давались детям во втором эксперименте, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

Основной задачей детского сада и семьи наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей.

На рост и развитие ребенка влияют внешние и внутренние факторы. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы. Коррекция моторики и рефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма.

Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «руки опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Программа по курсу

«Подготовка руки к письму»

Малютина Наталья Петровна
Объяснительная записка
Важное место в работе с детьми в дошкольной гимназии принадлежит подготовке руки к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев.

У многих первоклассников рука не подготовлена для письма. Дети не могут писать в строчку, линии у них получаются неровные, дрожащие. Им трудно научиться правильно писать буквы, правильно строить буквенный ряд в слове, буквы у них неровные, разной величины, выходят за строку. Такие дети часто не дописывают элементы букв, целые слова, пишут медленно, отстают от темпа класса.

Подготовка ребенка к письму в дошкольный период имеет два направления:

Подготовка к формированию графического навыка;

Развитие фонематического слуха и подготовка к овладению звуковым анализом слова .

На занятиях по подготовке руки к письму ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штрихуя их, ребенок готовит руку к письму, знакомится с элементами букв, учится рисованию одной линией, которое поможет освоить правильное и аккуратное письмо. Дети учатся ориентироваться на плоскости и решать логические задачи. На этих занятиях развивается логическое мышление и сообразительность, умение слушать учителя. На уроках учитель разнообразит виды деятельности, вводит физкультминутки, включает в занятия игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.

В курс «Подготовка руки к письму» введен раздел « Рисую штрихом» . Дети знакомятся с понятиями : «штрих», «линия», «декоративное пятно», «контур», «силуэт», «декоративная линия», «геометрический рисунок».

Рисование штрихом помогает развить художественные способности ребенка, такие как образное мышление, творческое воображение, зрительная память, наблюдательность.

При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на парте тетрадь. Нужно постоянно следить за позой ребенка, положением тетради и умением правильно держать ручку.

Сначала учим ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение, и рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и т.п.

Все графические задания при подготовке к письму целесообразно выполнять шариковой ручкой, а раскрашивать можно цветными карандашами или фломастерами.

При выполнении любых графических заданий необходимо учить ребенка расслабляться после каждого движения, разжимать, расслаблять пальцы, кисть руки, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть, только после этого выполнять следующее движение.

Следующий шаг – умение видеть параллельность линий , рисовать и писать параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо.

Следующий этап – письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.

Следующий этап- письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути спираль».

Следующий этап – овладение умением передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно предложить детям попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом - по узкой тропинке.

Следующий этап – ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой.

Важным этапом подготовки к письму является освоение написания элементов письменных букв. Прежде всего нужно показать детям сходство и различие начертания печатных и письменных букв, объяснить, что такое элементы, из которых состоят буквы. В процессе обучения важно постоянно

подкреплять правильное выполнение каждого элемента. Таким образом мы подчеркиваем и неправильное выполнение задания.

При изучении элементов букв ребенок должен освоить основные правила письма.

Правила красивого письма


  1. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой высоты.

  2. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой ширины. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю или нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверху и внизу.

  3. Расстояние между элементами букв должно быть одинаковым.

  4. Расстояние между буквами в слове должно быть одинаковым.

  5. Все линии при письме должны быть параллельными.

  6. Прямые линии при письме должны быть ровными.

Основные требования к письму

в подготовительный период


  1. Правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа).

  2. Правильно держать ручку. Выучить буквы. Писать печатные буквы (в строке с соблюдением пропорции, четкости штрихов, наклона). Уметь писать свое имя и простейшие слова.

  3. Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать буквы в строке.

  4. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв.

  5. Писать основные элементы букв:
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);

Ознакомление с рабочей строкой.

Правила посадки при письме.

Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

Письмо короткой наклонной палочки.

Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху.

Основные правила красивого письма.


  1. Рисование штрихом.
Письмо элементов букв

(14 часов)
Короткие и длинные линии.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу.

Рисование штрихом. Штрих, идущий от центра круга.

Письмо элементов строчных и заглавных букв.

Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху .

Письмо длинной наклонной палочки с петлей внизу.

Рисование штрихом животных.

Письмо полуовалов (овалов с разрывом).

А, а.

Письмо печатных букв.

Письмо строчной и заглавной буквы У, у.

Письмо букв т, Т.

Письмо букв р, Р.

Письмо букв п, П.

Закрепление пройденного.

Примерное планирование занятий по месяцам
Сентябрь

1-е занятие

1.Знакомство с детьми, знакомство детей друг с другом.

2.Игра «Кто за кем?».

3.Ориентирование на плоскости (наверху, внизу, слева, справа, перед, за, между, рядом).

4.Составление различных композиций из геометрических фигур.

5.Составление из кружков разной величины снеговика, раскрашивание его

голубым карандашом.
2-е занятие

1.Ориентирование на плоскости.

2.Обведение по контуру знакомых фигур.

3.Деление фигур на одинаковые отрезки.

4.Игра с пальчиками.

5.Ознакомление с правилами штриховки.

