Психические явления и механизмы. Их свойства и классификация
В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения понятие «душа» и «психика» - одно и тоже. Однако с развитием культуры и особенно науки значение этих понятий разошлись.
Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», необходимо рассмотреть психические явления (факты внутреннего, субъективного опыта).
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс -это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое отражение -это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы -это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.
Вся психическая деятельность человека -это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние -это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое свойство личности -это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Все психические свойства подразделяются на четыре вида:
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния -стресс, аффект, фрустрация).
3. Волевые состояния -инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Таким образом, одним из методов изучения психических явлений является самонаблюдение, т.е. изучение того, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию.
В дальнейшем современная психология выделяет и включает в круг своего рассмотрения целый ряд форм проявления психики – психологические факты . Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры.
Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. В процессе развития психология расширяет круг изучаемых ею феноменов.
Наука – это получение знаний с соответствиями с определенными правилами и это система знаний, полученных в соответствии с определенными правилами.
Таким образом, объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Психология - наука об общих психических закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.
Отрасли психологии трудно поддаются классификации в силу множественности факторов, определяющих их появление.
1. В качестве базовой выступает общая психология , в рамках которой осуществляется обоснование и разработка ее общих принципов и методов, вырабатывается категориальная система Y, проводятся теоретические и экспериментальные исследования, направленные на выявление наиболее общих психологических закономерностей. Внутри общей психологии можно выделить разделы, связанные с более частными по отношению к психике вообще объектами: психология личности, психология мышления, психология эмоций и т.д.
2. Социальная психология - изучает закономерности бытия личности в социума, во взаимодействии с другими людьми, в группе, формирование и развитие групп, межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия.
3. Возрастная психология - рассматривает закономерности психического развития на протяжении онтогенеза в связи с возрастными особенностями (психология детская, подростковая, юношества, среднего возраста, пожилого возраста и старости.)
4. Патопсихология выявляет закономерности психики при аномальном развитии, обусловленном психическими или соматическими заболеваниями.
5. Педагогическая психология изучает закономерности развития индивида и группы в условиях специально организованного педагогического управления этим процессом, а так же специфику педагогической деятельности.
6. Сравнительная психология и зоопсихология рассматривает развитие психики в филогенезе, выявляет особенности психики человека и животных.
7. Психология труда изучает закономерности развития личности в трудовой деятельности (инженерная, авиационная, психология управления).
8. Психофизиология изучает физиологические механизмы психической деятельности.
По различным основаниям в качестве отраслей психологии выделяют так же специальную психологию, психодиагностику психотерапию, психологию спорта, историческую психологию, медицинскую психологию и др.
Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и включает более частные дисциплины. Все отрасли отличаются друг от друга, но при этом сохраняют общий предмет исследования - факты закономерности, механизмы психики.
Взаимосвязи психологии с другими отраслями науки прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки показывают, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
Физиология и антропология позволяют более точно понять строение и функции НС, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в правильном осмыслении проблем проявления психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.
Медицинские науки помогают психологии осмыслить патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.
Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Особенности психологии как науки.
1. Психология – наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству.
2. Психология в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
4. Психология – одна из наиболее перспективных наук.
Существует три основания выделения отраслей психологии:
1. Классификация по виду деятельности (труда, инженерная, пилота, оператора труда…);
2. Классификация по выделению субъекта деятельности (детская, патопсихология, геронтопсихология…);
Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой
Познавательные -ощущение, восприятие, мышление, воображение, память
Эмоциональные
Психические состояния Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов) , его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. -индивидуальные особенности псих...
Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно - это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п. - все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано.
Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту - первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов...
Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности. Это положение непосредственно связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением.
Что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося потока воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий, причем каждое действие обусловлено внутренними причинами...
Психическое воздействие некоторые понимают как разновидность гипноза, другие понимают это как форму убеждения оппонента в своей точке зрения, основанную на психологических особенностях людей. Однако и гипноз, и убеждение с помощью психологических приемов, являются всего лишь частными проявлениями большого многообразия феномена, именуемого как психическое воздействие человека на окружающий его мир.
Действенное постоянство ПЭ
Психическая Энергия находится в постоянном действии. Человек может не осознавать постоянную работу своих чакр, создающих и регистрирующих окружающие потоки ПЭ или выражающих свою деятельность в виде неполезных материальных отложений, но ПЭ не может застыть в бездействии. ПЭ деятельна всегда.
