Основные последствия первой мировой войны. Государственно-политические последствия первой мировой войны


Первая мировая война 1914-1918 годов кардинально изменила облик и дальнейшую судьбу старой Европы. Именно этот кровопролитный, разрушительный и не имевший аналогов на момент окончания конфликт окончательно определил конец старого порядка, сложившегося после наполеоновских завоеваний, и стал важным фактором возникновения Второй мировой войны. Какими стали последствия 1 мировой войны?

Стороны конфликта

В ходе Первой мировой войны противостояние развернулось между военно-политическим блоком «Атланта», в который входили Великобритания, Франция и Российская империя (позже республика), и союзниками (на стороне «Атланты» выступали более двадцати государств) по одну сторону и державами Четверного Союза (Второй рейх, Австро-Венгрия, Османская империя и Третье по другую. Нейтралитет сохранили европейские Албания, Дания, Швейцария, Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн и еще несколько стран.

Краткий конспект

Итоги конфликта оказались неутешительными для всех. Последствия 1 мировой войны (кратко) следующие:

  1. Человеческие потери: «Атланта» - 5,6 млн из 45 млн мобилизованных, гражданских - 7,9 млн; противники - 4,4 млн из 25,9 млн солдат, гражданских - 3,4 млн.
  2. Главные территориальные последствия 1 мировой войны - это передел границ и прекращение существования четырех могущественных империй.
  3. Политические итоги - утверждение США как мирового лидера, переход к новой правовой системе.
  4. Экономические последствия - упадок народного хозяйства, потеря национальных богатств. На фоне конфликта улучшить экономическое положение удалось только двум странам.

Людские потери Четверного Союза

Австро-Венгрия после объявления войны мобилизовала 74% мужского населения от 15 до 49 лет. На каждую тысячу солдат в среднем приходилось около 122 убитыми «Атлантой» и умершими от других причин на полях сражений. Людские потери в пересчете на все население империи составили 18 человек на тысячу граждан.

В Германии же число мобилизованных составило 81% всего мужского населения от 15 до 49 лет. Больше всего потерь было среди молодежи 1892-1895 годов рождения, тысячи немцев вернулись с войны инвалидами. На тысячу солдат потери Второго рейха составляли примерно 154 человека, а если в пересчете на все население - 31 человек на 1000 граждан империи. В 1916 году женская смертность в Германии возросла на 11% от уровня довоенной, а уже к 1917 - на 30%. Основными причинами смерти были заболевания, вызванные хроническим недоеданием.

Из числа 685 тысяч солдат Болгарии погибли 88 тысяч. Османская империя мобилизовала почти три миллиона мужчин (из 21,3 млн населения), погиб каждый четвертый из них. Всего державы Четверного Союза отправили на войну почти 26 миллионов лиц мужского пола, на полях сражения погиб каждый шестой (практически четыре с половиной миллиона мужчин).

Людские потери «Атланты» и союзников

Людские потери Великобритании - более семисот тысяч солдат почти из пяти миллионов; Франции - 1,3 млн из 6,8; Италии - 462 тыс. почти из шести миллионов; США - 116 тыс. из 4,7 млн; Российской империи - 1,6 млн человек из 15,3 млн мобилизованных.

Ущерб для мирового хозяйства

Последствием 1 мировой войны стало сокращение посевных площадей более чем на 22%, сбора зерновых - на 37% от показателей довоенных лет. Только во Франции, например, в ходе военных действий было уничтожено почти восемь тысяч железнодорожных путей, практически пять тысяч мостов, двадцать тысяч заводов и более трехсот тысяч жилых домов.

Выплавка металла сократилась на 43% от довоенной, значительно пострадали и другие сферы промышленности. Государственный долг Германии вырос в 63 раза, Великобритании - почти в девять раз. В 1921, через три года после установления мира, за один фунт стерлингов давали двадцать тысяч немецких марок.

Территориальные потери

Итоги и последствия 1 мировой войны выражаются и в масштабном переделе границ Старого мира. Второй рейх потерял более 13% своих территорий, Османская империя (точнее, уже не империя, а Турция) - 68%. Австро-Венгрия и вовсе перестала существовать. Впоследствии Венгрия расположилась на 13% территории империи, Австрия - на 12%. Остальные территории вошли в состав Чехословакии, Югославии, Румынии. От Болгарии «отщипнули» только 7%.

Россия, которая входила в состав Атланты, потеряла 15% территорий. Часть из них перешла к Польше, некоторые отошли к Латвии, Финляндии и Румынии. Часть этих земель в 1939-1940 гг. вернул Советский Союз.

Политические итоги

По итогам Первой мировой войны на карте появились новые государства, а США стали лидерами. Европы, как центра колониального мира, больше не существовало, так как исчезли четыре могущественные империи: Германская, Российская, Австро-Венгерская, Османская. Именно после Первой мировой войны в мире была заложена новая правовая система, обострились классовые, этнические и межгосударственные противоречия, оказались замороженными социальные процессы, возникшие на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков.

Экономические последствия

Экономические последствия 1 мировой войны тяжким бременем легли и на победителей, и на проигравших. Прямые военные потери составили более двухсот миллиардов долларов США, что в двенадцать раз превысило золотой запас европейских государств. Треть национального богатства Старого Света была уничтожена.

Увеличили доходы за годы конфликта только США и Япония. Япония установила монополию на торговлю в юго-восточной части Азии, а США утвердились как лидер на международной арене. Национальное богатство Штатов за 1914-1918 возросло на 40% от довоенного, объемы торговли с другими странами увеличились вдвое, а стоимость экспортной продукции - в три раза.

Социальные последствия 1 мировой войны - голод, преступность, безотцовщина, возросшие темпы употребления алкоголя и частые болезни.

В августе 1914 года мир еще не знал, насколько грандиозной и катастрофической станет объявленная в первый день последнего летнего месяца война. Никому еще не было ведомо, какие неисчислимые жертвы, бедствия и потрясения принесет она человечеству и какой неизгладимый след оставит в его истории. И уж совсем никто не представлял того, что именно тем страшным четырем годам Первой мировой -- как она была названа впоследствии, -- было суждено, невзирая на календари, стать подлинным началом века XX.

Первая мировая война - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.

Война началась в Европе между австро-германским блоком и коалицией Англии, Франции, России. Она длилась 4 года 3 месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г.), втянула в свою орбиту 38 государств мира. Военные действия проходили в Европе, на Дальнем и Ближнем Востоке, в Африке, на Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.

