Презентация деление клетки митоз 9 кл пономарева. Митоз – значение и стадии


Урок на тему: «Деление клетки. Митоз»

Цели:

Обучающая: сформировать представления о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза; о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками.

Развивающая: способствовать формированию умений выполнять логические мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать, работать с карточками, тестами и схемами.

Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости мира, единства происхождения всего живого и развития многообразия живых существ на земле.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и частично-поисковые.

Оборудование:

1. А.В. Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишов. Биология. Общие закономерности жизни. «Владос», Москва, 2012

2. Таблица «Фазы митоза».

3. Динамическое пособие «Митоз».

4. Бланки с заданиями и тестами.

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Актуализация ранее изученного материала (12-15 минут)

А) Учащиеся, сидящие на первом ряду выполняют самостоятельную работу по индивидуальным карточкам

Карточка № 1

  1. Назовите двумембранные органоиды клетки
  2. Дайте определение «гетеротрофы», приведите примеры
  3. Что происходит в световую фазу фотосинтеза?

Карточка № 2

  1. Назовите одномембранные органоиды клетки
  2. Дайте определение «анаэробы», приведите примеры
  3. Напишите уравнение реакции фотосинтеза

Карточка № 3

  1. Назовите немембранные органоиды в клетке
  2. Дайте определение «автотрофы», приведите примеры
  3. Напишите конечную реакцию окисления глюкозы, сколько образуется энергии?

Карточка № 4

  1. Какой вклад в биологию внесли Роберт Гук и Антонии ван Левенгук.
  2. Дайте определение «ассимиляция». Как по другому можно назвать этот процесс. Приведите процессы, относящиеся к ассимиляции
  3. До каких мономеров происходит расщепление органических веществ в процессе пищеварения

Б) Работа учащихся у доски по карточкам

Карточка № 1.

Выберите один верный ответ

  1. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:

А) плазматической мембраны; Б) оформленного ядра;

В) рибосом; Г) цитоплазмы;

2. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:

А) любого организма; Б) содержащих хлоропласты;

3. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты;

Б) белка до аминокислот; В) крахмала до глюкозы;

Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа;

4. Трансляция - это:

А) синтез полипептидной цепи на рибосомах;

Б) синтез т-РНК; В) синтез и-РНК по матрице ДНК;

Г) синтез р-РНК;

5. Синтез белка завершается в момент:

А) истощения запасов ферментов; Б) узнавания кодона антикодоном;

В) появления на рибосоме «стоп кода» или «знака препинания»;

Г) присоединения аминокислоты к т-РНК;

6. Где происходит процесс биосинтеза белка

А) в митохондриях; Б) в ядре; В) в цитоплазме;

Г) в цитоплазматической мембране;

7. Живые клетки могут возникнуть:

А) из межклеточного вещества;

Б) путем деления предшествующей клетки;

В) из разлагающихся органических остатков;

Г) из неорганических веществ

Карточка № 2

Установите соответствие между процессами и условиями их протекания:

Условия протекания:

Виды обмена веществ:

1. Происходит в хлоропластах

2. Окисление пировиноградной кислоты

3. В любых живых клетках

А) Фотосинтез

4. Только на свету

5. В зеленых клетках растений

6. Выделение СО и Н О

Б) Энергетический обмен

7. Синтез молекулы АТФ за счет энергии света

8. И на свету и в темноте

Карточка № 3

Молекула ДНК имеет следующую последовательность:

А-Г-А-Ц-Г-Т-Т-А-Г. Определите последовательность аминокислот в полипептидной цепи

Ответ: и-РНК: -У-Ц-У-Г-Ц-А-А-У-Ц-

Аминокислоты: Серин-Аланин-Изолейцин

В) Устные ответы учащихся у доски

1. Что такое интерфаза? Какое событие является главным в интерфазе?

2. Рассказать о строении хромосом

Г) Решение задачи с комментарием

Какую длину имеет ген, кодирующий инсулин, если известно, что молекула инсулина имеет 51 аминокислоту, а расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0, 34нм?

Решение:

Ген – участок ДНК, несущий информацию об инсулине. Одну аминокислоту кодирует 1 кодон, состоящий из 3 нуклеотидов ДНК.

