Основные типы избирательных систем. Виды избирательных систем


Любое демократическое государство характеризуется наличием честных выборов и референдумов. Выборы в Российской Федерации проходят регулярно. Каким образом они организуются, что говорится в законодательстве об избирательной системе в РФ? Попытаемся разобраться в нашем материале.

Выборы в демократическом государстве

Система организации выборного процесса являет собой необходимый элемент реализации народовластия. Это базовый принцип российской государственности. Российская Конституция содержит в себе основополагающие принципы, относящиеся к формированию и реализации выборов. Положения имеют высшую юридическую силу, непосредственное действие и выстроенный порядок реализации на территории всей страны.

В основном законе страны обозначена конституционно-юридическая схема взаимоотношений между институтом выборов и демократией как политической формой формирования власти. Фундаментальной является характеристика таких институтов, как референдум и выборы. Это высшие способы выражения власти народа. Именно эти два инструмента составляют избирательную систему в РФ.

К конституционным основам развития политической демократии относятся верховенство основного нормативного акта - Конституции, федеральных законов и законодательства регионов страны. Обеспечивается единство структуры государственной власти, разграничение обязанностей, полномочий и предметов ведения между центральными и субъектными органами.

Для понимания того, как именно устроена избирательная система в РФ, следует обратиться к статье 32 российской Конституции. В ней сказано, что возможность избираться и быть избранными в органы государственной власти и инстанции местного самоуправления есть субъектное право граждан Российской Федерации. Право выбирать именуется активным, а право избираться - пассивным. На основе этих двух возможностей и формируется система избирательного права в РФ.

Ценность выборов

Какое значение имеет институт выборности в Российской Федерации? Реализация основных принципов избирательной системы, как уже было сказано, является основополагающим критерием соблюдения демократии в стране.

На современном этапе сохраняется проблема переходности политических институтов. Старые инстанции еще сохраняют свое влияние на разработку и принятие решений стратегического характера, а новые органы еще не имеют необходимых качеств для адекватного влияния на политику будущего развития и ее регулирования.

Таким образом, в рассматриваемой системе сохраняются две противоположные тенденции: реставрация и модернизация. Они олицетворяют собой сопутствующие технологии социального управления: авторитаризм и демократию. Это проявляется в перманентных институциональных конфликтах и кризисах. Разрешение последних допустимо лишь путем достижения согласия между ведущими социально-политическими группами и силами. Это предполагает, в свою очередь, присутствие механизма согласования позиций и интересов. Основополагающим инструментом здесь являются выборы - избирательная система в РФ.

Выборы являют собой важнейший институт организации и реализации публичной власти в современных политических обществах. Они образуют новую проблемную сферу и отдельную область профессиональной деятельности.

Принципы системы

Избирательное право и избирательная система в РФ базируются на ряде важных принципов. Первый и основной принцип уже был разобран выше - это демократизм. В любом демократическом государстве приоритетной задачей является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Избирательное право как система юридических институтов имеет своей целью защиту социальных интересов.


Еще один принцип связан с гуманностью. По сути, любая юридическая система носит гуманистический характер, так как направлена на защиту общественных прав и свобод.

Итак, три общих принципа избирательной системы в РФ тесно связаны друг с другом: демократизм обладает гуманистическим характером, вследствие чего в стране обеспечивается защита прав и свобод граждан.

Следующая группа принципов именуется специальной. Здесь следует выделить всеобщность избирательного права, а также его прямой и равный для всех характер. Должна обеспечиваться тайна голосования, а также добровольность участия в выборном процессе. При этом государственные власти должны помнить про обязательность организации выборов, их периодичность, независимость избирательных комиссий, а также гласность и открытость при подсчете голосов.

Виды избирательных систем в РФ

Что представляет собой избирательная система? Это совокупность социальных отношений, которые связаны с выборами инстанций публичной власти. Сфера таких отношений достаточно объемна, а потому ее принято делить на несколько форм.

Первый вариант именуется мажоритарной избирательной системой. В РФ это система большинства. Избранным считается то лицо, за которое было подано наибольшее количество голосов. Голоса, которые были поданы за прочих кандидатов, исчезают. Данная система считается единственно возможной при избрании одного должностного лица. Применение подобной системы для выборов коллегиальной властной инстанции, предположим, палаты парламента, влечет за собой формирование одномандатных избирательных округов. Получается, в каждом округе должно быть выбрано только одно должностное лицо.