6.Раскрашивание (или штриховка) контурных изображений овальных шаров.

7.Рисование дождя.


3-е занятие

2.Штриховка слева направо.

3.Рисование на арбузах черных полосок.

4.Игра с пальчиками.

5.Раскрашивание арбузов зеленым карандашом.

6.Обведение и раскрашивание контурных изображений больших бусин – красным, средних – желтым, а маленьких – зеленым карандашом.

7.Штриховка сверху вниз. Обведение по контуру вишенки красным карандашом. Штриховка вишенки.

8.Физкультминутка.

9.Рисование на зонтике разноцветных горошин.

10.Штриховка волнистыми линиями.
4-е занятие

1.Повторение пройденного.

2.Раскрашивание рыбок.

3.Рисование полосок на мяче.

4.Штриховка петлями.

Обведение линий простым карандашом.

Октябрь

1-е занятие

1.Правила штриховки (закрепление).

2.Штриховка петлями и полуовалами.

3.Рисование полосок на панцире черепахи.

4.Обведение линий слева направо простым карандашом.
2-е занятие

1.Повторение пройденного. Правила штриховки.

2.Штриховка слева направо и сверху вниз контурных изображений овощей.

Загадки об овощах.

3.Штриховка крючками.

4.Штриховка белочки коричневым карандашом (сверху вниз).

5.Письмо спиралью.
3-е занятие

1.Ориентировка в пространстве – движение в заданном направлении (вперед, назад, вверх – вниз, направо – налево).

3.Игра с пальчиками.

4.Штриховка петлями.

5.Рисование разноцветных квадратиков на салфетке.


4-е занятие

1.Игра «Где мое место?» (Построение в ряд в соответствии с порядковыми номерами.)

2.Штриховка в разных направлениях.

3.Рисование треугольников на платочке.

4.Обведение фигур в калейдоскопе.

5.Раскрашивание светофора.

Ноябрь

1-е занятие

1.Игра «Назови соседей».

2.Штриховка контурных изображений правой и левой перчаток (слева направо).

3.Рисование треугольников на крокодиле.

4.Раскраска звездочек.

5.Работа в тетрадях. Ознакомление с рабочей строкой.

6.Правила посадки при письме.

7.Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

8.Письмо короткой наклонной палочки.
2-е занятие

1.Штриховка геометрических фигур в разных направлениях.

2.Письмо коротких и длинных наклонных линий.
3-е занятие

1.Штриховка колокольчиков в разных направлениях.

3.Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

4-е занятие

2.Правила красивого письма.

3.Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху.

Декабрь
1-е занятие

1.Нанизывание пуговиц и бусинок на нитку. Игра « Кто быстрее?»

2.Рисование штрихом. Знакомство с линиями – короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и двигающимися по кругу, пересекающимися и с наплывом одна на другую.

3.Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу.

2-е занятие

1.Рисование штрихом. Штрих, идущий от центра круга.

2.Штриховка цыпленка.

3.Письмо элементов строчных и заглавных букв.

3-е занятие

1.Игра – загадка «Чьи глаза? Чьи уши? Чей нос? Чей хвост? Чьи лапы?»

2.Рисование штрихом зайчонка, медвежонка.

3.Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху.

4-е занятие

1.Рисование штрихом белочки.

2.Письмо длинной наклонной палочки с петлей внизу. Дорисовка гусениц (прямыми наклонными линиями с закруглениями).

Январь

1-е занятие

1.Рисование штрихом птички.

2.Дорисовка пятнышек на мухоморе.

3.Письмо овалов – малого и большого.


2-е занятие

1.Рисование штрихом зверей.

2.Дорисовывание чашкам – ручек, птичкам –хвостиков.

3.Письмо полуовалов (овалов с разрывом).


3-е занятие

1.Рисование штрихом зверей и птиц.

2.Дорисовывание жуков.

4-е занятие

1.Рисование штрихом.

2.Игра с пальчиками.

3.Письмо строчной буквы а и заглавной буквы А.

Февраль

1-е занятие

1.Штриховка в разных направлениях.

2.Письмо печатных букв.

и, И.

2-е занятие
1.Штриховка в разных направлениях.

2.Дорисовывание гусей.

3.Письмо строчной и заглавной букв у, У.

3-е занятие

1.Рисование штрихом.

2.Письмо букв т, Т.

4-е занятие

1.Рисование штрихом.

2.Нанизывание пуговиц и бусинок на нить. Игра «Кто быстрее?»

3. Письмо букв р, Р.

Март

1-е занятие

1.Подготовительное упражнение.

2.Рисование штрихом.

3.Письмо букв п, П.

2-е занятие

1.Закрепление правил штриховки.

2.Штриховка птиц горизонтальными линиями.

3.Письмо печатных букв.


3-е занятие

1.Игра «Найди свое место».

2.Штриховка контурных изображений различных предметов. Закрепление.

3.Письмо изученных элементов букв.

4. Письмо буквы ч.

4-е задание четко

(Итоговое)

Игра – путешествие в Лесную школу.

