Рассказ ревизор по действиям. Пересказ произведения "Ревизор" Гоголя Н.В




Однажды один город уездного типа имел честь «пережить» целую историю. Территориальное положение города было описано автором следующим образом: «Три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Городничим, Антоном Антоновичем Сквозник-Дмухоновским, были собраны все чиновники округи с целью поведать им о предстоящем событии. На днях Антон Антонович получил письмо от незнакомца, в котором сообщалось, что в скором времени в городе должен появиться «ревизор из Петербурга, инкогнито.

И еще с секретным предписанием». Городничий, раздираемый дурными предчувствиями, сетует на беспокойные сны: всю ночь ему виделись крысы небывалых величин. Город начинает перебирать всевозможные причины ревизорского визита. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, представитель городского суда, прочитавший за всю жизнь «пять или шесть книг» (поэтому предстающий перед читателем весьма вольнодумным), высказывает свое предположение о возможной войне, инициируемой Россией. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений, получает совет городничего: освежить внешний вид больничных колпаков; проконтролировать процесс потребления табака пациентами, по возможности, снизить его уровень, а также распорядиться по поводу его крепости. а все предложения городничего Земляника отвечает с сожалением: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Судья получает замечание от городничего, касающееся домашних гусей с маленькими гусенками, бестолково путающихся под ногами в передней для просителей; заседателя, по мнению городничего, с детства имеющего пристрастие к водке; охотничьего арапника, висящего над шкапом с бумагами. Свои размышления о взятках, в особенности борзыми щенками, городничий адресует смотрителю училищ, Луке Лукичу Хлопову; а также выражает свое недовольство привычками, «неразлучными с ученым званием»: отмечает учителя, не перестающего корчить рожи, в то время как другой объясняет предмет жаром, доводящим его до беспамятства: «Оно, конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне!».

Далее следует появление почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина, который представляется автором как «простодушный до наивности человек». Боясь предательства, Антон Антонович просит почтмейстера прочитывать поступающие на почту письма, абсолютно не подозревая, что Иван Кузьмич, одолеваемый любопытством, уже давно грешит этим делом: «Иное письмо с наслаждением прочтешь». Как выясняется, никакой информации о петербургском чиновнике в письмах Иван Кузьмич не встречал. Неожиданно являются помещики Бобчинский и Добчинский, которые, запыхавшись, докладывают о их визите в гостиничный трактир и о весьма внимательном молодом человеке: «и в тарелки к нам заглянул». Помещики отмечают особое выражение лица человека: одним словом, он и есть истинный ревизор («И денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»).

Озадаченные городские управленцы удаляются. Антон Антонович собирается «ехать парадом в гостиницу». Перед отъездом он дает указания квартальному по поводу улицы, которая ведет к трактиру; возведения церкви при богоугодном заведении, что «начинала строиться, но сгорела». Городничий, пребывая в сильном волнении, уезжает в сопровождении Добчинского. Бобчинский же бежит вдогонку за уезжающими прочь натурами. Появляется Анна Андреевна, приходящаяся городничему женой, в окружении Марьи Антоновны, дочери его. Мать обращается к дочери с бранью за медлительность второй, и тут же, выглянув в окно, расспрашивает мужа о возможных вариантах внешности приезжего: с усами ли он и с какими усами. Взбешенная неудачной попыткой, она направляет Авдотью вслед за мужем.

В гостиничной комнатке, которая совсем маленького размера, на кровати барина лежит Осип, слуга его. Его мучает чувство голода, он лежит, жалуясь на барина, который умудрился проиграть большие денежные средства; на его бестолковую расточительность; и вспоминает счастливую жизнь в Петербурге. Далее следует появление Хлестакова Ивана Александровича, молодого и не отличающегося особым умом человека. После короткой перебранки он, робея, отправляет Осипа за пищей к обеду. Вслед за беседой в трактире происходит процесс принятия пищи, как оказывается, далеко не приятной на вкус и качество. Пообедав, Хлестаков выражает свое недовольство по поводу всего происходящего, в то время как им интересуется сам городничий. В номере Хлестакова и происходит их встреча. Чистосердечные признания о цели визита, о свирепствующем папаше, который вызвал Ивана Александровича из Петербурга, были приняты за умение искусно врать, а восклицания, касающиеся нежелания героя быть в заключении, городничий принимает за факт того, что гость не станет игнорировать его грешков. Находясь вне себя от страха, городничий поначалу пытается предложить гостю денежных средств, затем просит его пожить в своем доме, а также побывать, ради интереса, в некоторых городских учреждениях. После неожиданного согласия гостя, городничий, черкнув на трактирном счете записки, адресованные жене и Землянике, отправляет с ними Добчинского, в то время как Бобчинский, со старанием пытающийся подслушать разговор за дверью, падает на пол вместе с ней. Городничий же уезжает в компании Хлестакова.

