"Хочу учиться!" (программа психологической подготовки детей к школе). Психологическая подготовка ребенка к детскому саду


Чтобы учение не стало для ребёнка мучением, недостаточно просто научить его читать и считать. Малыш должен понимать, чего от него ждут в новой роли первоклассника, и был внутренне готов к ней. Как этого достичь?

Зачем нам школа?

Многие психологи любят задавать детям вопрос, суть которого сводится к следующему: ты хочешь учиться, потому что тебе купят новый красивый ранец и пенал с карандашами, или для того, чтобы больше знать? Нередко мотивация к школе носит внешний характер - она связана с атрибутами школьника, но не с учёбой. То же самое происходит, если ребёнок идет учиться из-за друзей, которые будут с ним в одном классе, или чтобы походить на старшего брата или сестру.

Ваша задача создать у будущего первоклассника положительный образ самой школы, обучения, учителя и самого ребенка как ученика. Если малыш уже грезит о какой-либо профессии, объясните ему, что все люди учатся для того, чтобы стать теми, кем они хотят.

Ценные навыки дошкольника

Даже с хорошими навыками чтения и счёта ученику придётся трудно, если он недисциплинирован. Надо развивать в ребёнке умение слушать и слышать других, причём не только учителя, но и остальных детей, в паре с которыми часто требуется выполнять задание. А сможет ли малыш отложить свои игры дома или на улице, если ему надо готовить уроки?

Чтобы развить в ребёнке дисциплинированность, играйте с ним в игры с правилами - «ходилки» с кубиком и фишками, шашки, шахматы, различные настольные игры. Это научит его правильно реагировать на ограничения и спокойно относиться к успехам других.

Ещё один ценный навык дошкольника - бытовая самоорганизация. Если ваш малыш постоянно разбрасывает вещи и игрушки, убирать которые он забывает - в школе ему придется трудно. Формируйте полезную привычку класть всё на место, только действуйте без агрессии. Это пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Детская психология: учимся общаться

В своем классе ребёнок станет частью большого коллектива. И то, какое место он в нем займёт, зависит от того, насколько он умеет взаимодействовать с другими детьми. Если ваш малыш - единственный ребёнок в семье, домашний любимец, да ещё и не посещавший , а на прогулке во всех вы приходите на подмогу, срочно меняйте эту картину! Водите ребёнка на интересные ему занятия, отпускайте поиграть с другими детьми самостоятельно, не вмешиваясь без необходимости, ходите в гости к друзьям с детьми и приглашайте их к себе, одним словом, учите его общаться. Общению в детской психологии отводится очень значимая роль!

Проследите, как ведет себя ребёнок в толпе (в магазине, в аэропорту), как он общается с другими взрослыми. Если у малыша есть страх перед большим скоплением народа и незнакомцами, начинайте поручать ему ответственные задания, например, купить хлеба самому. Хвалите ребёнка каждый раз и говорите, как цена его помощь.

Самооценка ребёнка

Как неуверенным в себе мальчикам и девочкам, так и детям, считающими себя центром Вселенной, в школе придётся трудно. Первые, даже зная всё на «отлично», будут стесняться отвечать, и их затмят более посредственные, но раскованные одноклассники. А тем, кто привык к обожанию со стороны родных, нелегко будет осознать, что не все относятся к ним так же, а успехов нужно ещё добиться.

Чтобы этого не произошло, хвалите ребёнка заслуженно. Не надо восхищаться каждым его действием, как если бы ему был один год. Он старается, у него получается - хвалите искренне. Если трудно - помогите, но не делайте всё за него.

Если малыш патологически застенчив и не уверен в себе, дайте ему раскрыться, найти занятие по душе, в котором он обязательно достигнет успехов. Это поможет ему обрести уверенность и не затеряться среди бойких товарищей в классе.

Замечательным подспорьем могут стать фокусы, только разучить их ребёнку нужно как следует. И тогда аплодисменты зрителей не заставят себя ждать, а вместе с ними вырастет и самооценка ребёнка!