Система учебных

пособий к занятиям
Дидактический материал необходим для индивидуальной работы на занятиях по подготовке руки к письму. В данной программе представлены изображения предметов для штриховки. Учитель определяет цвет штриховки, задает направление: горизонтальное, вертикальное, наклонное.

Во время штриховки дети разучивают загадки о том предмете, изображение которого штриховали. Некоторые изображения предметов предназначены для раскрашивания цветными карандашами.


  1. Дидактический материал для штриховки (приложения 4 – 12).

  2. Дидактический материал для раскраски (приложения 1 – 3).

  3. Картинки с изображением различных предметов.

  4. Азбука в картинках.

  5. Любимые игрушки детей.

  6. «Цветик – семицветик» (пособие для индивидуальной работы.
Каждому ребенку раздаются лепестки с образцом раскрашивания и заданием закончить работу. По окончании работы лепестки прикрепляются к центру, на доске появляется цветок, созданный детьми, - цветик – семицветик.
Образец выполнения цветика – семицветика

0 – белый

1 – красный (наклон вправо)

2 - голубой (горизонтальный)

3 - зеленый (вертикальный)

4 - синий (наклон влево)

5 - оранжевый (вертикальный)

6 - фиолетовый (наклон вправо)

7 - желтый (горизонтальный)

Дидактические игры

и игровые упражнения
1. Дидактическая игра «Овощи»

Для распознавания овощей берутся картинки с изображением моркови, огурца, свеклы, картофеля, баклажана, патиссона. Лучше дать загадки об овощах. Дети распознают овощи и штрихуют контурные изображения овощей в заданном направлении. Во время штриховки идет разучивание загадок об овощах.

Дидактическая цель – научить распознавать овощи и отличать их от фруктов. Закрепление правил штриховки.
2. Сравнение предметов. «Каждой вещи свое место».

(Раскладывание игрушек в разные коробки по указанному признаку: по цвету, размеру, форме.)

Дидактическая цель – научить ребенка узнавать цвет и форму предметов, сравнивать предметы.
3. Игра «Кто быстрее?»

(Нанизывание пуговиц или бусинок на нить.)

Цель. Подготовка руки ребенка к письму, тренировка кисти руки и пальцев; развитие мелкой мускулатуры.
4. Игра «Заселяем дома»

Цель- ориентировка на плоскости; повторение правил штриховки; тренировка кисти руки и пальцев, развитие мелкой мускулатуры.
5.Игра «Преврати круги во что-нибудь интересное»

(Составление различных композиций из геометрических фигур. Составление из кружков разной величины снеговика и раскрашивание его голубым карандашом.)

Цель – развитие сообразительности, умения решать логические задачи; различение предметов по форме; подготовка руки к письму.
6.Игра «Найди лишний предмет»

Цель – развитие сообразительности и умения решать логические задачи.

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучение письму для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

На изучение курса отводится 30 ч (1 ч в неделю).

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного детализированного изображения.

Программа «Мои первые прописи» предполагает работу по пособию Н. Федосовой , которое дополняет программу «От слова к букве». Она предназначена для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв, содержит тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных и прописных букв русского алфавита развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Таким образом, программа «От слова к букве» и программа «Мои первые прописи» решают задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствуют их речь.

Цель программы : Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе.

Задачи:

- Формирование представления об элементарных правилах письма, правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради.

Формирование представления об основных элементах букв, конфигурации печатных и прописных букв, правилах штриховки, контуре предметов и его особенностях.

- Развитие мелкой моторики руки ребенка.

- Развитие слухового внимания, графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации (умения работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации).

Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Учебно-методическое обеспечение:

    Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [ Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А. Федосова]. - М. : Просвещение, 2016

    Прописи будущего первоклассника: пособие для детей 5-7 лет / Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2017

    Солнечные ступеньки. Подготовка к письму. Часть 2. Издательство: ВК Дакота, 2017

    Пальчиковая гимнастика.

Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчит приобретение навыков письма. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".

    Формирование гигиенических правил письма.

Соблюдение гигиенических правил поможет преодолеть трудности технической стороны письма. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

    Подготовка руки к письму. Графические упражнения. Штриховка.

Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой движения. Руки не должны быть скованными, напряженными. Подготовке руки к письму, развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями способствуют графические упражнения и штриховки.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх.

    Письмо элементов букв, букв русского алфавита .

Овладение строчкой. Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала. Письмо букв.

Планируемые результаты:

Обучающиеся получат возможность научиться:

Соблюдать элементарные гигиенические правила письма.

Ориентироваться на странице тетради.

Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.

Выполнять различные виды штриховок.

Отличать буквы от звуков.

Различать заглавные и строчные буквы.

Знать конфигурацию печатных и прописных букв. Отличать прописные буквы от печатных.

Писать прописные и печатные буквы русского алфавита.

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Календарно-тематическое планирование курса «Мои первые прописи»

Тема занятия

Количество часов

Примечания

Знакомство с гласной буквой «О» и звуком [о]. Письмо овалов и полуовалов. Письмо букв О о.

