Неорганическая химия с нуля. Органическая химия для "чайников": история, понятия


Е.Н.ФРЕНКЕЛЬ

Самоучитель по химии

Пособие для тех, кто не знает, но хочет узнать и понять химию

Часть I. Элементы общей химии
(первый уровень сложности)

Я, Френкель Евгения Николаевна, заслуженный работник высшей школы РФ, выпускница химического факультета МГУ 1972 г., педагогический стаж 34 года. Кроме того, я мать троих детей и бабушка четырех внуков, старший из которых школьник.

Меня волнует проблема школьных учебников. Главная беда многих из них – тяжелый язык, который требует дополнительного «перевода» на понятный школьнику язык изложения учебного материала. Ко мне часто обращаются ученики средней школы с такой просьбой: «Переведите текст учебника, чтобы понятно было». Поэтому я написала «Самоучитель по химии», в котором многие сложные вопросы изложены вполне доступно и в то же время научно. На основе этого «Самоучителя», который был написан в 1991 г., я разработала программу и содержание подготовительных курсов. На них обучались сотни школьников. Многие из них начинали с нуля и за 40 занятий понимали предмет настолько, что сдавали экзамены на «4» и «5». Поэтому в нашем городе мои пособия-самоучители расходятся как горячие пирожки.

Может, и другим пригодятся мои наработки?

Статья подготовлена при поддержке учебного центра «МакарОФФ». Учебный центр предлагает Вам пройти курсы маникюра в Москве недорого . Профессиональная школа маникюра проводит обучение по маникюру, педикюру, наращиванию и дизайну ногтей, а также курсы мастеров-универсалов ногтевого сервиса, наращивание ресниц, микроблейдинг, шугаринг и эпиляция воском. Центр выдаёт дипломы после обучения и гарантированное трудоустройство. Подробная информация обо всех программах обучения, цены, расписание, акции и скидки, контакты на сайте: www.akademiyauspeha.ru .

Предисловие

Уважаемые читатели! Предлагаемый вашему вниманию «Самоучитель по химии» – не обычный учебник. В нем не просто излагаются какие-то факты или описываются свойства веществ. «Самоучитель» объясняет и учит даже в том случае, если вы, к сожалению, не знаете и не понимаете химии, а к учителю обратиться за разъяснениями не можете или стесняетесь. В виде рукописи эта книга используется школьниками с 1991 г., и не было ни одного ученика, который бы провалился на экзамене по химии и в школе, и в вузах. Причем многие из них совсем не знали химии.

«Самоучитель» рассчитан на самостоятельную работу ученика. Главное – отвечать по ходу чтения на те вопросы, которые встречаются в тексте. Если вы не смогли ответить на вопрос, то читайте внимательнее текст еще раз – все ответы имеются рядом. Желательно также выполнять все упражнения, которые встречаются по ходу объяснения нового материала. В этом помогут многочисленные обучающие алгоритмы, которые практически не встречаются в других учебниках. С их помощью вы научитесь:

Составлять химические формулы по валентности;

Составлять уравнения химических реакций, расставлять в них коэффициенты, в том числе в уравнениях окислительно-восстановительных процессов;

Составлять электронные формулы (в том числе краткие электронные формулы) атомов и определять свойства соответствующих химических элементов;

Предсказывать свойства некоторых соединений и определять, возможен данный процесс или нет.

В пособии два уровня сложности. Самоучитель первого уровня сложности состоит из трех частей.

I часть. Элементы общей химии (публикуемая ).

II часть. Элементы неорганической химии.

III часть. Элементы органической химии.

Книг второго уровня сложности тоже три.

Теоретические основы общей химии.

Теоретические основы неорганической химии.

Теоретические основы органической химии.

Глава 1. Основные понятия химии.

Упражнения к главе 1.

Глава 2. Важнейшие классы неорганических соединений.

2.1. Оксиды.

2.2. Кислоты.

2.3. Основания.

Упражнения к главе 2.

Глава 3. Элементарные сведения о строении атома. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Упражнения к главе 3.

Глава 4. Понятие о химической связи.

Глава 5. Растворы.

Глава 6. Электролитическая диссоциация.

6.1. Понятие о рН (водородном показателе).

6.2. Гидролиз солей.

Упражнения к главе 6.

Глава 7. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях.

Глава 8. Расчеты по химическим формулам и уравнениям.

8.1. Основные расчетные понятия.

8.2. Задачи, решаемые по стандартным формулам.

8.2.1. Задачи по теме «Газы».

8.2.2. Задачи по теме «Способы выражения концентрации растворов».

8.2.3. Задачи по теме «Количественный состав вещества».

8.3. Задачи, решаемые по уравнениям реакций.

8.3.1. Оформление расчетов по уравнениям реакций.

8.3.2. Задачи по теме «Количественный состав растворов и смесей».

8.3.3. Задачи на установление формулы вещества.

8.4. Задачи для самостоятельного решения.

Приложение.

Глава 1. Основные понятия химии

Что такое химия? Где мы встречаемся с химическими явлениями?

Химия – везде. Сама жизнь – это бесчисленное множество разнообразных химических реакций, благодаря которым мы дышим, видим голубое небо, ощущаем изумительный запах цветов.

Что изучает химия?

Химия изучает вещества, а также химические процессы, в которых участвуют эти вещества.

Что такое вещество?

Вещество – это то, из чего состоит окружающий нас мир и мы сами.

Что такое химический процесс (явление)?

К химическим явлениям относятся процессы, в результате которых изменяется состав или строение молекул, образующих данное вещество*. Изменились молекулы – изменилось вещество (оно стало другим), изменились его свойства. Например, свежее молоко стало кислым, зеленые листья стали желтыми, сырое мясо при обжаривании изменило запах.