Причины войны заключались в неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран, что привело в начале XX века к изменению соотношения сил на мировой арене и соперничеству между крупнейшими западными странами за рынки сбыта, источники сырья, передел уже поделенного мира.

Сначала война охватила 8 государств Европы: Германию и Австро-Венгрию, с одной стороны, Великобританию, Францию, Россию, Бельгию, Сербию и Черногорию -- с другой. Позднее в неё было вовлечено большинство стран мира. Всего в войне участвовали на стороне австро-германского блока 4 государства, на стороне Антанты 34 государства (включая 4 британских доминиона и колонию Индию, подписавших Версальский мирный договор 1919г).

По своему характеру война была захватнической и несправедливой с обеих сторон; лишь в Бельгии, Сербии, Черногории она включала элементы национально-освободительной войны.

Цели великих держав в Первой мировой войне: Франция стремилась вернуть утраченные Эльзас и Лотарингию, берег Рейна и сохранить свои колонии.

Великобритания - сокрушить главного соперника в Европе и колониях. Австро-Венгрия - покончить с Сербией и панславянским движением на Балканах, во главе которого стояла Россия. Германия - разгромить Францию и устранить ее как конкурента в Европе, вытеснить Англию из Европы и захватить ее колониальные владения, получить доступ к сырьевым ресурсам России. Австро-Венгрия - сохранить многонациональную империю, подавить национально-освободительное движение славянских народов, захватить освобождаемые Турцией территории Балканского полуострова. Италия - захватить часть турецких владений в Африке, добиться преимущества на Балканах, усилить свое влияние в Средиземном море. После долгих колебаний вступила в войну на стороне Антанты. Россия - изгнать Турцию из Балкан и закрепить там свое присутствие, поставить под свой контроль проливы Босфор и Дарданеллы, поддержать национально-освободительную борьбу славянских народов.

Эта война по-новому поставила вопрос о дальнейшем сосуществовании различных народов и государств. Да и в человеческом измерении цена ее оказалась небывало высока -- великие державы, входившие в состав противоборствующих блоков и принявшие на себя основную тяжесть боевых действий, потеряли значительную часть своего генофонда.

Историческое сознание народов оказалось настолько отравленным, что надолго отрезало пути к примирению тем из них, которые выступали в роли противников на полях сражений. Прошедших же ее горнило и выживших мировая война «наградила» пусть и загнанным внутрь, но постоянно напоминавшим о себе ожесточением. Была серьезно подорвана вера человека в надежность и разумность существовавшего миропорядка.

11 ноября 1918 года, в Компьене было заключено перемирие, положившие конец Первой мировой войне - неслыханному доселе в истории человечества конфликту, которая завершилась полным поражением Германии и ее союзников.

Окончание Первой мировой войны было самым знаменательным событием в мире во 2-ом десятилетии XX века . Этого события ждали многие миллионы народов разорённых войной государств, и на него возлагали большие надежды простые люди. После ужаса с массированными бомбардировками, газовыми атаками, таким количеством погибших, какого не знала ещё ни одна война, люди хотели мира.

Первая мировая война стала одной из главных причин распада четырех империй - Германской, Российской, Османской империй и Австро-Венгрии, причём две последние были разделены. Можно, конечно, спорить о том, был ли этот распад предрешен, равно как и том, кто был прав, а кто виноват. Но сами эти споры сейчас интересуют разве что научные круги. Гораздо интереснее вопрос о том, каковы были последствия Первой мировой войны для человечества в целом и для Европы в частности.

В результате существенно изменилась политическая карта мира, была утверждена так называемая Версальско-Вашингтонская система международных отношений. Основу ее составляли Версальский мирный договор 1919 года и другие соглашения и договоры, заключенные на Вашингтонской конференции (1921-1922 гг.). Эти документы закрепляли передел мира в пользу держав-победительниц. Германия, перестав быть монархией, урезана территориально и ослаблена экономически. По Версальскому договору территория Германии сократилась на 70 тыс. кв. км, она лишилась всех немногочисленных колоний; военные статьи обязывали Германию не вводить воинскую повинность, распустить все военные организации, не иметь современных видов вооружения, выплатить репарации. Основательно была перекроена карта Европы.

Изменился состав главных действующих лиц в мировой политике: революция в России исключила страну из числа влиятельных стран мира. Страны Четверного блока потерпели поражение и выпали из числа стран, определявших мировую политику. Ослабли позиции Англии и Франции вследствие усиления влияния США и Японии.

На территории Европы возникли новые государства: Польская Республика, Чехословацкая Республика, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия), Австрия, Венгрия, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, что коренным образом изменило расстановку сил в Восточной Европе. Нарушение этнического принципа во время установления границ новых государств и амбиции их лидеров превратили этот регион в постоянный очаг напряженности.

Границы современной Европы на 70 % сформировались вследствие Первой мировой войны. По Версальскому мирному договору Германия:

  • - возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 г.).
  • - передавала Бельгии - округа Мальмеди и Эйпен.
  • - передавала Польше - Познань, части Поморья и др. территории Восточной Пруссии; южная часть Верхней Силезии (1981 г.); (при этом: исконные польские земли на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии - осталась у Германии).
  • - г. Данциг (Гданьск) был объявлен вольным городом.
  • - г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победителей (в 1923 г. - присоединен к Литве).
  • - передавала Дании - северная часть Шлезвига (в 1920 г.).
  • - передавала Чехословакии - небольшой участок Верхней Силезии.
  • - Саарская область переходила на 15 лет под управление Лиги Наций.
  • - германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км - подлежали демилитаризации.

Военные действия привели к разрушению экономики многих стран. Действительно, во всех воюющих странах свертывалась демократия, суживалась сфера рыночных отношений, уступая место жесткому государственному регулированию сферы производства и распределения в его крайней этатистской форме, т.е. значительно усилилось вмешательство государства в производство и его регулирование.

Первая мировая война привела к значительному ухудшению жизни людей. Мирное население, страдавшее от невероятных лишений, с которыми оно мирилось в первые годы войны, в условиях затянувшихся боевых действий начало борьбу не только за свои права, но и против тех сил, которые эту войну развязали. Они хотели серьезных перемен: большей справедливости, большего равенства, большей демократии. Начался новый этап национально-освободительной борьбы народов, находившихся в колониальной зависимости. Усилился процесс политизации этой борьбы. Как следствие в одних странах вспыхнули революции (Россия, Германия, Венгрия, Австрия, Финляндия, Словакия), в других были проведены реформы (Англия, Франция, США). В Италии установилась фашистская диктатура. Война и революции привели к краху монархий: из 41 правящей династии в Европе после завершения войны осталось только 17.

