Как вырезать чур: от печальной агрессии чуров неоязычества к красоте и славе Русских Божеств. 'Чур' как защита от нечистой силы



Наверное, многие помнят своё детство, подвижные игры и возгласы – чур, я в домике! Чур, я первый! А от взрослых порой доводилось слышать: "чур, меня!"

Лично я тогда и не задумывалась, что это за возглас, откуда он пришёл и что значит. И даже была удивлена, узнав, что Чур, это древнеславянское и что 27 июля отмечается основной славянский праздник в честь бога Чура.

Так кто же он?

Оказывается, Чур, покровитель границ и домашнего очага, он хранит обычаи рода и охраняет частную собственность.

В. О. Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ».

По преданиям, Чур, является внуком Сварога и Лады, сыном Пелена, или Оберега. Под его покровительством и охраной были границы поземельных владений.

В старину земледельцы на межах своих участков насыпали земляные бугры, огораживали их частоколом, это ограждение считалось неприкосновенным, и никто не смел его переступить, и тем более срыть, под страхом вызвать гнев охраняющего его божества.

Позднее стали ставить на границе своего участка крупные камни или стволы деревьев на незначительном расстоянии друг от друга.

В специальную яму, вырытую здесь же, клали горячие угли, хлебные зерна, испечённый хлеб, лили мёд и вино.

По преданиям Чур не только охранял границы, но и иногда показывался в местах освящения родовых границ.

Чура боялись не только недобрые люди, желающие захватить чужое, но и .

Позднее на межах стали ставить изображение самого Чура. Бога вырезали из брёвен, рядом ставили и свои семейные знаки, чтобы все видели и знали, кому именно принадлежит земля и кому покровительствует присутствующий видимо или невидимо Чур.

Порубежный камень называли так же – Куммиром.

В специально установленные для дни глава семейства по этой черте, обходил владения рода, пел гимны и приносил дары божеству.

Этот ритуал сохранялся и в более поздние времена.

У межевого камня выкапывалась яма и в день Чура приносилась треба вином, мёдом, молоком.

На праздник Чура нельзя было уходить далеко от дома, даже работать можно было только у себя во дворе, тем самым отдавая дань почитания Чуру.

Чуру подчиняются и все домовые. Поэтому, ставя блюдечко с молоком для домового или угощая его кусочком пирога, наши предки оказывали этим уважение и самому Чуру.

По древней славянской легенде когда-то давным-давно Велесово войско защитников нашего мира разделилось на две части.

Половина этого войска осталась на небе, а вторая половина спустилась на землю, чтобы помогать людям, защищаться от всевозможных бед. Среди тех, кто спустился с неба был и бог Чур.

Когда Сварог создал землю, он поручил своему внуку Чуру разделить её между людьми. И вот, когда Чур появился перед людьми, они стали кричать – «Чур, мне! Чур, моё». И с тех пор они не могут успокоиться и всё выкрикивают эти фразы.

Чур раздал людям наделы земли и повелел выстрогать из деревьев бревна, которые обозначили бы границы каждого землевладения. Передвигать эти брёвна и захватывать чужую собственность он запретил под страхом своего гнева.

Говорят, что сначала люди боялись божественного гнева и эти брёвна называли Чурами. А потом потеряли страх, стали отнимать землю у ближних и дальних, а знаки, что называли Чурами, стали называть чурками.

Но, как говорят предания, бог Чур никуда не делся, этот строгий небесный хранитель по-прежнему хранит Рубежи и Межи и пишет в свою небесную книгу имена всех нарушителей.

Вот только со времён сотворения земли и раздачи её в собственность расам и родам прошло так много времени, что стёрлись не только порубежные межи, но и все неприкосновенные границы и никто не знает, переступает он их или нет. И где теперь стоит Куммир, ведает, наверное, только сам всеведущий Бог-Охранитель.