Неисчерпаемость ПЭ
Психическая Энергия неисчерпаема, как в качественном, так в количественном выражении. ПЭ человека не может истощиться ни возрастом, ни болезнью. Лишь...
Трансмутация ПЭ
Возвышение, расширение и утончения сознания приводить неминуемо к изменению работы чакр, которые притягивают из космоса пространственный огонь соответствующего качества. Так чакры нагнетаются огнём пространства, что приводит к их частичному и постепенному возгоранию. Такой планомерный процесс расширения и утончения сознания приводит к новому качеству работы чакр. Центры после каждой ступени возгорания работают на более высоких вращательных скоростях, порождая более высокие...
Необходимость изучения ПЭ
Дух человека рождён в Мире Огненном. Согласно эволюции, рождённый дух спускается в материальные миры на тонкий и физический планы для собирания опыта, и в целях собственной индивидуализации. После успешного прохождения всех миров, умудрённый и самосознающий дух должен возвратиться на свою родину - в Мир Огненный.
Чтобы из плотных материальных слоёв подняться в высшие миры, дневной разум человека должен осознать всеначальную энергию, с помощью которой он должен...
Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие “ стресс ”. Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т. д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.
Традиционное понимание стресса заимствовано психологами из физиологии. Как известно, Ганс Селье и его школа...
ПЭ и Братство
Смысл Братства заключается в объединении ПЭ. С незапамятных времён люди объединяются в едином стремлении продвижения человеческой эволюции по законам духовного космоса. С тех пор существует Братство, члены которого неусыпно трудятся на благо всей планеты.
Главным и самым сильнейшим средством действий Братства является ПЭ, которая изучена Братством досконально, и изучение которой продолжается по сей день, и изучение которой будет продолжаться дальше, ибо ПЭ беспредельна в...
Психические явления – наблюдаемые (изнутри или снаружи) особенности психической жизни человека.
Все психические явления, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Каждая из групп подлежит дальнейшей категоризации на подгруппы субъекта (индивид или группа) и направленности (внутреннюю или внешнюю) психического явления. Причем, проявление внешних психических явлений, как групповых, так и индивидуальных, определяется как поведение.
I. Психический процесс - динамическое отражение действительности, акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, представляющие ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности .
Психические процессы подразделяются на:
· познавательные - ощущение, представление, восприятие, мышление, память и воображение;
· регуляционные - эмоциональные, волевые.
Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
II. Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
· Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
· Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);
· Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);
· Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например, усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как "раздражительная усталость" или "веселая настойчивость". Однако нельзя сказать "целеустремленная усталость" или "веселый стресс". Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.
III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Психические свойства личности - это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу - предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе.
К психическим свойствам личности относятся:
· темперамент;
· направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);
· характер;
· способности.
Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.
Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.
Сводная таблица психических явлений по Р.С. Немову
№ п/п | Явления, изучаемые психологией | Понятия, характеризующие эти явления |
Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) | Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение. | |
Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) | Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция. | |
Свойства индивидуальные, внутренние (психические) | Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм. | |
Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) | Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение. | |
Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) | Готовность, интерес, установка. | |
Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие) | Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм. | |
Процессы: групповые, внутренние | Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм. | |
Состояния: групповые, внутренние | Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат. | |
Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы. | ||
Процессы: групповые, внешние | Межгрупповые отношения. | |
Состояния: групповые, внешние | Паника, открытость группы, закрытость группы. | |
Свойства: групповые, внешние | Организованность. |
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект , фрустрация).
3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Система психических явлений.
Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой.
Познавательные - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память.
Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов), его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. - индивидуальные особенности псих. деятельности, обусл. врожденным Мотивационные типом высшей нервной деятельности, актуализированные потребности динамика реал. психических процессов и их модификации: установки, (сангвиники, холерики, флегматики, интересы, желания, стремления. меланхолики) влечения, страсти.
Эмоциональные - иерархия потребностей и устойчивых эмоциональный тон ощущений, мотивов повед., ценностных ориентаций эмоциональный отклик, настроение, и установок стресс, аффект, фрустрация.
Волевые - обобщенные способы поведения, инициативность, решительность, тип адаптации к среде целеустремлен., настойч. и др.
Уровни организованности - психофизиологические регуляционные психической деятельности возможности, проявляющиеся (внимание) в конкретных видах деятельности.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторон.
Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .
Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека .
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние , например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений,определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 2, табл.1).
На рис. 2 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии . Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления 1 .
Рис. 2. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии