Чтобы облегчить тяжелый труд - здоровье человека. О влиянии тяжелого физического труда на здоровье мужчины


Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему физический труд часто противопоставляется образованности, счастливой и полноценной жизни, не пользуется уважением и почётом? Для меня такое положение вещей долгое время было само собой разумеющимся. Но, как часто происходит в моей жизни, настал черёд и этого вопроса, чтобы быть подвергнутым сомнению и анализу.

Начиная с последних классов школы, меня перестали удовлетворять ответы типа «Все так живут», «Все так думают», «Все так делают». Вот и сегодня я постараюсь показать вам, что в вопросах физического труда большинство не право, что без него мы не сможем гармонично развиваться, добиваться успеха, жить счастливо и полноценно.

Возможные причины неверного отношения

Для начала давайте разберёмся с причинами неверного отношения. Первая причина - лень - стара, как и сама человеческая природа. Я не хочу сказать, что интеллектуальному труду лень не помеха. Иногда даже наоборот: я начинаю заниматься тяжёлым физическим трудом, только бы не писать статью.

Но если человеку предложить на выбор любую профессию, то, скорее всего, его выбор будет больше связан с интеллектуальным трудом, чем с физическим. А то, что человеку не нравится, он зачастую пытается представить себе и другим как малополезное или вообще ненужное. Здесь на помощь приходят идеи Платона .

Платон учил, что человек обладает бессмертной душой - мыслящей и чувствующей сущностью, связанной с высшими информационными и духовными материями. Тело для души - это всего лишь временное пристанище, связанное со всем низким, земным и нечистым. Здесь начинается чрезмерное превознесение умствований над физическим трудом.

К тому времени, как христианство становится государственной религией Римской империи, идеи Платона уже прочно входят в него, несмотря на то, что главная книга христиан - Библия - ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь.

Такое отношение проникает во все слои общества и во всю культуру Европы. К тому же для борьбы с Реформацией орден иезуитов создаёт по всей Европе школы и университеты, система и философия образования которых стали фундаментом почти во всех учебных заведениях современного мира.

Таким образом, вдобавок к естественной лени человек с детства получает установку на то, что интеллектуальный труд связан с чем-то возвышенным, духовным и достоин почёта, а физический - это удел плебеев.

И третья причина вытекает из второй и, в свою очередь, ещё сильнее закрепляет её в нашем сознании. Происходит это следующим образом: ребёнок ленится работать интеллектуально и плохо учится в школе (или ему отбили охоту к учёбе), в результате он вырастает человеком, не способным к интеллектуальному труду, самообучению и саморазвитию. Низкий уровень интеллекта, маленький словарный запас, низкая культура - единственной перспективой остаётся неквалифицированный или малоквалифицированный физический труд.

Смотря на такого человека, люди обычно путают причину и следствие и утверждаются во мнении, что физический труд не способствует умственному и нравственному развитию и вообще росту человека как личности. Ниже мы увидим, что на самом деле при правильном подходе всё как раз наоборот.

Общая польза от физической активности

Сегодня всё чаще учёные говорят, что занятия спортом помогают нам .

Полезный практический результат

И, кстати, о полезности. Практический результат, который может быть полезным лично для вас и других людей, - это ещё одно преимущество физического труда.

Если результатом спортивных упражнений будет здоровье тела и разума, то к результатам физического труда могут добавиться овощи и фрукты с собственного участка, уютная и красивая обстановка жилья или даже .

Выход: полюбите физический труд

Что же теперь делать? Бросить интеллектуальный труд и спортивные упражнения? Конечно, нет. Для начала можно просто пользоваться каждой возможностью физически потрудиться: от простого рытья канавы до создания шедевральной мебели из крепкого дуба.

Ну и самое главное: если трудиться без хорошего настроя, без творческого подхода, то невозможно будет выжать все бонусы. Можно ли полюбить физический труд? Знаю из личного опыта, что можно, хотя нескоро и нелегко. Думайте о тех преимуществах, которые он даёт, причём бесплатно. Обычно люди платят немалые деньги за разные тренинги, а тут мы получаем тренинг для мышц, для мозга, для характера да ещё с полезным внешним результатом. Вы как хотите, а я помчался обрабатывать виноградник.

