Родиной путешественников исследователей руаля амундсена. Руаль Амундсен — Покорение Северо-Западного прохода


«Антарктида — материк в центре Антарктики, площадью 13 975 км2, в том числе 1582 км2 шельфовых ледников и островов» — такова скупая научная характеристика небольшого белого пятна в самой нижней части глобуса. Но что такое Антарктида на самом деле? Это ледяная пустыня с невыносимыми для живого существа условиями: температура зимой от −60 до −70°С, летом −30 до −50°С, сильные ветры, ледяная пурга... В Восточной Антарктиде находится полюс холода Земли — там 89,2° мороза!

Обитатели Антарктиды, например тюлени, пингвины, а также скудная растительность ютятся на побережье, где летом наступает антарктическая «жара» — температура поднимается до 1-2° тепла.

В центре Антарктиды находится Южный полюс нашей планеты (слово «южный» покажется вам насмешкой, если вы вдруг здесь окажетесь). Как и все неизведанное и труднодостижимое, Южный полюс манил к себе людей, и вот в начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь его. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912). Только не подумайте, что они направились туда вместе. Наоборот, каждый из них стремился стать первым, они были соперниками, и этот невероятно трудный поход был своеобразным соревнованием между ними. Одному он принес славу, для другого стал последним... Но обо всем по порядку.

Все началось с экипировки, ведь правильный расчет, когда речь идет о таком, как мы сейчас скажем, экстремальном путешествии, может стоить людям жизни. Опытный полярный исследователь, к тому же уроженец северной страны, Руаль Амундсен сделал ставку на ездовых собак. Неприхотливые, выносливые, покрытые густой шерстью лайки должны были тащить нарты со снаряжением. Сам же Амундсен и его спутники предполагали передвигаться на лыжах.

Мотосани экспедиции Скотта. Фото: www.globallookpress.com

Роберт Скотт решил использовать достижение научного прогресса — моторные сани, а также несколько упряжек мохнатых низкорослых пони.

И вот в 1911 году путешествие началось. 14 января корабль Амундсена «Фрам» достиг последней отправной точки — Китовой бухты на северо-западном побережье Антарктиды. Здесь норвежцам предстояло пополнить запасы и двинуться к юго-востоку, в безлюдье и льды антарктических вод. Амундсен стремился войти в море Росса, которое глубже других врезается в континент Антарктиды.

Цели он достиг, но началась зима. Идти в Антарктиду зимой равносильно самоубийству, поэтому Амундсен решил подождать.

Ранней антарктической весной, 14 октября, Амундсен с четырьмя товарищами отправился к полюсу. Путешествие было трудным. 52 лайки тянули упряжку из четырех нагруженных нарт. Когда животные выбивались из сил, ими кормили более выносливых товарищей. Амундсен составил четкий график движения и, что удивительно, почти не нарушил его. Остаток пути был пройден на лыжах, и 14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Через десять дней путешественники вернулись на базу.

Норвежский флаг на Южном полюсе. Фото: www.globallookpress.com

По иронии судьбы Роберт Скотт и его спутники отправились к полюсу всего через несколько дней после возвращения Амундсена, не зная, что Южный полюс уже покорен. В пути стало ясно, насколько неудачно была экипирована экспедиция. От лютых морозов сломались моторы новомодных саней, гибли лошади, стало не хватать продуктов... Многие из участников вернулись на базу, только сам Скотт и четыре его товарища упрямо продолжали путь. Невыносимый холод, сбивающий с ног ледяной ветер, пургу, заволакивающую все вокруг так, что спутники не видели друг друга, приходилось преодолевать отважным исследователям, одержимым одной целью: «Дойти первыми!»

Голодные, обмороженные, выбившиеся из сил англичане 18 января наконец достигли Южного полюса. А теперь представьте себе, каково же было их разочарование, да что там разочарование — боль, обида, крушение всех надежд, когда они увидели перед собой флаг Норвегии!

Роберт Скотт. Фото: www.globallookpress.com

Сломленные духом путешественники двинулись в обратный путь, но на базу так и не вернулись. Без горючего и продовольствия они умерли один за другим. Только через восемь месяцев удалось найти заметенную снегом палатку, а в ней вмерзшие в лед тела — все, что осталось от английской экспедиции.

Хотя нет, не все. Еще был найден единственный свидетель разыгравшейся трагедии — дневник Роберта Скотта, который он вел, похоже, до самой гибели. А еще остался пример истинного мужества, несгибаемой воли к победе, умения преодолевать препятствия, несмотря ни на что.

