Где установлена статуя свободы. Неизвестная статуя свободы


Имея возраст 129 лет, статуя Свободы — нечто большее, чем степенная пожилая женщина. Это воплощение свободы, силы и вечной юности было источником надежды для бесчисленных поколений эмигрантов и гордости для всех американцев. Но статуя, которую еще нежно называют «Мисс Свобода», щедрый дар Франции Соединенным Штатам в честь столетия Декларации независимости, является символом франко-американской дружбы. Наконец, эта «железная леди» является крупнейшей статуей в мире — 46 метров от стоп до высшей точки, 93 метра вместе с постаментом.

Идея создать статую Свободы родилась однажды вечером 1865 года в Париже, в модном салоне историка Эдуарда Лефевра де Лабулая. Именно он подсказал подарить Соединенным Штатам этот монумент в честь празднования столетия со дня провозглашения Декларации независимости в 1876 году. Символ франко-американской дружбы, Свобода, освещающая мир, должна была стать также выражением либеральных стремлений французской интеллигенции, стонущей под давлением самовластного правления Наполеона III.

Среди гостей в Лабулая в тот вечер был молодой талантливый скульптор Фредерик-Огюст Бартольди, которому тогда был 31 год. Захваченный идеей, он вызвался осуществить этот проект, еще не зная, что посвятит ему более 20 лет своей жизни.

Чтобы совершить этот гигантский замысел, Бартольди в поисках вдохновения обращается к египетским и итальянским скульптурам, а также к реконструкции колоса Родосского. Сделав чертеж макета, он занялся созданием гипсовой модели высотой 11 метров, которая стала прообразом самой статуи.

В парижской мастерской скульптора на Монпарнасе десятки рабочих под его руководством стали сооружать великаншу. Инженер Гюстав Эйфель, который еще не создал своей знаменитой башни, помог Бартольди разработать металлическую арматуру этого произведения.

Статуя в ее натуральную величину сооружалась из блоков, которые воспроизводили пропорции оригинальной модели. Эти гипсовые части были покрыты деревянной обшивкой, где затем скрепляли медные листы, которые вместе образовывали оболочку, или «кожу» статуи. Нужные средства, эквивалент суммы, превышающей 7000 000 современных евро, были собраны благодаря лотереям и национальной кампании по сбору средств, в которых приняло участие более 100 000 человек. Между тем сам Бартольди надеялся на всевозможные официальные заказы, в том числе и от знаменитого Бельфортского Льва. Но учитывая финансовые трудности надо было ждать до 1884 года, когда потрясенные соседи скульптора смогли увидеть, как мало-помалу статуя возвышается над крышами Парижа.

Но еще предстояло построить для «Мисс Свободы» постамент, а, следовательно, найти для этого 250 000 долларов. В Соединенных Штатах началась кампания сбора средств. Поэтесса Эмма Лазарус предложила рукопись сонета о свободе, который был продан на аукционе за 1500 долларов и одну строфу из которой вырезал на доске, прикрепленной к монументу: «Дайте мне эти истощенные, обездоленные, запуганные массы стремящиеся свободно дышать». Но надо было, чтобы еще и магнат нью-йоркской прессы Джозеф Пулитцер, сам эмигрант венгерского происхождения, выступил в «Нью-Йорк Уорлд» и пристыдил своих соотечественников за то, что они принимают такой дар, не определив достойного места для монумента. Только после этого нужные средства были собраны.

Местностью, выбранной для монумента, стал Бедлоу-Айленд, островок в Нью-Йоркском заливе близ Эллис-Айленд, где содержалась служба приема иммигрантов. Во время своего путешествия в Нью-Йорк 1871 года Бартольди отметил, что именно там иммигранты «впервые видели Новый Свет».

Только постамент был возведен, статую разобрали и частями переправили через Атлантику в 214 огромных ящиках. Монумент официально был открыт через четыре месяца после прибытия последнего ящика, 28 октября 1886 года. Несмотря на туман и сырость, атмосфера была праздничная: парадом проходили регаты, гремела орудийная канонада, мажоретки размахивали флажками, и лишь несколько «привилегированных» человек смогли услышать отрывки из торжественной речи американского президента Гровера Кливленда.

