«Похороны в Орнане». Гюстав Курбе


Работоспособность Курбе в молодые годы поразительна. Он захваченграндиозным замыслом. На огромном холсте (3,14 х 6,65 м), в знак уважения к памяти своего деда Удо, республиканца эпохи Великой французской революции, оказавшего сильное влияние на формирование политических взглядов Курбе, он пишет «Историческую картину одного погребения в Орнане » (1849 - 1850)— так он сам называет «Похороны в Орнане».

На полотне Курбе расположил около пятидесяти фигур в натуральную величину.

Сюжет, взятый из повседневной жизни, превращается в эпопею, посвященную нравам, обычаям, характерам французской провинции. Здесь можно видеть мэра, нотариуса, кюре, весь церковный притч, соседей, друзей, родственников автора.

Под катом полная репродукция картины, история создания и рассказ о ней.

И так

Г.Курбе "Похороны в Орнане" (1849-1850) Лувр, Париж.

Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложилсямонументальный замысел. «В настоящий момент , - пишет он, - я компоную мою картину на холсте. Я не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать,так же как и викария. У меня с ним было два совершенно смехотворных разговора на моральные и философские темы. Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова. Все орнанцы считают честью фигурировать в "Похоронах" ».

И действительно, многие жаждали попасть в картину. «Я думал обойтись без двух певчих, — вспоминал Курбе, — но это не прошло… Они жаловались, говоря, что никогда не сделали мне ничего дурного, пришлось писать и певчих ».

Они охотно приходили позировать по очереди, ведь собрать всех вместе было невозможно, у художника не было такойбольшоймастерской.Онжаловался, что даже не мог отойти от картины на необходимое расстояние, чтобы увидеть все полотно. Образы картины портретны и одновременно гротескны, написаны с преувеличениемкаких-токонкретныхчерт.Художник подчеркивает натуралистические детали:люди,несущиегроб,отворачиваютот него лица, на краю могилы лежит череп из какого-то прежнего захоронения.НореалистКурбенепростоконстатируетфакты,онакцентируетвнимание на обыденнойжизни, назначительностипривычныхсобытийи делает это средствами живописи, с помощью цвета. Нафонескал,серогонеба, доминирующегочерноготраураглубокийкрасный цвет одеждпричетниковзвучит ссилой живописи Рембрандта.

Фигуры с обнажёнными головами расположены по краям композиции. Слева - дед Курбе, к этому времени уже покойный. Он наблюдает за похоронами с видом доброжелательного хозяина.

Четыре человека в широкополых шляпах, стоящие слева, только что принесли гроб. Личность каждого из них можно установить. Ближним к нам, например, изображён скрипач, знакомый по картине «Послеобеденный отдых в Орнане»

Многие критики полагали, что красные лица двух церковных сторожей говорят об их пристрастии к спиртному и включены в композицию для того, чтобы усилить антиклерикальное звучание.

В соответствии с католической традицией, во время погребальной церемонии мужчины и женщины должны стоять отдельно. Среди женских фигур - мать Курбе и три его сестры.

Знаменательно высказывание скульптора Бурделя об этом произведении: «Курбе универсален. В "Похоронах в Орнане" плачущие женщины - это все женщины, собака - это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем. Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе ».

Однако, критики возмущались прозаичностью сюжета и не оценили мастерства, с которым художник создал целую галерею образов своих современников, соединенных вместе в момент мрачного события.

Недоумение и непонимание вызвали сами размеры картины. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должно быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: «Похороны крестьянина могут нас растрогать…Но не следует настолько локализовать это событие».

Реализм Курбе выразился ещё и в том, что он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души, как это делалось раньше.
При этом личность покойного здесь остаётся анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти. Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, под названием Пляска смерти.
На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но «Похороны в Орнане» отвергнуты

Считалось, что теперьКурбевыступил нетолько против классицизма академии,нои противромантизма.Некоторые современники сочли картину даже социалистической.ДругуКурбе,критику Шанфлери, приходилосьего защищать:«В“Похоронах вОрнане”нет инамекана социализм…Горе художникам,пытающимсяпоучатьсвоими произведениями…Этопогребениегорожанина,провожаемогодругимигорожанамик месту последнего успокоения»

Одним из главных выразительных средств в картине является цвет: сочетание чёрного и белого.

Но о реальном цвете картин Курбе сейчас судитьтрудно: они сильно потемнелисовременем.Причинойэтогостало использованиехудожникомкоричневой краски - битума: высыхаяочень медленно, он растекается в соседние красочные слои, вызывая необратимое потемнение.

Художник оправдывался: «Они не были красивы, и я не мог сделать их красивыми».

Реализм картины Гюстова Курбе «Похороны в Орнане» (в родном городке художника) вызвал возмущение буржуазной общественности. Живописец был «как блогер» Франции XIX века.

