Религиозный праздник 24 сентября. Праздник православных Святых угодников божих


Календарь православных праздников подскажет точную и правильную дату, когда будет Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи, какого числа будет Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Какой церковный праздник отмечают 11, 21 и 27 сентября в 2018 году, какого числа будет постный день и строгий пост, дата.

Какие церковные праздники ждут православных христиан в сентябре 2018 года и дни памяти святых. В какие дни подразумевается пост и сколько православных праздников в сентябре 2018 года.

Церковные праздники 24 сентября 2018 года

Федорины вечерки

В этот день отмечается память преподобной Феодоры Александрийской, жившей в конце 5 века. По преданию, Феодора пребывала со своим мужем в любви и согласии, но один богатый горожанин, прельстившийся ее красотой, стал соблазнять молодую женщину. Он подкупил сводню, которая обманула Феодору, сказав, что грех, совершенный ночью, не вменяется человеку в вину. Женщина послушалась и изменила мужу, однако вскоре осознала всю омерзительность прелюбодеяния.

Феодора возненавидела свое тело и подвергала себя всяческим мучениям. Знакомая игуменья, видя страдания грешницы, напомнила ей историю Марии Магдалины, омывшей слезами ноги Христа. Это побудило Феодору уйти в монастырь - причем втайне от всех. Но она понимала, что в женской обители муж найдет ее, поэтому переоделась в мужское платье и поступила в мужской монастырь с именем Феодор. Позже, уже после смерти Феодоры, ее супруг, узнав о подвиге жены, принял постриг в этой же обители.

На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. «Всякое лето кончается, осень начинается», - говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: «Федора - замочи хвост». Вспоминали еще один Федорин день - зимний: «Две Федоры в году. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя Федора платком рыло закрывает».

Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. «Преподобная Федора - всякому делу аминь», - говорили наши предки. В этот день также ходили в поле смотреть, как растут озимые. Если из-под земли уже были видны сильные и густые всходы, это обещало хороший урожай на следующий год.

На Федору был обычай собирать всей деревней дары для священника ближайшей церкви. Матушке миряне помогали делать запасы на зиму, убираться в доме и на дворе. Этот обычай назывался «осенщина».

С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму, травили байки, шутили и смеялись. Такие сборища назывались также капустниками - это слово дожило и до наших дней. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты - голубцы, пироги, щи.

Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах. Об этом напитке говорили так: «Пиво не пьяно - то грешно. Пиво пьяно - грешней того. А пива не станет - тошней всего».

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Преподобные Сергий и Герман Валаамские являются основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. До наших дней дошло довольно мало информации об их жизни. Предание гласит, что преподобные появились на свет в Греции, а в Х веке они пришли с миссионерской целью на русские земли. Вместе с ними прибыло много других священнослужителей из Греции. Целью прибывших было распространение христианства среди карелов, которые обитали в Новгородских землях.

Валаамские чудотворцы в те времена заложили Спасо-Преображенский монастырь. На северной Руси он потом стал самым крупным духовным центром. Враги не один раз нападали на обитель, по этой причине в библиотеке не сохранились древние летописи о жизни преподобных Германа и Сергия. Остался лишь старинный синодик, где записаны имена Валаамских чудотворцев в списке игуменов монастыря.

В 1163 году, во времена нашествия шведов, мощи святых Сергия и Германа были обретены, их перенесли в Новгород. С того самого дня началось почитание Валаамских чудотворцев, как местночтимых преподобных. Люди создали иконы с их изображением, а в литературе неоднократно встречаются упоминания об этих миссионерах.

В XVII веке шведы захватили Валаамские острова и жили там какое-то время. Согласно преданию, колонисты намеревались надругаться над мощами чудотворцев, однако, за такие помыслы их поразила неведомая болезнь. Захватчики не на шутку испугались и решили воздвигнуть часовню над мощами святых. Через некоторое время мощи чудотворцев были захоронены в монастыре под спудом.

В 1819 году был издан указ Святейшего Синода об общероссийском почитании святых Валаамских чудотворцев.

Святые Герман и Сергий известны как чудотворцы. Обратившие свои молитвы к преподобным, исцелялись, с ними происходили настоящие чудеса. О таких чудесах сохранилась книжка.

