Реформы м с горбачева замысел и итоги. Политические изменения в обществе в эпоху перестройки


Обнинский институт атомной энергетики – филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет

«МИФИ»

Факультет заочного обучения

Доклад

По дисциплине «История» на тему:

Экономические реформы Горбачева М.С.

Выполнил

Студент группы ЭиА-с15з Лямаев С.И.

Проверил Масленников И.О.

Кандидат философских наук,

Доцент кафедры философских и социальных наук

Обнинск 2016 г.

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1 Начало перестройки ……..………………………………………………2

Глава 2. Экономические реформы 1987 г. ….…………………………………..5

Глава 3. Развал…………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………...9

Список литературы……………………………………………………………....10

Введение.

К концу 80х годов становилось очевидным отставание СССР от ведущих мировых держав, как по темпам развития экономики, так и по качественным ее характеристикам. Перебои в снабжении населения элементарными продуктами питания никак не совпадали с лозунгами о построении в СССР развитого социализма и успешном продвижении общества к коммунизму. Застой охватил к этому времени все стороны общественной жизни. Потребность в реформировании общества превращалась в неизбежность.

После смерти Брежнева во главе партии государства встал Андропов. Он признал наличие многих нерешенных проблем. Однако, предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиции сохранения и обновления системы. Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежды на перемены к лучшему. В феврале 84г. Андропов умер. Главой КПСС стал Черненко. В целом продолжался курс Андропова на очищение и спасение системы. При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал Горбачев. 10.03.85 Черненко умер, через сутки пленум ЦК КПСС избрал новым генсеком Горбачева



Тремя основными лозунгами его реформ вскоре становятся перестройка, гласность и ускорение.

23 апреля 1985 года в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны и на котором впервые прозвучало слово «перестройка». При этом предыдущий период был охарактеризован как «застойный». [

В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года, была провозглашена гласность («нам надо сделать гласность безотказно действующей системой»). На съезде Горбачев заговорил также о перестройке мышления (сам термин «новое политическое мышление» появился тогда же из уст Э. А. Шеварднадзе), было заявлено о развитии социалистического самоуправления народа.

«Если мы в двенадцатой пятилетке не сделаем того, о чем говорим,... то тогда многое можем потерять...» - сказал Горбачев по приезду в Киев 27 июня 1985 г.

Новое руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны . Главными его рычагами его были научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, активизация человеческого фактора. В мае 85г. началась антиалкогольная компания. Упор делался на повышение качества продукции. Для его контроля была введена госприемка. Однако качество радикально не улучшилось. Традиционная ставка на энтузиазм работников успеха не принес.

«Женщины мне пишут: наконец-то отцы увидели своих детей, а мы мужей своих увидели.» - ответил на вопрос о винных очередях во Владивостоке Михаил Сергеевич(26.06.86г.)

Усиление эксплуатации оборудования обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 86г. привел к катастрофическим последствиям. Руководство страны приступило к разработке первой за годы перестройки экономической реформы, которая предусматривала следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет и самофинансирование), возрождение частного сектора, отказ от монополии внешней торговли, интеграция в мировой рынок, сокращение отраслевых министерств и ведомств, признание равенства колхозов, совхозов, фермПривыкший к лозунгам и словесам прежних партийных лидеров, Горбачев тоже призывал активнее использовать "скрытые резервы", крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускавшейся советской промышленностью продукции. За 1981-1984 гг. только из-за снижения цен на не отвечавшие стандартам оборудование и товары страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это в первую очередь привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве.

Все эти традиционные шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь самим энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. в месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

« Возьмем продовольственную проблему. Ситуация здесь улучшается. ... Политбюро считает так: у нас есть реальные возможности для того, чтобы в ближайшие 2-3 года серьезно изменить ситуацию с продовольственным снабжением» - Горбачев на пленуме в июне 1987

Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. рублей.