Все эти изменения – следствие сложных и многообразных химических процессов. Однако признаки простых химических реакций, в результате которых изменяется состав и строение молекул, такие же: изменение цвета, вкуса или запаха, выделение газа, света или тепла, появление осадка.

Что же такое молекулы, изменение которых влечет за собой столь разнообразные проявления?

Молекулы – это мельчайшие частицы вещества, отражающие его качественный и количественный состав и его химические свойства.

Изучая состав и строение одной молекулы, можно предсказать многие свойства данного вещества в целом. Такие исследования – одна из главных задач химии.

Как устроены молекулы? Из чего они состоят?

Молекулы состоят из атомов. Атомы в молекуле соединены при помощи химических связей. Каждый атом обозначается при помощи символа (химического знака). Например, Н – атом водорода, О – атом кислорода.

Число атомов в молекуле обозначают при помощи индекса – цифры внизу справа после символа.

Например:

Примеры молекул:

О 2 – это молекула вещества кислорода, состоящая из двух атомов кислорода;

Н 2 О – это молекула вещества воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Если атомы не связаны химической связью, то их число обозначают при помощи коэффициента – цифры перед символом:

Аналогично изображают число молекул:

2Н 2 – две молекулы водорода;

3Н 2 О – три молекулы воды.

Почему атомы водорода и кислорода имеют разные названия и разные символы? Потому что это атомы разных химических элементов.

Химический элемент – это вид атомов с одинаковым зарядом ядер.

Что такое ядро атома? Почему заряд ядра является признаком принадлежности атома к данному химическому элементу? Чтобы ответить на эти вопросы, следует уточнить: изменяются ли атомы в химических реакциях, из чего состоит атом?

Нейтральный атом не имеет заряда, хотя и состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов:

В ходе химических реакций число электронов любого атома может изменяться, а вот заряд ядра атома не меняется . Поэтому заряд ядра атома – своеобразный «паспорт» химического элемента. Все атомы с зарядом ядра +1 принадлежат химическому элементу под названием водород. Атомы с зарядом ядра +8 относятся к химическому элементу кислороду.

Каждому химическому элементу присвоен химический символ (знак), порядковый номер в таблице Д.И.Менделеева (порядковый номер равен заряду ядра атома), определенное название, а для некоторых химических элементов – особое прочтение символа в химической формуле (табл. 1).

Таблица 1

Символы (знаки) химических элементов

№ п/п № в таблице Д.И.Менделеева Символ Прочтение в формуле Название
1 1 H аш Водород
2 6 C це Углерод
3 7 N эн Азот
4 8 O о Кислород
5 9 F фтор Фтор
6 11 Na натрий Натрий
7 12 Mg магний Магний
8 13 Al алюминий Алюминий
9 14 Si силициум Кремний
10 15 P пэ Фосфор
11 16 S эс Сера
12 17 Cl хлор Хлор
13 19 K калий Калий
14 20 Ca кальций Кальций
15 23 V ванадий Ванадий
16 24 Cr хром Хром
17 25 Mn марганец Марганец
18 26 Fe феррум Железо
19 29 Cu купрум Медь
20 30 Zn цинк Цинк
21 35 Br бром Бром
22 47 Ag аргентум Серебро
23 50 Sn станнум Олово
24 53 I йод Йод
25 56 Ba барий Барий
26 79 Au аурум Золото
27 80 Hg гидраргирум Ртуть
28 82 Pb плюмбум Cвинец

Вещества бывают простые и сложные . Если молекула состоит из атомов одного химического элемента, это простое вещество. Простые вещества – Са, Сl 2 , О 3 , S 8 и т. д.

Молекулы сложных веществ состоят из атомов разных химических элементов. Сложные вещества – H 2 O, NO, H 3 PO 4, C 12 H 22 O 11 и т. д.

Задание 1.1. Укажите число атомов в молекулах сложных веществ H 2 O, NO, H 3 PO 4 , C 12 H 22 O 11 , назовите эти атомы.

Возникает вопрос: почему для воды всегда записывается формула Н 2 О, а не НО или НО 2 ? Опыт доказывает, что состав воды, полученной любым способом или взятой из любого источника, всегда соответствует формуле Н 2 О (речь идет о чистой воде).

Дело в том, что атомы в молекуле воды и в молекуле любого другого вещества соединены при помощи химических связей. Химическая связь соединяет как минимум два атома. Поэтому, если молекула состоит из двух атомов и один из них образует три химические связи, то другой также образует три химические связи.

Число химических связей , образуемых атомом, называют его валентностью .

Если обозначить каждую химическую связь черточкой, то для молекулы из двух атомов АБ получим АБ, где тремя черточками показаны три связи, образуемые элементами А и Б между собой.

В данной молекуле атомы А и Б трехвалентны.

Известно, что атом кислорода двухвалентен, атом водорода одновалентен.

В о п р о с. Сколько атомов водорода может присоединиться к одному атому кислорода?

О т в е т. Два атома. Состав воды описывают формулой Н–О–Н, или Н 2 О.

П о м н и т е! В устойчивой молекуле не может быть «свободных», «лишних» валентностей. Поэтому для двухэлементной молекулы число химических связей (валентностей) атомов одного элемента равно общему числу химических связей атомов другого элемента.

Валентность атомов некоторых химических элементов постоянна (табл. 2).