Результатами Первой мировой войны стали Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии. Вслед за Октябрьской революцией в России прокатились революции социалистического характера в Финляндии, Германии, Венгрии; в других странах отмечался небывалый подъем революционного движения, а в колониях -- антиколониального.

Создание демократических республик с более справедливым социальным устройством было главной целью революционных сил. Но были также и те, кто под влиянием Октябрьской революции в России добивался установления диктатуры пролетариата в форме Советской власти. Но нигде в Европе кроме России эта цель не была достигнута. Наибольшее значение имела Германская революция 1918-1919 гг., установление в стране Веймарской республики.

Напряженность в международных отношениях сохранялась. В 20-е годы великие державы попытались укрепить эту систему. Было облегчено положение Германии. Ее приняли в Лигу Наций, а бремя репараций уменьшили. Западные страны признали Советскую Россию.

Последствия войны были катастрофическими для народного хозяйства большинства стран. Они вылились в повсеместные длительные экономические кризисы, в основе которых лежали гигантские хозяйственные диспропорции, возникшие в военные годы. В 20-30 гг. ХХ века мир потрясли два мощных кризиса - послевоенный 1920-21 гг., и самый тяжелый в истории мирового капитализма - кризис 1929-33 гг.

Будучи «войной экономик», Первая мировая война привела к кризису в той или иной степени, все воюющие страны. Особенно тяжёлой ситуация была в побежденных странах (Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия). Жизненный уровень упал настолько низко, что недовольство переросло в революционные движения. В 1924 - 25 гг. наблюдалась «частичная стабилизация капитализма. Короткий период стабильности и благополучия сменился в 1929 году тяжелейшим мировым кризисом перепроизводства, сильнее всего ударивший по быстро развивающимся странам (США, Германия).

Обычный экономический кризис - это несоответствие между потоком изготавливаемой продукции и покупательной способностью населения (т.е. перепроизводство товаров). Из таких кризисов страны выходили путём естественного сокращения производства (банкротство или вынужденное закрытие предприятий), снижения цен за счёт сокращения затрат на производство (напр., увеличение рабочего дня и сокращение заработной платы) и прекращение капиталовложений. В итоге, постепенно производство сравнивается с потреблением (предложение со спросом) и начинается новый подъём.

В конце 20-х гг. промышленность пережила смену технической и технологической базы, что привело к слишком крупному увеличению производства, сократить которое старыми методами, не получив мощный социальный взрыв возмущения, было невозможно. Поэтому новый кризис стал столь затяжным и мучительным.

Экономические кризисы были и ранее. Этот же оказался уникальным по глубине падения производства, по масштабам охвата мировой экономики и по длительности. Причина тому в расстройстве мировой экономики после Первой мировой войны. Правительства западных стран оказались не подготовленными к борьбе с таким бедствием. Они не смогли даже добиться скоординированных действий по борьбе с кризисом, хотя все были его жертвами. Кризис вызвал и тяжелые социальные последствия. Безработица стала массовой и длительной.

Сокращение спроса на продукты питания ухудшило положение фермеров. Похожая участь постигла мелких торговцев и ремесленников. Под угрозой разорения оказался и средний класс: служащие, врачи, преподаватели. В таких условиях начали меняться и настроения людей. Возникло разочарование в существующем порядке. Стало расти политическое влияние тех партий и движений, которые выступали за его слом. Среди них были и коммунисты, и фашисты. Политическая стабильность тоже ушла в прошлое. Начался поиск путей выхода из кризиса. В одних странах в итоге к власти пришел фашизм, в других были проведены демократические реформы.

Социально-политические и социально-экономические последствия Первой Мировой войны для основных стран-участниц кратко представлены в приложении.

Кризис сказался и на международных отношениях. Страны Запада, не сумев найти способов совместной борьбы с кризисом, пытались переложить его тяжесть друг на друга. Это ослабило их способность совместно поддерживать мировой порядок.

Таким образом, Первая мировая война не разрешив ни одного из прежних противоречий, породила новые серьезные противоречия, которые послужили причиной последующих военных конфликтов и затем и новой мировой войны.

Первая мировая война ускорила многие внутренние государственно-политические процессы в странах Европы и Азии. Она подтолкнула формирование новых политических режимов , видоизменение право-государственного уклада в направлении, характерном для всего Новейшего времени: для одних это было усиление правительственной власти , для других – демократизация политической системы , для третьих – рост политического тоталитаризма . В особенности значительным оказалось влияние последствий войны для стран Азии. Там ускоренно пошло формирование национальных государств, крушение полуфеодальных монархий , высвобождение из-под колониального господства.

Первая мировая война положила конец европейским наднациональным империям – России и Австро-Венгрии. На их развалинах – ив государственном, и в геополитическим смысле – сложилось до десятка новых самостоятельных государств. В том числе качественно нового типа с социалистическим право-государственным укладом – РСФСР (с 1922 г. – СССР).

Мировая война, в особенности для стран, вышедших из нее побежденными или полупобежденными (Германия, Италия, Россия), повлекла и существенные деформации государственных и правовых укладов. В результате общественные явления, существовавшие до войны в чисто идейной области (фашизм, тоталитарная демократия , социализированное государство), пришли в область практической политики и государственного строительства, сформировав в перспективе режимы военных диктатур или даже особого партийно-тоталитарного государства.

Изменения западной государственной организации

В ходе Первой мировой войны, частью вследствие приспособления к новым условиям государственного регулирования общества, частью вследствие использования возникавших государственных и правовых проблем отдельными правящими группами в своих политических интересах, в государственной организации многих западных стран появились новые черты. Эти черты отобразили важные закономерности эволюции правительственной власти и центральной администрации, а также правовой политики как в парламентских республиках, так и в конституционных монархиях, сложившихся на протяжении XIX в.