С тех пор статуя стала всемирным символом, но это не спасло ее от непогоды, морской соли и загрязнения. В начале 80-х годов прошлого века комиссия экспертов обнаружила, что монумент поврежден и рекомендовала провести реставрационные работы. Они начались в 1984 году, когда статуя Свободы была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и проводились под наблюдением американских экспертов, которым помогали десять французских специалистов. Нужная сумма в 31 000 000 долларов была собрана благодаря благотворительным взносам от предприятий и ассоциаций, большинство из которых объединились под эгидой фонда «Статуя Свободы — Эллис-Айленд». Было также много индивидуальных взносов; миллионы школьников собрали около 3 миллионов долларов, зарабатывая их мытьем машин и продажей цветов.

Реставрация требовала огромной работы для антикоррозионной защиты, особенно на 1800 металлических пластинах статуи. Прибывшие из Франции рабочие-металлисты привезли с собой две тонны инструментов, в том числе сотни специальных молотков и месяцами отковывали новые полные одежды для статуи и восстанавливали корону, факел и пламя, не обращая внимания на забастовочные пикеты своих нью-йоркских коллег, протестовавших против чужеземной конкуренции.

В течение двух лет, пока проводились работы для восстановления статуи, она стояла в строительных лесах. Сделано за это время и некоторые усовершенствования: установлен стеклянный двухэтажный лифт, новые лестницы и система обогрева и кондиционирования воздуха. Итак, обновленная статуя может выдержать напор ветра до 200 километров в час, и эксперты утверждают, что она способна простоять, по крайней мере, пол тысячелетия. Монумент, которому вернули всю его прежнюю красоту, заново открыли для осмотра, когда праздновали столетие со дня его установки. Это торжество привлекло сотни тысяч посетителей и множество продавцов сувениров.

С течением лет статуя стала универсальным символом свободы: американские бойскауты установили более 200 копий монумента по всей территорий Соединенных Штатов. Ее копии красуются в парке Бельграно в Буэнос-Айресе, вблизи Рио-де-Жанейро, в Бангкоке и во многих городах Японии. (Своя копия статуи Свободы есть и в старинном украинском городе Львове, хотя эта каменная львовская барышня только похожа на нее, на самом деле она является символом удачи. Примечание редактора)

Во Франции Люксембургский сад украшает репродукция статуи Свободы высотой 2,75 метра. В Барантени, вблизи Руана, в музее скульптур под открытым небом размещена модель из стекловолокна, имеющая интересную историю. Она была использована как декорация в фильме, где играл французский актер Жан-Поль Бельмондо: пустая внутри статуя служила за тайник для контрабандных товаров. После окончания съемок по требованию французской таможенной службы статую должны были уничтожить, и только вмешательство скульптора Поля Бельмондо, отца актера, спасло ее.

Но самой удивительной из всех французских копий статуи Свободы является модель высотой 16 метров, которая приветствует пассажиров речного трамвайчика, курсирующего вдоль Пон-де-Гренель вблизи Лебединого острова. Эту статую поставили в 1885 году в знак благодарности французам американцы, проживавшие в Париже. Через сто лет французское правительство выделило несколько миллионов франков на реставрацию, и их использовали, чтобы вылечить плечо статуи, поврежденное снарядом во время второй мировой войны.

В 1989 году по случаю двухсотлетия Французской революции ежедневная американская газета «Интернэшнл Геральд Трибюн» ассигновала средства на сооружение неподалеку от площади Альма копии в натуральную величину золотистого пламени нью-йоркской «Мисс Свободы».

Подытоживая сказанное, можно отметить следующее. Популярность статуи отражает силу впечатления, которое она произвела на людей всего мира, и, без сомнения, такое же неизгладимое впечатление оставляет она в душах поколений посетителей, впервые открывающих для себя Новый Свет: «Я никогда не забуду, как впервые открылась моему взору Мисс Свобода, когда наш корабль входил в нью-йоркский порт сорок лет назад, — говорит, например, Марсель Эрга, французская гражданка, чья жизнь разделена между Францией и Соединенными Штатами. — Я и вся моя семья встали на рассвете, чтобы увидеть ее и для нас после войны это было удивительное ощущение — увидеть этот живой символ свободы, а также процветания, потому что для нас это еще означало и то, что мы наедимся вволю после всех недоеданий военной поры».

Где находится Статуя Свободы знает наверное каждый - в городе Нью-Йорке в США. Стоит Статуя Свободы на 11-ти конченом пьедестале на острове Свободы в нескольких километрах от берега.

Andy Atzert / flickr.com Остров Свободы, Нью-Йорк (Phil Dolby / flickr.com) Остров Либерти, Нью-Йорк, США (Delta Whiskey / flickr.com) Anthony Quintano / flickr.com Вид на Эллис-Айленд (остров Свободы) и мост Веррацано-Нарроус (James Loesch / flickr.com) The U.S. Army / flickr.com

Любая достопримечательность на карте, имеющая всемирную славу, так или иначе, окутана легендами и интересными историями. Не представляет исключения и знаменитая Статуя Свободы, находится которая на одноимённом острове.

