Гиппократ: краткая биография и его открытия. Гиппократ - биография краткая, его вклад в развитие медицины Ученый гиппократ вклад в науку


Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён отцом медицины.

Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III века до н. э.

У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими.

Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в. н. э. показывали путешественникам.

Наиболее ранними работами Гиппократа считаются "Афоризмы". Можно согласиться с мнением Литтле, что основой этой книги являются личные наблюдения автора, но в них использованы также и некоторые положения жреческой медицины Египта; кроме того, "Афоризмы" представлены в виде восточных мудростей.

В "Афоризмах" указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений, непроходимости кишечника, столбняка, поражений почек и т. д. Некоторые из афоризмов поражают тонкостью и глубиной наблюдений.

Например, большинство врачей имеют представление о "лице Гиппократа" при перитоните, описанном в "Афоризмах": "Искажение лица - зловещий признак; менее опасно, если он является в результате бессонницы, голода или желудочного расстройства, лицо, изменившееся от этих причин, поправляется за ночь и день. Будет же оно такое: впавшие глаза, заостренный нос, запавшие виски, стянутые и холодные уши, твердая кожа, желтый или черный цвет. Но если веки и губы, или нос становятся синеватыми, это указывает на быструю смерть".

Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы магического. Он считал, что острые заболевания кончаются на 7-ой день, а хронические - на 21-й день, и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой философии - материализм Демокрита и диалектику Гераклита и дал им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь - проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли злого духа. Этим он отвергал положения жреческой медицины.

Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, её обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Он считал, что каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без неё, естественные причины болезни лежат, в окружающей среде. Сюда Гиппократ относил время года, температура воздуха, климат, свойства почвы в данной местности, эпидемии.

В течение долгого времени представители медицины в своей деятельности исходили из наследства Гиппократа, а основные идеи Гиппократа - наблюдении у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиенодиетические методы лечения, очищенные от идеалистической шелухи и схоластической переработки последующих веков, сохранили своё значение до настоящего времени.

В сочинении “О древней медицине” Гиппократ объяснил возникновение медицины из материальных условий первобытного общества, в первую очередь её связи с заботами о питании, об использовании продуктов.

Аристотель

Ученик Платона Аристотель (384--322 гг. до н. э.) был самым видным ученым древности и разрабатывал различные области знания. Сын врача, Аристотель получил также и медицинское образование. Он подвел итоги предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных физике, зоологии, философии, истории и т. п. Сочинения Аристотеля представляют собой сумму сведении того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» -- строение органов животных и их функции, работа «О происхождении животных» трактовала начала эмбриологии. Аристотель ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, и в теории у него преобладают материалистические тенденции. Но наряду с этим характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология): «Природа ничего не делает лишнего... природа производит все ради чего- нибудь».

В области биологии одна из заслуг А. -- его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе А. видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах А., служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой -- душа, которую А. назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек). Регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость -- середина между скупостью и расточительностью. Аристотель дал название главному кровеносному сосуду - «аорта».

Кротонская школа

В древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая отличалась индивидуальности по своей философии.

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI веке до н. э. Ее основные достижения формируются в следующих тезисах: 1) Организм есть единство противоположностей; 2) Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил; 3) Противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Рис- Город Кротон

Книдская школа

Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение - четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение - есть причина большинства болезней. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представитель этой школы был Эврифон и Книда - современник Гиппократа, автор многих сочинений.

Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.


Косская школа

Косская школа медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с именем ГиппократаII Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного. гиппократ медицинский школа орган

Для косской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и, в сущности, отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачей косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы. Соседняя с косской, но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное место уделяя подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик.

Остров Кос.

Исторические параллели

В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние знания жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин сохранялись на прежних территориях. Примером такого рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

На территории России до XIX-го столетия существовал центр древнего врачевания на Урале в Верхотурье, в районе языческого капища. Жрецы-хранители эзотерических знаний жили уединенно, о них до сих пор ничего не известно… Эта область истории российской медицины еще ждет своих исследователей.

Геродот приводит историю о Демокеде, одним из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому царю Даршо. Царь вывихнул ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед использовал мягкие снадобья и вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары. Многие положения кротонской медицинской школы оказали впоследствии влияние на развитие греческой медицины. Пифагорейское учение о четных и нечетных числах нашло отражение в трудах великого Гиппократа, через полтора столетия после Пифагора.

