Экономика киевской руси. Хозяйство Киевской Руси (IX - середина XII века)


Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытнообщинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах -- сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности--житом (от глагола «жить»). К IX--Х вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах.В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы,домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными центрами его средоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах. Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд,которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа:ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Древнерусское слово«кузнец» означало также и ремесленника, работавшего с цветными металлами, которые достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий.

Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла.

Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др. Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой - страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки».

В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др.

Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны- мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем,чеканкой своей монеты.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье, хронологически охватывающее конец VIII- первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства. Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск,меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» - подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли»,утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха,включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.

Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX-XII века)

Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху

Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм первобытных сообществ (стада) до государственной организации. По современным оценкам этот период занимал сотни тысяч лет, и через него прошли все народы.

Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды: стихийных бедствий, климата, диких зверей. Они использовали примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т.е. происходил переход к осознанному труду и формированию общества.

В зависимости от материальных условий производства первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных исторических периодов: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру. Эти периоды различались не только орудиями труда, которые использовал человек, но и формами общественной организации, видами хозяйственной деятельности.

Первобытные люди эпохи палеолита (400-40 тысяч лет до новой эры) использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты, занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными, непрочными, случайными.

Археологические данные эпохи мезолита (40-4 тысячи лет до новой эры) свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство, обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили изменения и в общественных отношениях: первобытное стадо уступало место основанной на кровнородственных связях первобытной общине во главе с женщиной, получившей название матриархат.

В неолитическую эпоху (4-2 тысячи лет до новой эры) люди стали переходить к прочному оседлому образу жизни. Появились орудия для обработки земли: соха, мотыга и др. Приручение диких животных и их одомашнивание достигло больших результатов. В домашнем хозяйстве появились козы, свиньи, овцы, коровы, быки, домашняя птица и пр. Период неолита характеризовался также развитием различных видов ремесел: гончарного производства, обработки дерева, выделки шкур, шитья обуви, производства тканей и т.д. В этот же период происходил переход от матриархата к патриархату, когда главную роль в общине стали играть мужчины, а передача имущества и имени шла по линии отца.

Примерно во втором тысячелетии до новой эры новый каменный век уступил место периоду ранней металлической культуры (меди и бронзы). Позже стала развиваться железная культура. Из болотных и озерных руд в примитивных глиняных горнах (ямах) выплавлялось железо. Это был огромный шаг в развитии производства, повлиявший на все стороны жизни человеческого общества. В этот же период произошло первое крупное общественное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия.

В эпоху железной культуры появились принципиально иные орудия труда для сельского хозяйства и ремесла, которые коренным образом изменили сам процесс производства, неизмеримо подняли производительность труда. Это привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками продуктов с другими семьями, в результате чего стали формироваться постоянные отношения обмена. Все это создавало условия для возникновения частной собственности отдельной семьи, имущественного неравенства в общине, выделения племенной знати.

Хозяйство Киевской Руси (IX - середина XII века). Памятники экономической мысли. "Русская правда"

Киевская Русь (Древнерусская цивилизация) - крупнейшее государство раннего средневековья в Европе. В середине XI века. ее территория охватывала все восточно-славянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер до верховьев Волги и Оки, среднего Днепра, польских и литовских земель. В научной литературе полемика относительно уровня феодализации Киевской Руси продолжается. Важными источниками по истории становления феодальных отношений правовые документы "Русская Правда", "Правда Ярославичей", Устав Владимира Мономаха (1113 г.), что формировали так называемое "русское право". Они устанавливали нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Закрепляли право феодалов на землю и наказание за его нарушение, социальную структуру общества, правовой статус разных категорий населения, отменяли отдельные положения "права", регулировали организацию вотчинного хозяйства. Эти документы - важный источник исследования истории Киевской Руси.

С образованием государственности процесс феодализации на протяжении X века. ускорился. Развивалась алодіальна собственность малой семьи на землю. Наследственные владения, которые передавались по наследству, продавались и покупались, имели название "жизнь" как синоним западноевропейского алоду. Большинство ученых считают, что классический аллод в Киевской Руси не сформировался. Сохранялось общественно-крестьянское землевладение. Община-вервь ограничивала распоряжения землей. Продолжался процесс "окняжіння" земель в пределах отдельных княжеств и формирование государственной собственности на землю в лице удельного князя. Росла крупная частная земельная собственность. Она формировалась на основе приватногосподарської инициативы (частного права) путем захвата земель общины и крестьян, колонизации (воспламенения) новых земель и в результате княжеских дарений дружинникам и знатным людям. Поскольку крупных землевладельцев стали называть боярами, в научной литературе этот процесс получил название "обоярювання" земель.

Около 888 г. князь Владимир провел административно-военную реформу. С целью усиления великокняжеской власти и утверждение верховного права собственности великого киевского князя на землю было отменено удельные княжества, государство поделено на земли волости вокруг крупных городов (Киев, Чернигов, Переяслав, Владимир на Волыни и тому подобное). Великий киевский князь придавал князьям-наместникам (сыновьям или доверенным лицам) земли-волости в управление (на "стол") на условиях договора верности (права кормления): выполнение административных функций, несения военной службы, оказания финансовой помощи, взимания налогов, часть которых поступала киевскому князю как верховному собственнику земли. Теряя стол, князь одновременно терял землю-волость, которая была владением бенефіціального типа. Князья-наместники не имели права передавать волость в наследство, отчуждать ее без согласия киевского князя, за измену или непокорность могли быть лишены волости. Князья постоянно переходили с одной земли-волости в другую. В крупных городах сохранялась также практика приглашения их на княжеский стол вечем - органом верховной власти общества в решении государственных вопросов.