Поэтому перейдём от границ земельных к границам духовным. Ведь Бог Чур охранял не только имущество человека, но и его самого от тёмных сил, лихих людей и всего недоброго.

Для того чтобы заручиться защитой Чура, достаточно, по словам парапсихологов и сейчас только произнести вслух: «Чур, меня!» то есть «Чур, оберегай меня!». И он охранит от недобрых помыслов, от чужих злых и завистливых мыслей, от сплетен, чёрного глаза и прочих тёмных энергий.

А если дело касается имущества, то «Чур, моё!».

http://bogislavyan.ru


Года два назад моя знакомая жаловалась мне, что её соседи по дачи постоянно, то забор её сдвинут, то кур своих на её участок пустят, то помои выльют прямо под забор. Я тогда рассказала ей про Чура и она, отчаявшись, попросила знакомого вырезать ей из бревна фигурку, назвала его Чуром и поставила возле забора.

Не знаю, совпадение это или ещё что-то, но соседи рядом с её забором на расстоянии метра поставили ещё один забор, посадили ещё там живую изгородь, и теперь она оказалась избавленной от их посягательств. А фигурку Чура она ходит и лелеет и благодарит за охрану.

Но, как оговариваются маги, помогает Бог-Охранитель Чур тем, чьи собственные помыслы чисты, кто не занимается колдовством, не желает зла ближнему своему.

Однако, как говорят мудрые люди, в экстренных случаях при возникновении какой-либо опасности, обратиться к Великому Богу-Охранителю могут все и зачураться, сказав: «Чур меня, Чур!» Говорят, что он не отказывает.

Древние старики говорили, что Чура боятся и черти, и мелкие бесы, и земные злодеи. Просто в последние столетия редко кто обращается к нему за защитой. В древности же без Бога Чура не проводился ни один обряд очищения и защиты.

Думаю, что при желании и сейчас можно уважить Чура и 27 июля, если не надо спешить на работу, посидеть дома.

Тем, кто живёт в частном доме проще задобрить бога хранителя. Например, положить угощение на границе своего участка. Маги советуют оставлять кашу, завернув её во что-то тёплое, чтобы она не остыла до полуночи. Чур не откажется от молока, мёда, хлеба. Можно вырыть яму и всё положить туда.

Правда, соседи могут неправильно понять проведение ритуала. Наверное, самое простое угостить домового, а уж он передаст Чуру.

В старину на семейные праздники ставили угощение не только членам семьи, но и Чуру.

А каждые 12 лет по старинным поверьям хозяин земельного участка должен выражать Чуру своё особое почтение и благодарность за защиту и покровительство.

Интересно, что Бог Границы был не только у славян. Так у древних римлян богом границы был Термин. В честь этого бога и незыблемости границ устраивался праздник - Терминалий. И проходил он 23 февраля.

А славянский Чур хоть и подзабыт нами, всё-таки остался в нашем языке.

Например, в слове вычурный.
Из уроков истории мы помним, что князь Святослав говорил – «Иду на Вы!»
Вот и получается, что вычурный – за границами Чура. То же самое и со словом – чересчур – смысл – это переходит все границы.

Слово – чураться – отгораживаться, проводить границу между чем-то или кем-то и собой, оберегать себя.

Пусть в нашей жизни будет поменьше того, чего нам пришлось бы чураться и путь нас всегда бережёт и хранит Бог-Охранитель Чур.

В древнеславянской мифологии представлено много разных богов, как верховных, так и рангом пониже. Одни покровительствуют природным явлениям, другие способствуют зарождению животворящей любви, третьи защищают от мирского зла, четвертые направляют на путь истины. Список можно перечислять долго, ведь у каждого Бога своя миссия на земле. Но самое главное – эти священные образы тесно взаимосвязаны между собой, поэтому даже низшие божества в славянской мифологии играют огромную роль в сохранении древних традиций всего народа.