Все так же злится на дочь Анна Андреевна, которая, одолеваемая нетерпением и волнением, ждет новостей. Следует появление Добчинского, прибежавшего с запиской и вестями о чиновнике, который «не генерал, а н уступит генералу», о его дурном настроении поначалу и о положительности впоследствии. В процессе чтения записки Анна Андреевна узнает о тех вещах, которые необходимы для приема гостя: муж пишет о потребности в соленых огурцах, икре, комнате для гостя и вине, которое может предоставить купец Абдулин. Следует процесс выбора дамами нарядов для встречи гостя. Обстановка сопровождается перебранками. Появляются Антон Антонович с Хлестаковым в сопровождении Земляники, у которого в больничке недавно отведали лабардана; Хлопова и, конечно же, Добчинского и Бобчинского. Разговор происходит на тему успешной деятельности Земляники, больные у которого «как мухи выздоравливают». Далее следует речь Антона Антоновича о его бескорыстных стараниях. Расслабившись, Хлестаков проявляет интерес, касающийся мест в городе, в которых можно поиграть в карты. Заподозрив подвох, Антон Антонович высказывается о своем негативном отношении к азартным играм, ничуть не смущаясь факта своего выигрыша у Хлопова. Вовсе раскрепостившись после появления дам, Хлестаков рассказывает о случае в Петербурге, когда его ошибочно приняли за главнокомандующего; о его дружбе с Александром Сергеевичем Пушкиным; об его управленческой должности в департаменте; о своем беспримерном строгом нраве; и, наконец, замалвливает слово о скором его посвящении в фельдмаршалы, что приводит чиновников в состояние неописуемого страха. Герои удаляются, когда Хлестаков отправляется ко сну. Споря о предмете того, на кого больше обращал внимание гость, Анна Андреевна и Марья Антоновна вместе с главой семейства наперебой расспрашивают Осипа о Хлестакове. Прослушав все его двусмысленные и неконкретные ответы, герои снова и снова убеждаются в важности персоны приезжего. Антон Антонович приказывает полицейским расположиться на крыльце, чтобы предупредить появление купцов, просителей и тому подобных лиц, способных на что-либо жаловаться.

В доме Антона Антоновича происходит совещание городских управленцев, в ходе которого чиновники решают подкупить гостя взяткой. Герои пытаются уговорить Ляпкина-Тяпкина, известного своим даром красноречия («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), попытаться первым. Героев пугает неожиданно пробудившийся Хлестаков. Окончательно струсивший Ляпкин-Тяпкин входит в комнату приезжего, намереваясь дать гостю денег, но в итоге не может вымолвить и слова: роняет купюры на пол, считая себя чуть ли уже не взятым под стражу. Гость, подняв деньги, просит их в долг: «в дороге издержался». Далее следует обсуждение с почтмейстером всех положительных моментов городской жизни. Хлестакова интересуют вкусовые предпочтения смотрителя училищ: «Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?». Землянику же ставит в неловкое положение замечание гостя, что, казалось, вчера он был более низкого роста. У каждого зашедшего Хлестаков берет «в долг» под одним и тем же предлогом. Вносит некоторое разнообразие в происходящее Земляника, устраивая на всех донос и предлагая оформить свои соображения в письменном виде. У заглянувших Добчинского и Бобчинского приезжий сразу просит займа в размере одной тысячи рублей; постепенно требуемая сумма понижается до ста рублей, и, в конце концов, гость оказывается довольным и шестьюдесятью пятью рублями. Добчинский с упоением о своем первом ребенке, который был рожден вне брака. Герой обнадежен мечтами о скором законном усыновлении первенца. Бобчинский же просит Хлестакова замолвить в Петербурге перед местными вельможами о нем словечко: мол, «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Распрощавшись с чиновниками, Хлестаков решает черкнуть весточку товарищу Тряпичкину в Петербург, дабы пересказать ему все подробности курьеза, в результате которого Иван Александрович прослыл в уездном городе «государственным человеком». В момент составления Хлестаковым письма Осип пытается уговорить хозяина как можно скорее покинуть город, что ему с успехом удается. Хлестаков, отдав Осипу письмо, посылает его за лошадьми. Сам уже устраивает у себя прием купцов, которых всеми силами пытается остановить квартальный Держиморда. Купцы, в свою очередь, сетуют на скверное отношение к ним городничего, а также одалживают выпрошенные Хлестаковым пятьсот рублей. Осип без стеснения берет у купцов и сахарную голову, и кое-что еще помимо нее: «и веревочка в дороге пригодится». Вслед за обнадеженными купцами появляются слесарша и супруга унтер-офицера, так же жалующиеся на беспорядки со стороны городничего. Остальных же посетителей выпроваживает Осип. Далее следует неожиданное свидание Хлестакова с Марьей Антоновной, которая будто бы никуда не направлялась, но решила проверить, не здесь ли находится её матушка. Встреча заканчивается любовным признанием, страстным поцелуем Хлестакова и его же раскаянием. Нежданно появившаяся Анна Андреевна в негодовании выставляет дочь за дверь. Хлестаков же, признав вошедшую «еще очень аппетитной», падает перед ней на колени, делая предложение. Его нисколько не вгоняет в краску ни неуверенный ответ Анны Андреевны, ни факт ее замужества. Герой предлагает даме «удалиться под сень струй», так как «для любви нет различия». На молниеносно вбежавшую Марью Антоновну обрушивается гнев матери, следом в ее адрес направляется предложение руки и сердца от Хлестакова. Появляется Антон Антонович, взволнованный обвинениями появившихся у Хлестакова купцов, и просит не принимать все сказанное за действительность. До него же не доходит смысл слов о сватовстве до тех пор, пока Иван Александрович не предупреждает о возможном самоубийстве путем саморасстрела. Почти не осознавая происходящего вокруг, Антон Антонович дает свое благословление молодым. В этот же момент Осип объявляет, что лошади находятся в полной готовности. Хлестаков ставит совсем отчаявшееся семейство перед фактом: он едет на один день к своему богатому дядюшке и ему требуется материальная поддержка. Получив денежные средства, он загружается в бричку, провожаемый Антоном Антоновичем и членами его семейства. Осип с нежностью и заботой получает персидский ковер в качестве подстилки.

