Все правила русскому языку 5.


Следует отметить, что в 5 классе школы уделяется внимание повторению основ русского языка, которые были изучены школьниками в начальной школе. Кроме того, ученики более глубоко начинают изучать многие понятия русского языка. А именно, школьники более детально подходят к изучению:

  • понятие речи и ее необходимости человеку;
  • фонетики;
  • графики;
  • пунктуации;
  • орфографии;
  • слова и его строения;
  • текста.

Правила русского языка для пятого класса

Рассмотрим основные правила русского языка, изучаемые в 5 классе.

Правило проверки безударной гласной в корне: нужно подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная стоит под ударением(если слово проверить невозможно, то оно словарное, и его нужно выучить. Правило проверки непроизносимых согласных: подбери однокоренное слово, в котором эта согласная произносится отчетливо. Правило правописания согласных в корне слова: подбери однокоренное слово, в котором после согласной стоит гласная или буквы л, м, н, р. Сочетания жи, ши - пиши с буквой и, чу, щу - с буквой у, ча, ща - с буквой а. Предлоги пиши отдельно от других слов. Мягкий знак пиши только на конце существительных третьего склонения. Разделительный твердый знак пишется перед буквами е,ё, ю,я после приставок на согласную. В корне слова под ударением пишется ё, а не о (исключения:крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон).

Запомни правила о чередовании гласных в корне слов:

  • -лаг-/-лож-;
  • -раст-/-рос (исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.);
  • -тер-/-тир-;
  • -кос-/-кас-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-;
  • -стел-/-стил-; -бер-/-бир-; -гор-/-гар-; -зор-/-зар-;

Пиши мена собственные только с большой буквы. Буква и после ц пишется в словах, оканчивающихся на -ция. Не пишется раздельно с глаголом. В корнях с чередованием букв е/и пишется буква и, если в суффиксе есть буква а. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. Запятая всегда ставится в предложении перед союзами а, но. Запятая ставится в предложении между однородными членами. Обращение всегда выделяется запятыми. Прямая речь всегда пишется с большой буквы и выделяется кавычками. Простые предложения в сложном выделяются запятыми.

С 5-го класса требования к знаниям резко возрастают. Отрывочными разрозненными знаниями не обойтись. Нужна система представлений о языке, его уровнях и единицах. Знания нужно уметь применять, например в разборах. Поэтому здесь вся теория школьного курса изложена последовательно, по главам. В конце каждой главы тест. Ответы узнаешь сразу! Согласись, это очень удобно. И важно. Важно узнать про ошибку сразу, как только она допущена и не закрепилась в сознании в качестве твоего личного "правильного" варианта.
Главы читай по параграфам. Итоговый тест в конце каждой главы посложнее, чем тест в разделе Проба сил . Если что-то не запомнилось, не беда: вернитесь к тексту ещё раз.

Вопросы в тестах - моя особая гордость, потому что они не простые, а обучающие. Они учат думать, не сбиваться, если увидел непривычную формулировку, хорошо ориентироваться, замечать подсказки, использовать логику. Тесты выполняются очень быстро, всего за несколько минут. Но поверь, это отличный метод закрепления только что прочитанного материала.

Есть у нашего теоретического раздела и ещё одно новшество. Мы намеренно отказались от скучных таблиц и схем. Наш художник закодировал в цветных иллюстрациях всю важную информацию. Работают и цвет, и форма изображений. В иллюстрациях нет случайностей: они информативны, в них заложена система знаний. Кто захочет отнестись к ним с вниманием и интересом, существенно облегчит себе и понимание, и запоминание материала. Для повторения уже не придётся перечитывать параграфы. Посмотришь на картинку и вспомнишь то, что нужно. Слова - это только слова. А когда учишься, лучше подключать все каналы получения информации. Мы проверили наши грамматические картинки на знакомых ребятах. Сработало, да ещё как! Надеемся, и ты оценишь то, как на этом сайте преподаётся лингвистическая теория.
Авторы раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В., Кутырев А. Ю.

  • Глава 1. Уровни и единицы языка. Общие понятия, без которых не обойтись

    §1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика
    §2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
    §3. Состав слова. Морфемика
    §4. Производство слов. Словообразование
    §5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
    §6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
    §7. Уровни языка и языковые единицы
    §8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 2. Фонетика

    §1. Звук
    §2. Транскрипция
    §3. Гласные и согласные звуки
    §4. Способ образования согласных
    §5. Звонкие и глухие согласные
    §6. Твёрдые и мягкие согласные
    §7. Обозначение мягкости согласных на письме
    §8. Место образования согласных
    §9. Позиционные изменения звуков
    1. Сильные - слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
    2. Сильные - слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
    §10. Буквы и звуки
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 3. Лексика