Существуют два типа мажоритарной системы: абсолютная и относительная. При абсолютной системе кандидат должен набрать 50 процентов и еще один голос. При относительной форме мажоритарной системы кандидат набирает простое большинство голосов.

Второй вариант избирательной системы именуется пропорциональным. Основная идея заключается в получении в парламенте того числа мандатов, которое пропорционально числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборном процессе. Основным недостатком такой системы является ее сложность. Тем не менее, пропорциональная форма в достаточной степени справедлива. Избиратель определяет свои политические предпочтения в рамках списка кандидатов.

Третий вариант именуется смешанным или полупропорциональным. Здесь объединены две описанные выше системы. На требовании большинства голосов для реализации выборного процесса, даются некоторые возможности представительства меньшей части избирателей. Используется правило ограниченного вотума, согласно которому избиратель голосует не за число кандидатов, которое равняется количеству подлежащих избранию депутатов, а за число гораздо меньшее.

Источники российского избирательного права

Разобравшись с основными видами избирательных систем в РФ, следует уделить внимание законодательной базе, благодаря которой и функционирует вся рассматриваемая структура.

Основным нормативным источником избирательной отрасли права является, конечно же, Конституция РФ. О ее статье 32, которая регламентирует выборный процесс в Российском государстве, уже было сказано выше.


В статье 15 главного закона страны говорится о приоритете международных норм над отечественными положениями. Здесь дается отсылка на необходимость соблюдения международных договоров. В сфере избирательного права это, например, Международный пакт о политических гражданских правах 1966 года. Здесь же следует выделить решения Суда по правам человека, конвенции ООН и многое другое.

В отечественной системе источников, помимо российской Конституции, следует выделить ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав", ФЗ "О президентских выборах", ФЗ "О выборах в Госдуму" и ряд других нормативных актов.

Федеральная избирательная система

Выборы депутатов в нижнюю палату парламента, Государственную думу, являются отличным примером работы федерального избирательного права и избирательной системы в РФ. Исторически сложилось, что именно выборы в представительный орган в значительной мере определяли направления развития всей системы российского избирательного законодательства.


Вторым важным элементом в рамках работы центральной выборной системы являются выборы российского главы государства - президента. Это должностное лицо назначается каждые шесть лет путем прямого изъявления гражданской воли.

Оба явления регламентируются соответствующей нормативной базой. Во-первых, это Конституция РФ, коей определяются основные направления отечественной избирательной системы. Во-вторых, это федеральные законы "О выборах президента" и "О выборах депутатов Госдумы".

Выборы в Государственную думу

Понятие избирательной системы в РФ можно рассматривать через призму процедуры формирования нижней палаты парламента - Государственной думы. Это процесс всеобщего, тайного и непосредственного голосования по назначению должностными полномочиями 450 депутатов. Реализуется такая процедура каждые 5 лет.

В соответствии с действующим законодательством, из 450 мандатов половина распределяется между политическими партийными списками, которые получили по результатам избрания не менее 5% голосов. Во вторую половину входят депутаты - победители выборов в одномандатных округах.


Согласно ФЗ "О выборах депутатов в Госдуму", депутаты наделяются полномочиями по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, которые были поданы за федеральные списки кандидатов. Выборы каждого нового созыва инициируются главой государства. Решение о начале избирательного процесса должно быть вынесено не ранее чем за 110 дней и не позже, чем за три месяца до начала выборного процесса.

День голосования - это первое воскресенье месяца, в который истекает конституционный срок полномочий нижней парламентской палаты. Формирование списка кандидатов происходит посредством включения кандидатур в федеральный список кандидатов. Каждая политическая партия способна выдвинуть только один список.

Проблемы выборов в Госдуму

Российская Федерация - государство относительно молодое. Оно появилось в 1991 году, а основной его закон, Конституция, и вовсе увидел свет лишь в 1993 году. Из-за этого существующую избирательную систему, так же как и политический строй, нельзя назвать совершенной. Проблемы системы становятся особенно заметны при анализе процедуры выборов в российскую Государственную думу.

На стадии подготовки и лицензирования списка кандидатов начальство избирательных объединений и блоков нередко оставляет в стороне мнение региональных структур. Как итог - рядовые избиратели отлучаются от контроля за важнейшей стадией выборного процесса. Частыми являются случаи, когда лидеры партий включали в списки любого, кто готов помогать компании - в том числе финансово. Это очевидная проблема существующей избирательной системы, поскольку заметно снижается эффективность работы политической структуры. Не помогают даже установленные законом правила выдвижения кандидатов.