Анна Андреевна с мужем, попрощавшись с гостем, начинают грезить о жизни в Петербурге. Следует явление приглашенных купцов, которых запугивает и тут же отпускает с Богом радостный Антон Антонович. Целой очередью являются «отставные чиновники, почетные лица в городе» в сопровождении членов своих семей, чтобы поздравить семейство Сквозник-Дмухановских. В тот момент, когда число поздравлений торжественно достигло своего пика, когда Антон Антонович с Анной Андреевной, находясь в окружении стонущих от зависти гостей, считали себя уже чуть ли не генеральской четой, в дверях появляется почтмейстер, объявляющий, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Вскрытое письмо Хлестакова передается из рук в руки, поочередно воспроизводится вслух. Каждый читающий, найдя в нем описание собственной натуры, моментально отстраняется от чтения. Обескураженный городничий произносит речь, касающуюся Хлестакова как явного «щелкопера, бумагомараки». Общее негодование переходит на Добчинского и Бобчинского: собравшиеся обвиняют их в ложности поступающей от них информации. Все разговоры прекращает нежданное появление жандарма, сообщающего: «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей час же к себе». Объявление шокирует всех присутствующих. Бессловесная сцена продолжается более минуты. Никто не двигается с места. Занавес опускается.

Изображенные Гоголем в комедии «Ревизор» люди с удивительно беспринципными взглядами и невежеством любого читателя поражают и кажутся абсолютно вымышленными. Но на самом деле, это не случайные образы. Это лица типичные для русской провинции тридцатых годов XIX столетия, которые можно встретить даже в исторических документах.

В своей комедии Гоголь затрагивает несколько очень важных вопросов общественности. Это отношение должностных лиц к своим обязанностям и исполнению закона. Как ни странно, но смысл комедии актуален и в современных реалиях.

История написания «Ревизора»

Николай Васильевич Гоголь описывает в своих произведениях довольно утрирование образы русской действительности того времени. В момент появления идеи новой комедии писатель активно работает над поэмой «Мертвые души».

В 1835 году он обращается по вопросу идеи для комедии к Пушкину, в письме изложив ему просьбу о помощи. Поэт отзывается на просьбы и рассказывает историю, когда издатель одного из журналов в одном из южных городов был принят за приезжего чиновника. Аналогичная ситуация, как ни странно, происходила и с самим Пушкиным в то время, когда он собирал материалы для описания пугачевского бунта в Нижнем Новгороде. Его также приняли за столичного ревизора. Идея показалась Гоголю интересной, и само желание написать комедию настолько его захватило, что работа над пьесой шла всего лишь 2 месяца.

В течение октября и ноября 1835 года Гоголь полностью написал комедию и еще через несколько месяцев зачитал ее перед другими литераторами. Коллеги пришли в восторг.

Сам Гоголь писал, что он хотел собрать все дурное, что есть в России, в единую кучу, и посмеяться над этим. Свою пьесу он видел, как очищающую сатиру и орудие борьбы с существовавшей на тот момент в обществе несправедливостью. К слову сказать, допущена пьеса по трудам Гоголя к постановке была лишь после того, когда Жуковский лично обратился с просьбой к императору.

Анализ произведения

Описание произведения

События, описанные в комедии «Ревизор» происходят в первой половине XIX века, в одном из провинциальных городков, которой Гоголь просто обозначает как «N».

