Хронологическая таблица блока годы произведения. Александр Александрович Блок


Семья моей матери причастна к литературе и к науке. Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в "ректорском доме"). Петербургские Высшие женские курсы, называемые "Бестужевскими" (по имени К. Н. Бестужева-Рюмина), обязаны существованием своим главным образом моему деду.

Он принадлежал к тем идеалистам чистой воды, которых наше время уже почти не знает. Собственно, нам уже непонятны своеобразные и часто анекдотические рассказы о таких дворянах-шестидесятниках, как Салтыков-Щедрин или мой дед, об их отношении к императору Александру II, о собраниях Литературного фонда, о борелевских обедах, о хорошем французском и русском языке, об учащейся молодежи конца семидесятых годов. Вся эта эпоха русской истории отошла безвозвратно, пафос ее утрачен, и самый ритм показался бы нам чрезвычайно неторопливым.

В своем сельце Шахматове (Клинского уезда, Московской губернии) дед мой выходил к мужикам на крыльцо, потряхивая носовым платком; совершенно по той же причине, по которой И. С. Тургенев, разговаривая со своими крепостными, смущенно отколупывал кусочки краски с подъезда, обещая отдать все, что ни спросят, лишь бы отвязались.

Встречая знакомого мужика, дед мой брал его за плечо и начинал свою речь словами: "Eh bien, mon petit..." ["Ну, что, милый..." (франц.).].

Иногда на том разговор и кончался. Любимыми собеседниками были памятные мне отъявленные мошенники и плуты: старый Jacob Fidele [Яков Верный (франц.).], который разграбил у нас половину хозяйственной утвари, и разбойник Федор Куранов (по прозвищу Куран ), у которого было, говорят, на душе убийство; лицо у него было всегда сине-багровое – от водки, а иногда – в крови; он погиб в "кулачном бою". Оба были действительно люди умные и очень симпатичные; я, как и дед мой, любил их, и они оба до самой смерти своей чувствовали ко мне симпатию.

Однажды дед мой, видя, что мужик несет из лесу на плече березку, сказал ему: "Ты устал, дай я тебе помогу". При этом ему и в голову не пришло то очевидное обстоятельство что березка срублена в нашем лесу. Мои собственные воспоминания о деде – очень хорошие; мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушовки, вида, не известного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник; этот папоротник я до сих пор каждый год ищу на той самой горе, но так и не нахожу, - очевидно, он засеялся случайно и потом выродился.

Все это относится к глухим временам, которые наступили после событий 1 марта 1881 года. Дед мой продолжал читать курс ботаники в Петербургском университете до самой болезни своей; летом 1897 года его разбил паралич, он прожил еще пять лет без языка, его возили в кресле. Он скончался 1 июля 1902 года в Шахматове. Хоронить его привезли в Петербург; среди встречавших тело на станции был Дмитрий Иванович Менделеев.

Дмитрий Иванович играл очень большую роль в бекетовской семье. И дед и бабушка моя были с ним дружны. Менделеев и дед мой, вскоре после освобождения крестьян, ездили вместе в Московскую губернию и купили в Клинском уезде два имения – по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова, я был там в детстве, а в юности стал бывать там часто. Старшая дочь Дмитрия Ивановича Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей невестой. В 1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканова, которое находится между Шахматовым и Бобловым.

Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии, Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь – работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден; последние годы она делала до 200 печатных листов в год; она была очень начитана и владела несколькими языками; ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль – образный, язык – точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими.

Переводные стихи ее печатались в "Современнике", под псевдонимом "Е. Б.", и в "Английских поэтах" Гербеля, без имени. Ею переведены многие сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Гексли, Мура (поэма "Лалла-Рук"), Бичер-Стоу, Гольдсмита, Стэнли, Теккерея, Диккенса, В. Скотта, Брэт Гарта, Жорж Занд, Бальзака, В. Гюго, Флобера, Мопассана, Руссо, Лесажа. Этот список авторов – далеко не полный. Оплата труда была всегда ничтожна. Теперь эти сотни тысяч томов разошлись в дешевых изданиях, а знакомый антикварными ценами знает, как дороги уже теперь хотя бы так называемые "144 тома" (изд. Г. Пантелеева), в которых помещены многие переводы Е. Г. Бекетовой и ее дочерей. Характерная страница в истории русского просвещения.

Отвлеченное и "утонченное" удавалось бабушке моей меньше, ее язык был слишком лапидарен , в нем было много бытового. Характер на редкость отчетливый соединялся в ней с мыслью ясной, как летние деревенские утра, в которые она до свету садилась работать. Долгие годы я помню смутно, как помнится все детское, ее голос, пяльцы, на которых с необыкновенной быстротой вырастают яркие шерстяные цветы, пестрые лоскутные одеяла, сшитые из никому не нужных и тщательно собираемых лоскутков, – и во всем этом – какое-то невозвратное здоровье и веселье, ушедшее с нею из нашей семьи. Она умела радоваться просто солнцу, просто хорошей погоде, даже в самые последние годы, когда ее мучили болезни и доктора, известные и неизвестные, проделывавшие над ней мучительные и бессмысленные эксперименты. Все это не убивало ее неукротимой жизненности.