Монах из Валаамской обители поведал о том, что, будучи мирянином, был спасён от неминуемой смерти святыми чудотворцами. Однажды зимой довелось ему со спутниками идти по льду. Внезапно лёд стал трескаться, и люди начали тонуть. Монах обратил свои молитвы и мольбы к преподобным Герману и Сергию, взывал о помощи. Чудом молодому человеку удалось выбраться на берег, а после этого случая он принял постриг в Валаамском монастыре.

Иноки, которые не верили в то, что мощи преподобных хранятся в обители, видели святых во сне. А некоторым монахам Герман и Сергий являлись в образе двух старцев, тем самым подтверждая, что не покинули обитель.

В наши дни верующие люди продолжают молиться преподобным Валаамским чудотворцам и дают своим детям их имена. До сих пор совершаются чудеса по молитвам к этим святым. До сих пор Герман и Сергий защищают свою обитель от нападения врагов.

Преподобного Силуана Афонского

24 сентября - День святого Силуана Афонского. День человека, ставшего святым уже в XX веке. Подвизался он монахом в монастыре святого Пантелеймона на горе Афон

Это праздник не только для Русской церкви, но и для Константинопольского патриархата, где, собственно, преподобный и был первым канонизирован в 1988 году, спустя всего полвека после своего блаженного успения. В России его память стали почитать еще тремя годами позже. Однако тексты службы преподобного Силуану были внесены во все издания «Месячных Миней», содержащих чинопоследования праздников святых на каждый день года.

Чем же известен вроде бы обычный афонский инок? В первую очередь тем, что, на самом деле, он всей своей жизнью открыл новую страницу в Православии, показав его с той стороны, которую прежде надо было долго искать под спудом формально благочестивых, но мало напоминающих истинную любовь и радость о Господе поучений и предписаний.

Родился будущий подвижник в 1866 году в семье зажиточного крестьянина Тамбовской губернии. Жизнь юноши Симеона мало напоминала хрестоматийные Жития с неизменным оборотом «чуждался детских игр и мирской суеты». Впрочем, и каким-то злодеем парень тоже не был. Красивый, стройный, пользующийся любовью девушек, он никому не делал зла. Одну из них, чуть было не ставшую его женой, преподобый Силуан с теплотой вспоминал всю свою жизнь, нередко говоря посещавшим его за духовным советом посетительницам: «Ты будешь на мою невесту похожа».

Впрочем, уже тогда будущий инок пользовался сугубым покровительством Божьей Матери. Так, однажды, идя с поля домой, он увидел бежавшую на него бешеную собаку. Только и успел проговорить слова молитвы - и та пробежала мимо. А после выяснилось, что животное, прибежав в село, покусало множество людей…

Впрочем, довольно скоро юный Симеон почувствовал тягу к монашеской жизни. Однако послушал отца - и вначале поступил на военную службу. И проходя ее в Петербурге, получил благословение на постриг от знаменитого пастыря, святого Иоанна Кронштадского, который и принял в 1892 году в русском Пантелеймоновском монастыре Афона. Он проходил там различные послушания в течение 46 лет и мирно скончался.

Вот, казалось бы, и все. Но скупые строки краткой биографии не способны передать все то, что не без основания называется «невидимой бранью», не уступающей по накалу великим сражениям настоящих воинов. Вскоре после принятия иноческих обетов новоначальный инок Силуан столкнулся с тем, что на духовном языке именуется «духовным охлаждением». Когда, несмотря на веру, аскетические подвиги, посты, молитвы, в душе не чувствуется главного - любви Божией.

Впрочем, причиной этого, обычно, формально является какой-нибудь грех со стороны самого монаха - например, ссора с братом. Но потом это состояние приобретает характер духовного подвига, когда посвятивший свою жизнь Богу доказывает и Ему и себе, что его любовь к Творцу совершенно бескорыстна, а не происходит от желания получить какие-то блага, пусть даже и духовные. Это, собственно, и есть состояние «сына Божьего» - в отличии от «раба», работающего из-за страха наказания, или «наемника», подвизающегося в ожидании награды.