Первая мировая война вызвала значительную милитаризацию государственного управления в большинстве стран, и даже в некоторых милитаризацию всего право-государственного уклада. Это было связано не только с количественным ростом армии (численность действующих армий достигала 30 млн. чел., всего «под ружье» было поставлено до 74 млн. чел.), расширением военной организации, увеличением веса обслуживающей военные нужды экономики и, соответственно, сферы управления. В государственное управление внедрялась военная дисциплина, устанавливалась военно-административная ответственность чиновников за прохождение дел. Все это в малой степени способствовало снижению коррупции и казнокрадства, но далеко отводило государственное строительство от общепринятых парламентарных порядков. Военное управление начинало доминировать и в общеполитической, общегосударственной сфере; это сопровождалось сокращением государственной роли парламентарных и конституционных институтов. Наиболее показательным вариантом милитаризации государства стала Германия. С началом войны, в августе 1914 г., была обнародована декларация императора о том, что «вся полнота власти» в стране перешла к нему. Реально последние властные полномочия рейхстага были реализованы при голосовании о доверии правительству и о предоставлении военных кредитов . Военные неудачи Германии были использованы Верховным военным командованием (Генеральным штабом) для прямого подчинения ему основных гражданских ведомств. С 1915 г. в структуре ВВК возникли отделы и управления, параллельные гражданским ведомствам, но руководившиеся по военному образцу: внутренних дел, печати, экономики, сельского хозяйства и т. п. Они вмешивались в деятельности гражданских министров, выдаваяим директивы. Тем самым к 1916 г. в реальности политико-административной системы установилась диктатура ВВК, почти равнозначная власти монарха . Подрыв «доверия» к ВВК стал расцениваться как преступление .

В ходе войны значительно возросло перераспределение государственных полномочий в пользу правительственных институтов. В большинстве воюющих европейских государств парламенты предоставили особыми законами чрезвычайные полномочия правительствам (в Германии – законом 4 августа 1914 г., в Великобритании – Законом об обороне 1914 г. и т. д.). В соответствии с этими актами правительства получили полномочия даже по ограничению гражданских прав и некоторых сторон действия конституций , в частности «запрещать любую, сочтенную опасной» общественную деятельность, любые организации и корпорации. Именно в годы Первой мировой войны завершилось становление института делегированного законодательства в виде уже не частных случаев, а общего правила правительственной деятельности (права издавать законодательные и нормативные акты в какой-то сфере или по какому-то вопросу на основе специального поручения парламента). Основную долю законов стали составлять правительственные акты. С одной стороны, это было закономерным проявлением повышения уровня централизации и оперативности государственной деятельности (что закономерно для периода войны). С другой – в этом заключалось проявление тенденций эволюции государственной деятельности в сторону превалирования правительственной власти над парламентско-законодательной, которые обозначались уже с конца XIX в.

Война способствовала также ограничению политических прав и гражданских свобод , даже исходя из принятых конституционных рамок. Повсеместно была введена военная цензура, которая распространила свою деятельность не только на чисто военные, но и на политические вопросы, на возможности критики деятельности правительств. Вводились ограничения свободы передвижения граждан , запрещалось проведение митингов и собраний, не санкционированных правительством.

В ходе Первой мировой войны значительно возрос уровень экономически-регулирующей роли государства, вплоть до перехода к прямой распределительной системе на основе административной регламентации. Возникли специализированные регулирующие органы (типа Высшего хозяйственного совета в Германии), которые либо координировали свою работу по управлению частной экономикой с военными органами, либо прямо находились под их подчинением. В интересах преодоления военных трудностей координирующим органам, правительственным ведомствам предписывалось проводить «любые хозяйственные мероприятия для восстановления ущерба хозяйства». Одним из наиболее типичных стало принудительное картелирование предприятий , относившихся к военным или особо хозяйственно важным отраслям. Для управления огосударственными отраслями создавались специальные министерства (например, в Норвегии – Министерство продовольствия, 1916 г.; Министерство снабжения промышленности, 1917). Особому контролю государства подверглось обращение предметов первой необходимости, главным образом продовольствия. С началом войны в Швеции, например, было законодательно установлено (октябрь 1914 г.) право принудительной реквизиции частной собственности на продукты питания, были введены лицензирование и квоты на вывоз за границу продовольствия. В Норвегии был издан единый закон (1917) о государственном регулировании цен . В подавляющем большинстве воюющих стран вводились монополии на продажу отдельных продуктов. В некоторых случаях вводилось квотированное распределение среди населения отдельных продуктов питания (карточно-талонные системы) с параллельным ограничением свободного рынка .

Регулирующая роль государства распространялась и на социально-трудовую сферу. В годы войны получили дальнейшее распространение ограничение права на забастовки и система принудительного государственного арбитража в трудовых спорах с предпринимателями. Нередко набор рабочих и распорядок производства подчинялся военным правилам.

Распад империи в Европе

Первая мировая война ускорила внутренние процессы государственно-политического распада двух наднациональных империй в Европе – Австро-Венгрии и России. Поражения и вызванные войной хозяйственно-экономические сложности спровоцировали мощные социальные конфликты, стимулировали идейно-политические стремления к национальному обособлению народов, разными путями вошедшими в состав этих государств. Итог оказался однотипным для обеих империй: на месте Австро-Венгрии полностью и западной части Российской империи сформировались около десяти новых национальных государств , причем некоторые из этих народов ранее не имели собственной исторической традиции государственности.

Австро-Венгерская империя (сохранявшая неизменный государственный строй в виде полуабсолютистской монархии с 1867 г., после предоставления Венгрии государственной автономии) в Первой мировой войне выступила на стороне Тройственного союза (вместе с Германией). Поражение в войне и значительные для страны военные потери подтолкнули к революционным выступлениям на демократической основе в Австрии (октябрь-ноябрь 1918 г.). Результатом стало свержение монархии Габсбургов и провозглашение республики (12 ноября 1918 г.). Одновременно с падением централизованной монархии произошло раздробление единого государства, в котором большинство населения принадлежало к славянским народам и не пользовалось политическими правами наравне с доминирующими австрийцами и немцами. Национальные противоречия стали дополнительным ускорителем стремления к возрождению собственной государственности. Созванное в октябре 1918 г. Национальное собрание провозгласило самоопределение Чехии и Словакии, в ноябре 1918 г. – Народное вече югославянских народов декларировало их полное отделение от империи и присоединение к восстановившей свою независимость Сербии; тогда же обособилась самостоятельная Венгерская республика.

Австрия окончательно конституировалась в отдельное государство в 1919 г., после решений созванного на основе всеобщего избирательного права Учредительного собрания. Принятая вскоре Конституция 1920 г.* закрепила широкие демократические права и свободы граждан , государственный строй в виде президентско-парламентской республики, в которой глава государства избирался парламентом. Австрийская республика была преобразована в территориальную федерацию , в которой интересы земель представляла верхняя палата парламента; отдельные земли получили свои правительства и свои ландтаги.

* Конституция Австрии 1920 г. с небольшими изменениями 1929 г. сохранила свою силу на протяжении всего XX в.