Норвежский путешественник, рекордсмен, исследователь и великий человек Руаль Амундсен известен во всем мире, как

  • первый человек, покоривший оба полюса нашей планеты;
  • первый человек, побывавший на Южном полюсе;
  • первый человек, совершивший кругосветное путешествие с его замыканием на Северном полюс;
  • один из пионеров применения авиации - гидросамолётов и дирижаблей - в арктических путешествиях.

Краткая биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен (полное имя — Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен ) родился 16 июля 1872 года в Борге, Норвегия. Его отец – Йенс Амундсен , потомственный морской торговец. Его мать – Ханна Салквист , дочь чиновника из таможенной службы.

Учеба в школе

В школе Руаль был всегда худшим учеником , но выделялся упрямством и обостренным чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником.

Амундсену пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну, и в июле 1890 года он с большим трудом получил аттестат зрелости.

Дальнейшая учеба

После смерти отца в 1886 году Руаль Амундсен хотел учиться на морехода , но мать настояла, чтобы сын избрал медицину после получения аттестата зрелости.

Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но в сентябре 1893, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море .

Морская специальность и путешествие в Арктику

В течение 5 лет Руаль плавал матросом на разных судах, а затем сдал экзамены и получил диплом штурмана . И в таком качестве в 1897 году отправился, наконец, в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика» , которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции.

Это было тяжелейшее испытание. Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

Северо-западный проход

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» , построенную как раз в год его рождения. У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил.

Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход .

Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая. Пришлось пережить зимовку во льдах , океанские штормы, встречи с опасными айсбергами. Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли.

На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски. Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника .

Покорение Южного полюса

В 1910 году он стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу. Перед самым выходом в море пришло сообщение, что Северный полюс покорился американцу Роберту Пири .

Самолюбивый Амундсен тотчас поменял цель: решил идти к Южному полюсу.

Путешественники преодолели 16 тысяч миль за несколько недель, и подошли к самому ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Там пришлось высадиться на берег и на собачьих упряжках двигаться дальше. Путь преграждали обледеневшие скалы, пропасти; лыжи едва скользили.

Но несмотря на все трудности, Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса. Вместе с соратниками он прошел во льдах 1500 километров и первым водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Полярная авиация

Руаль Амундсен летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах. В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Линкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту:

пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске.

Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

Трагическая гибель

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия» , такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским…

Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление. Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине . Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась.

Амундсен согласился стать участником одной из спасательных экспедиций команды Нобиле. 18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген.

Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса .

Амундсен - один из самых известных мореплавателей Норвегии. С детства его увлечением было чтение книг о путешествиях в далекие страны. В детстве он прочитал практически все издания о путешествиях за полярный круг, которые ему удалось раздобыть. Тайком от матери Амундсен уже в ранние годы начал готовиться к экспедициям: он закалялся, делал физические упражнения, а также играл в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног.

Юность великого полярника

Когда Амундсен поступил на медицинский факультет в Осло, большую часть времени он посвящал изучению иностранных языков, будучи уверенным, что их знание является необходимым для путешествия. То, что открыл Руаль Амундсен в географии, во многом обусловлено его долголетней подготовкой в течение всей юности.

В 1897-1899 годах молодой Амундсен принимал участие в антарктической экспедиции бельгийских полярников. В одной команде с ним был Фредерик Кук, который через 10 лет сразится в борьбе за право быть первооткрывателем Северного полюса с Робертом Пири.

Выдающиеся полярники: борьба за первенство

Северный полюс и стал целью, которую поставил перед собой Руаль Амундсен. Что он открыл в будущем, если уже до него за крайнюю точку планеты боролись другие путешественники? Официально долгое время считалось, что первым 6 апреля 1909 года достиг Северного полюса Фредерик Кук утверждал, что побывал здесь уже 21 апреля 1908 года. Так как доказательства, представляемые Куком, вызывали сомнения, то пальму первенства решили отдать Пири. Но и его достижения оказались под сомнением.

Дело в том, что оборудование того времени еще не достигло того уровня развития, на котором можно было бы смело утверждать истинность совершенного открытия. Следующим, кто попытался покорить неумолимый Северный полюс, был Фритьоф Нансен. Но он не смог достичь своей цели, и эстафетную палочку у него перенял Руаль Амундсен. Что он открыл и когда, навсегда осталось в истории географических исследований. Но главному открытию Амундсена предшествовало много испытаний. После смерти матери Амундсен принял решение стать штурманом дальнего плавания. Однако для того чтобы успешно сдать экзамены, необходимо было проработать как минимум три года в качестве матроса на шхуне.