Таблица 2

Значение постоянных валентностей некоторых элементов

Для других атомов валентность** можно определить (вычислить) из химической формулы вещества. При этом нужно учитывать изложенное выше правило о химической связи. Например, определим валентность x марганца Mn по формуле вещества MnO 2:

Общее число химических связей, образуемых одним и другим элементом (Mn и О), одинаково:
x · 1 = 4; II · 2 = 4. Отсюда х = 4, т.е. в этой химической формуле марганец четырехвалентен.

П р а к т и ч е с к и е в ы в о д ы

1. Если один из атомов в молекуле одновалентен, то валентность второго атома равна числу атомов первого элемента (см. на индекс!):

2. Если число атомов в молекуле одинаково, то валентность первого атома равна валентности второго атома:

3. Если у одного из атомов индекс отсутствует, то его валентность равна произведению валентности второго атома на его индекс:

4. В остальных случаях ставьте валентности «крест-накрест», т.е. валентность одного элемента равна индексу другого элемента:

Задание 1.2. Определите валентности элементов в соединениях:

CO 2 , CO, Mn 2 O 7 , Cl 2 O, P 2 O 3 , AlP, Na 2 S, NH 3 , Mg 3 N 2 .

П о д с к а з к а. Сначала укажите валентность атомов, у которых она постоянная. Аналогично определяется валентность атомных групп ОН, РО 4 , SО 4 и др.

Задание 1.3. Определите валентности атомных групп (в формулах подчеркнуты):

H 3 PO 4 , Ca(OH ) 2 , Ca 3 (PO 4) 2 , H 2 SO 4 , CuSO 4 .

(Обратите внимание! Одинаковые группы атомов имеют одинаковые валентности во всех соединениях.)

Зная валентности атома или группы атомов, можно составить формулу соединения. Для этого пользуются следующими правилами.

Если валентности атомов одинаковы, то и число атомов одинаково, т.е. индексы не ставим:

Если валентности кратны (обе делятся на одно и то же число), то число атомов элемента с меньшей валентностью определяем делением:

В остальных случаях индексы определяют «крест-накрест»:

Задание 1.4. Составьте химические формулы соединений:

Вещества, состав которых отражают химические формулы, могут участвовать в химических процессах (реакциях). Графическая запись, соответствующая данной химической реакции, называется уравнением реакции . Например, при сгорании (взаимодействии с кислородом) угля происходит химическая реакция:

С + O 2 = CO 2 .

Запись показывает, что один атом углерода С, соединяясь с одной молекулой кислорода O 2 , образует одну молекулу углекислого газа СО 2 . Число атомов каждого химического элемента до и после реакции должно быть одинаково . Это правило – следствие закона сохранения массы вещества. Закон сохранения массы: масса исходных веществ равна массе продуктов реакции.

Закон был открыт в XVIII в. М.В.Ломоносовым и, независимо от него, А.Л.Лавуазье.

Выполняя этот закон, необходимо в уравнениях химических реакций расставлять коэффициенты так, чтобы число атомов каждого химического элемента не изменялось в результате реакции. Например, при разложении бертолетовой соли KClO 3 получается соль KСl и кислород О 2:

KClO 3 KСl + О 2 .

Число атомов калия и хлора одинаково, а кислорода – разное. Уравняем их:

Теперь изменилось число атомов калия и хлора до реакции. Уравняем их:

Наконец, между правой и левой частями уравнения можно поставить знак равенства:

2KClO 3 = 2KСl + 3О 2 .

Полученная запись показывает, что при разложении сложного вещества KClO 3 получаются два новых вещества – сложное KСl и простое – кислород O 2 . Числа перед формулами веществ в уравнениях химических реакций называют коэффициентами .

При подборе коэффициентов необязательно считать отдельные атомы. Если в ходе реакции не изменился состав некоторых атомных групп, то можно учитывать число этих групп, считая их единым целым. Составим уравнение реакции веществ CaCl 2 и Na 3 PO 4:

CaCl 2 + Na 3 PO 4 ……………… .

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь д е й с т в и й

1) Определим валентность исходных атомов и группы PO 4:

2) Напишем правую часть уравнения (пока без индексов, формулы веществ в скобках надо уточнить):

3) Составим химические формулы полученных веществ по валентностям составных частей:

4) Обратим внимание на состав самого сложного соединения Ca 3 (PO 4) 2 и уравняем число атомов кальция (их три) и число групп РО 4 (их две):

5) Число атомов натрия и хлора до реакции теперь стало равным шести. Поставим соответствующий коэффициент в правую часть схемы перед формулой NaCl:

3CaCl 2 + 2Na 3 PO 4 = Ca 3 (PO 4) 2 + 6NaCl.

Пользуясь такой последовательностью, можно уравнять схемы многих химических реакций (за исключением более сложных окислительно-восстановительных реакций, см. главу 7).

Типы химических реакций. Химические реакции бывают разных типов. Основными являются четыре типа – соединение, разложение, замещение и обмен.

1. Реакции соединения – из двух и более веществ образуется одно вещество:

Например:

Са + Сl 2 = CaCl 2 .

2. Реакции разложения – из одного вещества получаются два вещества или более:

Например:

Ca(HCO 3) 2 CaCO 3 + CO 2 + H 2 O.

3. Реакции замещения – реагируют простое и сложное вещества, образуются также простое и сложное вещества, причем простое вещество замещает часть атомов сложного вещества:

А + ВХ АХ + В.

Например:

Fe + CuSO 4 = Cu + FeSO 4 .

4. Реакции обмена – здесь реагируют два сложных вещества и получаются два сложных вещества. В ходе реакции сложные вещества обмениваются своими составными частями:

Упражнения к главе 1

1. Выучите табл. 1. Проверьте себя, напишите химические символы: серы, цинка, олова, магния, марганца, калия, кальция, свинца, железа и фтора.