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни. И важным фактором здесь являются психологические аспекты подготовки детей к школе. :

  • у него есть желание учиться;
  • может довести начатое дело до конца;
  • способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его;
  • понимает с какой целью он будет учиться в школе;
  • не сторонится общества;
  • комфортно чувствует себя в коллективе;
  • умеет знакомиться со сверстниками;
  • имеет навыки аналитического мышления - способен что-либо сравнивать.

Психологическая подготовка к школе: упражнения

Чтобы ребёнок чувствовал себя в школе уверенно, его нужно готовить к поступлению в первый класс. Очень важным аспектом этого процесса является психологическая подготовка к школе.

Инга Малюгина
Психологическая подготовка детей к школе

Я,Малюгина Инга Викторовна,воспитатель подготовительной к школе группа . Рада приветствовать вас на своей страничке. Сегодня мы поговорим с вами о готовности детей подготовительной группы к обучению в школе .

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залог успешного обучения в школе . От того,как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития ,будут зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни ,его учебный успехи,его психологическое самочувствие .

Давайте же с Вами разберемся что такое готовность ребенка к школе .

Составными компонентами психологической готовности к школе являются :

*личностная

*интеллектуальная

*эмоционально-волевая

*физическая.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника ,имеющего круг важных обязанностей и прав,занимающего иное по сравнению с дошкольниками в детском обществе .

Принятие позиции школьника - это прежде всего отношение к школе ,к учебной деятельности,к учителю,к самому себе. Умение общаться со взрослыми,со сверстниками,войти в детское общество,действовать совместно с другими.

Интеллектуальная готовность к школе заключается в приобретении определенного кругозора,запаса конкретных знаний,в понимании общих закономерностей,лежащих в основе полученных знаний :

*ориентировка ребенка в окружающем его мире,запас его знаний,усвоенных им в системе,

*желание узнавать новое,

*сенсорное развитие,

развитие образных представлений,

*развитие речи и мышления.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :

*способность соподчинять мотивы,управлять своим поведением,

*умение организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем,

*положительное отношение к целям деятельности (учебе,принятие их,

*стремление преодолевать трудности,

*стремление к достижению результата своей деятельности.

Физическая готовность включает в себя :

*состояние здоровья (отсутствие серьезных заболеваний,наследственность и тд.)

*физическое развитие (занятия в спортивных секциях,посещения кружков,

*развитие анализаторных систем,

*развитие мелких групп мышц (рука,пальчики,

*развитие основных движений (бег,прыжки,ходьба,спортивные игры) .

Все психические процессы (внимание,память,мышление,воображение) должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить свое внимание на разной работе,например,написание элементов буквы. Развитие восприятия,мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления,выделять в предметах и явлениях существенные особенности и различия,рассуждать и делать выводы,приходить к определенному результату.

В современном мире очень много разных пособий,упражнений,заданий,игр для всестороннего развития ребенка. Легко и весело можно выполнять со всеми членами семьи,кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При наборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Используйте общеукрепляющие упражнения,полезные для закрепления восприятия,внимания,памяти,моторики рук. Четко произносите трудные слова. Просите их произносить,повторить. Учите много маленьких стишков,читайте ребенку. Разучивайте скороговорки и сочиняйте сказки. Просите их пересказать. Играйте в коллективные игры,они развивают произвольность действий,сосредоточенность,обогащают речевой запас детей ,общительность,вызывают положительные эмоции.

Можно выбрать игры или игрушки,которые станут вам помощниками в подготовке детей к школе (например,любимый сказочный персонаж,в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе . И в ваших интерес сделать это время как можно мягче,интереснее.

Но помните, пожалуйста,несколько простых правил :

*занятия не должны носит насильственный характер,

*продолжительность занятий не должна превышать 35 минут,

*устраивать небольшие физкульт минутки,перерывы,

*занятия должны быть выстроены в систему.

Постарайтесь разбудить мотивацию к занятиям,заинтересовать ребенка (похвала,наклейки за особые успехи,сюрпризные моменты и тд.)

В заключении хочется сказать следующее-какими бы шагами к вершинам знаний не двигался ваш ребенок,ему необходима ваша помощь,любовь,поддержка,вера в свои силы. Создавайте здоровый положительный,доброжелательный настрой перед школой ,при котором он бы стремился овладевать новыми знаниями,навыками,не боялся плохих отметок,проблем с учителями,одноклассниками и был уверен в том,что отличник или двоечник,он для Вас самый любимый и родной!