Для решения проблемы законодателям следует задуматься о том, какая избирательная система в РФ будет более эффективной. Замена существующей смешанной системы выборов мажоритарной формой избрания депутатов являет собой радикальную меру, но практика других стран показывает ее качество.

Второй вариант оптимизации системы предполагает сохранение полупропорциональной формы выборного процесса, но уменьшение количества депутатов до 150 человек. По заявлениям некоторых экспертов, это позволит сохранить позитивное влияние на развитие многопартийности, и в то же время ограничить до разумных пределов влияние политических обществ на процедуру формирования Госдумы.

Выборы главы государства

Избирательная система президента РФ обладает рядом специфических особенностей, о которых следует рассказать. Согласно ФЗ о президентских выборах в РФ, глава государства должен иметь гражданство страны, в которой собирается воспользоваться пассивным избирательным правом. Он должен быть не моложе 35 лет, а срок его постоянного проживания на российской территории должен составлять 10 лет минимум. Одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд.


Российский президент наделяется должностными полномочиями сроком на шесть лет. Избирательная система на выборах президента РФ выстроена на базе принципов равности голосов, тайны и прямого голосования.

Выборы реализуются по единому федеральному избирательному округу, который вбирает в себя всю российскую территорию. Назначает голосование высшая палата Парламента - Совет Федерации. Решение о проведении выборного голосования должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позже чем через три месяца до дня избрания президента.

Региональные выборы

Система избирательных органов РФ в субъектах действует несколько иначе, чем на федеральном уровне. Исходные принципы образования региональных властных структур регламентированы в Конституции. Так, статья 77 основного закона страны гласит о том, что регионы имеют возможность самостоятельного определения правового статуса, порядка избрания и структуры своих представительных органов.

Согласно ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", в российских регионах требуется неукоснительное соблюдение демократических норм и принципов. Должна подчеркиваться недопустимость ограничения гражданских избирательных прав в зависимости от пола, этноса, национальности, мировоззрения, языка, происхождения, имеющейся собственности, отношения к религии и т.д.

Процедура голосования в субъектах РФ мало отличается от федеральной. Реализуются все те же правила и принципы, что и при формировании центральной законодательной системы, либо при наделении президента должностными полномочиями.

1 Сущность и типы избирательных систем

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

1. Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затрат с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

2. Пропорциональная избирательная система

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.

В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

Пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;

Пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

3. Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

Смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);

Смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

2 Избирательная компания

Избирательная кампания - система агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Важнейшая функция избирательного процесса в состоит в том, что такой значимый для власти, для всякого государства политический и правовой фактор как легитимность, определяется прежде всего по итогам волеизъявления граждан в ходе голосования в период выборов. Именно выборы являются точным индикатором идейно-политических симпатий и антипатий электората.

Таким образом,представляется оправданным определение сущности избирательной системы во-первых, как регулируемую законодательством совокупность правил, приемов и способов политической борьбы за власть, которые регламентируют функционирование механизма формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, избирательная система - это политический механизм, посредством которого политические партии, движения и другие субъекты политического процесса осуществляют на практике свою функцию борьбы за завоевание или удержание государственной власти. В-третьих, избирательный процесс и механизм - это способ обеспечения необходимой для реализации властных полномочий государства степени легитимности власти.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная . Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно - обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

  • 1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;
  • 2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);
  • 3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Ее достоинства реализуются не автоматически, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие .

Во-первых , при мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда - не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие.

Во-вторых , мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

В-третьих , при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий (Верховная Рада Украины – яркий пример)

Наконец, противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса », т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п. Выборы президента в 2004г. в Украине подтвердили это.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам .

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей.

Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно - стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов.

Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии) , которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Смешанная или мажоритарно-пропорциональная избирательная система

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система , которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой.

При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Такая система внастоящее время действует для выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.(До 2005г. смешанная система действовала для выборов Верховной Рады Украины).

Типы избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания).

Пропорциональная избирательная система

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

Пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны; пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка. Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе связана с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть . В законе о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика. Представляется, что данный подход в сочетании с основными достоинствами пропорциональной избирательной системы является одним из наиболее эффективных в обеспечении адекватного представительства интересов гражданского общества во власти.

Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа.

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны. Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

Смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);

Смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Избирательная система современной России, как явствует из вышеизложенного, претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способа организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.