« ...одной из главных трудностей перестройки является ее декларативный характер. Объявили о ней без достаточного анализа причин возникшего застоя, анализа современной обстановки в обществе, без глубокого анализа в разрезе истории допущенных партией ошибок и упущений...» - Ельцин Б.Н.

«...с чем я не могу согласиться,... что объявили мы о перестройке без достаточного анализа...» - ответил Горбачев ему на конференции в июне 1988 г.

Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. при­вело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

«Очереди везде... Проблема приобрела настолько острый характер, что мы должны заняться ею основательно и навести здесь надлежащий порядок.» - Горбачев 29.07.88 г.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

«...мы с серьезным опозданием занялись анализом и оценкой финансового положения страны
...все мы не знали хорошо страну, в которой живем
...многие решения принимались без должного учета... возможностей экономики
...все оказалось гораздо сложнее, чем МЫ думали, чем казалось на первом этапе» - говорил Горбачев на пленуме в апреле 1989 г.

Заключение

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

Список используемой литературы:

1. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=166&subid=71

2. http://cyclowiki.org/wiki

3. http://xn--90abr5b.xn--p1ai/wiki/doku.php?id=examination:history:question68

4. http://historykratko.com/perestroyka-gorbacheva-i-ee-itogi

5. http://www.wiz-aut.narod.ru/L059_gorbachev_citations.htm

I.Реформы М.С. Горбачева.

1.Причины перестройки

К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым.

Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т. зерна, 4570 кг. Мяса, 11,8 т. молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т., 320 кг., и 2.8 т..

Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США на тот момент- 800 тыс.,

СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта.

Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире).

При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни.

Тогда ему было 54 года. Родился он на Ставропольщине, в крестьянской семье, окончил юрфак МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С. Горбачев прошел весь путь комсомольского партийного функционера- от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и президента СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

2.Антиалкогольная реформа

Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

· Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.

· Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

· Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

· Много миллиардные убытки бюджета

3. Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

4.Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

5.Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

· Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

· Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций

Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

6.Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”, направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

В него вошли:

Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова)

Депутатская группа “Союз”(Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)

Депутатская группа “Жизнь”

И другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию (отменена 6-я статья).

7.Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

8.Итоги “Горбачевской эпохи”

Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное – нерешительность. Но если сопоставить эпохальные масштабы осуществленного им прорыва и более чем скромный отрезок времени нахождения у власти. 5 лет и 5 месяцев, если считать окончанием срока не 25 декабря 1991г., а драматическое возвращение из Фороса в Москву, когда власть уже принадлежала Ельцину. Вот только некоторые вехи эпохи Горбачева:

· Разрушение “железного занавеса”, прекращение холодной войны

· Окончание ядерного противостояния

· Вывод войск из Афганистана

· Ликвидация монополии на власть КПСС

· Проведение первых в истории России свободных состязательных выборов

· Гласность

Гласность- ключевое слово перестройки, позволившая веками бессловесным массам говорить все, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно сладострастно самого Горбачева-человека, давшего им волю.

В результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по-разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

Введение.

Перестройка затронула всех и каждого в отдельности, поскольку под её воздействием произошли грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, перетряхнувшие сверху донизу совокупность государственных и экономических структур, утвердившихся после октября 1917 г. в России, коренным образом изменился европейский и всемирный порядок. Это вызывает неоднозначное к ней отношение.

Существуют различные точки зрения по отношению к Перестройке М. С. Горбачёва.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это контрреволюционный переворот, предательство по отношению к социализму.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это возможность развития в русле мировой цивилизации.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это наступление Смутного времени, кризис в партии и гибель страны.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это возврат на естественный путь развития, прерванный в 1917 г.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это всемирный заговор сионистов и империалистов, вынашивающих планы ликвидации супердержавы.

Процессы, последовавшие за окончанием перестройки, позволяют говорить, что это событие равно по своей значимости Октябрю 1917 г. Основное содержание перестройки – социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений. Как и вся модернизация в России, переход к перестройке оказался вынужденным.