4.5. Доказательства того, что тяжелый труд вреден для здоровья

  • Согласно исследованию, проведенному British Medical Journal в 2002 году, люди, которые постоянно испытывают стресс на работе, имеют вдвое больше шансов умереть от сердечно-сосудистых заболеваний, чем те, у кого работа не связана или мало связана со стрессом.
  • Согласно докладу правительства Великобритании от 1996 года, у тех, кто работает более сорока восьми часов в неделю, вдвое увеличивается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Согласно исследованию, проведенному в 2003 году в США, долго и напряженно работать вреднее для здоровья, чем набрать двадцать килограммов лишнего веса или состариться на тридцать лет.
  • Согласно одному из докладов ООН, приблизительно два миллиона человек в год погибают из-за несчастных случаев на рабочем месте и профессиональных заболеваний. Это значит, что работа убивает больше людей, чем войны (650 000 смертей в год).

Короче говоря, тяжкий труд может вас убить. Жертвы трудовой этики - люди, которые всю жизнь работают, не жалея сил, в ожидании, что вот-вот достигнут успеха, но так в результате ничего и не достигают.

А ведь ключ к успеху в том, чтобы работать над немногими действительно важными вещами, оставить свой след в мире - и не тратить времени на все остальное.

Питер Друкер в связи с этим советовал: "Не старайтесь сделать все сразу как нужно - вместо этого сразу делайте только то, что нужно".

Чтобы убедиться, что вы не тратите время зря на проекты, которые ничего не дадут, и что у вас вместо этого остается время на творчество и активный отдых, возьмите в привычку задавать себе следующие вопросы:

  • Как мне лучше всего использовать свое время в данный момент?
  • Какую книгу мне сейчас стоило бы почитать, что понять, как лучше управлять своим нетрадиционным бизнесом?
  • Как лучше организовать продвижение на рынок своего товара или услуги?
  • Какова вероятность того, что мое нынешнее занятие поможет мне улучшить собственную жизнь сегодня или в будущем? Какое начинание принесет мне больше всего денег при наименьшем риске?
  • С кем я могу пообщаться, чтобы получить побольше полезной информации о развитии моей карьеры и бизнеса?

Ясно, что, если вы направляете свои усилия в неперспективное русло, вся ваша тяжкая работа, скорее всего, пропадет зазря.

С другой стороны. если вы работаете только четыре или пять часов в день, причем над творческими проектами, которые, возможно, в будущем принесут огромные деньги, - затрачиваемого вами времени может оказаться вполне достаточно для успеха.

А в Британии, Канаде, США и Австралии, пожалуй, хватит и двух-трех часов в день - столько в этих странах возможностей.

И еще кое-что: быть может, консультанты по карьере советовали вам приобрести опыт в как можно большем количестве областей. На мой взгляд, лучше сосредоточить свои усилия в одной значимой сфере, в крайнем случае - в двух-трех, никак не больше.

Если вы затеете слишком много дел сразу, вам придется распылять усилия, отнимая ресурсы у важных проектов. В идеале лучше специализироваться на какой-то довольно узкой области, на занятии, которое доставляет вам удовольствие, в котором вы могли бы преуспеть и достичь мастерства.

Кое-кто захочет последовать совету Роберта Аллена, данному в книге "Множественные источники дохода: как всю жизнь пользоваться неограниченным богатством", - найти сразу несколько источников дохода.

Это весьма здравая мысль. Однако человек, работающий на "ненастоящей" работе или содержащий нетрадиционный бизнес, может единовременно заниматься лишь ограниченным числом проектов.

Если вы хотите, чтобы ваше дело было несложным и, так же как и мое, являлось "театром одного актера", я советую вам ограничиться тремя или четырьмя источниками дохода. Хотя в прошлом мне удавалось быть одновременно писателем, самому-себе-издателем, выступать с лекциями и преподавать в колледже на полставки, я бы не стал рисковать, и дальше увеличивая количество источников дохода.