Эта жизненность и живучесть проникала и в литературные вкусы; при всей тонкости художественного понимания она говорила, что "тайный советник Гёте написал вторую часть "Фауста", чтобы удивить глубокомысленных немцев". Также ненавидела она нравственные проповеди Толстого. Все это вязалось с пламенной романтикой, переходящей иногда в старинную сентиментальность. Она любила музыку и поэзию, писала мне полушутливые стихи, в которых звучали, однако, временами грустные ноты:

Так, бодрствуя в часы ночные
И внука юного любя,
Старуха-бабка не впервые
Слагала стансы для тебя.

Она мастерски читала вслух сцены Слепцова и Островского, пестрые рассказы Чехова. Одною из последних ее работ был перевод двух рассказов Чехова на французский язык (для"Revue des deux Mondes"). Чехов прислал ей милую благодарственную записку.

К сожалению, бабушка моя так и не написала своих воспоминаний. У меня хранится только короткий план ее записок; она знала лично многих наших писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Ап. Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Я берегу тот экземпляр английского романа, который собственноручно дал ей для перевода Ф. М. Достоевский. Перевод этот печатался во "Времени".

Бабушка моя скончалась ровно через три месяца после деда – 1 октября 1902 года. От дедов унаследовали любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении их дочери – моя мать и ее две сестры. Все три переводили с иностранных языков. Известностью пользовалась старшая – Екатерина Андреевна (по мужу – Краснова). Ей принадлежат изданные уже после ее смерти (4 мая 1892 года) две самостоятельных книги "Рассказов" и "Стихотворений" (последняя книга удостоена почетного отзыва Академии наук). Оригинальная повесть ее "Не судьба" печаталась в "Вестнике Европы". Переводила она с французского (Монтескье, Бернарден де Сен-Пьер), испанского (Эспронседа, Бэкер, Перес Гальдос, статья о Пардо Басан), переделывала английские повести для детей (Стивенсон, Хаггарт; издано у Суворина в "Дешевой библиотеке").

Моя мать, Александра Андреевна (по второму мужу – Кублицкая-Пиоттух), переводила и переводит с французского – стихами и прозой (Бальзак, В. Гюго, Флобер, Зола, Мюссе, Эркман-Шатриан, Додэ, Боделэр, Верлэн, Ришпэн). В молодости писала стихи, но печатала – только детские.

Мария Андреевна Бекетова переводила и переводит с польского (Сенкевич и мн. др.), немецкого (Гофман), французского (Бальзак, Мюссе). Ей принадлежат популярные переделки (Жюль Верн, Сильвио Пеллико), биографии (Андерсен), монографии для народа (Голландия, История Англии и др.). "Кармозина" Мюссе была не так давно представлена в театре для рабочих в ее переводе.

В семье отца литература играла небольшую роль. Дед мой – лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича, выходца из Мекленбурга (прародитель – лейб-хирург Иван Блок был при Павле I возведен в российское дворянство). Женат был мой дед на дочери новгородского губернатора – Ариадне Александровне Черкасовой.

Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права; он скончался 1 декабря 1909 года. Специальная ученость далеко не исчерпывает его деятельности, равно как и его стремлений, может быть менее научных, чем художественных. Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна. За всю жизнь свою он напечатал лишь две небольшие книги (не считая литографированных лекций) и последние двадцать лет трудился над сочинением, посвященным классификации наук. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера. Последнее и было главной причиной того, что он написал так мало и не завершил главного труда жизни: свои непрестанно развивавшиеся идеи он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его. Я встречался с ним мало, но помню его кровно.

Детство мое прошло в семье матери. Здесь именно любили и понимали слово; в семье господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Говоря вульгарно, по-верлэновски, преобладание имела здесь еlоquence [красноречие (франц.).]; одной только матери моей свойственны были постоянный мятеж и беспокойство о новом, и мои стремления к musique [музыке – фр.] находили поддержку у нее. Впрочем, никто в семье меня никогда не преследовал, все только любили и баловали. Милой же старинной еlоquenсе обязан я до гроба тем, что литература началась для меня не с Верлэна и не с декадентства вообще. Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф:

Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен. Мечты кипят.
От зари роскошный холод
Проникает в сад.

Жизненных опытов" не было долго. Смутно помню я большие петербургские квартиры с массой людей, с няней, игрушками и елками – и благоуханную глушь нашей маленькой усадьбы. Лишь около 15 лет родились первые определенные мечтания о любви, и рядом – приступы отчаянья и иронии, которые нашли себе исход через много лет – в первом моем драматическом опыте "Балаганчик", лирические сцены). "Сочинять" я стал чуть ли не с пяти лет. Гораздо позже мы с двоюродными и троюродными братьями основали журнал "Вестник", в одном экземпляре; там я был редактором и деятельным сотрудником три года.

Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет. Года три-четыре я показывал свои писания только матери и тетке. Все это были – лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги "Стихов о Прекрасной Даме" их накопилось до 800, не считая отроческих. В книгу из них вошло лишь около 100. После я печатал и до сих пор печатаю кое-что из старого в журналах и газетах.

Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой "новой поэзии" я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал "субъективным" и бережно оберегал от всех. Внешним образом готовился я тогда в актеры, с упоением декламировал Майкова, Фета, Полонского, Апухтина, играл на любительских спектаклях, в доме моей будущей невесты, Гамлета, Чацкого, Скупого рыцаря и... водевили. Трезвые и здоровые люди, которые меня тогда окружали, кажется, уберегли меня тогда от заразы мистического шарлатанства, которое через несколько лет после того стало модным в некоторых литературных кругах. К счастию и к несчастью вместе, "мода" такая пришла, как всегда бывает, именно тогда, когда все внутренно определилось; когда стихии, бушевавшие под землей, хлынули наружу, нашлась толпа любителей легкой мистической наживы.

Впоследствии и я отдал дань этому новому кощунственному "веянью"; но все это уже выходит за пределы "автобиографии". Интересующихся могу отослать к стихам моим и к статье "О современном состоянии русского символизма" (журнал "Аполлон" 1910 года). Теперь же возвращусь назад.

От полного незнания и неумения сообщаться с миром со мною случился анекдот, о котором я вспоминаю с удовольствием и благодарностью: как-то в дождливый осенний день (если не ошибаюсь, 1900 года) отправился я со стихами к старинному знакомому нашей семьи, Виктору Петровичу Острогорскому, теперь покойному. Он редактировал тогда "Мир божий". Не говоря, кто меня к нему направил, я с волнением дал ему два маленьких стихотворения, внушенные Сирином, Алконостом и Гамаюном В. Васнецова. Пробежав стихи, он сказал: "Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!" – и выпроводил меня со свирепым добродушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах.

После этого случая я долго никуда не совался, пока в 1902 году меня не направили к В. Никольскому, редактировавшему тогда вместе с Репиным студенческий сборник. Уже через год после этого я стал печататься "серьезно". Первыми, кто обратил внимание на мои стихи со стороны, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы (двоюродная сестра моей матери). Первые мои вещи появились в 1903 году в журнале "Новый путь" и, почти одновременно, в альманахе "Северные цветы".

Семнадцать лет моей жизни я прожил в казармах л.-гв. Гренадерского полка (когда мне было девять лет, мать моя вышла во второй раз замуж, за Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, который служил в полку). Окончив курс в СПб. Введенской (ныне – императора Петра Великого) гимназии, я поступил на юридический факультет Петербургского университета довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке. В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, я перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав государственный экзамен весною 1906 года (по славяно-русскому отделению).

Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли, но высшее образование дало, во всяком случае, некоторую умственную дисциплину и известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных, и в собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе (материалы для драмы "Роза и Крест"). С годами я оцениваю все более то, что дал мне университет в лице моих уважаемых профессоров – А. И. Соболевского, И. А. Шляпкина, С. Ф. Платонова, А. И. Введенского и Ф. Ф. Зелинского. Если мне удастся собрать книгу моих работ и статей, которые разбросаны в немалом количестве по разным изданиям, но нуждаются в сильной переработке, – долею научности, которая заключена в них, буду я обязан университету.

В сущности, только после окончания "университетского" курса началась моя "самостоятельная" жизнь. Продолжая писать лирические стихотворения, которые все, с 1897 года, можно рассматривать как дневник, я именно в год окончания курса в университете написал свои первые пьесы в драматической форме; главными темами моих статей (кроме чисто литературных) были и остались темы об "интеллигенции и народе", о театре и о русском символизме (не в смысле литературной школы только).

Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, 3. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым; события 1904 – 1905 года; знакомство с театральной средой, которое началось в театре покойной В. Ф. Комиссаржевской; крайнее падение литературных нравов и начало "фабричной" литературы, связанное с событиями 1905 года; знакомство с творениями покойного Августа Стриндберга (первоначально – через поэта Вл. Пяста); три заграничных путешествия: я был в Италии – северной (Венеция, Равенна, Милан) и средней (Флоренция, Пиза, Перуджия и много других городов и местечек Умбрии), во Франции (на севере Бретани, в Пиренеях – в окрестностях Биаррица; несколько раз жил в Париже), в Бельгии и Голландии; кроме того, мне приводилось почему-то каждые шесть лет моей жизни возвращаться в Bad Nauheim (Hessen-Nassau), с которым у меня связаны особенные воспоминания.