Руаль Амундсен: что он открыл до того, как стать великим мореплавателем

Будущий полярник отправляется к берегам Шпицбергена на промышленном судне. Затем он переходит на другой корабль и отправляется к канадскому побережью. Перед тем путешественником, Амундсен служит матросом на нескольких суднах и посещает множество стран: Испанию, Мексику, Англию и Америку.

В 1896 году Амундсен сдает экзамены и получает диплом, который сделал его штурманом дальнего плавания. После получения диплома Антарктида наконец становится местом, куда отправляется Руаль Амундсен. Что он открыл в процессе своего первого путешествия? Только тот факт, что в Антарктиде главная цель - остаться в живых. Экспедиция, которая предназначалась для изучения земного магнетизма, едва не стала последней для всего экипажа. Сильнейшие вьюги, обжигающий мороз и длительная голодная зимовка - все это едва не погубило команду. Они спаслись только благодаря энергии отважного путешественника, который постоянно охотился на тюленей, чтобы прокормить умирающий от голода экипаж.

Перемена целей

Руаль Амундсен: что он открыл и какова его роль в современном географическом знании? В 1909 году, когда Кук и Пири официально заявили о своих правах на открытие Северного полюса, Амундсен решил кардинально поменять свою задачу. Ведь в этой гонке он мог быть лишь вторым, если не третьим. Поэтому полярник решил покорять другую цель - Южный полюс. Однако и здесь уже были те, кто хотел достичь этой цели быстрее.

Английская экспедиция Скотта

В 1901 году Великобританией была организована экспедиция во главе с офицером Робертом Скоттом. Он не считал географические открытия делом всей своей жизни, но подошел к подготовке к суровому путешествию со всей ответственностью. Руаль Амундсен, что открыли полярники в своих путешествиях, сделали ли они это вместе? Скорее, это было отчаянное соревнование за право достичь Южного полюса первым. В июне 1910 года Скотт начал экспедицию к Антарктиде. Он знал о том, что у него имеется конкурент, но не придал большого значения экспедиции Амундсена, считая его неопытным. Но главное в 1910-1912 годах принадлежало норвежцу.

Руаль Амундсен: что он открыл? Краткое содержание экспедиции на Южный полюс

Главную ставку Скотт сделал на использование техники - мотосаней. Амундсен же, применяя опыт норвежцев, взял с собой большую команду собак для езды в упряжках. Кроме того, команда Амундсена состояла из прекрасных лыжников, а члены экипажа Скотта не уделили должного внимания лыжной подготовке.

4 февраля команда Скотта, добравшись до Китовой бухты, внезапно увидела своих конкурентов. Англичане, хоть и потеряли боевой настрой, решили продолжать путешествие. Кроме того, что команда была шокирована появлением экспедиции Амундсена, сыграла роль и недостаточная подготовка. Лошади их начали погибать, так как долго не могли акклиматизироваться. Одни из мотосаней разбились. Скотт понял, что ставка Амундсена на собак - самое выигрышное решение. Несмотря на то что Амундсен также нес потери, 14 декабря 1911 года его команда достигла Южного полюса.

Руаль Амундсен - величайший норвежский полярник, который навсегда оставил свое имя в истории.

Амундсен - (16.07. 1872 - 18. 06. 1928) – один из самых известных мореплавателей Норвегии. Амундсен Руаль Энгельбрегт Гравнинг – именитый путешественник. Так же Руаль Амундсен известен как исследователь полярных земель.

Руаль Амундсен - первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага).

Из б иографии Руаля Амундсена:

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье потомственных мореплавателей и судостроителей. Руаль появился на свет младшим, четвертым сыном в семье. Его родители имели свои планы на младшего ребенка, решив не приобщать его к семейному ремеслу.

Мальчик рос в окружении братьев и соседей, много времени проводя в играх возле родительского дома. В семье много сил отдавалось спорту – были сооружены тренажеры и турники. Зимой их заменяли лужи.

В школе Руаль учился посредственно, но уже тогда многие отмечали его упорство и упрямство.

С детства его увлечением было чтение книг о путешествиях в далекие страны. Тогда же он прочитал практически все издания о путешествиях за полярный круг, которые ему удалось раздобыть.

Когда Руалю было 14 лет, умер отец, и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Его мать с детьми переехали поближе к королевскому двору. Мать старательно прочила Руалю место в интеллектуальной элите общества, отдав после гимназии на медицинский факультет.