Городничий сообщает всем городским чиновникам, что до него донеслась весть о прибытии столичного ревизора. Проверки чиновники пугаются, потому что все они берут взятки, плохо работают и в учреждениях, находящихся в их подчинении, царит бардак.

Практически сразу за известием появляется и второе. До них доходит, что в местной гостинице остановился человек хорошо одетый и похожий на ревизора. На самом деле неизвестный - это мелкий чиновник Хлестаков. Молодой, ветреный и глупый. К нему в гостиницу заявился лично Городничий, чтобы познакомиться с ним и предложить переехать к нему домой, в условия намного лучшие, чем гостиница. Хлестаков с радостью соглашается. Ему такое гостеприимство нравится. На данном этапе он не подозревает, что его приняли не за того, кем он является.

Знакомят Хлестакова и с другими чиновниками, каждый из которых вручает ему крупную сумму денег, якобы в долг. Ими делается все, чтобы проверка была не такой тщательной. В этот момент Хлестаков понимает, за кого его приняли и, получив круглую сумму, умалчивает, что это ошибка.

После он решает уехать из города N, предварительно сделав предложение дочери самого Городничего. С радостью благословляя будущий брак, чиновник радуется подобному родству и спокойно прощается с Хлестаковым, который покидает город и, естественно, не собирается в него больше возвращаться.

Перед этим главный герой пишет в Петербург письмо своему другу, в котором рассказывает о произошедшем конфузе. Почтмейстер, вскрывающий на почте все письма, прочитывает и послание Хлестакова. Обман вскрывается и все, кто давал взятки, с ужасом узнают, что деньги им не вернутся, и проверки еще не было. В этот же момент в город приезжает настоящий ревизор. Чиновники от известия приходят в ужас.

Герои комедии

Иван Александрович Хлестаков

Возраст Хлестакова 23 - 24 года. Потомственный дворянин и помещик, он тоненький, худощавый и глуповатый. Действует, не думая о последствиях, обладает отрывистой речью.

Работает Хлестаков регистратором. В те времена это был чиновник самого низкого ранга. На службе он присутствует мало, все чаще играет в карты на деньги и гуляет, поэтому карьера его никуда не продвигается. Живет Хлестаков в Петербурге, в скромной квартире, а деньги ему регулярно присылают родители, проживающие в одной из деревень Саратовской губернии. Экономить средства Хлестаков не умеет, он тратит их на всевозможные удовольствия, себе ни в чем не отказывая.

Он очень труслив, любит хвастаться и привирать. Не прочь Хлестаков приударить за женщинами, особенно симпатичными, однако его очарованию поддаются только глупые провинциальные дамы.

Городничий

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Постаревший на службе, по-своему неглупый чиновник, производящий вполне солидное впечатление.

Говорит он взвешенно и в меру. У него быстро меняется настроение, черты лица его жесткие и грубые. Обязанности свои он выполняет плохо, является мошенником с большим опытом. Наживается Городничий везде, где только можно, и среди таких же взяточников находится на хорошем счету.

Он жадный и ненасытный. Деньги ворует, в том числе и из казны, и беспринципно нарушает все законы. Не гнушается даже шантажом. Мастер обещаний и еще больший мастер их невыполнения.

Мечтает Городничий быть генералом. Не обращая внимания на массу своих грехов, он еженедельно посещает церковь. Страстный игрок в карты, он любит свою жену, очень нежно к ней относится. Есть у него и дочь, которая в конце комедии с его же благословения становится невестой пронырливого Хлестакова.

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин

Именно этот персонаж, отвечая за пересылку писем, вскрывает письмо Хлестакова и обнаруживает обман. Впрочем, открыванием писем и посылок он занимается на постоянной основе. Делает это не из предосторожности, а исключительно ради любопытства и собственной коллекции интересных историй.

Порой он не просто читает письма, особо понравившиеся, Шпекин оставляет себе. Помимо пересылки писем в его обязанности входит руководство почтовыми станциями, смотрителями, лошадьми и т. д. Но этим он не занимается. Он вообще почти ничего не делает и поэтому местная почта работает крайне плохо.

Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская

Жена Городничего. Провинциальная кокетка, чья душа вдохновлена романами. Любопытна, тщеславна, любит взять верх над мужем, но на деле это получается только в мелочах.

Аппетитная и привлекательная дама, нетерпеливая, глупая и способная на разговоры только о пустяках, да о погоде. При этом любит болтать без умолку. Она высокомерна и мечтает о роскошной жизни в Петербурге. Мать не важная, поскольку соперничает с дочерью и бахвалится, что ей Хлестаков уделил внимания больше, чем Марье. Из развлечений у жены Городничего - гадание на картах.

Дочь Городничего 18 лет от роду. Привлекательная внешне, жеманная и кокетливая. Она очень ветрена. Именно она в конце комедии становится брошенной невестой Хлестакова.