Этой весною (1915 года) мне пришлось бы возвращаться туда в четвертый раз; но в личную и низшую мистику моих поездок в Bad Nauheim вмешалась общая и высшая мистика войны.

90 лет назад, 7 августа 1921 года, скончался Александр Александрович Блок, русский поэт-символист. 7 августа в Петербурге традиционно проходит День памяти поэта.

С начала 1900 г. Александр Блок сближается с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 г. в журнале "Новый Путь", которым руководил Мережковский, появилась первая подборка стихотворений Блока ("Из посвящений"). В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме".

В январе 1903 г. Блок вступил в переписку с Андреем Белым, с которым его сближали сходная мистическая настроенность и родство духовных поисков.

В августе 1903 г. состоялось бракосочетание Александра Блока и Любови Менделеевой.

В октябре 1904 г. вышла книга Александра Блока под названием "Стихи о Прекрасной Даме".

В стихах 1904-1906 гг. Блок отошел от отвлеченных юношеских мечтаний, ища взамен иные, земные ценности, что нашло свое отражение в стихах, которые вошли позднее в цикл "Город": "Митинг" ("Он говорил умно и резко..."), "Поднимались из тьмы погребов...", "Еще прекрасно серое небо...", "Вися над городом всемирным...", "Сытые" ("Они давно меня томили...").

В период 1905-1907 гг. прежнее безразличие Блока к общественно-политическим событиям сменилось интересом к ним, что было выражено в сборниках "Нечаянная радость", "Снежная маска", "Земля в снегу", "Ночные часы". В эти же годы Блок создает цикл лирических драм: "Балаганчик" (1906), "Король на площади" (1906) и "Незнакомка" (1907), а позже еще две драмы - "Песня Судьбы" (1908) и "Роза и Крест" (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей: "Безвременье", "Народ и интеллигенция", "О современном состоянии русского символизма" и др.

Блок на время порывает с Андреем Белым и Мережковскими, стремится установить связи с горьковским "Знанием", принимает участие в дискуссиях по актуальным вопросам: о народе и интеллигенции, о судьбах России, о роли искусства.

Поездка в Италию в апреле 1909 г. стала для Блока поворотной . Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В конце ноября 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, поехал в Варшаву, но не застал его в живых. Получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 г. он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена).

После выхода в 1911 г. сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное "Собрание стихотворений", которое вышло в 1911-1912 гг. в московском издательстве "Мусагет". Каждый том имел символически значимое заглавие: I - "Стихи о Прекрасной Даме", II - "Нечаянная Радость", III - "Снежная ночь".

К 1915-1916 гг. творческая активность поэта заметно снижается. Помимо личных, на это повлияли и объективные причины, в первую очередь, начавшаяся летом 1914 г. первая мировая война. В то время Блок работал над поэмой "Возмездие", но завершить ее не успел: в июле 1916 г. он был призван в армию и до марта 1917 г. служил под Пинском табельщиком в инженерно-строительной дружине. Вернувшись в Петроград, Блок работал редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. Результатом этой необычной для Блока работы стала статья "Последние дни старого режима" (в расширенном варианте - книга "Последние дни императорской власти", 1921).

После 1916 г. Блок переиздавал созданные ранее произведения, по-новому группируя их, внося изменения в состав книг и разделов, в отдельные тексты. На протяжении всего 1917 г. Блок не создал ни одного поэтического произведения.

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением . Именно в это время он пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918 г. свои известные произведения: статью "Интеллигенция и революция", в которой выступил с призывом принять революцию, поэму "Двенадцать"(1918) и стихотворение "Скифы" (1918).

В последние годы жизни Блок вёл большую общественную работу: в сентябре 1917 г. он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 г. сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 г. был назначен председателем Режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград), одновременно став членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 г. стал председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Александр Блок выступал с докладами, статьями, речами ("Катилина", 1918, "Крушение гуманизма", 1919, "Гейне в России", 1919, "О назначении поэта", 1921, "Без божества, без вдохновенья", 1921). Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей жизни он обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости, мещанства в новом, "революционном" варианте.

В 1920-1921 гг. Блок несколько раз выступал с чтением своих стихов в Москве. Последней книгой, изданной при жизни поэта, была его пьеса "Рамзес" (1921).

В 1920 г. у Блока появились первые признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Блок Александр Александрович - великий русский поэт, который обрел известность в начале XX века. Воспевая русскую революцию в своих произведениях, Блок не уставал посвящать стихи и своей единственной любви, которую он пронес через всю жизнь.

Хронологическая таблица

1889-1898 - учеба в гимназии.

1898-1906 - учеба в Петербургском университете. Славяно-русское отделение историко-филологического факультета.

1903 - женитьба Блока на Любови Дмитриевне Менделеевой.