В истории Перестройки и реформ М. С. Горбачёва можно выделить четыре периода: 1) март 1985 – январь 1987 гг. проходил под лозунгом “Больше социализма”. 2) 1987 – 1988 гг. – “Больше демократии”. 3) 1989 – 1991 гг. – период раскола. 4) Путч августа 1991 г. и отставка М. С. Горбачёва в декабре 1991 г.

Социально-экономические и политические реформы М. С. Горбачёва в СССР.

В марте 1985 г. на внеочередном Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарём был избран самый молодой член Политбюро М. С. Горбачёв. Замысел реформ был изложен Горбачёвым на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Целью его политики стала модернизация социализма .

Констатировалась необходимость реформ из-за назревавшего кризиса. Утверждался тезис о том, что до сих пор в стране не использовались все потенциальные возможности социализма.

Были провозглашены три основных лозунга, выражавшие программу модернизации: ускорение – гласность – перестройка .

Ускорение – этот лозунг содержал призыв к ускорению темпов экономического развития, интенсификации производства.

Гласность – этот лозунг имел целью сделать достоянием общественности то, что до сих пор тщательно скрывалось, а именно внутренние проблемы: кризис экономики, отставание страны от мирового уровня. Началось смягчение цензуры, изучение так называемых “белых пятен” истории.

Перестройка – означала стремление к реконструкции не только экономики, но и всего общественного порядка в целом. Однако в конечном итоге это привело к распаду системы.

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе реформ М. С. Горбачёва. Между ними существовала логическая взаимосвязь: гласность способствовала выявлению недостатков, перестройка должна была служить устранению этих недостатков и всё это в конечном итоге – ускорить общественно-экономическое развитие.

Экономические реформы. В качестве первого шага по выходу страны из кризиса был провозглашён курс на “ускорение социально-экономического развития страны”. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее, чем на 4%, что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть и гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода следовало за 5 лет увеличить добычу топлива и сырья на 15 %, увеличить инвестиции на 30 – 40 %, дополнительно вовлечь в производство до 2 млн. человек.

Но таких ресурсов не было. Значит, надо было обеспечить рост производительности труда путём внедрения прогрессивного оборудования за счёт роста машиностроения, сосредоточив инвестиции именно в этой отрасли.

Зазвучал призыв активизировать “человеческий фактор”, как важнейшее условие ускорения. Снова вспомнили про ударников и стахановцев, про мобилизацию “скрытых резервов”, максимальной загрузки имеющегося оборудования в 3 – 4 смены. Следовало укрепить трудовую дисциплину.

В основу экономической реформы была положена новая инвестиционная политика, направленная прежде всего на техническое перевооружение предприятий современной техникой. Ускорение предполагало опережающее развитие машиностроения с достижением им мирового уровня к началу 90-х гг. Однако, несмотря на огромные инвестиции в машиностроение, никакого эффекта достигнуто не было.

Старым направлением при реформировании было улучшение трудовой дисциплины. Поскольку отсутствие дисциплины на рабочих местах связывалось с прогулами и пьянством, сразу после апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС было издано постановление ЦК КПСС “О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма”. Против нарушителей трудовой дисциплины по причине пьянства вводились меры административного наказания: лишение премий, путёвок в Дома отдыха и санатории.

Производство водки и ликероводочных изделий должно было ежегодно сокращаться на 10 %. Однако реально антиалкогольная кампания была ускорена и уже в 1985 – 1986 гг. производство алкогольной продукции сократилось в 2 раза. Однако результаты были минимальны. Уничтожение виноградников в Грузии и Армении нанесло огромный ущерб многовековой традиции виноделия в этих районах. Хронический дефицит алкогольных напитков и карточная система их распределения привели в конечном итоге к массовому подпольному самогоноварению, и как следствие к дефициту сахара.

Курс на продолжение экономических реформ был подтверждён в 1986 г. на XXVII съезде КПСС. Традиционно завышались предполагаемые результаты, например, обещание в 2,5 раза к 2000 г. повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе к этому же сроку обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой.