Без сомнения, если бы вдобавок к вышеперечисленным занятиям я попытался сдавать жилье внаем и работать в сфере сетевого маркетинга, я бы серьезно перенапряг свои умственные и финансовые ресурсы и, может быть, мне даже пришлось бы бросить писать и издавать книги.

Ключ к успеху - в чувстве меры.

Возьмем Пабло Пикассо.

Он - один из наиболее плодовитых и значительных художников XX века. Вы, конечно, согласитесь, что Пикассо, превосходный живописец, скульптор, гравер, театральный декоратор и мастер по керамике, достиг внушительного успеха, не имея "настоящей" работы.

Однако он, подобно мне, не верил в то, что успеха надо добиваться любой ценой.

"Всегда работайте не в меру ваших возможностей, а ниже этой меры, - советовал Пикассо. - Можете осилить три элемента - используйте только два. Можете осилить десять - используйте пять. Тогда с теми, которые вы используете, вы справитесь играючи, мастерски, и по вашей работе будет видно, что у вас еще есть сила в запасе".

Можно еще очень долго рассуждать о том, как тяжелая работа убивает человека, но эта тема заслуживает отдельной книги.

Кстати сказать, я уже написал на эту тему две. Но позвольте мне вместо них порекомендовать вам книгу Ричарда Коха "Принцип 80/20" - она раскроет вам секрет достижения гораздо более впечатляющих результатов при меньшей затрате сил.

Добавлю лишь, что, в какой бы области вы ни подвизались, наилучшие результаты приносит творческий подход.

Хотя и творчество, и тяжкий труд требуют затрат энергии, в основе настоящего успеха без "настоящей" работы лежит именно первое.

Мода на физические упражнения и концепцию «движение – жизнь» повсеместно началась после ставшего уже классическим исследования английского ученого Джереми Морриса. В 1953 году он опубликовал свою легендарную работу «Ишемическая болезнь сердца и физическая активность».

Джереми несколько лет изучал здоровье 31 000 человек. Под его наблюдением были работники общественного транспорта Лондона от 35 до 65 лет: водители, автобусов, трамваев, поездов, проводники, кондукторы. Моррис выяснил, что вероятность сердечных недугов в три раза выше у тех, кто на работе сидит без движения (например, водители по сравнению с проводниками). В дальнейшие годы Моррис провел дополнительные исследования, изучал здоровье чиновников и работников почты, все данные подтвердили его первые выводы. Собственно, отчасти именно работы этого английского ученого и заложили основы моды на активный образ жизни. Ведь еще в начале ХХ века многие ученые активно выступали против, например, бега – как чрезвычайно вредной нагрузки для здоровья.

Спортсмен vs грузчик

Последняя работа нидерландских ученых не опровергает данные Морриса (нет, тебе не нужно выкидывать абонемент в спортивный зал), но заставляет посмотреть на ситуацию совсем с другой стороны. Исследования Морриса и его последователей не разделяли виды полезной физической активности. До настоящего момента считалось, что любая физическая активность (без деления на ту, которую ты делаешь на работе или в свободное время) – оздоровляет и помогает в профилактике заболеваний.

Считается, что следствием малой подвижности является причина семи процентов заболеваний. Основываясь на этом принципе, международные организации здравоохранения всегда рекомендуют активно двигаться хотя бы 30 минут в день. При этом, как мы уже упомянули, не разделяется активность на работе, досуг (фитнес-зал или прогулки по желанию) или ту, которую ты совершаешь, когда нужно добраться из точки А в точку Б. Все это считается одинаково полезным.

Работа ученых из Медицинского центра свободного университета Амстердама – единственный в настоящий момент обзор данных, который касается связи между именно профессиональной физической активностью и смертностью. Исследователи проанализировали информацию о 193 696 людях от 18 до 65 лет (29 639 умерли во время периода наблюдения). В итоге исследователи пришли к выводу, что спортсмен и человек, который вкалывает, скажем, грузчиком – люди с совершенно разным здоровьем. Риск смерти у мужчин, работа которых связана с высокой физической активностью, выше на 18%.