По большому счету, такие «охлаждения» случаются в жизни каждого по-настоящему верующего человека. К счастью, их интенсивность и длительность не дотягивает до таковых у великих Отцов. Например, преподобный Серафим Саровский молился на камне 1000 дней и ночей, как раз прося Бога вернуть ему потерянное ощущение Его Любви. У преподобного же Силуана этот период растянулся на целых 20 лет. Страшных лет, когда даже непрестанная молитва почти не давала никакой отрады, а злые духи, издеваясь над страдальцем, становились между ним и иконами. И тогда Господь однажды явился иноку в видении и сказал о его главной задаче на это время: «Держать свой ум во аде - и не отчаиваться».

Последнее, благодатью Божией, пусть и не осознаваемой в искушении, у святого Силуана получилось. Из испытаний он вышел закаленным, как золото в горниле. Но отнюдь не жестоким ригористом, видящим вокруг один лишь грех, а окружающее почитающим «единством мира, плоти и диавола», направленным лишь на то, чтобы погубить побольше душ.

Ощутив ад на земле, подвижник уже не боялся придуманных извращенными умами «мук ада в чувственном виде», в которых если не сам Господь, то его ангелы предстают кошмарными садистами, получающими удовлетворение от наказаний грешников. В сущности, им же был едва ли не впервые сформулирован главный смысл монашеского подвига, который в изложении всевозможных «душеспасительных» книжонок обычно представляется исключительно как попытка человека из последних сил достичь практически недостижимого спасения мучительными истязаниями плоти, которые, якобы, единственное, что может хоть как-то удовлетворить мстительного Бога.

Преподобный же Силуан так характеризовал своих коллег: «Монах - это тот, кто понял всю боль этого мира, принял эту боль, как свою собственную, и посвятил всю жизнь молитве за весь мир». Впрочем, в ответ на жажду сострадающей любви Господь открыл святому и другую истину, которая, правда, была описана праведником «в третьем лице», в выражениях «я знаю такого монаха…»

Тем не менее, Бог в мистическом видении спросил у исступленно молящегося «за жизнь мира» инока:

Зачем ты так исступленно молишься?

Ну как же, мир лежит во зле, сколько людей могут навсегда погибнуть.

Не бойся, Я спасу всех, кто хоть раз обратиться ко Мне с такой просьбой.

Но зачем тогда все наши монашеские подвиги, труды?

Тех я просто спасу - а вы будете Мне друзьями…

Любовь, источаемая преподобным, творила настоящие чудеса. Так, своим ученикам преподобный Силуан рассказывал об одном молодом человеке, школьнике, который пришел на Святую Гору «искать Бога». Он не сказал игумену, что не верит в Бога, а только о своем желании остаться на несколько месяцев в монастыре ради отдыха и духовной пользы. Игумен передал его одному духовнику для попечения. Юноша сразу сказал священнику на исповеди, что он не верит в Бога и пришел на Святую Гору в поисках Бога. Духовник рассердился и начал кричать на молодого человека, как страшно не верить в Бога Творца и что безбожникам не место в монастыре. Юноша приготовился покинуть монастырь.

Но тут его встретил отец Силуан и стал с ним разговаривать. Молодой человек поведал ему о своих муках и о том, что привело его на Святую Гору. Отец Силуан очень доброжелательно ответил ему: «Это не страшно. Так обычно бывает с молодыми людьми. Это и со мной было. В юности я колебался, сомневался, но любовь Божия просветила мой ум и умягчила сердце. Бог тебя знает, видит и безмерно любит. Со временем ты это почувствуешь. Так и со мной было». После этого разговора начала крепнуть у юноши вера в Бога, и он остался в монастыре.

Вообще, праведника можно считать одним из «столпов» «положительного миссионерства» в лучших святоотеческих традициях. Например, в разговоре с одним православным миссионером-архимандритом, святой Силуан услышал следующее описание его миссионерской методики в общении с католиками.

«Я им говорю, что Ваша вера - блуд, у вас все превратно, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.

Старец выслушал это и спросил:

А скажите, веруют ли они в Божество Иисуса Христа, что Он Истинный Бог?

В это-то они веруют.

А Божью Мать чтят они?

Чтят, но неправильно учат о Ней.

И святых почитают?

Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие у них могут быть святые?