Экономические реформы расширяли самостоятельность государственных предприятий. Государственные предприятия переводились на самоокупаемость и самофинансирование, т. е. хозрасчёт.

Разрешалось устанавливать горизонтальные связи с поставщиками и потребителями, минуя министерства.

Закон о государственном предприятии от 30 июня 1987 г. был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Предприятие получило свободу самому планировать свою деятельность, основываясь на предлагаемых, а не навязываемых министерствами цифрах. Некоторым категориям предприятий было даже разрешено вступать в прямой контакт с иностранными фирмами.

Трудовому коллективу предприятия предоставлялись весьма широкие полномочия: выборы директора предприятия, определение заработной платы внутри коллектива.

Вводился государственный контроль за качеством производимой продукции – “госприёмка”. Предприятия начали сокращение управленческих штатов. Однако государство сохраняло за собой контроль за ценовой политикой, и сохранялся приоритет госзаказов.

Экономические реформы стимулировали развитие частного сектора. По закону от 19 ноября 1986 г. и 26 мая 1988 г. была легализована частная трудовая и предпринимательская деятельность. После регистрации и лицензирования доходы от этой деятельности подлежали налогообложению в размере до 65 % от прибыли.

Разрешалась аренда земли на основе семейного и коллективного подрядов на длительный срок (до 50 лет) и свободное распоряжение продукцией. Однако аренда была обычно краткосрочная и к тому же арендный договор мог быть расторгнут властями в одностороннем порядке. В итоге к 1991 г. в арендных хозяйствах сосредоточилось не более 2 % всей обрабатываемой земли.

Однако новая политика вызвала сильное сопротивление аппарата. Реформы, провозглашённые в центре, тормозились на местах.

Предприятия фактически не получили самостоятельности, т. к. государство оставалось главным заказчиком в промышленности и министерства полностью покрывали госзаказом производственные мощности предприятий, не оставляя возможностей для получения прибыли в результате коммерческой деятельности. Государство, как и раньше устанавливало цены и организовывало снабжение предприятий сырьём.

Регистрация кооперативов и лицензирование частной трудовой деятельности было сопряжено с большими бюрократическими трудностями; контроль за качеством продукции при низком его уровне привёл в конечном итоге к сокращению заработка рабочих.

Второй этап экономической реформы, начавшийся в 1987 – 1988 гг. предусматривал широкое внедрение элементов рыночной экономики. Предполагалось, что предприятия, переведённые на самоокупаемость и самофинансирование, будут конкурировать между собой и эта конкуренция приведёт к интенсификации производства, к улучшению качества продукции и сокращению её себестоимости, поскольку сами предприятия будут заинтересованы в получении прибыли.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР “О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике”, по которому предусматривалась постепенная демонополизация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформа ценовой и кредитной политики, развитие частного предпринимательства. В 1990 г. появилась “Программа 500 дней” академика С. Шаталина.

Однако рыночная экономика внедрялась тяжело. В условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции.

К тому же 30% от общего числа составляли убыточные предприятия, а 25 % получили чрезвычайно малые прибыли. Лишение этих предприятий государственных дотаций открывало им дорогу к банкротству. Способ же увеличить прибыльность путём сокращения рабочих мест создавал реальную угрозу безработицы, и не был одобрен руководством предприятий и рабочими коллективами.

Реформы не смогли остановить падение жизненного уровня, роста цен и инфляции, которая к 1991 г. достигла 25% в месяц. Инвестиции в промышленность значительно истощили Государственный бюджет, который лишился двух крупных источников своего положения. Первым источником был традиционный экспорт сырья: нефти и газа. Падение цен на мировом рынке привело к тому, что СССР потерял только в 1985 – 1986 гг. 1/3 доходов от экспорта.

Другим источником были средства от продажи спиртных напитков, резко сократившиеся в период антиалкогольной кампании.