Композиция и анализ сюжета

Основой пьесы Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является бытовой анекдот, который в те времена был достаточно распространен. Все образы комедии утрированы и, вместе с тем, правдоподобны. Пьеса интересна тем, что здесь все ее персонажи вяжутся между собой и каждый из них, по сути, выступает героем.

Завязкой комедии является ожидаемый чиновниками приезд ревизора и их поспешность в выводах, из-за которой проверяющим признается Хлестаков.

Интересным в композиции комедии является отсутствие любовной интриги и любовной линии, как таковой. Здесь просто высмеиваются пороки, которые по классическому литературному жанру получают наказание. Частично они уже наказы легкомысленным Хлестаковым, но читателю понятно в конце пьесы, что еще большее наказание их ожидает впереди, с приездом настоящего проверяющего из Петербурга.

Посредством простой комедии с утрированными образами Гоголь учит своего читателя честности, доброте и ответственности. Тому, что необходимо уважать собственную службу и соблюдать законы. Через образы героев каждый читатель может увидеть и свои собственные недостатки, если среди них имеются глупость, жадность, лицемерие и эгоизм.

Автором пьесы «Ревизор» является Николай Васильевич Гоголь. Дата создания - 1835 год. Знаменитое произведение написано в сатирическом ключе, одной из его художественных особенностей выступает отсутствие среди действующих лиц положительных героев, все они в той или иной степени проявляют худшие черты человеческого характера, а все взаимоотношения решаются с помощью взяток.

Коротко о произведении

Существует распространённое мнение, что вкратце сюжет «Ревизора» был подсказан автору А. С. Пушкиным. Даже если это и не совсем так, именно с великим поэтом советовался Гоголь в процессе написания произведения. Когда оно было опубликовано, немногие увидели за весёлой комедией глубокий смысл и аллюзию на жизнь всей России.

Аннотация гласит, что в некий небольшой городок приезжает повеса, которого по стечению обстоятельств принимают за ревизора. Молодой человек пытается извлечь как можно большую выгоду из положения. И ему это в полной мере удаётся.

Благодаря талантливому слогу, увлекательному сюжету и поучительному смыслу, произведение проходят в 8 классе школы.

Пьеса не очень объёмна, но чтобы прочитать её полностью, придётся потратить то количество времени, которое не всегда есть у современных учеников. В таком случае можно ознакомиться с онлайн-пересказом произведения «Ревизор» кратко по действиям . Представленное ниже подробное изложение событий не только поможет в заполнении читательского дневника или написании сочинения, но и, возможно, мотивирует прочитать полную версию пьесы.

«Ревизор» по явлениям и по действиям разбит на несколько глав или частей. Поскольку каждый отрывок важен для полного понимания сюжета , далее будут описаны события, происходящие в каждой единице композиции.

Действие первое

История начинается в доме городничего:

Действие второе

Действие третье

И вновь сюжет разворачивается в доме городничего:

Действие четвёртое

События в доме городничего продолжают развиваться:

Действие пятое

События происходят в комнате в доме городничего:

Анализ финала пьесы

Немая сцена - вот как заканчивается пьеса «Ревизор». Весь ужас, который пережили недобросовестные чиновники за время пребывания Хлестакова, усиливается после обнаружения обмана. Но это мелочи по сравнению с тем, что теперь всё это придётся пережить вновь.

Городничий, который только что был так счастлив предполагаемой свадьбе дочери, запрокинул голову от вновь обрушившейся неприятности. Земляника, склонив голову, задумался о дальнейших действиях. Судья потерял дар речи, а Бобчинский и Добчинский бросились было друг к другу и замерли по дороге.

Именно этот приём оставил после себя ощущение сильного финала. Как будут развиваться дальнейшие дела в городе, неизвестно. Но в этой сцене достигает предела весь комизм ситуации.

Влияние произведения

По пьесе стали ставить спектакли, и власть, которую в то время представлял император Николай I, предложила изменить концовку истории. В новой версии все глупые и жадные чиновники должны были понести наказание , и история ограничивалась происшествием в безвестном уездном городке, не распространяя своей злободневности на всю Россию. Однако при этом терялась сатиричность сюжета, и идея почти не прижилась, хотя несколько спектаклей всё же было поставлено.

Постановки по оригинальной пьесе имели успех не только на родине Н. В. Гоголя, но и во всём мире. До сих пор на спектакли, поставленные по этой повести, собирается множество народа.

Удивительно, но и спустя два века, история остаётся актуальной. Её сюжет интересно и анализировать, и просто читать. Конечно, изображённые в нём характеры гротескны, но они прекрасно отражают печальную действительность. Бессмертное произведение будет актуально в любое время, пока ещё остаются прохвосты, умеющие пользоваться сложившимся положением, и власть, решающая проблемы взятками. Эту идею можно понять при чтении произведения в сокращении, но всю атмосферу событий в городе передаст полный текст пьесы.