Успехов Вам,дорогие родители!

Родители всех будущих первоклассников хотят, чтобы их детям было в школе хорошо. Что это значит? Чтобы в классе появились новые друзья, общение с которыми приносит удовольствие. Чтобы в школу ребенок шел в хорошем настроении, и ему нравилось бы учиться и ежедневно узнавать что-то новое. Недостаточно научить дошкольника письму, чтению и счету. Крайне важна и психологическая подготовка, ведь школа — это совершенно новая жизнь, новый мир. Пребывать в статусе школьника предстоит долгие годы. Нужно, чтобы ребенку было в нем комфортно.

Создаем положительный образ школы

Чтобы ребенок хотел пойти в школу, ждал 1 сентября с радостью и нетерпением, родители должны создавать положительный образ учебного заведения.

Говорить о школе можно только в положительном ключе, причем не только в разговорах с ребенком. Дошкольник не должен слышать взрослых разговоров о том, что учителя теперь плохие, дети в школе — невоспитанные чудовища, а домашних заданий задают слишком много. Совершенно недопустимо запугивать ребенка школой, чем, к сожалению, грешат некоторые родители. «Будешь одни двойки получать», «Вот учительница тебе в школе покажет за такое поведение», — ничего подобного из уст родителей дошкольник слышать не должен.

Ребенок должен быть уверен, что в школе ему понравится, учительница окажется приветливой и доброжелательной, а среди одноклассников появятся друзья. Важно не обманывать ребенка, не рассказывать, что школа — это сплошной праздник, ведь это не так. Можно читать детские рассказы о школьниках, смотреть художественные фильмы о них. Тем, кто идет в школу с положительным настроем, вероятнее всего, будет в ней хорошо.

Мотивация должна быть правильной

Формировать у ребенка мотивацию к учебе нужно правильно. У некоторых дошкольников вроде бы присутствует интерес пойти в школу, но он внешний. Такие дети хотят примерить на себе новый статус ученика, ходить с красивым рюкзаком, пользоваться новенькими канцтоварами, быть похожими на старших сестер или братьев. Важно формировать у ребенка желание, страсть, интерес к познавательной деятельности, рассказывать, что учеба — это масса новой информации. Обязательно нужно рассказывать дошкольнику, какие уроки будут в первом классе, что изучают.

Какие навыки нужны первокласснику?

Терпение, самодисциплина, умение слушать, не перебивая, усидчивость — все это понадобится в школе. Психологи считают, что очень хорошо все вышеназванные навыки тренируются в процессе совместных игр. Особенно полезны среди них такие, где есть четко прописанные правила: шашки и шахматы, «ходилки», все остальное, что требует следования правилам. Другая, не менее полезная игра — детская школа. Пусть у ребенка будет возможность и попробовать себя в роли ученика, и побыть учителем.

Очень важен для дошкольника навык самообслуживания. Детям в школе предстоит переодеваться и переобуваться в гардеробе, надевать и снимать физкультурную форму, ловко управляться с содержимым школьного рюкзака — доставать и убирать необходимые вещи. Те, кто делает это слишком медленно, переживают и нервничают, видя более проворных одноклассников. Поэтому самообслуживанию ребенка нужно учить обязательно.

Умения общаться и дружить очень важны!

Кому из детей легче адаптироваться в непривычной школьной обстановке? Ведь школа — это не только уроки, но и внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, общение в коллективе. Тем, кто легко находит общий язык с одноклассниками и умеет дружить. Дети любят и ценях в сверстниках доброжелательность, отзывчивость, умение не обижаться по пустякам, не конфликтовать. Еще одно важное качество — умение искать и находить компромиссы в разных ситуациях. Более комфортно себя чувствуют дети в школе, обладающие вышеназванными навыками. Задача родителей — привить их ребенку. Чем раньше, тем лучше.

Особенно сложно может быть тем детям, которые не посещали детский сад, не имеют достаточного опыта общения в коллективах, по характеру застенчивы, с заниженной самооценкой. Взрослые должны помогать детям вливаться в компанию, учить их общаться и дружить.