2. Напишите символы химических элементов, которые в формулах произносятся как: «аш», «о», «купрум», «эс», «пэ», «гидраргирум», «станнум», «плюмбум», «эн», «феррум», «це», «аргентум». Назовите эти элементы.

3. Укажите число атомов каждого химического элемента в формулах соединений:

Al 2 S 3 , СаS, МnО 2 , NH 3 , Mg 3 P 2 , SO 3 .

4. Определите, какие из веществ – простые, а какие – сложные:

Na 2 O, Na, O 2 , CaCl 2 , Cl 2 .

Прочитайте формулы этих веществ.

5. Выучите табл. 2. Составьте химические формулы веществ по известной валентности элементов и атомных групп:

6. Определите валентность химических элементов в соединениях:

N 2 O, Fe 2 O 3 , PbO 2 , N 2 O 5, HBr, SiH 4 , H 2 S, MnO, Al 2 S 3 .

7. Расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций:

а) Mg + O 2 MgO;

б) Al + CuCl 2 AlCl 3 + Cu;

в) NaNO 3 NaNO 2 + O 2 ;

г) AgNO 3 + BaCl 2 AgCl + Ba(NO 3) 2 ;

д) Al + HCl AlCl 3 + H 2 ;

е) KOH + H 3 PO 4 K 3 PO 4 + H 2 O;

ж) CH 4 C 2 H 2 + H 2 .

* Существуют вещества, построенные не из молекул. Но об этих веществах речь пойдет позже (см. главу 4).

** Строго говоря, по нижеизложенным правилам определяют не валентность, а степень окисления (см. главу 7). Однако во многих соединениях числовые значения этих понятий совпадают, поэтому по формуле вещества можно определять и валентность.

Печатается с продолжением

Если вы поступили в университет, но к этому времени так и не разобрались в этой нелегкой науке, мы готовы раскрыть вам несколько секретов и помочь изучить органическую химию с нуля (для "чайников"). Вам же остается только читать и внимать.

Основы органической химии

Органическая химия выделена в отдельный подвид благодаря тому, что объектом ее изучения является все, в составе чего есть углерод.

Органическая химия – раздел химии, который занимается изучением соединения углерода, структуру таких соединений, их свойства и методы соединения.

Как оказалось, углерод чаще всего образует соединения со следующими элементами - H, N, O, S, P. Кстати, эти элементы называются органогенами .

Органические соединения, количество которых сегодня достигает 20 млн, очень важны для полноценного существования всех живых организмов. Впрочем, никто и не сомневался, иначе человек просто закинул бы изучение этого непознанного в долгий ящик.

Цели, методы и теоретические представления органической химии представлены следующим:

  • Разделение ископаемого, животного или растительного сырья на отдельные вещества;
  • Очистка и синтез разных соединений;
  • Выявление структуры веществ;
  • Определение механики протекания химических реакций;
  • Нахождение зависимости между структурой и свойствами органических веществ.

Немного из истории органической химии

Вы можете не верить, но еще в далекой древности жители Рима и Египта понимали кое-что в химии.

Как мы знаем, они пользовались натуральными красителями. А нередко им приходилось использовать не готовый естественный краситель, а добывать его, вычленяя из цельного растения (например, содержащиеся в растениях ализарин и индиго).

Можем вспомнить и культуру употребления алкоголя. Секреты производства спиртных напитков известны в каждом народе. Причем многие древние народы знали рецепты приготовления «горячей воды» из крахмал- и сахарсодержащих продуктов.

Так продолжалось долгие, долгие годы, и только в 16-17 веках начались какие-то изменения, небольшие открытия.

В 18 веке некто Шееле научился выделять яблочную, винную, щавелевую, молочную, галловую и лимонную кислоту.

Тогда всем стало ясно, что продукты, которые удалось выделить из растительного или животного сырья, имели много общих черт. В то же время они сильно отличались от неорганических соединений. Поэтому служителям науки нужно было срочно выделить их в отдельный класс, так и появился термин «органическая химия».

Несмотря на то, что сама органическая химия как наука появилась лишь в 1828 году (именно тогда господину Вёлеру удалось выделить мочевину путем упаривания цианата аммония), в 1807 году Берцелиус ввел первый термин в номенклатуру в органической химии для чайников:

Раздел химии, который изучает вещества, полученные из организмов.

Следующий важный шаг в развитии органический химии – теория валентности, предложенная в 1857 году Кекуле и Купером, и теория химического строения господина Бутлерова от 1861 года. Уже тогда ученые стали обнаруживать, что углерод – четырехвалентен и способен образовывать цепи.

В общем, с эти самых пор наука регулярно испытывала потрясения и волнения благодаря новым теориям, открытиям цепочкам и соединениям, что позволяло так же активно развиваться органической химии.

Сама наука появилась благодаря тому, что научно-технический прогресс не в состоянии был стоять на месте. Он продолжал и продолжал шагать, требуя новых решений. И когда каменноугольной смолы в сфере промышленности перестало хватать, людям просто пришлось создать новый органический синтез, который со временем перерос в открытие невероятно важного вещества, которое и по сей день дороже золота – нефть. Кстати, именно благодаря органической химии на свет появилась ее «дочка» - поднаука, которая получила название «нефтехимия».

Но это уже совсем другая история, которую вы можете изучить сами. Далее мы предлагаем вам посмотреть научно-популярное видео про органическую химию для чайников:

Ну а если вам некогда и срочно нужна помощь профессионалов , вы всегда знаете, где их найти.