Венгрия была провозглашена республикой в 1918 г., однако в обстановке гражданской войны, инициированной просоциалистическими и коммунистическими рабочими организациями, произошла эволюция в сторону антидемократического режима. В 1920 г. там была провозглашена своеобразная парламентская монархия без монарха; временным регентом поставил себя контр-адмирал М. Хорти (спустя год Хорти преобразовал свою власть в пожизненную и несменяемую). Конституционный строй определялся законами, принятыми с 1848 г. (о правительстве) по 1926 г. (об учреждении двухпалатного Государственного собрания). Политический режим, установленный Хорти, довольно скоро преобразовал монархию в особую форму военной диктатуры.

Чехословакия (как стала называться страна после присоединения в 1918 г. к исторической Чехии словацких областей) на протяжении 1918 – 1920 гг. оформилась в демократическую республику. Здесь было введено всеобщее избирательное право, проведены социально ориентированные аграрные и трудовые законы. Конституция 1920 г. (принятая после Временной конституции 1918 г.) установила строй президентской республики – с сильной властью избираемого обеими палатами парламента президента , полномочия которого сходствовали с правами президента США . Государственные институты Чехословакии, сформированные Конституцией 1920 г., отличались высокой степенью демократических гарантий строя, в частности здесь впервые в европейском парламентаризме вводилась действенная конституционная юстиция (в виде Конституционного суда, правам которого был посвящен особый закон). Высокой степенью самоуправления отличалась и организация местной администрации .

Вокруг Сербии (образовавшейся как самостоятельное государство в 1829 г. и в период Первой мировой войны оккупированной Австрией) объединились области Хорватии, Словении, Боснии и др. Образовалось Королевство сербов, хорватов и словенцев (1918) под главенством сербской династии Карагеоргиевичей. Соответственно Видовданской конституции 1921 г. Королевство стало конституционной монархией по образцу предвоенной Германии – с сильной правительственной властью короля. (В 1929 г. королевство было преобразовано в Югославянское .)

Хотя Российская империя и не была в числе собственно стран, потерпевших военное поражение в Первой мировой войне и даже формально принадлежала к победившему союзу – Антанте, последствия войны и ее неудачный ход (в совокупности с внутренними осложнениями) привели к падению монархии (февраль 1917 г.). Произошедшая в октябре 1917 г. революция закрепила геополитический развал империи, в наибольшей степени коснувшийся западных, европейских областей.

Финляндия , находившаяся в составе империи на особом положении государственной автономии с 1905 г., закрепила свое обособление. В июле 1917 г. под давлением социал-демократической партии парламент провозгласил полную независимость от России, в декабре 1917 г. независимость была признана новыми социалистическими властями Советской России. Под давлением внешнеполитических обстоятельств, в особенности под германским влиянием, в 1918 г. финский парламент принял решения о конституировании страны в монархию по германскому образцу. Однако вскоре новая конституция страны (17 июля 1919 г.) закрепила создание президентской республики – с однопалатным парламентом и с сильной властью президента, избирающегося населением страны*.

* Конституция Финляндии 1919 г. также оставалась действующей на протяжении XX в.

Вследствие развала Австро-Венгрии и раздела России возродилось Польское государство (1918). Основу территории государства образовали области, входившие в состав России, Австро-Венгрии, а также западные русские области, отторгнутые от Советской России после неудачной для нее советско-польской войны 1920 г. (как входившие в состав Речи Посполитой до разделов XVIII в.). Лидером возрождения стал видный военный деятель Ю. Пилсудский, который закрепил свой статус «начальника государства» в переходной Малой конституции 1919 г. Согласно новой Конституции 1921 г. Польша конституировалась как президентская республика – с двухпалатным парламентом и президентскими полномочиями по образцу германской конституции 1919 г. Польская конституция закрепила высокий уровень демократии граждан, политических и социальных свобод, особую социально-регулирующую роль государства (также по образцу германской конституции – см. § 81).

Бывшие прибалтийские губернии Российской империи, входившие в ее состав с начала XVIII в., в обстановке германской оккупации и революционной смуты в России, провозгласили образование собственных национальных государств. В 1920 – 1921 гг. Советская Россия признала независимость и суверенитет этих государств – первых исторически для восточно-прибалтийских народов. Литва и Эстония конституировались (соответственно в 1920 г. и в 1922 г.) как парламентские республики – с однопалатными парламентами и ответственными перед ними правительствами. Хотя поначалу в Литве были попытки учредить монархию с приглашением на престол германского принца. (Попытки, видимо, не были случайными и вылились в установление в Литве с 1926 г. режима военной диктатуры). Латвия (образовавшаяся в феврале 1918 г.) установила у себя строй президентской республики, использовав конституционный опыт Польши и других западных государств.

Социалистическое революционное движение

В результате Первой мировой войны, последовавших в ходе нее военных тягот для большинства народов, нарастания внутренних социальных противоречий, в большинстве стран-участниц социалистическое идейно-политическое движение (нараставшее со второй половины XIX в., особенно во Франции, Германии и др.) превратилось в самостоятельный исторический фактор государственного переустройства и правовых преобразований. Попытки направить социальный протест масс в русло создания классового государства, основанного на принципах социалистической утопии марксизма и деформированных началах псевдосамоуправления, были закономерным продолжением политики многих социалистических партий, ставших массовыми, народными в начале XX в., а также идейно-политических заблуждений «среднего класса» западных демократий.

Основным толчком стала социалистическая революция в крупнейшем европейско-азиатском государстве – России (октябрь 1917 г.), завершившаяся созданием там особого социалистического государства советского типа, построенного на принципах тоталитаризма и однопартийной диктатуры. Влияние социалистической революции в России непосредственно сказалось на волне политических мятежей (подобных Парижской коммуне 1871 г. во Франции – см. § 63), прокатившихся по странам Центральной Европы. Мятежи дополнительно инициировались международными социалистическими объединениями в целях создания якобы общеевропейского движения «мировой революции», с наступлением которой теоретики социализма и марксизма единственно связывали возможность государственной победы классовых интересов рабочих и рабочих партий.