Если вы впервые сталкиваетесь с оберегом Чур, не удивляйтесь – такой славянский амулет действительно существует, просто о нем сегодня очень мало информации, и мы постараемся это исправить. Священный символ олицетворяет собой защиту родового очага и сохранность границ частных территорий. Согласно преданиям, символ Чур имеет значение, схожее с римским Термом, который является хранителем родовых полей и границ.

Происхождение символа

После того, как верховный Бог славян Сварог завершил процесс сотворения мира, он поручил своему внуку Чуру по справедливости разделить земные владения между людьми. Легенда гласит: когда Бог Чур снизошел с небес на земную твердь, чтобы поделить территории, многие люди, стараясь привлечь внимание покровителя границ, начали наперебой выкрикивать «Чур, мое, Чур, мне!». Это выражение сохранилось в обиходе и сегодня.

Для обозначения частных владений Чур наказал всем людям установить на границах наделов деревянные столбы, которые никто не вправе был передвигать без ведома хозяина. Немного позднее из пограничных столбов люди начали вырезать идолы самого Бога, чтобы показать другим, что владения находятся под защитой могущественного покровителя, и отпугнуть нечистые силы. Со временем появились и первые славянские обереги с изображением символа Чура, которые стали использовать для защиты жилища и семейного очага.

Каково значение оберега

Помимо защиты личного имущества, Бог Чур также оберегает человека от злых духов, родовых проклятий и людских наговоров. Очень
часто наши предки использовали оберег Чур для очищения места проведения разных магических обрядов. В момент опасности люди часто выкрикивали «Чур меня, Чур», призывая тем самым на помощь великого покровителя. Как показывает практика, наиболее действенными являются славянские обереги из серебра, поскольку благородный металл увеличивает мощь внутренней энергии. Поэтому мы предлагаем вам купить оберег Чур именно в таком исполнении.

Словом «Чур» было принято обозначать магическое поле, которое способно сдерживать любую нечистую силу. Поэтому этот символ часто трактуют в значении «оградить себя кругом». Древнеславянские представления о Чуре, а также его истинная сущность и образ хранятся в самом языке. Например, слово «чур» — выражение, которое часто употребляется в значении границы, рубежа, а иногда даже его использовали для демонстрации собственного недовольства или неодобрения. «Чураться» – значит, отгораживаться, уходить в сторону, избегать. Оберег Чур помогает не только защитить дом и семью от любых поползновений извне, но также очищает от всего нечистого и злого.

27 липня (26.07) праздник Чура — Бога оберегания, охраны собственности, сторожа РОДовых обычаев, покровителя границ, домашнего очага. Славяне вспоминают своих чуров-пращуров, чтобы заботились о нашем хлебе, хранили не только наши снопы, но и нашу Русь и многовековую великую культуру. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находится у себя во дворе, тем самым почитая Чура.


Чур у наших предков-язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений.

На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.

Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.

Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоеванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких к своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.
Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На. нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка,
чурбашка.

Когда великий Дый создал землю, повелел он одному из богов — его звали Чур — наделить людей угодьями. Вот прилетает Чур в какую-то местность к жилью человеческому, ведет толпу людей к роще или долине и вопрошает:

— Эти угодья — кому?

А в ответ ему наперебой раздаются десятки голосов:

— Чур, мне! Чур, мое!

Тогда велит бог вытесывать чурбаки и вбивать их в землю на границах владений, дабы не было впредь споров и междоусобиц.

С той поры мы и говорим, подобно нашим предкам:

— Чур, мне! Чур, мое!

Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!", то есть попросить:
"Чур, побереги меня!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

Один из ключевых богов Славянского пантеона, чье истинное значение уничтожено христианской традицией и может быть восстановлено лишь частично по обрывкам былин и пословиц. Корень «чур» в Русском языке известен хорошо. Деревянными чурбаками обозначались границы племенных и родовых владений. В первобытном сознании Славян они получали магическое значение и кратко именовались «чурами». В словаре В.Даля это означает грань, граница, рубеж, межа, край, передел, мера (наречие чересчур, т. е. «сверх меры», еще недавно писалось «через чур» ). Еще более архаичен заклинательный смысл слова «чур», когда с его помощью пытались отвести нечистую силу: «Чур, меня!», «Чур-чура!», «Чур, не я!» К Чуру обращались и как к божеству меры и справедливого дележа: «Чур, пополам!», «Чур, вместе!» и т. п.

В настоящее время Чур известен как Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага. В его обязаности входила охрана межей, границ земельных да и вообще границ. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы. На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой «порчи» , «Нечистой силы».
Однако менее известно, что Чур — одно из немногих сохранившихся имен древнего славянского бога, функции которого в точности соответствовали греческому Гермесу. П.А.Бессонов ((4 (16) июня 1828, Москва, Российская империя — 22 февраля (6 марта) 1898, Харьков) — русский филолог-славист, фольклорист, издатель сборников болгарского, сербского, русского фольклора. Принадлежал к «западнорусскому» историческому направлению.)совершенно точно указывал на несомненный факт сходства между русским заклинанием при объявлении личных прав на находку или добычу — «Чур, вместе» — и его древнегреческим смысловым эквивалентом, дословно переводимым как «Гермес общий!» По мнению специалистов-филологов, «слово «чур» у восточных славян и болгар означало penis, что равнозначно истинному первоначальному смыслу итифаллического культа Гермеса». В Древней Греции точно так же устанавливали пограничные и путевые столбы, так называемые гермы.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Изготовление идола.

Збручский идол, ок. X века
Камень. Высота: 2,67 м


Идол, чур, лик, кумир, изваяние какого-либо языческого божества, духа или Силы. Идолы это изображения или резные изваяния, статуи (чаще всего из целикового ствола дерева, могут быть из камня или металла). Чуры или идолы использовались нашими предками для связи с богами, при жертвоприношениях, обрядах и других ритуальных действах, обычно помещались в специальных храмовых постройках или в красном углу дома.

Работа по изготовлению чура начинается с обращение к божеству, скажите ему что вы хотите сделать, спросите разрешения, если по каким-то причинам божество откажет, то вам будет очень сложно начать работу, могут также даваться какие-то знаки, на которые следует обратить внимание, ведь они укажут вам на то, как пройдёт работа. В любом случае, всегда можно попытаться задобрить божество, принеся ему дар или жертву. Хочу заметить что при изготовлении чуров навьих (тёмных, подземных) богов нижнего мира, жертву лучше приносить с самого начала работы, с обращения, и жертва отнюдь не пряники с сладостями.

После обращения, в случае если вам разрешили делать чура, идите в лес на поиски подходящего дерева. Перед тем как зайти в лес, поприветствуйте духов леса и Хозяина леса, лешего, изложите свою просьбу, ясно и кратко, принесите Хозяину лесному дары, если всё пройдёт так как нужно, то вам укажут на дерево которое можно взять. Подойдите к дереву, положите у корней подношение, пока дух дерева идёт лакомиться подношением, спилите ветку и уходите.

Чур Одина.
Gapþrosnir (Гапфроснир) - Одно из хейти (поэтических имён Одина)
что значит "Кричащий в иступлении", "
«разинувший рот в исступлении»"


Работа над чуром. Сама работа будет проходить в трансе, попытайтесь перед началом максимально настроиться, прочитайте побольше литературы о том божестве, лик которого вы будете вырезать, можете включить подходящую музыку, постарайтесь выбрать такое время, чтобы вас ни кто не отвлёк от работы и не помешал, идеальное место –природа, место можно также выбрать соответствующее божеству для большего погружения. Любые предварительные наброски исключены, да по большому счёты они вам не потребуются, больших навыков в резьбе не требуется, если вы всё сделали правильно и божество благосклонно, вам нужно будет просто срезать лишнее дерево. Завершается работа нанесение(вырезанием) чира, символа, рун или имени божества. В работе вы можете порезаться, это нормально. Когда чур будет готов, оставьте его на ночь, рядом налейте пиво, алкоголь или оставьте другую жертву.

