Департамент труда и соц защиты населения. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России)


Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

26 апреля 2019 , Утверждён комплекс действий по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья Распоряжение от 26 апреля 2019 года №833-р. Предусматривается, в частности, распространение лучших практик по снижению производственного травматизма, стимулированию работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, внедрению здорового образа жизни в трудовых коллективах. Комплекс будет реализовываться совместно с Общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Федерацией независимых профсоюзов России.

23 апреля 2019 , Общие вопросы промышленной политики О решениях по итогам совещания у Дмитрия Козака по вопросу условий закупки конкурентоспособной российской техники и технологий для реализации нацпроектов Об определении перечней конкурентоспособной российской техники, технологий, оборудования и производственных решений, необходимых для реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

22 апреля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Сокращены сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Постановление от 13 апреля 2019 года №443. В целях минимизации сроков обеспечения инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, техническими средствами реабилитации (TCP) серийного производства сроки рассмотрения заявления инвалида и обеспечения его ТСР сокращены до семи дней. Ранее эти сроки составляли 15 и 30 дней соответственно.

20 апреля 2019 , Развитие Крыма Правительство внесло в Госдуму законопроект об особенностях оценки пенсионных прав жителей Республики Крым и Севастополя Распоряжение от 20 апреля 2019 года №790-р. В целях соблюдения пенсионных прав граждан, постоянно проживающих в Республике Крым и Севастополе, законопроектом определяются особенности оценки их пенсионных прав до момента регистрации в российской системе обязательного пенсионного страхования. Предусматривается, что работодатели обязаны будут представить в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о периодах работы граждан, постоянно проживавших в Крыму по состоянию на 18 марта 2014 года. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны будут сами представить в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о своей работе до момента регистрации в российской системе обязательного пенсионного страхования. Такие сведения должны быть представлены не позднее 31 декабря 2021 года для включения их в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. В результате территориальные органы Пенсионного фонда получат возможность устанавливать гражданам право на страховую пенсию и её размер на основании сведений, содержащихся в их лицевых счетах, без другого документального подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж. Аналогичная работа в отношении застрахованных лиц, проживающих в других регионах России, была проведена до 1 января 2013 года.

15 апреля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об особенностях оценки пенсионных прав жителей Республики Крым и Севастополя В целях соблюдения пенсионных прав граждан, постоянно проживающих в Республике Крым и Севастополе, законопроектом определяются особенности оценки их пенсионных прав до момента регистрации в российской системе обязательного пенсионного страхования. Предусматривается, что работодатели обязаны будут представить в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о периодах работы граждан, постоянно проживавших в Крыму по состоянию на 18 марта 2014 года. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны будут сами представить в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о своей работе до момента регистрации в российской системе обязательного пенсионного страхования. Такие сведения должны быть представлены не позднее 31 декабря 2021 года для включения их в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. В результате территориальные органы Пенсионного фонда получат возможность устанавливать гражданам право на страховую пенсию и её размер на основании сведений, содержащихся в их лицевых счетах, без другого документального подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж. Аналогичная работа в отношении застрахованных лиц, проживающих в других регионах России, была проведена до 1 января 2013 года.

13 апреля 2019 , Национальная политика О расширении списка малочисленных народов Севера для установления социальной пенсии по старости Постановление от 13 апреля 2019 года №448. В целях установления социальной пенсии по старости списки малочисленных народов Севера и районов их проживания дополнены народом «вепсы» и районами его проживания в Прионежском районе Республики Карелия.

11 апреля 2019 , Профессиональные квалификации Правительство внесло в Госдуму законопроект об особенностях привлечения иностранных граждан в связи с проведением чемпионатов по профессиональному мастерству «Ворлдскиллс» Распоряжение от 11 апреля 2019 года №695-р. С 22 по 27 августа 2019 года в Казани пройдёт мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс». В 2022 году в Санкт-Петербурге планируется европейский чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс». Подготовка и проведение таких чемпионатов возложены на союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”». В рамках этих событий требуется привлекать иностранных специалистов. Законопроектом предлагается предоставить Агентству право привлекать иностранных граждан в упрощённом порядке без получения разрешения на работу или патента и без учёта миграционной квоты, утверждаемой Правительством России.

10 апреля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» определена исполнителем услуг по сурдопереводу Распоряжение от 9 апреля 2019 года №664-р. Решение принято в соответствии с поручением Дмитрия Медведева по итогам встречи с представителями общероссийских общественных организаций инвалидов, состоявшейся 21 ноября 2018 года. Это позволит обеспечить качество и доступность услуг для инвалидов, оказать дополнительную поддержку Всероссийскому обществу глухих.

8 апреля 2019 О заместителе Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Распоряжение от 6 апреля 2019 года №644-р

1 апреля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект об особенностях привлечения иностранных граждан в связи с проведением чемпионатов по профессиональному мастерству «Ворлдскиллс» С 22 по 27 августа 2019 года в Казани пройдёт мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс». В 2022 году в Санкт-Петербурге планируется европейский чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс». Подготовка и проведение таких чемпионатов возложены на союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”». В рамках этих событий требуется привлекать иностранных специалистов. Законопроектом предлагается предоставить Агентству право привлекать иностранных граждан в упрощённом порядке без получения разрешения на работу или патента и без учёта миграционной квоты, утверждаемой Правительством России.

29 марта 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроекты о реализации права работника на выбор кредитной организации, в которую должна быть переведена его заработная плата Распоряжения от 27 марта 2019 года №539-р, №540-р. Законопроектами, в частности, предлагается установить административную ответственность за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена его заработная плата. При этом срок, в течение которого работник должен сообщить работодателю об изменении кредитной организации, предлагается увеличить с 5 рабочих дней до 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы. Предлагаемые изменения позволят исключить риски невыполнения работодателем норм трудового законодательства, будут способствовать предупреждению трудовых споров и правонарушений в этой сфере, развитию конкуренции на рынке банковских услуг в сфере трудовых отношений.

22 марта 2019 , Регулирование в сфере торговли. Защита прав потребителей Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на защиту прав социально уязвимых категорий потребителей Распоряжение от 21 марта 2019 года №490-р. Действующие в настоящее время нормы законодательства о защите прав потребителей имеют общий характер и распространяются на всех потребителей товаров, работ, услуг. В целях защиты прав социально уязвимых категорий потребителей законопроектом предлагается установить административную ответственность за правонарушения, связанные с отказом потребителю в доступе к товарам, работам или услугам по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья, возрастом.

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.