Еще в средней школе многие ученики сталкиваются с вопросом, как выучить химию самостоятельно с нуля, потому что эта наука редко усваивается с первого раза. Школьные учителя часто не задумываются, что дети не получают весь необходимый багаж знаний, позволяющий изучать науку на более сложном уровне. Поэтому ребята не понимают все новые и новые задачи, делая вывод о своей плохой предрасположенности к предмету. На самом деле пробелы в знаниях могут возникать не из-за проблем с мышлением, а из-за неправильной методики школьного обучения.

Поговорим о том, как выучить химию самостоятельно с нуля в домашних условиях. Этот вопрос актуален и для выпускников школ, которые собираются сдавать ЕГЭ и поступать в университеты.

Многие студенты, которые учатся в медицинских университетах, сталкиваются с химией каждый день. И при этом далеко не каждый из них хорошо знал эту науку в школе. Вот какие советы они дают подрастающему поколению:

  • Для сдачи экзамена нужны знания всего школьного курса химии. А вот для обучения в университете понадобятся только азы неорганики, всему остальному вас научат опытные профессора. Поэтому развивайте краткосрочную память. Всю лишнюю информацию после сдачи ЕГЭ вам придется выбросить из головы.
  • Занятия с репетитором принесут гораздо больше пользы, чем самостоятельные. Однако если у вас нет возможности посещать индивидуальные уроки, не отчаивайтесь, поскольку химию можно выучить и самому, но для этого придется упорно поработать.
  • Помните о том, что человечество не придумало еще более эффективной методики изучения дисциплин, чем упорная работа над своими знаниями и умениями. Постоянная практика - это ваш ключ к успеху.

Именно непрерывность в обучении является ключевым фактором достижения цели. Для эффективных занятий вам нужно создать соответствующий психологический настрой.

Многих учеников волнует не столько качество полученных знаний, сколько сроки, которые придется потратить на обучение. Поверьте, чем тщательнее вы изучите азы науки, чем понятнее для вас будет смысл каждого уравнения, тем быстрее вы освоите более сложные темы. В данном случае Трудно вам будет только в самом начале. Вникните в суть базовых понятий, а дальше осознание каждого химического закона само придет вам в голову.

Только не обращая внимания на сроки, вы сможете выучить химию быстро. За месяц это сделать реально, если речь идет о школьном курсе. Обычно такую цель перед собой ставят ученики, которые готовятся к сдаче экзамена. Воспользуйтесь методикой, предложенной ниже, для создания соответствующего психологического настроя.

Мотивация - ключ к успеху

Чтобы создать для себя соответствующую мотивацию и удержать ее на протяжении всего времени обучения, воспользуйтесь такими рекомендациями:

  • Поставьте перед собой цель, сформулируйте ее, четко осознавая, какого результата вы хотите добиться.
  • Помните, что не следует пытаться выучить большой объем информации за короткое время. Она не задержится в ваших мыслях надолго, а все формулы сольются воедино.
  • Теоретический материал не будет понятым вами до конца, если вы его не закрепите, решая практические задания. К тому же ваша самооценка значительно повысится, если вы будете уметь решать задачи.
  • Устраивайте для себя зачеты, на которых вы будете проверять степень освоенности материала.

Химия - это всего лишь наука. Человеческий мозг устроен таким образом, что мы можем запомнить и понять абсолютно любую информацию. Поэтому перестаньте внушать себе, что химия - это не ваше, тогда у вас все получится.

Побудьте педагогом

Как бы странно это ни звучало, лучше всего вы усвоите материал, если объясните его кому-то. Выучили новую тему, но не уверены, что поняли ее до конца? Найдите человека, который совсем не разбирается в ней, и объясните ему суть материала. Поверьте, после этого урока, на котором вы будете выступать в роли педагога, знаний прибавится не только у вашего «ученика», но и у вас.

Почему химия является проблемным предметом

Обычно химия изначально не вызывает восторга у школьников. Уже после первого урока большинство детей ставят крест на изучении этой науки, считая, что способностей у них нет. Это происходит из-за того, что с детства нам внушают, что химия - это наука, которая подарила человечеству массу интересных экспериментов, удивительных зрелищ и потрясающих нововведений. Когда ученики средней школы приходят на первый урок, они готовятся получить незабываемые впечатления и поучаствовать в проведении интересных опытов. Вместо этого школьники видят только сухую теорию и множество непонятных задач. Они разочаровываются в предмете, а когда наступает время сдачи экзамена, понимают, что знаний у них нет.

В этом присутствует вина взрослых людей. Ребенок должен понимать, что зрелища в химии формируются через упорную работу, только приложив определенные усилия, можно проводить интересные эксперименты.

Сдача ЕГЭ

Выпускники часто задумываются о том, как выучить химию самостоятельно с нуля, чтобы сдать ЕГЭ. Ответ на этот вопрос очень простой. Нужно всего лишь учить химию, не задумываясь об экзаменах. Ваши знания будут гораздо качественнее и глубже, если вы будете осваивать предмет для себя, а не для поступления в университет. Вникнув в суть науки, следуя вышеперечисленным советам, вы без труда сможете написать тесты на

Химия. Самоучитель. Френкель Е.Н.

М.: 201 7. - 3 51 с.