Гибнут на работе

Особенно опасны для организма работы, которые требуют долгих статичных поз: постоянно перегружают и травмируют одни и те же мышцы, повышают частоту сердечных сокращений и кровяное давление. При этом у работника (в отличии от спортсмена, который занимается размеренно), как правило, нет времени на восстановление. Кроме того, высокий уровень нагрузок на работе, по данным исследователей, чаще всего приводит не к оздоровлению, а к хронической усталости, которая ведет за собой сердечно-сосудистые заболевания.

Очень вредны, как заявляют ученые, и рваные, неравномерные нагрузки (два дня человек трудится на пределе, а еще пару дней отдыхает, вообще никак не двигаясь).

Отмечается, что исследование про смертельную опасность профессиональных нагрузок касается мужчин. Женщин, указывают ученые, все же не так часто привлекают к тяжелому труду. Кроме того, разные работы, мужские и женские, ведут к разным социально-экономическим образам жизни, что тоже влияет на здоровье.

Исследователи отмечают, что не включали в свой труд такие факторы, как травмы или болезни, связанные со смертельным исходом – они относительно распространены в некоторых профессиональных секторах, например, в строительстве и сельском хозяйстве.

Без трудовой деятельности немыслимо представить себе развитие и совершенствование всех способностей человека, функций организма, немыслимо здоровье и счастье человека, радость его жизни. Труд, как писал Энгельс, является «высшим из известных нам наслаждений». Трудовая деятельность - естественное условие человеческой жизни.

Труд, здоровье и старость

Одно время существовало мнение, что труд старит человека. Сейчас ни один ученый так не считает. Никому не придет в голову ставить знак равенства между работающим организмом и работающим механизмом. В первом случае работа служит стимулом жизнедеятельности и развития, естественным условием жизни, во втором - механизм постепенно изнашивается.

Старение организма происходит не от работы, а вызывается закономерностями, заложенными в природе самой жизни. Вне труда человеческий организм теряет способность к продолжительной жизни.

«Ничего не делать - это несчастье стариков», - писал 82-летний Виктор Гюго.

Истории не известны долгожители-бездельники. Вот почему врачи рекомендуют вышедшим на пенсию заняться каким-либо видом общественно-полезной деятельности: воспитанием молодежи, участием в благоустройстве жилой местности, помощью в работе общественных советов. Следовательно, чело.веку в любом возрасте важно не избегать труда, ошибочно полагая, что ничегонеделание сохранит здоровье, а стремиться к соблюдению во время труда установленных требований гигиены.

Здесь, очевидно, уместно вспомнить слова И. П. Павлова, который считал, что люди наносят себе вред, переутомляются и заболевают вследствие того, что, будучи не знакомы с законами высшей нервной деятельности, допускают нарушения нормального течения физиологических процессов в нервной системе.

Проблема утомления человека

Проблема утомления выходит далеко за пределы физиологии и медицины. Она является важной социальной проблемой, так как без рациональной организации труда утомление переходит в хроническое переутомление, влечет за собой потерю трудоспособности, способствует возникновению заболеваний.

Все виды труда, как установили гигиенисты, оказывают положительное воздействие на организм человека при условии, если труд будет соответствовать возрасту, правильно организован, разумно сочетаться с отдыхом и, конечно, с двигательной активностью. При всем этом, однако, определенное предпочтение все-таки остается за трудом, связанным с физическими нагрузками. Особо подчеркнем: посильными, соответственно общему развитию организма, опять-таки возрасту и, конечно, они не должны быть чрезмерными.

Неправильно думать, что для достижения долголетия нужно обязательно заниматься только физическим трудом. Да это практически и нереально. Различные виды труда существуют как общественно-экономическая необходимость. Поэтому гигиенистами найдены достаточно надежные способы устранения отрицательного влияния на организм человека, занятого только одним видом труда, например умственным.

Так, представителям профессий, не связанных с физической активностью, рекомендованы различные двигательные упражнения и особенно производственная гимнастика.

Затрачивают на нее считанные минуты, а эффект при этом достигается вполне, ощутимый - она оказывает благотворное влияние на протяжении многих часов труда, повышая работоспособность, улучшая деятельность центральной нервной системы, кровообращения, дыхания.

