Как определить ударный гласный звук. Ударные и безударные гласные звуки


1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

    Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

Ы́йя, Ы́ныкган.

    Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.

Дым [ды́м], тыл [ты́л].

    Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

Физик [ф’и́з’ик].

    Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы] .

    Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

Из и риса – [из-ы́]риса.

    Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Дети [д’э́т’и], вес [в’э́с].

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:

    после [ж], [ш], [ц] ;

Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

    в некоторых иноязычных словах;

Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

    в некоторых сложносокращённых словах.

ГЭС, ВТЭК.

2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

    Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

    не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

Мил [м’и́л] – мила [м’ила́], жил [жы́л] – жила [жыла́], шут [шу́т] – (нет) шута [шута́].

Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы] ;

В и згнании ы згна́н’ии].

    изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

    В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а] [а] , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ] .

М о й [мо́j] – м о я [мΛjа́] или [маjа́], д а л [да́л] – д а ла [дΛла́] или [дала́].

    В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и] , хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] – [и э ] .

Ср.: вз я л [вз’а́л] – вз я ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], н ё с [н’о́с] – н е сла [н’и э сла́] или [н’исла́], б е л [б’е́л] – б е ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

    Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

    Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

Яндекс.Директ

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

    после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается э ] );

Ж а леть ы э л’э́т’], лош а дей [лъшы э д’э́j], двадц а ти [двъцы э т’и́].

    на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э] , – э ] ;

Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

    после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] [Λ] , как и после других твёрдых согласных звуков.

Ш а р [ша́р] – ш а ры [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

    Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

    В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

    В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

Например:

после твёрдых согласных: д о мовой ъ маво́j], рыб а [ры́бъ ], крыш а [кры́шъ ], ц е ликом ъ л’ико́м];

после мягких согласных: р я довой [р’ь даво́j], пол е [по́л’ь ], ч а совщик [ч’ь сΛфщ’и́к].

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о] . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ] , а звук, близкий к [а] [Λ] , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

Сожаление – со-жа-ле́-ни-е.

Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Со-жа-л е́ -ни-е.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

    либо один звук [э], [о], [а], [у] – после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );

    либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] – в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь .

Явный – я́ -вный, проявка – про- я́ -вка, съёмка – съ ё м-ка.

Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция.

Со II -жа I -л е́-ни II -е II .

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

Со II -жа I -л е́-н и II -е II – в заударном слоге ни звучит гласный [и].

Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных – [Λ] ;

    после мягких согласных – э ] ;

    после ж, ш, ц может звучать э ] .

Со II -жа I -л е́-н и II -е II – в слоге жа звучит гласный [ы э ].

Учтите, что если буквы е, я [ j ] + гласный [э], [а] j е, я будет звучать звук э ] .

Объявился – о II -бъя I -ви́л-ся II – первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных – [ъ] ;

    после мягких согласных – [ъ] ;

    в абсолютном начале слова на месте букв о и а [Λ] .

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь] .

Со II -жа I -л е́-н и II -е II – слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II – о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].

Особенности произношения гласных в безударных позициях

Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий: 1) места по отношению к ударному слогу, 2) положения в абсолютном начале слова, 3) твердости / мягкости предшествующего согласного.

Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.

В первом предударном слоге возможны четыре гласных - безударные [у], [и], [ы], [а]: н[у]ждá нужда , [ч"и]с ы´ часы , ш[ы]лкá шелка , н[а]чнóй ночной .

В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во втором предударном слоге: д[ъ]мовóй дымовой и домовой , [м"ь]сорýбка мясорубка , [ч"у]дотвóрный чудотворный .

В заударных слогах: болóт[ъ]м болотом и болотам , нéжн[ъ]й нежный и нежной , си[н"ь]м синим и синем , пó[л"ь]м полем , лóшадь лошадью .

В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у] фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нóт[ы] ноты , нóт[ъ] нота, нó[т"ь] нóте , нóт[у] нóту .