Самоучитель основан на методике, которую автор с успехом использует более 20 лет. С её помощью множество школьников смогли поступить на химические факультеты и в медицинские вузы. Эта книга - именно Самоучитель, а не Учебник. Вы не столкнётесь здесь с простым описанием научных фактов и свойств веществ. Материал структурирован таким образом, что, встретившись со сложными вопросами, которые вызывают затруднения, вы сразу же найдёте пояснение автора. В конце каждой главы приводятся проверочные задания и упражнения для закрепления материала. Любознательному читателю, который просто хочет расширить свой кругозор, Самоучитель даст возможность освоить этот предмет «с нуля». Прочитав его, вы не сможете не влюбиться в эту интереснейшую науку - химию!

Формат: pdf

Размер: 2,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
От автора 7
ЧАСТЬ 1. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ 9
Глава 1. Основные понятия и законы предмета «Химия» 9
1.1. Простейшие понятия: вещество, молекула, атом, химический элемент 9
1.2. Простые и сложные вещества. Валентность 13
1.3. Уравнения химических реакций 17
Глава 2. Основные классы неорганических соединений 23
2.1. Оксиды 23
2.2. Кислоты 32
2.3. Основания 38
2.4. Соли 44
Глава 3. Элементарные сведения о строении атома 55
3.1. Структура Периодической системы Менделеева 55
3.2. Ядро атома. Изотопы 57
3.3. Распределение электронов в поле ядра атома 60
3.4. Строение атома и свойства элементов 65
Глава 4. Понятие о химической связи 73
4.1. Ионная связь 73
4.2. Ковалентная связь 75
4.3. Химическая связь и агрегатные состояния вещества. Кристаллические решётки 80
Глава 5. Скорость химической реакции 87
5.1. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов 87
5.2. Обратимость химических процессов. Принцип Ле-Шателье 95
Глава 6. Растворы 101
6.1. Понятие о растворах 101
6.2. Электролитическая диссоциация 105
6.3. Ионно-молекулярные уравнения реакций 111
6.4. Понятие о рН (водородном показателе) 113
6.5. Гидролиз солей 116
Глава 7. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях123
ЧАСТЬ 2. ЭЛЕМЕНТЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 130
Глава 8. Общие свойства металлов 130
8.1. Внутреннее строение и физические свойства металлов 131
8.2. Сплавы 133
8.3. Химические свойства металлов 135
8.4. Коррозия металлов 139
Глава 9. Щелочные и щёлочноземельные металлы 142
9.1. Щелочные металлы 142
9.2. Щелочноземельные металлы 145
Глава 10. Алюминий 153
Глава 11. Железо 158
11.1. Свойства железа и его соединений 158
11.2. Получение железа (чугуна и стали) 160
Глава 12. Водород и кислород 163
12.1. Водород 163
12.2. Кислород 165
12.3. Вода 166
Глава 13. Углерод и кремний 170
13.1. Строение атома и свойства углерода 170
13.2. Свойства соединений углерода 173
13.3. Строение атома и свойства кремния 176
13.4. Кремниевая кислота и силикаты 178
Глава 14. Азот и фосфор 182
14.1. Строение атома и свойства азота 182
14.2. Аммиак и соли аммония 184
14.3. Азотная кислота и её соли 187
14.4. Строение атома и свойства фосфора 189
14.5. Свойства и значение соединений фосфора 191
Глава 15. Сера 195
15.1. Строение атома и свойства серы 195
15.2. Сероводород 196
15.3. Сернистый газ и сернистая кислота 197
15.4. Серный ангидрид и серная кислота 198
Глава 16. Галогены 202
16.1. Строение атома и свойства галогенов 202
16.2. Соляная кислота 205
РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 209
Глава 17. Основные понятия органической химии 210
17.1. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ 210
17.2. Особенности строения органических соединений 212
17.3. Классификация органических соединений 213
17.4. Формулы органических соединений 214
17.5. Изомерия 215
17.6. Гомологи 217
17.7. Названия углеводородов. Правила международной номенклатуры 218
Глава 18. Алканы 225
18.1. Понятие об алканах 225
18.2. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия 225
18.3. Строение молекул 226
18.4. Свойства алканов 226
18.5. Получение и применение алканов 229
Глава 19. Алкены 232
19.1. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия 232
19.2. Строение молекул 234
19.3. Свойства алкенов 234
19.4. Получение и применение алкенов 238
19.5. Понятие об алкадиенах (диены) 239
Глава 20. Алкины 244
20.1. Определение. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия 244
20.2. Строение молекул 245
20.3. Свойства алкинов 246
20.4. Получение и применение ацетилена 248
Глава 21. Циклические углеводороды. Арены 251
21.1. Понятие о циклических углеводородах. Циклоалканы 251
21.2. Понятие об ароматических углеводородах 252
21.3. История открытия бензола. Строение молекулы 253
21.3. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия 255
21.4. Свойства бензола 256
21.5. Свойства гомологов бензола 259
21.6. Получение бензола и его гомологов 261
Глава 22. Спирты 263
22.1. Определение 263
22.2. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия 264
22.3. Строение молекул 265
22.4. Свойства одноатомных спиртов 266
22.5. Получение и применение спиртов (на примере этилового спирта) 268
22.6. Многоатомные спирты 269
22.7. Понятие о фенолах 271
Глава 23. Альдегиды 276
23.1. Определение. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия 276
23.2. Строение молекул 277
23.3. Свойства альдегидов 278
23.4. Получение и применение альдегидов на примере уксусного альдегида 280
Глава 24. Карбоновые кислоты 282
24.1. Определение 282
24.2. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия 283
24.3. Строение молекул 284
24.4. Свойства кислот 285
24.5. Получение и применение кислот 287
Глава 25. Сложные эфиры. Жиры 291
Глава 26. Углеводы 297
Глава 27. Азотсодержащие соединения 304
27.1. Амины 304
27.2. Аминокислоты 306
27.3. Белки 308
Глава 28. Понятие о полимерах 313
ЧАСТЬ 4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 316
Глава 29. Основные расчётные понятия 317
Глава 30. Задачи, решаемые по стандартным формулам 320
30.1. Задачи по теме «Газы» 320
30.2. Задачи по теме «Способы выражения концентрации растворов» 324
Глава 31. Задачи, решаемые по уравнениям реакций 330
31.1. Оформление расчётов по уравнениям реакций 330
31.2. Задачи по теме «Количественный состав смесей» 333
31.3. Задачи на «избыток-недостаток» 337
31.4. Задачи на установление формулы вещества 342
31.5. Задачи, в которых учитывается «выход» полученного вещества 349


Все книги можно скачать бесплатно и без регистрации.