Этот грандиозный мемориал известен и тем людям, кто никогда не посещал территорию Соединённых Штатов и не видел воочию этот величественный памятник.

Встретить его можно повсюду: на телеэкранах, в журналах, в сувенирных лавках и многих других доступных местах. Поэтому о том, где находится Статуя Свободы, знают даже дети.

На карте города Нью-Йорка в США можно найти остров, где находится Статуя Свободы, которая и по сей день выглядит особо торжественно.

Женщина с факелом в руке

Расположенный приблизительно в трёх километров в юго-западном направлении от одного из районов города Нью-Йорка монумент стоит на пересечении двух «миров»: Нового Света и Старого.

Встречая приезжих иммигрантов, легендарная женщина с факелом в руке является настоящим символом идеалов американской демократической системы. Вот уже не один десяток лет Статуя Свободы занимает первые строчки в рейтингах самых известных мировых скульптур.

Остров Либерти, Нью-Йорк, США (Delta Whiskey / flickr.com)

Часто её называют «символом Нью-Йорка и США», «Леди Свобода» и множеством других эпитетов, которые всё равно не смогут передать её великолепие.

Не восхититься таким «чудом света» поистине очень сложно. Высота самой скульптуры, которая представляет женщину, достигает 47 метров. Но если брать в расчёт исполинский гранитный пьедестал, то получится 93 метра.

Туристы могли наблюдать, как под действием ветра верхушка монумента заметно покачивается.

Мир впервые увидел этот потрясающий памятник в конце XIX века, в 1886 году. При этом, процесс создания всемирного шедевра был непростым. Оказывается, первоначальная идея сотворения нечто необыкновенного принадлежала французу Лабулайе, который впоследствии был признан героем национального масштаба на территории США.

Будучи учёным и юристом, он открыто поддерживал официальную отмену рабства, приводя в пример своим сторонникам на родине, образцовую американскую конституцию. В знак союза и дружбы с американским государством, некоторые представители французской интеллигенции во главе с Лабулайе решили преподнести США памятный дар.

Статуя Свободы, Нью-Йорк, США (Mobilus In Mobili / flickr.com)

Интересные факты в истории создания монумента

Оригинальным названием скульптуры, присвоенным автором Огюстом Бартольди, является «Свобода, несущая миру свет». До сих пор точно неизвестно, но говорят, что опытный создатель гигантской статуи планировал выполнить своё творение не для Америки. Проекты удивительного мемориала предназначались для Египта. Однако эти сведения пока не находят официального подтверждения.

Немало легенд ходит вокруг того, чей образ запечатлён в скульптуре. Существуют предположения, будто творец срисовал эскиз с портрета своей матери, но и эта версия не находит доказательств или опровержений.

Замысловатый внутренний каркас статуи, которая была построена в прилежащей гавани Нью-Йорка, удалось спроектировать специалисту, прославившемуся позже, после создания Эйфелевой башни. Гюстава Эйфеля принимали за специалиста в области железных конструкций.

Остров Свободы: поиски места расположения Статуи Свободы

Пользуясь уникальным случаем, статую собирались сконструировать к юбилею независимости американского народа. В 1876 это была довольно круглая дата – 100 лет, поэтому вполне логичным было бы подкрепление праздника таким знаменательным подарком.

Остров Свободы, Нью-Йорк (Phil Dolby / flickr.com)

На работы по созданию величайшего памятника тянулись очень медленно. К тому времени была окончена лишь часть статуи, а именно рука с факелом, какую доставили в Филадельфию, где проходила международная выставка, посвящённая вековому юбилею США.

Посетил выставку и Бартольди. Задолго до этого, он определился с выбором острова, на котором и расположится Статуя Свободы.

В пределах Нью-Йорка ему приглянулся лишь один остров – Бедлоуз-Айленд, который скульптор случайно предложил переименовать в остров Свободы. Лишь спустя 80 лет данный остров в окрестностях города стал именоваться как Либерти-Айленд.

Скульптура заняла место бывшей крепости, защищавшей в далёкие времена прибрежную часть Нью-Йорка. Гордо держа в руке табличку с датой провозглашения независимости Америки, Статуя Свободы полностью оправдывает собственное название.

Наверное, нет ничего удивительного в том, что спустя несколько лет после установки, памятник попал в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.


