Шри-Ланка. Канди: храм Зуба Будды и кандийские танцоры


Является знаменитый храм Зуба Будды (также известный как Шри Далада Малигава или Sri Dalada Maligawa), расположенный на территории королевского дворцового комплекса.

Считается, что именно в этом шриланкийском храме хранится священный зуб Будды. Согласно легенде, после того как Будда Шакьямуни умер, и его кремировали, из погребального костра был извлечён его зуб, который передали индийскому королю для поклонения.

На Шри-Ланку зуб Будды привезли из Индии в 371 году нашей эры – в те времена там шли войны, и король, опасавшийся за судьбу своего государства, завещал своей дочери, в случае если его трон захватят - увезти реликвию в более безопасное место. Так и произошло – правитель погиб, а его дочь тайно вывезла зуб на Цейлон, спрятав его в причёске. Благополучно достигнув острова, зуб доставили на хранение во дворец тогдашней столицы Анурадхапуры.

Сначала зуб хранился в городе Анурадхапура, затем в Полоннаруве, и только в конце XV века его перевезли на постоянное хранение в Канди, где для него специально на территории королевского дворца построили богатый украшенный храм.

Вообще внешне здание храма Зуба Будды непримечательно и даже скромно. А вот его внутреннее убранство поражает роскошной отделкой с великолепной резьбой по дереву, драгоценными металлами и камнями, слоновой костью и тысячами статуэток, изображающих Будду.

Эта реликвия играет очень важную роль в местной политике ещё с древних времён, поскольку считается, что у кого Зуб Будды, тот и управляет страной. Также буддисты верят, что если зуб уничтожить, это станет концом буддийских верований на Шри-Ланке. Из-за этих поверий, за последний век зуб Будды дважды пытались уничтожить исламисты, последний – в 1998 году, террористы тогда взорвали храм, погибли 7 человек, 25 получили ранения, но реликвия осталась целой.

Сам храм Зуба Будды в настоящее время открыт с рассвета до заката, и все желающие, отстояв очередь, могут увидеть там золотое хранилище в виде ступы, в семи ларцах которого (по принципу русской матрешки) и хранится этот священный для буддистов зуб. Но непосредственно сам зуб увидеть простым смертным не реально, посетителям показывают только шкатулку. Но говорят, что местные монахи видят зуб каждый день во время поклонений на рассвете, в полдень и по вечерам.

С этой реликвией связан и один из самых красочных фестивалей острова – Эсала Перехера (Esala Perahera), проходящий в августе и длящийся 11 дней. Во время грандиозного шествия, проходящего по улицам города, в котором участвуют десятки живых слонов, сотни танцоров и музыкантов, святыня выносится на всеобщее обозрение.

Кстати, относительно зуба Будды ходит несколько легенд. По одной из них из погребального костра был извлечён не один зуб, а четыре, и все они разошлись по миру. Какая из легенд правдивая, и где другие зубы, очень сложно проверить, ведь этот зуб мало кто видел.

Известно лишь то, что его видели всего лишь несколько иностранцев, в том числе Валентина Терешкова, немецкий ученый Геккель и королева Англии Елизавета. Геккель, кстати, сразу же выразил сомнение, что кусок слоновой кости 5,5 на 2,5 см мог быть зубом человека, пусть даже и великого Будды. В общем, теперь священный зуб монахи не показывают никому из иностранцев, и фотографировать его строго запрещено.

Сразу напрашивается вопрос: а есть ли он на самом деле?

Канди — третья столица Шри-Ланки, город унаследовал этот статус после того, как две предыдущие столицы острова Анурадхапура и Полоннарува были покинуты, заброшены и поглощены джунглями. С Канди этого не случилось. Да, статус столицы перешел к Коломбо, но город и сейчас живее всех живых.

Сегодня численность населения Канди превышает 160 тысяч человек, то есть по ланкийским меркам это практически мегаполис. При этом ничего общего с мегаполисами Канди не имеет.