«Прописи будущего первоклассника» с.17

«Солнечные ступеньки» с.14

Знакомство с гласной буквой «А» и звуком [а]. Письмо элементов букв А, а. Письмо букв А, а.

«Прописи будущего первоклассника» с.4

«Солнечные ступеньки» с.2

Знакомство с гласной буквой

«У» и звуком [у].

Письмо элементов букв У, у. Письмо букв У, у.

«Прописи будущего первоклассника» с.22

«Солнечные ступеньки» с.3

Знакомство с гласной буквой «ы» и звуком [ы] Письмо элементов буквы ы. Письмо буквы ы.

«Солнечные ступеньки» с.4

Знакомство с гласной буквой «И» и звуком [и]. Письмо элементов букв И, и. Письмо букв И, и.

«Прописи будущего первоклассника» с.12

«Солнечные ступеньки» с.5

Знакомство с гласной буквой

«Э » и звуком [э]. Письмо элементов букв Э, э. Письмо букв Э,э.

«Прописи будущего первоклассника» с.30

«Солнечные ступеньки» с.6

Знакомство с буквой «Я» и звуками, которые она обозначает.

Письмо элементов букв Я, я. Письмо букв Я,я

«Прописи будущего первоклассника» с.32

«Солнечные ступеньки» с.7

Знакомство с буквой «Ю» и зву-ками, которые она обозначает.

Письмо элементов букв Ю, ю. Письмо букв Ю,ю.

«Прописи будущего первоклассника» с.31

«Солнечные ступеньки» с.8

Знакомство с буквой «Е» и зву-ками, которые она обозначает.

Письмо элементов букв Е, е. Письмо букв Е,е.

«Прописи будущего первоклассника» с.9

«Солнечные ступеньки» с.9

Знакомство с буквой «Ё» и звуками, которые она обозначает.

Письмо элементов букв Ё, ё. Письмо букв Ё, ё.

«Солнечные ступеньки» с. 12, 32

Письмо элементов букв. Штриховка. Тренировочная работа.

«Солнечные ступеньки» с.10-11

Письмо элементов букв. Штриховка. Диагностическая работа.

«Солнечные ступеньки» с.17-18

Буква «Л» и согласные звуки [л] и [л′]. Письмо элементов букв Л, л. Письмо букв Л, л.

«Прописи будущего первоклассника» с.14

«Солнечные ступеньки» с.19

Буква «М» и согласные звуки [м] и [м′]. Письмо элементов букв М, м. Письмо букв М, м.

«Прописи будущего первоклассника» с.15

«Солнечные ступеньки» с.20

Буква «Н» и согласные звуки [н] и [н′]. Письмо элементов букв Н, н. Письмо букв Н, н.

«Прописи будущего первоклассника» с.16

«Солнечные ступеньки» с.31

Буква «Р» и согласные звуки [р] и [р′]. Письмо элементов букв Р,р. Письмо букв Р,р.

«Прописи будущего первоклассника» с.19

«Солнечные ступеньки» с. 30

Письмо элементов букв. Диагностическая работа.

«Солнечные ступеньки»

Буквы «В» и «Ф» Согласные звуки [в] и [в′],[ф] и [ф′]. Признаки парности. Письмо элементов букв. Письмо букв В, в, Ф, ф.

«Прописи будущего первоклассника» с.6, 23

Буквы «З» и «С» Согласные звуки [з] и [з′],[с] и [с′]. Признаки парности. Письмо элементов букв. Письмо букв З, з, С, с.

«Прописи будущего первоклассника» с.11, 20.

Буквы «Ж» и «Ш» .Всегда твердые согласные звуки [ж] и

[ ш] . Письмо элементов букв. Письмо букв Ж, ж, Ш, ш.

«Прописи будущего первоклассника»

Буквы «Б» и «П» Согласные звуки [б] и [б′], [п] и [п′].

Письмо элементов букв. Письмо букв Б, б, П, п.

«Прописи будущего первоклассника»

Буква «Д» и согласные звуки [д] и [д′]. Письмо элементов букв Д, д. Письмо букв Д,д.

«Прописи будущего первоклассника» с.8

«Солнечные ступеньки» с.27

Буква «Т» и согласные звуки [т] и [т′]. Письмо элементов букв Т, т. Письмо букв Т, т.

«Прописи будущего первоклассника» с.21

«Солнечные ступеньки» с.21

Буква «Г» и согласные звуки [г] и [г′]. Письмо элементов букв Г,г. Письмо букв Г,г.

«Прописи будущего первоклассника» с.7

«Солнечные ступеньки» с.13

Буква «К» и согласные звуки [к] и [к′]. Письмо элементов букв К, к. Письмо букв К, к.

«Прописи будущего первоклассника» с.13

«Солнечные ступеньки» с.22

Буква «Х» и согласные звуки [х] и [х′]. Буква «Ц» . Звук [ц] – всегда твердый. Письмо элементов букв. Письмо букв Ц, ц, Х, х.

«Прописи будущего первоклассника»

Буквы «Щ, щ, Ч, ч, Й, й» Согласные звуки [ [щ′], [ч′], [й] . Письмо элементов букв. Письмо букв Щ, щ, Ч, ч, й.

