Упражнение на конвергенцию с детьми 3 лет. II


Методики упражнений отличаются для взрослых и детей.

Результативным лечением косоглазия у детей является не только правильная диагностика, подбор очков и их ношение, но и специальные упражнения для глаз при косоглазии для детей, гимнастика, которая способствует улучшению зрения. Методики упражнений для лечения косоглазия у детей и взрослых отличаются, поэтому следует уделить этому вопросу максимум внимания и подойти со всей ответственностью.

Такая патология, как косоглазие, у детей встречается достаточно часто. Исходя из статистики, оно диагностируется у каждого 50 ребёнка.

Критерии возникновения (развития) косоглазия у детей:

  • наследственная предрасположенность;
  • недоношенность;
  • наличие нервных или мышечных заболеваний;
  • врождённые заболевания органов зрения;
  • дальнозоркость, близорукость и другие нарушения зрения;
  • опухоли глазных яблок или нервной системы;
  • катаракта;
  • травма головы;
  • инфицирование вирусами/бактериями;
  • систематические заболевания.

В каком возрасте может возникнуть косоглазие

У детей есть множество критериев возникновения косоглазия.

Заметить косоглазие (страбизм) нетрудно: чаще всего здоровый глаз смотрит на какой-либо объект, а больной отклоняется в сторону (в некоторых случаях вниз или вверх).

До шестимесячного возраста небольшое косоглазие у ребёнка может считаться нормой. Очень часто косоглазие (гетерофория) диагностируют у деток в возрасте от года до трёх лет. Но бывают случаи и более позднего развития заболевания, около шести лет.

Зрение у малышей формируется по достижении четырёхлетнего возраста, но, несмотря на это, любые отклонения от нормы следует характеризовать как начало развития заболевания. Чем раньше оно выявлено, тем легче будет поддаваться лечению!

Когда следует обратиться к врачу

Если малышу больше 6 месяцев, у него наблюдается схождение глаз, имеются подозрения на наличие заболевания, следует незамедлительно обратиться к офтальмологу.

Если ребёнок уже достиг того возраста, когда умеет описывать своё состояние и жалуется на двоение в глазах, часто щурится, глаза сходятся, отклоняются к вискам или носу, также следует незамедлительно обратиться к специалисту.

Ещё одним симптомом косоглазия является повёрнутое или наклонное положение головы.

От того насколько быстро и качественно будет поставлен диагноз, а также от того насколько будет правильно назначено лечение зависит здоровье ребёнка!

Лечение косоглазия у детей

Лечение косоглазия – это длительный, кропотливый совместный труд врача, родителей и самого ребёнка. При выявлении этого диагноза, изначально лечащий врач старается выяснить причину заболевания, по возможности устранить её, и только после этого приступать к терапии последствий.

Любые отклонения от нормы у малышей следует характеризовать как начало развития заболевания.

Терапия состоит из нескольких этапов:

  1. Подбор и ношение очков (от 3-х недель, до 4 месяцев).
  2. В зависимости от разновидности косоглазия, может быть назначено ношение повязки или окклюзии (одевается на здоровый глаз, тем самым заставляя работать «ленивый» больной).
  3. Локальный засвет сетчатки глаза – этот этап, своего рода аппаратная тренировка глаз, для того чтобы они научились сливать 2 картинки в одну. Могут быть задействованы различные лазерные аппараты, импульсные лампы, окуляры, а также компьютерные технологии.
  4. Диплоптика. Этап восстановления бинокулярного зрения. Используется не во всех случаях косоглазия.

На протяжении всех этих этапов лечения можно заниматься с ребёнком в домашних условиях специальными упражнениями.

Алгоритм выполнения упражнений при косоглазии

Как врождённое, так и приобретённое косоглазие на ранних стадиях лечится гораздо проще, чем в запущенном состоянии.

  1. Для того чтобы глазные яблоки имели возможность двигаться совместно, упражнения или программы помогают расслабить мускулатуру.
  2. Для эффективности, требуют сосредоточения взгляда в одной точке.
  3. Упражнения заставляют мозг совмещать две картинки, которые глаза видят по отдельности.

В случае если в ходе выполнения упражнения для глаз больному косоглазием удаётся объединить 2 картинки в одну, значит, они эффективны и ведут к выздоровлению.

Упражнения для лечения косоглазия

Положительная динамика в лечении косоглазия будет наблюдаться, только если больной будет в домашних условиях ежедневно выполнять каждое из упражнений не менее 16 раз:

  1. Попросите ребёнка вытянуть руку перед собой и сконцентрировать взгляд на указательном пальце. Следует плавно приближать палец к переносице (при этом взгляд не нужно отрывать от пальца), затем нужно сделать движения пальцем вверх-вниз, также плавно, и не отрывая взгляд от него.
  2. Уговорите малыша мысленно представить знак бесконечности и обвести его глазами, пусть он смотрит вверх-вниз, влево-вправо.
  3. Заставляйте ребёнка наблюдать за приближающимися и удаляющимися предметами. К примеру: за мячиком (при игре в пинг-понге или теннис).
  4. Наклейте на окно вырезанный из бумаги круг небольшого диаметра (около 1 см.), или нарисуйте его прямо на стекле. Попросите ребёнка сфокусировать взгляд на круге, после чего пусть он переведёт взгляд на какой-нибудь предмет, находящийся за окном вдалеке (дерево, дом, дорога, и т.д.).
  5. Отверните малыша от солнца, так чтобы на него смотрела спина ребёнка. Прикройте здоровый глаз детской ладонью и попросите его плавно повернуть голову в сторону здорового глаза на столько, пока малыш не увидит косые лучики солнца.
  6. В случае если правый глаз повёрнут к переносице, нужно закрыть здоровый глаз, выставить вперёд левую ногу и потянуться к ней правой рукой, после этого нужно повернуть туловище и потянуться этой же рукой вверх. Если тот же глаз повёрнут к виску, то стоит выставить вперёд правую ногу, и тянуться левой рукой. Попросите ребёнка проделать всё также, только спроецируйте манипуляции для левого глаза.