На фото: Канди, вид на город с холмов

Кажется, этот город — волшебная раковина, которую индуистские божества потеряли в горах. Дело в том, что центр Канди располагается вокруг водоема, имеющего форму идеального квадрата, а дома — на холмах и горах, возвышающихся над озером.

На фото: Канди — цветы, дома и горы

Дорога к Канди идет через горы, именно поэтому, когда подъезжаешь к городу на машине, трудно не залюбоваться открывающимся с вершины видом: озеро кажется драгоценным камнем, заточенным в малахитовую оправу гор и холмов.

На фото: Канди — вид на озеро с вершины холма

Главное сокровище Канди, из-за которого город и считается священным местом для всех буддистов, — храм Зуба Будды и сам зуб Будды, что хранится в этом храме.

На фото: празднование в храме Зуба Будды

По легенде тому, кто будет обладать зубом Будды, достанется безграничная власть, так что, думаю, многие современные политики не отказались бы от возможности получить в безвозмездное пользование этот магический талисман. Хотя Шри-Ланка никакой безграничной властью не обладает, священную реликвию здесь берегут как зеницу ока, и дело тут не только в религиозном рвении.

На фото: служба в храме Зуба Будды

Согласно той же легенде, если зуб уничтожить, то исчезнет и буддизм на Цейлоне. Уничтожить реликвию пытались многократно, в последний раз в 1998 году. Исламисты, по всей видимости, уверовавшие в древнее пророчество, попытались взорвать зуб и подложили в храм бомбу. Храм пострадал, но реликвия осталась целой и невредимой.

На фото: гравюра в храме Зуба Будды

Хотя в храм Зуба Будды ежедневно приходят паломники со всего света, древнюю реликвию почти никому увидеть не удается. Она, как в сказке, спрятана в ларце, который находится в другом ларце, который хранится в третьем ларке, — в общем, всего ларцов семь.

На фото: статуя Будды в храме Зуба Будды

На Цейлон зуб Будды привезла дочь правителя Калинги, она прятала сокровище в своих волосах. Вначале зуб хранился в , и только после того, как первая столица была заброшена, реликвию перевезли в Канди.

На фото: служба в Храме Зуба Будды

Храм знаменит еще и тем, что тут постоянно проходят торжественные церемонии, во время которых близ храма возжигают масляные лампады и свечи, статуи Будды украшают цветами, а монахи совершают ритуальные песнопения и играют на барабанах. Хотя на входе в святилище всегда толпа, внутри столпотворения, как правило, не бывает даже по большим праздникам (мы были там в канун Нового года и без труда передвигались по храму).

Гораздо больше народу на шоу кандийских танцоров, видимо, сюда заглядывают все туристы, решившие посетить Канди.

Кстати, представление заслуживает посещения, поскольку, несмотря на то, что шоу ориентировано в большей степени на гостей острова, традиционные ланкийские танцы не подвергались «суровой туристической редакции», то есть под вкусы западного обывателя они не адаптированы, а потому гораздо более аутентичные, чем представления с танцами в той же .

На фото: танцоры Шри-Ланки, танец «Пуджа»

Для начала об инвентаре, точнее о музыкальных инструментах и костюмах. Аутентичное все без исключения: на этих же барабанах и бубнах играют во время ритуальных церемоний в храме Зубы Будды, костюмы танцоров именно такие, какими они должны быть, даже последовательность танцев полностью соответствует культурным традициям острова.

На фото: барабаны — важный атрибут национальных ланкийских танцев

Начинается представление со своеобразного музыкального приветствия, во время которого артисты выбивают затейливые ритмы на барабанах. Затем следует танец «Пуджа»: девушки-танцоры с горящими свечами в руках совершают медленные движения, ведь «Пуджа» — танец, созданный для того, чтобы выразить признательность учителю танцев и ангелам.