14.03.2016

В день празднования на Западе сатанистского Хеллоуина мы поговорим об изваянии, ставшим символом новой Атлантиды, как называют некоторые Соединённые Штаты Америки. Статуя свободы официально была открыта в Нью-Йорке 28 октября 1886. Чему посвящена она и кого изображает?

Об этом наша статья.

Официальная история

Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днём принятия Декларации независимости США. Одной ногой «свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов: Африка, Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

Статуя свободы в цифрах:


  • Высота от верхней части основания до факела 46,05 м

  • Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м

  • Высота от земли до верхушки факела 92,99 м

  • Рост статуи 33,86 м

  • Длина кисти руки 5,00 м

  • Длина указательного пальца 2,44 м

  • Голова от макушки до подбородка 5,26 м

  • Ширина лица 3,05 м

  • Длина глаза 0,76 м

  • Длина носа 1,37 м

  • Длина правой руки 12,80 м

  • Толщина правой руки 3,66 м

  • Толщина талии 10,67 м

  • Ширина рта 0,91 м

  • Высота таблички 7,19 м

  • Ширина таблички 4,14 м

  • Толщина таблички 0,61 м

  • Толщина медного покрытия статуи 2,57 мм.

  • Общий вес меди, использованной для отлива статуи31 тонна

  • Общий вес её стальной конструкции 125 тонн.

  • Общий вес бетонного основания 27 000 тонн.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте.

Территория острова Либерти (Свободы) первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe’s Island), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвящённый статуе свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы»:

«Keep, ancient lands, your storied pomp!» cries she
With silent lips. «Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tossed to me,
I lift my lamp beside the golden door!»

В русском переводе В. Лазариса:

«Вам, земли древние, — кричит она, безмолвных
Губ не разжав, — жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

В более близком к тексту переводе:

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Что на самом деле символизирует статуя свободы

Статуя свободы (да-да, с маленькой буквы), если посмотреть на неё без пропагандистской мишуры — эта гигантская женщина в короне с семью лучами, с книгой и факелом в руке… кто она? Очередная сказка об американской мечте и идеалах демократии, национальная гордость несуществующей американской нации?

О подлинном происхождении и мытарствах скульптуры, о её истоках, берущих начало в несовместимых культурах или о финансовой стороне существования «леди», говорить не принято. Басня о подарке в честь дружбы Франции и США путешествует по миру столь же традиционно, как и румяный Санта Клаус — ещё одно детище коммерции. А мы всё же перелистаем несколько страниц истории назад и посмотрим, как всё было на самом деле.

Идея создания статуи принадлежит Фредерику Огюсту Бартольди — если можно назвать идеей создание неоригинального монумента, могущего похвастаться только фрагментами классического искусства да гигантскими размерами. Бартольди родился в 1834 году в богатой еврейской семье и учился у знаменитых мастеров Парижа — без особого усердия, зато переполненный честолюбивыми планами. Чтобы выбиться в люди, Бартольди прибег к помощи влиятельных родственников, имевших непосредственное отношение к Вольным каменщикам.

О влиянии масонства на создание США известно довольно много, начиная от отцов-основателей, до символики доллара. Пирамиды, стелы, всевидящее око и т.п. также украшают различные правительственные здания в США. Напоним, что представители их братства 4 июля 1776 года подписали Декларацию независимости, открывшую путь к созданию независимого государства (об этом мы писали в статье «Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/).

«Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/

Однако, о самом главном символе США — статуе свободы — как правило, не делается никаких связей с масонством.

Египетские наброски

В 70-е годы XIX века под контролем Вольных каменщиков в Египте происходило строительство Суэцкого канала. Сюда приехал молодой амбициозный Бартольди, и его воображение поразили величественные монументы этого края, пережившие тысячелетия. Так родилась в его голове мысль создать нечто столь же колоссальное и впечатляющее, что навсегда увековечило бы его имя. Встретившись с главой строительства, Фердинандом Лессепсом, Фредерик убедил его походатайствать о его плане. Предложение выглядело так: установить гигантскую статую при входе в будущий канал — она должна была быть вдвое выше Большого Сфинкса и служить в качестве маяка.

Бартольди решил не ждать музы, а на скорую руку смастерить какой-нибудь макет для рассмотрения местным правительством (именно ему и приписывалось предполагаемое финансирование проекта). Да и придумывать ничего было не нужно — это уже сделали древние греки, создавшие около 280 года до нашей эры Колосса Родосского — одно из семи чудес света. Эта громадная статуя атлетичного юноши, устремившего взгляд в море, была возведена на входе в гавань острова Родос и впоследствии частично разрушена землетрясением.