1904 - издается первая книга поэта под названием "Стихи о Прекрасной Даме", посвященные жене.

1905-1908 - осознание Александром Блоком своей истинной приверженности идеям революции. Все последующее творчество поэта было связано с воспеванием светлых начинаний большевиков. Поэта признали и высоко оценили соотечественники.

1907-1911 - путешествия Блока по Италии, Германии, Европе. Создан цикл прекрасных произведений. "Итальянские стихи" - выдающееся творение поэта.

1916 - начало службы в армии, в инженерно-строительной дружине.

1917 - работа в Чрезвычайной следственной комиссии. "Последние дни императорской власти" - книга, написаннная Блоком на основе полученного опыта.

1921 - последние публичные выступления Блока перед народом.

Представитель русской интеллигенции

Хронологическая таблица Блока начинается в Санкт-Петербурге. Известный русский поэт родился в 1880 году, 16 ноября (по новому стилю - 28 ноября). Семья русских интеллигентов, в которой воспитывался мальчик, с детства дала поэту представления о прекрасном, уважение к науке и литературе. Дед Александра Блока А.Н.Бекетов был ректором университета, мать Александра Андреевна работала переводчицей, отец Александр Львович Блок служил профессором права в Хронологическая таблица Блока включает одно тяжелое событие в детстве поэта - развод родителей. Ребенок остался воспитываться в семье деда, в окружении любящей матери, тетушек и бабушек в усадьбе Шахматово.

Но фамилию поэт носил отцовскую. Блок Александр Александрович остался до конца жизни сыном своего отца, хотя в девятилетнем возрасте переехал вместе с матерью к отчиму. Александра Андреевна вышла замуж повторно за гвардейского офицера и забрала сына с собой. В том же 1889 году маленький Саша поступил в гимназию.

Творчество

Воспитанный на произведениях А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.А.Фета поэт стал творить с раннего возраста. Уже в пять лет Александр Блок стихи стал писать, удивляя и радуя домашних. Конечно, его первые творения были подражанием прочтённым произведениям, но поэтический талант сказался явственно. С течением времени произведения Блока наполнялись силой, он писал больше, в детстве даже пытался издавать журналы. Юношеские влюбленности отражались в стихотворениях. Будучи уже взрослым, Блок посвящал циклы стихов женщинам. Прекрасная дама - образ, возникший в сердце поэта, был навеки запечатлен в его произведениях. Прототипом стала Любовь Менделеева - жена и возлюбленная поэта.

Единственная любовь

Со своей Прекрасной дамой поэт познакомился едва ли не в младенчестве. Семьи известного ученого Дмитрия Менделеева и ректора университета Андрея Бекетова дружили, общались, проводили много времени вместе. Маленькие Саша и Люба, имеющие год разницы в возрасте, знали друг друга с детства - они часто гуляли в саду в сопровождении домашних или нянечек. Повзрослев, ребята вместе ставили спектакли, испытывая одинаковую страсть и тягу к театру. Шекспир был излюбленным автором для юных театралов. Александр играл Гамлета, а Любовь - Офелию. Вспыхнувшее между подростками чувство привело молодых людей к логическому окончанию завязавшихся отношений - свадьбе. Хронологическая таблица Блока в 1903 году пополняется важным событием: поэт женится.

Странный союз

Сделав предложение в торжественной обстановке и получив долгожданное согласие от любимой, становится женатым человеком Блок Александр Александрович. Биография поэта, казалось бы, складывается удачно, но на деле брачный союз оказывается не совсем счастливым. Поэт боготворит свою жену, осыпает ее комплиментами, посвящает свои творения. Самым пылким и нежным влюбленным кажется со стороны Александр Блок. Стихи о Прекрасной даме и Вечной жене посвящаются любимой женщине, но сама семейная жизнь терпит крах. Молодая жена не может дождаться от новоиспеченного мужа главного действия, основы брака: Блок не допускает физической близости с супругой. Обескураженной женщине в первую брачную ночь он объясняет, что не может быть с ней, как с уличной девкой, ведь она - Прекрасная дама для него.

Страдания Любови Дмитриевны

Любаша льет слезы, пытается искать в себе причину нежелания мужа быть с ней. Шьет модные наряды, заказывает дорогие духи и изысканное нижнее белье, кокетничает с супругом, всячески показывая свою женскую привлекательность. Но всё безуспешно. По-прежнему верен своему идеалу остается Блок Александр Александрович. Биография поэта со временем наполнится встречами со случайными женщинами, парой романов с актрисами, но единственная и любимая жена так и останется для него божеством, к которому он не посмеет прикоснуться, дабы не осквернить его чистоты. Но вопрос жены о том, как же быть им обоим далее, Блок отвечает, что каждый свободен в своем выборе, и они вольны выбирать себе других, даже состоя в браке.