Исторические параллели: Вот как писал Гиппократ о влиянии четных и нечетных дней на ход лечения болезни: «…..выздоравливают и умирают в нечетные дни, если лихорадка падает…. Раны также наиболее воспалены в эти дни …. Освобождение ран от воспаления происходит на пятый день или, вернее, в таком порядке зависимости от величины раны, - на третий, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый день…. На четырнадцатый день освобождаются от воспаления самые большие раны …».

Интересно сопоставить взгляды пифагорейцев с китайским учением «инь-ян», отраженным в классическом каноне «десять крыльев» (III век до н.э.). Его авторы полагали, что тайна мироздания заключена в числах, и с помощью чисел питались связать инь и ян с пятью элементами - стихиями. При этом полагалось, что числа Ян всегда нечетные, а числа инь- четные: 1,3,5, и 9 назывались числами Неба; 2,4,6,8,10 - числами Земли.

Терминогия врачей Древней Греции - основа со временного анатомического языка

Биология - «Биос +Логос» - жизнь, наука.

Бактерии - «Бактерион» -палочка.

Симптом - «Симптума» - совпадение, признак.

Психика - «Психикос» - душевный.

Пульс - «Пульсус» - удар, толчок.

Профилактика - «Профилактикос» - предохранительный.

Пациент - «Патиенс»- страдающий.

Ортопедия - «Ортос + Паиедиа» - правильное воспитание.

Организм - «Организмус» - целое.

Операция - «Оператио» - действие.

Микро - «Микрос» - малый.

Менингит - «Менингос» - мозговая оболочка.

Анатомия - «Анатоме» - рассечение.

Анемия - «Ан + Хаима» - малокровие.

Анестезия - «Анастезия» - нечувствительность.

Антибиотик - « Анти + Биос» - отрицание, жизнь.

Атрофия - «Атрофия» - увядание.

Генетика - «Генетикос» -относящийся к рождению, происхождению.

Генофонд - «Генос + Фонд» - род, фонд.

Доза - «Дозис» - порция, прием.

Катаракта - «Каттарактес» - водопад.

Клиника - «Клинике» - уход за лежачими больными, врачевание.

Кома - «Кома» - глубокий сон, спячка.

Лейкемия - «Леукос +Хайма» - белая, кровь.

Паранойя - «Паранойа» - безумие.

Патология - «Патос + Логос» - страдание, учение.

Культ Асклепия

Асклепий (эскулап, по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства -- сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми. Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея -- эмблема мудрости, здоровья и медицины.

Асклепий

В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму -- культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен. Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках были обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и другое. При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков. Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях -- школах физических упражнений.

На многочисленных греческих вазах -- предметах повседневного обихода -- сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела. Под влиянием передовых философских учений древних греков -- стихийного материализма и наивной диалектики -- передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и тому подобное. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний.

Гигиея - покровительница отдельных отраслей медицины

Гигиена (от греч. hygieinуs-- здоровый), наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Г. тесно связана со всеми медицинскими науками, а также биологией, физикой, химией и социально-экономическими науками. В задачи Г. входит научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, обоснование санитарных мероприятий по оздоровлению населённых мест, условий труда и отдыха человека, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке санитарного законодательства, санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Одна из важнейших задач современности -- разработка гигиенических нормативов для воздуха населённых мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов, из которых изготовляют одежду и обувь с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни. Практическая область применения Г. составляет особый раздел -- санитарию.

В гигиенических исследованиях применяют методы физико-химического изучения внешней среды (воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, предметов одежды и обуви), бактериологические, биохимические и клинические, демографические исследования с использованием методов санитарной статистики.

Трудно найти человека, который никогда не слышал о «Клятве Гиппократа». Однако не так-то много людей, которые бы интересовались судьбой и вкладом в науку того, кто придумал ее текст. Будучи высокоморальным человеком, он сумел в небольшую по объему клятву вложить все важные принципы, которые должен выполнять каждый доктор.

Гиппократ - знаменитый древнегреческий врач-реформатор, который вошел в историю как «отец медицины». А, между прочим, это еще и историческая личность. О нем вспоминают в своих произведениях Аристотель и Платон.

Биография древнегреческого врача

О жизни и деятельности Гиппократа известно совсем немного. Он родился на небольшом острове Кос около 460 года до нашей эры. В его семье все были врачами, которые передавали свои знания детям и ученикам. Кстати, Гиппократ не отошел от этой традиции. Впоследствии его многочисленные сыновья, зятья и ученики также стали врачами.