А) определим количество нуклеотидов ДНК, кодирующих инсулин:

51 х 3 = 153 (нуклеотида).

Б) рассчитаем длину этого гена:

0,34 х 153 = 52,02 (нм).

Ответ 52,02 нм.

3. Изучение нового материала (20 минут)

Вспомните с прошлого урока, что такое интерфаза?

Какие процессы происходили в этот период?

Сегодня мы разберем, что происходит с соматическими клетками после интерфазы. Сегодня будем говорить о митозе. (Тема урока записывается на доске)

Как только клетка подготовится, начинается процесс деления, состоящий из 4 фаз. Продолжительность митотического цикла для большинства клеток составляет от 10 до 50 часов. У млекопитающих время митоза составляет 1 – 1,5часа.

Фазы митоза:

  1. Профаза. Двухроматидные хромосомы спирализуются, ядерная мембрана и ядрышко разрушаются. Центриоль удваивается, образуются нити веретена деления.
  2. Метафаза. Хромосомы, состоящие из двух хроматид, располагаются по экватору клетки, нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом.
  3. Анафаза. Микротрубочки сокращаются, центромеры разъединяются и удаляются друг от друга. Хромосомы разделяются, и хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки.
  4. Телофаза. Вокруг разошедшихся хромосом образуется новая ядерная оболочка, формируется ядрышко, исчезает веретено деления. На экваторе клетки начинает закладываться перегородка, и в результате образуются две дочерние клетки

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией каждой фазы на таблице)

Актуализация изученного материала

Вопрос: почему дочерние клетки в точности копируют материнскую?

(Происходит равномерное распределение между дочерними клетками сформировавшихся в интерфазе хроматид, в которых сосредоточена наследственная информация)

4. Закрепление изученного материала (10 минут)

1. Ученик с помощью динамического пособия «Митоз – непрямое деление клетки» на магнитной доске составляют схему митоза.

2. Беседа с остальными учениками класса.

А) Перед митозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько хромосом содержит потомок этой клетки после митоза? (8)

Б) Перед митозом клетка содержит 16 хромосом. Сколько у нее в этот момент хроматид? (32)

В) Проверить правильность выполнения задания на доске, используя динамическое пособие.

Г) Индивидуальное задание для учащихся.

Составить схему митоза в тетради, используя готовые заготовки «Фазы митоза», клей

5. Домашнее задание

§ 18, стр. 81 - 84

Открытый урок в 9 Б классе на тему:

«Деление клетки. Митоз»

Провела: учитель биологии

Рудь Наталья Леонидовна

Москва 2009 – 2010 учебный год


презентация по биологии для учащихся 9 классов "Деление клетки. Митоз" знакомит учащихся с жизенным циклом клетки, процессами, предшествующими делению и фазами деления, биологическим значением митоза. в конце приведены тестовые задания. презентацию очень удобно использовать при проведении урока (есть цели, задачи, новый материал, тесты и лабораторная работа для закрепления и проверки усвоения материала)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Актуализация знаний. 1. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы. 2. Большинство клеток организма имеет набор хромосом, идентичный набору хромосом в зиготе. Проанализируйте эти факты и ответьте на вопрос: 1. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов. 2.Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?

Тема урока: «Деление клетки. Митоз». Все клетки многоклеточного организма можно разделить по набору хромосом на 2 группы: Соматические – имеют двойной набор хромосом (диплоидный 2п) Половые – имеют одинарный набор хромосом (гаплоидный 1п)

Митоз - (от греч. mitos – нить) способ деления клетки, в результате которого образуется две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным родительской клетке. 2 n 2 n 2 n Материнская клетка Дочерние клетки Какие процессы должны произойти в клетке перед делением и как происходит сам процесс деления?

Цель: - сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом; - рассмотреть механизм митоза; - охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла; - выявить биологическое значение митоза.