Специальные упражнения от косоглазия для малышей

Как известно детей трудно удержать на месте, привлечь к занятиям и т.д. Если ребёнок совсем маленький и не может выполнить упражнения, описанные выше, то следует позаниматься по методике для совсем маленьких детей, которая поможет вылечить косоглазие:

  1. Приготовьте специальные рисунки. Они должны быть по типу: «Найди 5 отличий». В игровой форме ребёнок с интересом будет заниматься, отыскивать мелкие детали, концентрируясь на двух рисунках. Также для более взрослых детей можно использовать рисунки-лабиринты.
  2. Развивающая шнуровка, отлично поможет в лечении детского косоглазия. В продаже имеются различные шнуровки, но также её можно изготовить самостоятельно. Вырежьте из картона круг, внутри него проделайте отверстия (8-10 шт.) разной формы. Протягивая шнурок через эти отверстия, ребёнок будет концентрировать внимание и на отверстиях и на шнурке, тем самым тренируя глаза.
  3. Приготовьте увлекательную игру: начертите на листке бумаги равное количество клеток. Заполните их парными рисунками (в разброс). Предложите малышу отыскать одинаковые рисунки, путём вычёркивания.
  4. Вкрутите в настольную лампу лампочку мощностью 60 Ватт и положите в 5 см от нее пластилиновый шар. Прикройте малышу здоровый глаз повязкой и попросите задержать взгляд на шарике около 30 секунд. Расстояние от ребенка до лампы должно быть не менее 40 см. Малыш при этом должен видеть тёмную окружность со светлым центром. После этого покажите ребёнку карточки с буквами. Занимайтесь до тех пор, пока малыш будет видеть зрительный образ.

Одновременно, с вышеописанными упражнениями для глаз при косоглазии следует выполнять гимнастику с целью усовершенствования подвижности глаз, которая требует создания несложных учебных устройств для детей.

Важно: Любые манипуляции, проводимые в домашних условиях, такие как вышеописанные упражнения должны согласовываться с лечащим врачом!

В домашних условиях положительная динамика в лечении косоглазия будет наблюдаться, только если больной будет выполнять каждое из упражнений не менее 16 раз.

Косоглазие поддаётся лечению, в зависимости от запущенности заболевания доктор подберёт правильное лечение, от которого и будет зависеть эффективность излечения.

Верно подобранные упражнения для глаз при косоглазии у ребёнка способны избавить от оперативного вмешательства.

Гимнастику лучше делать в первой половине дня. Следите за тем, чтобы ребёнок был в хорошем настроении, и упражнения не доставляли малышу никакого дискомфорта.

Важно: все упражнения необходимо выполнять в очках!

Следите за здоровьем своих детей и своевременно обращайтесь к доктору за консультацией!

Дек 26, 2016 Doc

Особенностью конвергенции является то, что в разных позициях взгляда она может существенно отличаться. При взгляде вниз конвергенция хорошая, прямо хорошая либо ослаблена, вверх ослаблена либо полностью отсутствует. Исходя из выше сказанного, упражнения для усиления имеющейся конвергенции целесообразно начинать при взгляде вниз и постепенно переводя тренировки в прямую и верхнюю позицию.

Лечение нарушений конвергенции.

При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день проводят по 3-5 мин следующее лечебное упражнение:

  • пациент устанавливает на расстоянии 20-30 см от глаз вертикально ка-рандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он дол-жен видеть два изображения карандаша;
  • сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение "правого карандаша" так, чтобы при этом был бы виден и "левый карандаш", по-сле чего нужно медленно перевести взгляд на "левый карандаш", стара-ясь не потерять из виду и "правый";
  • такую попеременную фиксацию пациент продолжает делать и далее, сначала в медленном, а затем в постепенно ускоряющемся темпе, делая при этом попытки посмотреть на карандаш "одновременно двумя гла-зами"; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции - "наслаивают-ся" друг на друга и "сливаются" в одиночное изображение.

Для усиления имеющейся конвергенции применяют три вида упражнений (см. ниже), которые делают ежедневно, 3~ раза в день (упражнения 1 и 2 - по 3-5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражнение 1, в другом упражнение 2 и так далее.

Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) в 15-20 см от глаз, после чего он то 15-20 сек смотрит вдаль (лучше через окно на горизонт) и при этом фиксирует внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш (сливая при этом его двойные изображения) и смотрит на него 5-7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5-1 см.

Упражнение 2. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) на расстоянии вытянутой руки фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения. Затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усили-ем воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.

Упражнение 3. применяют у пациентов, имеющих волевую конвер-генцию. Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше - горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживая их в этом положении 5-7 сек, затем 15-20 секунд смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3-5 циклов.

Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки, устанавливают вертикально в эту позицию или дальше от глаз на 1-2 см карандаш. Сначала пациент старается, как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2-3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2-3 цик-ла. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день.