Далее в программе танец «Пантеру Нетум», он построен на прыжках, которые танцоры-мужчины исполняют под бой барабанов. Если «Пуджа» — танец нежный и медленный, призывающий завороженно наблюдать за горящими лампадами в руках девушек, то «Пантеру Нетум» — этакая хореография с элементами гимнастики и акробатики, танцоры разве что по стенам не бегают, а уж прируэты в воздухе совершают не хуже легкоатлетов и паркурщиков.

На фото: прыжок во время танца «Пантеру Нетум»

Следующий номер «Кобра». Уже из названия понятно, что во время него танцоры изображают змей, а роль главной кобры достается не только самой пластичной, но и самой красивой девушке. Вообще после посещения шоу у нас сложилось стойкое впечатление, что все самые красивые девушки Шри-Ланки становятся профессиональными танцовщицами. Только посмотрите на красавицу с белым символом кобры на голове! Настоящая мисс Азия.

Для следующего танца внешние данные артистов не важны, потому как это танец в масках. Как и все азиатские танцы с масками он иллюстрирует определенный миф, в данном случае, миф о том, как крылатый Гаруда убил кобру.

Погружение в мир фауны Шри-Ланки продолжается. Следующий танец носит имя «Павлин», и исполняют его девушки, облаченные в соответствующие костюмы. Вообще павлин — священная птица и олицетворение солнца. В индуисткой традиции павлин — верховное животное Брахмы, а в буддизме павлин олицетворяет сострадание и бдительность.

Следующий танец — «Рабан» — настоящий цирковой номер. Исполнители держат палочки с крутящимися на них тарелками и умудряются танцевать, насаживая на подставку новые тарелки. Словом, акробатический этюд, как он есть! А вот танец «Весы» не такой эффектный, зато в его основе философский подтекст. С помощью языка тела танцоры изображают суровые испытания и невзгоды, которые выпадают на человеческую долю.

Кстати, на Шри-Ланке полагают, что именно танец «Весы» — терапевтическое, а заодно и магическое действо — если правильно выполнить все движения, то душевное равновесие танцора восстановится, а все беды сгинуть прочь.

На фото: укрощение огня в финале шоу

В финале танцоры хором исполняют гимн Шри-Ланки, а после начинается самая эффектная часть шоу — укрощение огня с обязательным хождением по углям и выступлениями глотателей факелов.


Примерно в 540 году до новой эры умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. После нескольких столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Реликвию на остров переправила дочь правителя, спрятав её в своей причёске.

Этому зубу издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран , затем зуб перенесли в город , а уже в начале XVIII века он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Далада Малигава. Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Достаточно зубу исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты попытались уничтожить зуб, заложив бомбу в храме Далада Малигава. Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой. Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях, когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса.

Храм находится на большой, огороженной территории. Это бывшая резиденция одного из царей. Когда этот царь получил зуб Будды, он построил для него храм. Со временем вокруг храма построили еще один внешний храм. Получился храм в храме. Во внешнем храме находится несколько залов, в том числе зал с библиотекой, зал со старинной статуей Будды и Буддой сделанным из кварца. Еще в одном зале находится большая статуя Будды. Здесь можно увидеть фрески на которых иллюстрируется, как зуб Будды попал на Цейлон, начиная от рождения Будды, его паринирваны, затем как зуб хранили в Индии, и как он попал на остров в волосах принцессы.

В связи с тем, что были попытки взорвать храм, вместе с зубом, на территории храма находятся секьюрити, которые проверяют каждого входящего, сначала при входе на территорию и затем уже при входе в сам храм. Проверка осуществляется в прощупывании входящих, женщин отдельно, мужчин отдельно.

При входе можно взять цветы для подношения, в этом случае вы можете подойти максимально близко к зубу Будды. На втором этаже внутреннего храма стоит очередь с подношениями. Очередь движется вдоль ограждения до окна, в которое можно положить подношение. В это окно виден зал, в котором есть другое окно в зал, в котором под золоченым куполом и хранится сам зуб Будды.

Ежегодно, в конце июня или в августе, возле храма проходит красочное буддийское шествие – .