«Прописи будущего первоклассника»

ъ и ь знаки. Письмо элементов букв. Письмо букв ъ, ь.

«Прописи будущего первоклассника» с.29

«Солнечные ступеньки» с.23-24

Диагностическая работа.

«Солнечные ступеньки» с.25-26

Повторение изученного

«Солнечные ступеньки» с. 28-29

Всего

Елена Евсеенко
Рабочая программа кружок дополнительного образования «Готовим руку к письму»

1. Пояснительная записка.

Разнообразные графические изображения , состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют , что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений , которые затем перерастают в понятия об окружающем мире .

Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу , выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами , карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз. Разработанные занятия можно использовать не только для дополнительного образования , но и использовать упражнения и игры при проведении других интегрированных занятий

1.1. Педагогическая целесообразность :

Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук. -

Обеспечение качественной подготовки детей к школе , формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом .

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования , как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания.

Выработать у детей четкое , красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке руки к письму должна начинаться , задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом

Актуальность программы «Готовим руку к письму » заключается в том, что неподготовленность к письму , недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом , создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе : познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Принципы построения программы :

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну) .

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе . Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей , которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации : взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

1.2. Цели и задачи

Цель программы : совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.

Задачи программы :

Обучающие : 5-6 лет :

- подготовка ребенка к письму ;

Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур ;

письма

Положительное отношение к письму .

способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивающие :

Развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом , выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

Развиватьиндивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы ;

Развиватьзрительно - моторную координацию;

Развивать познавательные процессы : зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

Развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;

Развиватьпространственную ориентировку.

Воспитательные :

Интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

Организованность, усидчивость и аккуратность в работе ;

Заинтересованность в освоении навыков письма , стремление учиться писать в школе;

Положительное отношение к письму .

1.3. Методы и приемы работы с детьми

Методические условия реализации программы .

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :

Словесные :

Объяснение,

Чтение стихов и загадок.

Наглядные :

- работа по образцу (штриховка) ;

Зрительный диктант;

Показ иллюстраций, картинок, букв.

Практические :

Самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка) .

Пальчиковая гимнастика.

Физминутки.

Типы занятий :

Первичное ознакомление с материалом;

Усвоение новых знаний;

Применение полученных знаний и умений на практике;

Закрепления и повторения.

Форма организации учебного занятия – кружковое занятие .

Форма организации деятельности учащихся на занятии –групповое.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение , память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов . Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения . Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму .

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

2.1. Прогноз результативности

Воспитанник будет знать :

Правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

Гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме , положение ручки, тетради);

Правила работы с тетрадью .

Воспитанник будет уметь :

Правильно сидеть за столом во время письма ;

Правильнорасполагать рабочую тетрадь ;

Правильно держать карандаш и ручку;

Проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые) ;

Проводить линии в разных направлениях;

Обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

Ориентироваться на листе бумаги в клетку;

Ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

4. Список литературы

Программно -методическое обеспечение

Перечень литературы

И. А. Подрезова. Графические навыки у детей 5 -7 лет.

Издательство Гном 2013г.

Перечень пособий

И. А. Подрезова, рабочая тетрадь по развитию графических умений.

Подготовка руки к письму - это обязательный этап в обучении ребенка. Многие неопытные родители не знают, с чего начинать подготовительный этап. В связи с этим обучение нередко заканчивается ссорой с ребенком. Как следствие, возникает нежелание учиться. В дальнейшем такие дети чувствуют себя в общеобразовательном учреждении неуверенно. Чаще всего они имеют низкую успеваемость и неаккуратный почерк. В нашей статье присутствует информация, которая позволит понять родителям, как правильно подготовить ребенка к письму.

Специальные игрушки

Письмо - это сложный для изучения детьми навык. Освоить его сразу может не каждый ребенок. Подготовка руки к письму - один из наиболее сложных процессов, который должен быть пройден до систематического обучения. Написание букв требует слаженной работы руки и всего тела. У детей младшего возраста мелкая моторика развита на недостаточном уровне. Мышцы рук в этот период еще слабы. Важно ребенка младшего возраста подготовить к письму, а не обучать ему. Надо создавать такие условия, которые позволят детям получить практический опыт.

С чего должна начинаться подготовка руки к письму? 3 года - это лучший возраст для того, чтобы начать первый этап обучения. На сегодняшний день существует множество игрушек, благодаря которым можно с легкостью подготовить ребенка к написанию букв. В трехлетнем возрасте дети еще плохо ориентируются в пространстве, и работа с прописью им не подходит. Именно поэтому игрушки позволяют весело и интересно получить новые навыки.