Клеточный (жизненный) цикл – период существования клетки от момента ее образования путем деления исходной (материнской) клетки, включая само деление, до собственного деления или смерти. Это интересно Известно, что клетки со временем стареют (в них накапливаются ненужные им продукты обмена) и отмирают. Подсчитано, что у взрослого человека общее количество клеток составляет более 10 15 . Из них ежедневно отмирает около 1–2% клеток. Так, клетки печени живут не более 18 месяцев, эритроциты – 4 месяца, клетки эпителия тонкого кишечника – 1–2 дня. Только нервные клетки живут на протяжении всей жизни человека и функционируют, не заменяясь. Все остальные клетки человека заменяются новыми приблизительно каждые 7 лет.

Ткани нервная мышечная образовательная эпителиальные Клетки глубоко специализированны. Утрачивают способность к делению. Функционируют на протяжении всей жизни организма. Клетки не являются специализированными. Сохраняют способность размножаться. Продолжительность жизни разная. Вывод: Таким образом, жизнь одних клеток складывается из периода деления и последующей специализации, других – из периода деления и подготовки к нему.

Митотический цикл состоит из трех главных стадий: Интерфаза – период интенсивного синтеза и роста клетки между двумя ее делениями; Митоз (кариокинез) – процесс деления ядра; Цитокинез – процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками. Какие процессы должны предшествовать делению клетки, чтобы дочерние клетки были точной копией родительской клетки (по наследственной информации)

Что такое редупликация (репликация)? Какой принцип лежит в основе редупликации?

Схема строения хромосом.

Интерфаза Пресинтетический период (период до удвоения хромосом) Синтетический период (период удвоения хромосом) Постсинтетический период(период после удвоения хромосом) Продолжительность от 10 ч. до нескольких суток) Продолжительность от 6 до 10 часов. Самый короткий период интерфазы: от 3 до 6 часов. Клетка интенсивно растет, в ней синтезируется РНК и различные белки, увеличивается число рибосом и митохондрий. Клетка готовится к удвоению хромосом Происходит удвоение хромосом, в основе которого лежит процесс удвоения (репликации) ДНК, в результате каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид Клетка готовится к делению, синтезируются белки, из которых будет сформировано веретено деления, запасается энергия за счет синтеза АТФ.

Профаза Увеличивается объем ядра; Ядерная мембрана распадается; Хромосомы спирализуются, укорачиваются, становятся четко различимыми в микроскоп, они состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры; Микротрубочки и центриоли участвуют в образовании веретена деления (в клетках животных).

Метафаза Нити веретена деления прикрепляются к центромерам Хромосомы располагаются в районе экватора клетки

Анафаза Центромеры делятся Хроматиды транспортируются с помощью прикрепленных к центромерам нитей веретена деления к противоположным полюсам клетки

Телофаза Хромосомы деспирализуются Формируются новые ядра Вновь появляется ядрышко и образуется ядерная оболочка В области экватора образуется перетяжка и формируются две дочерние клетки

Фазы митоза

Биологическое значение митоза Биологическое значение митоза огромно. Постоянство строения, а также правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма невозможно без сохранения идентичного набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях. Митоз обеспечивает такие важные процессы жизнедеятельности как: эмбриональное развитие; рост; восстановление органов и тканей. В случае нарушения нормального хода митоза, а также при неравномерном распределении хромосом, происходит гибель клетки или возникают мутации. Так выглядит эмбрион человека в возрасте шести недель при нормальном ходе митоза.

Микропрепарат «Митоз в корешке лука» 400 Х

Лабораторная работа 1. вспомните правила техники безопасности и работы с микроскопом 2. подготовьте микроскоп к работе 3. рассмотрите предложенный препарат (определите увеличение микроскопа) 4. с помощью учебника определите стадию митоза в клетках

Тестовое задание А 1 . Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза? 1) рибосомы 2) митохондрии 3) хлоропласты 4) хромосомы А 2. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, как и материнская, потому что 1)В профазе происходит спирализация хромосом 2) происходит деспирализация хромосом 3) в интерфазе ДНК удваивается, в каждой хромосоме образуется по две хроматиды 4) каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы. А 3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу: 1) гаметогенеза, 2) роста и развития, 3) обмена веществ, 4) процессов саморегуляции. А 4. По каким признакам можно узнать анафазу митоза? 1) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме 2) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки 3) рахождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки 4) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер.