Формировались сеньйорально-вассальные отношения. Великий киевский князь давал земли в кормление дружинникам и знатным людям, князья-наместники - своим дружинникам и местной знати, которая не принадлежала к окружению великого киевского князя. Возникла профессиональная прослойка служащих: военных и управленцев - крупных землевладельцев. Высокий социальный статус имели "земские бояре" и "княжеские мужи". Великий киевский князь предоставлял наместникам и крупным землевладельцам імунітетні права: осуществление функций государственной судебной, административной, финансовой власти в пределах определенной территории. Однако уровень імунітетних прав остается дискуссионным вопросом среди ученых.

Сформировалась иерархическая структура землевладения, которая основывалась на межкняжеских и княжеско-боярских вассальных отношениях. Они, по сравнению с Западной Европой, имели следующие особенности: формировались медленно в течение XI-XIII вв. значительно позже, чем на Западе; отношения покровительства и службы были неустойчивыми, нечетко выраженными и не оформленными юридически; феодальная лестница была трехуровневой: великий киевский князь - князья-наместники; великий киевский князь - княжеские бояре; князья-наместники - земские бояре.

Итак, отношения бенефіціального типа предполагали не право владения землей, а только предоставление властями служащим с целью управления определенными территориями административно-распорядительных функций и імунітетних прав, а также права сбора налогов с населения (подобно английского бокленду). По историческим источникам, только в конце XI - начале XII вв. началось предоставление боярам земли с крестьянами. В конце XI века. после съезда князей в Любече в 1097 г. начался процесс формирования феодального условно-наследственного владения ("Кождо держить отчину свою"), который не успел завершиться в домонгольский период.

Сосуществовали такие формы собственности на землю: государственная (олицетворение верховной власти киевского князя), коллективная, или общественно-крестьянская, и частная феодальная. Сложились такие виды крупного частного землевладения, как собственно княжеское, боярское, церковное. В исторической литературе крупное частное землевладение и хозяйство-имение называется вотчина. Часть ученых считает, что вотчина - это только алодіальне землевладения, которое можно было свободно продать (купить, продать, передать в наследство).

После принятия христианства в 988 г. церковь существовала на введенный князем Владимиром десятину - десятую часть княжеских даней, прибыли из судебных и торговых пошлин. Церковное землевладение возникло и развилось во второй половине XI-ХП вв. из пожертвований князей, вкладов князей, бояр и членов их семей "на помин души", частного приобретения, заселения пустошей.

В научной литературе нет единого мнения относительно крестьянского землевладения и правового положения крестьян в Киевской Руси.

В самых ранних исторических источниках сельское и городское население называли "люди". В XI ст. появилось название "смерды". Считается, что было две группы крестьян-вонял. Одна - это свободные и экономически самостоятельные крестьяне, мелкие собственники земли на основе так называемого общинного права при условии верховной собственности князя на землю. Они платили налоги и выполняли повинности. Другая группа - это крестьяне, которые с развитием собственно княжеского, боярского и церковного землевладений и імунітетних прав попали в экономически-поземельну и внеэкономическую административно-судебную зависимость от владельца земли.

Превращения свободного населения в феодально зависимое происходило также путем закабаления. Закабалені люди - закупы и рядовичи - считались напіввільними и экономически зависимыми. Рядовичами называли лиц, которые заключили ряд - соглашение (содержание не известен) с феодалом, признавая свою зависимость от него. Закупы - это люди, которые попали в долговую зависимость на условиях займа денег или хлеба, найма, при отпуске холопа на волю. Закупам могли быть обанкротившиеся купцы, ремесленники, крестьяне. Они отрабатывали долговое обязательство в хозяйстве землевладельца, а если работали в сельскохозяйственном производстве, имели надел земли и вели собственное хозяйство. Зависимость закупов предусматривала подчинение феодальной юрисдикции, ограничение права перехода. За побег или кражу закупа превращали в раба. Общественное положение закупа обеспечивало ему право быть свидетелем в суде, обращаться с жалобой на владельца. Известна и такая категория населения, как изгои - люди, которые по разным причинам вышли из той социальной группы, к которой принадлежали, но не вошли в другую (освобожденные из рабства, обанкротившиеся купцы, князья без земли, невежественные сыновья священников, крестьяне без земли). Крестьяне-изгои, сохраняя личную свободу, становились поземельно зависимыми от владельца земли.

Таким образом, при формировании феодальной земельной собственности и феодально зависимого крестьянства значение имели те же факторы, что и в Западной Европе: отчуждение алоду, преимущества крупного землевладения над мелким, формирование отношений господства и подчинения, а внутри господствующего слоя - покровительства и службы, предоставления иммунитета. Однако монополия феодалов на землю не сформировалась. Большинство ученых считают, что крестьяне Киевского государства были в основном лично свободными и экономически самостоятельными. Не происходило массового обезземеливания крестьян и формирование их феодальной зависимости.

Сдерживающими факторами феодализации были значительные незаселенные и неосвоенные земли, за счет которых росло княжеско-боярское землевладение, и сельская община, которая ограничивала право отчуждения земли, перераспределяла между крестьянами земли, которые оставались в коллективном владении, отвечала за сбор налогов и выполнение повинностей на основе круговой поруки.

Рабство было экономическим укладом. В документах Киевского государства для определения рабства применялись термины "свита" и "холопы". Рабы находились в лично-наследственной зависимости от своего владельца, были объектом купли-продажи. Источниками рабства были плен, самопродаж, брак с рабыней без договоренности с ее владельцем, должность туїна (управляющего без соглашения), растрата чужого имущества, неспособность вернуть долги, кража, разбой. Холопу разрешалось заключать торговые и кредитные соглашения, но отвечал за них его владелец. Часть холопов работала во дворе владельца слугами, другая - в сельском хозяйстве. В XI ст. большинство рабов, кроме дворовых, начали наделять землей для организации хозяйства. По положению рабы постепенно приближались к феодально зависимого крестьянства. В исторических источниках термин "свита" часто используют для названия всего населения княжеско-боярских и монастырских вотчин.