Тренировки конвергенции при расходящемся косоглазии Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом. Конвергенция глаз играет большую роль при бинокулярном зрении в процессе совмещения монокулярных зрительных впечатлений, в создании условий для их слияния в бинокулярный образ. У детей она часто нарушена, особенно при видимом или скрытом косоглазии. Она может быть ослабленной, неустойчивой, либо вообще отсутствовать. Состояние конвергенции глазу Вашего ребенка Вы можете проверить сами простым способом. Им же можно контролировать успешность тренировок. Посадите ребенка лицом к себе, на расстоянии 60­80 см, закройте свой один глаз; примерно посередине между ребенком и Вами поставьте вертикально карандаш так, чтобы Вы открытым глазом видели его как бы наложенным на середину лица ребенка по линии “переносье – подбородок”, а верхний его конец располагался на уровне его глаз; предложите ребенку смотреть в Ваш открытый глаз и выясните, видит он при этом “один” или “два” карандаша (при бинокулярном зрении в этих условиях возникает физиологическая диплопия).  Если ребенок смотрит в Ваш глаз и при этом видит “один карандаш”, то на этом контроль заканчивается. У Вашего ребенка нарушено бинокулярное зрение (подавлено зрительное впечатление одного из глаз) и ему требуется дополнительное лечение.  Если он видит “два карандаша”, предложите ему далее смотреть только на верхний конец карандаша, который Вы начинаете медленно приближать к лицу ребенка (Внимание! Все время следите за проекцией его на середину лица ребенка!); при отсутствии конвергенции по мере приближения карандаша к лицу ребенка один его глаз все более и более поворачивается к носу, а второй глаз при этом все сильнее по ворачивается кнаружи (к виску).  При наличии конвергенции оба глаза ребенка по мере приближения к нему карандаша симметрично все более и более поворачиваются к носу до тех пор, пока расстояние между его переносьем и карандашом (при нормальном объеме конвергенции) не уменьшится до 5­6 см, а у некоторых детей и ближе; после этого один глаз остается повернутым к носу, а другой отклоняется кнаружи; определите и запомните (запишите) наименьшее расстояние от глаз до карандаша, при котором оба глаза еще были повернуты к носу (его называют “ближайшая точка конвергенции”); в процессе лечения оно должно уменьшаться.  Поставьте карандаш в 10 см от переносья ребенка и предложите ему смотреть на него 1­1,5 мин; при устойчивой конвергенции в течение этого срока оба глаза должны быть симметрично повернуты к носу и стоять неподвижно, никаких неприятных ощущений Ваш ребенок при этом не должен испытывать. Если менее чем через 1 мин один или оба глаза начнут “колебаться”, либо появятся неприятные ощущения, запомните время устойчивой позиции глаз; в процессе тренировок оно должно увеличиваться.  Предложите ребенку без карандаша, усилием воли свести глаза к носу (посмотреть не на кончик носа и не на лоб, а на свое переносье); если это ему удается, то он обладает “волевой конвергенцией”, которую он может использовать в процессе упражнений. Лечение нарушений конвергенции А. При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день, проводят по 3­5 мин следующее лечебное упражнение:  пациент устанавливает на расстоянии 20­30 см от глаз вертикально карандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он должен видеть два изображения карандаша. Сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение “правого карандаша” так, чтобы при этом был бы виден и “левый карандаш”, после чего нужно мед ленно перевести взгляд на “левый карандаш”, стараясь не потерять из виду и “правый”.  далее пациент продолжает попеременно фиксировать взгляд на изображениях карандаша, сначала медленно, а затем быстрее и быстрее, делая при этом попытки посмотреть на карандаш “одновременно двумя глазами”; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции – “наслаиваются” друг на друга и “сливаются” в одиночное изображение. Б. Для усиления имеющейся конвергенции применяют три вида упражнений, которые делают ежедневно, 3­4 раза в день (упражнения 1 и 2 – по 3­5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражне ние 1, в другом упражнение 2 и так далее.  Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) в 15­20 см от глаз, после чего то 15­20 сек смотрит вдаль (через окно на горизонт), фиксируя внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш, сливая его двойные изображения, и смотрит на него 5­7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5­1 см.  Упражнение 2. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) на расстоянии вытянутой руки и, фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения, затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усилием воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.  Упражнение 3. Применяют у пациентов, имеющих волевую конвергенцию (см. выше п. 9). Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше – горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживает их в этом положении 5­7 сек, затем 15­20 сек смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3­5 циклов. В. Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки конвергенции (см. выше п. 7), карандаш устанавливают вертикально в эту позицию или на 1­2 см дальше от глаз. Сначала пациент старается как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2­3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2­3 цикла. Упражнение делают ежедневно 2­3 раза в день. Г. Научить пациента волевой конвергенциидля применения упражнения № Б­3 можно следующим образом. Поставьте карандаш в 10­12 см от его глаз и предложите смотреть на него. Как только пациент повернет оба глаза к носу, предложите ему усилием воли удержать глаза в этом положении после того, как Вы уберете карандаш. Через несколько таких попыток пациент научится удерживать глаза приведенными к носу. Затем предложите ему научиться “сводить глаза” без карандаша. Через некоторое время он научится это делать и сможет использовать при упражнениях волевую конвергенцию. В. И. Поспелов ­ доктор медицинских наук, профессор кафедры офтальмологии Красноярского Гос. Мед. университета

7137 0

Расходящееся косоглазие встречается значительно реже сходящегося, возникает в более позднем возрасте и характеризуется меньшей частотой сенсорных нарушений. Причинами возникновения расходящегося косоглазия могут быть недостаточность конвергенции, связанная с поражением ее нервного аппарата или снижением аккомодационного стимула, ослабление фузии и избыточный импульс к дивергенции. Нередко отмечается сочетание этих причин. Вторичное расходящееся косоглазие иногда возникает в результате гиперэффекта операции, произведенной по поводу сходящегося косоглазия.

Различают следующие клинические разновидности расходящегося косоглазия: постоянное: стабильное, нестабильное (с нарушением фузии, с относительной недостаточностью конвергенции); непостоянное: аккомодационное, эксцесс дивергенции.

Стабильное расходящееся косоглазие

В отличие от других видов стабильное расходящееся косоглазие нередко бывает врожденным. Оно является следствием поражения центрального аппарата конвергенции; с видом рефракции не связано. Величина девиации практически не меняется. Тенденция к сведению зрительных осей отсутствует. Чаще, чем другие виды, стабильное расходящееся косоглазие сопровождается амблиопией. Ортоптические упражнения малоэффективны. Помочь может операция, однако и после нее сохраняется выраженная недостаточность конвергенции.

Нестабильное расходящееся косоглазие

Чаще всего оно связано с нарушением фузии из-за слепоты или резкого снижения остроты зрения одного глаза, обусловленного любой причиной. Как правило, косоглазие этого вида носит монолатеральныи характер. При отсутствии видимых изменений в косящем глазу снижение остроты зрения обычно расценивают как функциональную амблиопию. Конвергенция может отсутствовать, но чаще в той или иной мере сохранена, что во многом зависит от степени снижения остроты зрения и времени появления косоглазия. Операция и упражнения, выполняемые с целью развить конвергенцию, могут дать только косметический эффект, который не всегда бывает стойким.

Нестабильное расходящееся косоглазие при относительной недостаточности конвергенции, связанной с ослаблением ее иннервации, характеризуется тем. что чаще носит альтернирующий характер, острота зрения обоих глаз обычно не снижена, угол косоглазия увеличивается при фиксации близко расположенного предмета. В части случаев с помощью операции и ортоптических упражнений можно не только устранить девиацию, но и восстановить бинокулярное зрение.

Аккомодационное расходящееся косоглазие

Возникает при некорригированной или неполностью корригированной близорукости вследствие недостаточного импульса к аккомодации и конвергенции. При появлении в раннем детском возрасте и монолатеральном характере может сопровождаться амблиопией. Основной вид лечения - оптическая коррекция и упражнения, направленные на развитие конвергенции и фузии. Операция показана только в тех случаях, когда угол косоглазия при постоянном ношении очков устраняется не полностью.

Эксцесс дивергенции - усиленный импульс к расхождению зрительных осей. При фиксации близко расположенного предмета имеется бинокулярное зрение и тенденция к отклонению одного из глаз преодолевается фузией. Как только необходимость в зрительном сосредоточении отпадает (при так называемом панорамном зрении), проявляется усиленная дивергенция и глаз отклоняется кнаружи. Следовательно, чередуются экзофория для близи и экзотропия для дали. Конвергенция обычно нормальная. Показана операция. Ортоптические упражнения неэффективны.