В 1988 город включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Путешественнику

Входная плата: 1500 (в стоимость билета входит посещение “Всемирного музея буддизма”, находится позади храма). Есть автоматы по продаже билетов.

Время работы: 5:30 – 20:00

Пуджа: 5:30 – 6.45, 9.30 – 11:00, 18.30 – 20:00

Время на осмотр 1 час.

Посещение храма возможно только в закрытой одежде – без оголенных плеч и коленей, и без обуви. Обувь можно сдать тут же.

Не закончилось. После чашечки крепкого кофе, он решил лично отвезти нас в один из самых живописных городов Шри-Ланки — Канди, так сказать «передать лично в руки» своему брату, дабы у нас представилась возможность погулять по второму по величине городу страны и посмотреть известный многим туристам храм Зуба Будды в Канди.

Никогда не любила такие ситуации. Представляю себя на месте сингальца: сижу я так тихо-мирно дома, попиваю чай или строю планы на выходные, а тут заваливается ко мне двоюродный брат, да еще и двух неизвестных иностранцев просит приютить. В большинстве случаев многие отказывают, но есть и такие, которым не в тягость.

Правда, в этот раз получилась немного другая ситуация. Когда мы подъехали к дому брата Рована, того не оказалось на месте, что очень встревожило нашего друга. В итоге, он договорился с соседями, чтобы мы оставили у них вещи, пока будем гулять по достопримечательностям Канди. А по возвращении, когда брат уже будет дома, можем переночевать как минимум у него на веранде, на улице.

Сам дом располагался на холме, и прилегающий небольшой кусок территории тоже относился к частным владениям. Поэтому для нас даже ночевка «во дворе» была за счастье, почти как на даче и не жарко. Кстати, «холмистое» расположение жилых домов абсолютно нормальное явление для Канди, ведь сам город в переводе означает «гора» и располагается в горном массиве высотой 488м. над уровнем моря.

Как добраться до города Канди.

Ближайшим аэропортом к Канди является крупнейший международный аэропорт Шри-Ланки в Коломбо , расположенный в 110 км. от города.

Как читатель уже догадался, мы добирались до Канди автостопом с нашим новым хорошим другом Рованом. Для тех, кто еще не обзавелся друзьями на Шри-Ланке, мы расскажем несколько других способов проезда.

Автобусом.

Конечно же, автобусы еще никто не отменял, поэтому любой желающий может добраться до города Канди с автовокзалов , Негомбо, и других крупных городов Шри-Ланки . Конечной точкой которых будет автобусная станция, расположенная по соседству с Центральным железнодорожным вокзалом Канди.

Дорога из столицы в Канди представляет собой узкий извилистый серпантин с медленным утомительным трафиком. Автобусы, конечно, ходят каждые 15-20 минут, но очень уж напоминают переполненные по утрам вагоны московского метро. Да и стоимость почти такая же — около 150 рупий (40 руб.).

Поездом.

Самый быстрый и сравнительно недорогой способ добраться до Канди из других городов Шри-Ланки. От станции Коломбо-Форт до Центрального вокзала Канди (Maha Nuwara) дорога занимает около трех часов, а стоимость поездки составляет 260-360 рупий (в зависимости от типа вагона).

Кроме того, если ехать из столицы поездом, можно насладиться захватывающим дух видом холмистых районов Центральной Шри-Ланки, покрытыми зеленью тропических лесов и чайных плантаций.

В храм Зуба Будды бесплатно.

Итак, вещи мы сдали в небольшой магазинчик гаражного типа рядом с домом, и снова сели в микроавтобус Рована, который подкинул нас до центра города. Наш заботливый друг даже прогулялся немного за компанию с нами, беспокоясь, как бы мы не заблудились в этом большом городе. Смешной он, конечно, но милый.

Я ничуть не преувеличу, если назову город Канди самым красивым городом Шри-Ланки. Взять хотя бы архитектуру, которая сохранилась до наших дней практически в том виде, в котором появилась в дни правления короля Викрамбаху.

Но еще более красивое и живописное место – это, конечно, выкопанное в центре города искусственное озеро.