Организация сельскохозяйственного производства происходила в пределах вотчины и крестьянских хозяйств.

вотчин - княжеских, боярских, монастырских - территориально принадлежали друг или много сел и городов, часто в разных местностях, в княжеских - также волости. Вотчина была многоотраслевым хозяйством. Село в сельскохозяйственном аспекте охватывало пахотные земли, сенокосы, пастбища, угодья для рыбалки и охоты. Права майората (наследования старшим сыном) не было, вследствие этого села подрібнювалися по завещанию при наследовании. Вотчина была единым имущественным комплексом, домен и крестьянские домохозяйства - главной производственной звеном. За "Русской Правде", преобладала натуральная рента, распространенной была примитивная отработочная рента. Денежная рента упоминается в письменных документах с X века.

Главную роль в сельскохозяйственном производстве играло мелкое хозяйство крестьян - свободных и феодально зависимых - на основе личного труда. Крестьянское хозяйство - двор-дым - оставалось составляющей двора. Размер индивидуального крестьянского земельного надела был равен в среднем одному "плугові", который был единицей налогообложения и составлял около 15 га земли. Существовали также небольшие хозяйства и меньшая единица налогообложения - "плуг". Альменди были в общем пользовании общины. Во главе общины стояли избранные на вече староста (атаман) и десятники. Община имела собственный копни суд ("копа" - собрание общины), контролировала уплату налогов и выполнение государственных повинностей.

Сельское хозяйство

Было основой экономики Киевской державы, пашенное земледелие - ведущей отраслью сельскохозяйственного производства. В XI-ХП вв. двух - и трехпольная паровые системы преобладали практически на всей территории. Использовались такие орудия, как плуг, соха и плуг, косы для сенокосов и уборки бобовых, лопаты, грабли, вилы, топоры, цепы и прочее. В XII ст. появились водяные мельницы.

Выращивали рожь, пшеницу, овес, просо, гречиху, ячмень для пивоварения, из бобовых культур - горох, фасоль, чечевицу, бобы. В крестьянском хозяйстве посевы льна и конопли были обязательными как сырье для изготовления тканей и масла. Самые распространенные огородные культуры - капуста, репа, лук, чеснок, мак, тыкву, дыни. Разводили крупный (коров, волов) и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу (кур, уток, гусей). За "Русской Правде", кража домашних животных считалась одним из тяжелейших преступлений. Вспомогательными были садоводство, пчеловодство, охота, рыболовство, собирательство. Значение лесных ягод - грибов, ягод, диких плодов, орехов возрастало в неурожайные годы.

Доменіальне хозяйство в загальновотчинному играло меньшую роль, чем крестьянское, однако оно определяло прогресс в сельском хозяйстве, давало больше возможности совершенствовать орудия труда, применять передовую на то время агротехнику, выращивать новые культуры и тому подобное.

Города и ремесла

По археологическим материалам изучено три пути образования городов: торгово-ремесленный, общинно-феодальный и государственный. Города возникали вдоль водных путей, на основе боярских усадеб и сел, центров межплеменных союзов, на месте оборонительных засек, основывались князьями. По летописи "Повесть временных лет", начисляют в IX ст. 20 городов, в X - 32 города, в XI - около 60 городов. Самыми крупными из них были Киев, Чернигов, Переяслав, Любим, Вышгород, Галич, Теребовля тому подобное.

В научной литературе отмечается, что города Киевской Руси были составляющими княжеской и боярской вотчин; однако население их было как феодально зависимым, так и свободным (бояре, купцы, ремесленники). Древнерусские города были административными, культурными и религиозными центрами. Хозяйство городов охватывало ремесленное производство и торговлю, однако в условиях натурального хозяйства и ограниченного спроса на ремесленные товары города сохраняли аграрный характер, поскольку население занималось сельским хозяйством.

Промышленное производство

Формировалось как самостоятельная сфера хозяйства, приобретя отраслевого характера. Его основными историческими формами были домашняя промышленность, ремесло и промыслы (деятельность сельского населения по переработке продукции сельского хозяйства и природных ресурсов). В XI-XII вв. ремесло и промыслы перешли в стадию товарного производства, работая на продажу. Доля промышленного производства в хозяйстве Киевского государства была незначительной. Оно обслуживало в основном потребности городского населения, лишь отдельные изделия имели товарное значение.

Существовало три категории ремесленников: сельские, вотчинные, городские. Сельские ремесленники изготавливали преимущественно продукцию для сельскохозяйственного производства и потребностей членов сельской общины. Ремесленники-вотчинники - это зависимые люди, труд которых была составной вотчинного хозяйства. Организационно-производственной звеном городского ремесла была мастерская с мастером, подмастерьями и учениками. Свободные городские ремесленники селились по профессиональному принципу, образовывали союзы, которые назывались женами. В отличие от цехов Западной Европы, эти союзы выполняли только военные и культурно-религиозные функции. их можно считать зародышами ремесленных цехов.

Выделялось свыше 60 ремесленных специальностей, в том числе в городах - кузнечно-слесарная, оружейничество, обработка меди, серебра и золота, гончарство, стеклоделие, производство декоративной строительной керамики. Строили деревянные и каменные здания. В Киеве была построена каменная Десятинная церковь, Успенский и Софиевский соборы, Золотые ворота, в Галиче - 20 каменных церквей, среди которых Успенский собор, в Чернигове - Спасский и Борисо-Глибский соборы, мост через Днепр.