Проводят ли они Богослужения в храмах, читают ли Слово Божье?

Да, есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы вы, что это за службы после наших, какой холод и бездушие!

Так вот, отец архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют в Иисуса Христа, что почитают Божью Мать и святых, что призывают их в молитвах, так, что если вы говорите им, что их вера - «блуд», они вас не послушают.

Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога, ходят в церковь на богослужение, что читают Слово Божье и прочее, но в том-то и в том у них ошибка и ее надо исправить, и тогда все будет ладно, и Господь будет радоваться о них, и так все мы спасемся милостью Божьей…»

Излишне говорить, что похожий подход, а-ля упомянутого отца архимандрита, имеет почти повсеместное применение и по сей день. А потом многие православные верующие отчего-то и удивляются: «Ну чего это у нас работа по обращению в Церковь ушедших в секты и другие конфессии не получается?»

Не удивительно, что именно святому Силуану належит замечательное определение термина «Православие». В то время как ныне многие не то что миряне, но даже и монахи видят смысл своей «православности» в «борьбе против ИНН», прославлении «благоверного царя Иоанна Грозного», отречении от Церкви в знак протеста против осуждения Pussy Riot и т. д., преподобный говорил так: «Быть православным в полном смысле слова означает видеть Бога, как Он есть, и поклоняться ему достойно Его святости». Что, конечно, намного сложнее страстного поклонения фактическим «идолам» вместо Бога-Любви.

Так что, если на душе тяжело, не чувствуется Божья любовь - каждому верующему стоит почитать хотя бы избранные цитаты из трудов преподобного Силуана Афонского, ставшего духовным наставником таких великих светочей Православия, как, например, митрополит Антоний Сурожский, чьи книги тоже проникнуты духом такой же любви и сострадания к грешникам. А пока обратимся к праведнику с молитвой: «Преподобне отче Силуане, моли Бога о нас!»

Сегодня православные, церковные праздники, святые угодники божии: Преподобная Феодора. Преподобные Сергий и Герман. Преподобный Силуан.

Сегодня 24 сентября (11 сентября по старому стилю) праздники православные, церковные, праздник святых угодников божиих:

* Преподобной Феодоры Александрийской (ок. 474-491). *** Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). * Преподобного Силуана Афонского (1938).
Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I); Диодора, Дидима и Диамида в Лаодикии Сирской; Ии (ок. 362-364); Романа и Исидора; Льва. Святителя Зинона, епископа Неапольского. Преподобного Евфросина повара (IX). Священномучеников Николая (Подьякова) и Виктора пресвитеров, Московских (1918); Карпа (Эльба) протоиерея (1937); Николая диакона (1942). Иконы Божией Матери Каплуновской (1689).

Праздник православных Святых угодников божих

Преподобная Феодора

Преподобная Феодора жила в Александрии в V в. Имея мужем доброго человека, она жила счастливо. Но случилось, что полюбил ее некий богач и всячески старался склонить к измене мужу. Св. Феодора боялась оскорбить Бога этой изменой и долго боролась с искушением. Наконец, при посредничестве одной женщины, богач достиг своей цели. Тогда совесть начала мучить Феодору: она стыдилась смотреть на своего мужа, родных и знакомых. Придя в монастырь к знакомой игуменье, она исповедала свой грех и спрашивала, можно ли ей надеяться на милость Божию и спасение? Игуменья успокаивала Феодору, говоря: «Велик грех твой, но велико и милосердие Божие, и нет греха, который превышал бы его. Кайся, и спасешься». Тогда Феодора решила удалиться в монастырь, но, боясь, чтобы муж не отыскал ее в женском монастыре, остригла волосы, надела мужское платье и с именем Феодора пришла в мужской монастырь в Египте. Игумен не хотел принимать ее, видя ее молодость; но св. Феодора слезно молила его и обещала исполнять все монашеские послушания. Восемь лет провела св. Феодора в монастыре в великих трудах, посте, богомыслии и молитве. Однажды дочь содержателя гостиницы в Александрии, где пришлось св. Феодоре останавливаться по делам монастыря, соблазнившись красотой молодого монаха, склоняла его ко греху. Получив отказ, а после того родив незаконно дитя, оклеветала во грехе преподобную. Игумен и братия разгневались на нее и выгнали из монастыря. Но св. Феодора, не желая открыть свою тайну, взяла ребенка и поселилась в шалаше неподалеку от монастыря. Пастухи из жалости давали ей молока для питания ребенка. Сколько пришлось ей перенести разных насмешек! Кроме того, терпела она и жар, и холод. Наконец, ее вновь приняли в монастырь, где, прожив два года, она скончалась. Тогда узнали, что она была женщиной, Бог же открыл игумену о ее святости. Игумен рассказал об этом братии, и тогда все, оскорблявшие святую, ужаснулись и горько каялись, что тяжко согрешали против нее. Богу угодно было привести мужа св. Феодоры в обитель в день ее кончины, и он оставил мир и принял постриг.