В 15 лет ему в руки попадает книга Д. Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, которая определяет всю его последующую жизнь. Вся юность молодого человека была посвящена серьезной подготовке к будущей экспедиции. Тайком от матери Амундсен уже в ранние годы начал готовиться к экспедициям: он закалялся, делал физические упражнения, а также играл в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног. Будущий полярник приучал себя к холодным температурам. Он знал, что медицина - не дело его жизни.

Руаль Амундсен в детстве

Руаль по настоянию матери поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль тут же бросает университет. Он писал впоследствии: «С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

Когда Амундсен ещё только поступил на медицинский факультет в Осло, он большую часть времени посвящал изучению иностранных языков, будучи уверенным, что их знание является необходимым для путешествия. То, что открыл впоследствии Руаль Амундсен в географии, во многом обусловлено его долголетней подготовкой в течение всей юности.

Еще с юных лет он мечтал о покорении холодных земель планеты. После прочтения книги о знаменитом путешественнике он стал готовить себя к лишениям, которые могли бы встретиться на пути. С подросткового возраста Амундсен испытывал себя диетами и изматывающими физическими нагрузками. Руаль даже нанялся на промысловый корабль, чтобы отточить навыки штурмана. Однако во время одного из тренировочных походов Руалю чудом удалось избежать смерти. После того, как закончилась еда, они с братом, потеряв ориентацию, бродили по плоскогорью недалеко от дома. Брату Руаля чудом удалось найти дорогу домой.

В 1893 году будущий путешественник Руаль Амундсен знакомится с норвежским исследователем Аструпом, и уже иной судьбы, чем быть полярным исследователем, даже не рассматривает. Он буквально стал одержим идеей покорения полюсов.

В 1896 году состоялось первое путешествие Руаля. Он нанялся в экспедицию на судно «Бельгике» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша. В одной команде с ним был знаменитый путешественник Фредерик Кук, который через 10 лет сразится в борьбе за право быть первооткрывателем Северного полюса с Робертом Пири. Судну не удалось пройти сквозь льды, и состоялась незапланированная зимовка всей команды без провизии и теплой одежды. Амуницию шили из теплых одеял, а питались пингвинами и тюленями. После болезни капитана, Руаль взял командование на себя и вывел судно изо льдов.

После возвращения Руаль немедленно стал готовиться уже к собственному походу. Финансирования не хватало, поэтому подготовка была постоянно под угрозой срыва. Он изучает основы геофизики, в 1901 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjoa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) переоборудует её и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л. с.

В 1903 году длительное путешествие началось. В нём Руаль Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф. Он отправился в плавание через Северо-Западный проход. За два года случилось многое – поиск и обнаружение магнитного полюса, знакомство с эскимосами, ссора всех членов команды между собой, путешествия на собаках в лютый мороз. Все это не испугало Руаля и он решил остаться зимовать третий год.

В 1906 году путешествие закончилось в Сан Франциско, был обнаружен и преодолен Северо-Западный проход. После возвращения в Европу, Руаль выступал с лекциями и сделал доклад для Королевского географического общества Англии. Ему удалось, наконец, рассчитаться с долгами, правда, при помощи нового норвежского правительства.

Пока Амундсен готовился покорить Северный полюс, был уже покорен. Им решено было покорять Южный. Снова в условиях жесточайшего дефицита денег исследователь готовит отплытие корабля «Фрам». Его соперник, британец Скотт, так же рассчитывает первым поставить британский флаг на полюсе.

Постепенно соперничество нарастало, методы достижения полюса были разные. Руаль взял с собой сотню ездовых собак и разборный дом для зимовки. Зимовка состоялась в 1911 году и длилась 4 месяца. В это время шел запас еды, укладка ее подготовка саней.

В октябре 1911 года четверо саней и полусотня собак, ведомые 5 людьми отправились покорять полюс. Через два месяца он был достигнут ценой неимоверных усилий. 13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена.

Полюс был тщательно размечен и в палатке было оставлено сообщение для Скотта. Возвращалась команда на базу в два раза быстрее. Команда как могла, срочно отправила телеграммы о покорении полюса королю Норвегии, а также Нансену и брату Амундсена.

Руаль остался в Аргентине, чтобы описать свои похождения и систематизировать информацию. После состоялись торжественные приемы в честь путешественника в столицах Европы. Затем состоялось чествование в Америке, когда пришло извести о гибели Скотта. Эта новость еще более повысило интерес публики к Руалю, ему удалось заработать гораздо больше, чем планировалось.