Обследование больного

1. При опросе родителей ребенка, страдающего косоглазием, следует выяснить, в каком возрасте появилось косоглазие, его предполагаемую причину, косил ли с самого начала только один глаз или наблюдалось попеременное косоглазие, не было ли раньше каких-либо заболеваний глаз, проводилось ли лечение косоглазия и амблиопии, какое и насколько оно было эффективным.
2. Исследуют остроту зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией.
3. Для определения характера косоглазия (монолатеральное или альтенирующее) предлагают больному смотреть на какой-либо предмет (зеркало офтальмоскопа, конец пальца или карандаша, игрушка и т. д.) и закрывают ладонью фиксирующий (например, правый) глаз. Когда начинает фиксировать отклоненный левый глаз, убирают ладонь и оставляют открытым правый глаз. Если при этом левый глаз продолжает фиксировать, то это значит, что у больного альтернирующее косоглазие. Если же больной по включении правого глаза опять начинает косить другим (левым) глазом, то у него монолатеральное косоглазие.
4. Определяют вид косоглазия по направлению отклонения глаза (сходящееся, расходящееся, вертикальное) и величину отклонения. Для практических целей вполне достаточно измерит угол косоглазия по методу Гиршберга. Больной смотрит на зеркало офтальмоскопа, а врач, приложив зеркало к своему глазу, наблюдает через отверстие за положением световых рефлексов на роговице - одного и другого глаза. О величине девиации судят по степени смещения рефлекса от центра на косящем глазу (рис. 82).

Рис. 82. Схема измерения угла косоглазия по методу Гиршберга

5. С помощью цветового прибора определяют, имеется у больного бинокулярное, одновременное или монокулярное зрение. Для того чтобы получить представление о состоянии бинокулярного зрения у детей младшего возраста, можно использовать пробу с призмой.
6. Определяют подвижность глаз путем перемещения фиксируемого объекта перед глазами больного в восьми направлениях. Этим способом можно выявить только резкие ограничения подвижности глаз. Следует также иметь в виду, что при содружественном косоглазии оба глаза совершают движения примерно одинаковой амплитуды, поэтому при полной экскурсии ведущего глаза косящий глаз при движении в сторону, противоположную отклонению, как правило, не доходит до угла глазной щели. Однако это не дает оснований говорить об ограничении его подвижности. Особенно осторожно следует делать такое заключение при обследовании детей раннего возраста.

По возможности при наличии показаний для определения состояния глазодвигательного аппарата используют коордиметрию и метод «спровоцированной» диплопии.

7. В случае наличия синоптофора исследуют фузионную способность зрительного анализатора (слияние под объективным углом, скотома под объективным углом, слияние под субъективным углом, скотома под субъективным углом). В случае бифовеального слияния определяют ширину фузионных резервов.
8. С помощью скиаскопии исследуют рефракцию каждого глаза в условиях циклоплегии.
9. При снижении остроты зрения определяют зрительную фиксацию. Для этого используют визускоп, большой безрефлексный офтальмоскоп с фиксационной иглой или офтальмоскопическую линзу с шариком.
10. Тщательно исследуют оптические среды и глазное дно, помня о том, что в ряде случаев причиной снижения остроты зрения и развития косоглазия могут быть анатомические изменения в глазу. Помимо фокального освещения роговицы, исследования оптических сред в проходящем свете, офтальмоскопии в обратном и прямом виде, по возможности используют биомикроскопию, офтальмохромоскопию, кампиметрию, пробу с последовательным образом, пробу с применением феномена Гайдингера, фотостресс-тест, определение ретинальной остроты зрения (РОС), электрофизиологические исследования органа зрения.
11. В случае необходимости ребенка, страдающего косоглазием, направляют на консультацию к педиатру, невропатологу, отоларингологу и другим специалистам.

Лечение

Конечная цель лечения содружественного косоглазия - восстановление бинокулярного зрения. Только при бинокулярном зрении полностью восстанавливаются зрительные функции и устраняется асимметрия в положении глаз.

Физиологической основой бинокулярного зрения в самом общем виде является нормальная координация деятельности сенсорного и моторного аппарата обоих глаз.

В тех случаях, когда при косоглазии высшие отделы центральной нервной системы сохранили потенциальную способность обеспечить такую координацию, то можно рассчитывать на восстановление бинокулярного зрения, если имелись или достигнуты в процессе лечения следующие условия: 1) дозированное с помощью очков напряжение аккомодации, устраняющее ее чрезмерное или недостаточное влияние на конвергенцию; 2) достаточно высокая острота центрального зрения обоих глаз; 3) свободная подвижность глаз; 4) симметричное положение глаз; 5) способность к слиянию фовеальных изображений; 6) достаточные фузионные резервы; 7) равный размер изображений на сетчатке обоих глаз (изейкония).

Для создания указанных условий необходимо применить много способов воздействия на сенсорные и моторные функции зрительного анализатора, рационально комбинируя и меняя эти способы в процессе лечения. Такому принципу соответствует методика комплексного лечения содружественного косоглазия, которая включает оптическую коррекцию аметропии, мероприятия по борьбе с амблиопией (плеоптика), операции на глазодвигательных мышцах, пред- и послеоперационные ортоптические упражнения. В последнее время предложена также новая система восстановления бинокулярного зрения в естественных условиях диплоптика.

При сочетании содружественного косоглазия с аметропией прежде всего решается вопрос о назначении очков, которые могут не только улучшить зрение, но и оказать существенное влияние на положение глаз. Постоянная оптическая коррекция в сочетании с диплоптическими и ортоптическими упражнениями - основной метод лечения аккомодационного косоглазия: сходящегося при дальнозоркости и расходящегося при близорукости.

При сочетании сходящегося косоглазия с дальнозоркостью, как правило, назначают очки на 0,5-1,0 дптр меньше выявленной степени дальнозоркости. При сложном гиперметропическом астигматизме сферическую линзу выписывают по этому же правилу, а астигматическую линзу - обычно на 0,5 дптр меньше степени астигматизма. Полная коррекция дальнозоркости целесообразна в тех случаях, когда она устраняет девиацию, а более слабые линзы такого эффекта не дают.

Иногда в очках, назначенных по приведенным выше правилам, косоглазие отсутствует при взгляде вдаль, но возникает при фиксации близко расположенного предмета. В этих случаях можно назначить бифокальные очки, увеличив нижнюю половину линз на 1,0-2,0 дптр, если это приводит к устранению девиации.

Носить очки рекомендуют и при редко встречающемся сочетании сходящегося косоглазия с близорукостью , хотя минусовые линзы могут способствовать увеличению отклонения глаза. При постоянном или периодическом расходящемся косоглазии, сочетающемся с миопией, требуется полная оптическая коррекция. При расходящемся косоглазии, сочетающемся с дальнозоркостью, ношение очков может способствовать увеличению девиации, поэтому очки необходимы только в тех случаях, когда без них отмечается существенное (до 0,6-0,7 и менее) снижение остроты зрения хотя бы на одном глазу.

Стойкое снижение остроты зрения косящего глаза одно из главных препятствий на пути восстановления бинокулярного зрения. Борьба с амблиопией нередко является решающим фактором, определяющим результаты функционального лечения содружественного косоглазия. У детей младшего возраста не всегда удается определить остроту зрения. В таких случаях решающее значение при установлении наличия или отсутствия амблиопии имеет определение характера косоглазия (монолатеральное или альтернирующее). Выявление монолатерального косоглазия дает основание считать, что амблиопия либо уже существует, либо начинает развиваться. В этих случаях показано безотлагательно применить пенализацию или прямую окклюзию.