В итоге государство прибегло к денежной эмиссии и в обращение были выброшены необеспеченные товарами деньги, что усилило дефицит в экономике.

Экономика в условиях высокой инфляции свелась к натуральному обмену – бартеру.

Правительство СССР попыталось переломить кризисную ситуацию в экономике. В конце 1990 г. новым главой правительства стал В. С. Павлов, представлявший интересы консервативных кругов и военно-промышленного комплекса. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о либерализации и приватизации уже не было.

Вскоре Павлов обвинил частные банки зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Горбачёв дал разрешение органам КГБ и МВД вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, что привело к резкому сокращению инвестиций иностранного капитала на территории СССР.

В январе 1991 г. была проведена Денежная реформа. Внезапно было объявлено об изъятии из обращения в течение нескольких дней денежных купюр в 50 и 100 рублей и их обмене на соответствующие новые купюры, что привело к огромной панике среди населения.

Следом за обменом денег последовало крайне непопулярное решение о повышении цен в несколько раз. Одновременно проходила и компенсация роста цен путём денежных выплат населению. Но, размеры компенсации явно отставали от роста цен. Все эти мероприятия вели к потере доверия к национальной валюте – рублю и к руководству страны.

Летом 1991 г. Павлов потребовал от Верховного Совета предоставить правительству чрезвычайные полномочия для проведения стабилизации в экономике. Верховный Совет не поддержал это требование.

Политические реформы. Проведение преобразований было невозможно со старым бюрократическим аппаратом, настроенным к реформам оппозиционно. Поэтому особое значение приобрела кадровая политика. Главными были два направления. Первое направление кадровой политики развивало андроповскую линию на борьбу с коррупцией, перерожденчеством в партийно-государственной элите, на замену неспособных руководителей более компетентными.

Второе направление кадровой политики заключалось в смещении политических противников М. С. Горбачёва и его курса. Были отстранены Романов, Гришин, Щербицкий, Кунаев, Алиев. За 5 лет (1985 – 1990) состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских “чисток”. К власти в центре и в республиках приходили молодые партийцы, сторонники реформ.

Целью политических реформ на первом этапе было провозглашено создание демократической модели социализма. Основными направлениями демократизации и реформирования политической системы были:

· Возрождение прежних институтов власти, долгое время лишённых былого значения – Советов и местного самоуправления. Новая организация центральных органов власти.

· Политический плюрализм, формирование общественных организаций и отказ от однопартийной системы.

· Создание правового государства, базирующегося на принципах разделения властей, парламентаризме, приоритете прав человека.

· Обновление в новых условиях федеративного устройства, новые взаимоотношения центра и республик в условиях демократии.

Создание правового государства с главенством закона и приоритетом прав человека требовало изменения старого законодательства. Были приняты новые законы: Закон о праве граждан на судебное обжалование действий администрации; Закон о свободе прессы и средствах массовой информации; Закон об общественных организациях; Закон о въезде и выезде из СССР. Пересмотрено уголовное законодательство: отменены статьи за “антисоветскую пропаганду”.

Благодаря закону об общественных организациях появилось большое количество народных фронтов, общественных фондов. Однако доминирующее положение сохранялось у КПСС. В 1988 г. на XIX партийной конференции был выдвинут проект реформы центральных органов власти, который был принят Верховным Советом СССР в октябре 1988 г. Вводилась двухуровневая система представительных органов – Съезд народных депутатов (2250 человек) с пятилетним сроком полномочий и Верховный Совет СССР (544 депутата). Выборы депутатов на съезд впервые происходили на альтернативной основе всеобщим тайным прямым голосованием, причём 1500 депутатов избирались населением, а 750 – партией, профсоюзами и общественными организациями.

Первый Съезд народных депутатов (май 1989 г.) положил начало столкновению между радикально настроенными депутатами и большинством съезда во главе с Горбачёвым. Критике радикалов подверглась система выборов в Верховный Совет – списки кандидатов в него были составлены без предварительного обсуждения, а все попытки радикалов развернуть дискуссию по этому поводу были пресечены.