Положение в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их удаленности от ударного слога: [у]бирáть убирать , [и]кспортёр экспортёр , [а]говáривать оговáривать .

Особенности распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы.

В ударном слоге: ударные [ý], [и´], [ы´], [э´], [ó], [á]

В 1-м предударном слоге,

в абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а]

Во 2, 3-м предударном слоге,

в заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова)

Твердость / мягкость предшествующего согласного - важный фактор, определяющий возможность появления тех или иных гласных: 1) после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говóй луговой , [лы]сéть лысеть , [ла]рéц ларец , [лъ]шадéй лошадей ; 2) после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л"у]бовáться любоваться , [ч"и]рнéть чернеть , [л"ь]дорýб ледоруб ; 3) предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р"и]ды´ ряды , [п"и]ти´ пяти, [р"ь]довóй рядовой , [п"ь]тилéтка пятилетка ; 4) [ъ] после мягких появляется только в возвратном -ся, в окончаниях и формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже, числе и т.д.: получ и´л[с"ъ] получился - у бабý[с"ь] у бабуси ; кáп[л"ъ] капля - кáп[л"ь] капли; медвé[д"ъ]м медведям - медвé[д"ь]м медведем ; в ы´са[д"ъ]сь высадясь - в ы´са[д"ь]сь высадись .

Все проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия, редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают, например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго , б[о] á , андáнт [э].

Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.

В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как

я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.

Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).

Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).

Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс 1

Программа УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс.

Целевые установки урока:

  • Наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова;
  • Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова
  • Создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове;
  • Содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
  • Воспитывать коммуникативную культуру.

Образовательные технологии: технология сотрудничества

Форма урока: урок-диалог

Оборудование урока: СD Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, электронная презентация, магнитная доска, картинки для работы «Словарные слова», полоски для парной и разноуровневой работы, карточки для рефлексии, музыка для работы, муз. физкультминутка.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование умения оценивать свою работу;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, обобщение, классификация.
  • развитие умения грамотно выстраивать речевые высказывания, ориентироваться в учебнике, анализировать;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, объяснять и доказывать свое мнение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • формирование умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударной гласной;
  • развитие умений сопоставлять звуковые схемы слов с буквенным написанием;
  • Совершенствование умений распознавать проверочные и проверяемые слова.

Ход урока

1) Оргмомент.

Встаньте ровно и покажем, как хорошо мы научились работать.

Вопросы (ответы хором) Презентация. Слайд 2

  1. Вы готовы секреты русского письма открывать?
  2. Ум и смекалку не забыли взять?
  3. Постараетесь всё понять?
  4. А грамотно будете писать?

Ну, желаю вам удачи! За работу! Садитесь.

2) Актуализация старых знаний.

(Два человека выходят к доске выполнять задание:

  • 1 задание: Записать транскрипцию к данным словам: пенал, магазин, сорока, стакан, берёза.
  • 2 задание: Составить звуковую схему к пословице: Без труда и отдых не сладок.

I. Словарный диктант «Отгадай загадку»

А) – Возьмём тетрадки, запишем число 22 апреля. Проверим, как мы умеем писать словарные слова. А помогут нам провести словарный диктант наши ребята.

Презентация Слайды 3-8

Учитель читает загадку, ученик отгадывает.

То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним
Сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я?
(тетрадь)

Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом
(карандаш)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(корова)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(язык)

Летом вырастает, осенью опадает.
(листок)

б) Проверка (ребята – отгадывают загадку, записывают отгадку с комментированием, учитель прикрепляет это слово на доске.). Объясняют написание слов (Орфографическое чтение, постановка ударения, орфограммы).

П. Самоопределение к деятельности

Спасибо, ребята. Обратите внимание на орфограммы в словах. Кто из вас увидел лишнее слово? (листок). Почему? (все слова написаны с непроверяемой гласной, а в этом слове гласная проверяемая ). – Как вы узнали, какую гласную надо писать в этом слове?