Знакомимся со школой заранее

Для дошкольника школа — это что-то совершенно новое и непонятное. Большинство детей с тревогой и опасением относятся ко всему незнакомому. Гораздо спокойнее в школу идут дети, которые уже бывали в стенах ее здания, представляют, как выглядят изнутри классы. Сейчас многие учебные заведения предлагают будущим ученикам нечто вроде подготовительных курсов. Если у родителей есть возможность водить туда ребенка, стоит ею воспользоваться. Быть может, ребенок не получит на курсах каких-то принципиально новых знаний. Но он узнает на практике, как проходят уроки в школе, как нужно вести себя во время школы, как отвечать учителю.

На переменах стоит погулять по коридорам, показать ребенку, где находится столовая, спортивный зал, туалет, гардероб. Когда новоиспеченный школьник переступит порог учебного заведения 1 сентября, он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

В психологическом плане готовность у ребёнка возникает не сама по себе, а образуется постепенно и требует специально направленных занятий с ребёнком.

Как же проявляется психологическая не готовность ребёнка к школьному обучению?

Не готовый к школе ребёнок не может сосредоточиться на занятиях, постоянно отвлекается, не способен включиться в общий режим работы класса. Такой ребёнок мало инициативен, склонен к шаблонным решениям и действиям, ему трудно общаться со сверстниками и взрослыми по поводу решения учебных задач. Что уж говорить об умении подружиться . Даже не все дети 7-ми лет, готовый в психологическом смысле к школе, не смотря на то, что умеют читать и писать. «Быть готовым к школе не значит уметь читать и писать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

Истоки возможных школьных проблем часто скрыты в дошкольном детстве. До наступления школьного возраста родители часто не уделяют должного внимания развитию малыша, на особенности его восприятия окружающего мира, на то как он общается со сверстниками и взрослыми. На то, есть ли у ребенка желание учиться. И «вдруг» когда наступает школьное время, по мнению родителей, у нормального ребёнка начинаются проблемы, накапливаются трудности и вместе с ними негатив, который часто приобретает хронический характер и нежелание идти в школу.


Как все-таки подготовить ребенка к школе психологически, что бы избежать проблем?


Перед началом учебного года заранее:

  1. Подумайте над вопросом с кем оставить первокласника после уроков
  2. Познакомьте ребенка с классным руководителем
  3. Несколько раз посетите с ним его будущий класс, дайте малышу посидеть за партой, ознакомиться с обстановкой. Вместе совершите небольшую экскурсию по школе и школьному двору.
  4. Постарайтесь познакомить будущего школьника с некоторыми его будущими одноклассниками, замечательно, если ребенок будет ходить в школу вместе с другом проживающим по соседству.
  5. Расскажите дошкольнику о примерном расписании уроков и времени, которое отведено для уроков, перемен и обедов, возможных линейках перед началом занятий. Постарайтесь заранее ввести ребенка в тот режим дня, который будет, когда он пойдет в школу. Приучите его вставать в определенное время (предположительно в то время, когда он будет просыпаться на занятия) и ложиться спать так же в одно определенное время, это так же поможет смягчить стресс в первые школьные дни.
  6. Узнайте у ребенка, что он чувствует в свете приближающегося учебного года. Что его пугает, а что радует. Акцентируйте внимание малыша на положительных моментах, на множестве новых интересных занятий и возможности завести новых друзей.
  7. Объясните ребенку, что волнение в первые дни это абсолютно нормальное явление, и что вы так же в свое время испытывали такие же чувства, но потом все стало замечательно. Успокойте малыша и уверьте, что если возникнут какие-либо проблемы , вы поможете ему их решить, что он не один и вы вместе всё сможете преодолеть.

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Следующим условием успешной учебы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности . Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам : умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе . Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке - самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке - самый плохой человек, посередине - средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников - она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 - это уже сигнал неблагополучия.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п. , то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать несомненно навыками общественной жизни , чувствовать себя уверенно, находясь вне дома: нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Заранее:

Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.

Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки.

Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней -абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

В первые дни занятий

Начало школьной жизни - трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Педагог-психолог Жогова А.С