Торговля

Формировалась как самостоятельная отрасль обмена и услуг. Внутренняя торговля в условиях распространения натурального хозяйства определялась потребностями обмена сельскохозяйственной и ремесленной продукцией. Центрами торговли были города. Формировалась система внутренних рыночных связей сначала в пределах городов и сельскохозяйственной округи, потом волостей и княжеств. Торговля часто имела меновой характер. Сформировалось сословие купцов, самой многочисленной группой в котором были мелкие торговцы. Организационные формы внутренней торговли - базары, торги (специализированные базары) и постоянные торговые помещения. Они были практически во всех городах. В больших городах торговля велась ежедневно, в меньших - в определенные дни недели. Начиная с XII в., вблизи торгов строили храмы, которые ведали службой мер и массы, собирали пошлины за пользование ими. Общегосударственное значение имела торговля хлебом, металлом, солью из Прикарпатья. Изделия сельских ремесленников сбывались в радиусе 10-15 км, городских - 150-400 км.

Внешняя торговля была речной и караванной, имела посредническо-транзитный и самостоятельный характер. Определились направления торговли, водные и сухопутные торговые пути. Заграничную торговлю вели крупные купцы - "гости". Они объединялись в торговые корпорации - гильдии, задача которых состояла в защите интересов членов гильдии, контроле за торговлей, борьбе с засильем бояр в городах. Купцы и "гости" находились под охраной князя. В отличие от Западной Европы, активное участие в торговых операциях принимали князья и бояре. В научной литературе нет выводов относительно формирования простого товарного производства как экономического уклада.

В X веке. главным направлением торговли был арабский. В XI-XII вв. особое значение имела торговля с Византией, которая велась водным путем "из варяг в греки" и Западной Европой. Важными торговыми путями были "соляное" и "железный", которые соединяли Киевскую Русь с крымским побережьем Черного моря и Кавказом.

Внешняя торговля имела ограниченное значение для экономики Киевской державы. Ввозились предметы роскоши, которые обеспечивали потребности зажиточного населения. Вывозили продукты лесных промыслов, их забирали у населения как дань, налоги или ренту, а не товар. Продукция сельского хозяйства не была товаром и не упоминается в источниках как экспортная.

Начался процесс формирования финансово-денежной системы.

Классическая денежная система в киевской Руси не сложилась. Первые товарные деньги - "скот" (кожаные деньги - поскольку мерилом стоимости был скот), "кунаи (мех куницы). "Кунни" денежная система была сложной и объединялась счетной единицей - гривной (мех одной куницы). В X века. распространились византийские и арабские монеты. В конце X века. денежной единицей стала гривна - слиток серебра как денежная и весовая единица. Гривна имела разную форму и массу: киевская гривна весила 160-196 г серебра, черниговская - около 196 г, новгородская - 200 г. Более мелкими денежными единицами были металлические деньги, что сохранили название "меховых". За "Русской Правде", в XII ст. 1 гривна = 20 ногат в 50 резанів = 100 вивериць. Они функционировали до монголо-татарского нашествия.

Чеканка монет началась в княжение Владимира Великого (980-1015). Это были златники и сребреники, которые не имели практического значения во внутреннем обращении. Позже Святополк Окаянный (1015-1019) и Ярослав Мудрый (1019-1054) выпускали серебряную монету произвольной массы и разменные монеты - ногаты и резани. Главная роль в денежном обращении принадлежала западноевропейским монетам. Деньги выполняли почти все характерные для них функции: средства обращения и накопления, платежа, меры стоимости.

Зарождались ростовщические операции, непосредственное участие в которых принимали князья и купцы. "Устав о резы" (проценты) 1113. определял максимальную ставку кредита в 50 %, максимальную сумму долга - 200 % от одолженного. При условии банкротства купца, право в первую очередь защищало интересы князя, потом иностранных инвесторов и лишь затем торговцев* Займы использовали для развития торговли и расходов на потребление.

Древнейшей формой налоговых обязательств перед государством была дань - постоянное и регулярное изъятие государством у населения части его доходов через внеэкономическое принуждение. Собирали дань путем "полюд" - объезда князем с дружиной подвластного населения.

В 947 г. княгиня Ольга провела налоговую реформу. Были определены постоянные пункты - "положения" для приемки дани, сроки уплаты и объемы дани, специальных представителей княжеской администрации, их административные и судебные функции ("уставы"). Регламентированы повинности ("уроки") зависимого населения: содержание представителей княжеской администрации, предоставление подвод (повоз), строительство и ремонт крепостей, мостов и дорог, воинская повинность (в ополчении).

С развитием феодальных отношений дань трансформировалась в прямые налоги (обязательные платежи в пользу государства в соответствии с законодательством) с населения и феодальную ренту, которую платили феодально-зависимые крестьяне-смерды на пользу землевладельца.

Облагались крестьянские дымы (ученые считают, что налоговой единицей была земля - "плуг" или "плуг"); за уплату налогов отвечали дворища на основе круговой поруки. Платили дань продуктами лесных промыслов, рабами, деньгами. Государственными доходами киевского князя были также торговое и судебное пошлины, судебные сборы (вира - денежный штраф за убийство, продажа - за другие проступки), военная добыча, доходы с княжеской вотчины, подарки. Казны в современном понимании не было. Частные доходы великого князя не были отделены от государственных.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в г. Великом Новгороде

(филиал СПбГЭУ в г. Великом Новгороде)

Заочное отделение


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Экономическая история»

на тему: «Экономика Киевской Руси»


Работу выполнила:

студентка гр.

Чуба. Е.В.

Проверила: ст.преп. кафедры,

Яицкая Н.В.