Прим:
1. Срубленное дерево или ветку оставьте в сухом, не влажном месте для сушки, сушка может продолжаться от нескольких недель, до нескольких месяцев, для ускорения высыхания, уберите кору с дерева, но оставив её у комля, иначе дерево растрескается.
2. Подходит дерево богу или нет, можно узнать исходя из его свойств, напр; дуб- дерево Перуна или Тора и так далее, но если вы идёте за деревом в лес, порода дерева значения иметь не будет, в дереве нужно увидеть лик бога.
3. Оставляйте подношение у чура примерно раз в месяц, желательно в дни посвященные божеству.

http://chernorezie.ru/izgotovlenie_chura

Записан

Спасибо Гримвейг"у за приятную статью.
Со своей стороны хочу предложить вашему вниманию давнишнюю статью Дины Ши об этом, в ее исполнении, гораздо более навороченном процессе

Daene Sidhe
Дерево для идола

Дерево для идола (для фигуры божества), это не просто дерево. Чтобы божество впоследствие почтило своим вниманием ваше капище, вы должны очень тщательно выбрать и подготовить дерево.

Во-первых, порода дерева должна соответствовать той сущности, которая потом одухотворит идол своим присутствием. Не выбирайте дерево для рубки в чаще леса. Там деревья имеют больше влаги и растут, торопя друг друга, в гонке за порцией света. Древесина у этих деревьев не очень плотная и стойкая. Лучше выбрать дерево на опушке. Или растущее вовсе отдельно.

Следующее, на что нужно обратить внимание - кора. Очень внимательно осмотрите, насколько позволит ваш рост, кору выбранных деревьев. На коре не должно быть никаких повреждений от насекомых. Даже одна дырочка от короеда говорит о том, что дерево будет поедено раньше, чем вы приступите к вырезанию идола. Кроме того, нужно чтобы кора была ровной, не перекрученной. Если древесина ствола не прямослойная, т.е. дерево было повреждено и перекручено в юности, по коре это ясно видно. Идол из такой древесины растрескается, как бы тщательно вы ни сушили ствол. Разумеется, дерево не должно иметь дупел. Дупло, находящееся даже очень высоко от земли, может указывать на то, что сердцевина ствола повреждена уже гнилью.

Когда вы нашли подходящее дерево, соорудите у его корней алтарь божеству. Это может быть просто принесенный откуда-то большой камень, или кучка камней. Совершите обряд освящения алтаря и жертвоприношение божеству. Теперь, в течение года, вы должны посещать это дерево регулярно, совершать жертвоприношения на алтаре и следить за здоровьем дерева. Если ветер обломал ветвь - хорошо бы спилить расщепленный кусок и замазать спил садовым варом. Если что-то повредило кору - тоже замажьте варом поврежденное место, чтобы вредители, или грибок, не проникли под кору. Если за год дерево не было повреждено вредителями, лишайником, ураганом, значит божество согласно с вашим выбором.

Теперь вы можете приступить к следующей части процедуры. Вам необходимо найти молодое, одного-двух-трех лет, деревце той же породы, что и выбранное. Найти его нужно в чаще, т.е. там, где среди многих у него будет мало шансов выжить. Этот молодой побег вы должны попросить у леса и выкопать аккуратно (больше - руками), так, чтобы не повредить корни. Посадите его недалеко от взрослого дерева, которое вы собрались срубить. За молодым деревцем вам придется ухаживать, пока ствол старого не высохнет, срубленный.

