Как объяснить родительный падеж. Русский язык в полиэтнической школе
Название: Родительный падеж.
Родительный падеж - один из косвенных падежей, обычно выражающий притяжательные отношения, а также имеющий целый ряд других функций.
Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого?, чего?.
И имеют окончания:
В первом склонении: -ы, -и;
Во втором склонении: -а, -я;
В третьем склонении: -и.
Родительный падеж имеет следующие основные значения:
1. Родительный принадлежности, обозначающий лицо, которому принадлежит что-либо (книга брата, картина художника, стихи Лермонтова);
2. Родительный отношения, выясняющий значение, в котором употребляется управляющее слово, и показывающий отношение одного предмета к другому (директор лицея, крыло самолета, правило игры).
3. Родительный качества (признака), определяющий внешние или внутренние качества одушевленных и неодушевленных предметов (дисциплинированность школьника, доброта матери, синева неба, запах цветов).
4. Родительный количества, меры, сравнения (десять школьников, метр полотна, светлее солнца).
5. Родительный объекта, входящий в сочетания, в которых управляющее имя является носителем глагольных значений, а управляемая форма обозначает объект действия (рубка леса, взятие Берлина, исполнение желания).
Существуют ошибки, связанные с употреблением родительного падежа, которые сводятся в основном к замене его другими падежами. Вот несколько примеров:
1. Замена родительного падежа винительным с предлогом за: «Борцов и Венасов - певцы за человеческое счастье» (вместо человеческого счастья).
2. Замена родительного падежа с предлогом для винительным падежом с предлогом на: «Отличная дисциплина имеет значение не только на учителей» (вместо для учителей)...
3. Замена родительного падежа с предлогом от творительным падежом с предлогом с: «Чувства и мысли Лермонтова неотделимы с чувствами и мыслями своего народа» (вместо неотделимы от мыслей и чувств).
4. Замена родительного падежа с предлогом с предложным падежом с предлогом на: «Современные люди расценивают труд на финансовых позициях» (вместо с финансовых позиций).
5. Замена родительного падежа без предлога родительным падежом с предлогом от или против: «Русские люди хорошо помнят преступления захватчиков, совершавших убийства и грабежи против мирного населения» (вместо мирного населения).
Кроме того, грубой стилистической ошибкой считается скопление родительных падежей, зависящих один от другого: «В целях дальнейшего улучшения дела повышения квалификации обслуживающего персонала...». Такое скопление создает неясность мысли и вызывает неприятное чувство у слушающих и читающих.
Дата публикации: 11.12.2011 08:22 UTC
- Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
Ни один из древних индоевропейских падежей не был так четко определен в семантическом отношении, чтобы можно было сказать, что он имеет лишь одну функцию или употребление, отличающее его от остальных падежей. Родительный падеж совмещает в себе две функции, соответствующие двум отдельным финским падежам - родительному и партитиву. Однако первую можно определить только в самом общем виде - как принадлежность к чему-либо, отношение к чему-либо, связь с чем-либо (англ. belonging to, belonging together, appertaining to, connexion with, relation to, association with 1); в английском языке употребление этого падежа весьма ограничено. И все же он передает такие различные отношения, как Peter’s house „дом Петра“, Peter’s father „отец Петра“, Peter’s son „сын Петра“, Peter’s work „работа Петра“, Peter’s books „книги Петра“ (те, которые ему принадлежат, и те, которые он написал), Peter’s servants „слуги Петра“, Peter’s master „хозяин Петра“, Peter’s enemies „враги Петра“, an hour’s rest „часовой отдых“, out of harm’s way „от греха подальше“ и т. д. Некоторые грамматисты пытаются классифицировать эти разнообразные случаи употребления родительного падежа; однако особое значение нередко зависит не от употребления родительного падежа, а от собственного значения каждого из двух соединенных слов, и поэтому их особенности всегда без труда понимаются слушателем. Здесь нужно упомянуть также „субъектный“ и „объектный“ родительный, о котором шла речь выше (стр. 194).