Свои знания он получал в первую очередь от отца, известного в те времена врача Гераклида. Гиппократ много путешествовал, стараясь получить как можно больше знаний. В это время он создал различные трактаты, которые оказали значительное влияние как на развитие всей медицины, так и ее отдельных специальностей. Самыми известными среди них считаются: «О диете при острых болезнях», «Прогностика», «О суставах», «О переломах» и др.

Основные достижения великого врача

Однако главная заслуга Гиппократа является в том, что он впервые придал медицине научный характер. На протяжении всей жизни врач доказывал своим современникам, что болезни возникают по разумным и естественным причинам, а не являются карой богов.

Гиппократа по праву можно считать «очистителем медицины». Ведь именно он разделил два понятия - философия и медицина, определив границы каждой из них. Отдавая большую часть своего времени хирургии, он научился применять повязки и лечить вывихи, переломы и раны. При этом Гиппократ установил различные стадии болезни и научился их диагностировать. Он выдвинул и доказал 4 принципа лечения больного:

  • приносить пользу и не вредить;
  • противоположное лечить противоположным;
  • помогать природе;
  • все действия выполнять осторожно, жалея пациента.

Жажда к знаниям и разностороннее развитие - путь к славе

На протяжении всей жизни Гиппократ сохранил жажду к знаниям. Помимо медицины он изучал климат, почву и многое другое. Такая разносторонняя деятельность привела к тому, что еще при жизни врач познал высоту славы. Умер Гиппократ еще в 370 году до нашей эры, но до сих пор остался в памяти как великий врач и мыслитель, которого знают и почитают во всем мире.

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) – историческая личность, древнегреческий целитель, философ и врач. Его называют «отцом медицины», ведь именно Гиппократу удалось очистить её от ложной философской теории, вывести из тёмного эмпиризма и поставить на научные основы. Его трактаты имели огромное влияние для развития медицинской науки и практики. Для медиков он определил этику поведения и высокий моральный облик. Традиционно, получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Происхождение

Гиппократ появился на свет около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии, неточные данные.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Образование

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Учение корпуса Гиппократа

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус.

Он одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни. Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины».

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Гиппократу удалось систематизировать психофизиологические особенности личности в трактат о человеческих темпераментах. Согласно его учению в человеческом теле происходит непрерывная циркуляция четырёх соков (жидкостей) – чёрной желчи, слизи (флегмы и лимфы), желчи и крови. В зависимости от того, какая жидкость преобладает, определяется темперамент и человеческое поведение:

  • Желчи больше у холериков (людей импульсивных и «горячих»).
  • Большое количество крови свойственно подвижным и весёлым сангвиникам.
  • Грустные и боязливые меланхолики имеют в организме избыток чёрной желчи.
  • У спокойных и медлительных флегматиков преобладает слизь.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

  • Пальпацией. При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.
  • Аускультацией. Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов.

Естественно, что на тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной). Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Медицинская этика и клятва Гиппократа

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни.

  • Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.
  • Самый главный принцип в работе врача – «Не навреди».
  • При любых обстоятельствах отказывать в абортах и эвтаназии.
  • Чтобы не услышал медик от больного и не увидел на его теле, об этом следует всегда умалчивать, считая врачебной тайной.
  • В какой бы дом ни вошёл врач, он делает это только для пользы больного. Все пагубные, неправедные, особенно любовные мысли, недопустимы.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Интересные факты и знаменитые афоризмы Гиппократа

Один раз Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась жуткая эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

Однажды довелось Гиппократу лечить царя Македонии Пердикки II, врач диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние.

Был случай, когда Гиппократ дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил красавицу впервые, она лишилась девственности.

Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов:

  • «Лечит врач, а исцеляет природа». Великий врачеватель этой фразой давал понять, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.
  • «Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим выражением Гиппократ подчёркивал, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.
  • «Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь и так всё понятно, только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.
  • «Противоположное излечивается противоположным». Исходя из этого принципа Гиппократа, спустя два тысячелетия основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа

Прошло более двух с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем:

  • Шапочка Гиппократа. Вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 см. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.
  • Пальцы (или ногти) Гиппократа. Когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.
  • Маска Гиппократа. Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».
  • Шум плеска Гиппократа. Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.
  • Скамья Гиппократа. Впервые в сочинениях врачевателя было описано медицинское оборудование для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью, это был первый прообраз современного ортопедического стола.
  • Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча. Травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткою упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте (на момент смерти ему было около 83-104 лет). Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, захоронили великого врачевателя в районе Гиртона.

Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие.

В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.


Гиппократ(ок.460-ок.370 до н.э) Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни.