Принцип пенализации (от франц. penalite - штраф, взыскание ) заключается в создании у больного искусственной анизометропии, вследствие чего зрение ведущего, лучше видящего глаза ухудшается (этот глаз «штрафуется») и фиксирующим становится амблиопичный глаз. При этом один глаз становится как бы пресбиопическим, а другой - миопическим. Основанием для разработки этого метода послужили наблюдения, согласно которым при близорукости низкой степени одного глаза и эмметропической рефракции или слабой дальнозоркости другого глаза амблиопия, как правило, не развивается.

Посредством пенализации создают следующие условия: 1) амблиопичный глаз подключается к активной деятельности; 2) в акте зрения время от времени принимает участие и ведущий глаз, в результате чего устраняется возможность снижения остроты зрения этого глаза; 3) ведущий глаз, обладающий способностью к правильной пространственной локализации, как бы обучает этому амблиопичный глаз; 4) оба глаза почти не аккомодируют (один из-за медикаментозной циклоплегии, другой вследствие искусственной близорукости); это способствует уменьшению аккомодационной конвергенции и устранению девиации; 5) вследствие того что один глаз используют только для дали, а второй - только для близи, исключаются или ослабляются конкурентные влияния одной монокулярной системы на другую; это препятствует формированию основного феномена сенсорной адаптации бинокулярной зрительной системы к асимметричному положению глаз - постоянному торможению зрительных впечатлений косящего глаза.

Таким образом, в раннем детском возрасте пенализация может оказать существенное влияние не только на монокулярные, но и на бинокулярные функции. В этом смысле ее можно рассматривать как важный компонент диплоптики. Для того чтобы правильно использовать метод пенализации, врач должен иметь большой опыт и глубоко понимать особенности монокулярного и бинокулярного зрения при косоглазии.

Пенализацию применяют при сходящемся косоглазии и гиперметропической или эмметропической рефракции. Различают следующие виды пенализации: 1) для близи; 2) для дали; 3) легкую; 4) селективную; 5) альтернирующую; 6) полную. Основными видами являются пенализация для близи и для дали; остальные виды имеют вспомогательное значение.

Постоянное выключение ведущего глаза необходимо проводить на протяжении не менее 4 мес. Если фиксация не исправится, то от окклюзии надо отказаться. После того как достигнута одинаковая острота зрения обоих глаз и монолатеральное косоглазие перешло в альтернирующее, для стабилизации достигнутого результата окклюзию необходимо продолжать не менее 3 мес.

Основное назначение прямой окклюзии - снизить форменное зрение лучше видящего глаза настолько, чтобы ведущим стал амблиопичный глаз. Следовательно, при прямой окклюзии нет необходимости в полном выключении лучше видящего глаза. В этих случаях целесообразно пользоваться заслонками из нейтральных светофильтров различной плотности.

Если у детей младшего возраста не удается определить ни остроту зрения, ни характер косоглазия, то целесообразно использовать переменную окклюзию (например, на протяжении одной недели выключать правый глаз, в течение другой - левый) или альтернирующую пенализацию и применять их до тех пор, пока очередное обследование ребенка не даст нужных результатов. Применение такой окклюзии или пенализации в ранние сроки является действенным способом профилактики дисбинокулярной амблиопии.

Лечение амблиопии у детей дошкольного возраста независимо от состояния фиксации следует начинать с пенализации или постоянного выключения ведущего глаза. Пенализация показана только детям до 4 лет. Цель лечения амблиопии добиться одинаковой остроты зрения обоих глаз и перехода монолатерального косоглазия в альтернирующее.

Прямую окклюзию и пенализацию целесообразно сочетать с локальным световым раздражением центральной ямки сетчатки «слепящим» светом и разнообразными зрительными упражнениями (перерисовывание картинок через прозрачную бумагу, раскрашивание мелких деталей рисунков, проставление точек в углах квадратов миллиметровой бумаги, обнаружение ошибок в рисунке и т. д.), выбор которых определяется возрастом и уровнем развития ребенка, его интересами и склонностями.

При отсутствии эффекта от применения пенализации и окклюзии , а также в случаях неправильной фиксации у детей школьного возраста используют комплексное лечение амблиопии, основу которого составляют метод отрицательных последовательных образов и локальное световое раздражение центральной ямки сетчатки. Использование для локального раздражения центральной ямки сетчатки гелий-неонового лазера малой мощности имеет ряд преимуществ перед применением малогабаритной лампочки или светопровода.

Лечение амблиопии, как правило, должно предшествовать проведению упражнений, направленных на развитие бинокулярного зрения, и операции. В тех случаях, когда расстройство фиксации очень резко выражено, целесообразно произвести операцию, а затем лечение амблиопии в расчете на то, что изменение фиксации после операции облегчит лечение.

Отсутствие амблиопии или стойкое повышение остроты зрения до 0,4 и более является показанием к проведению ортоптических упражнений, цель которых - сделать фовеальные ретинокортикальные элементы обоих глаз доминантными и восстановить их совместную деятельность. При отсутствии способности к бифовеальному слиянию назначают упражнения, способствующие ее восстановлению, а при наличии бифовеального слияния развивают фузионные резервы. Эти упражнения проводят главным образом на синоптофоре.

Следует подчеркнуть, что с помощью ортоптических упражнений больного обучают не истинному, а гаплоскопическому зрению. Помимо того, выполнять эти упражнения могут только дети в возрасте 4-5 лет и старше, т. е. те, у кого анормальное бинокулярное зрение уже стало более устойчивым.
Указанные недостатки ортоптики послужили поводом к разработке новой системы лечения содружественного косоглазия в естественных условиях - диплоптики. Диплоптические упражнения можно назначать даже детям в возрасте 2-3 лет.

Основной принцип диплоптики - вызвать у больного с содружественным косоглазием феномен двоения в естественных условиях, «оживить» или выработать привычку преодолевать его с помощью оптомоторного фузионного рефлекса и тем самым восстановить саморегулирующийся механизм бификсации основу нормального бинокулярного зрения.

Для реализации принципа диплоптики предложен ряд способов. Основными из них являются восстановление механизма бификсации и упражнения, способствующие усилению разобщения между аккомодацией и конвергенцией. Применять этот способ можно даже у детей в возрасте 2-3 лет, поскольку объективным критерием оценки его эффективности служит не словесный ответ больного, а появление бессознательного оптомоторного рефлекса. В связи с этим важным принципом диплоптики является лечение косоглазия как можно раньше после его появления. Дополнительными способами диплоптики являются упражнения, направленные на развитие фузионных резервов с помощью призм и развитие устойчивости фузии.