Исследования специалистов

Больше того, исследования специалистов подтверждают, что с возрастом эффективность производственной гимнастики не только не снижается, а, наоборот, резко повышается. У людей пожилого возраста гимнастика стимулирует деятельность внутренних органов, улучшает процессы обмена веществ.

Многочисленными наблюдениями за большими контингентами работников производственных предприятий неопровержимо доказан и такой важный факт: постоянно занимающиеся физическим трудом в два-три раза реже представителей умственного труда страдают атеросклерозом, гипертонической болезнью, коронарной недостаточностью.

Об этом же говорят и результаты изучения жизни людей старше 80 лет, проведенные учеными-медиками в течение длительного времени в различных городах и республиках нашей страны. При этом была четко прослежена важная закономерность: практически все долгожители постоянно, всю жизнь занимались трудовой деятельностью. Перешагнув 80-летний рубеж, они продолжали посильно работать, много двигаться, не прерывать своих связей с обществом.

Исторические примеры

Известно много исторических примеров долголетней деятельной жизни. Это - выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, обогатившие культуру и науку бесценными плодами своего творчества. Как правило, они были людьми неустанного и регулярного труда, всю свою долгую жизнь, иногда до последнего дня продолжали работать. Так, И. В. Мичурин прожил 80 лет, Л. Н. Толстой - 82, Вольтер - 84, Т. Эдисон - 84, И. П. Павлов - 86, древнегреческий врач Гиппократ - 104, выдающийся советский химик Н. Д. Зелинский - 92, народный поэт Казахстана Д. Джамбул - 99 лет.

Да что исторические примеры. Наверное, каждый, оглянувшись вокруг себя, может найти тому многочисленные подтверждения.

Интересно сказал немецкий врач XVIII века X. Гу-феланд: «Нет ни одного примера, чтобы какой-нибудь лентяй дожил до преклонного возраста». Это очень точная мысль. Ведь труд приучает человека к дисциплине, порядку, вносит в его жизнь определенную организованность. В свою очередь, эти качества положительно влияют на сам процесс труда, повышают его эффективность. Недаром трудовому воспитанию в нашей стране придается исключительное значение. Это нашло свое отражение, в частности, в постановлениях партии и правительства по коренной перестройке школы и дальнейшему развитию системы народного образования.

Вообще идея трудового воспитания возникла давно. Еще выдающийся английский мыслитель-гуманист Томас Мор высказал пожелание, чтобы молодое поколение воспитывалось в процессе труда. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что труд полезен для здоровья и долголетия.

Posted in

Урок № 27 «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»

(рассчитан на сильный класс)

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества, сформировать у обучающихся представление о христианской семье.

Задачи урока:

а) образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;

б) воспитательные: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Участники: учащиеся 4-ого класса

Подготовительная работа: подготовить карточки с напечатанными опорными словами (компоненты), презентацию для сопровождения теоретического материала, запись мультфильма «Сказание о Петре и Февронии» , запись песни «Гимн семьи».

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Христианская семья», учебное пособие «Основы православной культуры» 4–5 класс, рабочие тетради (у учащихся), магнитная доска и магниты, карточки с опорными словами.

Ключевые слова: семья, венчание, обручальное кольцо, венец, традиции, тактичность.

Ход урока

Организационный момент

Проверка наличия учащихся на уроке, наличия учебников, тетрадей, ручек.

Проверка д/з .

Тема прошлого урока христианин в труде. Давайте вспомним.

Какие заповеди получили первые люди от Творца?

умножения жизни (.плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю.);

Возделывания и хранения сада;

Познания мира (нареки имена животным.);

Поста.

Что такое пост? пост - это временное воздержание от чего–то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее.

Какой труд вреден для человека? человек работает только для своего обогащения, работа, которая приводит к горю людей.