Одной из игрушек, которые помогают подготовить ребенка к письму, является юла. С ней знаком каждый, но вот ее положительные качества известны далеко не всем. Благодаря такой игрушке можно освоить несколько методик захвата. Движения кистей рук вниз и вверх укрепляют их. При знакомстве ребенка с юлой необходимо научить его раскручивать игрушку всей рукой. Ее понадобится напрягать и удерживать в одном положении. Со временем ребенка необходимо научить раскручивать игрушку тремя пальцами. Тренировки с юлой всегда оказываются эффективными, поскольку детей завораживает процесс ее движения. Еще один плюс такой игрушки - низкая стоимость.

Всем также известна игрушка волчок. Она также отличается низкой стоимостью и эффективностью. Она достаточно схожа с юлой. Однако для ее вращения необходимо выполнить резкое круговое движение кистью руки, держа ручку тремя пальцами. Волчок бывает разных размеров. Наиболее маленькие модели можно найти в шоколадных яйцах с сюрпризом. Подготовка руки к письму с такой игрушкой более эффективна. Однако для того, чтобы ее раскрутить, необходима определенная сноровка и ловкость. Для большей эффективности ребенок может соревноваться с родителями или сверстниками. В таком случае для детей такое необычное обучение будет более привлекательным.

Немаловажную роль в обучении играют и музыкальные инструменты. Например, барабан тренирует сгибательные и разгибательные мышцы кистей. Для того чтобы улучшить подвижность детских пальцев, необходимо отдавать предпочтение клавишным и струнным музыкальным инструментам. К ним можно отнести балалайку, гитару, пианино и подобные.

Мозаика привлекает многих детей. Благодаря небольшому размеру деталей такая игрушка формирует мелкую Для сбора узоров и рисунков важно использовать только два пальца.

Пальчиковая гимнастика

Подготовка руки дошкольника к письму - это важный этап обучения, который требует определенных навыков. Пальчиковую гимнастику можно проводить с первых дней жизни. Важно выполнять упражнения ежедневно.

Сначала необходимо сделать массаж всех пальцев рук. Если ребенок не может выполнить упражнение самостоятельно, ему должны помочь родители. Необходимо начинать с кончиков пальцев. Потребуется сделать поглаживающие, круговые и растирающие движения. Продолжительность такого массажа составляет 2-3 минуты. Его необходимо проводить до и после работы с ручкой или карандашом. Такой массаж можно проводить детям любого возраста. Благодаря ему улучшается подвижность пальцев.

Во время работы ребенок должен сделать несколько волновых движений кистями рук. Благодаря этому дети могут отдохнуть и с новыми силами продолжить обучение письму. После окончания работы необходимо встряхнуть пальцами.

Особенности формирования письма у детей

Письмо - это достаточно сложный в изучении навык для детей 3-7 лет. К первому классу у ребенка, по данным физиологии, формируется нервная система и нервно-мышечный аппарат. По этим критериям шестилетний ребенок не уступает взрослому человеку. После 5-6 лет, согласно исследованиям, у детей возникают условно-рефлекторные функции чтения и письма. На протяжении дошкольного возраста возрастает роль слова в формировании двигательных навыков.

Подготовка руки к письму делится на несколько этапов. Дошкольный возраст считается ориентировочной стадией. В процессе ее ребенок знакомится с графическими движениями, а также приобретает графический навык. От правильной организации данного этапа напрямую зависит успех первых письменных упражнений в общеобразовательном учреждении. Известно, что детей с первых лет жизни интересует бумага и ручка. В дошкольных учреждениях систематически проходят занятия по изобразительной деятельности. На них дети усваивают графические навыки, которые им будут необходимы в дальнейшем.

Известно 3 группы навыков письма:

  • техническая - умение по назначению использовать канцелярские принадлежности;
  • графическая - умение правильно изображать буквы, цифры и звуки;
  • орфографическая - умение услышать и правильно записать слово.

На начальных этапах обучения ребенок контролирует свои движения зрением. Он смотрит на написанную на доске букву, и мысленно анализирует ее структуру. Со временем в голове создается модель буквенного знака и посторонняя помощь не нужна.

Специалисты утверждают, что ребенок еще до школы должен приобрести чувственный опыт ориентации в пространстве. Он должен уметь корректировать свои движения. Именно поэтому программа подготовки руки к письму должна быть пройдена заранее. Благодаря ей ребенок избавляется от тех трудностей, которые возникают на первых этапах. Дети с легкостью могут овладеть письмом, имея начальные знания. Именно такие дети чаще всего имеют каллиграфический почерк.

Каплетерапия - отличный способ подготовки

Достаточно просто проходит подготовка руки к письму. 4-5 лет, по мнению многих родителей, - это лучший возраст для того, чтобы получить начальные знания и умения. Каплетерапия - это метод, благодаря которому ребенок сможет не только подготовить руку к письму, но и развить в себе разностороннюю и творческую личность.

Каплетерапия - это рисование разноцветными каплями. Для использования данной методики подготовки необходимо заранее подготовить:

  • акварельные краски;
  • бумагу;
  • салфетки;
  • губку;
  • фартук;
  • пипетку.

В каждом стакане необходимо развести определенный цвет. Желательно, чтобы палитра красок была разнообразной и яркой. Методика достаточно проста для ребенка. Ему необходимо набрать в пипетку желаемый цвет и с помощью капель изобразить на бумаге рисунок.