Цель операций на мышцах глаза при содружественном косоглазии заключается в том, чтобы путем изменения мышечного баланса, т. е. относительной силы натяжения мышц, добиться симметричного или близкого к нему положения глаз и тем самым способствовать восстановлению нормальных бинокулярных функций. Для усиления действия на мышцу обычно используют резекцию.

Тенорафию и прорафию применяют в основном при вмешательствах на косых мышцах. Из операций, способствующих ослаблению действия мышц, наибольшее распространение получили рецессия и удлинение (пролонгация) мышцы. Значительно реже применяют тенотомию с предохранительным швом и частичную тенотомию. Свободную тенотомию производят только при некоторых атипичных формах косоглазия и при выполнении операции на косых мышцах.

При монолатеральном косоглазии логичнее в первую очередь произвести операцию на косящем глазу, исходя из того, что патологические нарушения в нем обычно более выражены.

Необходимо учитывать ширину глазной щели, помня, что при операциях, способствующих усилению действия мышцы, глазная щель несколько сужается, а способствующих ее ослаблению - несколько расширяется. Если после первого этапа операции сохранится остаточный угол косоглазия, то второй этап операции производят через 6-8 мес. О такой возможности необходимо предупредить больного или его родителей, иначе даже проведенный в соответствии с планом первый этап операции, не исправившей косоглазия полностью, может расцениваться ими как неудача.

При сочетании выраженного горизонтального отклонения глаза с вертикальным целесообразно вначале произвести операцию на горизонтальных мышцах, учитывая, что вертикальная девиация может быть не только следствием пареза мышц, но и проявлением вертикальной фории, которая в первичном положении глаза нередко исчезает. Если же вертикальное отклонение значительное, а при исследовании глазодвигательного аппарата установлено преимущественное поражение мышц вертикального действия, то в первую очередь следует выполнить операцию на этих мышцах.

Необходимость включить хирургическое вмешательство в комплекс лечебных мероприятий возникает в случаях неаккомодационного косоглазия, когда постоянное и достаточно длительное (не менее года) ношение правильно назначенных очков и ортоптические упражнения не устраняют девиацию. Это касается и тех больных, у которых в очках сохраняется симметричное положение глаз, но после снятия очков или уменьшения их оптической силы сразу же появляется заметное косоглазие.

При лечении больных до операции основное внимание должно быть направлено на исправление зрительной фиксации и повышение остроты зрения амблиопичного глаза, развитие способности зрительного анализатора сливать фовеальные изображения объектов, получение достаточной ширины фузии и подвижности глаз. Упражнения, направленные на развитие подвижности глаз, проводят на синоптофоре и мускултренере; можно использовать также упрощенный метод - перемещать какой-либо предмет перед глазами ребенка в нужных направлениях. Аналогичным образом или с помощью конвергенцтренера тренируют конвергенцию при расходящемся косоглазии.

Оптимальным для осуществления операций по поводу содружественного косоглазия следует считать возраст 3-5 лет, когда уже достаточно отчетливо выявилась неэффективность оптической коррекции аметропий и уже можно проводить активные ортоптические упражнения в пред- и послеоперационном периодах. Если после активного плеоптического лечения сохраняется низкая острота зрения (менее 0,3) амблиопичного глаза, препятствующая формированию бинокулярных связей, то с операцией спешить не следует.

При наличии выраженной девиации (более 10°) целесообразно произвести операцию до поступления ребенка в школу, но следует учитывать возможность повторной операции в случае рецидива косоглазия. Об этом необходимо предупредить родителей. Такую корректировочную операцию лучше произвести в возрасте 10-12 лет, когда почти прекращается развитие лицевого скелета и глазниц, которое в условиях отсутствия бинокулярного зрения может способствовать отклонению глаз.

Наличие дальнозоркости при сходящемся и близорукости при расходящемся косоглазии позволяет рассчитывать на появление после операции «частично-аккомодационных» свойств косоглазия. В таких случаях оптическая коррекция аметропий может стабилизировать положение глаз в послеоперационном периоде.

Одновременное зрение свидетельствует о менее выраженной тенденции к торможению зрительных восприятий отклоненного глаза, чем монокулярное зрение. В результате создаются более благоприятные условия для совместной деятельности обоих глаз, при этом первостепенное значение имеет состояние фузии. Выявленная еще до операции способность зрительного анализатора сливать фовеальные изображения объектов существенно повышает эффективность диплоптических и ортоптических упражнений, выполняемых после операции, и увеличивает возможность восстановления бинокулярного зрения. Благодаря этой способности, которая выступает в роли надежного «союзника» хирурга, может быть даже устранен небольшой угол косоглазия, оставшийся после операции.

Чем постояннее угол косоглазия, тем, как правило, лучше и стабильнее результаты операции. Если в процессе обследования больного девиация то исчезает, то появляется, причем диапазон отклонения глаза бывает значительным, производить операцию не следует.

При небольших углах косоглазия нужно особенно тщательно исследовать состояние бинокулярных функций. Способность к слиянию при нулевом положении объектов синоптофора и бинокулярное зрение, выявленное на цветовом приборе, свидетельствуют о том, что у больного имеется так называемое асимметричное бинокулярное зрение. В этих случаях, которые, правда, встречаются очень редко, не имеет смысла производить операцию, так как после нее либо сохранится прежнее положение глаз, либо может появиться стойкое двоение.

Если после успешного лечения содружественного косоглазия стабильно сохраняется симметричное положение глаз или восстанавливается бинокулярное зрение, то при небольших степенях гиперметропии оптическую коррекцию постепенно уменьшают - на 0,5-1,0 дптр через каждые 6 12 мес, а затем вообще отменяют. Для закрепления бинокулярного зрения после успешного лечения содружественного косоглазия проводят стереоптические упражнения и чтение с решеткой.

Лечить косоглазие доступными методами должен уметь каждый офтальмолог.

В специализированные кабинеты следует направлять только больных с более сложными и атипичными формами косоглазия и амблиопии. Все большее распространение получают специализированные детские сады, где проводят лечение косоглазия и амблиопии. Опыт показывает, что эффективность лечения в таких учреждениях выше, чем в глазных кабинетах поликлиник. Это объясняется тем, что лечение здесь проводят систематически и сочетают его с медико-педагогическими мероприятиями.

Профилактика

Профилактика содружественного косоглазия предполагает, во-первых, знание этиологии заболевания; во-вторых, определение на этой основе реальных путей предупреждения заболевания; в-третьих, выбор конкретных мероприятий, направленных на его предупреждение.

Профилактика содружественного косоглазия, обусловленного выпадением или ослаблением зрительной афференгации, заключается в предупреждении, раннем выявлении и интенсивном лечении глазных заболеваний, которые могут привести к слепоте или резкому снижению зрения.