Великий Новгород


Введение

Организация феодального хозяйства в Киевской Руси

Социально - экономическая структура общества

Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли

1Сельское хозяйство

2Развитие городов и ремесла

3Торговля

4Деньги и их роль в Киевской Руси

Заключение

Используемая литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение


В IX-XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности - житом (от глагола «жить»).

Говоря о хозяйственном строе славян, в первую очередь мы имеем в виду главный центр восточнославянских земель - Среднее Поднепровье. Именно здесь благодаря благоприятным природно-климатическим факторам, географическому положению начали интенсивно развиваться основные виды хозяйства.

Цель данной работы - рассмотреть экономику Киевской Руси. Исходя из цели вырисовываются следующие задачи:

-выявить особенности феодального хозяйствования на Руси;

-рассмотреть социально-экономическую структуру населения Киевской Руси;

-познакомиться с различными отраслями хозяйства на Руси: сельским хозяйством, ремеслом, развитием городов, торговлей.

1. Организация феодального хозяйства в Киевской Руси


Формирование феодальной экономики в русских землях относится к периоду существования древнерусского государства - Киевской Руси. Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение в VIII-IX вв. территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация в руках родоплеменной знати власти - таковы предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.

Возглавлявшие племенные союзы военные вожди (князья) стремились к подчинению свободных общинников, наложению на них определенной дани, необходимой для содержания дружины. При этом нормы традиционного права отвергались и подвергались забвению. Одновременно с этим закладывались основы будущего государственного аппарата. Однако пережитки родового строя не были уничтожены в VIII-IX вв. Элементы военной демократии (вече, кровнородовая месть и др.) сохранялась в жизни древнерусского общества.

И все же образование раннефеодального древнерусского государства имело большое прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен и других племенных объединений, вошедших в его состав.

Его экономической основой была феодальная собственность на землю, но процесс феодализации имел свои отличия от Европы:

  • замедленность развития, обусловленная географическими условиями (открытость границ, отсутствие естественных барьеров в борьбе с кочевниками) и политическими факторами (доминирование проблем обороны и безопасности, необходимость содержания военного аппарата);
  • формирование государства не снизу вверх, а сверху вниз. Нехватка средств для содержания дружины привела к сбору своеобразных налогов с подчиненных территорий в форме дани (полюдья), определяемой сначала обычаем, затем в зависимости от размеров хозяйства (дыма). Позднее к ней добавились торговые и судебные пошлины, а также натуральные повинности (строительство дорог, содержание князя и дружины во время походов и т. д.). В X в. недостаток средств начал компенсироваться раздачей княжеских земель на условиях службы;
  • неразвитость отношений собственности. Формально земля и ресурсы принадлежали классу феодалов, фактически оказывались лишь во временном пользовании. Таким образом, формирующаяся феодальная собственность была частной по форме, государственной по содержанию;
  • особая роль христианства как государственной религии. Первоначально церковь существовала за счет князя: на ее обеспечение шли отчисления от собираемых даней и других поступлений на княжеский двор. В результате церковь выполняла не только религиозные функции, но определенные социально-экономические.

Феодальные отношения на Руси начали зарождаться при правлении князя Владимира, но сильное развитие произошло только при Ярославе Мудром.

Государственная власть Руси способствовала развитию ремесла, торговых связей внутри страны и с другими государствами, строительству новых городских центров, освоению пахотных земель. Постепенно происходило совершенствование устройства власти. В XI в. киевские князья стали единовластными правителями всей страны. Племенные старейшины превратились в бояр и стали называться высшим слоем дружинного строя. Во времена правления Ярослава Мудрого все большее значение начинала играть земля. Приобретение земельных участков приносило не только огромные доходы, но и усиление политической власти. Дань - это первая известная форма зависимости работающего населения от государства.

Первоначально великие киевские князья собирали дань - полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников - «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме полюдья существовал повоз: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю. Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты - оброка.

Так государство утверждало свою верховную собственность на все завоеванные и присоединенные к Киеву княжества. Вскоре началось появления богатых землевладельцев и нищенствующих людей. Это время получило название «период военной демократии». Все чаще земли присваивали себе представители княжеской семьи, которые пользовались своим влиянием. Они строили дворы, охотничьи дома, организовывали собственное хозяйство, превращали рядовых свободных общинников в зависимых работников. Возникновение таких владений явилось предпосылкой к зарождению земельной собственности и появлению зависимых людей, которые живут и работают у своего господина.

2. Социально-экономическая структура общества

деньги финансы киевский русь

Несложные функции раннефеодального государства определили социально-экономическую структуру общества. Его верхушку составляли князь и дружина, которая делилась на старшую (бояре) и младшую (отроки, пасынки, детские). Постепенное ограничение свободы общинников (людей), живущих на пожалованных землях, превращало их в зависимых крестьян (смердов). Существовала также немногочисленная прослойка рабов - холопов и закупов.

Княжеский домен. К середине XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно ощутимо в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще попадают в частные руки. Первыми здесь, конечно, были князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе общинные земли, в других - «сажали» на свободные земли пленных и превращали их в своих работников, строили в личных владениях хозяйственные дворы, собственные хоромы, охотничьи дома, поселяли в этих местах своих управителей, начинали организовывать здесь собственное хозяйство. Владения рядовых свободных общинников все плотнее окружаются княжескими землями, в княжеское хозяйство переходят лучшие пахотные участки, луга, леса, озера, рыбные ловли. Многие общинники оказываются под покровительством князя и превращаются в зависимых от него работников. Создается, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии.