Работа с разными цветами нравится детям. Благодаря этому занятие получается интересным и ярким. Рисовать необходимо аккуратно, а наносить каплю точно. Занятие является эффективным, поскольку движения ребенка становятся более координированными.

Благодаря каплетерапии у детей развивается мелкая моторика. Со временем ребенок сможет правильно держать Он с легкостью сможет выполнить задание учителя и написать ту или иную букву. Помимо этого, каплетерапия развивает у детей творческое воображение. Известно, что благодаря работе с данной методикой наблюдается положительная динамика готовности будущих школьников к обучению в общеобразовательном учреждении. Каплетерапия положительно влияет на самооценку, внимательность и координацию. Дети учатся видеть что-то прекрасное в каждой капле.

Декоративное рисование при подготовке к письму

Многим тяжело дается подготовка руки к письму. 4-5-летние малыши не могут сосредоточиться на том или ином обучающем занятии. Подготовка детей нередко не устраивает и преподавателей младших классов. Они утверждают, что многим ребятам тяжело научиться писать. Это связано с тем, что они не имеют начальных знаний, которые должны быть получены в дошкольном возрасте, для того, чтобы получить навык письма.

При выборе дошкольного учреждения важно узнать присутствует ли там подготовка руки к письму в старшей группе. Однако не стоит забывать, что немаловажную роль в обучении играют родители. Они также должны регулярно проводить занятия со своим ребенком. Важно, чтобы они ни в коем случае при этом не ругали чадо за ошибки. Родители и воспитатели не должны брать на себя обязанности школьного учителя и обучать ребенка написанию букв. В их обязанности входит лишь полная подготовка руки к письму. Детям важно, чтобы такие занятия проходили весело и непринужденно.

Эффективной методикой, которая позволяет подготовить ребенка, считается декоративное рисование. Она помогает в развитии двигательных ощущений и мелкой моторики рук. Рисуя узоры, дети учатся рисовать линию. Нанесение точек, штрихов и мелких элементов учит ограничивать свои движения. Это крайне необходимо для написания слов, цифр и знаков. Некоторые элементы напоминают фрагменты букв, а именно овал, крючки, палочки и т. д.

Декоративное рисование позволяет решить и многие другие обучающие проблемы. Оно положительно воздействует на мыслительную деятельность. Оно позволяет внести в мир ребенка радость и другие положительные эмоции. Благодаря декоративному рисованию дети видят результат своей деятельности. Они учатся их анализировать, а также находят им применение. Такая подготовка руки к письму в школе позволяет воспитать в ребенке многогранную личность.

Подготовка к письму по методу Монтессори

Методика обучения детей Монтессори уже не первый год популярна среди родителей. Такая техника позволяет обучить ребенка самым разнообразным навыкам. Методика Монтессори нередко встречается в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. На сегодняшний день также существуют заведения, в которых преподаватели занимаются с детьми только по этой технике. В таких учреждениях наблюдается высокая успеваемость.

Родители часто не понимают, как должна проходить подготовка руки к письму. 5 лет - это возраст, когда детей чаще всего начинают обучать и готовить к школе. Однако подготовка к письму должна начинаться намного раньше. Позднее начало обучения никогда не заканчивается успехом.

Благодаря ребенка можно подготовить к письму намного раньше, чем он заинтересуется ручкой и бумагой. Для этого существует множество упражнений, которые без труда можно выполнять дома. С раннего возраста ребенок может тренировать мелкую моторику, нанизывая бусины на нитку и нарезая бумагу. Согласно методике Монтессори, мытье рук, чистка обуви и стола - это также своеобразная подготовка руки к освоению письменных навыков. Это неслучайно, ведь все движения выполняются правой рукой круговыми движениями слева направо. Она абсолютно также движется при написании букв.

Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму по методике Монтессори начинается с основного упражнения. Оно связано с рамками-вкладышами. В нем ребенку необходимо обвести специальную рамку, а затем заштриховать полученную фигуру. Благодаря такому упражнению дети учатся держать письменные принадлежности правильно и выполняют те же движения, что и при заполнении прописи. При этом ребенок не испытывает дискомфорта и выполняет задание с интересом.

Достаточно эффективным является шершавый алфавит по методике Монтессори. Суть заключается в том, что на деревянную доску наклеивают контуры букв из шершавой бумаги. Ребенку необходимо обвести их двумя пальцами правой руки. Взрослый при этом должен произнести соответствующий букве звук. В данном упражнении задействована тактильная, слуховая и зрительная память.

Подготовка руки к письму (5-6 лет) по методике Монтессори включает в себя упражнение, в котором ребенок должен чертить буквы на песке или манке.

Со временем можно использовать мел и доску. На самом последнем этапе дети начинаются писать ручкой на бумаге. Считается, что методика Монтессори является одной из наиболее эффективных. Именно поэтому ее нередко используют родители и преподаватели. Благодаря ей также происходит развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму по методике Монтессори занимает несколько месяцев. Она дается ребенку с легкостью. Подготовку можно начинать с 4-5 лет. До этого возраста можно тренировать руку в жизни. Как мы говорили ранее, это может быть мытье рук и различных поверхностей.