Преподобный Силуан

Преподобный Силуан (в миру Семен Иванович Антонов) родился в 1866 г. в селе Шовском Тамбовской губернии в крестьянской семье. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру благодати, которая обычно дается совершенным, и особенно остро переживают ее неизбежное умаление. В 19 лет он пережил первое благодатное посещение, а когда молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Тогда у него возникло желание монашеской жизни. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон, где осенью 1892 г. поступил в русский Пантелеймонов монастырь. Первым его послушанием стала работа на мельнице.

Афонский вековой уклад вводил его на стезю духовного подвига, он скоро получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар «самодвижной» молитвы. Вместе с тем неопытный инок подвергался многочисленным демоническим нападениям. По прошествии полугода борьбы с ними, когда брат Симеон изнемог, почувствовал полную оставленность, а душу его охватила смертная тоска, молодому послушнику было видение самого Иисуса Христа. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей. Постриженный в 1896 г. в мантию, отец Силуан, неся монастырские послушания, в глубине сердца обучался «умному трезвению» - борьбе с помыслами, нес подвиг отсечения своей воли и предания себя в волю Божию. Он спал сидя, один-два часа в сутки по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве, и провел в непрестанной борьбе пятнадцать лет. Однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, преподобного Силуана охватило болезненное томление: сколько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи! ...Что должен я делать, чтобы молится Тебе чистым умом? ...Чтобы смирилась моя душа?» И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Откровение Господа преподобному Силуану в краткой форме содержало вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. С этого времени преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но еще только через пятнадцать лет он достиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. Постриженный в схиму в 1911 г., преподобный Силуан нес послушание монастырского эконома. Тогда же он написал свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником схиархимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием.

Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели. Известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. (1938 г.).

Преподобные Сергий и Герман

Преподобные Сергий и Герман называются валаамскими чудотворцами, потому что были-основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера. Кто были они по происхождению - неизвестно. Некоторые думают, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего остров и благословившего его крестом из камня, а Герман - учеником Сергия. Иные думают, что они были современниками князя Владимира Великого и в то время основали свой монастырь; но всего вероятнее, что святые Сергий и Герман подвизались в середине XIV в. В этом веке шведы, утвердясь в юго-западной Карелии, принуждали православных карелов принимать католичество. В это время старцы Сергий и Герман поселились в стране карелов для поддержки православия своим учением и жизнью и основали обитель на Валааме. Им пришлось потерпеть немало скорбей, особенно от короля шведского Магнуса, ревнителя католичества, который огнем и мечом заставлял переходить в католическую веру. Братство иноков на Валааме с самого начала было многолюдное, устав - общежительный и строгий. Кончина святых валаамских угодников относится к 1353 г., а обретение их мощей к 1400 г. Мощи их почивают под спудом в соборном монастырском храме.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра:

Ожидаются праздники:
10.03.2020 -
11.03.2020 -
12.03.2020 -
13.03.2020 -

Реклама

Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Родители Симеона были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными.

Как впоследствии вспоминал старец, большая и дружная семья жила бедно, однако, никогда не отказывала в помощи нуждающимся, порой даже делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока Симеона.

Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался.

Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. Собранное ими братство явилось светочем Православия в этом крае. Карелы начали вновь с доверием относиться к христианству, авторитет которого был подорван в ХIII веке шведами, мечом насаждавшими католичество. Преподобные Сергий и Герман преставились около 1353 года.