    §1. Значение слова
    1. Однозначные - многозначные слова
    2. Прямое - переносное значение слова
    3. Отношения между словами на основе их значения
    §2. Фразеология
    §3. Происхождение слов
    §4. Употребительность слов.
    §5. Стилистические пласты лексики
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 4. Морфемика

    §1. Морфема
    §2. Виды словообразовательных морфем
    §3. Виды формообразующих морфем
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 5. Словообразование

    §1. Что такое словообразование
    §2. Производная и производящая основы
    §3. Средства словообразования
    §4. Способы словообразования
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 6. Морфология. Части речи

    §1. На чём строится классификация слов по частям речи?
    §2. Части речи
    §3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?
    §4. Служебные - самостоятельные части речи
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 7. Морфология. Имя существительное

    §1. Общая характеристика имени существительного
    §2. Морфологические признаки существительных
    §3. Нарицательные - собственные имена существительные
    §4. Одушевлённость - неодушевлённость
    §5. Род
    §6. Склонение
    §7. Число
    §8. Падеж
    §9. Синтаксическая роль существительных в предложении
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 8. Морфология. Имя прилагательное

    §1. Общая характеристика имени прилагательного
    §2. Морфологические признаки прилагательных
    §3. Разряды прилагательных по значению
    §4. Полная и краткая формы качественных прилагательных
    §5. Степени сравнения
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 9. Морфология. Имя числительное

    §1. Общая характеристика имени числительного
    §2. Разряд по значению
    §3. Структура числительных
    §4. Количественные числительные. Морфологические особенности
    §5. Порядковые числительные. Морфологические особенности
    §6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными
    §7. Синтаксическая роль в предложении
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 10. Морфология. Местоимения

    §1. Общая характеристика местоимения как части речи
    §2. Разряды по значению
    §3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами
    1. Местоимения, соотносимые с существительными
    2. Местоимения, соотносимые с прилагательными
    3. Местоимения, соотносимые с числительными
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 11. Морфология. Глагол

    §1. Общая характеристика глагола как части речи
    §2. Виды глагола
    §3. Переходность
    §4. Возвратность
    §5. Спряжение
    §6. Наклонение
    §7. Время
    §8. Лицо
    §9. Род
    §10. Число
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 12. Морфология. Причастие

    §1. Что чем считать?
    §2. Общая характеристика причастия
    §3. Формы причастий
    §4. Полная - краткая форма страдательных причастий.
    §5. Образование причастий
    §6. Причастия - не причастия: отглагольные прилагательные
    §7. Причастный оборот
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 13. Морфология. Деепричастие

  • Глава 14. Морфология. Наречие

    §1. Общая характеристика наречия
    §2. Разряды по значению
    §3. Качественные наречия. Степени сравнения
    §4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 15. Морфология. Категория состояния

  • Глава 16. Морфология. Предлог

    §1. Общая характеристика предлогов
    §2. Образование предлогов. Непроизводные - производные предлоги
    §3. Структура предлогов. Простые - составные предлоги
    §4. Разряды по значению
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 17. Морфология. Союз

    §1. Общая характеристика союзов
    §2. Образование союзов. Непроизводные - производные союзы
    §3. Структура союзов. Простые - составные союзы
    §4. Функция (роль) союзов: сочинительные - подчинительные союзы
    §5. Разряды по значению
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 18. Морфология. Частица

    §1. Общая характеристика частиц
    §2. Формообразующие и смысловые частицы
    §3. Смысловые частицы. Разряды по значению
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 19. Морфология. Междометие

    §1. Общая характеристика междометий
    §2. Образование междометий
    §3. Разряды по значению
    §4. Синтаксическая роль междометий
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 20. Синтаксис. Предмет и единицы синтаксиса

    §1. Предмет синтаксиса
    §2. Единицы синтаксиса
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

    §1. Словосочетание. Типы словосочетаний. Схемы словосочетаний
    §2. Синтаксические связи слов: согласование, управление, примыкание
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 22. Синтаксис. Предложение

    §1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания
    §2. Классификации предложений
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 23. Синтаксис. Простое предложение. Структура простого предложения

    §1. Структура простого предложения
    §2. Двусоставные-односоставные предложения
    §3. Распространённые-нераспространённые предложения
    §4. Полные-неполные предложения
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 24. Синтаксис. Главные члены предложения в двусоставном предложении

    §1. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое
    Подлежащее
    Чем выражено подлежащее
    Сказуемое
    Простое и составное сказуемое
    Составное глагольное сказуемое
    Составное именное сказуемое
    Именная часть составного именного сказуемого
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения

    §1. Общие понятия
    §2. Дополнение
    §3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение
    §4. Обстоятельство
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 26. Синтаксис. Односоставные предложения

    §1. Общие данные
    §2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим
    Назывные предложения
    §3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым
    Определённо-личные предложения
    Неопределённо-личные предложения
    Обобщённо-личные предложения
    Безличные предложения
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 27. Синтаксис. Неполные предложения

    Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений

    §1. Однородные члены предложения
    §2. Обособление
    §3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции
    §4. Обращение
    Проба сил. Итоговый тест

Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме - в таблицах, схемах, памятках - представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.
В заключительном разделе - Приложения - вы найдёте памятки-руководства (как, например, выполнить работу над ошибками, как подготовиться к изложению и сочинению и др.), перечень основных орфограмм и перечень основных пунктуационных правил, другие полезные практические сведения.

Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме - в таблицах, схемах, памятках - представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.

В частности, в разделе "Морфология" подробно рассматриваются все части речи - самостоятельные и служебные, в разделе "Синтаксис" - простые и сложные (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные) предложения, а также предложения с прямой речью. Все определения и правила иллюстрируются многочисленными примерами, взятыми из художественных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ
Фонетика. Графика. Орфоэпия 8
Состав слова и словообразование 18
Лексика и фразеология 26
Морфология 34
Самостоятельные части речи 37
Имя существительное 37
Имя прилагательное 50
Имя числительное 58
Местоимение 68
Глагол 79
Причастие 90
Деепричастие 95
Наречие 97
Служебные части речи 100
Предлог 100
Союз 104
Частица 109
Орфография 112
Перечень основных орфограмм, изучаемых в 5-9-м классах 113
Синтаксис 154
Предложение 154
Простое предложение 155
Сложное предложение 171
Сложносочинённые предложения 172
Сложноподчинённые предложения 173
Сложные бессоюзные предложения 177
Пунктуация 180
Перечень основных пунктуационных правил, изучаемых в 5-9-м классах 181
Приложения 201
Приложение 1. Памятки-руководства 201
Приложение 2. Условные обозначения 206
Приложение 3. Перечень основных орфограмм 207
Приложение 4. Перечень основных пунктуационных правил 211
Приложение 5. Виды разбора 212
Литература 220

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Справочник по русскому языку, 5-9 класс, Стронская И.М., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, 5-11 класс, Справочные материалы, Хлебинская Г.Ф., 2011
  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014

Определяем склонение существительного

Чтобы определить склонение существительного, нужно поставить его в И.п. (КТО? ЧТО?), ед.ч., определить род существительного, выделить окончание.

Если слово мужского или женского рода с окончанием –А, -Я - 1 склонение (1 скл).

Например , ПАПА (мужской род, окончание –А – 1 скл.); ЗЕМЛЯ (женский род, окончание –Я – 1 скл.)

Если слово мужского рода с нулевым окончанием или среднего рода с окончанием –О, -Е 2 склонение (2 скл).

Например , СТОЛ (мужской род, нулевое окончание – 2 скл.); ОКНО (средний род, окончание –О – 2 скл); ПОЛЕ (средний род, окончание –Е – 2 скл.)

Если слово женского рода с нулевым окончанием 3 склонение (3 скл).

Например , ТЕТРАДЬ (женский род, нулевое окончание – 3 скл.)

Определяем падеж О КОМ?

О ЧЁМ?

(говорить о)

о дерев е

о лис е

Определяем спряжение глагола

Чтобы определить спряжение глагола, нужно:

    поставить глагол в начальную форму (начальная форма глагола отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ?)

    обратить внимание, на что заканчивается глагол (2 последних суффикса слова: суффикс, состоящий из одной гласной + суффикс начальной формы –ТЬ-)

    Если глагол оканчивается на –И-ТЬ (кроме слов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ – это 1 спр ), то глагол относится ко II спряжению ( II спр) ;

- ко II спр относятся и 4 глагола на –А-ТЬ : ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ;

- ко II спр относятся и 7 глаголов на –Е-ТЬ : ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, СМОТРЕТЬ.

    если глагол оканчивается на –Е-ТЬ (кроме исключений II спр) , -А-ТЬ (кроме исключений II спр) , -О-ТЬ, -Ы-ТЬ, -Я-ТЬ, -У-ТЬ + 2 глагола-исключения из II спр (БРИТЬ, СТЕЛИТЬ), то глагол относится к I спряжению ( I спр)

Буквы Е, И в безударных окончаниях глаголов

Чтобы определить, какая буква (Е или И) пишется в безударном окончании глагола, нужно:

- поставить глагол в начальную форму (Н.ф.), которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

- обратить внимание на что заканчивается глагол (2 последних суффикса слова: суффикс, состоящий из одной гласной + суффикс начальной формы –ТЬ-)