Аристотель(до н.э) Стал одним из основателей биологии как науки. Аристотель рассмотрел вопрос о том, каким образом следует заниматься познанием животных. Сначала познавать общее для всех, а потом все более и более частное. Он сделал ряд наблюдений в поисках необходимых связей между отдельными свойствами животных. Например, о том, что все животные, у которых ноги раздвоены(парнокопытные) жуют жвачку.


Клавдий Гален(ок.130-ок.200) Изучил многие мышц, им точно описаны мышцы позвоночного столба, спины и др. Его открытия послужили основанием для создания им по существу первой в истории науки концепции о движении крови, просуществовавшей вплоть до открытий А.Везалия и У.Гарвея. Заложил основы анатомии человека.


Леонардо да Винчи() 1. Описал многие растения 2. Изучал строение человеческого тела 3. Изучал деятельность сердца и зрительную функцию


Уильям Гарвей() Он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привел экспериментальные доказательства в ее пользу.


Карл Линей() Одной из главных заслуг Линнея стало определение понятия биологического вида, внедрение в активное употребление биноминальной номенклатуры и установление чёткого соподчинения между систематическими категориями


Карл Бэр() Установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи, сформулировал закон зародышевого сходства и вошел в историю науки как основатель эмбриологии. Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих


Жорж Кювье() Создал Палеонтологию Установил понятие о типах и в высокой степени улучшил классификацию животного царства


Чарльз Дарвин() Одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.
Илья Ильич Мечников() Один из основоположников эволюционной эмбриологии Первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения Создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета Основатель научной геронтологии.

13

Позитивная психология 29.11.2017

Дорогие читатели, сегодня мы поговорим с вами о Гиппократе. О его клятве наслышаны все, и нередко пациенты призывают врачебное сообщество быть верными ее постулатам. Но вот кто такой сам Гиппократ, что он сделал для развития науки о здоровье? Почему его называют «отцом медицины»? И был ли он реальной личностью или персонажем красивой древней легенды?

В последние годы активировались дискуссии по поводу медицинской этики. Врачей и иных работников здравоохранения обвиняют то в халатности, то в нарушении моральных норм. От них требуют полной самоотдачи, чуть ли не подвигов на ниве спасения нашего здоровья. Которое, чаще всего, мы сами же изрядно подкосили.

«Обличители» апеллируют к «Клятве Гиппократа», хотя большинство из нас ее никогда не читало и не знает, что именно она провозглашает. Но есть и обратная сторона проблемы: отношение общества, государства, к врачам. Нынешний вал сокращений штатов и «оптимизации» медицинских учреждений приводит к ухудшению качества врачебных услуг.

Не редкость – случаи нападений на сотрудников скорой помощи, врачей приемных покоев и стационарных отделений. Были и трагические ситуации, как недавняя история с акушером из Ангарского перинатального центра, которая ушла из жизни после «рабочей смены», что длилась около 30 часов.

Оппоненты ответят, что есть и немало шокирующих историй с виновными «по ту сторону баррикад». И тоже будут правы.

Даже интересно, как бы себя повел в некоторых нынешних особых обстоятельствах великий Гиппократ? Чтобы хотя бы приблизиться к ответу, вспомним, что нам известно о его личности и судьбе. Поговорим мы и о трудах Гиппократа и немного коснемся фактов его биографии.

В анналах истории

Когда современники говорят о Гиппократе, многим кажется, что это исключительно легендарная, не реальная личность. Но это не так: такой целитель действительно жил в Древней Греции около двух с половиной тысячелетий назад. Мы можем это утверждать, ссылаясь на труды философов того времени – Аристотеля и Платона. Дошли до нас и некоторые сочинения, автором которых наука считает «отца медицины».

А через пять веков первую его официальную краткую биографию составил римский историк Соран Эфесский. Помимо упоминаний именитых современников, исследователь опирался в своих изысканиях и на редкие крупицы автобиографических сведений, что оставлял в своих трудах сам Гиппократ.

Датами жизни древнегреческого эскулапа считаются 460 - 377 годы до новой эры. То есть, прожил он по тем временам весьма долго: 83 года. Современники относили его к асклепиадам, то есть, последователям и даже продолжателям рода Асклепия, древнегреческого бога медицины. Они проповедовали максимально приближенные к человеческой природе методики оздоровления, в совокупности с привлечением религиозных обрядов.

Это была достаточно закрытая «корпорация», где огромное внимание уделялось преемственности поколений. У асклепиадов культивировалась семейственность в хорошем смысле слова. Знания в области врачевания рекомендовалось передавать ближайшим родственникам.