На эти деньги он купил самолет, так как считал, что будущие экспедиции не обойдутся без летательных аппаратов. После начала мировой войны Руаль принялся за подготовку своей новой экспедиции, так как в боевых действиях из-за нейтралитета Норвегии не участвовал.

Экспедиция корабля «Мод» в 1918 году не была слишком удачной – команда постоянно конфликтовала, часть моряков покинули судно, закончились деньги и провиант, сам Руаль отравился угарным газом и сломал руку. После последовала попытка авиаперелета пересечение Арктики на дирижабле.

После всех испытаний в конце 20-х годов все окружающие стали отмечать неадекватность Руаля. Хотя он продолжал выступать в Японии и России, писал мемуары. Свою миссию исследователя он считал выполненной.

Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей: «У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы». Но погиб Руаль Амундсен, пытаясь спасти экспедицию итальянца Умберто Нобиле в районе Баренцева моря.

Нобиле стал генералом при Муссолини. 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.

По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился над Баренцевым морем, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. На следующий день стало очевидно, что «Латам-47» пропал. Длительные поиски не дали результатов. В последнем полученном сообщении от Амундсена была информация, что они находятся над островом Медвежий.

Комиссией было установлено, что самолет потерпел крушение, повлекшее за собой трагическую смерть команды. Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны. Разбившийся самолет так и не нашли. Только несколько месяцев спустя были обнаружены поплавок и вмятый бензобак гидросамолета.

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

Краткая хронология путешествий великого мореплавателя:

1.С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах.

2.Начиная с 1903 года Амундсен совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.

3. Впервые прошёл (1903-1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

4. На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 года на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта.

5. Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.

6. В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

7. В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

40 интересных фактов из жизни великого путешественника Руаля Амундсена:

1.Руаль Амундсен был человеком большой судьбы. Он навечно остался в памяти людей как истинный покоритель Антарктики.

2.Главные достижения Руаля Амундсена: достиг Южного Полюса первым из людей и побывал на обоих полюсах Земли.

3.Южный полюс - не единственное, что открыл Руаль Амундсен.

4.Он первым совершил проход в 1903-1906 годах от Гренландии к Аляске Северо-Западным проходом на небольшом корабле «Йоа». Это было во многом рискованное предприятие, но Амундсен немало готовился, чем и объясняется его последующий успех.

5.Амундсен никогда не был женат, но удочерил двух чукотских девочек.

6. В 1918-1920 годах на судне «Мод» он проходит вдоль северных берегов Евразии.

7.Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: «Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть».

8.Люди прозвали его Последним викингом, и он вполне оправдал это прозвище.

10.Когда Руаль решил вступить в гонку за покорение Северного полюса, у него были серьезные соперники – Нансен с единственным в то время кораблем для дрейфа во льдах, американцы Кук, Пири, Шеклтон.

11.Руалю удалось получить судно Нансена, так как тот находился в гуще внутрисемейных разборок и предпочел семью новому путешествию.

12. Руаль модернизировал судно и начал изыскивать средства на подготовку экспедиции. Ему удалось заработать лекциями в США и получить дотацию от норвежского правительства.

13.Почему Руалю Амундсену в открытии Южного полюса удалось опередить Роберта Скотта? Главную ставку Скотт сделал на использование техники – мотосаней. Амундсен же, применяя опыт норвежцев, взял с собой большую команду собак для езды в упряжках. Кроме того, команда Амундсена состояла из прекрасных лыжников, а члены экипажа Скотта не уделили должного внимания лыжной подготовке.

14.Экспедиция Роберта Скотта выдвинулась в ноябре 1911 года и достигла Южного полюса 18 января 1912 года, но на обратном пути погибла. Причиной гибели стали грубейшие просчёты в организации экспедиции, в частности, подбора снаряжения и питания.

15. В феврале 1913 г. Амундсен писал: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

16.Несмотря на жесткость характера, Руаль был достаточно справедливым человеком, и в первую очередь он требовал от себя самого дисциплины, отчетности и полной отдачи делу. В прессе часто публиковали нелестные отзывы о нем, выставляя полярника склочным и дотошным. Но кто может судить победителя, учитывая, что именно его команда сохранилась в полном составе, без смертей?

17.Главному открытию Амундсена предшествовало много испытаний. После смерти матери Амундсен принял решение стать штурманом дальнего плавания. Однако для того чтобы успешно сдать экзамены, необходимо было проработать как минимум три года в качестве матроса на шхуне.