Бартольди «приодел» макет в египетскую одежду, в руку поместил амфору, а голову увенчал венком. Но Лессепс посоветовал ему использовать атрибуты древнеиранского бога Митры — бога мира, согласия, а впоследствии солнца.

Заметки на полях

Митра — индоиранский бог света и солнца, близкий древнегреческому Гелиосу. Его обычными атрибутами были колесница и золотой трон. Со временем культ Митры проник в Малую Азию и существенно изменился. Митра стал богом дружбы, который объединял, примирял, защищал, обогащал людей. Изображали его юношей в короткой, развевающейся одежде и фригийском колпаке. Культ Митры в начале нашей эры распространился в Римской империи, пользовался покровительством императоров, позже был вытеснен христианством.

Особенное фото головы Статуи Свободы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Когда в Древнем Риме распространился культ бога Митры, то о боге Солнца стали рассказывать следующие легенды. Он был рожден скалой на восходе Солнца. В одной руке он держал меч, в другой руке факел. Митра боролся с Солнцем, завоевал его и стал таким образом его союзником. После этого он подчинил себе быка (символ античной цивилизации), затащил его в свою пещеру и убил его там. Кровь быка удобрила почву, и всюду буйно разрослись растения, фрукты и маленькие звери.

Бог Солнца был почитаем во всей Римской империи. Об этом ещё сегодня свидетельствуют четыреста мест жертвоприношений, сохранившихся с тех времен. Особенно почитали бога Митру простые люди, которые совершали культовые обряды в его честь. Благодаря солдатам митраизм стал известным в пределах всего тогдашнего мира. Известные сегодня места этого культа существуют в основном как алтари в скалах.

Митра с лучами и с орлом, ставшим потом символом США

Наряду с многочисленными символами в них выгравированы знаки зодиака. Сам бог Митра на них всегда занимает место Солнца — центрального созвездия древних римлян.

Таким образом статуя получила факел и семилучевую корону от бога Митры, хотя есть и другое божество, выглядящее аналогично. Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине «Свобода на баррикадах» живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана — так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.

Французское воплощение

Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»

Время создания статуи совпадает со вступлением Бартольди в масонскую ложу (Эльзасско-Лотарингский филиал) — это был 1875 год.

А близился 1876 год — столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённых Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».

Но «подарок» пришлось оплатить — как французским, так и заокеанским простым гражданам. Был экстренно учреждён целый Франко-Американский союз, возглавляемый Лабуле, а в обоих государствах организовали комитеты по организации сбора средств. Причём во главе французского штаба стал никто иной как наш старый знакомый — Фердинанд Лессепс! Кампанию по сбору средств в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, впоследствии известный как создатель самой престижной журналистской премии, а тогда ещё — издатель газеты «New York World». Он с пониманием всех тонкостей воздействия на массы критиковал жлобов и толстосумов, обращаясь к простым американцам (коммерсант был не промах — это значительно подняло тираж его газеты). Никто точно не скажет нам, сколько денег отмыли дружелюбные господа на этом благом деле, но только в США таким образом изъяли из оборота 100 000 долларов.

Основную работу по созданию статуи проделал известный французский инженер Александр Гюстав Эйфель (Боникхаузен), тогда известный своей авантюрой по присвоению огромных средств за фиктивные работы во время строительства Панамского канала, но прославившийся благодаря сооружению в центре Парижа.

Эйфель тоже состоял в масонской ложе, а выпутываться из панамской аферы ему помог ещё один брат по ложе, который на тот момент занимал пост премьер-министра Франции.

Французский инженер Густав Александр Эйфель (слева) и Огюст Бартольди (справа)

Эйфель сделал все расчёты, а также спроектировал железную опору монумента и поддерживающий каркас, который затем обшивался металлическими листами. Далее вновь за дело взялся Бартольди, и добавил несколько современных деталей: у ног статуи он поместил «разорванные цепи тирании», больше похожие на цепи, которыми скована сама статуя.

В левую руку вложил Книгу Законов (Декларацию независимости), облачил теперь уже «леди» в римскую одежду.

Некоторые считают, что Бартольди придал ей черты лица своей матери — Шарлотты Бейсер, хотя при этом натурщицей выступила недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, предпринимателя в области оборудования каналов и швейных машин, выступавшего спонсором еврейских социалистов вместе с Ротшильдом.