Молодого повесу принимают за ревизора. Хлестаков селится в гостинице, а к нему по очереди приходят городничий и чиновники, и каждый даёт ему взятку. Все высокопоставленные чины в городе обеспокоены приездом ревизора. Они очень боятся, что за их нечистые дела он их накажет, поэтому дают ему взятки, хотя Хлестаков просит их не о взятках, а о деньгах в долг. В конце обман раскрывается. Почтальон приносит весть, что это был не ревизор, а самозванец. Почтальону удалось прочитать письмо, которое Хлестаков писал своему другу, где он высмеивает городничего и чиновников, которые до ужаса напуганы. На время люди успокаиваются, но приходит новая весть о том, что приехал настоящий ревизор и ждёт городничего к себе. Начинается новая суета.

Краткий пересказ

В уездном городе городничий получает письмо, где говорится о приезде ревизора. Он тут же сообщает чиновникам эту новость, которые выражают беспокойство. Больше всех волнуется сам городничий, так как в городе полный непорядок. Он раздает, чтобы как можно быстрее это устранить.

В это время к городничему зашел почтмейстер. Городничий просит его распечатывать письма, чтобы предотвратить доносы. Почтмейстер на это ответил, что давно уже читает чужие письма, и о ревизоре в письмах ничего не сказано.

В это время к городничему прибежали местные помещики. Они сообщают, что видели в гостинице подозрительного молодого человека, который денег не платит и не уезжает. Все решают, что это и есть ревизор. Тогда городничий едет в гостиницу.

Тот, кого все приняли за ревизора – Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник, легкомысленный юноша. Он проиграл все деньги в карты и не мог уехать. Хлестаков голоден, но в долг их кормить уже не хотят. После долгих уговоров им все-таки дали обед. Тут слуга сообщает, что городничий хочет увидеть Хлестакова. Хлестаков переживает, что его хотят посадить в тюрьму. Он бросился объяснять, что не виноват, у него нет денег. Городничий дал ему денег, потому что решил, что тот недоволен положением дел в городе и требует взятки. Городничий предлагает «ревизору» поехать к нему жить, а по пути осмотреть город.

Жена и дочь городничего начинают в беспокойстве готовиться к приезду гостя. За обедом Хлестаков еще больше увлекается своей ложью, он начинает рассказывать о своей жизни, все больше приукрашивая ее. Хлестаков наконец понял, что его приняли за другого.

Пока Хлестаков спал, чиновники решили дать ему взятку. По очереди они входят к Хлестакову, и у каждого тот берет «взаймы». После этого Хлестаков пишет письмо журналисту, в котором рассказывает обо всем случившемся. Позже в гостиной произошла такая сцена. Хлестаков сидит рядом с Марьей Антоновной, дочерью городничего. Он целует ее в плечо и признается в любви. В это время зашла мать Марьи и выгнала дочь. Хлестаков подметил, что и мать недурная и признался ей в любви. Затем возвращается Марья и видит происходящее, Хлестаков просит ее руки. Затем Хлестаков под предлогом уезжает из города.

Семья городничего радуется, но тут появляется почтмейстер. Он сообщает, что Хлестаков не ревизор, он понял это, прочитав его письмо. Все разозлены. Входит жандарм, который сообщает, что прибыл настоящий ревизор.

Заключение

  • В лице Хлестакова автор собрал образ из множества дурных пороков.
  • Хлестаковщина – понятие, под которым понимают легкомысленность, ветреность, поверхностность, хвастовство, желание выдавать себя за другого, вранье.
  • Хлестаковщина актуальна и в наши дни. Она отражает разные пороки, свойственные людям во все времена.

Жанр, определенный Гоголем - комедия в 5 действиях. В текст пьесы введены «Замечания для господ актеров».

Перечень основных действующих лиц:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий.
Анна Андреевна - жена его.
Марья Антоновна - дочь его.
Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - судья.
Артемий Филлипович Земляника - попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин - почтмейстер.
Петр Иванович Бобчинский - городской помещик.
Петр Иванович Добчинский - городской помещик.
Иван Александрович Хлестаков - чиновник из Петербурга.
Осип - слуга его.
Степан Ильич Уховертов - частный пристав.
Свистунов, Пуговицын, Держиморда - полицейские.

Действие 1

Комната в доме Городничего.

Явл. 1

Городничий сообщает собравшимся чиновникам «пренеприятнейшее известие»: в город приезжает ревизор. Собравшиеся в ужасе. Чиновники предполагают, что ревизора специально присылают, чтобы узнать, нет ли в городе измены перед войной. Городничий: «Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Советует всем навести видимость порядка в подведомственных заведениях (в больнице надеть на больных чистые колпаки, написать болезни по-латыни; убрать гусей из приемной суда, спрятать охотничье снаряжение). Упрекает чиновников во взяточничестве (судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками), недостойном поведении (в гимназии учителя строят ученикам рожи).