Что значит работать на совесть? Если же человек работает, принося пользу людям, его труд радует и Бога. Христианин считает, что весь его рабочий день проходит перед Божьим взором, и потому старается работать честно. Если подняться под самый купол древнего храма, то можно видеть роспись такую же тщательную и прекрасную, как и ту, которая находится прямо перед глазами стоящих внизу людей. Это значит, что древние художники работали на совесть.

Что же дает труд человеку? Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.

Представь, что ты в будущем будешь владельцем предприятия. Как ты будешь относиться к своим работникам? незадерживает заработную плату работникам. Также неправ хозяин, заставляющий работать людей без отдыха и без выходных.

Актуализация знаний учащихся - Роман

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева кротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья .

Целепологание и мотивация

Из стихотворения догадайтесь, о чем именно пойдет речь на уроке, и прошу сформулировать тему урока.

Совершенно верно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает Итак, Тема нашего урока: «Христианская семья».– Я попрошу открыть ваши рабочие тетради и записать тему урока . (открываю доску+ д/з : мини - сочинение моя семья, урок 27 в раб. тетради».) ключевые слова: семья, венчание, обручальное кольцо, традиции, тактичность.

Изучение новой темы

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

Работа с понятием

Что же означает слово семья? Как вы думаете?

Семья - самое главное в жизни для каждого человека.

Семья – дом, где живу я, папа, мама, сестра и т.д.

Семья - где все заботятся друг о друге.

В словарь запись СЕМЬЯ - группа живущих вместе близких родственников

Её основные признаки :

а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,

б) совместное проживание в одном помещении,

в) общий совместный бюджет.

Практическая работа

- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (убираем лишнее на доске)

Вести общее

хозяйство

Воспитывать

Ысмеивать ближних

радоваться только за свои успехи

Переживать каждому за себя

Организовывать

совместный досуг

Заботиться

о старших

Семья играет особую роль в нашей жизни. В семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой , но тоже - Церковью . Запись в тетрадь

На каждой парте я приготовила материал для работы – русскую народную пословицу. Однако у вас только первая часть народной мудрости, а вторую вы сейчас постараетесь дописать.

Пословица: «Семья без детей, что… , что пустая шкатулка, мир без солнца, что дом пустой.

В народе говорили: «Семья без детей, что очаг без огня ». К какой же мысли привела нас русская пословица? Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.

Правильно. Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (На магнитной доске – «Семья», «Радость» .)

Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в первые секунды? Свой дом, маму, любимые игрушки, бабушку и дедушку ,

Работа с текстом учебника

А сейчас откройте стр. 86 учебника. Прочитайте первое предложение.

Практическая работа

Составьте синквейн к понятию «семья»

Составить синквейн на тему «Семья»

Название темы_______________(одно существительное )
Описание________________________(два прилагательных)
Действия ____________________________(три глагола)
Чувство______________________________ (фраза )
Обобщение сути_______________________________

Родная, любимая самая лучшая

Любит, поддерживает, воспитывает оберегает,

Семья - это самое родное для меня близкое, хорошее настроение

Защита, опора

Молодцы.

Два человека встретились, полюбили друг друга. Каждая встреча влюбленных доставляет им радость. Но любовь это не всегда радость. Порой она включает в себя также и боль. Почему? Ответы. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей и если он болеет, переживает - и мне плохо.

Фронтальная работа

Вернемся к учебнику стр. 86 – комментированное чтение

    Как в православии называется вступление в брак? венчание

    Что возлагают жениху и невесте на головы во время венчания? венец

    Какие значения имеет венец? Награда за решимость людей подарить себя друг другу

    О чём напоминает «мученический венец»? о терновом венце Христа

    На что готовы по-настоящему любящие друг друга жених и невеста? Все претерпеть ради сохранения семьи.

    Почему венец как и обручальное кольцо не имеет конца? Муж и жена должны быть верны друг другу до смерти. Даже если в их жизни будут болезни и несчастья, они должны оставаться вместе и поддерживать друг друга

вывод: « Отличие православной семьи состоит в том, что по-настоящему любящие друг друга жених и невеста, готовы все претерпеть ради сохранения семьи, даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе». На слайд

Чтение и анализ текстов

На партах у вас лежат карточки с текстами по вариантам. Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,

Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Если крутятся колеса, то не стоит горевать,

Если трудная работа, нужно дружно напевать,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье? В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(На магнитной доске – «Труд каждого»; «Общее дело» .)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.

Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата? Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (На магнитной доске – «Братская любовь», «Нравственный долг» .)

Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень новыми словами.

Физкультминутка. Мы с вами очень хорошо поработали. Теперь пора нам и размяться

Работа с текстом учебника (выборочное чтение)

Продолжаем работать. В семье очень важно заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку. Обратимся к учебнику стр. 87 последний абзац . Как же называется такое умение? Тактичность. Пример из книги. В семье без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь невозможна. Т.о. на доске слов прибавляется . (На магнитной доске - Тактичность, постоянное прощение и терпение).

Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой.А если вы прочитаете четвертый абзац на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих.

На какие праздники обращено внимание автора?

- Рождество Христово, Пасха. Почему? В эти дни люди становятся ближе друг к другу. А какие праздники, посвященные семье ты знаешь? День матери, день пожилого человека, день семьи. День зашиты детей. Что еще выделяет автор для сохранения дружной семьи? Семейные традиции То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Какие традиции может есть в вашей семье? (Выносятся на магнитную доску - Общие события и праздники . Традиции).

Молодцы.

Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, емко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы христианская Семья была счастлива, дружна, крепка. Давайте зачитаем вслух.

Скажите, пожалуйста, какую ценность мы не назвали с вами. Ведь именно с нее начинается семья и ее нам необходимо поставить первой в понятии «семья»? Любовь.

Я вам дала опережающее задание - прочитать сказание о Петре и Февронии Муромских. Давайте вспомним. Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии»

- Ребята кто написал для нас эту историю? писатель и публицист Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный).

Вы посмотрели мультфильм. прочитали сказание . О чем оно?

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА - История рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях. По легенде, благоверный князь Петр страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония из Рязанской земли. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Молодец.

Петр и Феврония стали примером для многих христианских семей. Почему? Они показали, что семья должна появляться только по любви, нужно быть верными друг другу, преданными и жить в согласии.

Сегодня все знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А вот про наших собственных заступников любви Петра и Февронию часто забывают. - покровители и , чей супружеский союз считается образцом . В России с 2008 года введен новый праздник - «День семьи, любви и верности» .

Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Именно в Муроме был поставлен первый памятник святым. Для популяризации праздника во многих городах России были тоже поставлены : Архангельск, Сочи, Тула, Благовещенск, Омск, Иркутск и т.д.

Лучшим семьям России в день праздника 8 июля вручается медаль за любовь и верность (общественная награда). Семьи должны соответствовать следующим критериям:

Долгая история семейного союза (от 25 лет);
- Крепость отношений, основанных на любви и верности;
- Благополучие семьи, обеспеченное трудом её членов;
- Воспитание детей как достойных членов российского общества.

С одной стороны медали изображается символ праздника «ромашка», с оборотной - лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: за любовь и верность семье. Вместе с медалью вручаются также ценные подарки, которые соответствуют «семейной тематике», и определяются местными властями и организаторами.

Посмотрим на символ праздника. - Что символизируют лепестки цветка? Членов семьи.

На чём держатся лепестки? На сердцевинке.

Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? - Он погибнет.

Что же символизирует сердцевинка? Ценности, на которых основывается семья.

В нашем районе есть тоже 2 семьи, которые были удостоены этой награды: 2011 год – семья Краюшиных: Алексей Михайлович и Татьяна Николаевна – жители села Октябрьское. 2012 год – семья Кондратьевых: Степан Григорьевич и Федора Алексеевна – жители села Ильинка. В 2 – по 6 детей.

У этого праздника кроме медали и символа есть еще и гимн, который так и называется «Гимн семье».

Просмотр видеоролика «Гимн семье».

Закрепление

- Чему был посвящен сегодня урок?

- Что узнали вы сегодня на уроке для себя нового?

- Стихотворение - Антонина

Семья Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Домашнее/з: мини- сочинение «Моя семья», урок № 27 в рабочей тетради.

Рефлексия