Статуя Свободы – вот уже больше века является одним из символов США. Но очень многие представления о ней неверны, а кое-что крайне мало известно. Давайте узнаем побольше об этом необычном памятнике.

Прежде всего, заметим, что официально она называется по-другому – «Озаряющая мир Свобода». Скульптура расположена на одноимённом острове в трёх километрах к юго-западу от Манхэттэна. Долгое время он именовался остров Беллоу. Памятник держит в правой руке факел (который как бы и «озаряет» мир, а в левой скрижаль с датой Декларации независимости США, записанной латинскими цифрами. Одна из ног «Озаряющей» попирает разорванные кандалы.

Семь лучей в увенчивающей статую короне символически обозначают моря и континенты. И всё-таки, из чего сделана статуя свободы в США? Казалось бы, она должна быть стальной или каменной, судя по восприятию.

Однако не всё так просто. Сталь там присутствует – 125 тонн. Использовали скульпторы и 31 тонну меди, которая покрывает её слоем чуть более двух с половиной миллиметров. Однако цифры и стали, и меди просто меркнут по сравнению с бетонным основанием, которое достигает двадцати семи тысяч тонн. Тонкие медные листы смонтированы поверх стального каркаса. Вместе с фундаментом и пьедесталом высота до верхней части факела достигает девяноста трёх метров.

Где была сделана статуя свободы?

Памятник, символизирующий США, на самом деле был сделан не в Америке и даже не в Западном полушарии!

Автором скульптуры является француз Фредерик Огюст Бартольди. Замысел состоял в том, чтобы преподнести её в дар к столетнему юбилею США. Интересно, что собирались установить её в египетском Порт-Саиде и называть «Свет Азии». Однако каирское правительство решило не тратиться на установку и перевозку.

Когда Франция и Америка заключили договор, предполагалось, что они сделают, соответственно – скульптуру и монтаж за счёт Парижа, а пьедестал за счёт Вашингтона. Но возникшие на обеих берегах океана материальные трудности тормозили дело.

Какой материал применялся для изготовления?

Вроде бы мы уже знаем ответ на этот вопрос. Но… не будем спешить. Медь для той самой статуи, была либо добыта в Башкирии, либо выплавлена в Нижнем Тагиле. Постамент под ней сделан из немецкого цемента.

Однако и это ещё не всё! Помимо самой скульптуры, существует немало её копий. Только в Париже их четыре; позолоченный вариант с фонарём вместо факела в Сен-Сир-сюр-Мер. Есть и многие другие версии – например, в одном из казино Лас-Вегаса, в Японии, отбитая голова некогда существовавшей «свободы» в Третьяковской галерее, в Днепропетровске, Львове, Будапеште, Риге.

После трагедии 11 сентября подлинная статуя свободы была закрыта для посещения. В настоящее время она доступна всем, но при условии тщательного досмотра, подобного проводимому в международных аэропортах. Следовательно, символ США – один из наиболее безопасных для туристов объектов в мире.

А вот смотрите еще какая тема бродит по сети:

О Статуе Свободы известно на первый взгляд все. Ее подарили Соединенным Штатам французы к столетию независимости. Памятник, созданный Фредериком Бартольди и Густавом Эйфелем, был торжественно открыт на острове Свободы в устье реки Гудзон 28 октября 1886 года. «Леди Свобода», встречающая корабли, прибывающие в Нью-Йорк, – весьма тяжеловесна. В ней 204 тонны, из которых 90 – это медные блоки, которыми облицована фигура.

Именно эти 90 тонн уже долгие годы являются предметом жарких споров историков из разных стран. Ясно, что поставщик такой огромной партии цветного металла должен был очень хорошо заработать – стоимость меди в тот период составляла в среднем $2500 за тонну. Но вопрос, кому достались эти деньги, до сих пор остается открытым. Никаких документов, касающихся покупки меди не сохранилось, а в воспоминаниях людей, причастных к созданию Статуи Свободы, тема о происхождении металла странным образом замалчивается.

Немного исторической справки:

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок - к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США. Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции. В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия. При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера. Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате «Изере» в 214 ящиках. За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет. Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

Вернемся теперь к материалу:

Загадку пытались решить путем сравнения материала облицовки с образцами, взятыми на крупнейших шахтах мира. Эксперимент внес еще большую путаницу, версии росли как грибы после дождя. Близкие по составу примесей образцы меди были обнаружены на английских рудниках в Суонси, в германском Мансфилде и в испанском горнопромышленном регионе Уельва. Норвежские ученые почти не сомневаются в том, что Бартольди закупил 90 тонн меди на руднике Виснес, который разрабатывался в 1870-х годах на острове Кармой в Северном море. При этом компания, владеющая этим рудником, управлялась французом, и ее штаб-квартира располагалась в Париже. Норвежцам так хотелось считать себя «поставщиками строительного материала для американской «Свободы», что они заказали спектрографический анализ компании Bell Laboratories. Его результаты показали, что медь из Северного моря очень похожа на ту, которой облицована статуя, но не идентична. И это дает шанс развивать еще одну теорию о происхождении металла – на этот раз русскую.