NEW. В.Н. Верховский, Я.Л. Гольдфарб, Л.М. Сморгонский. Органическая химия. Учебник для 10 класса. 1946 год. 156 стр. djvu. 19.2 Мб.
Этот учебник написан практиками и рассчитан на то, что дети будут понимать химию, а не вызубривать различные правила-скороговорки.
Объем изложенного материала значительно превышает таковой для учебника Цветкова. Очень рекомендую книгу, особенно учителям.
Сопоставление данной книги с современными учебниками четко показывает тенденции современных учебников: учебники пишутся все более абстрактными и скупыми на материал и все более оторванными от практики.

Скачать.

NEW. Никольский А.Б., Суворов А.В. Химия. 2001 год. 512 стр. djvu. 4.1 Мб.
В учебнике нового типа, рассчитанном прежде всего на формирование химического мышления студентов, системно и точно и в то же время ясно и доступно изложен огромный объем современных общехимических знаний. На современном уровне рассмотрено учение о химическом процессе с акцентом на механизм реакции. Прослежена взаимосвязь между электронным строением и химическим поведением веществ. Логичность и популярность изложения материала, оригинальность контрольных вопросов, доступность иллюстраций способствуют усвоению химических знаний и развитию научного мышления.
Предназначен студентам вузов, учащимся средних специальных учебных заведений, будет полезен преподавателям вузов и учителям школ. Полезно посмотреть и школьникам, неЕГЭотикам, хотя бы первые главы.

Скачать.

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. 2-е испр. изд. 1995 год. 95 стр. djvu. 1.9 Мб.
Книга для учитилей. В книге рассмотрены опыты, которые можно использовать не только на внеклассных мероприятиях, но и при подготовке к урокам. Опыты, обладая элементом развлекательности, способствуют развитию у учащихся умения наблюдать и объяснять химические явления. Пособие окажет помощь учителям в воспитании у учащихся интереса к изучению химии, в выработке более глубокого и сознательного усвоения ими теоретического материала.

Скачать.

Т.М. Варламова, А.И. Кракова. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ: БАЗОВЫЙ КУРС. 263 стр. djvu. 2.2 Мб.
В данном пособии изложены основные вопросы общей и неорганической химии, многие из которых вызывают трудности у учащихся и абитуриентов. Подробно рассмотрены типовые задачи по всем разделам школьного курса химии и предложены задания для самостоятельного решения. Пособие предназначено слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях, а также лицам, готовящимся для поступления в вузы самостоятельно, учащимся старших классов средних школ, лицеев, гимназий и колледжей.

Скачать.

Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Теренин В.И. Химия 10 класс. Учебник.2002 год. 304 стр. djvu. 3.9 Мб.
Книга для учитилей. Учебник продолжает и развивает курс химии, изложенный в учебниках "Химия-8" и "Химия-9" автора О.С.Габриеляна. Учебный материал по органической химии излагается с учетом того, что первоначальные сведения об органических веществах учащиеся получили в 9 классе. Учебник соответствует обязательному минимуму содержания образования. Материал учебника распределен по двум уровням – базисному и углубленному и дается в связи с экологией, медициной, биологией. В курсе приводятся сведения о жизненно важных веществах: витаминах, ферментах, гормонах, лекарствах. Широко представлен химический эксперимент, в том числе новые практические работы, в ходе которых рассматриваются свойства витаминов, ферментов, лекарственных препаратов.

Скачать.

П.А. Гуревич, М.А. Кубешов. Органическая химия. Полезные сведения для школьников и учителей - история, теория, задачи и решения. 2004 год. 350 стр. djvu. 4.6 Мб.

Скачать.

Егоров А.С. ред. Репетитор по химии. 2003 год. 770 стр. PDF. 16.3 Мб.
Пособие содержит подробное изложение основ общей, неорганической и органической химии, а также типовые задачи с решениями и большое число заданий разной степени сложности для самостоятельной работы (в том числе элективные тесты). Рекомендуется учащимся школ, гимназий и лицеев, абитуриентам химических и медико-биологических вузов.

Скачать.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2-х томах. 7-е изд. перераб. доп. 2002 год. 384+384 стр. djvu. в одном архиве 16.9 Мб.
Книга представляет собой попытку современного, всеобъемлющего и систематического изложения основ химии, которые необходимо знать в первую очередь поступающим в вузы. Ее содержание основано на тщательном анализе программ вступительных экзаменов по химии большинства вузов (химических, медицинских, биологических и т.д.), а также конкретных экзаменационных заданий.
Пособие предназначено для школьников, абитуриентов и учителей. В пособии изложены основы современной химии, которые надо понимать каждому выпускнику средней школы и совершенно обязательно знать каждому, кто видит себя студентом - химиком, медиком или биологом XXI века. В новом издании отражены последние достижения химии и приведены новые задачи вступительных экзаменов.

Скачать.

Н.Е. Кузьменко и др. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. 2001 год. 360 стр. djvu. 16.3 Мб.

Скачать.

Кузьменко и др. Химия. Для школьнико старших классов и поступающих в вузы. Пособие представляет собой учебник и справочник по химии. 525 стр. Размер 4.7 Мб. djvu.

Скачать.

Кузьменко, Еремин, Попков. Краткий курс химии. Для поступающих в ВУЗы. 2002 год. 410 стр. PDF. Размер 12.4 Мб.
Пособие предназначено для школьников, абитуриентов и учителей. В пособии в краткой, но информативной и ясной форме изложены современные основы химии. Это - основы, которые надо понимать каждому выпускнику средней школы и совершенно обязательно знать каждому, кто видит себя студентом-химиком, медиком или биологом XXI века. В тех частях: 1. Теоретическая химия, 2. Неорганическая химя. 3. Органическая химия.

Скачать

Т.Н. Литвинова, Е.Д. Мельникова, М.В. Соловьёва, Л.Т. Ажипа, Н.К. Выскубова. Химия в задачах для поступающих в вузы. 2009 год. 832 стр. PDF. 4.7 Мб.
Сборник содержит более 2500 задач, охватывающих основные темы школьного курса химии. Среди них представлены качественные и расчетные типовые задачи с решениями и задачи разного уровня сложности для самостоятельного решения. Ко всем задачам даны ответы, а к наиболее трудным - подробные решения.
По каждой теме приведен теоретический материал, преимущественно в виде таблиц, - основные понятия, законы химии, формулы, классификации, свойства, способы получения неорганических и органических веществ.
Пособие поможет при подготовке к выпускным экзаменам в средней школе, сдаче ЕГЭ и вступительным экзаменам в вуз. Книга адресована школьникам старших классов, абитуриентам и преподавателям.

Скачать.

Некрашевич И. Химия. 8 - 11 классы. 2008 год. 304 стр. PDF. 1.7 Мб.
Химия кажется вам сложным и непонятным предметом? Вы не знаете, как решать химические задачи, составлять уравнения реакций, строить формулы?
Репетитор по химии, который вы держите в руках, поможет решить эти проблемы.

Скачать.

Г.К. Прохорова. Качественный химический анализ. Практикум для школьников. 2002 год. 33 стр. PDF. в общем архиве 424 Кб.
Практикум предназначен для учащихся 9 классов школ с углубленным изучением химии и школы юных химиков для ознакомления их с основами аналитической химии.
Подготовлен на Химфаке МГУ.

Скачать.

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 7-11 класс. В 2-х книгах. 1985 год. djvu. две книги в одном архиве. 12.3 Мб.
Книга 1. 204 стр. Учебное пособие для 7-11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. Учебник соответствует действующим школьным программам и обязательному минимуму химического образования. Он имеет классическую структуру школьного учебника по химии и включает весь необходимый теоретический и практический материал для изучения курса неорганической химии.
Книга 1. 306 стр. Учебное пособие для 7-11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. Учебник соответствует действующим школьным программам и обязательному минимуму химического образования. Он имеет классическую структуру школьного учебника по химии и включает весь необходимый теоретический и практический материал для изучения курса неорганической органической химии. Во второй книге органическая химия занимает половину его объема. Материал дифференцирован по уровням сложности.
Многочисленные таблицы, схемы и рисунки способствуют усвоению и повторению теоретического и практического материала. Доступность и наглядность изложения основных понятий, определений и законов химии позволяют рекомендовать этот учебник не только для школьного обучения, но и для самообразования.
При изучении химии с нуля лучше пользоваться этим учебником, а не современными, так как он лучше и понятней. Это не мое мнение, а химика-профессионала.

Скачать.

Семенов. Химия: пособие для поступающих в вузы. 1989 год. 225 стр. djvu. 3.7 Мб.
В отличие от существующих в данном пособии сделан упор на углубленное повторение основных понятий и законов химии, «узловых» вопросов, от понимания которых зависит осмысление изучаемого в школе фактического материала. На небольшом числе примеров показаны главные закономерности поведения химических систем, общие приемы подхода к их рассмотрению, то, как свойства вещества определяют его применение. Приводимые вопросы и упражнения выбраны из тех, которые предлагались на вступительных экзаменах в химические вузы или использовались автором на Подготовительном отделении ЛГУ. Как правило, для ответа не нужны громоздкие расчет и - надо лишь хорошо усвоить основные законы химии.
Предназначено прежде всего для абитуриентов, самостоятельно готовящихся к экзамену в вуз, но будет полезно также слушателям подготовительных отделений и курсов.

Скачать.

Стахеев. Вся химия в 50 таблицах. Приведены все основные понятия ШКОЛЬНОЙ хими. Представляет собой этакую шпаргалку - напоминалку. 60 стр. Размер 1.2 Мб. djvu.

Скачать.

Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. 2002 год. 480 стр. PDF. Размер 11.6 Мб.
В пособии освещены все вопросы приемных экзаменов по химии. Для лучшего усвоения курса химии приведены некоторые дополнительные сведения. В конце каждой главы даются типовые задачи с решениями и задачи для самостоятельной работы. Книга предназначена поступающим в вузы. Она также может быть рекомендована преподавателям химии при подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов за курс средней школы. Мне пособие понравилось.

Скачать

Черникова Л.П. Шпаргалки по химии. 2003 год. 144 стр. PDF. 2.4 Мб.
Материал разбит на три темы: Основные понятия хими, Общая химия, Органическая химия. Нормальное пособие. Не понял зачем такое название.