Жизнь поэта

Странную, наполненную сильными чуствами и страстями, но такую корокую жизнь суждено было прожить великому поэту. Всего 41 год отвела судьба одному из лучших творцов Серебряного века. Жизнь Александра Блока подарила ему возможность почувствовать настоящую любовь, пронести ее через годы, испытать чувство приверженности великому делу - поэт искренне верил в идеи революции, тесно сотрудничал с новой властью, установившейся в России в те годы. Он входил в дирекцию Большого театра, являлся членом Репертуарной секции отдела Наркомпроса. Большевики восторженно воспринимали творчество молодого поэта, называли его первым в России.

Однако поэма Александра Блока "Двенадцать" вызвала шквал негативных эмоций у коммунистов. Образ Иисуса Христа, который поэт изобразил в произведении, не пришелся по душе большинству читателей того времени. Хронологическая таблица Блока включает и арест поэта во времена подозрений и поголовных расстрелов. Но по ходатайству влиятельного знакомого Блока отпустили и сняли все обвинения в предательстве.

К концу своей жизни поэт много болел. Он жил в одиночестве, супруга его странствовала по свету, играя роли в театре, который сама спонсировала, владея некими сбережениями, доставшимися ей от знаменитого отца. Роман за романом заводила Любовь Дмитриевна, по-прежнему извещая в письмах мужа, что любит его одного во всем свете. Перед смертью Александр Блок, должно быть, понял всю чудовищность своей ошибки в браке - настояние отправиться каждому из супругов в свое отдельное плавание. Он посвятил жене одну из последних строк с мольбой о прощении: "Эта прядь - такая золотая, Разве не от старого огня? Страстная, безбожная, пустая, незабвенная, прости меня!" Умер Блок в 1921 году от непонятной болезни - истощения, неврастении, психического расстройства - доктора так и не поставили единый диагноз.

2 апреля 2016

Блок Александр Александрович - великий русский поэт, который обрел известность в начале XX века. Воспевая русскую революцию в своих произведениях, Блок не уставал посвящать стихи и своей единственной любви, которую он пронес через всю жизнь.

Хронологическая таблица

1889-1898 - учеба в гимназии.

1898-1906 - учеба в Петербургском университете. Славяно-русское отделение историко-филологического факультета.

1903 - женитьба Блока на Любови Дмитриевне Менделеевой.

1904 - издается первая книга поэта под названием "Стихи о Прекрасной Даме", посвященные жене.

1905-1908 - осознание Александром Блоком своей истинной приверженности идеям революции. Все последующее творчество поэта было связано с воспеванием светлых начинаний большевиков. Поэта признали и высоко оценили соотечественники.

1907-1911 - путешествия Блока по Италии, Германии, Европе. Создан цикл прекрасных произведений. "Итальянские стихи" - выдающееся творение поэта.

1916 - начало службы в армии, в инженерно-строительной дружине.

1917 - работа в Чрезвычайной следственной комиссии. "Последние дни императорской власти" - книга, написаннная Блоком на основе полученного опыта.

1921 - последние публичные выступления Блока перед народом.

Представитель русской интеллигенции

Хронологическая таблица Блока начинается в Санкт-Петербурге. Известный русский поэт родился в 1880 году, 16 ноября (по новому стилю - 28 ноября). Семья русских интеллигентов, в которой воспитывался мальчик, с детства дала поэту представления о прекрасном, уважение к науке и литературе. Дед Александра Блока А.Н.Бекетов был ректором университета, мать Александра Андреевна работала переводчицей, отец Александр Львович Блок служил профессором права в Варшавском университете. Хронологическая таблица Блока включает одно тяжелое событие в детстве поэта - развод родителей. Ребенок остался воспитываться в семье деда, в окружении любящей матери, тетушек и бабушек в усадьбе Шахматово.Но фамилию поэт носил отцовскую. Блок Александр Александрович остался до конца жизни сыном своего отца, хотя в девятилетнем возрасте переехал вместе с матерью к отчиму. Александра Андреевна вышла замуж повторно за гвардейского офицера и забрала сына с собой. В том же 1889 году маленький Саша поступил в гимназию.

Творчество

Воспитанный на произведениях А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.А.Фета поэт стал творить с раннего возраста. Уже в пять лет Александр Блок стихи стал писать, удивляя и радуя домашних. Конечно, его первые творения были подражанием прочтённым произведениям, но поэтический талант сказался явственно. С течением времени произведения Блока наполнялись силой, он писал больше, в детстве даже пытался издавать журналы. Юношеские влюбленности отражались в стихотворениях. Будучи уже взрослым, Блок посвящал циклы стихов женщинам. Прекрасная дама - образ, возникший в сердце поэта, был навеки запечатлен в его произведениях. Прототипом стала Любовь Менделеева - жена и возлюбленная поэта.