Владения бояр и дружинников. К этому же времени относится появление собственных земельных владений, личных больших хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний период государственности великие князья предоставляли местным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Эти земли с правом сбора с них дани давались князьям и боярам в кормление. Это было средством их содержания. Позднее в разряд таких «кормлений» перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих «кормлений» уже своим вассалам, из числа собственных дружинников. Так складывалась система феодальной иерархии. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI - XII вв. В это же время появляются первые вотчины бояр, воевод, посадников старших дружинников.

Вотчиной (или «отчиной») называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу.

С течением времени правители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право суда на подвластной территории. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ-вассалов великого князя. А те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них уже своим вассалам. Выстраивалась пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда.

Но по-прежнему на Руси многие земли оставались еще вне притязаний феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась. Огромные пространства были заселены свободными людьми, которые жили в так называемых «волостях», над которыми был лишь один хозяин - сам великий князь как глава государства. И таких свободных крестьян - смердов, ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство.

Феодальная вотчина. Феодальная вотчина - владение, находящееся в полной собственности феодала. Оно передавалось по наследству и могло служить объектом купли-продажи. Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли, луга, огороды крестьян и хозяйственные земли, принадлежащие владельцу всей этой округи, в состав которых также входили поля, луга, рыбные ловли, бортные леса, сады, огороды, охотничьи угодья составляли хозяйственный комплекс вотчины. В центре владений находился господский двор с жилыми и хозяйственными постройками. Здесь были хоромы боярина, где он жил во время приезда в свою вотчину. Хоромы не всегда представляли собой один дом, нередко это был целый комплекс отдельных зданий, соединенных переходами, сенями.

Дворы богатых людей в городах и в сельской местности были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами. На дворе же находились жилища господского управителя - огнищанина (от слова «огнище» - очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельских и ратайных (от слова «ратай» - пахарь) старост и других людей, входящих в состав управления вотчины. Неподалеку располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба. В них хранились зерно, мясо, мед, вино, овощи, другие продукты, а также железо, медь, изделия из металла.

Феодально-зависимое население. Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор-ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом (ролья - пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или изорники, - это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов. Среди самых низших, бесправных слоев населения были холопы, или челядь, близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые страдники). Были также обельные (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора - ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. (Приложение 1)

3. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли


1 Сельское хозяйство


Основной отраслью феодальной экономики является сельское хозяйство. В полной мере это относится и к России. На протяжении столетий именно сельскохозяйственное производство определяло уровень и степень экономического и общественно-политического развития страны.

Основной формой пашенного земледелия во всех областях, заселенных восточными славянами, являлось двуполье. Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20-30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Большая патриархальная семья располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли могли освоить члены общины.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. В XIV-XV вв. начался переход к трехполью, делившему пашню на три части (яровое-озимое-пар). Оно связывало в единый комплекс совершенные орудия земледельческого: труда, наиболее оправданный ассортимент культур и соответствующую агротехнику. (Приложение 2)

Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине. Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь (мир). И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки - наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались общинными. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.

Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников - феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией. В связи с тем что в VII-VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы на Балканы, в Византию и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга, в этот период усилилась роль высшего военачальника-князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием - вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.

По уровню сельскохозяйственной техники, степени развития земледелия и набору культур Киевская Русь стояла на том же уровне, что и современные ей страны Западной Европы. Но суровые климатические условия, недостаток рабочего скота, постоянная военная угроза не способствовали естественному накоплению благ. Хозяйство продолжало развиваться экстенсивными методами.


2 Развитие городов и ремесла


В эпоху древнерусского государства наблюдался расцвет ремесленного производства. В IX-XII вв. - известны ремесленники 40-60 специальностей.

Центрами ремесла являлись древнерусские города. В IX-X вв. в письменных источниках сохранилось название 25 городов, таких, как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Суздаль и др. За XI в. появилось еще свыше 60 городов, в том числе Витебск, Курск, Минск, Рязань. Образование наибольшего числа городов пришлось на XII в. В это время появились Брянск, Галич, Дмитров, Коломна, Москва и др. - всего не менее 134. Общее число городов, возникших до монголо-татарского нашествия, приближалось к 300. Среди них первое место занимал Киев - крупный ремесленный и торговый центр.

В больших городах ремесленники селились улицами по профессиональному признаку (Гончарный и Плотницкий концы - в Новгороде, Кожемяк - в Киеве). Ремесленные посады зачастую примыкали вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад около Московского Кремля, позже названный Китай-городом.

Уровень ремесленного производства в Древней Руси был достаточно высоким. Искусные кузнецы, строители, гончары, серебряных и золотых дел мастера, эмальеры, иконописцы, другие специалисты работали в основном на заказ. Со временем ремесленники начали работать на рынок. К XII в. выделился Устюженский район, где производилось железо, поступавшее в другие местности. Близ Киева существовал Овручский округ, славившийся шиферными пряслицами.

Оружейники Киева освоили производство разнообразного оружия и военного снаряжения (мечи, копья, доспехи и т.п.). Их продукция была известна по всей стране. Отмечалась даже определенная унификация наиболее совершенных видов оружия, своего рода «серийное» производство. Только из железа и стали древнерусские мастера изготавливали более 150 видов различных изделий. Киевские металлурги владели сваркой, литьем, ковкой металла, наваркой и закалкой стали.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы.

В древнерусском государстве насчитывалось более 100 различных ремесленных специальностей. Каждый город был к тому же центром торговли всей близлежащей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городов и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить что-либо необходимое в хозяйстве.