В Германии серия мятежей была в особенности стимулирована политическим хаосом в период после военного поражения, падения монархии и потому расшатывания управления. Сыграли роль и возродившиеся стремления к обособленности отдельных германских областей (прежде самостоятельных монархий и городов). Активное влияние на попытки образовать самоуправляющееся псевдогосударство на началах классовой демократии имели леворадикальное движение, а также организационные усилия эмиссаров из России. Самыми значительными стали мятежи в Бремене и Мюнхене. В результате первого на время образовалась Бременская советская республика (10 января – 4 февраля 1919 г.), декларировавшая независимость от общегерманского правительства, создавшая свою администрацию в виде Совета народных комиссаров. В итоге второго сложилась Баварская советская республика (7 апреля – 8 мая 1919 к), основанная под влиянием еще и полуанархистских движений. Создание якобы независимых республик было закономерным продолжением движения к повсеместному образованию в Германии советов рабочих и солдатских депутатов, пытавшихся забрать правительственные полномочия, в особенности по распределению продовольственных ресурсов, в руки только низших по социальному положению классов. Республики распространяли свое влияние (подобно Парижской коммуне) на город и ближайшую округу и ограничились, в основном, созданием выборных представительств от населения, которым одновременно поручались правительственные функции, и провозглашением популистских экономических мероприятий. Объективных оснований для превращения в полноценную государственность у этих «республик» не было. Обе они пали под давлением карательных операций общегерманского правительства, иногда (как в Мюнхене) довольно кровавых (до 1 тыс. погибших).

Несколько более длительным стал социалистический мятеж в Венгрии. В обстановке развала Австро-Венгрии, фактического обретения прежней государственной автономией самостоятельности, образовавшееся правительство (31 октября 1918г.) не сумело в полной мере удержать контроль над страной. В Венгрии оформилась значимая Коммунистическая партия. В атмосфере непрекращающихся рабочих стачек лидеры партии инициировали отставку правительства, декларировав установление «власти пролетариата». Венгерская советская республика (21 марта – 1 августа 1919 г.) конституировалась по образцу партийно-советского государства: вначале руководил Революционный совет, сливавшийся с руководством компартии, затем была принята Конституция 1919 г., повторявшая Конституцию рсфср 1918 г. Единственными реальными институтами новой власти стали Красная Армия, построенная по милиционному принципу из рабочего населения, и революционные суды-трибуналы, развервувшие внеправовой террор в отношении «буржуазии». Размах деятельности социалистического правительства был значительным, его экономические декреты (о национализации земель, конфискации жилья, привилегированном снабжении трудящихся) спровоцировали открытую гражданскую войну. Подавление советской власти проходило в обстановке кровавого военного террора. Это стало еще одним источником быстрой затем эволюции венгерской государственности к полумонархической военной диктатуре.

Социалистическое движение в первые же годы после окончания мировой войны из идейного движения превратилось в государственно-революционное. Это стимулировало преобразование многих прежних социалистических партий в коммунистические. На протяжении 1918-1921 гг. в большинстве европейских, а затем и азиатских стран сложились самостоятельные коммунистические партии , поставившие себе целью свершение социалистических революций в своих странах и создание государственности классовой демократии на принципах доктрины ленинизма. В течение ближайших десятилетий эти партии стали значимыми деятелями общественно-политической жизни своих стран и парламентской борьбы. Незначительные по влиянию коммунистические организации сложились даже в Латинской Америке и в США. В 1919 г. большинство из компартий объединились в т. н. 111-й Интернационал со штаб-квартирой в Москве. III-й Интернационал стал не только координирующим органом мирового коммунистического движения, но и инструментом подрывной политической деятельности в некоторых европейских странах, представлявших по разным причинам особый интерес для социалистического правительства в России в целях продвижения «мировой революции». Инициированные III Интернационалом в 1920-е гг. внутренние кризисы и даже вооруженные мятежи стали важным фактором отторжения в западных странах населения от коммунистического движения, а также общей эволюции режимов в сторону авторитаризма.

Рождение фашистского движения. Авторитаризм

Еще одним важнейшим государственно-политическим итогом Первой мировой войны стало появление фашистского движения – первоначально в виде политических партий нового тоталитарного типа, затем в виде особого право-государственного уклада, утвердившегося в ряде стран Европы.

Исторические и социальные корни фашизма были, в основном, теми же, что у движения к социалистической государственности. Источником стали стремления к построению «народного государства» (гарантировавшего бы социально-правовую унификацию нации), которые постепенно доминировали в политической эволюции западных стран на протяжении XIX в. Сыграло свою роль и повсеместное утверждение, начиная с 1900-х гг. и особенно после Первой мировой войны, всеобщего избирательного права. История преобразования парламентарного строя в разного рода в авторитарные режимы на протяжении XIX в. неизменно свидетельствовала о том, что главнейшим политическим источником авторитаризма были институты непосредственной широкой демократии, не подкрепленные другими конституционными сдержками и гарантиями. Сходной с движением к социалистической государственности была и социальная база фашизма – в особенности наличие влиятельного слоя крестьянства.

Почти сразу после окончания Первой мировой войны в ряде стран Европы образовались политические партии фашистского типа: Национал-социалистическая рабочая партия Германии (1920), Национал-фашистская партия Италии (1921), Испанская фаланга и др.* В своих программах партии использовали как социалистические идеи (особенно экономико-правовые), так и разного рода геополитические, националистические и расовые догматы, распространившиеся в Западной Европе в годы Первой мировой войны (в том числе представлявшиеся самыми рафинированными изысканиями в области политики с позиций духовной аристократии). В главном программы фашистских партий отправлялись от тезисов о предпочтении интересов нации правам индивидуума, о безусловных задачах сплочения нации и «отстаивания ее интересов», о государстве как чисто национальном организме, основанном на сильной власти и тоталитарных устремлениях к исполнению некоей «миссии нации». В социально-правовой сфере революционные преобразования фашизма предусматривали предпочтение мелкой и средней собственности, преобразование частной в некую «семейную собственность», широкую национализацию и тотальный государственный контроль , формирование «классового мира». Важным мотивом был открытый антиклерикализм фашистских программ, игнорирование христианского мировоззрения.

* В собственном смысле фашистским было только итальянское движение боевых отрядов-связок fasci Italian! di combattimento (программа обнародована 23 марта 1919 г.). Позднее, название стало условно-обобщающим, типологическим.

Родиной организованного фашистского движения стала Италия, где в 1919 г. бывший активист Социалистической партии Б. Муссолини образовал «Итальянский союз участников войны», провозгласивший последовательно-фашистскую программу государственного преобразовательства. В октябре 1922 г. в обстановке социального недовольства и с использованием методов военного мятежа организация Муссолини была приведена к власти. В Италии установился тоталитарный государственно-политический режим (просуществовавший до 1943 г). Институты парламентарной монархии, утвердившиеся в стране со времени ее национального объединения в середине XIX в., были преобразованы в духе военной диктатуры с сильной правительственной властью при подмене демократических республиканских институтов системой социальных корпораций, руководящее ядро которых представляла фашистская партия.