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне священнику Иоанну, 11 сентября 1689 года была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм.
Изображение этой иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери.

Чудотворная икона Божией Матрери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 году. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.

Прп. Феодоры Александрийской (474-491).

Преподобная Феодора Александрийская и ее муж жили в Александрии. В их семье царили любовь и согласие, и это было ненавистно врагу спасения. Побуждаемый диаволом, один богатый человек прельстился красотой молодой Феодоры и начал всеми способами склонять ее к прелюбодеянию, но долгое время не имел успеха. Тогда он подкупил женщину-сводницу, которая ввела в заблуждение доверчивую Феодору, сказав, что грех, совершаемый ночью, Бог не вменяет в вину. Феодора изменила своему мужу, но вскоре опомнилась и, осознав гнусность падения, возненавидела себя, нещадно била себя по лицу и рвала на голове волосы. Совесть не давала ей покоя, и Феодора отправилась к знакомой игумении и рассказала о совершенном преступлении.

Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918).

Сщмч. Карпа пресвитера (1937).

Прп. Силуана Афонского (1938).

Сщмч. Николая диакона (1942).

Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I).

Мчч. Диодора и Дидима, Сирских.

Мц. Ии (Евдокии) и 9-ти тысяч с ней в Персии (362-364).

Прп. Евфросина повара (IX).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Мчч. Серапиона, Кронида и Леонтия, Александрийских.

Прп. Пафнутия, испов., еп. в Фиваиде Египетской.

Прпмц. Феодоры Вастийской, Пелопонесской.

Прп. Илии пещерского Калабрийского (960).

Прославление блж. Ксении, Петерсбургской.

В сентябре завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье — то большое, мужики богаты!

Что мужики — то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Cегодня 24 сентября (11 сентября по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Преподобной Феодоры Александрийской (ок. 474-491). *** Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). * Преподобного Силуана Афонского (1938).
Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I); Диодора, Дидима и Диамида в Лаодикии Сирской; Ии (ок. 362-364); Романа и Исидора; Льва. Святителя Зинона, епископа Неапольского. Преподобного Евфросина повара (IX). Священномучеников Николая (Подьякова) и Виктора пресвитеров, Московских (1918); Карпа (Эльба) протоиерея (1937); Николая диакона (1942). Иконы Божией Матери Каплуновской (1689).

Преподобная Феодора

Преподобная Феодора жила в Александрии в V в. Имея мужем доброго человека, она жила счастливо. Но случилось, что полюбил ее некий богач и всячески старался склонить к измене мужу. Св. Феодора боялась оскорбить Бога этой изменой и долго боролась с искушением. Наконец, при посредничестве одной женщины, богач достиг своей цели. Тогда совесть начала мучить Феодору: она стыдилась смотреть на своего мужа, родных и знакомых. Придя в монастырь к знакомой игуменье, она исповедала свой грех и спрашивала, можно ли ей надеяться на милость Божию и спасение? Игуменья успокаивала Феодору, говоря: «Велик грех твой, но велико и милосердие Божие, и нет греха, который превышал бы его. Кайся, и спасешься». Тогда Феодора решила удалиться в монастырь, но, боясь, чтобы муж не отыскал ее в женском монастыре, остригла волосы, надела мужское платье и с именем Феодора пришла в мужской монастырь в Египте. Игумен не хотел принимать ее, видя ее молодость; но св. Феодора слезно молила его и обещала исполнять все монашеские послушания. Восемь лет провела св. Феодора в монастыре в великих трудах, посте, богомыслии и молитве.

Однажды дочь содержателя гостиницы в Александрии, где пришлось св. Феодоре останавливаться по делам монастыря, соблазнившись красотой молодого монаха, склоняла его ко греху. Получив отказ, а после того родив незаконно дитя, оклеветала во грехе преподобную. Игумен и братия разгневались на нее и выгнали из монастыря. Но св. Феодора, не желая открыть свою тайну, взяла ребенка и поселилась в шалаше неподалеку от монастыря. Пастухи из жалости давали ей молока для питания ребенка.