Вокруг него мы пройдемся, только чуть позже, потому что перед нашим взором начали показываться башенки буддийского храма Зуба Будды – самой знаменитой достопримечательности Канди.

Куда ни приедешь, везде эти храмы с зубами Будды, что в , что на Шри-Ланке. Невольно думается, что эти буддисты совсем помешанные. На самом деле в древности «священный зуб» всегда следовал за королями, а короли, как известно, обосновывались в столицах государств. Ведь вплоть до 19 века, когда в Канди пришли британцы, этот город считался столицей. Сейчас это все история, оставим ее для местных школьников, перед нами же очередной храм, куда неплохо бы найти «черный ход». Но, сначала пройдем на главный и узнаем, сколько стоит билет. А стоит он 1000 рупий, неплохо для очередного зуба…

Как известно в любом заборе, даже таком высоком, какой оказался вокруг храма Зуба Будды , есть дыра или незапертая дверь. Поэтому, не спеша прогуливаясь и хрустя зеленым шоколадом с яблочным вкусом, который случайным образом нашелся в одном из местных магазинов, мы направились в обход налево от главного входа.

Неожиданно забор закончился большими воротами, за которыми стояла пара местных в форме. Немного потоптавшись в нерешительности, мы уже думали двигаться в обратном направлении, как один из охранников улыбнулся и жестом пригласил пройти на территорию храма. Вот те раз!

Рано обрадовались, территория территорией, да только, чтобы дойти до самого храма, нужно еще как-то проскочить узкие двери более древнего ограждения, где к нам лицом сидела женщина в форме.

Медленно мы подошли поближе. Прогонят, так прогонят, терять все равно нечего. Но, женщина то ли нас не заметила, то ли решила, что мы отсюда и вышли. Короче говоря, мы с легкостью преодолели второй вход и оказались практически сразу перед храмом.

Снова загвоздка, чтобы прогуляться в 10 метрах от здания храма, нужно соблюсти «дресс код», то есть идти в юбке и без тапок. На сей раз, на разведку первой пошла я, на всякий случай, прихватив фотоаппарат. Я прицепилась к группе местных паломников, еле перенося боль от нагретых полуденным солнцем плит. Местные же шли так, будто и не чувствовали этого.

Я спокойно прошлась в одну сторону, потом в другую. Пофотографировала здание с разных ракурсов, прогулялась по парку. Как выяснилось, хоть на главном входе и платят за билет, но на самой территории не слишком его проверяют, а вот чтобы попасть внутрь храма, необходимо пройти по узкой (для одного человека) дорожке, в конце которой стоит человек, проверяющий наличие билета. Ну вот, опять облом, внутрь храма безбилетникам не попасть.

Я вернулась к Андрею и описала ему всю ситуацию. Тот тоже решил прогуляться, правда короткие шорты мешали ему осуществить эту задачу. Пришлось даровать со своего плеча платок, который он повязал, как порео. Смотрелось смешно, однако его пропустили.

Он тоже побродил вокруг храма и в парке, а когда вернулся, мы вместе нагло вышли через главный вход. Теперь можно было со спокойной душой изучить местность вокруг живописного озера на наличие прочих достопримечательностей Канди и поглазеть на местных смешных уток.

Прогулка по городу Канди.

Говорят, что на Канди нужно потратить не меньше двух дней. Не смотря на то, что город действительно живописен, я бы дала ему максимум сутки. Кроме храма Зуба Будды, озера и Королевского Ботанического сада, расположенного в нескольких километрах от Канди, вряд ли что-либо еще стоит внимания.

До сада мы не добрались по причине того, что нужно было возвращаться за рюкзаками, а потом искать ночлег неизвестно где, поэтому оставшееся время до вечера мы просто прогуливались по улицам города, заглядывали в небольшие парки и магазинчики.

Да, Канди считается вторым по величине после столицы, однако здесь нет той суеты, которая присуща многим большим шумным городам, особенно если они туристические. Поэтому даже от простой прогулки получаешь какое-то душевное удовольствие.