(Подобрали проверочное слово – лист ). А почему именно это слово? (Это слово с тем же значением и на безударную гласную падает ударение, гласная И произносится четко, значит в слове листок тоже надо писать И )

Как думаете, чему будем учиться на уроке?

(Будем учиться находить ударные и безударные гласные звуки; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; учиться проверять безударный гласный звук и писать нужную гласную)

Презентация Слайд 9

Тема: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами .

Рассмотрите еще раз внимательно эти слова и назовите гласные, в написании которых мы сомневаемся, когда на них не падает ударение. (а.о.е,и,я)

Презентация Слайд 10

2. Чистописание

Давайте пропишем эти гласные.

Ш. Проверка пройденного материала

А теперь проверим наших ребят.

Ученик 1 ) Правильно ли записана у него транскрипция к данным словам?

Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? (Не всегда произношение совпадает с написанием).

А как нам быть? Как узнать, какую гласную писать?

Какой вывод делаем? (Слова бывают с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Слова с непроверяемыми гласными необходимо запоминать в написании. А к словам с проверяемыми гласными подбирать такие слова, в которых гласная должна быть под ударением).

Презентация Слайд 11

Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.

2. Словарная работа

Какой полезный напиток для здоровья дает нам корова? (молоко)

Какое это слово – проверяемое или нет? (Нет, его написание необходимо запомнить)

Слайд со словарным словом.

Задание 1. Написание и запоминание слова.

Задание 2.

2) Проверка у доски Ученика 2: Как вы понимаете эту пословицу? Проверьте звуковую схему.

Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и)

Твердость (у,э,о,а,ы)

Настоящий ученик должен уметь грамотно писать, а также уметь работать дружно и слаженно.

Ш. Работа по теме урока

Давайте подведем итог нашей работы с проверяемыми и непроверяемыми словами.

Слайд с Самоваровым

Прослушивание с диска (объяснение материала)

Давайте послушаем , что нам расскажет профессор Самоваров (слушаем запись, с остановками)

Интервал 1 Объяснение о звуках

Что важного сказал профессор? (… надо быть внимательным, безударный звук надо проверять)

Интервал 2 Объяснение л –са л-са

Оказывается, чтобы правильно написать слова, вам надо их изменить!

Как надо изменить слово? (чтобы на безударную гласную падало ударение)

Что для этого будем делать со словами? (будем изменять их так, чтобы безударный гласный становился ударным)

Интервал 3 Конкретизация. Упражнение с диска:

Вопрос Самоварова - остановить запись

сл-ны – слон (запишем на листке, разбираем вместе)

Вкл. запись: - Проверим, что скажет Самоваров.

Молодцы, справились с заданием, похлопаем друг другу.

1V.Физкультминутка. (Включается музыка)

Выходят ребята с карточками, на которых написаны буквы: А, О, И, Е, Я

У одних ребят на партах лежат карточки с проверочным словом. А у других ребят лежат на партах слова с пропущенной гласной. Учитель называет слово, выходит ученик с этим словом, к нему должен подойти ученик с той гласной, которая пропущена в этом слове, а затем выходит ребенок с карточкой, на которой написано проверочное слово.

(Гл…за – глаз, гн…здо – гнёзда, х…лмы – холм, р…ды – ряд, бл…ны – блин)

2. Презентация Слайд 12

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

3. Работа на листиках (Включается музыка) (А Самоваров посмотрит, как мы выполняем задание) (приложение 1)

Карточка 1 (Работа в парах)

Задание: Укажи слова, в которых написание выделенных букв не надо проверять.

Све ча, вра чи, гро зный, ли стик, ро са, мя ч, со сна.

Карточка 2. Самостоятельная индивидуальная работа (красные полосочки).

Задание: Вставьте в словах пропущенную букву А или О:

Шк…фы, г…ра, гр…за, гр…чи, в…лна, стр…на.

Карточка 3. Самостоятельная индивидуальная работа (зеленые полосочки).