Предупреждение расстройств бинокулярного зрения, возникающих вследствие анизейконии, практически сводится к ранней оптической коррекции анизометропии, при которой неравенство ретинальных изображений обоих глаз встречается особенно часто. В настоящее время практически невозможно определить величину анизейконии и компенсировать ее с помощью афокальных изейконических линз.

Наиболее доступный метод профилактики содружественного косоглазия - оптическая коррекция аметропии в раннем детском возрасте (1-2 года). Таким путем можно предупредить по крайней мере аккомодационное косоглазие, на долю которого приходится 25-40% всех случаев косоглазия. Целесообразно назначать очки для постоянного ношения при близорукости, астигматизме и дальнозоркости 2,5 дптр и более.

Смысл оптической коррекции - в устранении чрезмерных или недостаточных аккомодационных усилий и связанных с ними усиленных или ослабленных импульсов к конвергенции, т. е. в устранении условий для появления содружественного косоглазия. Если к 6-7 годам у ребенка сохраняется устойчивое бинокулярное зрение, без очков не снижается острота зрения, и он не испытывает астенопических затруднений, то при небольших степенях дальнозоркости оптическую коррекцию отменяют.

Среди причин сенсорно-моторных нарушений зрительного анализатора, приводящих к содружественному косоглазию, важное значение имеют общие инфекции и интоксикации, патология беременности и родов, врожденные и приобретенные заболевания центральной нервной системы. Вследствие этого профилактика содружественного косоглазия выходит за рамки офтальмологии и по существу сливается с проблемой охраны материнства и детства.

Все, что способствует нормальному развитию и стабилизации бинокулярного зрения, предотвращает появление содружественного косоглазия. В этом отношении важное значение имеют гигиена зрения и общее укрепление здоровья детей, начиная с периода новорожденности.

Общие заболевания (корь, скарлатина, грипп и др.) ослабляют детский организм и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний надо следить, чтобы ребенок не слишком много рисовал, не рассматривал мелкие предметы и не приближал их к глазам. Важно также, чтобы освещение было достаточным.

При профилактических исследованиях органа зрения у детей необходимо выявлять не только явное косоглазие, но и дефекты бинокулярного зрения, а также состояния (аметропия, анизометропия, заболевания глаз, сопровождающиеся односторонним снижением остроты зрения, ограничение подвижности глаз, выраженные установочные движения глаз при пробе с прикрыванием), благоприятствующие возникновению содружественного косоглазия. В случае их выявления проводят более детальное обследование ребенка и назначают необходимые лечебно-профилактические воздействия (коррекция аметропии, меры по повышению остроты зрения, ортоптические упражнения).

В системе мероприятий по профилактике содружественного косоглазия и его осложнений важную роль играет санитарно-просветительная работа среди будущих матерей, родителей и работников детских дошкольных учреждений. Задача этой работы заключается в распространении знаний о причинах развития содружественного косоглазия и путях его предупреждения, гигиене зрения детей, важности своевременного и систематического лечения косоглазия и роли родителей и персонала дошкольных учреждений в осуществлении лечебных мероприятий. Формы санитарного просвещения весьма разнообразны: лекции, беседы, выступления по радио и телевидению, статьи в газетах и журналах, издание брошюр и памяток, выпуск плакатов, создание диафильмов и кинофильмов.

При уже возникшем косоглазии профилактические мероприятия должны быть направлены на предупреждение его осложнений (амблиопия, отсутствие нормальных бинокулярных связей, вторичные изменения в нервно-мышечном аппарате). Основной путь такой профилактики - раннее активное и правильное лечение заболевания.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.

Как улучшить зрение, когда тебе за… Геннадий Михайлович Кибардин

Веревка с узелками

Веревка с узелками

Упражнения по развитию аккомодации с использованием «узелков» на веревке с удовольствием выполняют как малыши, так и взрослые. Многое зависит от того, как выглядит эта веревка и насколько интересно и захватывающе преподаватель излагает методику пользования этой веревкой. Подобные упражнения обосновал и разработал Мартин Суссман – основатель (в 1976 году) и директор Кембриджского института улучшения зрения. Эти упражнения дополнены мною психологическим сопровождением, что позволяет как взрослым, так и детям выполнять упражнения легко и с удовольствием.

Возьмите светлого цвета веревку диаметром 1,5–5,0 мм и длиной около двух метров, лучше будет, если найдете не синтетическую веревку, а, например, льняную или хлопчатобумажную. Отступив от начала веревки около 10 см, крепко завяжите на веревке равномерно десять узелков, расстояние между соседними узелками должно составлять 15 сантиметров. Без практических навыков вряд ли это получится с первого раза.

Рис. 6

Поэтому лучше поступить следующим образом. Возьмите черный фломастер и линейку (можно двухметровую рулетку) положите веревку на стол или пол, по возможности распрямите (натяните) веревку. После этого черным фломастером аккуратно нанесите на веревке метки через каждые 15 сантиметров, чуть отступив (сантиметров на 10) от переднего края веревки, который планируется держать в руках. Найдите еще аналогичную веревку, длиной около 50 см. Эта веревка будет использована в качестве наружных узелков. Используя короткую веревку, крепко завяжите по красивому узелку над каждой черной меткой на двухметровой веревке. Концы каждого узелка аккуратно подровняйте ножницами. Окрасьте черным фломастером каждый узелок на веревке и дайте веревке просохнуть. Веревка с красивыми узелками готова для занятий по улучшению остроты зрения.

Закрепите один конец веревки на стене или дверце шкафа, используя для этого скотч. Можно зацепить веревку за гвоздь, который «случайно» оказался в нужном месте.

Проследите за тем, чтобы освещение в этом месте было хорошее. Обмотайте свободный конец веревки вокруг указательного пальца правой руки и поднесите веревку к кончику своего носа (рис. 6). Веревка должна чуть провисать вниз от воображаемой прямой линии, проходящей между вашим носом и стеной. Стойте ровно, не отклоняйтесь ни вперед, ни назад, иначе может появиться напряжение в теле и сознании, что будет мешать проведению занятий по развитию аккомодации. При необходимости сделайте маленький шаг вперед или назад.

Порядок выполнения упражнений. Предварительно хорошо просмотрите все рисунки, отражающие занятия с узелками на веревке, и затем приступите к занятиям.

1. Сначала посмотрите на кончик своего носа. Вы увидите (рис. 7), как две веревки сходятся к носу в виде буквы V.

Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните, это снимает ненужное напряжение в теле и сознании. Далее посмотрите еще раз на кончик носа, при этом сохраняйте ровное и спокойное дыхание. Чаще моргайте и используйте периферическое зрение.