Сколько пришлось ей перенести разных насмешек! Кроме того, терпела она и жар, и холод. Наконец, ее вновь приняли в монастырь, где, прожив два года, она скончалась. Тогда узнали, что она была женщиной, Бог же открыл игумену о ее святости. Игумен рассказал об этом братии, и тогда все, оскорблявшие святую, ужаснулись и горько каялись, что тяжко согрешали против нее. Богу угодно было привести мужа св. Феодоры в обитель в день ее кончины, и он оставил мир и принял постриг.

Преподобный Силуан

Преподобный Силуан (в миру Семен Иванович Антонов) родился в 1866 г. в селе Шовском Тамбовской губернии в крестьянской семье. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру благодати, которая обычно дается совершенным, и особенно остро переживают ее неизбежное умаление. В 19 лет он пережил первое благодатное посещение, а когда молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Тогда у него возникло желание монашеской жизни. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон, где осенью 1892 г. поступил в русский Пантелеймонов монастырь. Первым его послушанием стала работа на мельнице. Афонский вековой уклад вводил его на стезю духовного подвига, он скоро получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар «самодвижной» молитвы. Вместе с тем неопытный инок подвергался многочисленным демоническим нападениям.

По прошествии полугода борьбы с ними, когда брат Симеон изнемог, почувствовал полную оставленность, а душу его охватила смертная тоска, молодому послушнику было видение самого Иисуса Христа. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей. Постриженный в 1896 г. в мантию, отец Силуан, неся монастырские послушания, в глубине сердца обучался «умному трезвению» - борьбе с помыслами, нес подвиг отсечения своей воли и предания себя в волю Божию. Он спал сидя, один-два часа в сутки по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве, и провел в непрестанной борьбе пятнадцать лет. Однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, преподобного Силуана охватило болезненное томление: сколько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи! ...Что должен я делать, чтобы молится Тебе чистым умом? ...Чтобы смирилась моя душа?» И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Откровение Господа преподобному Силуану в краткой форме содержало вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. С этого времени преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но еще только через пятнадцать лет он достиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. Постриженный в схиму в 1911 г., преподобный Силуан нес послушание монастырского эконома. Тогда же он написал свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником схиархимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием. Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели. Известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. (1938 г.).

Преподобные Сергий и Герман

Преподобные Сергий и Герман называются валаамскими чудотворцами, потому что были-основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера. Кто были они по происхождению - неизвестно. Некоторые думают, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего остров и благословившего его крестом из камня, а Герман - учеником Сергия. Иные думают, что они были современниками князя Владимира Великого и в то время основали свой монастырь; но всего вероятнее, что святые Сергий и Герман подвизались в середине XIV в. В этом веке шведы, утвердясь в юго-западной Карелии, принуждали православных карелов принимать католичество. В это время старцы Сергий и Герман поселились в стране карелов для поддержки православия своим учением и жизнью и основали обитель на Валааме. Им пришлось потерпеть немало скорбей, особенно от короля шведского Магнуса, ревнителя католичества, который огнем и мечом заставлял переходить в католическую веру. Братство иноков на Валааме с самого начала было многолюдное, устав - общежительный и строгий.

24 сентября (11 сентября по старому стилю - церковному юлианскому календарю). 16-я неделя по Пятидесятнице (шестнадцатый воскресный день, поскольку именно воскресенье по-церковнославянски именуется неделей, после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 15 известных поименно угодников Божиих и одной чтимой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Преподобная Феодора Александрийская . Пример этой святой V столетия от Рождества Христова, подобно подвигу преподобной Марии Египетской , совершенному несколькими десятилетиями позднее, наглядно демонстрирует силу искреннего покаяния.

В молодости Феодора, супруга одного знатного христианина, была соблазнена и впала в грех прелюбодеяния. Вскоре она осознала тяжесть своего греха, ушла из дома, переодевшись мужчиной. Будущая святая поступила в мужской монастырь, где стала совершать самые тяжелые послушания, пребывая в непрестанной покаянной молитве.

Однажды святую Феодору, которую все считали монахом Феодором, оклеветали. Одной девицей, вступившей в блудную связь и родившей младенца, был распущен слух, будто этот ребенок не от кого бы то ни было, а именно от самой Феодоры. Она покорилась этому, взяла младенца и ушла с ним из монастыря, приняв это изгнание как наказание за свой старый грех. Только через семь лет ее приняли с повзрослевшим отроком обратно в монастырь.