На съезде сформировалась оппозиция, лидерами которой стали правозащитник академик Сахаров и бывший секретарь Московского горкома КПСС Б. Ельцин, снятый в конце 1987 г. с должности за радикальный уклон. Оппозиция осудила систему выборов и их результаты. Опираясь на поддержку популярных средств массовой информации: газеты “Аргументы и факты”, “Московский комсомолец”, журнал “Огонёк”, телепрограмма “Взгляд”, – радикалы начали активную пропаганду своих взглядов.

Суть этих взглядов составляла предложенная радикалами политическая реформа:

· Введение не только представительной, но и прямой демократии в виде периодически проводимых референдумов;

· Избрание главы государства – президента – прямым тайным всеобщим голосованием;

· Введение особой процедуры выражения недоверия президенту – импичмента;

· Отмену шестой статьи Конституции 1977 г., утверждавшей руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе и государстве;

· Введение многопартийности и политического плюрализма.

В экономике предложения радикалов сводились к:

· Быстрому введению рыночных отношений;

· Либерализации цен;

· Внедрению частной собственности, как наиболее эффективной.

В национальной политике – образование нового федеративного государства на добровольной основе с широкими правами субъектов федерации.

В декабре 1989 г. собрался второй Съезд народных депутатов СССР, на котором радикальная оппозиция добилась обещания Горбачёва в ближайшее время принять новую демократическую платформу КПСС с признанием многопартийности, политического плюрализма, а в экономической сфере – смешанной формы собственности. Было принято решение и о введении в стране новой должности – Президент СССР.

В марте 1990 г. третий Съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции и ввёл должность Президента. Новая реформа вызвала критику как справа, так и слева.

Для консерваторов, представлявших партийную элиту, нежелательным было сосредоточение власти в руках президента; для радикалов неудовлетворительным был способ избрания президента. Радикалы настаивали на всеобщем прямом тайном голосовании при избрании президента. Однако умеренное большинство съезда высказалось за избрание президента Съездом.

Первым президентом СССР стал М. С. Горбачёв. Однако на съезде за него проголосовало лишь около 60 % депутатов, что отражало резкое снижение популярности Горбачёва в стране.

Тем временем экономическое положение в стране продолжало ухудшаться. С прилавков исчезли самые необходимые товары, усилилась скрытая инфляция.

При экономической неэффективности реформ центральной власти и в конечном итоге их провале радикалы продолжали настаивать на проведении дальнейших либеральных экономических преобразований, но их инициативы наталкивались на противодействие большинства съезда, настроенного консервативно. В этих условиях оппозиция сделала ставку на победу в выборах в Верховный Совет России, чтобы иметь возможность провести радикальные реформы на уровне РСФСР. Победа на выборах в Верховный совет России в марте 1990 г. блока радикальных сил “Демократическая Россия” поставила Б. Ельцина во главе РСФСР. Правительство РСФСР было сформировано из сторонников радикальных реформ и приступило к выработке программы реформ.

Опасность для Горбачёва представляла и оппозиция “справа”. В оппозиции курсу Горбачёва обозначилось два течения – национально-патриотическое и ортодоксально-коммунистическое.

Представители национал-патриотического направления (писатели Солоухин, Белов, Бондарев, художник Глазунов) выступали с внеклассовых позиций, отстаивали идею “русской исключительности”, которой угрожал процесс вестернизации. Центрами духовной оппозиции стали журналы “Наш современник” и “Молодая гвардия”. Крайним выражением национал-патриотизма стала деятельность общества “Память”, главной целью которого была борьба с нависшей над Россией угрозой “жидомасонского заговора”. Самым популярным её деятелем стал Д. Васильев.