В одном из «маркетов» мы купили что-то молочное в горшочке (нечто среднее между йогуртом и сметаной) с лавашом, и устроились в сквере на скамейке, чтобы перекусить.

Только когда солнце начало опускаться к горизонту, мы оказались перед знакомым магазином, где стояли наши вещи. Поблагодарив хозяина, мы накинули рюкзаки на плечи и отправились к дому брата Рована. Хозяин уже был дома, и встретил нас у ворот.

Эту ночь спалось тихо и спокойно. Оно и к лучшему, мы еще не знали, каким невероятно тяжелым выдастся следующий, когда мы будем .

Великолепный храмовый комплекс под названием "Далада Малигава" расположен в городе Канди на Шри-Ланке. На русский язык его название переводится как Храм Священного зуба Будды . История этого храма уходит примерно в 540 год до н.э., когда кремировали умершего Будду. Тогда из костра достали четыре его зуба, один из которых остался в . Примерно через восемь столетий эта святыня оказалась на острове Цейлон. В то время правителем государства был Калинги, его дочь принцесса Хемамала переправила реликвию на остров, спрятав в своей прическе. Зуб Будды стал принадлежать династии правителей , ведь он наделен волшебной силой: владеющий им обладает всей полнотой власти. Позже он стал почитаться как национальная святыня.

Храм зуба Будды — фото

Сам храмовый комплекс Зуба Будды был построен в специально для хранения святыни, по разным данным, в XVI или XVIII веках. Внешне его здания довольно скромны, и не впечатляют ни размерами, ни формой, ни декором. Комплекс окружен рвом, наполненным водой. У буддистов на Шри-Ланке водоемы часто используются как элемент оформления храмов. Есть версия, что это связано с водным растением лотосом, цветок которого ассоциируется с Буддой. Возможно, что рвы с водой имели и оборонительное значение, ведь буддистам приходилось не раз бороться за сохранность своих святынь. Священный зуб Будды тоже не раз подвергался опасности. Последнее покушение на него состоялось в 1998 году, когда террористы пытались взорвать храм, но тот был только поврежден. Однако святыня в очередной раз сохранилась.

Внутреннее убранство храма просто поражает своей роскошью. Здесь и драгоценная отделка, и инкрустация изумрудами, рубинами, серебром и слоновой костью. Из каждого уголка многочисленных комнат на посетителей смотрят тысячи статуэток Будды. Потолки помещений украшают затейливые старинные фрески. В былые времена Зуб Будды могли видеть только король и его приближенные, а также главные священнослужители. Сейчас во время службы открываются двери в комнату, где хранится святыня и её можно обозревать издалека, фотографировать запрещено.

На всеобщее обозрение Зуб Будды выносят один раз в году перед августовским полнолунием. Уже несколько сотен лет в честь священного зуба ежегодно проходит праздник Эсала Перахера — это один из крупнейших праздников на Цейлоне. Он продолжается четырнадцать дней, а кульминацией становится августовское полнолуние. Тогда Зуб Будды укладывают в особую золотую шкатулку и в составе торжественной процессии несут по улицам города. Шествие сопровождают десятки слонов, танцоры, музыканты, акробаты. Всё это происходит под звон колокольчиков, иллюминации, фейерверки. Участники праздника одеты в национальную сингальскую одежду согласно предписанному ритуалу.

Храм Священного зуба Будды в Канди — видео

Режим работы и как добраться до храма Священного зуба Будды

Храм Зуба Будды открыт с 5:30 утра до 8 часов вечера. Службы проходят трижды в день. Стоимость экскурсии 1500 рупий, это примерно 500 рублей.

Храм Священного зуба Будды находится в центре города Канди. Добраться сюда из столицы Шри-Ланки — , удобнее всего на поезде с железнодорожной станции Форт. На это понадобится 4 часа, стоимость билета 500 рупий или примерно 170 рублей.

Храм Священного зуба Будды на карте