В английском языке сохранились только случаи употребления родительного, служащего средством связи двух существительных, - одно из существительных при этом является адъюнктом к другому („приименной родительный“) - и развившиеся отсюда случаи употребления родительного падежа, когда он является первичным словом: например at the grocer’s „в бакалейной лавке“. В древних языках родительный падеж употребляется и в других сочетаниях: с определенными глаголами, где он был своего рода дополнением; с некоторыми прилагательными и т. д. Взаимоотношения между подобным употреблением родительного и обычным дополнением можно наблюдать в немецком языке, где некоторые глаголы, например vergessen „забывать“, wahrnehmen „замечать“, „воспринимать“, schonen „щадить“, „обходиться бережливо“, ранее употребляемые с родительным, теперь сочетаются с винительным падежом. Es в предложениях Ich kann es nicht los werden „Я не могу от этого отделаться“, Ich bin es zufrieden „Я этим удовлетворен“ первоначально выражало родительный падеж, но теперь оно воспринимается как винительный.
Переходим ко второму значению древнего индоевропейскою родительного падежа - партитивному, которое нельзя отделить от так называемого genitivus generis. В латинском языке партитивный родительный обычно употребляется в сочетании с первичными словами (существительными и т. п.), например: magna pars milituni „большинство воинов“, major fratrum „старший из братьев“,. multum temporis „много времени“. Такое употребление соответствует другим значениям этого падежа, поскольку и здесь и там он является адъюнктом. Однако встречаются и другие случаи употребления партитивного родительного, когда он выполняет более независимую функцию в предложении. Родительный падеж часто употребляется как дополнение к глаголу и, таким образом, конкурирует с винительным; ср. др.-англ. bruceю fodres „отведает пищи“, гр. phagein tou artou „поесть хлеба“; ранне-ново-нем. (например, у Лютера) wer des wassers trincken wird, русск. Дайте мне хлеба. В русском языке употребление родительного падежа в качестве дополнения (с утратой партитивного значения) распространилось на все существительные мужского рода множественного числа, обозначающие живые существа. Партитив может быть также подлежащим предложения и, таким образом, конкурировать с именительным падежом. Это часто наблюдается в финском языке, а спорадически и в языках нашей семьи: ср. русск. отрицательные: предложенияНет хлеба, Не стало нашего друга. Аналогичные явления встречаются и в романских языках, где предлог de заменил прежний родительный падеж даже в его партитивном употреблении. В этом значении de теперь часто называют „партитивным артиклем“. Интересно отметить, что существительное с партитивным артиклем может быть не только дополнением к глаголу (J’y ai vu des amis), но и подлежащим предложения (Се soir des amis vont arriver; Il tombe de la pluie), предикативом (Ceci est du vin) и стоять после предлогов (avec du vin; aprиs des dйtours; Je le donnerai а des amis). Если употребление в качестве подлежащего является относительно редким, то это объясняется тем, что говорящие вообще не любят употреблять неопределенное подлежащее (см. стр. 175; в предложениях Voici du vin; Il у а du vin; Il faut du vin сочетания с du первоначально были дополнениями).
Выражение партитивного понятия „некоторое количество чего-либо“, таким образом, как бы пересекает обычную падежную систему, поскольку партитив используется в тех функциях, для которых во многих языках существуют специальные падежи (именительный, винительный); и это остается в силе независимо оттого, выражается ли партитивность при помощи специального падежа, как в финском, или при помощи родительного падежа, как в греческом, или, наконец, при помощи французского сочетания с предлогом de.
Если бы различие между разными падежами представляло собой действительно различие по значению, то есть если бы каждый падеж выражал какое-нибудь одно понятие, то был бы совершенно немыслим тот разнобой, который мы наблюдаем в отношении одной и той же конструкции, а именно - так называемой „абсолютной конструкции“ (нексус-субъюнкт, как я ее называю): отложительный падеж (в латинском языке), дательный (в древнеанглийском), родительный (в греческом), винительный (в немецком), именительный (в современном английском). Это можно объяснить исторически, но никак не логически, на основе какого-то предполагаемого собственного значения данных падежей.