Ортодоксально-коммунистическое течение открыто бросило вызов Горбачёву и его курсу в марте 1988 г. в связи с публикацией в газете “Советская Россия” статьи Н. Андреевой “Не могу поступиться принципами”. Н. Андреева решительно осудила архитекторов перестройки за утрату классового подхода и попытку под видом улучшения социализма насадить в стране чуждую идеологию и строй. Она выступила в защиту Сталина и его политики. Поскольку “Советская Россия” являлась газетой ЦК КПСС, то быстро распространились слухи, что в стране созрел заговор консерваторов во главе с Е. Лигачёвым.

В течение трёх недель газеты, поддерживавшие реформаторский курс, не решались вступить в полемику с газетой ЦК КПСС. И только 5 апреля главная партийная газета “Правда” ответила на статью Андреевой публикацией “Принципы перестройки: революционность мышления и действий”. Публикация шла без подписи, как редакционная статья, выражавшая, следовательно, официальную линию ЦК КПСС. По стилю и идеям она принадлежала идеологу Перестройки – А. Яковлеву. В ней отвергались все положения Н. Андреевой. Сталинской ортодоксии и тоталитаризму противопоставлялись принципы демократического социализма, выдвинутые Лениным. Статья доказывала, что смысл Перестройки заключается не в реставрации капитализма, а в том, чтобы вернуться к ленинским принципам, сутью которых является демократия, социальная справедливость, хозрасчёт, уважение к чести, жизни и достоинству личности.

После этой публикации вся перестроечная пресса выступила с осуждением просталинского манифеста Н. Андреевой.

В конце 1989 г. М. С. Горбачёв выступил со статьёй “Социалистическая идея и революционная перестройка”, в которой подверг критике марксистскую ортодоксию. В статье Горбачёв предстал в трёх ипостасях: 1) коммуниста, 2) социал-демократа, 3) либерала. Он впервые признал теоретические ошибки К. Маркса. В частности, недооценку возможностей саморазвития капитализма; призвал к использованию опыта социал-демократии и, что самое главное – объявил общечеловеческими классические либерально-демократические ценности: равенство всех перед законом, права и свободы личности, принципы товарного производства.

Отмена шестой статьи Конституции требовала от КПСС выработки новых приёмов участия в политической жизни страны. Образовавшаяся в КПСС “Демократическая платформа КПСС” (лидеры – Ельцин, Травкин, Гдлян) планомерно настаивала на демократизации самой партии, на признании свободы фракций внутри КПСС. После того как эти предложения были отклонены, Б. Ельцин заявил о выходе из партии. Вслед за ним из партии вышли ещё 54 сторонника “Демократической платформы”. Политический плюрализм привёл к созданию в СССР большого числа партий и движений, многие из которых стояли на сходных идейных позициях.

Радикальные “левые” – это Демократическая партия России (Травкина); республиканская партия; конституционно-демократическая партия; социал-демократическая партия. Они выступали за развитие капитализма, либерализацию экономики и политической жизни, беря за образец Американскую модель экономики.

Консервативные “правые” – это Российская коммунистическая партия (И. Полозкова), часть КПСС, фракция “Союз” в Верховном Совете, Марксистская рабочая партия. Они выступали против перестройки как антинародной, социалистической. Отвергали концепцию общечеловеческих ценностей, в противовес предлагая ценности передового класса – пролетариата.

Политический центр в лице М. С. Горбачёва всё более терял поддержку и в армии и в обществе. Под влиянием критики и слева, и справа М. С. Горбачёв пошёл на компромисс с леворадикальными силами, передав разработанную радикалами экономическую “Программу 500 дней” на рассмотрение Верховного Совета и Правительства СССР в 1990 г.

Программа предполагала: перевод всех предприятий на аренду; приватизацию госсобственности; децентрализацию экономики; введение антимонопольного законодательства; либерализацию цен; введение частной собственности на все факторы производства; сокращение государственных расходов за счёт отказа от строительства крупных промышленных объектов; ограничение военных расходов; прекращение помощи другим странам.