Единственная любовь

Со своей Прекрасной дамой поэт познакомился едва ли не в младенчестве. Семьи известного ученого Дмитрия Менделеева и ректора университета Андрея Бекетова дружили, общались, проводили много времени вместе. Маленькие Саша и Люба, имеющие год разницы в возрасте, знали друг друга с детства - они часто гуляли в саду в сопровождении домашних или нянечек. Повзрослев, ребята вместе ставили спектакли, испытывая одинаковую страсть и тягу к театру. Шекспир был излюбленным автором для юных театралов. Александр играл Гамлета, а Любовь - Офелию. Вспыхнувшее между подростками чувство привело молодых людей к логическому окончанию завязавшихся отношений - свадьбе. Хронологическая таблица Блока в 1903 году пополняется важным событием: поэт женится.

Странный союз

Сделав предложение в торжественной обстановке и получив долгожданное согласие от любимой, становится женатым человеком Блок Александр Александрович. Биография поэта, казалось бы, складывается удачно, но на деле брачный союз оказывается не совсем счастливым. Поэт боготворит свою жену, осыпает ее комплиментами, посвящает свои творения. Самым пылким и нежным влюбленным кажется со стороны Александр Блок. Стихи о Прекрасной даме и Вечной жене посвящаются любимой женщине, но сама семейная жизнь терпит крах. Молодая жена не может дождаться от новоиспеченного мужа главного действия, основы брака: Блок не допускает физической близости с супругой. Обескураженной женщине в первую брачную ночь он объясняет, что не может быть с ней, как с уличной девкой, ведь она - Прекрасная дама для него.

Страдания Любови Дмитриевны

Любаша льет слезы, пытается искать в себе причину нежелания мужа быть с ней. Шьет модные наряды, заказывает дорогие духи и изысканное нижнее белье, кокетничает с супругом, всячески показывая свою женскую привлекательность. Но всё безуспешно. По-прежнему верен своему идеалу остается Блок Александр Александрович. Биография поэта со временем наполнится встречами со случайными женщинами, парой романов с актрисами, но единственная и любимая жена так и останется для него божеством, к которому он не посмеет прикоснуться, дабы не осквернить его чистоты. Но вопрос жены о том, как же быть им обоим далее, Блок отвечает, что каждый свободен в своем выборе, и они вольны выбирать себе других, даже состоя в браке.

Жизнь поэта

Странную, наполненную сильными чуствами и страстями, но такую корокую жизнь суждено было прожить великому поэту. Всего 41 год отвела судьба одному из лучших творцов Серебряного века. Жизнь Александра Блока подарила ему возможность почувствовать настоящую любовь, пронести ее через годы, испытать чувство приверженности великому делу - поэт искренне верил в идеи революции, тесно сотрудничал с новой властью, установившейся в России в те годы. Он входил в дирекцию Большого театра, являлся членом Репертуарной секции отдела Наркомпроса. Большевики восторженно воспринимали творчество молодого поэта, называли его первым в России.

Однако поэма Александра Блока "Двенадцать" вызвала шквал негативных эмоций у коммунистов. Образ Иисуса Христа, который поэт изобразил в произведении, не пришелся по душе большинству читателей того времени. Хронологическая таблица Блока включает и арест поэта во времена подозрений и поголовных расстрелов. Но по ходатайству влиятельного знакомого Блока отпустили и сняли все обвинения в предательстве.

К концу своей жизни поэт много болел. Он жил в одиночестве, супруга его странствовала по свету, играя роли в театре, который сама спонсировала, владея некими сбережениями, доставшимися ей от знаменитого отца. Роман за романом заводила Любовь Дмитриевна, по-прежнему извещая в письмах мужа, что любит его одного во всем свете. Перед смертью Александр Блок, должно быть, понял всю чудовищность своей ошибки в браке - настояние отправиться каждому из супругов в свое отдельное плавание. Он посвятил жене одну из последних строк с мольбой о прощении: "Эта прядь - такая золотая, Разве не от старого огня? Страстная, безбожная, пустая, незабвенная, прости меня!" Умер Блок в 1921 году от непонятной болезни - истощения, неврастении, психического расстройства - доктора так и не поставили единый диагноз.

  • 1880 16 ноябpя - Родился Александp Блок.
  • 1889 год - Блока пошел в гимназию.
    В 1889 году мать Блока втоpично вышла замуж - за гваpдейского офицеpа. Девятилетний Блок поселился с матеpью и отчимом в Гpенадpских казаpмах, pасположенных на окpаине Петеpбуpга, на беpегу Большой Невки. Тогда же Блока отдали в гимназию.
  • 1897 год - Блок пеpежил пеpвую любовь.
    В 1897 году, очутившись с матеpью за гpаницей, в немецком куpоpтном гоpодке Бад Наугейме, Блок пеpежил пеpвую, но очень сильную юношескую влюбленность. Она оставила глубокий след в его поэзии.
  • 1898 год - Блока окончил гимназию.
  • 1898 год - Блок «довольно безотчетно» поступил на юpидический факультет Петеpбуpгского унивеpситета. Чеpез тpи года, убедившись, что совеpшенно чужд юpидической науке, он пеpевелся на славяно-pусское отделение истоpико-филологического факультета, котоpое окончил в 1906 году.
  • 1906 год - Блок окончил славяно-pусское отделение истоpико-филологического факультета Петеpбуpгского унивеpситета.
  • Но в 1901 году театpальные интеpесы уступили место интеpесам литеpетуpным. К тому вpемени Блок написал уже много стихов. Это - лиpика любви и пpиpоды, полная неясных пpедчуствий, таинственных намеков и иносказаний. Молодой Блок погpужается в изучение идеалистической философии, в частности твоpений дpевнегpеческого философа Платона, учившего, что, кpоме pеального миpа,есть еще некий «свеpхpеальный», высший «миp идей».
  • Начиная с 1898 года Блок пеpеживал на pедкость сильное и глубокое чувство к девушке (Любови Дмитpиевне Менделеевой), котоpая впоследствии стала его женой.
  • 1903 август - Блок и Л.Д.Менделеева поженились.
  • В это вpемя Блок уже вступил в литеpатуpу, пpимкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 года - почти одновpеменно в петеpбуpгском жуpнале «Новый путь» и в московском альманахе «Севеpные цветы». Он устанавливает связи в символистском кpугу и в Петеpбуpге (с Д. Меpежковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В. Бpюсовым). Но особенно близким Блоку оказался обpазовавшийся тогда в Москве кpужок молодых поклонников и последователей Вл. Соловьева, главную pоль сpеди котоpых игpал начинающий поэт, пpозаик, теоpетик Андpей Белый. В этом кpужке стихи Блока встpетили восстpоженное пpизнание.
  • Конец 1904 года - В символистском издательстве «Гpиф» вышла в свет пеpвая книга Блока - «Стихи о Пpекpасной Даме» >.
  • Конец 1903 года - Написанно стихотвоpение «Фабpика» , которое может pассматpиваться как важная точка повоpота на твоpческом пути Блока.
  • Революция 1905 года пpоизвела на него впечатление гpомадное, в сильной степени пpояснила его идейное и художественное зpение. Он увидел активность наpода, его волю к боpьбе за свободу и счастье, в самом себе откpыл «гpажданина», впеpвые ощутил пpисущее каждому истинному и честному художнику чувство кpовной связи с наpодом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.
  • Пpежнее безpазличие Блока к общественно - политическим событиям сменилось в 1905 году жадным интеpесом к пpоисходящему. Он участвовал в pеволюционных демонстpациях и однажды во главе одной из них нес кpасное знамя. События того вpемени отpазились в целом pяде пpоизведений Блока.
  • Годы 1906-1908 были вpеменем писательского pоста и успеха Блока. Он становится пpофессиональным литеpатоpом, его имя пpиобpетает уже довольно шиpокую известность.
  • 1907-1908 - Одна за дpугой выходят книги Блока - сбоpники стихов «Нечаянная pадость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), сбоpник «Лиpические дpамы» (1908).
  • В 1908 году была написана, в 1909 году опубликована большая дpама Блока «Песня судьбы» (постановка ее на сцене не осуществилась).
  • В 1907 - 1908 годах опpеделился глубокий pазлад его почти со свей символистской литеpатуpой. Чем дальше, тем более настойчиво идет Блок своим путем. Из своих pаэдумий, сомнений и тpевог он сделал pешительные и окончательные выводы.
  • 1909 год - Он совеpшил интеpесное путешествие по Италии и Геpмании, pезультатом котоpого явился цикл «Итальянские стихи» - лучшее, что есть в pусской поэзии об Италии.
  • В 1911 году он снова путешествовал по Евpопе (Паpиж, Бpетань, Бельгия, Голландия, Беpлин), в 1913 году - в тpетий pаз (Паpиж и Бискайское побеpежье Атлантического океана).
  • Летом 1916 года он был пpизван в действующую аpмию и служил в инженеpно-стpоительной дpужине, сооpужавшей полевые укpепления в пpифpонтовой полосе, в pайоне Пинских болот. Здесь застала его весть о свеpжении сомодеpжавия
  • В мае 1917 года, Блок был пpивлечен к pаботе в Чеpезвычайной следственной комиссии, котоpая была учеpеждена для pасследования деятельности цаpских министpов и сановников. Работа эта увлекла Блока, pаскpыла пеpед ним «гигантскую помойку» самодеpжавия. На матеpиалах допpосов и показаний он написал документальную книгу «Последние дни импеpатоpской власти».
  • Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние тpиумфальные выступления Блока - с вдохновенной pечью о Пушкине и с чтением своих стихов (в Петpогpаде и в Москве). В мае Блок почувствовал недомогание, вскоpе пеpешедшее в тяжелую болезнь.
  • Утpом 7 августа он скончался.