Нерациональность старой системы падежных различий можно пояснить следующим рассуждением. Дательный и родительный падежи до некоторой степени представляются антонимичными: это видно из того, что, когда они были заменены предложными группами, вместо дательного падежа стали употреблять предлоги to, ad, а вместо родительного - предлоги, обозначавшие противоположное движение, - of (слабая форма от off), de. И все же дательный падеж (или его заменитель) часто совпадает по значению с родительным, как, например, в народном немецком обороте dem Kerl seine Mutter „мать этого парня“, франц. Се n’est pas ma faute а moi, sa mиre а lui, а также в народном la mиre а Jean (старофранц. je te donrai le file a un roi u a un conte, Aucassin et Nicolette). C’est а moi означает „Это мое“. В норвежских диалектах сочетания с til и еt („к“, „у“, „при“) и в фарерском - сочетания c hjб („у“) в большинстве случаев заменили устарелый родительный падеж 1 .
Падежи имён существительных.
Русский язык сложно представить без падежей. Именно они помогают нам правильно разговаривать, писать и читать.
Всего в русском современном языке существует шесть падежей
, каждый падеж имеет свой вопрос
и свое окончание
.
Для того чтобы было более понятно, мы рассмотрим каждый падеж в отдельности, а также разберем, на какие вопросы отвечают падежи.
Именительный падеж является единственным падежом в русском языке, на вопрос которого отвечает подлежащее.
Родительный
падеж определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.
Дательный
падеж определяет точную конечную точку действия адресата послания.
Винительный
падеж обозначает непосредственный объект действия.
Творительный
падеж определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности.
Предложный
падеж можно представить в виде вопроса: «Вы думаете о ком, о чём?».
Именительный падеж отвечает на вопросы «кто? », «что? »
Вспомогательное слово "есть "
Кто? Собака | Что? Книга | Что? Море |
Кто? Человек | Кто? Дети | Что? Лес |
Родительный падеж отвечает на вопросы «кого? », «чего? »
Вспомогательное слово "нет ". Предлоги: от, до, из, без, у, для, около, подле, возле.
Кого? Волка | Чего? Стола | Кого? Наташи |
Чего? Игрушки | Чего? Болота | Кого? Студента |
Дательный падеж отвечает на вопросы «кому? », «чему? »
Вспомогательное слово "дам ". Предлоги: к, по .
Кому? Спортсмену | Чему? Прянику | Кому? Бабушке |
Чему? Дороге | Чему? Полю | Кому? Школьнице |
Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? », «что? »
Вспомогательное слово "вижу ". Предлоги: в, на, за, про, через .
Кого? Птицу | Что? Пляж | Что? Крышу |
Кого? Акулу | Кого? Врача | Что? Камыш |
Творительный падеж отвечает на вопросы «кем? », «чем? »
Вспомогательное слово "творю ". Предлоги: под, над, за, с, перед, между .
Кем? Ребёнком | Чем? Домом | Чем? Кроватью |
Кем? Медведем | Кем? Учительницей | Чем? Лужой |
Предложный падеж отвечает на вопросы «о ком? », «о чём? »
Вспомогательное слово "думаю ". Предлоги: в, на, о, об, при .
О ком? (О) Маме |
О чём? (О) Тракторе |
О чём? (О) Математике |
О ком? (О) Жирафе |
О ком? (О) Папе |
О ком? (О) Мыше |
В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим
.
Утром Таня
(И. п.) подошла к окну.
Чтобы определить падеж других имён существительных надо:
а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу и поставить от него падежный вопрос;
б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Воробей стучал клювом по стеклу.
Стучал
(чем?) клювом
(Т.п.)