- определить спряжение глагола

Если глагол I спр – в окончании пишется буква Е

Если глагол II спр – в окончании пишется буква И

Например , ЧИТА..М. Ставим в начальную форму. Что делать? – чит- а-ть – глагол на –А-ТЬ. Глаголы на –А-ТЬ относятся к I спр, а у глаголов I спр в безударном окончании пишется буква Е. Запись в тетради: чита е м – чит ать (I спр)

Например , (он) ДЫШ..Т. Ставим в начальную форму. Что делать? – дыш- а-ть – глагол на –А-ТЬ, но это глагол-исключение, относится ко II спр, а у глаголов II спр в безударном окончании пишется буква И. Запись в тетради: дыш и т – дыш ать (искл., II спр)

Буквы А(Я), У(Ю) в безударных окончаниях глаголов

3 лица (3л), множественного числа (мн. ч.)

Чтобы определить, какую гласную писать в безударном окончании глагола 3 л, мн.ч., нужно:

Поставить глагол в начальную форму, ед.ч.

Определить спряжение

Если глагол I спр, то в окончании глагола 3 л, мн.ч. пишем У(Ю)

Если глагол II спр, то в окончании глагола 3 л, мн.ч. пишем А(Я)

Например , (они) СТРО..Т. Ставим в Н.ф., ед.ч. – стро ить . Глагол оканчивается на –И-ТЬ. Глаголы, оканчивающиеся на –И-ТЬ, относятся ко II спр, а у глаголов II спр в 3 л, мн.ч. пишется А(Я). Запись в тетради: стро я т – стро ить (II спр)

Например , (они) БОР..ТСЯ. Ставим в Н.ф., ед.ч. – бор оть ся. Глагол оканчивается на –О-ТЬ. Глаголы, оканчивающиеся на –О-ТЬ, относятся к I спр, а у глаголов I спр в 3 л, мн.ч. пишется У(Ю). Запись в тетради: бор ю тся – бор оть ся (I спр)

Определяем лицо глагола

Чтобы определить лицо глагола, нужно подобрать к нему местоимение и по местоимению определить лицо.

ЛИЦО МЕСТОИМЕНИЙ

Например , ЧИТАЕШЬ. Подбираем местоимение к глаголу: ТЫ читаешь. Местоимение ТЫ – 2 лица, значит, глагол «читаешь» - 2 лица.

Например , ДУМАЕМ. Подбираем местоимение к глаголу: МЫ думаем. Местоимение МЫ – 1 лица, значит, глагол «думаем» - 1 лица.

Члены предложения

Главные:

- подлежащее (о ком или о чём идет речь в предложении, действующее лицо; чаще всего выражено сущ или местоимением только в И.п., отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)

- сказуемое (обозначает действие, которое выполняет подлежащее, действующее лицо; чаще всего выражено глаголом, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ? и т.д.)

Второстепенные:

- определение (обозначает признак предмета, чаще всего выражено прилагательным, отвечает на вопрос КАКОЙ?)

- дополнение (чаще всего выражено сущ, отвечает на вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного): КОГО, ЧЕГО, КОМУ, ЧЕМУ, ЧТО (В.п.), КЕМ, ЧЕМ, О КОМ, О ЧЁМ)

- обстоятельство (отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?)

Ь на конце слов после шипящих

Пишется:

В Н.ф. глагола после шипящих (береч ь , стрич ь и др.)

В сущ. ж.р. 3 скл., оканчивающихся на шипящий (доч ь , брош ь и др.)

В гл. 2 л., ед ч (пишеш ь , сидиш ь , смеёш ь ся и др.)

Не пишется:

В сущ. м.р., оканчивающихся на шипящий (вра ч , мя ч и др.)

В кратких прилагательных на шипящий (могу ч , дрему ч и др.)

В сущ. Р.п. мн ч ((много) ту ч , лу ж , кры ш и т.д.)

Буквы Е, И в безударных падежных окончаниях существительных

Чтобы определить, какую букву писать в безударном падежном окончании существительного, нужно:

    Определить падеж и склонение существительного

    По таблице, которую нужно знать наизусть , определить, какую букву пишем в окончании

    В существительных на –ЦИЯ (н-р, лек ция И .

    В существительных на –ИЕ (н-р, предложен ие И .

В существительных на –ИЯ (н-р, гарант ия ) в Р.п., Д.п., П.п. в безударном окончании пишется И .

В существительных на –ИЙ (н-р, планетар ий ) в П.п. в безударном окончании пишется И .

Например ,

деревня

(1 скл)

площадь

(3 скл)

на ция

положен ие

ваканс ия

лектор ий

Р.п.

деревн и

площад и

наци и

ваканси и

Д.п.

деревн е

площад и

наци и

ваканси и

П.п.

о деревн е

о площад и

о наци и

о положени и

о ваканси и

о лектори и