Нижний Тагил, Медный рудник. Лисья гора

От Урала до Парижа

Башкирский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Миниахмет Муталов и сотрудники Высокогорского горно-обогатительного комбината не сомневаются в том, что медь для «Леди Свободы» была приобретена у промышленников Демидовых, которым принадлежали нижнетагильские рудники. Правда, они руководствуются своим опытом в горном деле, а не результатами исследований из американских лабораторий. Тем не менее с ними нельзя не согласиться в том, что в 1870-х годах российская медь была действительно очень популярна на Западе, где ее называли «Старый соболь». Необходимый объем производства демидовские рудники, несомненно, могли обеспечить. В 1814 году огромный медный карьер был открыт на горе Выйской близ Нижнего Тагила, и к 1850 году добыча меди там достигала 10 000 тонн в год. Для сравнения, норвежская шахта – кандидат номер один – тогда производила только 3000 тонн.

Нижнетагильская медь сбывалась в основном на рынках Западной Европы, несмотря на то что рудник находился очень далеко от потребителя. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне она получила три бронзовые медали, а в 1867-м Демидовы заняли первое место на Парижской выставке.

Во Франции слышали об успехах русских горняков и раньше. На Урал нередко приезжали учиться французские специалисты. В нижнетагильских архивах за XIX век сохранились сотни контрактов с иностранцами, которых нанимали Демидовы. У них работали 42 иностранца – англичане, швейцарцы, немцы, бельгийцы, итальянцы и 14 французов. Личным консультантом промышленников был горный инженер из Франции Лепле, а его соотечественник по фамилии Бокар работал администратором нижнетагильского завода. Такое тесное сотрудничество очень способствовало налаживанию каналов поставки металла западному покупателю.

Тайные знаки

В пользу версии о русском происхождении Статуи Свободы свидетельствуют и конспирологические источники. Известно, что Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно «вольные каменщики» помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи. Строительство постамента профинансировала масонская ложа Нью-Йорка. Медиа-магнат Джозеф Пулитцер пожертвовал на него около $100 000 с условием, что в основание монумента будет заложена записка с его именем и словами «русский эмигрант и еврей». При этом, по официальным данным, он родился в Венгрии и именно оттуда переехал в США.

Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими «вольными каменщиками». А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. После восстания декабристов император запретил масонские ложи, и им пришлось уйти в подполье. «Вольные каменщики» из столичной аристократии и буржуазии поспешно избавлялись от изображений циркулей, мастерков и пирамид на одежде, экипажах и фасадах домов. Демидовы оставались единственными, кто продолжал открыто демонстрировать масонскую символику – серебряный молот и инструмент, похожий на мастерок, были изображены на их фамильном гербе.

Павел Павлович Демидов, который в 1870-х годах возглавил комплекс нижнетагильских предприятий, молодость провел в Париже. В середине 1860-х, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета он продолжил образование под руководством известного ученого, публициста, политического деятеля и… масона Эдуарда Рене де Лабуле. В то же самое время молодой, подающий надежды скульптор Фредерик Бартольди лепил бюст боготворимого им Лабуле.

В один из летних дней 1865 года в доме у Лабуле собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона, историк Генри Мартин и, конечно, Бартольди. Эдуард Рене поделился с друзьями идеей: каким красивым жестом со стороны республиканцев-французов было бы подарить американцам в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу! Современники назвали Лабуле «главным обожателем Америки во Франции», помимо прочего подарок должен был подчеркнуть контраст между американской демократией и репрессивными политическими методами Второй империи. Для 31-летнего Бартольди, который, не раздумывая, подхватил идею старшего товарища, это был шанс продемонстрировать всему миру свой талант.

Она не сразу строилась

С реализацией затеи пришлось подождать до окончания Франко-Прусской войны. В 1871 году Лабуле предложил Бартольди отправиться в Америку и сделать все необходимое, чтобы монумент был открыт 4 июля 1876 года – в столетний юбилей подписания Декларации о независимости. Без денег и эскиза памятника, зато с ворохом рекомендательных писем к американским братьям, скульптор поплыл в Америку. Замысел статуи возник в его голове, когда он уже подплывал к Нью-Йорку – Фредерик быстро сделал набросок.