3Торговля


Огромное экономическое значение в период раннего феодализма играла внешняя и транзитная торговля. Торговый путь «из варяг в греки», проходивший по территории Древней Руси, имел общеевропейское значение. Примерно с IX в. значение Киева как центра посреднической торговли между Востоком и Западом возросло. Транзитная торговля через Киев еще более оживилась после того, как норманны и венгры перекрыли путь по Средиземноморью и Южной Европе. Походы киевских князей способствовали развитию торгового обмена в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье. Увеличилось значение Новгорода, Полоцка, Смоленска, Чернигова, Ростова, Мурома. С середины XI в. характер торговли заметно изменился. Половцы и турки-сельджуки захватили торговые пути на юг и восток. Торговые, связи Западной Европы и Ближнего Востока переместились в Средиземноморье. (Приложение 3)

Первое место среди экспортных товаров занимали меха, рабы, воск, мед, лен, полотна, серебряные изделия, кожи, керамические изделия и др. Вывоз влиял на развитие городского ремесла, стимулируя целый ряд отраслей ремесленного производства. Древняя Русь ввозила предметы роскоши, драгоценные камни, пряности, краски, ткани, благородные и цветные металлы.

Торговые караваны на восток шли по Волге, Днепру, через Черное и Азовское моря к Каспийскому морю. В Византию ехали морем и сухопутным путем. В Западную Европу торговцы из Новгорода, Пскова, Смоленска, Киева отправлялись через Чехию, Польшу, Южную Германию либо по Балтийскому морю через Новгород и Полоцк. Киевские князья защищали торговые пути. Система договоров обеспечивала интересы русских купцов за рубежом.

Значительную часть жителей городов составляло купечество - от богатых купцов, ведущих иноземную торговлю, так называемых «гостей», до мелких торговцев-разносчиков. В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, свои общие денежные фонды, из которых оказывалась помощь купцам, попавшим в беду.

В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах Руси находились дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавских стран. Большую общину составляли купцы и ростовщики евреи и армяне, в руках которых был значительный торговый и ростовщический капитал. Еврейское купечество, пользуясь своим постоянными контактами с единоверцами в других странах, связывало русские торговые центры не только с ближними, но и с отдаленными частями Европы, включая Англию и Испанию. Армянские купцы осуществляли торговые связи Руси со странами. Кавказа и Передней Азии. Немало в русских городах было S и торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока - Персии, Хорезма и др. И русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя и Кракова, Регенсбурга и Будапешта, в Скандинавии, Прибалтике и в немецких землях. В КонсГантино-поле существовало русское подворье, где постоянно останавливались торговцы из Руси.

По многим большим и малым городам Руси шумели торги. По широким степным шляхам, по тенистым лесным дорогам, в зимнюю стужу - по ледяной глади замерзших рек к крепостным воротам русских городов тянулись нескончаемые купеческие караваны. В Новгород, вокруг которого было мало плодородных земель, шли возы с зерном; из Волыни по всем русским городам везли соль. С севера на юг шла рыба всех видов. Из Киева, Новгорода и других больших городов коробейники развозили по весям и градам изделия искусных ремесленников. В окрестные страны русские «гости» везли воск, пушнину, льняное полотно, разные поделки из серебра, знаменитые русские кольчуги, кожи, пряслица, замки, бронзовые зеркальца, изделия из кости. Нередко купцы гнали на продажу и челядь - захваченных дружинами во время военных походов пленников, которые высоко ценились на невольничьих рынках.

На Русь же отовсюду иноземные купцы везли свои товары - из Византии дорогие ткани, оружие, церковную утварь, драгоценные камни, золотые и серебряные вещи и украшения, из стран Кавказа, Персии, Прикаспия - благовония и пряности, бисер, который так ценили русские женщины, и вино, из Фландрии - тонкие сукна. Из прирейнских городов, венгерских, чешских, польских земель шли металлические вещи, оружие, вина, кони. Большие мыта (пошлины) собирали с этой разнообразной торговли киевские и местные князья. В торговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо поверяли свои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света.


4 Деньги и их роль в Киевской Руси


На Руси производилась чеканка собственных серебряных монет, что говорит о степени развития торговли. Раньше товар покупался на шкурки зверей - пушнину, особенно ценившуюся в иноземных странах и служившую эквивалентом денег.

Появившиеся чеканные металлические деньги частично сохранили их названия - куны и веверицы, т. е. куницы и белки. Сначала собственных монет было мало, пользовались частично иностранными (арабскими и греческими). Это подтверждается кладами с такими монетами, найденными на юге России в разных местах.

Наряду с чеканными деньгами в обращении ходили и слитки серебра и золота определенного веса. На слитках не было ни клейма, ни надписи, ни обозначения цены. Это были просто отрубленные слитки золота и серебра. Они именовались гривнами. Серебряная гривна равнялась пятидесяти кунам или ста пятидесяти веверицам. Позднее гривны стали называться золотыми и серебряными рублями. Так, например, в одном из древнерусских источников описывалось, что житель Новгорода некий Климята получал «соляные куны», т. е. доход от соляных варниц, в которые он вложил свои средства.

Возникновение денег играет важную роль. С одной стороны, это говорит о государственности страны, с другой - о ее развитии. Если государство способно создавать собственные средства платежа, признаваемые как внутри него, так и за его пределами, значит, оно имеет собственное конкурентоспособное товарное производство.

Чеканка собственных денег говорит о высоком статусе тогдашней Руси, о ее развитии и признании другими странами.

Заключение


Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма - особого комплекса социально-экономических и политических отношений.

Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к вотчинным. Но в отличие от Западной Европы этот процесс шел гораздо медленнее.

До середины X в. характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде наказания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи.

Сложившийся в Киевской Руси феодальный строй имел ряд особенностей: 1. огромную роль играл государственный сектор в экономике страны; 2. наличие значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти; 3. феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями.

Используемая литература


1)История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002

2)Вернадский Г.В. Древняя Русь. - Тверь: ЛЕАН, 2004.