Программа 500 дней предусматривала сначала стабилизацию экономической обстановки при помощи традиционных методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путём их подъёма, расширения сферы карточного распределения товаров. И только после этого можно было приступать к либерализации экономики.

Однако в результате обсуждения программа претерпела существенные изменения, которые свели на нет заложенные в первоначальном проекте цели. С другой стороны, эта программа вызвала сильнейшее возмущение консерваторов.

Осуществить эту программу при оппозиции консерваторов можно было только усилив саму исполнительную власть и власть президента в частности. Эта цель должна была быть достигнута путём изменения Конституции 1977 г. На четвёртом Съезде народных депутатов СССР в Конституцию были внесены поправки, расширяющие права президента: он получил право непосредственного руководства правительством. Была также введена должность вице-президента с полномочиями – выполнять поручения президента и его обязанности в его отсутствие.

12 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. Вскоре он выступил с инициативой "обновления социализма" - соединении социализма и демократии.

В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы:

  • - научно-техническое обновление производства,
  • - достижение мирового уровня производительности труда,
  • - активизация всей системы политических и общественных институтов.

Главным средством для достижения этой цели должно было стать ускорение социально-экономического развития общества.

В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. В отчетном докладе М. С. Горбачев подтвердил, что КПСС взяла курс на "перестройку"- суть ее на данном этапе состояла в ослаблении централизованного управления экономикой, предоставлении инициативу отдельным предприятиям. Следующим шагом должна была стать широкая "демократизация" страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека. КПСС, при сохранении руководящей роли, должна гарантировать обществу "гласность" при принятии ею решений.

Инициаторы "перестройки" не ставили задачи слома административно-командной системы, они хотели "обновить", "улучшить", как считалось, построенный в СССР "развитой социализм".

Начальные мероприятия перестройки.

Реформа политической системы.

  • - В 1985 г. началась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией.
  • - Как средство борьбы с недостатками стала проводиться политика гласности. С 1986 г. была снята цензура, печатались ранее запретные материалы, книги
  • - На октябрьском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС было принято решение о "заполнении белых пятен" в истории СССР.
  • - создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Были освобождены все политические заключенные.

Экономическая реформа.

На начальном этапе М. С. Горбачев надеялся поправить экономическую ситуацию, используя административные рычаги - повышение дисциплины и ответственности. Продолжилась борьба с "нетрудовыми доходами" и взяточничеством, начатая при Ю. В. Андропове.

В мае 1985 г. в стране была начата антиалкогольная кампания. Она была непродуманной и не учитывала мирового опыта подобных мероприятий. В итоге пьянство в обществе искоренить не удалось, а бюджету государства был нанесен ощутимый урон, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников его дохода.

19 ноября 1986 г. был принят Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Но развитие частной инициативы сталкивалось с трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения.

Поворот во внешней политике

В ноябре 1985 г. в Женеве состоялась встреча М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана. Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. СССР объявил мораторий на испытание ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в Европейской части СССР. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. В СССР начались сокращение Советской Армии, конверсия военного производства.

В октябре 1986 г. в Рейкьявике состоялась встреча М. С. Горбачева и Р. Рейгана, по вопросу о сокращении и контроле над вооружениями. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности на территории Европы, принадлежавших обеим сторонам. М. С. Горбачев заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора, в результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули.

Второй этап (январь 1987 -- июнь 1989). «Золотой век» Перестройки. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности -- смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с тем, которые раньше считались табу. В экономике легализуется частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» -- курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Народ охвачен эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая нестабильность: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные конфликты.

Третий этап (июнь 1989 -- декабрь 1991). Заключительный этап Перестройки, берущий свое начало от I Съезда народных депутатов СССР. В этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в результате демократизации общества альтернативными политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. "Новое мышление" на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в результате чего СССР утрачивает все свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы -- начинается «парад суверенитетов» . Закономерным итогом такого развития событий стала ликвидация власти КПСС и распад страны.