Наибольший размах и общемировое значение приобрело фашистское движение в Германии, которое вскоре привело к созданию законченно тоталитарного государства с особым правовым укладом (см. § 82).

Стремления к политическому тоталитаризму охватили и ряд других европейских государств. В 1926 г. военный переворот произошел в Польше. Измененная позднее конституция страны (образца 1935 г.) сосредоточила практически «единую и неделимую власть» в руках президента, отвечающего «перед Богом и историей за судьбы государства». Тогда же в Литве институты парламентской республики были деформированы фактической военной диктатурой А. Сметоны, сосредоточившего основные государственные полномочия. К практической ликвидации гражданских свобод и парламентского демократизма привели реформы правительства генерала Риверы в Испании, пришедшего к власти после организованного им военного переворота (1923 г.).

К середине 1930-х гг. движения фашистского типа существовали уже в 39 странах, в основном Европы, Латинской Америки. Сложился своеобразный фашистский интернационал, первые съезды которого в целях выработки единства действий прошли в 1934-1935 гг.

Стремления к государственно-политическому авторитаризму, в соединении с особой программой социальных реформ, стали одним из важнейших факторов всего мирового государственного и правового процесса между Первой и Второй мировыми войнами, хотя их непосредственное воздействие на государственные институты разных стран было различным.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Итоги войны. По Версальскому договору территория Германии сократилась на 70 тыс. кв. км, она лишилась всех немногочисленных колоний; военные статьи обязывали Германию не вводить воинскую повинность, распустить все военные организации, не иметь современных видов вооружения, выплатить репарации. Основательно была перекроена карта Европы. С распадом Австро-Венгерской дуалистической монархии была оформлена государственность Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, подтверждены самостоятельность и границы Албании, Болгарии, Румынии. Бельгия, Дания, Польша, Франция и Чехословакия вернули себе захваченные Германией земли, получив под свое управление часть исконных немецких территорий. От Турции были отделены Сирия, Ливан, Ирак, Палестина и переданы в качестве подмандатных территорий Англии и Франции. Новая западная граница Советской России также была определена на Парижской мирной конференции (линия Керзона) , при этом закреплялась государственность частей бывшей империи: Латвии, Литвы, Польши, Финляндии и Эстонии.

Последствия Первой мировой войны. Первая мировая война продемонстрировало кризисное состояние цивилизации. Действительно, во всех воюющих странах свертывалась демократия, суживалась сфера рыночных отношений, уступая место жесткому государственному регулированию сферы производства и распределения в его крайней этатистской1 форме. Эти тенденции противоречили хозяйственным основам западной цивилизации.

Не менее ярким свидетельством глубокого кризиса были кардинальные политические изменения в ряде стран. Так, вслед за Октябрьской революцией в России прокатились революции социалистического характера в Финляндии, Германии, Венгрии; в других странах отмечался небывалый подъем революционного движения, а в колониях - антиколониального. Это как бы подтверждало предсказание основателей коммунистической теории о неизбежной гибели капитализма, о чем также свидетельствовали возникновение Коммунистического 3-го Интернационала, 21/2-го Социалистического Интернационала, приход к власти во многих странах социалистических партий и, наконец, прочное завоевание власти в России большевистской партией.

Первая мировая война явилась катализатором индустриального развития. За годы войны было произведено 28 млн. винтовок, около 1 млн. пулеметов, 150 тыс. орудий, 9200 танков, тысячи самолетов, создан подводный флот (только в Германии за эти годы было построено более 450 подводных лодок) . Военная направленность индустриального прогресса стала очевидной, следующим шагом явилось создание техники и технологий для массового уничтожения людей. Впрочем, уже в годы Первой мировой войны были произведены чудовищные опыты, например, первое применение химического оружия немцами в 1915 г. в Бельгии под г. Ипр.

Последствия войны были катастрофическими для народного хозяйства большинства стран. Они вылились в повсеместные длительные экономические кризисы, в основе которых лежали гигантские хозяйственные диспропорции, возникшие в военные годы. Только прямые военные расходы воевавших стран составили 208 млрд. долларов. На фоне повсеместного падения гражданского производства и жизненного уровня населения шло укрепление и обогащение монополий, связанных с военным производством. Так, германские монополисты к началу 1918 г. аккумулировали в качестве прибыли 10 млрд. золотых марок, американские - 35 млрд. золотых долларов и т. д. Укрепившись за годы войны, монополии все более стали определять пути дальнейшего развития, ведущие к катастрофе западную цивилизацию. Подтверждением данного тезиса являются возникновение и распространение фашизма.

История новейшего времени

Ющенко Ольга Ивановна

Требования преподавателя:

· Зачёт автоматом по посещаемости (3 пропуска допустимо)

· Классический зачёт

История новейшего времени – 20-21 века.

1918 год – год окончания первой мировой войны, начало новейшей истории.

Итоги и последствия первой мировой войны (1914-1918)

Два воюющих блока: Германский блок (Австро-Венгрия, Турция, Болгария, Германия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Причины войны:

· Франко-германский конфликт

· Англо-германский конфликт

· Русско-германский конфликт.

Итог – победа Антанты, но без участия России. В 1917 году Россия вышла из войны (в результате революций).

Геополитические итоги:

· Рухнули 4 империи (Российская, Австро-Венгерская, Османская, Германская)

· Появились новые государства на политической карте (Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Польша, Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия)

· Япония и США понесли в войне минимальные потери и получили максимальную выгоду

· Индия и Китай получили независимость

· Начинается закат эпохи европоцентризма, мир стал многополярным, новые государства выходят на мировую арену.

Социально-экономические последствия войны:

· Истощение ресурсов (финансовых, человеческих)

· Экономические кризисы

· Социальные проблемы (карточки, повинность)

· Революции (в России, в Германии, в Османской империи, в Австро-Венгрии)

· Послевоенные реформы

· Изменение роли государства в социально-экономической жизни (государство берёт на себя более широкие функции – регулирование, контроль, распределение). Прямое регулирование (отдельных предприятий, отраслей, промышленности, госзаказов) и косвенное регулирование (налоговая, бюджетная, социальная политика).

· С 20-х годов во всех странах была контролируемая экономика (где-то больше, где-то меньше).