3)Дусенбаев А., Воеводина Н. Экономическая история России. Краткий курс. - Юстиц-Информ, 2010

4)Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 15"е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстиц-информ, 2009.

)Шевчук Д.А. История экономики. Учебное пособие. [Электронное издание]; Эксмо, 2009

Приложение 1

Приложение 2


Переход к трехполью.

Приложение 3

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В древнейших источниках Киевской Руси варяги впервые упоминаются именно как отчаянные и расшалившегося купцы. В VIII-ИХ ст. от своих поселений на Балтийском побережье они по волжском пути двигались на восток

вплоть до Каспийского моря, где вступали в контакты с купцами мусульманского мира. НА ИХ ст., Когда центр торговли переместился на юг, в Константинополь, главной торговой артерией для Киева стал знаменитый путь «из варяг в греки». Поэтому заморская торговля стала составлять основу экономической системы Киевской Руси.

Поэтому не случайно, что первой формальной соглашением, заключенным киевскими правителями, стал договор князя Олега с Византией (911 г.), согласно которому русским купцам в Константинополе создавались чрезвычайно благоприятные условия. Когда в XII-XIII вв. в результате разграбления Константинополя крестоносцами и частых нападений кочевников на торговые пути по Днепру стал падать обмен с Византией, все большее значение для Киева приобретали торговые сношения с Западной Европой, главным образом шли через Краков - Прагу - Регенсбург.

В противовес средневековому Западу, где земельная аристократия уклонялась от торговой деятельности, в Киевской Руси торговлей активно занимались не только бояре, но и сам князь. Большую часть года первые правители тратили на сбор дани в близких и далеких землях своих владений, на перевозки ее в Киев и на снаряжение большой флотилии Днепром везла в Константинополь невольников, меха, лен, мед, воск и другой товар, который обменивался на предметы роскоши. Даже когда князья и бояре становились более оседлыми и убирали в собственность большие земельные владения, значительная часть продукции их хозяйств предназначалась для чужеземных рынков. Для занятия торговлей существовали различные возможности, поскольку в русских городах сформировался многочисленный слой купцов, а его наиболее влиятельные и состоятельные представители вели заморскую торговлю и пользовались одинаковыми с боярами политическими и юридическими правами. Но в огромном большинстве его составляли просто мелкие лавочники, которые торговали на внутреннем рынке и часто визискувалися и закабалялися богаче купцами.

По оценкам современных ученых, С-15% населения Руси жило в городских центрах. Как свидетельствуют летописи, в стране насчитывалось около 240 городов и поселков. Однако вполне вероятно, что где-то 150 из них фактически представляли собой укрепленные поселения напивземлеробського людей. Среди почти 90 крупных поселков и городов наибольшим был, несомненно, Киев. До монголо-татарского нашествия численность его жителей составляла около 35-40 тыс. (Лондон достиг таких цифр только через 100 лет). Для сравнения, такие важные центры, как Чернигов и Переяслав, Владимир-Волынский, Львов и Галич, насчитывали не более 4-5 тыс. жителей каждый. Население этих городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников, поскольку большое распространение получили ремесла. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел, важнейшими из них были теслярство, кузнечное, гончарное и кожумьяцтво.

Некоторые историки подчеркивают коммерческую направленность экономики Киевской Руси. Другие, в противоположность им, доказывают, что ее основу составляло земледелие. Этого же мнения держатся выдающиеся украинские исследователи Михаил Грушевский, Дмитрий Багалей и Ярослав Пастернак, а также ведущие советские специалисты по этому вопросу. Они считают, что поскольку славяне традиционно были народом земледельческим, то маловероятно, что в Киевскую сутки они вдруг изменили образ жизни. Дополнительным подтверждением этой хип отезы являются частые упоминания о земледельческую деятельность на Руси в летописях, аграрная ориентация календаря и мифологии древних славян и, что самое убедительное, - археологические находки.

Недавние раскопки обнаружили, что в Х в. на Украине пользовались железным лемехом и здесь, как и в Западной Европе, получила распространение относительно прогрессивная двои трехпольная система севооборота (по которому одна вторая или одна третья пахотной земли оставалась под паром). Культивировались преимущественно пшеница, овес, рожь и ячмень. Распространен среди крестьян на Руси получила вигодивля скота. Это обеспечивало их не только мясом и молоком, но и кожей для одежды и обуви. То же самое можно сказать о разведении лошадей, свиней, овец, гусей, кур и голубей. Использование волов делало земледелие в более широких масштабах. Хотя крестьяне часто имели собственный инвентарь, необходимый для обработки земли, они, как правило, объединялись в коллективы, или общины (к ним входили кровные родственники нескольких поколений во главе со старейшиной), помогая друг другу. Позже община возникала на основе общности территории, объединяя соседей, не связанных кровно.

Если экономика Руси и была прежде сельскохозяйственной, как же сторонники этого подхода объясняют возникновение крупных городских и торговых центров? Известный советский ученый Михаил Тихомиров, взгляды которого разделяют многие его советских коллег, утверждает, что появление многочисленных ремесел обусловил развитие и все ощутимее прогресс в сельском хозяйстве - поэтому в районах большого сосредоточения ремесел возникали города. Он признает, что с появлением городов важную роль в их подъеме стала играть торговля, однако не заморская, а прежде всего между городом и аграрной провинцией.

Несмотря на убедительные аргументы сторонников как «торговой», так и «сельскохозяйственной» интерпретаций экономической истории Киевской Руси, современные историки и здесь склонны идти на компромисс. Соглашаясь, что князь, его жена и богатые купцы были заинтересованы прежде всего в оживленной и прибыльной заморской торговли, особенно процветала к XII в., Они также признают, что в большинстве своем население Киевской Руси занималось сельским хозяйством.