18.Будущий полярник отправляется к берегам Шпицбергена на промышленном судне. Затем он переходит на другой корабль и отправляется к канадскому побережью.

19.Перед тем как стать великим путешественником, Амундсен служит матросом на нескольких суднах и посещает множество стран: Испанию, Мексику, Англию и Америку.

20. В 1896 году Амундсен сдает экзамены и получает диплом, который сделал его штурманом дальнего плавания.

21. После получения диплома Антарктида, наконец, становится местом, куда отправляется.

22. В Антарктиде главная цель – остаться в живых. Экспедиция, которая предназначалась для изучения земного магнетизма, едва не стала последней для всего экипажа. Сильнейшие вьюги, обжигающий мороз и длительная голодная зимовка – все это едва не погубило команду. Они спаслись только благодаря энергии отважного путешественника, который постоянно охотился на тюленей, чтобы прокормить умирающий от голода экипаж.

23.Переход до Южного полюса длился почти два месяца. Все это время путешественники шли при сильном штормовом ветре и морозе ниже -20 градусов. По пути им пришлось подняться на 1800 метров в высоту, чтобы преодолеть горы. В горах к морозу и ветрам прибавился недостаток кислорода, еще более усложнивший и без того трудную дорогу. Но, все же, преодолев все препятствия, 14 декабря Амундсен и четверо его товарищей успешно добрались до Южного полюса.

24.Чтобы точно определить, где находится Южный полюс, Амундсену пришлось несколько дней измерять высоту солнца – нужно было найти такую точку, где высота солнца все время одна и та же. В любых других точках, кроме полюса, солнце то чуть приближается к горизонту, то чуть отдаляется из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси. А полюс находится как раз на оси вращения Земли, поэтому солнце там в течение суток остается на одной и той же высоте, двигаясь в течение дня строго параллельно горизонту - вокруг наблюдателя.

25.Наконец, убедившись, что Южный полюс найден правильно, участники экспедиции установили на нем норвежский флаг (для надежности прикрепили флаг к палатке) и отправились в обратный путь.

26.Примерно через месяц они уже были на базе, где проходила зимовка. Путь туда и обратно занял 99 дней. За это время путешественники прошли около 3000 километров.

27.Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку.

28. 13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске. Позднее он вспоминал: «По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

29. 19 октября 1911 пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии.

30.Амундсену был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.

31.Членом экспедиции Амундсена был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 года он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.

32.В июле 1918 года на специально построенном судне «Мод» («Maud») Амундсен отправляется в экспедицию вдоль берегов Сибири (Северный морской путь).

33.Ко всему прочему, Руаль Амундсен является признанным пионером полярной авиации. Впоследствии увлечение авиацией стоило ему жизни.

34. На деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта и 21 мая 1925 года отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Из-за технических проблем самолёты приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После ремонта экспедиция смогла вернуться к Шпицбергену. К тому времени её уже считали погибшей.

35. В 1926 году он совершает первый перелет на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс.

36.Амундсен награжден медалями множества стран мира.

37.Он совершил множество открытий, в его честь были названы географические объекты. В честь знаменитого путешественника названы: море, гора, американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер.

38.Антарктика не раз демонстрировала человеку «его место», пока перед ней не появился бесстрашный норвежец – Руаль Амундсен. Он открыл, что истинное мужество и героизм могут покорять льды и суровые морозы.

39.Сейчас рядом с самой южной точкой планеты находится полярная станция Амундсен-Скотт, названная в честь двух первопроходцев Южного полюса.

40.Через 100 лет после Амундсена в Антарктиде собрались несколько сотен полярных путешественников из разных стран, чтобы отпраздновать юбилейную дату. Большинство из них добрались до полярной станции на лыжах, в точности повторив маршрут Амундсена (только некоторых отстающих пришлось спасать при помощи самолета, иначе они не успели бы на праздник). Чтобы отметить юбилей, на Южный полюс прилетел даже премьер-министр Норвегии.

Стала предметом весьма обширных дискуссий профессиональных полярников и историков полярных экспедиций. В данной статье рассматриваются основные мнения и версии, существующие в литературе.