Для сцены «Похорон» позировали родственники и знакомые художника, как рассказывал сам Курбе:

«Уже позировал мэр, весящий сто шестьдесят килограммов, мировой судья, крестоносец, нотариус, помощник мэра Марле, мои друзья, отец, мальчики-служки, могильщик, два старика - современники революции... собака, покойник и те, кто несет гроб, церковные сторожа (у одного из них нос, как вишня, но длиной в тринадцать сантиметров и соответственной толщины), мои сестры, другие женщины и т. д.

Я, правда, хотел обойтись без причетников, но ничего не вышло: меня предупредили, что они обижаются - мол, из всех, кто связан с церковью, я обошел только их. Они горько жаловались, уверяя, что не сделали мне ничего худого и не заслуживают такого пренебрежения».

Курбе написал бытовую городскую сцену без прикрас, что вызвало недовольство общественности.

Группы персонажей: официальные лица, мужчины, женщины.

Персонажи картины:
Священник (10): Читает заупокойные молитвы. Он стоит напротив революционера на другой стороне ямы.


Могильщик (13): Антуан Джозеф Кассард, сын сапожника, положил куртку и шерстяную шапочку на края ямы, которую он только что вырыл, что видно по цвету земли. Он ждет гроб, стоя на коленях.

Четыре носильщика: в черных нарядах и большими шляпами с круглыми краями. Они поддерживают гроб, окруженный белой тканью, и поворачивают лица от мертвых (в сельской местности тело было выставлено за несколько дней до захоронения). Среди них - ремесленник-сапожник (1), владелец фермы-рантье (2), музыкант (3) и землевладелец (4). Двое последних были друзьями Курбе.


Пять «крестоносцев»: они стоят за священником, слева от гроба и одеты в белое. Один из них - крестоносец; это винодел (7). Два других в (5) и (6) являются музыкантом и сапожником. В крайнем левом углу холста за носильщиками может быть представлен дед Курбе, который умер годом ранее (он здесь не виден). Группа крестоносцев «связана» с небом крестом, который возвышается над толпой на заднем плане.

Два мальчика-алтарника: первый (8) поднимает голову к землевладельцу, чей шляпы он только что коснулся своей свечой. Второй (9) на переднем плане несет сосуд святой воды.

Два служащих при церкви, они обеспечивают проведение религиозных обрядов. Один слева (11) - богатый винодел, а справа (12) - скромный сапожник.


Группа людей: на переднем плане буржуа (14), мэр Орнана Просперса (15), бывший жандарм с платком в руке (17), богатый мельник (19) и адвокат (20), друг Курбе. На заднем плане находятся два друга детства художника: состоятельные горожане (16) и (18).


Два революционера: они изображены в одежде, которую носили революционеры в 1792 и 1793 годах (во времена Первой республики) или полвека назад. Мы находимся в 1849 году, и Курбе жил при Второй Республике в 1848 году. Первый герой (21) носит белые гетры, а второй на переднем плане (22) голубые чулки. Его рука простирается до могилы. Этот образ между Республикой и Церковью связан с политическими взглядами Курбе, который станет сторонником Парижской коммуны в 1871 году.


Женская группа: во главе процессии на переднем плане находятся женщины из семьи Курбе. Его мать (23) и три его сестры (24) - (25) - (26). Маленькая девочка на правом краю картины (27) - маленькая кузина художника.


Композиция картины.

Теофиль Готье иронично заметил:

«Неясно, следует плакать или смеяться. Что хотел сделать автор - карикатуру или серьезную картину?.. Фигуры женщин как будто настраивают на серьезный лад, но два причетника с пылающими рожами, пьяным видом, красными мантиями и расширяющимися кверху колпаками столь комичны, что им может позавидовать Домье… Есть еще головы, напоминающие своим странным рисунком и цветом вывески табачных лавок и зверинцев…»

Критик Виньон писал:

«Огромное чёрное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание... В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации. Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть чёрных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры чёрных женщин, а позади причётники и могильщики с гнусными физиономиями...»

«Никогда еще подобное безобразие не возводилось в культ настолько откровенно!»

Возмущались ценители изящных искусств.

В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Художник вложил социальный смысл в образы рабочих - старика и юноши, измученных непосильным трудом, но упорных, выносливых; они сродни окружающей их могучей природе. «Так начинают и так кончают»,- написал Курбе в объяснении к этой картине. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. Отказываясь от ярких красок, Курбе обращается к строгой ограниченной гамме, предпочитает темные цвета с их постепенными переходами к светлым, при этом достигая богатства и глубины тонов. Колорит картины внутренне сосредоточенный, интенсивность цвета усилена плотностью слоев краски.

Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Каждый из участников события написан с натуры. Но, изобразив похороны одного из обывателей провинциального городка, Курбе дал не просто жанровую сцену или групповой портрет жителей Орнана. Он запечатлел галерею характерных типов мелких буржуа и крестьян, ремесленников и священнослужителей своего времени. Ряд лиц - участников сцены - носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Торжественности печального похоронного обряда соответствуют лишь черные траурные одежды и застылая чопорность многих присутствующих, которые только сохраняют присущую случаю скорбную мину. Жизненность сцены подчеркивает прозаично обыденный вид безразлично-профессиональных участников обряда - мальчика-прислужника, причетников, равнодушного делового могильщика. Фигуры заполняют почти всю плоскость картины, придают ей величественно-монументальный характер. Сдержанный колорит построен на контрастах черного и белого, образующих живописную ткань композиции, в которую вплетаются оттенки красного и серо-голубого, выражающие траурную напряженность сцены похорон. Краски положены сочным плотным слоем. Перед зорким взглядом художника реальная действительность словно раскрывается во всей своей многогранности, мощной пластике.

Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Он предпочитал писать на тонированных холстах, переходя от темных к более светлым тонам и оживляя самые светлые места резкими бликами. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе»,- писал художник. Расширив круг тем, Курбе стремился изображать все то, что он видел своими глазами: людей всех классов и сословий. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом.

Открытое столкновение Курбе с официальными кругами произошло в 1855 г., когда, отвергнутый Салоном, он устроил выставку своих произведений в бараке, построенном невдалеке от Всемирной выставки. Известность художника выходит далеко за пределы Франции. В Бельгии и Германии художественная молодежь приветствовала его как учителя и вождя реалистического направления в живописи.

Свое восприятие мира во всей его реальности и осязаемой конкретности форм Курбе передает в портретах, пейзажах и натюрмортах. В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). Резкий свет, падающий на его лицо, освещает высокий лоб, седые волнистые волосы, проницательный серьезный взгляд мыслителя-творца. Совсем иной характер носит портрет мецената Брюйа, изображенного на прогулке в момент встречи с художником в картине «Здравствуйте, господии Курбе» (1854, Монпелье, Музей Фабр),- это, по существу, жанровая сцена. Тенденция приобретения портретом черт жанровой живописи в дальнейшем будет развита импрессионистами.
Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Он пишет в чаще леса животных - «Козули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни -море, то величественное, спокойное и торжественное - «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн - «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги.

Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг. Иногда в его искусстве проскальзывают ноты салонной красивости, и тогда оно отмечается правительственными наградами, которые художник отвергает. Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина - свидетеля этой сцены.
В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После поражения Коммуны Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу за разрушение в дни Коммуны Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. С помощью друзей художнику удается бежать в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. К этому, времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е гг., Москва, ГМИИ).

Мужественное реалистическое искусство Курбе, его бунтарство, его призывы обратиться к изображению современности оказали большое воздействие на формирование многих прогрессивных художников не только во Франции, но и далеко за ее пределами - в Бельгии и Германии, Венгрии и Румынии. Поставленные им задачи воссоздания различных сторон современности нашли решение в творчестве следующего поколения французских живописцев, выступивших в последней трети 19 в.

, масло . 315 × 668 см

Музей Орсе , Париж К:Картины 1849 года

История и описание

Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков . Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна . Многие издевались над картиной - например, критик К. Виньон писал :

Огромное чёрное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание... В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации. Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть чёрных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры чёрных женщин, а позади причётники и могильщики с гнусными физиономиями...

Фильмография

Напишите отзыв о статье "Похороны в Орнане"

Примечания

Ссылки

  • , Google Art Project, www.googleartproject.com

Отрывок, характеризующий Похороны в Орнане

– Нет, Соня, я не могу больше! – сказала она. – Я не могу больше скрывать от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга!… Соня, голубчик, он пишет… Соня…
Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу.
– А Болконский? – сказала она.
– Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! – сказала Наташа. – Ты не знаешь, что такое любовь…
– Но, Наташа, неужели то всё кончено?
Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не понимая ее вопроса.
– Что ж, ты отказываешь князю Андрею? – сказала Соня.
– Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, – с мгновенной досадой сказала Наташа.
– Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так…
– Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее.
– Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом.
– Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала.
– Я тебе говорила, – отвечала Наташа, – что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю!
– Так я не допущу до этого, я расскажу, – с прорвавшимися слезами вскрикнула Соня.
– Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг, – заговорила Наташа. – Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили…
Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за свою подругу.
– Но что было между вами? – спросила она. – Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом?
Наташа не отвечала на ее вопрос.
– Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, – упрашивала Наташа. – Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла…
– Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины?
Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него.
– Какие причины, не знаю. Но стало быть есть причины!
Соня вздохнула и недоверчиво покачала головой.
– Ежели бы были причины… – начала она. Но Наташа угадывая ее сомнение, испуганно перебила ее.
– Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она.
– Любит ли он тебя?
– Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его?
– Но если он неблагородный человек?
– Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа.
– Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня.
– Да я жить не могу без него! – закричала Наташа.
– Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas.
– Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.