Выводы: В основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки. Жизненный цикл клетки включает интерфазу, митоз и цитокинез. Интерфаза – период, в течение которого синтезируются вещества, удваиваются хромосомы. Митоз – процесс деления ядра соматических клеток. Митоз включает 4 фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. В процессе митоза хроматиды равномерно распределяются между дочерними клетками, благодаря чему дочерние клетки получают такой же набор хромосом какой был в материнской клетке.

Рефлексия Ответить на вопросы: «Знания полученные на уроке мне необходимы…» «Я получил информацию о том, что…»

Домашнее задание Выучить параграф 2.14, ответить на вопросы на стр.81. Прочитать краткое содержание главы на стр.81-82. Подготовиться к контрольной работе

Одним из важнейших процессов в индивидуальном развитии живого организма является митоз. В данной статье мы кратко и понятно постараемся объяснить, какие процессы происходят во время деления клетки, расскажем о биологическом значении митоза.

Определение понятия

Из учебников за 10 класс по биологии мы знаем, что митоз – деление клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние с тем же самым набором хромосом.

В переводе с древнегреческого языка термин «митоз» обозначает «нить». Это как связующее звено между старыми и новыми клетками, в которых сохраняется генетический код.

Процесс деления в целом начинается от ядра и заканчивается цитоплазмой. Именуется он как митотический цикл, который состоит из стадии митоза и интерфазы. В результате деления диплоидной соматической клетки образуется две дочерние клетки. Благодаря такому процессу происходит увеличение числа клеток тканей.

Стадии митоза

Исходя из морфологических особенностей, процесс деления распределяют на такие стадии:

  • Профаза ;

На данном этапе ядро уплотняется, внутри него конденсируется хроматин, который закручивается в спираль, под микроскопом просматриваются хромосомы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Под влиянием ферментов ядра и их оболочки растворяются, хромосомы в этом периоде беспорядочно располагаются в цитоплазме. Позднее происходит разделение центриолей к полюсам, образовывается веретено деления клеток, нити которого крепятся к полюсам и хромосомам.

Для данной стадии характерно удвоение ДНК, но пары хромосом ещё держатся друг друга.

Перед стадией профазы у растительной клетки идёт подготовительная фаза - препрофаза. В чём заключается подготовка клетки к митозу можно понять на данном этапе. Для него характерными являются образование препрофазного кольца, фрагмосомы, а также нуклеация микротрубочек вокруг ядра.

  • Прометафаза ;

На этом этапе хромосомы приходят в движение и направляются к ближайшему полюсу.

Во многих учебных пособиях препрофазу и прометофазу относят к стадии профазы.

  • Метафаза ;

На начальном этапе хромосомы находятся в экваториальной части веретена, так что давление полюсов действует на них равномерно. В ходе данной стадии число микротрубочек веретена постоянно растёт и обновляется.

Хромосомы выстраиваются парами в спираль вдоль экватора веретена в строгом порядке. Хроматиды постепенно отсоединяются, но ещё держатся за нити веретена.

  • Анафаза ;

На этом этапе происходит удлинение хроматид, которые постепенно расходятся к полюсам, так как нити веретена сокращаются. Образуются дочерние хромосомы.

По времени это самая короткая фаза. Сестринские хроматиды внезапно разделяются и отходят к разным полюсам.

  • Телофаза ;

Является последней фазой деления, когда хромосомы удлиняются, и формируется новая ядерная оболочка около каждого полюса. Нити, из которых состояло веретено, полностью разрушаются. На этом этапе делится цитоплазма.

Завершение последней стадии совпадает с разделением материнской клетки, которое называется цитокинезом. Именно от прохождения этого процесса зависит, сколько клеток образуется при делении, их может быть две и более.

Рис. 1. Стадии митоза

Значение митоза

Биологическое значение процесса деления клеток неоспоримо.