В свое время наши советские законы были крайне скупы. Теперь количество слов приводит к ухудшению качества и степени знакомства населения с законами. Но ведь такие законы - это не государственный бюджет, они адресованы именно гражданам.

Однако, не смотря на существование ряда проблем, законодательство (федеральное и региональное) позволяет определить использование той или иной избирательной системы при формировании конкретных органов политической власти.

Естественно, выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.

Порог явки избирателей на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от проголосовавших избирателей.

Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, будут проводиться по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

Главы регионов назначаются путем представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих субъектов РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы . Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «выбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.

Избирательные системы представляют собой главный демократический механизм образования власти. Формирование этого механизма происходило в течение достаточно длительного времени.

Избирательные системы - это специфические политические институты. Они связаны с устройством выборов. Избирательные системы предусматривают определенные способы осуществления голосования и определения итогов. Кроме того, они связаны и с распределением между партиями депутатских мест.

Все избирательные системы включают в себя определенные компоненты. Среди них следует отметить:

  1. Этот элемент отражает систему норм права о порядке выборов. Это (в узком смысле) политическая возможность гражданина избирать и быть избранным. В широком смысле это понятие отражает содержание соответствующих законов и прочих актов.
  2. Избирательный процесс. Данный элемент характеризует комплекс действий, которые совершаются при выборах.

В избирательном процессе предусмотрены особые стадии:

  1. Подготовительная. По ходу этого этапа осуществляется регистрация и учет голосующих, назначение даты голосования.
  2. Регистрация, выдвижение кандидатов.
  3. Финансирование выборов,
  4. Голосование, определение результатов.

Избирательное право в условиях предусматривает обязательное исполнение некоторых принципов. К ним в частности относят:

  1. Равенство. Этот принцип указывает на наличие равных прав у всех депутатов в процессе выборов, равные финансовые и другие возможности. При этом каждый избиратель одинаково воздействует на результат голосования в целом.
  2. Всеобщность. Этот принцип указывает на наличие у каждого возможности участвовать в выборах и быть выбранным. Избирательная система России предусматривает два ценза - возрастной и ценз гражданства. Так, в выборах как избиратели могут участвовать граждане с восемнадцати лет, а в качестве избираемых - с двадцати одного года. Прочие ограничения (по имущественному статусу, половому или образовательному признаку) практически нигде в мире не действуют.
  3. Тайное голосование. Этот принцип указывает на право избирателя не сообщать о своем выборе. Таким образом, обеспечивается возможность свободно изъявлять свою волю и исключается давление на избирателя.
  4. Непосредственность. Этот принцип указывает на то, что гражданин отдает свой голос непосредственно за депутата, а не за лицо (выборщика), которое впоследствии будет отдавать свой голос за кандидата. Избирательная система США, однако, данный принцип не предусматривает в процессе выборов президента страны.
  5. Состязательность. Данный принцип отражает наличие альтернативы в процессе голосования. Избиратель при этом имеет право на выбор. Кроме того, никто не может создавать препятствий для других кандидатов к участию в голосовании.
  6. Гласность. Этот принцип указывает на возможность общественности обеспечивать контроль над проведением выборов. Проявляется этот принцип в присутствии на участках независимых наблюдателей.
  7. Свобода выборов. Речь, в данном случае, идет о добровольном участии гражданина в избирательном процессе. При этом никто не может оказать на человека давления.
  8. Ограниченность срока выборов. Этот принцип указывает на то, что нельзя отложить либо перенести, если для этого не установлены веские причины, соответствующие законодательству.

К основным типам избирательных систем относят:

  1. Мажоритарную. В данном случае действует принцип "большинства". Избранным становится кандидат, за которого отдано наибольшее количество голосов.
  2. Систему относительного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал простое большинство. При этом для победы может быть достаточно меньше половины голосов.
  3. Абсолютного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал пятьдесят процентов плюс еще один голос. Такая система характерна для России и Франции.
  4. Пропорциональную. Данная система предусматривает, что каждая выдвигаемая партия получает количество мандатов, которое пропорционально поданным за нее голосам на выборах.
  5. Смешанную (мажоритарно-пропорциональную) систему. При распределении мандатов в данном случае используются элементы мажоритарных и пропорциональных выборов.

Таким образом, становится ясно, что типов избирательных систем достаточно много. И разбираться в этом вопросе должны не только политики, но и обычные граждане.