Основные причины неудачи Скотта

  1. Погода в сезон 1911-1912 гг. была аномально холодной. Холодное лето и ранняя зима не позволили штурмовому отряду спастись.
  2. Ставка на собственные силы как основу для достижения полюса: три четверти пути люди тащили всё снаряжение на себе. По мнению Салливана, этот фактор оказался решающим в провале полярной гонки.
  3. Использование пони в качестве главной вспомогательной тягловой силы. 9 из 19 животных, доставленных в Артарктику, погибли ещё до начала экспедиции. Их чувствительность к холодам определила более поздние сроки начала похода к Южному полюсу и вес снаряжения, которое могло быть заложено в склады.
  4. Сложность транспортной системы. Скотт предполагал использовать пони, мотосани и собак.
  5. Промежуточный склад предполагалось заложить на 80° ю.ш. Из-за того, что лейтенанту Эвансу пришлось тащить всё снаряжение на себе, он был заложен в 31 миле от предполагаемого места. Команда Скотта в марте 1912 года погибла в 18 км (11 милях) от склада.
  6. В последний момент полюсная команда из 4 человек была дополнена пятым (Генри Бауэрсом), но количество провианта и прочего снаряжения было рассчитано только на четверых.
  7. Рацион питания был низкокалорийным и не содержал витамина С (он будет открыт только в 1928 году). Члены полюсной группы заболели цингой ещё до достижения полюса.
  8. Бидоны для керосина стали негерметичными, топливо вытекало или испарялось. Из-за этого команда Скотта в последние месяцы похода была ограничена в возможности растапливать лёд для питья и приготовления горячей пищи.

Рельеф местности. Оценки проходимости

Данные факторы подробно рассмотрены В. С. Корякиным в предисловии к мемуарам Э. Черри-Гаррарда :12-19 .

Рельеф местности, по которому проходили маршруты Амундсена и Скотта, сходен. От зимовочных баз оба отряда шли по Шельфовому леднику Росса, затем по ледниковым долинам Трансантарктических гор и далее по равнинам Полярного плато. Обе команды основывались на опыте экспедиции Э. Шеклтона 1908-09 г. (экспедиция не дошла до полюса 97 географических миль или 180 км) и полагали, что наибольшие трудности вызовет пересечение гор и подъём на плато. Шельфовый ледник Росса был наиболее лёгкой частью маршрута.

Дистанция от базы до полюса у Амундсена равнялась 1381 км, на её прохождение потребовалось 56 дней. Путь по шельфовому леднику составил 751 км (21 день), подъём по леднику Акселя Хейберга - 221 км (18 дней), путь по полярному плато - 413 км (11 дней).

Дистанция команды Скотта составила 1548 км (79 дней от базы до полюса). Путь по шельфовому леднику - 707 км (40 дней), подъём по леднику Бирдмора - 304 км (13 дней), путь по полярному плато - 537 км (26 дней) :12 .

Погодные условия. График передвижения

Погодные условия, сопутствующие экспедициям, рассматривать сложнее из-за несовпадения в сроках походов. Скотт писал в дневнике, что в конце полюсного маршрута он столкнулся с неожиданно низкими температурами. Однако во время зимовки на «Дискавери» уже в марте 1903 года были зафиксированы температуры ниже −40 °C. Амундсен стремился по возможности сократить время нахождения в поле, избежав неблагоприятных условий, с которыми столкнулся Скотт.

В. С. Корякин отмечал, что различия природной обстановки на обоих полюсных маршрутах были не настолько велики, чтобы объяснить успех одного исследователя и неудачу другого :13 . Необходимо сопоставление маршрутов обеих команд для выяснения многих деталей. Средняя скорость Амундсена по пути на полюс составляла 24,6 км/день, у Скотта - 19,5 км/день. Эта разница, накапливаясь, имела большее значение, чем более южное положение исходной базы Амундсена :14 .

На возвращение на базу Амундсен потратил в полтора раза меньше времени, чем на путь к полюсу, поэтому средняя его скорость на всей дистанции составляет 36 км/день. Причины этого очевидны: отпала необходимость в рекогносцировках, сохранились следы (частично), имелись промежуточные склады на каждом географическом градусе широты. Скорость команды Скотта была примерно постоянной на обоих отрезках пути.

Когда команда Скотта поднималась по леднику Бирдмора, несмотря на метель 5 - 9 декабря 1911 г. и зоны трещин, скорость её возрастала. Это было связано с тем, что после отстрела лошадей упростились сборы и сворачивание походного лагеря. Поверхность ледника не создавала серьёзных препятствий :15 .

Темпы продвижения Амундсена на леднике Акселя Хейберга, напротив, резко упали, что было связано с необходимостью рекогносцировок, но увеличились на полярном плато. Скорость движения Скотта на полярном плато непрерывно уменьшалась, что, очевидно, было связано с потерей сил участников похода. В декабре 1911 года команда Скотта в среднем проходила 27 км/день, в конце месяца скорость упала до 21 км/день, а в первую неделю 1912 года - до 19 км/день. Эти особенности не нашли отражения в дневнике Скотта :15 .