  • Именно благодаря ему возможно поддержание постоянного набора хромосом.
  • Воспроизведение идентичной клетки возможно только путём митоза. Таким способом заменяются клетки кожи, эпителия кишечника, кровяных клеток эритроцитов, жизненный цикл которых составляет всего 4 месяца.
  • Копирование, а значит и сохранение генетической информации.
  • Обеспечение развития и роста клеток, благодаря чему многоклеточный организм образуется из одноклеточной зиготы.
  • При помощи такого деления возможна регенерация частей тела у некоторых живых организмов. Например, у морской звезды восстанавливаются лучи.

Рис. 2. Регенерация морской звезды

  • Обеспечение бесполого размножения. Например, почкование гидры, а также вегетативное размножение растений.

Рис. 3. Почкование гидры

Что мы узнали?

Деление клеток называется митозом. Благодаря ему копируется и сохраняется генетическая информация клетки. Процесс происходит в несколько этапов: подготовительная фаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. В результате образуется две дочерние клетки, которые полностью похожи на первоначальную материнскую клетку. В природе значение митоза велико, так как благодаря ему возможно развитие и рост одноклеточных и многоклеточных организмов, регенерация некоторых частей тела, бесполое размножение.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 462.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Презентация к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • усвоение учащимися фаз митоза и понимание его биологического значения;
  • формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза.

Задачи:

  • Развивающая
    • продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации;
    • оформлять работу в виде таблицы;
  • Воспитательная
    • формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;
  • Дидактическая
    • создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, таблица “Деление клетки. Митоз”.

План урока:

  • Организационный момент, сообщение учащимися целей и задач урока.
  • Повторение пройденного материала. Тестирование «Обмен веществ и энергии».
  • Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
  • Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации).
  • Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся, работа по таблице).
  • Выводы урока и запись домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка изученного материала (2-3 слайд)

(Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа).

Тестовый контроль “Обмен веществ и энергии”

1. Универсальным источником энергии является:

а) глюкоза б) жир в) АТФ

2. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:

а) СО2, б) Н2О в) АТФ

3. Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных называется:

а) диссоциацией б) ассимиляцией в) диссимиляцией

4. Наибольшее количество АТФ образуется в результате:

а) спиртового брожения б) дыхания в) молочнокислого брожения

5. Процессы анаэробного окисления протекают:

а) в митохондриях б) в пластидах в) в цитоплазме

6. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?

а) образование АТФ б) образование НАДФ · Н 2 в) образование углеводов

7. Образуют органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода и энергию света:

а) гетеротрофы б) фотоавтотрофы в) хемоавтотрофы

8. Как называется 1-й этап биосинтеза белка?

а) транскрипция, б)трансляция, в) элонгация.

9. Где происходит непосредственное образование полимерной цепи белка?

а) в ядре, б) в клеточном центре, в) в рибосоме.

10. Где происходит копирование генетической информации ДНК?

а) в цитоплазме, б) вне клетки, в) в ядре.

III. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.

Прочитайте высказывания. Выполните задания (4 слайд)

1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – от других организмов, от болезней или просто от старости. Но тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.

2. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки-зиготы.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:

1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов.
– Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз) (5 слайд)
– Теперь запишите тему урока.

IV. Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации)

Что же такое размножение?Прочитайте материал учебника стр.77 §2.14 1-2 абзац и сформулируйте ответ на наш вопрос.

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (7 слайд)

– Жизненный цикл клетки и митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь. Вам нужно их выучить.

– Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов. (8 слайд) сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза.

Ребята, сейчас начертите в тетради таблицу из 3 колонок, как показано на 9 слайде .Дальше, работая по презентации, мы заполним эту таблицу. (10-14 слайды)

V. Релаксационная физминутка

VI. Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся).

  • Теперь, ребята, проверим, как вы усвоили тему урока. Выполните задание по рисунку. (16-17 слайд).
  • Рассмотрите таблицу «Деление клетки». Охарактеризуйте каждый этап деления клетки. (Ответы учащихся).

VII. Вывод. Итог урока. (19 слайд)

– Что такое митоз?
– Какое значение имеет митоз?

VIII. Запишите домашнее задание: (20 слайд)

§ 2.14, вопросы и задания стр. 77, 81; повторить 2 главу.