Ученики со стороны тоже были, но такая практика не особо поощрялась: ведь это ремесло было достаточно доходным, и передавать его секреты в чужие руки было просто нерационально. Хотя за отдельную плату могли обучить азам профессии любого желающего и достаточно способного претендента. Очень похоже на теперешнюю корпоративную политику с ее коммерческими тайнами, не правда ли?

Вот и у нашего героя сложилась своя трудовая династия: он свои навыки получил от отца, Гераклида, а затем и его сыновья Фессал и Дракон, и зять Полиб тоже занялись целительством. Сам Гиппократ совершенствовался в этом непростом искусстве, путешествуя по разным странам, присматриваясь к особенностям работы местных знахарей.

В те времена было принято вывешивать в храмах, посвященных Асклепию (в римском варианте — Эскулапу) обетные таблицы, где формулировались основы подхода к лечению. Их тоже повсеместно изучал пытливый врачеватель, прежде чем стать признанным авторитетом в этой области знаний и умений.

Помимо этих профессиональных знаний, он стремился совершенствоваться и в области красноречия, и в постижении философских основ бытия. Брал уроки у выдающихся философов - Демокрита и Горгия.

Основы учения Гиппократа

Чем же так ценно наследие этого ученого и практика древности? Его теоретические выкладки и обобщенный опыт собраны в ряде медицинских трактатов. Существует так называемый «Гиппократовский корпус» из 60 сочинений. Сколько из них принадлежит самому «отцу медицины», до сих пор точно не известно, разные аналитики называют цифры от 8 до 18. Остальные трактаты приписывают его ученикам, в первую очередь, сыновьям.

Большинство биографов великого эскулапа и гуманиста достаточно обоснованно считают принадлежащими перу Гиппократа такие сочинения как: «О суставах», «Прогностика», «О переломах», «О воздухах, водах и местностях», «О диете при острых болезнях», «О ветрах», сюда же относят первую и третью книгу «Эпидемий», четыре первых раздела «Афоризмов», а также этические наставления «Закон», «Наставления», «О благоприличном поведении», «О враче», «Клятва».

Новаторским и даже революционным был сам подход к лечению, обоснованный в данных исследованиях и подтвержденный десятилетиями успешной врачебной практики.

Тогда, за несколько веков до нашей эры, недуги объясняли влиянием злых духов, колдовством и прочими мистическими причинами. Гиппократ же заявил, что сбои в работе организма человека возникают по вполне естественным причинам. Если их вовремя выявить, то и справиться с болезнями будет вполне возможно.

Врачеватель был очень наблюдательным. Многие годы, десятилетия он отслеживал, систематизировал, записывал признаки разных заболеваний, из анализа подробных бесед с пациентами делал выводы о причинах недугов.

Этот научный подход уже при жизни сделал Гиппократа настоящей легендой, истинным наследником Асклепия. А его последователи объединились в Косскую школу, слава которой не померкла и до сих пор. Вместе они создали надежный фундамент для современной медицины.

Основными факторами, влияющими на здоровье людей, наблюдательный исследователь назвал окружающую среду и наши повседневные привычки.

Природные условия – это климат местности, преобладающие ветра, общее состояние воздуха, воды, почвы – все это наш мир, с которым мы не просто соприкасаемся, а постоянно взаимодействуем.

Великий реформатор понимал и важность наследственных факторов, того багажа, что человек получает уже по праву рождения. Наконец, надо брать во внимание и условия, в которых мы живем – что едим, насколько интенсивно трудимся, крепок ли и достаточно продолжителен сон и пр.

Вот как Гиппократ размышляет о роли осмотра больного: «Осмотр тела — целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения». Сам он действительно пытливо всматривается, вслушивается, и постоянно что-то записывает. Его трактаты – это и описания особенностей отдельной местности с их влиянием на здоровье жителей, и краткие заметки-рассуждения, и зарисовки об особенно интересных случаях из практики, и гениальные прорывы обобщений.

Позволю себе привести еще одну цитату из первой книги «Эпидемий». Хотя она и обширная, но многое скажет о тщательности подхода к диагностике, который проповедовал наш герой.

«Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее — пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, — следует вести исследование».

Обратите внимание, дорогие читатели, сколь широк подход врачевателя: он считает нужным учесть и манеру говорить, и даже молчание пациента. Стремится заглянуть в ход его мыслей, а уж набор тонкостей физиологических проявлений просто поражает. При отсутствии в те времена клинических исследований эти наблюдений действительно моги стать решающими в борьбе с опасными недугами.