Графические диктанты

Учится писать дети начинают в школе. Однако им этих знаний недостаточно. Важно также выполнять упражнения дома. Подготовка руки к письму (6-7 лет) может происходить благодаря графическим диктантам. Родители должны заранее специальные шаблоны. Их можно приобрести в книжном магазине или подготовить самостоятельно на компьютере, а затем распечатать. На листе в клетку располагается точка. Именно от нее ребенок будет вести первую линию. В нижней части листа располагается специальная таблица. В ней указано, какая должна быть длина линии и ее направление. Следуя инструкции, ребенок сможет начертить силуэт животного или какого-либо предмета.

Такая подготовка руки к письму (6-7 лет) развивает воображение. Благодаря регулярному проведению графических диктантов у ребенка формируется внимание, мелкая моторика рук и пространственное воображение. Рисовать по клеточкам очень занимательно и полезно. Детям нравится видеть результат своей деятельности в виде определенного рисунка.

Прописи. Обзор подготовительных пособий

Подготовка руки к письму в подготовительной группе нередко происходит посредством выполнения упражнений в специальной прописи. Такой способ обучения является наиболее распространенным. Однако далеко не каждая пропись является качественной. В нашей статье рассмотрено несколько учебных пособий.

Автором пособия "Мои первые прописи" является Н. В. Володина. Оно было выпущено издательством "Стрекоза". Дизайн прописи не отличается особой яркостью. Однако преподаватели считают это плюсом, поскольку яркая обложка может отвлекать внимание дошкольника. В начале прописи даны рекомендации в стихах, благодаря которым обучение можно сделать более эффективным. Существует несколько выпусков данного пособия. В первом издании ребенку предложено выполнить наиболее простые задания. Уровень сложности постепенно возрастает. В последнем издании присутствуют задания, в которых ребенок должен будет самостоятельно написать буквы.

"Мои первые прописи" выпущены в виде обычной тетради. Это является плюсом, поскольку ребенок учится правильно работать с рабочей тетрадью. Стоимость одного издания составляет примерно 50 рублей.

"Мои первые прописи" имеют и недостатки. Издание отличается достаточно тонкой бумагой. Местами листы просвечиваются, и это может отвлекать дошкольника. Изображения, которые предложено раскрасить, имеют достаточно маленький размер.

"Подготовка руки к письму" - это пропись, которая была выпущена издательством "ВК Дакота". На ней стоит маркировка - "5-6 лет". Такая подготовка руки к письму (1 класс) не подойдет дошкольникам. В прописи содержатся достаточно трудные задания. Оно подойдет первоклассникам, которым нужно тренировать свой навык написания букв. На каждой из страниц обрабатывается определенный элемент письма. Задания достаточно однообразные. Неусидчивому ребенку работать с такой прописью будет неинтересно, поскольку игровые элементы там отсутствуют.

Это пропись для детей 4-5 лет. Это красочное издание с привлекательными иллюстрациями. Задания разделены на 14 занятий. Каждое из них включает в себя 2 страницы и небольшую историю про мышонка. В издании нет заданий с элементами букв. Оно лишь подготавливает руку дошкольника к письму. Ему потребуется обводить линии, рисовать черточки и осваивать штрихование.

"Рисую узоры" - пропись, которая выпущена издательством "Эксмо". Она предназначена в прописи вполне доступны для дошкольников. В ней также можно найти пальчиковую гимнастику. Бумага достаточно плотная. Пропись разделена на 34 занятия.

Выбор ручки

При обучении письму ребенка немаловажную роль играют канцелярские принадлежности. Правильно подобранная ручка - залог успеха. Ее длина не должна превышать 15 сантиметров, а диаметр -7 миллиметров. Различные ребристые и четырехгранные ручки не подходят для подготовки к письму. Держа их, ребенок быстро устает. Важно, чтобы цвет пасты был темно-синим или темно-фиолетовым.

В последнее время особую популярность имеют так называемые ручки-самоучки. Это своеобразный тренажер, благодаря которому ребенок учиться правильно держать письменные принадлежности и красиво писать. Их также используют для того, чтобы переучить левшу. Выпущена также серия, которая позволить скорректировать почерк ребенка 7-8 лет.

Подводим итоги

Подготовка руки к письму в подготовительной группе - это сложный этап обучения. Как организовать данный процесс известно далеко не всем родителям. Именно подготовительный этап влияет на конечный результат. Правильно проведенная подготовка ребенка - залог его хорошего почерка. Важно начинать ее с двухлетнего возраста. В этот период необходимо развивать моторику. Спустя год родители могут использовать специальные методики, с которыми вы ознакомились в нашей статье. Работу с прописью рекомендовано начинать в возрасте 4-5 лет. Однако не стоит учить ребенка писать буквы. В ином случае в школе ему будет неинтересно. Необходимо подготовить руку к письму. Это станет основой для получения навыков в общеобразовательном учреждении.