Затем приготовьте большой ритуал. Во-первых, вам надлежит пригласить Дух дерева переселиться в новый дом, т.е. в молоденькое деревце. Вы должны сопроводить его при переселении соответствующими действиями. Во вторых, вы должны принести последнюю жертву на алтаре тому божеству, чей идол вы собираетесь резать. После этого нужно "освободить" алтарь и разрушить (у действующего живого аттаря дерево рубить нельзя). Если это один камень - откатите его в сторону. Если кучка камней - разбросайте камни. Сутки вы должны провести у корней старого дерево без еды. Можно пить только чистую воду. Через сутки, на рассвете, с первыми лучами солнца, спросите еще раз, переселился ли Дух в новое жилище (желательно присутствие жреца, могущего подтвердить "переезд") и нанесите первый удар топором. Пилить дерево нельзя - только рубить. Срубив (позаботьтесь, чтобы ствол не упал на саженец), обработайте топором пень, не оставляйте его "лохматым". Во-первых, аккуратный пень может послужить сидением усталому путнику, а во вторых, убережет корни от гнили, и если Духу дерева новое жилище не покажется, то от корня пойдет молодой побег, в который Дух и переселится из временного обиталища. Обрубите ветки от ствола и верхушку. Кору не снимайте и старайтесь не сильно повредить. Толстые ветви очистите от мелких - вы возьмете их тоже для изготовления мелких предметов. Потом тщательно уберите место. Соберите все веточки и щепки и сожгите их.

Следующий этап - сушка ствола. Для сушки нужно заранее соорудить навес в сухом, хорошо продуваемом ветром месте. Навес следует сделать так же, как делают крыши для стогов, т.е. чтобы его можно было поднимать и опускать при необходимости. Под навесом установите высокие козлы (чтобы бревно, на них лежащее, было на уровне вашей груди, как минимум). Длина навеса должна быть в оба конца немного больше длины бревна. Учтите, что сушка берет, в зависимости от толщины ствола, полтора-три года, иногда до пяти.

Уложив бревно на козлы, тщательно замажьте горячей смолой хвойного дерева торцы и срезы веток. Хотя рубка топором достаточно надежно закрывает поры, но это будет дополнительная защита от растрескивания древесины во время сушки. Соорудите рядом с навесом маленький временный алтарь божества, как раньше сооружали рядом с деревом. Время от времени совершайте жертвоприношения, окуривайте ствол дымом душистых трав и переворачивайте. Когда вы уезжаете надолго, опускайте крышу навеса низко - так, чтобы оставалась хорошая вентиляция, но чтобы дождь при ветре не попадал на ствол. В хорошую погоду крышу можно поднимать высоко, но чтобы солнце не попадало на дерево. Ветки от дерева, принесенные для мелких нужд, можно подвесить сушить пучком под самую крышу.

Узнать, что бревно высохло, можно, если приложить ухо и постучать по стволу. Сухое дерево ответит звонко и звук будет долгим. У еще сырого звук глуше и замирает сразу. В любом случае, сушка займет не меньше полутора лет.

Когда древесина суха, бревно, с подобающими ритуалами, ошкуривают. Режут фигуру божества неторопясь, с обязательными ритуалами очищения, строгой ритуальной диетой и прочими обрядами.

Когда христиане сжигали капища и кололи идолов на дрова, они не просто оскверняли святыни другой веры, не просто уничтожали произведения искусства другой культуры. Они убивали живую жизнь, взрастить которую много хлопотнее и дольше, чем родить и подрастить ребенка.

Сейчас статья находится здесь.


Смысл и назначение чура - быть проводником Божественного, причем двусторонним. В этой статье мы расскажем вам о том, почему неоязыческие чуры не выражают суть русских Божеств, и как это можно исправить.

Тема создания чуров Русских Богов началась с того, как один товарищ из нашего круга после успешного проведения нескольких городских мероприятий по русской традиции захотел водрузить чур на месте основания г. Томска (Воскресенская гора). Ко мне поступила заявка от него о создании эскиза, поскольку с резчиком вопрос уже был решен и деньги, похоже, уже тоже были собраны.