2. Переместите взгляд на то место стены, где прикреплена веревка. На это раз вы увидите (рис. 8) две веревки, сходящиеся к стене в виде буквы V.

3. Направьте свой взор на узелок, находящийся посередине веревки (сначала посмотрите на узелок 5, а затем, на узелок 6). Вы увидите (рис. 9) две веревки, пересекающиеся в виде буквы X точно в этих местах.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

4. Посмотрите на ближайший к носу первый узелок и сфокусируйте на нем свой взгляд на несколько секунд. Вы увидите две веревки, пересекающиеся в этом узелке.

Продолжайте плавно перемещать взгляд дальше по веревке – от второго до десятого узелка (ближайшего к стене). Фокусируйтесь на каждом из них на несколько секунд, при этом чаще моргайте, чтобы не напрягать свое зрение, и старайтесь в каждом случае увидеть две веревки, пресекающиеся в данном узелке.

Закончив с десятым узелком, посмотрите на то место стены, где привязана веревка. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V.

5. Действуйте аналогичным образом, но уже в обратном порядке от десятого узелка к первому. После того как закончите с первым узелком, посмотрите на нос. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V к носу

6. Закройте глаза, опустите руки и медленно несколько раз покачайте головой в разные стороны, чтобы слегка размять мышцы шеи, плеч и лица.

7. Повторите этапы 4–6 еще восемь раз.

8. Прикройте рукой правый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6.

9. Прикройте рукой левый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6. Закончив упражнения, отдохните, выполнив пальминг.

При выполнении упражнения обратите свое внимание на следующее:

А. Иногда вместо пересечения двух веревок в узле наблюдаются следующие явления:

Видно только одну веревку вместо двух.

Две веревки пересекаются за узелком.

Две веревки пересекаются перед узелком.

Две веревки пересекаются в какой-то точке, а затем сливаются в одну в виде буквы Y.

Две веревки вообще не пересекаются, что говорит об отсутствии конвергенции, которая представляет собой движение глаз, в результате чего обе зрительные линии сходятся вместе на предмете, возбудившем внимание. Конвергенция относится к группе движений с противоположным характером, т. е. таких, при которых глаза одновременно поворачиваются в разные стороны. При конвергенции левый глаз поворачивается направо, а правый – налево. То есть глаза (незаметно для своего хозяина) двигаются навстречу друг другу. Движения этого рода носят также название фузионных, т. к. способствуют слиянию ощущений, получаемых от каждого глаза в отдельности, в одно нераздельное. Иначе бы все вокруг нас просто двоилось.

Одну из веревок видно более отчетливо, чем другую. В этом случае, чтобы понять, какой глаз так видит, закройте поочередно каждый глаз и отметьте, какая из веревок при этом исчезает.

Б. Невозможно передвинуть точку пересечения (X) вперед или назад, что свидетельствует о проблемах с конвергенцией. Первое обычно связано с близорукостью, второе – с дальнозоркостью или пресбиопией.

В. Сначала прогресс может проявляться не в улучшении зрения, а в том, что появляется возможность видеть и перемещать точку пересечения (X) все дальше по веревочке.

Г. Происходит задержка дыхания, это признак того, что вы напрягаете зрение и пытаетесь «видеть через силу», что всегда негативно влияет на остроту зрения. Выполняя любое упражнение, не забывайте регулярно закрывать глаза, дышите полной грудью и старайтесь всегда быть расслабленными.

Д. Попытка заставить себя силой увидеть что-то более четко приводит только к обратному результату, за которым появляется разочарование. Примите свое зрение таким, какое оно есть. Замечайте то, что вы сможете видеть. Осознайте это. Будьте терпеливы. Расслабьтесь, и тогда у вас все получится, как надо.

Е. Старайтесь без напряжения замечать, какие объекты попадают на периферию поля зрения.

Варианты выполнения упражнений

1. Если у вас близорукость, следуйте взглядом по веревке только вперед. Начинайте фокусироваться на первом узле, затем на втором и продолжайте дальше. Когда доберетесь до последнего узелка, сразу же вернитесь к первому и продолжайте в том же духе еще восемь раз.

2. Если у вас дальнозоркость, следуйте по веревке только назад. Начните с десятого узелка и двигайтесь по направлению к первому. Когда достигнете его, снова возвращайтесь к десятому узелку и продолжайте двигаться к первому еще восемь раз.

3. Если у вас астигматизм, примите положение стоя, держите веревку ровно и немного наклоните голову влево. Веревка должна располагаться так, чтобы вы ее хорошо видели. «Пройдитесь» по всем узелкам четыре раза. После этого, немного наклонив голову вправо, сделайте то же еще четыре раза. Затем повторите по четыре раза упражнение при положении головы вперед, а затем назад.

1. Двигая глазами по веревке, перемещайте взгляд плавно, а не скачками, от узелка к узелку, заостряйте внимание на точках пересечения. Например, если вы нормально видите точку пересечения в первом, втором, третьем и четвертом узелках, а на пятом обнаруживаете, что она застряла в четвертом, тогда подвигайте глазами вперед и назад между четвертым и пятым узелками. В такой ситуации всегда стремитесь подвинуть точку пересечения дальше или ближе. Не забывайте при этом часто моргать.

2. Подавайте голосовые команды (вслух или про себя) глазам, когда они видят точку пересечения не там, где нужно. Такие команды, как «Мои глаза фокусируются на нужном мне месте», «Мои глаза смотрят туда, куда я хочу» и «Мои глаза видят точку пересечения X». Голосовые команды такого типа помогают прогрессу остроты зрения.

3. Если есть узелок, который вы не видите, смотрите туда, где, по вашим представлениям, он должен быть. На самом деле, внимательно изучив эту область, вы сможете разглядеть и узелок, хотя и не четко. Не заставляйте себя увидеть больше. Напротив, всегда замечайте то, что вы видите. Чем больше вы смотрите, тем больше видите. Не забывайте дышать ровно, расслабляйте шею и затылок. Будьте терпеливы.

4. Открыв глаза, вы увидите только одну веревку. Подвигайте каждым глазом вперед-назад вдоль веревки – это способствует улучшению аккомодации и остроты зрения. Не забывайте часто моргать.

5. Когда вы прикрываете глаз ладонью, не прикасайтесь ею к глазу или веку Не забывайте также, что прикрытый ладонью глаз должен быть открыт.

6. Если рука, которой вы держите веревку, устала, тогда смените руку Когда закрываете оба глаза, кладите руку с веревкой на колени.

7. Двигая головой из стороны в сторону, расслабляйте плечи и шею, дышите глубоко и свободно. Когда двигаете головой, не переусердствуйте – избегайте напряжения.

8. Когда стоите с веревкой, выполняя упражнения, следите за тем, чтобы ваш вес был равномерно распределен на ступни обеих ног.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.