Явл. 2

Почтмейстер выражает опасение, что приезд ревизора может означать скорую войну с турками. Городничий просит его распечатывать и прочитывать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер охотно соглашается, поскольку и до просьбы Городничего поступал именно так.

Явл. 3

Появляются Бобчинский и Добчинский и распускают слух, что ревизор - некто Иван Александрович Хлестаков, который уже неделю живет в гостинице, не платя хозяину денег. Городничий решает наведаться к проезжающему. Чиновники расходятся по подведомственным заведениям.

Явл. 4

Городничий отдает распоряжение квартальному дочиста вымести улицы.

Явл. 5

Городничий распоряжается расставить квартальных по городу, снести старый забор, на возможные вопросы ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела, а вовсе не была растащена по частям.

Явл. 6

Вбегают жена и дочь Городничего, сгорающие от любопытства. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками мужа, чтобы самостоятельно все разузнать о приехавшем ревизоре.

Действие 2

Комната в гостинице.

Явл. 1

Голодный Осип лежит на барской кровати и рассуждает сам с собой (Они уехали с барином из Петербурга два месяца назад. В дороге барин растратил все деньги, живя не по средствам и проигрываясь в карты. Самому слуге нравится жизнь в Петербурге - «галантерейное обращение» на «вы». Барин ведет бестолковую жизнь, потому что «делом не занимается»).

Явл. 2

Появляется Хлестаков, пытается послать Осипа к хозяину за обедом. Тот отказывается идти, напоминает Хлестакову, что они уже три недели не платят за постой и хозяин собирался на них жаловаться.

Явл. 3

Хлестаков один. Очень хочет есть.

Явл. 4

Хлестаков наказывает трактирному слуге потребовать у хозяина обед в кредит.

Явл. 5

Хлестаков представляет, как он в шикарном петербургском костюме подкатит к воротам отцовского дома, а также будет наносить визиты соседским помещикам.

Явл. 6

Трактирный слуга приносит маленький обед. Хлестаков недоволен супом и жарким, но съедает все.

Явл. 7

Осип объявляет, что приехал Городничий и хочет видеть Хлестакова.

Явл. 8

Появляются Городничий и Добчинский. Подслушивающий Бобчинский на протяжении всего явления выглядывает из-за двери. Хлестаков и Городничий каждый со своей стороны начинают оправдываться друг перед другом (Хлестаков обещает, что заплатит за постой, Городничий клянется, что в городе будет наведен порядок). Хлестаков просит у Городничего денег взаймы, и Городничий дает ему взятку, подсовывая вместо двухсот рублей четыреста, уверяя при этом, что просто зашел проведать проезжающих, и это для него занятие обычное. He верит словам Хлестакова, что тот едет к отцу в деревню, считает, что он «пули отливает», чтобы замаскировать свои настоящие цели. Городничий приглашает Хлестакова пожить у себя в доме.

Явл. 9

По совету Городничего Хлестаков решает отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой.

Явл. 10

Городничий приглашает Хлестакова осмотреть разные заведения в городе и убедиться, что везде поддерживается порядок. Посылает Добчинского с записками к жене (чтобы приготовила комнату) и к Землянике.

Действие 3

Комната в доме Городничего.

Явл. 1

Анна Андреевна и Марья Антоновна сидят у окна в ожидании новостей. Замечают в конце улицы Добчинского.

Явл. 2

Появляется Добчинский, пересказывает дамам сцену в гостинице, передает хозяйке записку. Анна Андреевна делает необходимые распоряжения.

Явл. 3

Дамы обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя.

Явл. 4

Осип приносит чемодан Хлестакова и «соглашается» поесть «простых» блюд - щей, каши, пирогов.

Явл. 5

Появляются Хлестаков и Городничий в окружении чиновников. Хлестаков завтракал в больнице, остался очень доволен, тем более, что все больные выздоровели - они обычно «выздоравливают, как мухи».

Хлестаков интересуется карточными заведениями. Городничий отвечает, что таких в городе нет, божится, что сам сроду не знал, как играть, а все свое время употребляет «на пользу государственную».

Явл. 6

Городничий представляет гостя жене и дочери. Хлестаков рисуется перед Анной Андреевной, уверяет, что не любит церемоний и со всеми важными чиновниками в Петербурге (в том числе и с Пушкиным) «на дружеской ноге», что и сам на досуге сочиняет, что написал «Юрия Милославского», что у него самый известный дом в Петербурге, что он дает балы и обеды, на которые ему доставляют «арбуз в семьсот рублей», «суп в кастрюльке из Парижа». Доходит до того, что заявляет, что на дом к нему приходит сам министр, а однажды, идя навстречу просьбам 35 000 курьеров, он даже управлял департаментом. «Я везде, везде... Во дворец всякий день езжу». Завирается окончательно. Городничий предлагает ему отдохнуть с дороги.

