Политическая система. Её элементы и подсистемы


Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку.

Институциональная подсистема

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяют ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров 1 .

Нормативная подсистема

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема

Функциональная подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств .

2. Функции политической системы

Политическая система характеризуется функциями. Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом).

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования - подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Таким образом, политическая система представляет собой целостное образование, выполняет специфические функции по обеспечению и регулированию политической жизни общества.

    Типология современных политических систем: общие черты и особенности, тенденции развития.

Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации.

1. В соответствии с социальной основой выделяются : военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные); гражданская; национально-демократическая система; буржуазно-демократическая политическая система .

2. На основе характера политического режима выделяют политические системы : демократические; либеральные; тоталитарные; авторитарные.

3. Широко распространено деление политических систем на: традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти; модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

4. На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы : либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия; коммунистическая система - с высокой степенью принудительного участия; развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.

5. Политические системы подразделяют также на : открытые , имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой; закрытые , имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

6. Менее распространенными классификациями политических систем являются следующие: завершенные и незавершенные; централизованные и децентрализованные; микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные; инструментальные и идеологические; с высоким, средним, низким уровнем автономизации.

Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

Главным критерием для определения характера политической системы является распределение власти в процессе управления обществом: рассредоточена ли она между несколькими политическими субъектами или концентрируется в руках одного субъекта - будь то личность, партия или коалиция партий. Основываясь на данном положении, рассмотрим политическую систему России.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Лекция:

Политика и политическая система

Политика – это не только деятельность, направленная на завоевание, утверждение и использование власти, но также деятельность по управлению обществом и государством и принятию политических решений. Как известно, политическими акторами (субъектами политики) являются индивиды, политическая элита, политические партии, институты гражданского общества, государство, то есть все те, кто осуществляет политическую власть или воздействует на неё. Взаимодействие политических акторов называется политическими отношениями. Существует множество направлений политики и политических отношений, среди которых:

  • Внутренняя – внутригосударственная деятельность, например, поддержание порядка в обществе и государстве, улучшение благосостояния граждан.
  • Внешняя – межгосударственная деятельность, например, участие в деятельности ООН, Совета Европы.
  • Военная – организация и применение средств вооруженного насилия для решения определённых политических задач.
  • Национальная – решение задач, связанных с сосуществованием разных наций на одной территории.
  • Демографическая – регулирование репродуктивного поведения граждан, укрепление семьи.
  • Экономическая – деятельность государства по развитию экономики страны, отечественного производства и др.
Деятельность политических акторов и составляет политическую систему, в рамках которой принимаются и реализуются властные решения. Функционирование политической системы наглядно демонстрирует схема амер. политолога Дейвида Истона:

Согласно данной модели, политическая система имеет вход и выход, через которые осуществляется обратная связь с индивидами, группами, обществом. Окружающая среда реагирует на политическую систему двумя способами: соглашается с принятыми властными решениями и исполняет их либо не соглашается и требует перемен. Итак, на входе в политическую систему поступают требования или поддержка социума. Например, требования: о повышении зарплат, улучшении образования, обеспечении общественного порядка и многое другое. Поддержка: выплата налогов, участие на выборах несение воинской службы, то есть соблюдение законов и политических решений. Реакция социума в форме требований или поддержки перевариваются системой, то есть политические акторы должны подумать, как и чем ответить. На выходе принимаются решения и предпринимаются действия. Пример: в министерство труда поступило требование профсоюза работников образования об индексации заработной платы учителей (вход, требование). Данное требование было рассмотрено на коллегии министерства труда и обсуждено депутатами профильного комитета Госдумы (обработка требования политической системой). В результате было принято решение об индексации зарплат на 1,2%, которое было опубликовано в газете «Профсоюз образования» (выход, решение и действие).

Подсистемы политической системы

Политическая система включает в себя следующие подсистемы:

  • Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых выполняет значимые для общества функции. К данной подсистеме относятся государство, партии, профсоюзы, трудовые коллективы, религиозные организации, СМИ и другие.
  • Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические и моральные нормы, регулирующие поведение субъектов политики.
  • Культурно – идеологическая подсистема состоит из политической идеологии (взгляды, идеи, ценности) и политической психологии (чувства, эмоции, настроение). Общими словами данная подсистема имеет прямое отношение к политическому сознанию граждан.
  • Коммуникативная подсистема включает в себя политические отношения субъектов политики.
  • Функциональная подсистема состоит из форм, методов и направлений политической деятельности и имеет отношение к политической практике.

Функции и виды политической системы

Политическая система реализует целый ряд значимых для общества и государства функций. Она:

  • Определяет цели, задачи и пути развития общества и государства.
  • Объединяет общество и государство для достижения поставленных целей и реализации задач.
  • Согласует интересы различных индивидов и групп.
  • Разрабатывает нормы, регулирующие поведение граждан и политических институтов.
  • Формирует политическое сознание граждан.
  • Обеспечивает связи и взаимодействия между субъектами политики.
  • Контролирует и оценивает выполнение гражданами и политическим институтами правил и законов, пресечение нарушений.

В современном мире выделяются два вида политических систем:

  • Либерально-демократическая – «открытое общество», характеризующееся обеспечением прав и свобод граждан, рыночной экономикой и свободой предпринимательства, завоеванием власти путём выборов.
  • Тоталитарная – «закрытое общество», характеризующееся господством одной партии, цензурой, культом вождя, поддержанием стабильности в обществе путём применения насилия.

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально- экономических и политических решений.

В науке существует несколько основных теорий политической системы общества.

Теория Т. Парсонса (1902-1979) заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема. Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона (1917-2014) рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Его системный подход позволяет более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой - распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.