Стучал
(по чему?) по стеклу
(Д.п.)
Три склонения имён существительных.
У существительных женского, мужского и среднего рода бывают разные падежные окончания.
По окончаниям существительные делятся на три склонения
.
Чтобы определить склонение существительного, нужно:
- Определите род существительного
- Выделить окончание в начальной форме
К 1-му склонению
относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже (зима
, дедушка
, стая
).
Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями -о , -е в именительном падеже (стол, дождь, воробей , поле , море ).
К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в именительном падеже (лошадь, ночь, ель ).
Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже, нужно найти его начальную форму.
Как утверждается во многих источниках, падежи необходимы нам для правильной постановки предложения, чтобы люди могли понимать друг друга, могли правильно и грамотно изъяснять свои желания. В русском языке имеют место быть такие названия падежей: предложный, творительный, именительный, дательный и винительный. Ах да, еще и родительный. Именно о нем пойдет речь далее. Родительный является косвенным падежом. Он выражает, своего рода, отношение принадлежности. Падеж имеет практически любая часть речи, но присваивается падеж по имени существительному.
Вопросы родительного падежа.
Родительный падеж отвечает на вопросы «кого?», «чего?» . В дополнение к эти вопросам добавляют слово «нет». «(Нет) Кого? Чего?». Для примера, возьмем слово «рубашка», в родительном падеже оно будет выглядеть как «рубашки ».
Окончания и примеры слов в родительном падеже.
Слово, отвечающее на вопросы «Кого?», «Чего» будет находиться в родительном падеже и при этом иметь окончания в единственном числе первого склонения – «ы», «и» (нет крысы ); в единственном числе второго склонения – «а», «я» (нет берега ), и в третьем склонении – «и» (нет грязи ). Во множественном числе слова, склоняемые в родительный падеж, будут иметь окончания: в первом склонении окончание у слова будет нулевым, во втором – «ов» (докторов ), и в третьем склонении «ев», «ей» (мазей ). Чаще всего родительный падеж идет в содружестве с предлогами: «от», «с», «из». Хотелось бы еще так же отметить, что родительный падеж выполняет ряд функций:
- разделительная - «часть из на с»;
- притяжательная - «переулок района »;
- отложительная - «выйти из дома ».
Вам понадобится
- Существительные в родительном и винительном падежах.
- Знание определения падежей.
- Знание вопросов, определяющих падежи.
Инструкция
Родительный падеж
Согласно определениям в , родительный падеж обозначает:
Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;
Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;
Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например, «желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;
Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;
Если существительное является объектом измерения, или родительной даты, например «ложка сметаны» или «День Парижской Коммуны».
Винительный падеж
Согласно определениям в русскоом языке винительный падеж обозначает:
Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;
Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать »;
В редких случаях образуется как зависимость от , например «обидно за друга».
Чтобы никогда не перепутать существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском языке соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем соответствующий падеж.
Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для неодушевленных существительных.
Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для неодушевленных существительных.
Определять падежи существительных по его определениям или крайне затруднительно. Допустим, запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания существительных довольно часто совпадают.
Приведем пример с использованием одущевленного существительного во множественном числе:
Неподалеку я заметил людей (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было людей (не было кого? - Р.п.)
Как видите, склоняется в обоих падежах слово одинаково.
Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно вместо одушевленного существительного неодушевленное.
Например:
Неподалеку я заметил столб (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было столбов (не было кого? - Р.п.)
Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от того же существительного, имеющего родительный падеж.
Отсюда можно сделать выводы:
1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.
2. Если вам определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если слово будет выглядеть как в , тогда падеж вашего существительного – винительный.
В большинстве случаев различение форм родительного и винительного падежа не представляет никаких трудностей: нужно только обратить внимание на падежные окончания. Если же окончания обеих форм совпадают, нужно действовать по следующему алгоритму.
Инструкция
Если перед вами неодушевленное , то вам следует задать вопрос к этому . Существительные в