Задание: Найди проверочное слово для слова с пропущенной гласной и подчеркни его, вставь пропущенную гласную:

Зв…риный – (зверинец, звери)
Сн…говик – (снег, снеговой, снегурочка)
В…дяной – (вода, водный, водичка)
Л…сок – (лесной, лесник, лес, лесистый)

Проверка по диску

Самооценка:

  • «зеленая карточка» - все правильно
  • «желтая карточка» - были ошибки
  • «красная карточка» - не согласен

4. Музыкальная физкульминутка

5. Самостоятельная работа по учебнику: 1 в – Упр. 145, с. 78

Самостоятельная работа по творческим тетрадям: 2 в – Упр. 1, с 39

V. Рефлексия.

Презентация Слайд на доске 13:

А) - Итак, продолжите фразу.

  • Сегодня я узнал…
  • Я заполнил…
  • Я понял…
  • Мне понравилось…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Б) А теперь покажите нужный значок-карточку (на экране слайд)

V1. Итог урока. Презентация Слайд 14

Презентация Слайд 15: В рабочих тетрадях можете выполнить на стр. 39-42 на закрепление пройденного материала:

а) У кого были красные полосочки – Упр. 3

Б) У кого были зеленые полосочки – Упр. 2

В) Кто работал в парах - Упр. 7

Презентация слайд 16.

Литература.

Гаврикова Л. В.Урок по русскому языку по теме "Ударные и безударные гласные в слове" с использованием ИКТ (2-й класс). – URL:

Описание:

Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге;
  • научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять;

Воспитывающие:

  • формировать у детей чувство сострадания и взаимопомощи ближним;
  • воспитывать любовь к родному языку;

Развивающие:

  • развивать воображение, память, любознательность;
  • развивать речь учащихся;
  • Расширять кругозор учащихся;

Ход урока

1. Релаксация.

- «Сегодня прекрасный день, у меня отличное настроение, я буду внимательно слушать учителя и у меня все, все получится!»

(Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем текс по частям, затем присаживаются за парты).

2. Организационный момент.

Ребята, сегодня, мы с Вами (вдруг раздается стук и входит почтальон с телеграммой) . Учитель, поблагодарив его, читает телеграмму, затем обращается к детям.

Неприятности в стране Мультландии. Там, где живут забавные человечки из известных сказок. Прислал телеграмму наш старый знакомый Незнайка, ему нужна наша помощь.

(Презентация, слайд 2 )

Поможем ему, ребята?

3. Постановка темы и цели урока.

Буква а и буква о
Обижаются давно:

Нас ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Незнайка Ваш,
Который любит весь ваш класс.
Изуродует он слово,

Пишет через а - «карова».
Букве,
а стоять здесь стыдно.
И в плохих словах - обидно!

Почему буква а и буква о обижаются на Незнайку?

Что он забывает сделать, прежде чем написать слово?

Даже в телеграмме допустил ошибку. Какую?

4. Чистописание.

Давайте, чтобы буква а и буква о не обижались на Незнайку, пропишем письменными строчными буквами.

5. Работа по теме урока.

1) - Посмотрите, какие рисунки нарисовал нам Незнайка, давайте поможем их подписать.

(Презентация , слайд 4).

Выделите ударный гласный звук в первом слове. Как вы думаете расходиться, или совпадает в этом слове произношение ударного гласного с его обозначением на письме?

А в остальных словах?

Запишите слова в тетрадь, поставьте в них знак ударения.

2) - Но во многих словах произношение и написание гласных, на которые не падает ударение, не совпадает.

(Презентация, слайд 5.)

Как вы думаете, что нужно делать с такими словами?

Такие слова нужно проверять и обязательно подбирать проверочные слова или однокоренные слова, в которых этот гласный будет стоять под ударением. Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

Всего в русском языке пять гласных, которые нужно проверять. И даже Буратино их запомнил. Давайте и мы их назовем.

Читают стихотворение о буквах, которые нужно проверять. Дети на уроке были очень активный, работать с презентацией им очень понравилось. Цели урока были достигнуты, материал усвоен.