Для меня тема эта была новая, хотя я был уже погружен в свое время в символику и иконографию Православной и Индуистской культуры. Обе культуры выделялись особым богатством создания художественных форм Божественного. И, зная тонкости и законы, по которым эти формы слагались, я понимал всю ответственность создания совершенно нового направления.

Многие скажут, что искусство создания чуров достаточно древнее. Но, у нас не сохранилось школы и не было передачи традиции. Конечно же, интернет изобиловал фотографиями работ нового поколения мастеров исконного языческого направления, но все это - новодел. И среди просматриваемых образцов очень сильно бросалось в глаза то, что все эти поделки совершенно были далеки от воплощения Божественности. Для меня, искушенного в созерцании совершенных форм Божеств Индуизма и взлелеянного душевным светом и теплом Русской иконописи, созерцание чуров неоязычества было просто мучительным. Мало того, что Божественного в принципе не проскальзывало в этих ликах, более того - они выражали зачастую жуткую агрессию или, в лучшем случае, жесткую суровость и на худой конец дремучую беспробудную печаль.

За державу, конечно же, было обидно. Причем первые мастера, задав эту волну, очень хорошо отрезонировали на этническом подсознательном. И эта печальная агрессия вкупе с дремучей суровостью буквально множилась и тиражировалась во всех ликах, за исключением самых примитивных форм, в которых вообще отсутствовало какое-либо настроение или передача смысла.

И вот с этим надо было как-то бороться. Надо было и в струю попасть, и с каким-то новозарождающимся каноном в созвучие войти, и в то же время Божественную струну не потерять. Ибо смысл и назначение чура - быть проводником Божественного , причем двусторонним.

Конечно, можно возразить, что, типа, чур - это абстракция и при обращении к Божеству мы, конечно же, обращаемся не к чуру и, соответственно, совершенно не важно какой он, типа, он просто точка в пространстве, которая обозначает координату взаимодействия человеческого и Божественного.

Согласен. Многие образы в иконописи тоже не блещут художественностью форм, но там есть четкий канон, который работает. Здесь же на почве вновь возрождаемой культуры таких канонов устоявшихся нет, как нет и канонических форм, наработанных веками духовными школами. Поэтому упор должен быть либо на содержание формы, либо на ее высокий с художественной точки зрения Образ. А еще лучше, чтобы было и то, и другое. Потому как мы стоим у истоков возрождения и то, что мы создадим сейчас, в последующем на это будут смотреть как на канон, и созданное будет вдохновлять и воодушевлять на поднятие духовного совершенства понимания Русской Божественности. Короче, те, кто полагает Начало - на тех ответственность за дальнейшее развитие всей культуры.

Вот с такими мыслями я и приступил, не смотря на то, что начало уже давно было положено до меня и, не смотря на то, что это начало меня совсем не устраивало. Ибо оно ничуть не возвышало Дух, а пробуждало сугубо нижний эмоциональный план, и этим самым низводило всю высоту моих духовных предков до уровня бытовой эйфории.

При создании Образа я, прежде всего, должен был пережить состояния единства с теми Божествами, образы которых я должен был воплотить. Естественно, этому предшествовали магические и теургические ритуалы жертвоприношений этим Божествам и формы их присутствия я знал. Но! Перевести касание Божественного плана и закристаллизовать богатство тонкого плана в простом образе - это задача многоуровневая. С одной стороны, я знаю технику переноса энергетического шельта на материальный предмет, но, с другой стороны, чур резать буду не я. С одной стороны, я способен визуализировать образ тонкого мира, но материал, на который он ляжет, может повести себя как угодно. Много «но».