В сочинениях, касающихся основ хирургии, он рассказывает о довольно обширном арсенале операционного инструментария того времени, а помимо этого, описывает разные способы перевязок и лекарственные средства, которые при этом применялись. Не оставил он без внимания и лечебные диеты, и вопросы гигиены, и другие аспекты комплексного подхода к здоровью.

И на «солнце медицины» есть пятна?

Когда мы говорим «легендарная личность», это не только дань уважения к великому человеку. Надо понимать, что истории, рассказанные о нем, это отчасти легенды, достоверность которых мы не в силах подтвердить.

Вот и о Гиппократе немногое мы можем сказать уверенно. Рассказывают, как однажды он остановил эпидемию чумы в Афинах, собрав в кулак весь организационный и медицинский ресурс столицы. Потом, как уверяют биографы, целитель спас правителя Македонии, у которого развилась тяжелая фобия на основе повышенной мнительности, страха перед болезнями.

Часто в разных источниках упоминается эпизод с мыслителем Демокритом. Жители Абдера считали философа безумцем, и призвали медицинское светило, дабы он официально подтвердил их «народный диагноз». Основания для столь серьезных выводов, казалось, лежали на поверхности: Демокрит нередко смущал окружающих громким беспричинным смехом.

Гиппократ после тщательного обследования и продолжительной беседы с мудрецом пришел к выводу, что тот абсолютно вменяем. А смех философа был вызван человеческими поступками, ничтожными делами, которыми мы постоянно озабочены, не замечая вокруг ничего высокого, вечного, не ценя минут истинного счастья, не стремясь к познанию мировой гармонии.

Но особо въедливые биографы находят в его послужном списке и другие факты. Они не укладываются в пасторальную картину абсолютной «благости» врачевателя. Зато прекрасно вписываются в реалии того непростого времени.

Однажды он отказался лечить некоего пациента, которого историки называют Цезарем Светонским. Тот страдал от гипертонии, но Гиппократ отказал родственникам бывшего воина в курсе лечения травами. Причина была тривиальна: семейство оказалось неспособным заплатить за его чудодейственные настои и отвары. И ладно бы, если б отказ был честным. Но из уст в уста, из века в век передается некрасивая история, что целитель якобы назвал неверный диагноз – мигрень. В итоге пациент не стал обращаться к другим врачам, и после нового гипертонического криза умер.

Был и еще один случай, когда Гиппократ прибег, фактически, к эвтаназии, предложив тяжелому и неплатежеспособному больному яд. Там ответственность за принятие решения разделили родные бедолаги, но сути этого не меняет.

Были ли эти и подобные им истории реальностью или их придумали завистливые конкуренты Гиппократа? Наверное, мы этого уже никогда не узнаем. Но соперничество за богатых клиентов было, это неоспоримый факт. Оно и теперь существует, и мы не можем быть уверены в полной беспристрастности тех, в чьи руки вверяем свое здоровье. Но все это не умаляет заслуг великого врачевателя, который всю жизнь посвятил святому делу изучения человеческой природы и разработал основополагающие методики поддержания здоровья.

Предлагаю вам посмотреть небольшой документальный фильм о жизни Гиппократа.

Клятва Гиппократа

Текст этой присяги, что принимают медики в разных странах мира, существует в несколько отличающихся друг от друга вариантах. Но эти отличительные детали малозначительны. В наследии Гиппократа есть много страниц, посвященных профессиональной этике докторов. Современный вариант текста «Клятвы Гиппократа» базируется на этих постулатах, но это не авторские формулировки известнейшего эскулапа древности. Текст явно был написан позже, уже после его смерти, учениками, последователями великого Наставника. И правильнее говорить, не клятва, а присяга Гиппократа.

А в наши дни, практически в том виде, в каком она существует и поныне, Врачебная заповедь увидела свет в Женеве в 1848 году. По сравнению с наставлениями, которыми пользовались врачи в предыдущие столетия, это более компактный, сокращенный вариант.

Текст клятвы (присяги) Гиппократа на русском языке

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Поясню, что Гигеея (Гигиея) и Панакея (Панакия, Панацея) – это дочери бога врачевания Асклепия. От имени первой произошло название раздела медицины «гигиена», а от имени второй – термин «панацея», то есть, идеальное лекарство широкого спектра действия. Абортивный пессарий – это лекарство, чаще всего, в форме травяного настоя, вызывающее кровотечение и выкидыш.