Социально-политические последствия войны:

· Разочарование в либеральных ценностях

· Возникновение крайних политических течений (крайне-правое – коммунизм, крайне-левое – фашизм)

· Политизация масс.

Война стала огромным моральным потрясением для людей.

4 года войны – целое потерянное поколение. Потеря ценностей, ориентации. Привыкли убивать. Массовая безработица, отсутствие перспектив.

Изменилась роль женщины. Война сильно повлияла на её статус, самоощущение. Женщины были вынуждены работать, замещать мужчин на фабриках, на заводах. Женщина стала кормилицей семьи. Война изменила даже внешний облик женщины (исчезли корсеты, юбки стали короче, появились женские брюки, появились короткие женские стрижки). Женщины получили политические права наравне с мужчинами, получили право голоса.

Для подведения итогов войны была создана Парижская мирная конференция, «заседание» длилось полтора года. Россию не пригласили. Формальный повод – гражданская война в России. Все вопросы решали представители трёх государств – Англии, Франции, США. Остальные страны были поставлены перед фактом и просто получили мирные договоры.

Вильсон баллотировался в лидеры США. Сильна доктрина «Америка для американцев», но уже появились сторонники другого подхода. Американский рынок пока ещё был широк, и американская буржуазия не нуждалась во внешней экономической экспансии.

Создана Лига Наций – победители войны. Задача Лиги миротворческая.

США претерпело дипломатическое поражение в войне. Америка не получила ни одной колонии, интересы её не были учтены. США отказались от вступления в Лигу Наций. Вильсон проиграл в выборах.

Версальский договор был роковым решением. Он способствовал процветанию фашизма в Германии.

В Версальском договоре Германия была указана единственным виновникам войны и была обязана выплатить компенсацию всем участникам. Сумма была неподъёмной для Германии. Выплачивать её Германия была обязана до 1988 года. Требование было воспринято как унижение.

Германия потеряла 1/8 часть территорий, которая ушла к соседям, потеряла все колонии. На этой территории проживала десятая часть населения Германии, после потери этой территории появились национальные меньшинства. Германии запретили объединяться с Австрией. Немецкое угольное месторождение ушло в ведомство специальных органов, созданных для контроля над Германией. Теперь Германия полностью подконтрольная страна.

Германия не могла иметь армию более 100000 добровольцев, генштаб распущен, военные училища закрыты, флот, авиация и артиллерия под запретом. Для немцев это был огромный психологический шок. Версальский договор был воспринят как оскорбительный, унизительный для Германии. Лозунг «долой Версаль!».

Однако Германия не чувствовала себя побеждённой страной, не подписывала капитуляцию. Её территория не была оккупирована, на ней не было активных боевых действий, не было ощущения активной войны. И после «Версаля» Германия жаждала реванша. Все 20-е годы Россия и Германия были партнёрами под антиверсальским лозунгом.

Лекция 2

По образцу Версальского договора были составлены договоры и с союзниками Германии – с Австрией, Турцией и др. Здесь тоже заперт на военные действия и пр.

Возникла масса вопросов: возникли национальные меньшинства. Треть венгров оказались в соседних государствах – в Румынии, в Югославии. Много немцев оказались на территории Польши, Чехословакии. И после 30х годов имели место локальные пограничные конфликты. Ущерблены национальные чувства, сложились авторитарные уставы.

Раздел колоний (Османской империи и Германской империи). Победители войны решили этот вопрос так: большинство колоний досталось сильнейшим – Англии, Франции, остальные земли (меньшинство) досталось другим странам. Американцы не получили ни одной колонии и чувствовали себя ущемлёнными.

Вашингтонская конференция для решений вопроса Тихоокеанского региона. С ноября 1921 года по февраль 1922 года. Советскую Россию вновь не пригласили, хотя она являлась Тихоокеанской державой. На Дальнем Востоке военные действия ещё не завершились, и это было формальной причиной не приглашать Россию.

Всего на Вашингтонской конференции было 9 участников. Вышли договор четырёх (о недосягаемости границ), договор пяти (договор, ограничивающий гонку вооружений, первый в истории), договор девяти.

Позиция Великобритании усилилась, но к концу войны долг Англии перед США составлял 4 миллиона. И роль ведущей державы перешла к США. Соперничество США с Японией (морской флот). Продолжилось это противостояние на Второй Мировой войне.

Была подписана серия договоров, создание Лиги нации, раздел владений бывших империй, санкционированное создание новых государств. Сформировалась Версальско-Вашингтонская система международных отношений, призванная урегулировать жизнь после войны. Но эта система оказалась непрочной.

Есть мнение, что в 20 веке была одна мировая война – с 1918 по 1945 год с передышкой.

Противоречия между победителями Первой Мировой войны были сглажены лишь временно. Основные противоречия возникли между основоположниками Версальской конференции – многие были недовольны. Франция хотела ещё больше ослабить Германию, Франция смертельно боялась возрождения Германии. За счёт ослабления Франции Германия хотела стать сильнейшей державой, установить гегемонию. Но это желание не исполнилось, амбиции Франции не оправдались.

Оскорблённой считала себя Италия (нарушила мир, выступила на стороне Антанты, чтобы получить земли). После окончания войны Италии досталась малая часть обещанных земель (Италия не внесла большого вклада в победу Антанты). Итальянские солдаты получили прозвище «макаронники» и оказались побеждёнными среди победителей.

Население Японии воспринималось американцами как угроза интересам. Противоречия между победителями – первая причина слабости Версальского договора. Вторая причина – разногласия между победителями и побеждёнными. Неприятие договоров, саботаж оговоров. Особенно болезненно принимался договор Германией (зародилось нацистское движение). Недальновидность победителей – начало войны в одном режиме, конец – в другом. Третья причина – нарушение принципа права нации на самоопределение, что породило массу национальных конфликтов. Локальные конфликты, локальные войны.

Победители не выполнили свои обещания в отношении Индии и Китая. Индия была державой Англии, у Китая – свои интересы державы. Но после войны интересы этих стран были проигнорированы.

Неэффективность Лиги наций. Принцип коллективной ответственности за мир, за безопасность. Решения Лиги наций принимали ведущие державы исходя из своих национальных или корыстных интересов, а не ради общего блага. Принцип равенства был чисто формальным. Мировую политику определяли несколько мировых держав. Решения Лиги наций не носили обязательного характера, поэтому их мало кто соблюдал. Лига наций оказалась неэффективной, и вся послевоенная система была непрочной.

Англия, Франция – два главных победителя, которые решали вопросы мировой политики.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12