Господь даровал преподобной матери Феодоре не только прощение, но и дар чудотворений. Так, по ее молитвам во время засухи в давно иссохшем колодце появилась вода. Несколько лет святая старица прожила в обители, и только после ее блаженной кончины игумену и монахам открылось, что это была женщина в мужском образе. Со слезами они просили прощения у святой Феодоры. А когда ее бывший супруг узнал об этом, то и сам принял постриг в этой обители. А много лет спустя ее настоятелем стал воспитанный преподобной Феодорой отрок.

Преподобный Силуан Афонский . В течение тысячи лет на Святой горе Афон подвизалось множество русских монахов. Последним русским старцем с Афона, причисленным к лику святых, стал преподобный Силуан, родившийся на Тамбовщине в 1866 году .

В юности будущий старец был простым крестьянином Семеном Антоновым. Он был наделен недюжинной силой и часто не знал, куда ее деть: пил вино да дрался. Но однажды этому необузданному, дерзкому парню приснилось, будто ему в рот заползла змея. Внезапно он услышал: "Ты проглотил змею во сне и тебе противно. Так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь". И понял Семен, что это был голос Богородицы. С тех пор юноша укрепился в решении уйти в монастырь, и в итоге в 1892 году Господь привел его на Святую гору Афон.

На Афоне отец Силуан прожил большую часть жизни - 46 лет из 72. В храме у мельницы, где святой нес свое первое послушание, произошло то, что потрясло до глубины души еще молодого инока. В церкви пророка Ильи направо от Царских врат, возле иконы Спасителя он увидел живого Христа. Тогда все существо его наполнилось огнем благодати Святого Духа, он получил от Господа дар великой любви ко всем людям. И вся дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе за хранение полученной благодати.

В рамках краткого материала очень сложно рассказать о духовных подвигах и наставлениях этого великого святого, а потому рекомендуем к прочтению его пространное Житие, а также книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан".

Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и Димитриан, сын их . Святой Димитрий был знатного рода и в I веке от Рождества Христова являлся правителем города Скепсия в местности Геллеспонт.

Однажды святой Корнилий Сотник , бывший язычник, обращенный ко Христу самим первоверховным апостолом Петром , пришел в Скепсию с проповедью Слова Божия. Язычники схватили проповедника и привели к Димитрию, который пытался заставить святого отречься от Христа и даже подвергал его пыткам.

Святой Корнилий стойко выдержал истязания, а потом одной силой молитвы сокрушил языческих идолов. После этого Димитрий уверовал во Христа и даже вместе со всей своей семьей принял святое Крещение. За это разъяренные язычники бросили своего бывшего правителя в темницу, где уморили всех троих страдальцев голодом.

Мученица Ия . Эта святая страдалица за Христа и Его Церковь в числе 9 тысяч христиан была пленена персидским царем Сапором II. В городе Визад местный главный волхв пытался заставить ее отречься от христианской веры, но даже под пытками она не предала Христа. Святую Ию, которая, по некоторым сведениям, была знатной римлянкой, а возможно, и монахиней, обезглавили около 362-364 годов от Рождества Христова.

Преподобный Евфросин Палестинский . Святой IX столетия от Рождества Христова, сподобившийся прославления в лике святых за свою кротость и послушание. Сам Господь еще при жизни преподобного Евфросина открыл одному священнику в видении святость этого скромного монаха. Узнав об этом, он ушел из обители и завершил свои земные дни в отшельническом уединении.

Мученики Диодор и Дидим Лаодикийские (Сирские) . Об этих святых страдальцах известно немного. Мы знаем лишь то, что они проповедовали Слово Божие язычникам, многих из которых крестили. Лаодикийский правитель отдал приказ схватить их и пытать, после чего мученики скончались.

Священномученики Николай Подьяков и Виктор, пресвитеры (1918), Карп Эльб, пресвитер (1937), и Николай Широгоров, диакон (1942) . Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Казанская икона Божией Матери, именуемая Каплуновской . Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской епархии. Именно у него молился царь Петр I накануне Полтавской битвы 1709 года , которую молитвами Божией Матери русские войска блестяще выиграли.

Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"