И так, решая эти «но», я решил упростить задачу. Создать простой канонический образ, который бы максимально мог вместить в себя многоуровневость Божеств и в то же время быть не перегруженным. И просто на время изготовления чура удерживать свой духовный луч на изготовителе чура, так, чтобы он мог испытывать состояние Благости присутствия Божества и в этом состоянии чтобы хоть как-то улеглась на материал отливка лика Божественного.

Первый чур был Световит . Это четырехликий чур. Он объединяет в себе Свет всех основных Божеств - хранителей сторон света. Северный и Южный полюса держали Велес и Перун , Восток встречал Творец Сварог , и Запад хранила Мокошь . Самые яркие и вполне понятные Русскому сердцу Божества. Самые участливые во всех его жизненных перипетиях. Надо сказать, что душа резчика легко вошла в это состояние через свой Родовой канал. По моим ощущениям было видно, что он очень хорошо понимает землю на которой он живет и чур получился подобный монументу Божественной славы географического центра Евразии. Каждый лик светился доблестью и характером своего Божества, весь чур гудел как звук Единой струны. Когда его установили на горе, то освещение ликов практически шло само собой, словно по велению Божеств, ну так оно и было.

1. Лик Велеса.

2. Лики Велеса и Сварога.

3. Лики Велеса и Мокоши.

4. Лик Сварога.

5. Лик Перуна.

6. Лики Перуна и Мокоши.

7. Лик Мокоши.

8. Лики Мокоши и Велеса.

Резчик перед изготовлением основного чура вначале сделал макет, и вот макет еще как-то был окутан духом седой древности в обаянии своей простоты, но сам же основной чур, в отличие от макета, нес в себе ощущение неделимой Вечности существования Русских Божеств. После он еще сделал макет для меня, вольную копию для дистанционной связи с основным.

Позже мне заказали чур Перуна московские жрецы из Кремля В. Сундакова. Здесь, ощущая всю ответственность за чудо, стоящее в центральном месте паломничающих русов, я сделал упор на проработку формы и художественное исполнение эскиза. Попытался найти резчика альтернативного, но не срослось. Человек просто начинал воплощать себя и снова скатывался все к тем же понятиям агрессии и даже опустился глубже - в демонические пространства. В конечном итоге у него получился какой-то джин увешанный холодным оружием, хотя тот альтернативный резчик был из числа лучших в Томске, и был полностью в теме и воинских искусств, и русских традиций.

Просто у людей напрочь отсутствует чувство и понимание божественного, и Божество лепят по образу и подобию своего загнанного в угол безысходности психического состояния. И, все-таки, снова пришлось вернуться к предыдущему резчику. На этот раз отработав форму и эскиз, и описав словами, что и как, я так же передал эскиз через того же товарища. Но на сей раз я свой луч не настраивал на резчика, а просто передал мыслеформу, мне важно было, чтобы он сам сел на ту волну, которую он поймает из коллективного бессознательного. И да, он хорошо срезонировал с тем, что именно нужно было москвичам, именно с тем, чтобы они смогли понять в своих чувствах на данный момент.

Мы как бы пытались прорываться из дебрей коллективного подсознательного к чему-то хотя бы на ступень повыше по вектору Русского гения духовности. Он изготавливал большой макет под дальнейшую задумку 5-6 метров. В художественном плане чур был впечатляющ, но вот в передаче тонкого плана Божества чур все-таки по статусу соответствовал уровню воина, охраняющего границы своей Родины. Это далеко не уровень Божества, а уровень максимум служебного элементала. Чур явно выражал эмоциональный накал. Но я был рад уже тому, что это не была та «каноническая» агрессия и беспробудная суровость чуров неоязыческой волны. Эмоции этого чура были более изысканы и стройны и вполне были в духе Советского военно-патриотического реализма. Но это не было Божество по моим представлениям, чур не пробуждал духовного предстояния перед величием Перуна, Бога Небесного Закона прежде всего и Небесного воинства, как вытекающего из первого. Но именно Бога, а не вояки и не истового исполнителя сего Закона. А эти вещи нужно различать.