Явл. 7

Чиновники обсуждают гостя. Понимают, что даже если половина из сказанного Хлестаковым правда, то их положение очень серьезное.

Явл. 8

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают «мужские достоинства» Хлестакова. Каждая уверена, что Хлестаков обратил внимание именно на нее.

Явл. 9

Городничий перепуган. Жена, напротив, уверена в своих женских чарах.

Явл. 10

Все бросаются расспрашивать Осипа о барине. Городничий дает ему щедро не только «на чай», но и «на баранки». Осип сообщает, что его барин «порядок любит».

Явл. 11

Городничий ставит на крыльце двух квартальных - Свистунова и Держиморду, чтобы не пропускали к Хлестакову просителей.

Действие 4

Комната в доме Городничего.

Явл. 1 и 2

В полном параде, на цыпочках, входят: Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тяпкин строит всех по-военному. Решает, что следует представляться поодиночке и давать взятки. Спорят, кому идти первым.

Явл. 3

Представление Ляпкина-Тяпкина Хлестакову: «А деньги в кулаке, а кулак-то весь в огне». Ляпкин-Тяпкин роняет деньги на пол и думает, что пропал. Хлестаков соглашается взять деньги «взаймы». Счастливый Ляпкин-Тяпкин уходит с чувством выполненного долга.

Явл. 4

Пришедший представляться почтмейстер Шпекин только поддакивает рассуждающему о приятном городе Хлестакову. Хлестаков берет у Почтмейстера «взаймы», и Шпекин уходит успокоенный: у Хлестакова нет замечаний по части почтового дела.

Явл. 5

Представление Луки Лукича. Лука Лукич весь дрожит, говорит невпопад, язык у него заплетается. Насмерть перепуганный, он все-таки всучивает деньги Хлестакову и уходит.

Явл. 6

Представление Земляники. Земляника напоминает «ревизору» про вчерашний завтрак. Хлестаков благодарит. Уверенный в расположении «ревизора» к себе, Земляника доносит на остальных чиновников города и дает взятку. Хлестаков берет и обещает во всем разобраться.

Явл. 7

Хлестаков прямо требует денег от пришедших представляться Бобчинского и Добчинского. Добчинский просит признать его сына законным, а Бобчинский просит Хлестакова при случае сказать государю, «что в таком-то городе живет, мол, Петр Иванович Бобчинский».

Явл. 8

Хлестаков понимает, что его по ошибке приняли за важного государственного чиновника. В письме своему другу Тряпичкину описывает это забавное происшествие.

Явл. 9

Осип советует Хлестакову поскорее убираться из города. Слышится шум: это пришли просители.

Явл. 10

Купцы жалуются Хлестакову на Городничего, который требует, чтобы подарки ему дарили на именины дважды в год, отнимает лучший товар. Дают Хлестакову деньги, потому что от поднесенных продуктов тот отказывается.

Явл. 11

Появляются требующие справедливости унтер-офицерская вдова, которую высекли безо всякого на то основания, и слесарша, у которой мужа забрали в солдаты не по очереди, поскольку те, которые должны были идти вместо него, вовремя сделали подношение. Унтер-офицерская вдова требует штрафа, Хлестаков обещает разобраться и помочь.

Явл. 12

Хлестаков объясняется с Марьей Антоновной.

Ta боится, что столичный гость посмеется над ее провинциальностью. Хлестаков клянется, что любит ее, целует в плечо, встает на колени.

Явл. 13-14

Входит Анна Андреевна, прогоняет дочь. Хлестаков встает на колени перед Анной Андреевной, клянется, что на самом деле любит ее, но поскольку она замужем, он вынужден сделать предложение ее дочери.

Явл. 15

Появляется Городничий и умоляет Хлестакова не прислушиваться к мнению купцов и горожан о нем (унтер-офицерская вдова «сама себя высекла»). Хлестаков делает предложение. Родители зовут дочь и поспешно ее благословляют.

Явл. 8

Появляется Почтмейстер и читает вслух письмо Хлестакова Тряпичкину, из которого выясняется, что Хлестаков не ревизор: «Городничий - глуп, как сивый мерин... Почтмейстер... пьет горькую... Надзиратель за богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке». Городничий убит известием наповал. Вернуть Хлестакова невозможно, поскольку сам же Городничий распорядился отдать ему лучших лошадей. Городничий: «Чему смеетесь? - над собою смеетесь!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!» Все ищут виновника происшедшего и решают, что во всем виноваты Бобчинский и Добчинский, распространившие слух, что Хлестаков и есть ревизор.

Явл. последнее

Входит жандарм и объявляет о приезде настоящего ревизора. Немая сцена.