На обратном пути от полюса темпы движения команды Скотта возросли с 20 до 22 км/день. В январе 1912 г. Амундсен ввёл новый распорядок: жёсткий график переходов по 28 км с шестичасовым отдыхом. Этот темп сохранялся до возвращения на базу.

Признаки опасного измождения команды Скотта проявились после трёх месяцев перехода. По-видимому, это - предельный срок для безопасной работы в экстремальных условиях. Со времени гибели Э. Эванса, средний переход команды Скотта не превышал 5 км/день, а часто был и ниже :16 .

Эти же особенности зафиксировали члены вспомогательных партий экспедиции Скотта, возвращавшиеся на базу в конце полярного лета. Лейтенант Эванс к 80° ю. ш. уже был не в силах самостоятельно передвигаться. В данной обстановке любая случайность могла иметь фатальные последствия. Люди команды Скотта в марте были в худшем положении, находясь в 240 км от базы в обстановке наступившей зимы :16-17 .

Полярная гонка (таблица)

Таблица составлена на основе книги Амундсена «Южный полюс» и сборника «Последняя экспедиция Скотта».

События Экспедиция Амундсена Экспедиция Скотта Дополнительно
Объявление планов экспедиции 10 ноября 1908 13 сентября 1909 Официальной целью Амундсена был пятилетний дрейф в Северном Ледовитом океане с попыткой достижения Северного полюса . Не позднее сентября 1909 г. в связи с конкурирующими заявлениями Кука и Пири , он втайне решился переменить свои планы, о чём публике было объявлено только 9 сентября 1910 г.
Отправление экспедиции 3 июня 1910 16 июня 1910 Экспедиционное судно Амундсена «Фрам » отправлялось из Кристиании , Норвегия . Экспедиционное судно Скотта «Терра Нова » отправлялось из Кардиффа .
Прибытие на Шельфовый ледник Росса 14 января 1911 4 января 1911 Амундсен высаживался на территорию, о которой даже не было известно, ледник это или область материка, его продвижение также осуществлялось по неизвестной территории
Маршрут Скотта был разведан предшественниками до 88° 23" ю.ш.
Базовый лагерь Фрамхейм , Китовая бухта , 78° 30" ю.ш. мыс Эванс , Остров Росса , 77° 38" ю.ш.
Транспортная система Использование ездовых собак как главной тягловой силы, а также в корм людям и другим собакам: из 52 собак на старте вернулось только 11. Это впоследствии вызвало протесты защитников животных в мире. Ставка на мускульную силу самих участников на большей части маршрута. Использование пони, тракторов и собак на начальном этапе для закладки базовых лагерей. Использование пони в корм людям и собакам.
Расстояние по прямой от базового лагеря до Южного полюса 1285 км 1381 км База Амундсена располагалась на 96 км ближе к полюсу
Старт экспедиции 20 октября 1911 1 ноября 1911
Уже на старте Амундсен на 11 дней опережал Скотта
Достижение 80° ю.ш. 23 октября 1911 18 ноября 1911 1117 км до полюса, Амундсен опережает Скотта на 26 дней
Достижение 81° ю.ш. 31 октября 1911 23 ноября 1911 1005 км до полюса, Амундсен опережает Скотта на 23 дня
Достижение 82° ю.ш. 5 ноября 1911 28 ноября 1911 893 км до полюса, Амундсен опережает Скотта на 23 дня
Достижение 83° ю.ш. 9 ноября 1911 2 декабря 1911 782 км до полюса, Амундсен опережает Скотта на 23 дня
Достижение 84° ю.ш. 13 ноября 1911 15 декабря 1911 670 км до полюса, Амундсен опережает Скотта на 32 дня
Достижение 85° ю.ш. 17 ноября 1911 21 декабря 1911 558 км до полюса, Амундсен опережает Скотта на 34 дня
Достижение 86° ю.ш. 27 ноября 1911 26 декабря 1911 447 км до полюса, Амундсен опережает Скотта на 29 дней
Достижение 87° ю.ш. 04 декабря 1911 1 января 1912 335 км до полюса, Амундсен опережает Скотта на 27 дней
Достижение 88° ю.ш. 6 декабря 1911 6 января 1912 223 км до полюса, Амундсен опережает Скотта на 31 день
Достижение 88° 23" ю.ш. 7 декабря 1911 9 января 1912 Самая южная точка, достигнутая в 1909 г.