Теория Г. Алмонда (1911-2002) (структурно-функциональный подход) представляет политическую систему как систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Занимаясь сравнительным анализом политических систем Г. Алмонд перешел от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего он определил политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К. Дойча (1912-1992) рассматривает политическую систему как кибернетическую , в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношении к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

Структура политической системы определяется исходя из выбранного подхода. По мнению большинства ученых в ее структуре выделяют такие подсистемы, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, идеологическая.

Институциональная подсистема - совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Состоит из государственных, партийных, общественно- политических и социальных (церковь, средства массовой информации) институтов. Ведущим политическим институтом, сосредоточивающем в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе отводится политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе, профсоюзам, организациям предпринимателей, различным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти.

Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и церковь.

Средства массовой информации иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае, их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.

Политическая роль церкви обусловлена, прежде всего, массовым характером ее воздействия. На протяжении многих веков шла борьба за власть между церковью и государством, которая завершилась разделением светской и духовной властей. В демократических государствах этот принцип проведен наиболее четко и последовательно. В авторитарных политических системах латиноамериканских стран церковь является серьезной политической силой, действующей в оппозиции к диктатуре.

Нормативная подсистема- правовые, моральные, политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. Нормы определяют поведение людей в политической жизни, их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Нормы подразделяются на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политической жизни, выражающееся в деятельности партий и групп интересов.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри, которой, действуют нормы-законы. Нормы-законы устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права граждан. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, установлению порядка.

Функциональная подсистема выражается в формах и методах осуществления власти, различных направлениях политической деятельности. Обобщенное выражение это находит в понятии «политического режима» (демократического, тоталитарного, авторитарного, речь о которых, пойдет в теме 5.6.)

Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики.

Идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества.

В литературе встречается и другая классификация структурных элементов политической системы. В ее рамках выделяются следующие элементы политической системы: политические институты; политические отношения; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура.

Функции политической системы общества:

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • организация деятельности общества по выполнению целей и программ;
  • распределение материальных и духовных ценностей внутри социума;
  • согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства;
  • разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  • формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  • контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Указанные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем. Если политическая система еще не сформировалась и находится в переходном состоянии (как например, в Российской Федерации, в Украине), то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических.

Тип политической системы оказывает влияние на специфику выполняемых ею функций. Согласно марксистскому подходу, типы политических систем различаются в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражают и отстаивают. В соответствии с этими критериями все политические системы современности делились на два типа: буржуазные и социалистические. При этом подчеркивалась противоположность отживающей буржуазной политической системы передовой социалистической. Такой подход к типологии политических систем выполнял в основном идеологическую функцию.

По характеру существующего политического режима выделяются тоталитарный, авторитарный и демократический типы политических систем.

Из характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.

Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

Перечисленные типы политических систем не исчерпывают палитру их классификации. Существуют и другие критерии классификации политических систем. Это свидетельствует о многомерности современной политической жизни, о необходимости изучать, анализировать политические системы и их структурные элементы с учетом разных подходов, методов и критериев.

Теория политической системы показывает, что для четкого функционирования механизма власти необходимо : вовлечение в политический процесс должностных лиц и граждан и устойчивое распределение властной деятельности по вертикали и горизонтали; согласование отобранных и обобщенных предложений и требований к государству с учетом интересов различных партий и общественных объединений; формирование правового пространства для выработки политических решений; градация объема полномочий в зависимости от уровня инстанции и специфики учреждения, соблюдая принципы иерархичности и компетентности, и др.

В качестве показателей эффективности функционирования политической системы могут быть приняты:

  • своевременность и компетентность принятия политических решений, которые оперативно превращаются в конкретные действия в интересах всего общества;
  • обеспечение оптимальных политико-правовых условий для создания материальных и духовных ценностей и справедливого распределения, накопления и потребления;
  • достижение бесконфликтности, социально-политической стабильности и прогрессивного развития общества и др.

Все они способствуют целостности политической системы, ее самообновлению и переходу в новое качественное состояние. Следует иметь в виду, что нет единой теории политической системы. Различное видение структуры и типов политических систем предполагает многовариантность подхода к их изучению и возможность использования преимуществ, присущих каждому из них.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «политическая система»?
  • 2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные теории политической системы общества.
  • 3. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы политической системы общества.
  • 4. Каковы функции политической системы общества?
  • 5. Перечислите основные типы политических систем.

Одно из важнейших назначений политики - обеспечение единства, целостности общественного организма, неизбежно включающего многочисленные различия, разнонаправленные тенденции, действия. Политическая система выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы является ее политическая организация - совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической и моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения.

Государство и партии - собственно политические организации . Главное в их деятельности - прямое и непосредственное осуществление политической власти в полном объеме или стремление к ней. Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.

Функции политической системы :

Определение целей и задач общества;

Выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоев общества;

Мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;

Контроль за распределением ценностей - именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и их социальной целостности; потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;

Интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе следующих подсистем.

1. Институциональная подсистема политической подсистемы представляет собой совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти. Структурные элементы - государство, политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы), средства массовой информации, а так же церковь.


2. Нормативная подсистема - совокупность политических норм и традиций, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества. К ним относятся правовые нормы, нормы деятельности общественных организаций, неписаные обычаи, традиции, а так же этико-моральные нормы.

3. Функциональная подсистема включает в себя формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

4. Идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. В идеологической подсистеме выделяют два уровня: теоретический - уровень политической идеологии (взгляды, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический - уровень политической психологии (чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения, традиции).

5. Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами, по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики.

6. Культурная подсистема является интегральным фактором политической системы, комплексом типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.