Спустя три года Бартольди вернулся во Францию, где учредил Франко-Американский союз по сбору средств на строительство монумента «Свободы, освещающей мир». Вскоре он начал работу по ее созданию совместно с парижской компанией Gaget, Gauthier & Cie.

Лицо «Свободы» скульптор списал со своей матери. Сначала он сделал четырехфутовую глиняную модель, затем девятифутовую из гипса, потом начал пропорционально увеличивать каждую из ее деталей в девять раз… Но сроки затягивались из-за постоянной нехватки средств.

Хотя на монумент внесли пожертвования более 100 000 французов, необходимые деньги масонам удалось собрать только к 1880 году. Вероятно, недостающую сумму им подарили американцы. Неспроста Бартольди пригласил министра финансов Соединенных Штатов Леви П. Мортона установить первый фрагмент медной облицовки на большой палец левой ноги статуи. 4 июля 1884 года, спустя два месяца после завершении работы, послу США в Париже Леви Мортону монумент официально был преподнесен в дар. Еще два года «Леди Свобода» простояла в Париже, ожидая, когда для нее достроят постамент в заливе Гудзон.

5 августа 1884 года под проливным дождем, из-за которого пришлось отменить масонский парад (для него все равно не хватило бы места на крошечном острове), прошла церемония закладки первого камня в пьедестал статуи. Тогда под ним и оказалась та знаменитая «шкатулка с секретом», в которой помимо имен президентов-масонов и странного заявления Пулитцера о его русских корнях, говорят, указаны имена всех людей, принявших участие в создании «Леди Свободы», но по каким-то причинам не признавшихся в этом.

В июне 1885 года разобранная на части и упакованная в 214 контейнеров статуя прибыла в Нью-Йорк. Еще 15 месяцев ее собирали, и наконец 28 октября 1886 года подарок из Франции предстал перед американцами во всей своей красе. Церемонией открытия монумента руководил президент Соединенных Штатов франкмасон Гровер Кливленд. Освящал памятник архиепископ Епископальной церкви Нью-Йорка Генри Поттер, также член ложи «вольных каменщиков». С торжественной речью выступил Великий магистр сенатор Чонси М. Депью.

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже 90 тонн русской меди во Францию, были старательно уничтожены.

Брак по расчету

Вообще политика русских царей в отношении лож не отличалась последовательностью. Так, преследуя «вольных каменщиков» в своей стране, Александр III тем не менее активно сотрудничал с французскими масонами. Стремление не ввязываться в международные авантюры и войны подтолкнуло его к сближению с Парижем, где в то время правили бал ложи. Выбора у государя не было – Великобритания покушалась на российские территории, Пруссия была слишком агрессивна. Александру пришлось принять внешнеполитическую линию на сближение с Францией, которую ему предложил министр иностранных дел Гирс.

От сотрудничества с масонской Францией Александр только выиграл – в страну потекли огромные инвестиции. В 1888 году в Санкт-Петербург прибыл для переговоров с министром финансов Иваном Вышнеградским эмиссар французских банков Госкье, который впоследствии стал управлять капиталами всех членов царской семьи. В ноябре 1888 года был издан указ о выпуске российского золотого четырехпроцентного займа.

Первоначально его сумма составляла всего лишь 500 миллионов франков. Но уже в феврале следующего года Александр распорядился выпустить консолидированный заем первой серии на сумму 175 миллионов рублей для конверсии пятипроцентных облигаций многочисленных железнодорожных займов 1870-х годов. На него активно подписывались французы, видевшие в России гаранта защиты от прусской угрозы, и стимулировали тем самым Петербург к расширению деловых контактов.

Сделка состоялась, уже в апреле появился так называемый заем консолидированных российских облигаций второй серии, на сумму 310,5 миллионов рублей. Он был выпущен совместно с банком Ротшильдов и также пользовался огромным успехом. После этого французы начали фактически «экономическую оккупацию» России. Они вкладывались в строительство железных дорог и заводов, вырубали шахты и возводили нефтяные вышки. Так продолжалось практически до начала первой мировой войны.

Возможно, если бы Россия и Франция подружились чуть раньше, продажу меди для амбициозного проекта Бартольди и не пришлось бы скрывать. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

А вот посмотрите еще один пример из истории, как один человек , а вот с . Да, а если еще вспомнить что то о крупных сделках, о вот например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -